98294

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ВСЕ ВИДЫ ПИСЬМЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ. ДИКТАНТЫ

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

В настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось и в некотором смысле письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку. Письмо сложное речевое умение позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей...

Русский

2015-10-30

62 KB

1 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение  Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Старооскольский филиал

(СОФ НИУ «БелГУ»)

Кафедра  филологии

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ВСЕ ВИДЫ ПИСЬМЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ. ДИКТАНТЫ»

Выполнил: студент

группы № 92061103 (340)

Воскова Марина Дмитриевна



Старый Оскол, 2015

В настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку.

Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г.В.Рогова).

       В методической литературе письмо и письменную речь часто не разграничивают. Термин «письмо» – понятие более широкое, чем письменная речь, оно может включать в себя и письмо как таковое, и письменную речь.

      В практике обучения ИЯ термин "письмо" используется главным образом в значении "письменная фиксация речи, знаков языка", т.е. имеется в виду его технологический, процессуальный аспект. Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г.В.Рогова).

Под письменной речью понимается относительно самостоятельный вид речевой деятельности, направленной на выражение мыслей в письменной форме. Ее рассматривают как сложную творческую деятельность. Письменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли.

 Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предложений, выделение связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи  реализуется в фиксации с помощью графических знаков – письменного текста.

        В методике письмо – объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо с ними тесно связано. Базой письменной речи является устная речь. В обоих случаях в результате состоится понимание сообщения другими людьми.

Обучение технике письма включает в себя овладение алфавитом, графикой, орфографией и пунктуацией. Письмо  является средством обучения иноязычной речи, начальным этапом в развитии письменной речи.

Обучения письму заключается в формировании графических и орфографических навыков и умений для выполнения письменных заданий. Школьники выполняют задания разной степени сложности в соответствии с этапом обучения.

 На начальном этапе – это написание букв алфавита, перевод звуков речи в графические символы – буквы и буквосочетания, орфографически  правильное написание слов, словосочетаний и предложений, способствующих лучшему усвоению учебного материала, необходимого для формирования и развития навыков устной речи и чтения на изучаемом языке. На начальном этапе следует заложить прочные основы графических и орфографических навыков, чтобы обеспечить школьникам возможность пользоваться письмом на последующих этапах.

Основная задача начального этапа обучения – заложить основы техники письма (т.е. сформировать каллиграфические, графические и орфографические навыки) через ознакомление учащихся с написанием букв, тренировку написания, усвоение орфографии слов, отработанных устно, написание предложений, содержащих усвоенное. В комплексе упражнений по развитию графических навыков особое место занимает работа над теми явлениями (буквами, буквосочетаниями), которые отсутствуют в родном языке обучаемых или элементы которых совпадают с элементами букв в родном языке. В остальных случаях имеет место перенос навыков письма, сформированных на базе родного языка. Знакомя учащихся с написанием буквы, учитель должен показать на доске, как она пишется, или использовать специальное пособие, где подробно показано стрелками и точками, обозначающими, в какой последовательности, и в каком направлении должна двигаться рука, чтобы образ буквы получился правильным.

Обучение графике проводится в следующей последовательности:

  •  Показ буквы: прописной и строчной;
  •  Медленное изображение буквы учителем на доске с необходимыми пояснениями в целях осознания учащимися выполнения нужных действий при ее написании;
  •  Вторичное написание буквы с заданием воспроизводить требуемые движения ручкой в воздухе за учителем;
  •  Написание буквы в тетрадях.
  •  Сверить свою запись буквы с образцом;

 В ходе формирования графических навыков возможны и игровые приемы, например, игра «Отгадайка». Учитель или ученик в воздухе пишет букву, учащиеся отгадывают, какую букву он написал.

 При обучении орфографии широко используется списывание. При списывании слов следует вырабатывать у учащегося привычку не срисовывать слово буква за буквой, что наблюдается, когда ребенок поднимает глаза после каждой буквы, чтобы посмотреть, какую надо писать дальше, а внимательно посмотреть на слово, запомнить его буквенный состав и писать по памяти. Этот прием дает возможность развивать зрительную (орфографическую) память, без чего практически нельзя научиться грамотно писать, ускоряет темп письма.

Цели и содержание обучения письму

ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ  РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 класс

      Обучение письму направлено прежде всего на овладение техникой письма и самыми элементарными  умениями для ведения переписки.

                               Требования к обучению письму

      Школьникам предлагается:
      1. Письменно фиксировать продуктивно усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания: отвечать на данные вопросы и т. д., в частности списывать текст, выписывать из него слова, словосочетания, предложения.
      2. Вести словарь.
      3. Составлять письмо по образцу.

6 -7 класс

      Письмо в большей мере используется и как цель, и как средство обучения. Усложняются коммуникативные задачи.

      Ученики учатся:        
      1. Письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного сообщения.
      2. Выписывать из текста нужную информацию.
      3. Заполнять анкету, составлять вопросник для проведения интервью, анкетирования.
      4. Писать письмо по аналогии с образцом, поздравительную открытку.

8-9 классы

 При существующих условиях обучения вносятся значительные ограничения в обучение письменной речи.

      Школьники учатся:
      1. Письменно готовить краткую аннотацию с непосредственной опорой на текст.
      2. Заполнять анкету, формуляр, писать письмо.

