98289

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ. ПРИЁМЫ СЕМАНТИЗАЦИИ ЛЕКСИКИ

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Все этапы формирования лексических навыков представляют собой единое целое а вычленение этапов обусловлено методически для конкретизации каждого из этапов. Эффективность формирования лексических навыков непосредственно обусловлена эффективностью формирования расширяющихся ассоциативных связей слов.

Русский

2015-10-30

39 KB

20 чел.

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение  Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Старооскольский филиал

(СОФ НИУ «БелГУ»)

Кафедра  филологии

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ. ПРИЁМЫ СЕМАНТИЗАЦИИ ЛЕКСИКИ»

Выполнил: студент

группы № 92061103(340)

Бредихин Павел Викторович




Старый Оскол, 2015

Этапами формирования навыков называют  «отрезки  времени, отличающиеся друг от друга по своим задачам и способам обучения». Все этапы  формирования лексических  навыков представляют  собой единое целое, а вычленение  этапов  обусловлено методически  для конкретизации  каждого из этапов. Эффективность  формирования лексических навыков непосредственно обусловлена эффективностью формирования расширяющихся ассоциативных  связей слов. В отличие от грамматических навыков, этапизация формирования лексических навыков не является  столь четкой и определенной. Что касается количества этапов формирования лексических навыков, то их число варьируется от двух до трех. Так в работах А.Н. Щукина встречается характеристика двух этапов формирования  лексических навыков: введения (презентации) и активизации выработка «умений использовать  слова и словосочетания  для построения высказываний, при восприятии сообщений, использование лексики в речевом общении» . Чаще встречается выделение трех этапов формирования лексических навыков. Н.И. Гез полагает, что к основным этапам формирования лексических навыков относятся: ознакомление; первичное знакомство; развитие умений и навыков использования лексики в различных видах речевой деятельности [10, 205]. Р.К. Миньян-Белоручев выделяет следующие этапы формирования лексических навыков: ознакомление; повторение; повторение и поиск.

По сути данная этапизация  совпадает с небезызвестной этапизацией  формирования навыков С.Ф. Шатилова, которая включает: ориентировочно-подготовительный этап (введение, семантизация нового слова и его первичное воспроизведение); стереотипизирующе-ситуативный этап (ситуативная тренировка и создание прочных лексических речевых связей в однотипных речевых ситуациях); варьирующе-ситуативный этап (создание динамичных лексических речевых связей) . Очевидно единодушие методистов в определении первого этапа формирования лексических навыков (ознакомление, введение), где предусматривается работа над формой слова (произношением, написанием, грамматическими и структурными особенностями), значением и употреблением. Во многом эффективность усвоения лексики предопределяется первым (ознакомительным) этапом. Ключевым же звеном формирования лексических навыков является тренировка и создание прочных и гибких лексических связей. Тренировка «имеет своей целью закрепление уже установленных связей новых лексических единиц и их расширение» .  Исследователи также выделяют стадии формирования лексических навыков. Так А.Н. Щукин определяет следующие стадии формирования лексических навыков:  восприятие слова (создание звукового образа); осознание значения слова; имитация слова (в изолированном виде или в предложении); обозначение, направленное на самостоятельное название объектов, определяемых словом; комбинирование (употребление слов в разных словосочетаниях); употребление слов в разных контекстах.

Также обязательным считает последовательное прохождение нового слова  через шесть стадий Е.И. Пассов. Действия учащихся при этом усложняются постепенно: восприятие слова в контексте; объяснение значения слова; имитативное использование слова во фразе; самостоятельное использование слова в ограниченном контексте для  обозначения объекта; комбинирование (использование слова в сочетании с другими словами); употребление слова.

Ознакомление и  тренировка могут ограничиваться работой над определенным лексическим материалом, но создание динамичных лексических связей («выход в речь») организуется  в каком-либо  виде речевой деятельности.

Основные приемы семантизации:

- с помощью родного или другого иностранного языка. В русском и украинском языках много слов, заимствованных из немецкого языка. Иногда они звучат чуть-чуть по-другому, но их можно узнать и понять: 
Schlagbaum, Dach, Kreide, Feldwebel, Rucksack, Postamt, Aster, Halstuch, Truppe, Tunnel… . 

В последние десятилетия наблюдается большой приток слов в немецкий язык из английского. Владея английским языком, совсем нетрудно понять такие слова как: 
jobben, Kid, Game, cool, Pub, Business, fair, всю «компьютерную» лексику и многие другие. 

Есть в немецком языке и слова из французского, итальянского и других языков. Мы их часто знаем, потому что их заимствовал и наш родной язык. 

- с помощью интернационализмов

Эти слова, обычно греческого или латинского происхождения, есть во всех европейских языках: Puls, Pudding, Granit, Echo, Evolution, Antike, Amnesie, Urbanisation, zyklisch… Осторожно! Это могут быть и так называемые "фальшивые друзья переводчика": 
"доза" – это не "Dose", а "Dosis"; Sprit – это не только "спирт", но и "бензин" или "горючее".

