98287

Древнегреческая цивилизация

Реферат

Культурология и искусствоведение

Полис как феномен Греческой цивилизации Как и во всех доиндустриальных цивилизациях община в Древней Греции была основной ячейкой общества но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Государство в Греции существовало не над общиной как это было на Востоке оно вырастало из общины; точнее сама община превращалась в маленькое государство со своими законами органами власти и системой управления. Сила и самостоятельность общин-полисов во...

Русский

2015-10-30

37.55 KB

0 чел.

Содержание

Введение 3

1. Полис как феномен Греческой цивилизации 4

2. Особенности древнегреческой духовной культуры 7

3. Греческие философы 9

Заключение 15

Список использованной литературы 16


Введение

Древнегреческая цивилизация создала богатую и разнообразную духовную культуру. Большую роль в ее становлении и расцвете сыграл полис, в котором само устройство жизни побуждало человека раскрывать лучшие свои способности.

Древнегреческая цивилизация создала богатую и разнообразную духовную культуру. Большую роль в ее становлении и расцвете сыграл полис, в котором само устройство жизни побуждало человека раскрывать лучшие свои способности.

Уже в VII-VI вв. до н.э. в Греции зарождается философия.

Первых греческих философов интересовало, прежде всего, устройство и происхождение окружающего мира. Чтобы решить эти сложные вопросы, они обращались не к мифам, а к изучению природы. Поэтому первоначально философия была тесно слита с медициной, астрономией, математикой и другими науками, находившимися еще в зачаточном состоянии. Так, древнейший из известных нам философов Фалес (VII-VI вв. до н. э) считался основоположником математики и астрономии. Другой известный мыслитель - Анаксимандр (VI в. до н. э) впервые вывел один из самых важных законов физики - закон о сохранении энергии и создал первую геометрическую модель Вселенной.


1. Полис как феномен Греческой цивилизации

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община  в  Древней  Греции была основной ячейкой общества,  но  отличалась  своеобразием  и  во  многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Особенно  греческие  общины оказали влияние на политическую жизнь  страны,  систему  ценностей,  отчасти даже на  особенности  литературы,  искусства,  философии,  т.е.  на  историю цивилизации в прошлом.

Это была община-полис, включающая в себя не только  сельское  население (как на востоке), но и городское. Членом общины модно было  стать  при  двух условиях:

    - если человек является греком по национальности;

    - если он был свободным и владел частной собственностью.

Все члены общины  - свободные  собственники  –  обладали  политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им  принимать  участие в   государственной   деятельности.   Поэтому   греческий   полис   называют гражданской общиной.

Государство в Греции существовало не «над общиной»  (как  это  было  на Востоке), оно  вырастало  из  общины;  точнее  сама  община  превращалась  в маленькое  государство  со  своими  законами,  органами  власти  и  системой управления. Члены  общины,  горожане  и  земледельцы,  не  знавшие  проблемы отчуждения от  государства,  сплачивались  в  единый,  достаточно  замкнутый коллектив, составлявший экономическое, политическое и идейное целое.

Внутри  полисов  постепенно  формировалось  гражданское   право,   т.е. складывались своды законов определявшие права и обязанности  членов  общины, дававшие им некоторые социальные  гарантии.  Например,  под  охраной  закона находились земледельцы: в Спарте до IV в. до н.э. было  запрещено  отчуждать землю у крестьян, в Афинах прославленный  законодатель  Солон  не  дозволял, чтобы один человек покупал землю  в  неограниченных  количествах.  Полис  не только занимается внутренними делами,  но  и  мог  вести  внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали  в  ополчение на время войн, превращались в воинов.

Полис (т.е. коллектив граждан) имел право  верховной  собственности  на землю. Кроме частных участков земли он  распоряжался  также  не  поделенной, свободной  землей,  и  это  укрепляло  позиции  полиса   как   политического образования.