 В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у учащихся умений письменно выражать свои мысли. Базовый курс обучения ИЯ предполагает овладение письменной речью на «уровне выживания», т.е. достижения элементарной коммуникативной компетенции. Письменная коммуникативная компетенция, включающая овладение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения, ограничена в рамках Программы обучения иностранным языкам в средней школе до умений:

  •  графически правильного письма;
  •  письма как самостоятельного вида речевой деятельности (по окончании базового курса учащиеся должны уметь в рамках наиболее типичных ситуаций общения делать выписки из текста; составлять и записывать план прочитанного или прослушанного текста; написать короткое поздравление, выразить пожелание; заполнить формуляр; написать личное письмо (расспросить адресата о его жизни, делах, сообщить то же о себе, выразить благодарность, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка);
  •  письма как средства обучения другим видам речевой деятельности.

 На среднем этапе продолжается работа по формированию орфографических навыков. Широко используется запись. Письмо используется как средство для лучшего усвоения лексико-грамматического материала. Е.Н.Соловова дает следующую классификацию типов текстов, написанию которых следует обучать на иностранном языке: заполнение анкет; написание различного рода писем и ответов на них; составление автобиографии/резюме; написание заявлений; написание рецензий; написание аннотаций; написание докладов; написание сочинений/эссе; написание поздравительных открыток; написание записок.

Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе. Но путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма как такового.

На старшем этапе при работе с иноязычным текстом следует обучать школьников составлению реферата и аннотации. Реферат – это текст, который передает основную информацию подлинника в свернутом виде и составленный в результате ее смысловой переработки. Аннотация – предельно краткое изложение главного смысла текста, передающее тематику оригинала.

Трудности обучения письменной речи очевидны:

 процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим планами выражения мысли на иностранном языке;

 при устном сообщении что-либо может быть опущено говорящим, восполнено мимикой, жестом, интонацией, то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развернутым,  требует более строгого грамматического оформления;

Формирование умений письменной речи

Умение выражать свои мысли в письменной форме формируется на базе упражнений репродуктивного, репродуктивно-продуктивного и продуктивного характера.

 В первую группу упражнений входит написание текста (письма, открытки, сообщения) с опорой на образец.

Вторая группа – это упражнения в построении собственного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, логическая схема высказывания, план) и вербально-изобразительных (картина, фотография и ключевые слова, фразы, выражения).

Третья группа упражнений, имеющих продуктивный характер, требует от учащихся умений выражать свои мысли в письменной форме без непосредственной опоры на вербальные элементы. Стимулы, побуждающие к письменному высказыванию, могут быть сформулированы словесно (проблемный тезис) или визуально (просмотр видеофильма, фотография).

Критерии оценки умений письменной речи: содержание и полнота (насколько учащиеся успешно справились с выражением содержания с учетом цели высказывания и адресата при соблюдении принятых норм вежливости); организация текста (логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы, использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста, выбор формата письма); лексика, грамматика, орфография и пунктуация.

 Обучение письменной речи неразрывно связано с обучением другим видам речевой деятельности. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.

 Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты. Международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучая, таким образом, культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.

Формулы приветствия и прощания в дружеских письмах

Формулы приветствия и обращения к друзьям

Liebe Helke / Lieber Hans  -  Дорогая Хельке / Дорогой Ганс

Meine liebe Helke / mein lieber Hans   -   Моя дорогая Хельке / Мой дорогой Ганс    Hallo meine liebe Freundin / Hallo mein lieber Freund - Привет, моя дорогая подруга / Привет,   мой дорогой друг

Hallo!  -    Привет!

Liebste Freundin / Liebster Freund -     Милая подруга / Милый друг

Формулы приветствия и обращения к знакомым:

Sehr geehrte Frau Neumann / Sehr geehrter Herr Neumann - Уважаемая госпожа   Нойманн /                              

Liebe Frau Hoffmann / Lieber Herr Hoffmann  -Дорогая госпожа                                Гоффманн / Дорогой   господин Гоффманн

Формулы прощания:

— liebe Grüße        — с наилучшими пожеланиями

— dein Mark / deine Monika        — твой Марк / твоя Моника

— Mark (только имя)        — Марк

— sei geküsst        — целую

— bis bald        — до скорого

— alles Liebe        — любви

— alles Gute        — всего наилучшего

— von Herzen,  Stеffan        — от всего сердца, Стеффан

— gute Zeit        — хорошего времяпровождения

— gute Grusse        — с наилучшими пожеланиями

— mit liebevollen Gedanken        — с нежными мыслями

— Herzlichst, Tobias        — искренне твой, Тобиас

— Alles Liebe, innig Ina        — любви, искренне твоя, Ина

— Fühl dich umarmt        — обнимаю

— Liebe Grüße und große Umarmung        — с наилучшими пожеланиями и крепкими обьятиями

— mit Liebe, Alex        — с любовью, Алекс

Liebe Grüße aus Berlin/Dresden/Moskau        — наилучшие пожелания из              Берлина/Дрездена/Москвы

— Ganz liebe Grusse        — с самыми наилучшими пожеланиями

— In inniger Liebe und Dankbarkeit        — с искренней любовью и благодарностью

— Ich umarme dich        — я тебя обнимаю

— bis bald mit herzlichen Grussen        — до скорого, с сердечным приветом


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Панфёрова, Н.Н. Управление в системе образования [Текст]: учебное пособие (Высшее образование) / Н.Н. Панфёрова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2010.- С. 117-123-248 с