98286

Древняя Месопотамия

Реферат

Культурология и искусствоведение

Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города.

Русский

2015-10-30

93 KB

5 чел.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. РЕЛИГИЯ И ГАДАНИЯ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ 4

              1.1. Религия Древней Месопотамии 4

                     1.2. Гадания 14

ГЛАВА II. НАУКА И АРХИТЕКТУРА 17

                     2.1. Наука 17

               2.2. Архитектура 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

БИБЛИОГРАФИЯ 21


ВВЕДЕНИЕ

Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города. На протяжении долгого периода своего существования (до I в. н. э.) ей были присущи внутреннее единство, преемственность традиций, неразрывная связь ее органических компонентов.

Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма, несколько позднее превратившегося в клинопись. Именно клинопись была стержнем месопотамской цивилизации, объединявшим все ее аспекты и позволявшим сохранять традиции. Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура. Однако ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и в результате сложной и еще не вполне выясненной цепи передач вошли в сокровищницу современной мировой культуры.


ГЛАВА I. РЕЛИГИЯ И ГАДАНИЯ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ  

1.1. Религия Древней Месопотамии

Вавилон – одна из древнейших цивилизаций, корнями уходящая в царство Шумер. Тема чрезвычайно обширная и интересная. Достаточно упомянуть о Вавилонской башне, мифе, вошедшем в христианскую религию, или миф о Всемирном потопе, впервые встречающийся в шумерских клинописных табличках. Поскольку нельзя объять необъятное, рассмотрим корни этой цивилизации, а именно - царство Шумер.

Шумер – самая древняя и самая таинственная, по мнению ученых, цивилизация на Земле. Как мне представляется – это не совсем так. Согласимся с тем, что это самая древняя из известных и корректно датируемых цивилизаций.

Все дело в том, что в качестве «носителя информации» древние шумеры использовали весьма долговечный материал – глиняные таблички, да еще и обожженные. Такому материалу не страшно время, огонь и вода. Плюс сухой климат.1

И именно поэтому мы можем что-то узнать о том, что в за 4 тысячи лет до р.х. в дельте Тигра и Евфрата существовала высокоразвитая цивилизация. Если предположить, что другие, не менее развитые цивилизации использовали менее долговечные носители информации, скажем – натуральный продукт – бересту, а постройки были уничтожены ледником, то нас ждет открытие еще нескольких подобных цивилизаций. Как пример – Хараппское царство в долине Инда, по времени существования сопоставимая с Шумерским. По площади превосходящая его в разы, по уровню культуры, скорее всего, превосходящая последнюю, но дошедшие до нас письменные источники не поддаются дешифровке и поэтому об этой цивилизации мы и знаем очень и очень мало и в современном обществе о ней мало говорят.

Цивилизация шумер, возникшая прямо ниоткуда примерно за 4 тысячи лет до н.э. одна из самых таинственных. Во-первых, совершенно непонятно, откуда они пришли. Если судить по уровню технологий, то они пришли оттуда, где эти технологии уже были развиты. Учитывая место проникновения шумер в Междуречье, пришли они со стороны моря, а, следовательно, они уже должны были овладеть судоходством и навигацией, а следовательно, иметь представление об астрономии. Другие косвенные признаки указывают на то, что родина шумер была расположена в горах. Об этом говорит то, по мнению ученых, что свои культовые сооружения шумеры строили на искусственных возвышениях.

Но, так или иначе, придя в Междуречье, по мнению ученых, сравнительно немногочисленной группой, они сначала очень быстро освоили дельту Евфрата, построили там свои города и двинулись колонизировать север Междуречья.

Вызывает некоторое удивление чрезвычайно высокий уровень технологий древних шумер. Придя в Междуречье, они почти сразу же занялись ирригацией, а места там – болотистые. Создав систему каналов, и, поддерживая ее в работоспособном состоянии, они имели избыток продуктов. Следующий технологический прорыв – обожженная глина. Следует отметить, что тростник, в изобилии произраставший в тех местах – топливо никудышное. Но там есть нефть, вернее битум, буквально сочившийся из земли. И это топливо посерьезнее будет, и именно оно, по мнению ученых, и позволило древним шумерам в большом количестве производить строительные материалы из обожженной глины и строить хорошо укрепленные города и культовые сооружения. Руины, которые ученые изучают до сих пор.