Воспринимая  себя  как  самостоятельное  государство,   полис   жил   в соответствии с идеей автаркии. В полисе создавалась особая система  идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из  них  зависит  прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно.  С  другой стороны процветание полиса во  многом  зависит  от  его  граждан,  от  того, сколько  среди  них  будет  ярких,  талантливых  и  благородных  людей.  Они почитали древние традиции, осуждали  стяжательство  и  очень  высоко  ценили крестьянский труд. Но главное –  ощущали  себя  полноправными  и  свободными людьми. Это составляло предмет особой  гордости.  Так,  одержав  победы  над персами, греки объяснили свой успех тем, что они обладали даром  свободы,  а все подданные персидского царя-деспота были его рабами.

Сила и самостоятельность общин-полисов во многом объяснялась тем, что в Греции не было условий для появления больших царских  и  храмовых  хозяйств, хотя  монархическая  форма   правления   внутри   полисов   какое-то   время существовала. В глубокой древности во главе полисов стоял царь - басилевс  и родовая знать, ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и  ремесленники.  К  VII в. до н.э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха.

Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство,  перед  которым  часто вставала  угроза  лишится  своей  земли  и  превратится  в  арендаторов   на собственных участках. У аристократии  был  и  другой  противник  –  довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле  и  ремеслу и желавшие получить привилегии знати.

Во многих полисах  эта  борьба  заканчивалась  переворотом,  свержением родовой знати и установлением  тирании  –  единовластия,  благодаря  которой обуздывался произвол знати.

Но тирания была  недолговечной,  потребность  в  ней  после  того,  как позиции аристократии были  ослаблены,  быстро  отпала,  и  стали  появляться другие формы правления. В одних полисах  правление  было  олигархическим,  в других – демократическим, но в любом случае  большую  роль  играло  народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех  важнейших вопросов. Высокая роль народного собрания и выборная власть –  два  основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.

Таким  образом,  демократия,  эта  уникальная   черта   древнегреческой цивилизации, родилась далеко не сразу  и  не  без  борьбы,  но  не  во  всех полисах она достигла расцвета. Но важно, что  сама  структура  полиса-общины создавала   возможности   (иногда   остававшиеся    нереализованными)    для утверждения демократических принципов.

Греческие полисы обычно были небольшими.  Например,  на  острове  Родос (его площадь составляет около  1404 кв. км.) находились три самостоятельных полиса, а на острове Крит (8500 кв. км.) –  несколько  десятков.

Самым большим полисом была Спарта: его территория охватывала  8400  кв.  км.


2. Особенности древнегреческой духовной культуры

Духовная культура Древней Греции была удивительно богата и разнообразна. Уже в VII-VI вв. до н. э. в Греции зародилась философия. Поначалу философы стремились постичь устройство и происхождение окружающего мира, поэтому философия была тесно переплетена с медициной, астрономией, математикой и другими науками, основы которых также закладывались в то время. Конечно, с современной точки зрения эти попытки постижения законов природы выглядят робкими и несовершенными, но главное заключалось в другом: теории строения мира впервые создавались на основе не мифологии, а научных знаний.

В атмосфере бурной политической жизни полисов, напряженных дискуссий в народных собраниях родилось особое направление в философии - софистика (искусство ловких, часто противоречащих логике рассуждений). В V- IV вв. до н. э. софистика утвердилась в Афинах и стала распространяться по всей Греции. Выдающийся софист Протагор говорил: "Человек есть мера всех вещей", т.е. давал понять, что истина субъективна, человек как бы создает ее в своем сознании, исходя из личных взглядов и привычек. Софистика помогала в спорах, учила широте взглядов, умению понять чужое мнение.

Субъективное, индивидуальное начало отразилось и в литературе Древней Греции. Так, в VII-VI вв. до н. э. возник особый литературный род - лирика, раскрывающий сокровенные глубины внутреннего мира человека, все неповторимое богатство его личности. Естественно, это раскрытие шло через призму личности самого поэта. В центре внимания знаменитого древнегреческого театра также была личность. Авторы веселых комедий высмеивали человеческие пороки (при этом часто имея в виду своих политических соперников), а в трагедиях герои вели неравную борьбу с могущественными врагами, с силами природы, порой - даже с самими богами. Интерес к личности выразился и в древнегреческом искусстве: скульпторы и художники стремились как можно достовернее показать тело человека, передать в чертах лица и позе его характер, настроение.