- по контексту или ситуации общения в сочетании с фоновыми знаниями, которыми Вы уже владеете

Например, в предложении "Die polnische Regierungsdelegation weilte drei Tage in Berlin" вам не знакомо слово "weilte". Но поскольку речь в предложении (или в целой статье) идет о визите польской правительственной делегации, то можно догадаться, что искомое слово обозначает "быть, находиться, пребывать".

- по сопровождающей наглядности


Фотографии, рисунки, схемы и т.д. обычно не случайно сопровождают тексты. Например, в заглавии статьи "Unfall an der Tankstelle" вы не знаете слово "Tankstelle". Но, внимательно рассмотрев фотографию к статье, вы поймете, что речь идет об автозаправочной станции.

- по словообразовательным элементам 

Все приставки и некоторые суффиксы в немецком языке имеют собственные значения. Например:
Приставка "un-" обозначает противоположное тому, что выражает корень: unwirklich, unsicher, Unrecht, Unwahrheit, unweit, unwissend, Unmensch .… 
Суффикс "-bar" обозначает "возможность": essbar, trinkbar, lesbar, denkbar, unzumutbar... .
Приставка "fort-" обозначает "удаление": fortfahren, fortgehen, fortlaufen, fortschicken, forttreiben, fortwerfen... или продолжение действия: Fortbildung, Fortentwicklung, Fortsetzung...
Эти значения даются, как правило, в словарях.

- по законам образования сложных слов 

Словарный запас немецкого языка продолжает и сегодня пополняться за счет образования новых сложных слов. Понимать их не трудно, если знать, что переводить немецкие "слова-змеи" нужно с конца, например: 
Fremd/sprachen/unterrichts/methode = "метод преподавания языка чужого".

- по толковому (одноязычному) словарю 


Особенно в тех случаях, когда иноязычное слово не имеет эквивалента в родном языке, например, глагол «vermissen» имеет значения: 
1) nicht finden können; bemerken, dass etwas fehlt "Ich vermisse mein Buch". 
2) die Abwesenheit von jemand oder etwas bedauern "Ich vermisse dich sehr".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23318. Измерение параметров сигнала с помощью осциллографа 2.72 MB
  Определять параметры сигнала помощью осциллографа. Техническое описание осциллографа С165. Изучить повторить Теоретический материал об измерении параметров электрических сигналов с помощью осциллографа. Ознакомиться с устройством и особенностями осциллографа С165.
23319. СОСТАВ НЕЙТРОННОЙ ДОЗЫ В ВЕЩЕСТВЕ И ФАКТОР НАКОПЛЕНИЯЯ НЕЙТРОНОВ 144.5 KB
  Широко применяемые в реакторной технике активационные детекторы вносят минимальные возмущения в измеряемую величину плотности потока нейтронов и поэтому обладают наибольшей точностью по сравнению с другими методами. В частности последнее имеет важное значение при определении как общей так и парциальной дозы нейтронов в веществе. Целью работы является освоение основ методики экспериментального определения плотностей потоков быстрых резонансных и тепловых нейтронов с помощью индиевых детекторовфольг в водородсодержащей среде парафин и...
23320. МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕЙТРОННОЙ ЗАЩИТЫ РЕАКТОРА 134 KB
  От состава материалов защиты зависит также и разбиение спектра нейтронов на энергетические группы при расчётах. Чем тяжелее защита когда в ней преобладают тяжёлые материалы тем она более материалоёмка тем на большее число групп нейтронов разбивается спектр и сложнее расчёты. Целью работы является расчёт поглощения нейтронов по программе NEUTRON2 и исследование распределений быстрых и тепловых нейтронов по глубине однородных поглотителей из различных материалов. Рассматривается прохождение через защиту быстрых нейтронов источники...
23321. Коэффициент ослабления - квантов в свинце и алюминии 361.5 KB
  ЦЕЛЬЮ НАСТОЯЩЕЙ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ измерение линейного коэффициента поглощения гаммаквантов в различных поглотителях оценка энергии гамма излучения источника и определения вклада каждого эффекта в процесс поглощения. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ Расчет защиты от ионизирующих излучений в частности гаммаквантов основывается на физике взаимодействия излучения с веществом. Практическое значение при изучении ослабления потока гаммаквантов в веществе имеют только три вида взаимодействия: а фотоэффект на одном из связанных электронов атома...
23322. Защита от быстрых нейтронов 209 KB
  ЦЕЛЬЮ НАСТОЯЩЕЙ РАБОТЫ является исследование железоводной защиты от быстрых нейтронов и измерение величины сечения выведения для железного поглотителя. ОСНОВНЫЕ ТОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ При проектировании защиты от нейтронного излучения необходимо что процесс захвата и поглощения эффективен для тепловых медленных и резонансных нейтронов благодаря большому десятки сотни барн сечению их взаимодействия с веществом см. Энергетический спектр нейтронов деления ядра тепловыми нейтронами.
23323. Установка отношений между базами данных 86 KB
  Лабораторная работа №4: Установка отношений между базами данных По дисциплине: Базы данных. Цели работы: освоить технологию установки отношений между 23мя базами данных; выполнить просмотр связанных баз данных. Задание: Проверьте проект базы данных на предмет проектирования связей ключи первичные вторичные. В проекте базы данных предметной области выделите 23 связанные таблицы родственные таблицы.