Вероятнее всего именно наличие нефти и стало тем конкурентным преимуществом, которое позволило древним шумерам создать столь высокоразвитую цивилизацию.

Следующей загадкой шумер является то, что, по мнению ученых, они не являются родственниками населявших эту местность семитских племен. Оговорюсь, что термин – «семитские» не обозначает евреев. Арабы тоже – семиты. Это отличие шумер вытекает из лингвистики и других косвенных признаков. Судя по всему, к моменту прибытия шумер в Междуречье, письменность у них уже была.

Максимум информации ученые почерпнули из глиняных табличек, дошедших до нас в изобилии. Тут есть и хозяйственные документы, и детские, школярские «пробы пера», есть и эпические произведения, такие как «Эпос о Гильгамеше», дающие отчетливое представление и об общественном укладе и о верованиях древних шумеров.

Стоит упомянуть, что именно древним шумерам ученые приписывают изобретение денег. Вернее не само изобретение денег, а их включение в некую довольно затейливую экономическую конструкцию. И именно там, впервые, деньги стали терять свою собственную потребительную стоимость, как, например – золото, и стали заменяться некими «суррогатами». Условно это можно выразить так, шумеры изобрели «номинальную стоимость» денежных знаков.

Ну и говоря о Шумерской цивилизации трудно не упомянуть об исследованиях Захарии Сетчина, доказывающего, что под именами шумерских богов – Энке, Энлиль, Иштар и т.д. выступают совершенно конкретные живые существа, не инопланетяне. И там же, в шумерских табличках, Сетчин разглядел технологию создания человека, как существа, полученного методом генной инженерии.2

Все что дальше происходило на территории Междуречья, это логическое развитие цивилизации шумер, но уже не совсем самими шумерами. В древнем Вавилоне мы видим тех же богов, те же технологии, ту же письменность, вернее клинопись, но на другом языке.


      В 1914 г. учёный монах-иезуит отец Антон Даймель издал в Риме на латинском языке свой труд под названием "Panteon Babilonicum" — «Вавилонский пантеон». В книге перечислялись имена месопотамских божеств, которые учёный выписал, читая шумерские (шумерийские), вавилонские и ассирийские клинописные таблички (глиняные таблички с письменными, клинообразными знаками). Составленный А. Даймелем перечень включал 3300 имён; за прошедшие с начала века десятилетия этот список был уточнён и существенно расширен.

Конечно, не все имена в этом алфавитном списке равноценны. Одни встречаются постоянно, тысячи раз, в табличках, относящихся ко всем историческим периодам и происходящих из всех городов и областей Месопотамии; другие характерны для надписей какой-то одной эпохи или местности и лишь изредка упоминаются в иных текстах. Есть и такие имена, которые встречаются в клинописных документах всего два-три раза. Не равны по своему могуществу и рангу были и носители этих имён — месопотамские боги. Скажем, бог Солнца и бог, ведавший всего-навсего формами для изготовления кирпичей. Но даже самый незначительный демон, мелкий бес или какой-либо из бесчисленных этэмму (не обретший успокоения дух умершего) мог причинить немало бед, и человеку приходилось всё время держаться настороже, чтобы не рассердить кого-нибудь из них.3

Огромный пантеон доставлял много затруднений месопотамским жрецам. Необозримый сонм богов требовал упорядочения, установления известной иерархии, отношений старшинства, родства, верховенства и подчинённости. В разных городах в разные исторические периоды учёные жрецы рисовали эти отношения неодинаково, вольно или невольно выдвигая на первые роли «своих» богов, традиционно почитавшихся в данной местности. Им приходилось решать сложные задачи. Признание и восхваление какого-либо одного божества, олицетворявшего природное (например, бурю) или социальное (например, клятву) явление, не означало отрицания других божеств с такими же функциями и признаками; им тоже нужно было найти какое-то место в божественной иерархии. Нередко их пытались отождествить с данным божеством или объявить частными проявлениями этого бога. Всё это создавало крайне запутанную картину (не говоря уже об остающихся почти неизвестными религиозных представлениях простонародья), и месопотамским жрецам так и не удалось создать единой чёткой иерархии в мире богов.
Не в лучшем положении оказались и современные исследователи месопотамской религии. Сколько-нибудь подробной и достоверной истории религии Двуречья пока так и не написано. Проследить её удаётся лишь в самых общих чертах и в некоторых частностях.
4

Родиной одной из древнейшей цивилизаций мира стало нижнее течение двух больших рек — Тигра и Евфрата. Эту область назвали Междуречье (по-гречески Месопотамия), или Двуречье. Условия исторического развития народов Месопотамии были во многом сходны с египетскими. Соответственно и формы религии в обеих странах имели очень много общего, хотя, конечно, были у них и существенные различия.
Источниками изучения религий древнего Двуречья служат многочисленные тексты, главным образом на глиняных табличках, обнаруженных при раскопках древних вавилонских и ассирийских поселений и дворцов.
Среди письменных памятников выделяется знаменитая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, состоящая из нескольких десятков тысяч глиняных табличек. По приказу Ашшурбанипала по всей Месопотамии писцы снимали копии с книг для царского книгохранилища и размещали их в определенном порядке. Важнейшими источниками также служат храмовые надписи, удостоверяющие построение царями храмов, цилиндры, служившие печатями, рельефные изображения, дворцовые надписи и исторические записи царских архивов. К ним примыкают документы, касающиеся правовых отношений и частной жизни.
Подробные описания Месопотамии, в том числе обычаев и религиозных представлений ее жителей, содержатся в произведениях древнегреческих авторов Геродота, Страбона, Ксенофонта, а также в трудах римского историка Иосифа Флавия. Ценным источником по истории Ассирии и Вавилонии, крупнейших держав Междуречья, является и Библия.
Истоки месопотамской религии и культуры восходят к IV тыс. до н. э., когда стали возникать города. Сначала они появились в Шумере — южной части Междуречья. Там же зародилась и первая в истории человечества письменность. Шумерское древнейшее письмо было пиктографическим, когда отдельные предметы изображались в виде рисунков. Позже рисуночное письмо заменила клинопись. Клинообразные знаки выцарапывались на влажной глине острым предметом.

Всего в шумерской письменности насчитывалось более 600 знаков, представлявших собой разные сочетания клинышков. А поскольку почти каждый знак имел довольно много значений, клинопись досконально знали лишь немногие писцы.

Дешифровка шумерской письменности была осуществлена в первой половине XX в. стараниями ученых Ф. Тюро-Данжена, А. Пебеля, А.Даймеля, А. Фалькенштейна. Что касается пиктографической письменности, то она еще так до конца и не расшифрована.
Древнейшие памятники цивилизации Двуречья, созданной шумерами и основанной на оросительном земледелии, относятся к IV тысячелетию до н. э. Именно в южной части Месопотамии возникли первые города-государства: Ур, Лагаш, Урук, Киш и другие. Религиозные верования шумеров относятся к самым ранним из известных в Междуречье, однако мы не можем с уверенностью утверждать, что каждая отдельная присущая им черта является чисто шумерской, поскольку население этой области по своему расовому составу всегда было смешанным. По сути дела, кроме языка, трудно найти что-нибудь еще, имеющее отчетливо выраженный шумерский характер.

Древние шумерские общины — самостоятельные мелкие поселки, окруженные земледельческими районами,— сначала представляли собой первичные территориальные объединения, имевшие каждое свой общинный культ. У каждой общины был свой местный бог-покровитель: он считался повелителем данной местности и имел своего служителя в лице главы общины — патеси (исак). Этот патеси был одновременно и вождем, и жрецом.5

Сравнительно невысокая степень централизации власти и обожествления правителя способствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, без ожесточенного соперничества (как это было в Египте), уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживавшими их жрецами. Сохранились сведения о шумерском пантеоне, существовавшем уже на ранних ступенях цивилизации и государственности в Двуречье.

Общинные культы шумеров в древнейшую эпоху — до начала III тысячелетия до новой эры — были, по-видимому, совершенно самостоятельны, отражая самостоятельность самих общин. Но общины эти, вероятно, в более раннее время сами сложились из мелких родовых или территориальных групп. Позднее путем слияния и комбинирования местных представлений о богах-покровителях произошло формирование общешумерских божеств. Среди них выделяется великая троица: Ану — владыка неба, Эа — повелитель воды и Энлиль — хозяин земли и ветра, бог-дуновение. В эпоху политического объединения эти три бога почитались как великие общенародные божества. За ними закрепились эпитеты: Ану — непостижим и далек, Энлиль — могуч и царствен, Эа — мудр и свят.
Между великими и местными божествами шумерские жрецы стали устанавливать династические связи. Например, бог-покровитель Лагаша Нингирсу был провозглашен сыном Энлиля. Так постепенно происходило формирование пантеона, хотя говорить о религии шумеров как о системе трудно.

Как и раньше, боги-покровители каждой общины сохраняли большое значение. Почитались также многочисленные добрые и злые божества, связанные с урожаем, скотом, домом, болезнями и напастями.
Интересно, что изображения богов уже в самую раннюю эпоху по большей части антропоморфны. В отличие от Египта, Месопотамия почти не знала зооморфных богов. Исключением является тот же Эа, первоначально, видимо, покровитель рыбаков, изображавшийся как человек-рыба. Почти не знала Месопотамия и культа животных — опять-таки не в пример Египту. Вообще, следы тотемизма здесь мало заметны. Были, правда, священные животные — быки, змеи (кстати, священные быки часто изображались с человеческими головами, тогда как в Египте, напротив, боги зачастую изображались в виде человека, но с головой животного).

Как и в других древневосточных государствах, в Двуречье сами обожествленные носители власти становились предметом религиозного поклонения. Шумерские патеси были одновременно жрецами богов.

Цари объединенного Двуречья, начиная с Саргона Древнего, претендовали на особую близость к небесным богам: они считались любимцами, ставленниками богов, правили от их имени. На барельефах цари обычно изображались лицом к лицу с богами либо носили божественные атрибуты.6

Культовые постройки Междуречья отличались от египетских. Храмы воздвигались только главнейшим богам, в основном богам-покровителям данной общины. Наружные стены храма и платформы украшались равномерно отстоящими друг от друга выступами. Само же святилище шумеров состояло из трех частей: центральной в виде длинного двора, в глубине которого размещалось изображение божества, и симметричных боковых приделов по обеим сторонам двора. На одном его конце был расположен алтарь, на другом — стол для жертвоприношений. Подобную же планировку имели и святилища этого времени в Северном Междуречье.

По одной из версий подземное царство месопотамцы называли «Кур». Проникнуть в Кур можно было, лишь преодолев «поглощающую людей реку», через которую переправлял на лодке перевозчик, «человек лодки». Образ лодочника — проводника душ, впервые появившийся в мифах Двуречья, был впоследствии воспринят этрусками, римлянами, греками, где получил имя Харун (Харон).

Подземный мир представлялся древним месопотамиам городом, надёжно обнесённым семью стенами. В него вели семь врат, следующих друг за другом. Привратник Неду (или Нети) всегда держал врата на запоре: отчасти для того, чтобы не пускать нежелательных посетителей, но главным образом, чтобы никто из обитателей не мог покинуть подземный мир.
Умерший, попадая в подземный мир, должен был прежде всего принести дары и жертвы семи подземным божествам, чтобы заручиться их поддержкой. Около каждых врат умерший снимал с себя какое-либо украшение или одежды. Пройдя все семь, он представал перед Эрешкигаль — супругой правителя подземного царства Нергала. По одной из версий — обнажённым, как это было с богиней Инанной, попавшей в подземный мир.
В подземном царстве имелась «судейская коллегия» Ануннаков. Иногда на ней председательствовали боги, явившиеся из верхнего мира: например, бог Солнца (по ночам) или бог Ауны (в период новолуния). Они объясняли умершему законы и нравы Кура и определяли его дальнейшую судьбу. После чего он отправлялся в одну из областей подземного мира. Здесь его приветствовали другие обитатели, чтобы он мог почувствовать себя как дома.
7

В подземном царстве существовали особые нормы поведения: держаться тихо, не привлекать к себе внимания одеждой и украшениями, стараться не выказывать своих чувств. Человек продолжал заниматься в подземном царстве тем, чем он занимался в земной жизни. Так, жрецы были обязаны выполнять все ритуалы, что и при жизни.
Проходили первые дни и до умершего начинали доходить «жалобы Шумера». Они повествовали о том, что умерший не успел сделать дома — посеять поле, достроить дом, родить сына и т. д. В особом случае тени мёртвых могли на время «подняться» на землю. В основном этим правом пользовались цари, боги. В эпосе о Гильгамеше тень Энкиду поднималась из Кура, чтобы увидеть своего друга Гильгамеша и побеседовать с ним. Можно выбраться из «страны, откуда нет возврата» и если найти себе замену. Так, богиня Инанна нашла её, оставив в подземном царстве своего супруга Думузи.

Хотя Кур предназначался для смертных, в нём пребывало немало бессмертных богов. Об этом рассказывает поэма «Сотворение бога Луны», где говорится об изгнании бога Энлиля в подземное царство.
В шумерских и аккадских сказаниях смерть — великое и неизбежное зло, «тьма», которой нельзя противостоять. Об этом прекрасно сказано в поэме «Смерть Гильгамеша». Но постепенно в месопотамской мифологии появляется новый мотив — бессмертие, правда не физическое, а духовное. Человек умирает, но он бессмертен в своих делах и заслугах. С этим связано и новое представление о градации страданий в земном мире. С теми, кто имел большие семьи, кто пал на поле битвы, кто достойно прожил жизнь, в подземном царстве обращаются лучше, чем с остальными. Если в более ранних мифах тени умерших бродят во тьме без еды и пищи, то в более поздних — праведные начинают еду и воду.
8 

1.2. Гадания


        В Месопотамии гадали по облакам, по струйке дыма из курильницы (либаномантия), по пятнам масла, вылитого в воду (леканомантия), по поведению животных и птиц, бросая жребий, толкуя сны, наблюдая за небесными телами и атмосферными явлениями, наконец, по внутренностям жертвенных животных. Кроме того, создавались огромные сборники примет, куда заносили всевозможные странные факты (необычное поведение животных, рождение уродов и т. п.) и последовавшие за ними происшествия. Такие сборники служили будущим поколениям предсказателей.
Гадательная практика изменялась с течением времени; зависела она и от общественного положения того, кто обращался за предсказанием: одни способы использовались для царских гаданий, другие — в гаданиях простолюдинов.

Контакт с божествами мог устанавливаться различными путями, но в основном общение строилось по двум схемам: божество отвечало на сформулированный вопрос «да» или «нет» либо же сообщало гадателю нечто на понятном ему языке знамений и примет (схватка орлов, появление красных муравьев и т. п.).

Простейшее древнемесопотамское гадание (кстати, практикуемое на Среднем Востоке и в наше время) заключалось в следующем: человек, задумав какое-то дело, выходил во двор или поднимался на плоскую крышу своего дома и «слушал улицу». Первые услышанные им слова и были ответом божества на заданный вопрос. Если прохожие говорили что-то приятное, значит, дело обещало быть успешным; если же они ссорились или речь шла о каких-то потерях, неудачах, значит, на успех рассчитывать не приходилось. Гадание такого рода каждый мог совершить сам, но в более ответственных случаях следовало обращаться к специалистам. Недостатка в них не было.