Философы Древней Греции стремились сформулировать этические нормы, которые помогли бы сделать совершенным человека и общество в целом. Первым пошел по такому пути Сократ (469-399 гг. до н. э.), провозгласивший главной задачей человека нравственное совершенствование, которое позволит ему приблизиться к небесной красоте и гармонии. Платон (429- 347 гг. до н. э.), ученик и последователь Сократа, основал в Афинах Академию - философскую школу. В трактате "Государство" Платон разработал план идеального общественного устройства, стремясь в эпоху кризиса полиса вернуть обществу утраченную гармонию. Идеал философ видел в древних полисах, где все было подчинено общинному, коллективистскому началу. Платоновский полис получился аскетическим и уравнительным, отчасти родственным строго регламентированному спартанскому обществу. Но в эпоху кризиса даже такой полис воспринимался как оплот прочных традиций, как противовес разрушению привычного уклада жизни.


3. Греческие философы

Уже в VII-VI вв. до н.э. в Греции зарождается философия.

Первых греческих философов интересовало, прежде всего, устройство и происхождение окружающего мира. Чтобы решить эти сложные вопросы, они обращались не к мифам, а к изучению природы. Поэтому первоначально философия была тесно слита с медициной, астрономией, математикой и другими науками, находившимися еще в зачаточном состоянии. Так, древнейший из известных нам философов Фалес (VII-VI вв. до н. э) считался основоположником математики и астрономии. Другой известный мыслитель - Анаксимандр (VI в. до н. э) впервые вывел один из самых важных законов физики - закон о сохранении энергии и создал первую геометрическую модель Вселенной.

Первые попытки понять законы природы были, конечно, несовершенны с точки зрения современной науки, но важно другое: теории строения мира создавались не на основе мифов, а не на основе научных знаний.

Философы искали разгадку происхождения мира и его разнообразия в самой природе. Мир представлялся им как единое целое, поэтому философы считали, что в основе всех вещей, сколь бы различны они ни были, лежит некий первоэлемент. Так, для философа Фалеса первоэлементом была вода, которая претерпевает бесконечные превращения и создает все, что человек видит вокруг себя. Другой философ, Анаксимен (нач. V в. до н. э), считал первоэлементом воздух: сгущаясь, он образует воду, землю, камни и другие вещи. [6] Поскольку в каждой из них содержится разное количество первоэлементов, мир разнообразен, одна вещь не похожа на другую. Гераклит (кон. VI в. до н. э) считал первоэлементом огонь, но главным в его учении было то, что мир находится в постоянном движении, изменении и борьбе противоречий, что вокруг нет ничего постоянного. Учение Гераклита отразилось в его крылатых изречениях: "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку", "Все течет, все меняется".

Однако философы в Греции занимались не только сложными вопросами происхождения и устройства мира. В атмосфере бурной политической жизни полисов, напряженных споров в народных собраниях родилось другое направление, изучавшее, прежде всего человека и общество. Это направление, которое называлось софистикой, появилось в V-IV вв. до н.э. и распространялось по всей Греции, но особенно популярным было в Афинах.

Софисты, анализируя природу человека, задумывались и о том, насколько он способен познать окружающий мир, насколько правильно его восприятие. Один из софистов, философ Протагор (V - начало IV в. до н. э), сказал об этом: "Человек есть мера всех вещей". Тем самым он показал, что истина субъективна, ибо человек сам создает и оценивает ее; говоря о мире, он вносит в свои суждения много личного.

О каждой вещи бывает два совершенно противоположных мнения.

"Относительно богов я не знаю, существуют они или нет, потому что есть много вещей, препятствующих пониманию этого: неясность предмета и краткость человеческой жизни". Из высказываний Протагора.

Подтверждая свою правоту, софисты сравнивали законы и моральные нормы, принятые в разных полисах. Видя, что справедливость понимается людьми далеко не одинаково, они делали вывод о том, что о каждой вещи можно судить двояко. Поэтому на занятиях ученики часто получали задание произнести аргументированные речи "за" и "против". Конечно, софистика могла привести к скепсису, зато она приучала к широте взглядов, вырабатывала умение понять чужую точку зрения.

Жизнь в полисе давала человеку большие возможности реализовать себя, а это, в свою очередь, пробуждало интерес к личности - к разнообразию и неповторимости человеческих характеров, эмоций.

Индивидуальное начало ярко отразилось в литературе. Еще в VII-VI вв. до н.э. возник особый литературный род - лирика (от греческого слова "лира" - музыкальный инструмент), в которой описывались не события (как, скажем, в эпосе Гомера), а человеческие эмоции. В лирике раскрывался внутренний мир человека и, в конечном счете, утверждалась ценность личности.

В стихах древнегреческих поэтов мы видим душу человека, терзаемого бедами и находящего утешение во внутреннем спокойствии:

Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой:

Ободрись и встреть их грудью, и ударим на врагов!. .

Победишь - своей победы напоказ не выставляй,

Победят - не огорчайся, запершись в дому, не плачь!

В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй;

Смену волн познай, что в жизни человеческой царит.

Архилох, VII в. до н.э.

Поэты писали и о самом тонком, трудно передаваемом чувстве - о любви:

Богу равным кажется мне по счастью

Человек, который так близко-близко пред тобой сидит,

Твой звучащий нежно слушает голос

И прелестный смех, у меня при этом

Перестало сразу бы сердце биться .

Сафо, первая из известных нам поэтесс,

VII-VI вв. до н.э.

Личность человека была в центре внимания писателей-трагиков. В V в. до н.э. древнегреческий театр, родившийся из празднеств в честь бога Диониса, переживает пору расцвета. На театральных представлениях, которые давались во время праздников и длились в течение трех дней, с утра до вечера, зритель смотрел комедии и трагедии. Веселые, остроумные комедии, авторы которых осмеивали человеческие пороки или политических противников, чередовались с трагедиями, где героическая личность осмеливалась бросить вызов богам или судьбе. Трагедии чаще всего заканчивались гибелью героев, так как они вступали в борьбу с непобедимыми, неподвластными человеку силами.

В трагедии выразился и ужас перед непостижимыми для человека законами жизни, и апофеоз его силы и стойкости.

Интерес к личности отразился и в древнегреческом искусстве. Скульпторы и художники, особенно начиная с V в., стремились, как можно достовернее показать живое человеческое тело, не застывшее, а в движении; передать характер или настроение человека.

В греческой культуре не родилась религия спасения, подобная буддизму, конфуцианству или иудаизму. Но, как и на Востоке, греческие философы в V-IV вв. до н.э. стали осознавать разницу между порядком земным и небесным и стремились преобразовать человека и общество в соответствии с высшими нормами.

Первым среди таких философов был Сократ (469 - 399 гг. до н. э). Он провозгласил главной задачей для человека - нравственное совершенствование, которое позволит ему приблизиться к небесной красоте и гармонии. Путь к совершенствованию лежит через знания, в том числе и знание самого себя, своих недостатков, невежества. Сократ говорил, что в юности был поражен, увидев на стенах храма в Дельфах надпись: "Познай самого себя". С тех пор эти слова стали главным девизом Сократа.

Учеником и последователем Сократа был Платон (429-347 гг. до н. э), основавший в Афинах Академию - философскую школу, объединившую его учеников. В философии Платона нет идеи Бога, но есть представление о невидимом мире идей, или эйдосов, первообразов всего, что существует на земле. Эйдосы совершенны и неизменны, а в земном своем, материальном воплощении они утрачивают эти качества. Все явления реального мира - лишь слабые, тусклые их отражения.

Точно так же и души людей, изначально безгрешные, попав на землю, утрачивают чистоту и совершенство. И в первую очередь души людей портят дурные, низменные страсти и желания. Однако Платон (а до него и Сократ) утверждал, что человек может восстановить духовное совершенство, если низким желаниям предпочтет высокие и благородные. Тогда душа человека еще при жизни будет восходить к миру эйдосов, т.е. достигнет небесного идеала.

В высшем мире есть и эйдос полиса, а это означает, что задача законодателя - создать полис, максимально близкий к идеальному. В трактате "Государство" Платон разработал подробный план такого совершенного полиса. Не будем забывать, что Платон жил в эпоху кризиса полиса, и естественно, что для него, как и для других мыслителей Греции, очень важно было вернуть утраченную гармонию в общественных отношениях.

Платон хотел восстановить полис в том виде, в каком он существовал в глубокой древности, в "золотом веке", когда общинное, коллективистское начало пронизывало все сферы жизни.

Поэтому утопия Платона оказалась весьма суровой и безрадостной. Философ предлагал разделить население полиса на три группы. В одну должны входить земледельцы, ремесленники и торговцы, не имеющие фактически никаких прав и живущие очень скромно. Вторая группа - "стражи", воины, защищающие полис от врагов извне и внутри государства. И третья - правители, состоящие из мудрецов-философов. Ибо, как считал Платон, если не совпадают воедино "государственная сила и философия . тогда . нет конца бедствиям в государствах". Но при этом и стражи, и правители обязаны вести жизнь, полную всевозможных ограничений, лишенные даже семьи и имущества, дабы ничто не отвлекало их от службы обществу. Воспитание детей Платон препоручал обществу, потому что если "ни отец не знает своего ребенка, ни ребенок своего отца", то все граждане относятся друг к другу как к родным.

Аскетический, уравнительный полис Платона весьма напоминал некоторыми чертами спартанское общество. В эпоху кризиса оно воспринималось как оплот всего традиционного, как противовес разрушению привычных норм жизни.

"В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому не способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать, подобно другим, условия мира, если ты мира не жаждешь. Разве не чудесна на первый взгляд и не соблазнительна подобная жизнь? Пожалуй, но лишь ненадолго". (Платон. Государство).

В культуре Греции впервые в эпоху древности человек был показан так полно и жизненно: его гражданские добродетели, чувства любви, страха и отчаяния, его сила и слабость перед законами жизни, красота человеческого тела - все это отразилось в литературе, философии и искусстве Греции.


Заключение

Вся современная европейская, а частью и внеевропейская культура выросла на почве культуры  античной.  Без  знания  античной  истории  нельзя  понять многих учреждений последующих  периодов  истории,  искусства,  архитектурных стилей,  театра,  современных  политических,  научных  и  других   терминов.

Античность  во  всем  ее  многообразии  выступает  на  каждом  шагу  как   в общественной, так и в частной жизни. Древнегреческая цивилизация как  неповторимая  историческая  реальность отличается рядом существенных признаков от стран Древнего Востока,  с  одной стороны, и от Древнего Рима - с другой.

Наибольшие достижения греков проявились в трех основных областях:

- организации городской жизни с ее высоким уровнем благоустройства как       одного из важнейших условий цивилизованного существования;

- установлением демократической  республики  (демократии)  –  наиболее        прогрессивной формы государственного устройства;

- создание замечательной культуры.

Высокий   уровень   греческой   культуры,   многообразие   и   глубина, разработанность ее направлений, создание шедевров и  выработка  плодотворных идей, вошедших затем в  сокровищницу  мировой  цивилизации  выделяю  феномен древнегреческой  культуры  среди  многих  других   национальных   культурных систем.


Список использованной литературы

   1. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса - Спб, 2004.

   2. Сергеев В.С. История Древней Греции – М., 1998.

   3. История древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова в 3 т. М., 2001.

