98300

ПОДГОТОВКА К УРОКУ. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА. ВИДЫ ПЛАНОВ

Реферат

Педагогика и дидактика

Подготовка урока это разработка комплекса мер выбор такой организации учебно-воспитательного процесса которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. Главное на что должен обратить внимание учитель это соотношение целей и задач учебного предмета в целом с целями и задачами каждой учебной темы определение...

Русский

2015-10-30

23.32 KB

25 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение  Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Старооскольский филиал

(СОФ НИУ «БелГУ»)

Кафедра  филологии

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ПОДГОТОВКА К УРОКУ. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА. ВИДЫ ПЛАНОВ»

Выполнил: студент

группы № 92061103(340)

Давидянц Светлана Алексеевна




Старый Оскол, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Подготовка  урока – это  разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая  в данных  конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В традиционной дидактике принято  выделять два этапа в подготовке учителя к уроку: предварительный и непосредственный.

Предварительный этап. Результатом этого этапа  является тематический план.

Тематический  план – научно-обоснованное распределение во времени содержания учебного материала по предмету.  Когда в  тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.

I этап подготовки к календарно-тематическому планированию – изучение   программы.

Эта  часть работы исполняется перед началом учебного года и каждой четверти. Главное, на что должен обратить внимание учитель – это    соотношение целей и задач учебного предмета в целом с  целями и задачами каждой учебной темы, определение места каждого урока в системе уроков  по теме, разделу.

II этап  подготовки к календарно-тематическому планированию – изучение методической литературы, базового учебника  и учебных пособий.

Учитель просматривает  соответствующие разделы учебника, методических рекомендаций  и статьи в педагогических журналах  и других источниках.

В календарно-тематическом плане   указываются:  

  1.  темы и разделы курса в хронологической последовательности;  количество учебных часов па каждой теме;  
  2.  календарные  сроки начала и окончания работы по каждому разделу;
  3.  формы организации учебной работы;
  4.  предусматривается  необходимое оснащение;
  5.  характер творческих заданий.

Непосредственный этап. Выделяются три этапы подготовки:  

  1.  диагностики;
  2.  прогнозирования;
  3.  проектирования (планирования).

Диагностика заключается в "прояснении" всех обстоятельств  проведения  урока:

  1.  возможности детей;
  2.  мотивы их деятельности и поведения;
  3.  запросы и наклонности;
  4.  интересы и способности;
  5.  требуемый уровень обученности;
  6.  характер учебного материала;
  7.  особенности и практическая значимость материала.

Прогнозирование – это  мнение о том, как будут развиваться события на уроке, как он будет  проходить – оценка разных  вариантов проведения будущего урока и выбор наилучшего из  них.

Планирование – это  завершающая  стадия подготовки урока. Ее результатом является поурочный план.

Непосредственная подготовка к уроку заключается в конкретизации тематического плана  применительно  к каждому  уроку, продумывание и разработка  планов отдельных уроков.

Непосредственная подготовка учителя к уроку включает:  

  1.  выбор рациональной  структуры урока и определение его композиционного строения;  
  2.  четкое планирование материала  урока:  отбор материала  на одно занятие, определение в нем главного;  
  3.  распределение материала  от более легкого и простого к более сложному и трудному;  
  4.  определение места и характера демонстраций на занятии;
  5.  распределение задач и упражнений в порядке нарастания их трудности для учеников;  
  6.  планирование работы учеников на уроке:  выбор наиболее рациональных видов  учебной работы класса  и отдельных учеников на этапе усвоения нового материала;
  7.  определение характера деятельности разных  групп учеников во время опроса;  установление возможных трудностей  учеников в тех или других видах деятельности (устный ответ, решение задач, домашнее задание, наблюдение и т. д.);
  8.  увеличение  степени самостоятельности  учеников в учебной работе от одного урока к другому;
  9.  рациональное  распределение во времени отдельных этапов урока.

Этап  планирования включает в себя три взаимосвязанные стадии:

  1.  определение целей  урока;
  2.  конкретную разработку дидактического аппарата (содержание методов и средств);
  3.  определение  структуры урока с  проработкой учебных ситуаций.

При определении целей урока необходимо  предусмотреть  единство образовательных, развивающих и  воспитательных задач, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности  и формирования отношений личности. Цели должны определяться конкретно в соответствии с темой и в зависимости от типа урока  с учетом  воспитательной цели, которая  пронизывает систему уроков. После определения общих целей урока они подразделяются на частные, это значит  на цели отдельных учебных ситуаций.  

На второй стадии планирования урока  в соответствии с  общими и частными целями  отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, определяются упражнения творческого характера.  