Предсказатель (бару) наливал масло в чашу с водой, держа её на коленях. Растекание масляной плёнки по поверхности воды, форма масляных пятен, прилипание масла к стенке чаши — всё это было исполнено глубокого значения и истолковывалось в положительном или отрицательном для заказчика гадания смысле.9

Любопытны древние сонники — сборники толкований снов. Один такой сонник был найден в царской библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии. Текст сонника разбит на разделы, в которых рассматриваются определённые действия, совершаемые во сне: еда, питьё, путешествия... Упоминаются даже людоедство и поедание нечистот, а в разделе о путешествиях — сны о полётах, восхождении на небеса или посещении подземного царства.
Но, пожалуй, самые важные гадания совершались по внутренностям жертвенных животных. Здесь существовало два «направления»: гадание по печени (гепатоскопия) и почти по всем внутренностям — дыхательным путям, лёгким, желчному пузырю, кишкам.

Гадатель призывал богов (чаще всего Шамаша или Адада) «написать» ответ на его вопрос на внутренностях жертвенного животного. Затем после соответствующих ритуальных действий животное убивали и начинали изучать внутренности, тщательно отмечая состояние органов. Всякого рода смещения, уменьшенные или увеличенные размеры органов, изъяны и аномалии составляли основу для заключений о положительном или отрицательном ответе на заданный вопрос. Система признаков была детально разработана, а их значение известно специалистам. Сохранилось много глиняных моделей печени и других внутренних органов, на которых обучали начинающих предсказателей.10

Внимательно рассмотрев все знаки и учитывая значение каждого из них, гадатели подводили баланс и давали общее заключение — какой ответ начертало божество. В сомнительных случаях гадание приходилось повторять, иногда не один раз.

По-видимому, самым показательным гаданием по печени является запрос, сделанный по повелению ассирийского царя Асархаддона (VII в.
до н. э.): «Шамаш, великий владыка, на то, о чём я тебя спрашиваю, правдиво ответь мне...

Я спрашиваю тебя, Шамаш, великий владыка, что с этого дня, с третьего дня месяца айара, до одиннадцатого дня месяца аба этого года пусть будет то Каштариту со своим войском, будь то войско киммерийцев... будь то кой бы то ни было враг, этот город Кишассу они возьмут?».
Текст кончается описанием знаков, найденных в печени ягнёнка. Ни заключение гадателей, ни судьба города Кишассу в указанные 100 дней, к сожалению, не известны...

Таким образом, древние шумерийцы, вавилоняне и ассирийцы, вавилоняне и ассирийцы жили "в довольно умеренном религиозном климате". Религия не предъявляла серьёзных притязаний ни на тело, ни на время, ни на имущество человека и поэтому не вызывала серьёзных конфликтов личности с религиозными требованиями.
Жизнь и всё, что её укрепляет, воспринималось как добро. Высшими ценностями считались долголетие, здоровье, многочисленное потомство и богатство. Но сознание конечности индивидуального бытия отравляло наслаждения и порождало сомнение в ценности всех человеческих дел и радостей.

ГЛАВА II. НАУКА И АРХИТЕКТУРА

2.1. Наука

Определенных успехов народы Месопотамии достигли в научном познании мира. Особенно велики были достижения вавилонской математики, первоначально возникшей из практических потребностей измерения полей, сооружения каналов и различных зданий. Еще с древних времен вавилоняне воздвигали многоэтажные (обычно семиэтажные) башни-зиккураты. С верхних этажей зиккуратов ученые из года в год вели наблюдения за движениями небесных тел. Таким образом вавилоняне собирали и записывали эмпирические наблюдения за Солнцем, Луной, расположением различных планет и созвездий. В частности, астрономы отмечали положение Луны по отношению к планетам и постепенно установили периодичность движения небесных светил, видимых простым глазом. В процессе таких многовековых наблюдений возникла вавилонская математическая астрономия. Самый творческий период ее падает на V в. до н. э., когда уровень ее во многих отношениях не уступал уровню европейской астрономии в эпоху раннего Возрождения. До нашего времени сохранились многочисленные таблицы с астрономическими вычислениями расстояний между звездами. Одно такое сочинение содержит информацию об основных неподвижных звездах и созвездиях, их солнечных восходах и заходах, а также их сравнительных позициях.

2.2. Архитектура

Особого расцвета искусство Месопотамии достигло во время существования Ассирийской державы в VIII— VII вв. до н. э. Этот расцвет нашел отражение прежде всего в ассирийских рельефах, которыми облицованы дворцовые покои. На рельефах изображены военные походы на вражескую территорию, захват городов и крепостей в соседних с Ассирией странах. Особенно тонко переданы характерные антропологические и этнографические особенности военнопленных и данников, представлявших различные народы и племена. Часть рельефов содержит также сцены охоты ассирийских царей. Для рельефов из дворца Ашшурбанапала в Ниневии характерны большая тонкость и отделка деталей при передаче страданий раненых львов. Художники, создававшие ассирийское дворцовое искусство, полностью отошли от древних традиций статичного изображения людей и предметов, одновременно придав совершенство жанровым сценам и обогатив их пейзажными картинами.

Внушительных успехов население Древней Месопотамии достигло в сооружении дворцовых и храмовых зданий. Они, как и дома частных лиц, строились из сырцового кирпича, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах. Характерным сооружением такого рода был знаменитый дворец царей Мари, построенный в начале II тысячелетия до н. э.

Развитие технологии, ремесла и товарно-денежных отношений привело в I тысячелетии до н. э. к возникновению больших городов в Месопотамии, которые были административными, ремесленными и культурными центрами страны, и к улучшению жилищных условий. Самым большим по площади городом в Месопотамии была Ниневия, построенная на берегу Тигра в основном при Синаххерибе (705— 681 гг. до н. э.) в качестве столицы Ассирии. Она занимала 728,7 га земли и была расположена в форме вытянутого треугольника. Город окружала стена, которая имела пятнадцать ворот. На городской территории кроме дворцов и частных домов располагался громадный царский парк со всевозможными экзотическими деревьями и растениями, включая хлопчатник и рис, семена которых были доставлены из Индии. Ниневия снабжалась водой с помощью специального акведука, который брал начало в 16 км от города. В ассирийской столице, по всей вероятности, обитало более 170 000 человек. Еще больше людей было в Вавилоне (по-видимому, около 200 000), который в значительной мере был перестроен при Навуходоносоре II в VI до н. э. и занимал площадь в 404,8 га. В Вавилоне имелись улицы протяженностью в пять и более километров. Стены домов часто были толщиной двух метров. Многие дома имели два этажа и были снабжены всеми необходимыми удобствами, включая ванные комнаты. Как правило, комнаты располагались вокруг центрального двора. Полы были покрыты обожженным кирпичом, тщательно залитым природным асфальтом, а внутренние стены покрыты известковым раствором. Рядом с домами богачей, площадью до 1600 кв.м. имевшими несколько дворов и более двадцати комнат, находились дома бедняков, площадь которых не превышала 30 кв.м.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы порой не отдаем себе отчета, насколько важные следы оставила в истории культура народов Передней Азии. А ведь с нее, по существу, начинается “биография” искусства многих стран. К этому истоку восходит эллинская античность, в нем черпают силу западная и восточная средневековые культуры. Ведь впервые в истории и в искусстве классовых обществ Древнего Востока установилась прочная художественная преемственность, сформировался единый для разных видов искусства стиль.

Древневосточную культуру от первобытной отличает многое. Но в первую очередь, это богатая мифология, сложно развитый мир чувств и художественных идей , разнообразие форм их выражения. Мифы и сказания, архитектурные образы, образы скульптуры и декоративного искусства, созданные мастерами Древнего Востока, никогда не утратят своей красоты и живой привлекательности. Человечество не перестает восхищаться ими и в наши дни.

Если проанализировать все выше сказанное, то можно сделать следующие выводов.

Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов, составляющих ее население. Ее достижения и ценности легли в основу многих культур более поздних периодов: греческой. Арабской, индийской, а позже и культуры Византии.

Несмотря на ранний период формирования этой культуры, она содержит в себе много удивительных догадок, а иногда и открытий, которые оказали существенное влияние на дальнейшее развитие письменности, астрономических, математических и других знаний.


БИБЛИОГРАФИЯ

1.Бадак А.Н. История Древнего мира. М.: Харвест, 1998

2. Культурология для технических вузов. // Под ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов - на - Дону: “Феникс", 2001

3.Кравченко А.И. Культурология. М.: Трикста, 2003

4.История Древнего Востока./Под ред. В.И.Кузищина.-М., «Высшая Школа» 2003

5.Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского университета, 2003

1 Бадак А.Н. История Древнего мира. М.: Харвест, 1998.С.147

2 История Древнего Востока./Под ред. В.И.Кузищина.-М., «Высшая Школа» 2003.С.147

3 История Древнего Востока./Под ред. В.И.Кузищина.-М., «Высшая Школа» 2003.С.151

4 Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского университета, 2003.С.314

5 Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского университета, 2003.С.318

6 Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского университета, 2003.С.321

7 Кравченко А.И. Культурология. М.: Трикста, 2003.С.198

8 Культурология для технических вузов. // Под ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов - на - Дону: “Феникс", 2001.С.218

9 Кравченко А.И. Культурология. М.: Трикста, 2003.С.208

10 Кравченко А.И. Культурология. М.: Трикста, 2003.С.211


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22929. Поняття базисного мінору 15.5 KB
  Припустимо Поняття базисного мінору. Припустимо Δr деякий мінор порядку r матриці A r≤mr≤n. Мінор порядку r1 матриці називається оточуючим для мінора Δr якщо його матриця містить в собі матрицю мінору Δr .
22930. Існування базисного мінора 21 KB
  Для мінора Δ1 складаються всі можливі оточуючі мінори. Для цього послідовно до мінора Δ1 дописуються всі можливі рядки і всі можливі стовпчики. Якщо всі оточуючі мінори дорівнюють нулю то за означенням мінор Δ1 базисний і процес закінчується . Для мінора Δ2 складаються всі можливі оточуючі мінори послідовно дописуючи всі можливі рядки і стовпчики.
22931. Теорема про базисний мінор та її наслідки 87 KB
  Нехай мінор Δr порядку r є базисним мінором ненульової матриці. Тоді рядки матриці на яких будується мінор Δr лінійно незалежі; всі інші рядки матриці лінійно виражаються через них. Не втрачаючи загальності міркувань можна вважати що базисний мінор будується на перетині перших r рядків і r стовпчиків матриці . Можна вважати що a11 інакше для того щоб це виконалось можна переставити перші r рядків матриці A і при цьому умови теореми не змінюються.
22932. Теорема про ранг матриці 21 KB
  Для будь якої матриці її горизонтальний та вертикальний ранги рівні та співпадають з рангом матриці за мінорами . Це означає що порядок базисного мінора матриці дорівнює k . За теоремою про базисний мінор k рядків матриці A на яких будується базисний мінор лінійно незалежні а решта рядків лінійно виражаються через них.
22933. Методи обчислення визначників n порядку 761.5 KB
  Поняття визначника n–го порядку. Числа aіj називаються елементами визначника . Добуток 5536 є одним з добутків визначника  оскільки серед його співмножників є по одному і лише по одному елементу з кожного рядка і кожного стовпчика визначника. Аналітичний запис визначника.
22935. ВКАЗІВНИКИ 53.5 KB
  1 довжина рядка int strlen char s { int i; for i=0; s=’ 0’; s i; return i; } int strlen char s[] { int i; for i=0; s[i]=’ 0’; i ; return i; } int strlen char s { int i; for i=0; s; s i; s трактується як булевий вираз s=0 означає лжу s=0 означає істину return i; }...
22937. СТРУКТУРИ 74 KB
  struct ім’я_типу { cписок_полів} список_змінних ; struct date { int day; int month; int year; char mon_name[4]; } d d1; змінніструктури dd1 типу date typedef struct { double real; double imag; } complex;...