   4. История Древней Греции / под ред. В.И. Авдиева. М., 1992.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36697. Использование команд GRANT и REVOKE для задания привилегий пользователей 49 KB
  Откройте их с помощью команд [ltF3] и [ltF4] и зайдите в систему под именем любого пользователя например user. Работу в СУБД MySQL от имени пользователей root user3 и user4 необходимо вести параллельно подключившись с разных терминалов открытых в начале выполнения лабораторной работы. В лабораторной работе создаваемые пользователи обозначаются user3 и user4. То есть вам необходимо подставить вместо user3 и user4 имена ivnov3 и ivnov4.
36698. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЕМКОСТЕЙ ГАЗА МЕТОДОМ КЛЕМАНА - ДЕЗОРМА 73 KB
  Основные теоретические положения к данной работе основополагающие утверждения: формулы схематические рисунки: Для определения отношения Сp Cv в случае воздуха в данной лабораторной работе применен метод предложенный Клеманом и Дезормом в котором использовано охлаждение газа при его адиабатическом расширении. Быстрое сжатие и быстрое расширение газа приблизительно можно рассматривать как адиабатический процесс. Отсюда видно что при адиабатическом сжатии температура газа повышается за счет работы внешних сил а при адиабатическом...
36699. Определение параметров импульсных сигналов, используемых для электростимуляции 495 KB
  Связь амплитуды формы импульса частоты следования импульсов длительности импульсного сигнала с раздражающим действием импульсного тока. Какова будет сила тока в начале разрядки конденсатора Через 6 мс напряжение на конденсаторе упадет до 250 В. Цель работы: Используя осциллограф С819 источник питания постоянного тока Б545 дифференцирующие и интегрирующие цепи.
36700. Изучение действия СВЧ поля на вещество 551 KB
  Переменные токи наведенные электрическим полем создают в диполе стоячую волну с пучностью тока в его середине. Они препятствуют ответвлению в гальванометр высокочастотного тока свободно пропуская выпрямленный.Исследование нагревания токами СВЧ электролита и диэлектрика.Делают вывод о влиянии СВЧ поля на вещество Воздействие переменными токами Первичное действие переменного тока и электромагнитного поля на биологические объекты в основном заключается в периодическом смещении ионов растворов электролитов и изменении поляризации...
36701. Градуирование электростатического вольтметра с помощью электрометра Томсона 396 KB
  Градуирование электростатического вольтметра с помощью электрометра Томсона. Цель работы: Градуирование шкалы электростатического вольтметра с помощью абсолютного электрометра Томсона т. Основные теоретические положения к данной работе основополагающие утверждения: формулы...
36702. Определение омического сопротивления при помощи моста Уитстона 306.5 KB
  Определение омического сопротивления при помощи моста Уитстона. Цель работы: Экспериментальное определение сопротивления проводников и проверка закона Ома с помощью моста постоянного тока. Однако существует одно определенное...
36703. Определение собственной люминесценции белка 1.1 MB
  Характеристики люминесценции спектр длительность квантовый выход. Задачи Исследование спектров люминесценции Спектром люминесценции называется кривая зависимости интенсивности люминесценции от длины волны или частоты: I = f  Интенсивность люминесценции выражается обычно в величинах пропорциональных энергии или числу квантов. Качественный и количественный анализ веществ в растворе и в живой клетке может производиться по спектрам люминесценции аналогично тому как это было описано выше для спектров поглощения.
36704. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ДВИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОНА В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ И МАГНИТНОМ ПОЛЯХ 290 KB
  ОТЧЁТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №22 ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ДВИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОНА В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ И МАГНИТНОМ ПОЛЯХ Цель работы: Определение опытным и расчетным путем индукции магнитного поля на оси соленоида с помощью законов движения электрона в электрическом и магнитном полях. С соленоид служащий для создания магнитного поля; А амперметр для...
36705. Изучение затухающих электромагнитных колебаний в колебательном контуре с помощью осциллографа 550 KB
  Изучение с помощью электронного осциллографа электромагнитных колебаний, возникающих в колебательном контуре, содержащем индуктивность, емкость и активное сопротивление; изучение условий возникновения затухающих колебаний в контуре; расчет основных физических величин, характеризующих эти колебания.