На третьей стадии окончательно определяется структура  урока,  и разрабатываются учебные ситуации:  

  1.  продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передачи информации, направленных на активизацию  внимания учеников;
  2.  создание  психологического настроения учеников и передачу им своего положительного отношения  к материалу;  
  3.  стимулирование активного  самостоятельного мышления;  разъяснение ученикам трудного и непонятного;  
  4.  логично правильное, короткое и ясное изложение материала;  использование на уроке учебных и наглядных   пособий.

Результатом  подготовительной работы к уроку  является его план. В отличие от тематического (календарно-тематического) его называют рабочим  или поурочным. Его форма и объём жестко не регламентируются, но в зависимости от опыта педагога и специфики темы короткий план может перерастать в план-конспект  с  подробным указанием  каждого педагогического действия учителя и ученика. Начинающим педагогам нужно писать подробные планы-конспекты урока. Это требование выведено из  практики: никому еще не удавалось стать мастером, не продумав в деталях организацию будущего урока. Только тогда, когда большинство действий  становятся привычными, можно сокращать план. Подробный план говорит о том, что будущий урок детально продуман.

План  начинающего  педагога:  

  1.  дата проведения урока и его номер по тематическому плану;  
  2.  название темы урока и класса, в котором он проводится;  
  3.  цели и задачи обучения,  воспитания,  развития школьников;  
  4.  структура  урока  с  указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени на эти этапы;  
  5.  содержание учебного материала;  методы и приемы обучения в каждой  части урока;  
  6.  учебное оснащение,
  7.  необходимое для проведения урока;  
  8.  задание на дом.

Письменное оформление урока не должно быть громоздким. Однако  начинающему учителю целесообразно писать подробный план, а по сложным и трудным  темам – короткие  конспекты уроков. Основные пункты работы на уроке должны быть отдельно выделены. Педагогическим мастерством учитель владеет тогда, когда урок им логично продуман, грамотно построен, план его составлен  в соответствии с дидактическими принципами и правилами, а потом проведен так, как он задуман и поставленные цели достигнуты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе/ И.Л.Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.
  2.  Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя [Текст] / Н.Д. Гальскова – М.: Москва АРКТИ, 2004.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8233. Сущность понятия учебные достижения. Содержания, формы, виды, методы проверки знаний и умений учащихся 16.24 KB
  Сущность понятия учебные достижения. Содержания, формы, виды, методы проверки знаний и умений учащихся. Установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся: Индивидуальный характер контроля, осуще...
8234. Характеристика современного процесса воспитания. Его сущность, двусторонний характер, противоречия, закономерности 16.5 KB
  Характеристика современного процесса воспитания. Его сущность, двусторонний характер, противоречия, закономерности. Воспитание - функция общества, явление, возникшее в древние времена. Воспитание - целенаправленный процесс развития человек...
8235. Основные подходы к разработке содержания воспитания в современной педагогике 15.39 KB
  Основные подходы к разработке содержания воспитания в современной педагогике. Метод воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания. Это система приёмов и средств, используемых для достижения поставленной цели. Приём воспитания...
8236. Характеристика методов воспитания учащихся. Критерии выбора эффективного использования методов воспитания в педагогическом процессе 19.55 KB
  Характеристика методов воспитания учащихся (по одной из классификаций). Критерии выбора эффективного использования методов воспитания в педагогическом процессе. Метод воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания. Это система приёмо...
8237. Основные направления и формы воспитательной работы 18.84 KB
  Основные направления и формы воспитательной работы Основными направлениями, по которым проводится воспитательная работа являются: нравственное, правовое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Воспитательная работа может проводиться и...
8238. Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, стадии, средства формирования коллектива учащихся 16.51 KB
  Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, стадии, средства формирования коллектива учащихся. Коллектив - некая социальная общность людей. По Макаренко признаки коллектива: 1) общность создания ради значимой цели. 2) цель отражается в...
8239. Технология коллективной творческой деятельности 16.39 KB
  Технология коллективной творческой деятельности. Методика КТД. В каждом КТД проявляется коллективное начало, творческое начало. Представляет собой поиск лучших идей. Педагогическая технология - это совокупность и порядок сформирован...
8240. Задачи, функции, особенности организации работы классного руководителя на современном этапе развития школы 16.41 KB
  Задачи, функции, особенности организации работы классного руководителя на современном этапе развития школы. Современный классный руководитель выполняет 3 функции: 1) Организация разнообразной деятельности в классе. 2) Забота о развитии каждого ребён...
8241. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных 19.99 KB
  Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе: цели, методы, обработка данных. Различают диагностирование облученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий...