9833

Россия в первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. (1914-1917)

Реферат

История и СИД

Россия в первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. (1914-1917). Наметившаяся после революции 1905-1907 гг. тенденция стабилизации общественной жизни не смогла в полной мере реализоваться не только из-за непоследовательности столыпински...

Русский

2013-03-17

21.95 KB

115 чел.

Россия в первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. (1914-1917).

Наметившаяся после революции 1905-1907 гг. тенденция стабилизации общественной жизни не смогла в полной мере реализоваться не только из-за непоследовательности столыпинских преобразований, постоянного запаздывания властной в решении социальных проблем, но и из-за начавшейся в 1914 ,г. Мировой войны.

28 июня 1914 г. в городе Сараеве был убит наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Это привело к началу мировой войны, в которую Россия вступила едва ли не первой. Война стала* гигантским испытанием на прочность всех частей огромного государственного, социального и экономического организма страны.

Германия объявила официально о войне с Россией 1 августа 1914 г. 3 августа она вступила в войну с Францией. 4 августа Англия объявила о состоянии войны с Германией. Война приобрела общеевропейский характер, а вскоре стала мировой. В нее было вовлечено 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек, что составляло 3/4 населения земного шара.

В мировом конфликте имело место противостояние двух групп государств: Четверного Союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) и Антанты (Англия, Франция, Россия и присоединившиеся к ним в ходе войны Италия, США, Япония и другие государства). Война с обеих сторон была несправедливой, захватнической. Великие державы боролись за передел мира, за сферы влияния.

Первые месяцы войны для России были достаточно успешными. Но закрепить и развить успех русская армия была не в состоянии. В 1915 г. в России раз разился тяжелейший экономический кризис. Первым симптомом, свидетельствующим об этом, стала острая нехватка оружия и вооружения на фронте. Этот фактор стал одной из причин сокрушительного поражения русских войск в 1915 г., сопровождавшегося огромным количеством жертв. К прежним острейшим проблемам прибавлялись новые. Промышленность не справлялась со снабжением армии, усиливались трудности с обеспечением городов продовольствием. Падал жизненный уровень. Росло недовольство тяготами войны. Решение насущных проблем упиралось в упорное нежелание самодержавного строя откликнуться на справедливые требования разных групп населения. В оппозицию к трону все решительнее становились широкие круги буржуазии, интеллигенции, крестьян, рабочих. Социальная база монархии быстро сужалась. Двор терял поддержку из-за поражений на фронте. В высших кругах откровенно выражали недовольство политикой царского правительства, и особенно - присутствием при дворе одиозной фигуры Г.Распутина.

Вначале российская буржуазия встретила войну восторженно. Земские учреждения в массовом порядке слали на имя Николая II верноподданнические телеграммы. Война подтолкнула земства и правительство к сближению. С согласия правительства возникла общеземская организация с названием «Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам». Союз оформился на съезде губернских земств, состоявшемся в Москве 30 июля 1914 г.

Однако в годы войны по мере углубления революционной ситуации буржуазия и либеральные помещики заявили о своих претензиях на политическую власть. Лозунг «Единение с царским правительством» был снят. Ставилась задача перевести Россию на путь конституционной монархии, укрепить центральную власть и предотвратить народную революцию. Во всем этом видную роль играл союз земств и городов.

В 1915 г. обострились отношения между царским правительством и союзом. Земские лидеры вынашивали идею свержения Николая II и замены его кандидатурой, тесно связанной с буржуазией. Земская оппозиция отстаивала буржуазный, путь развития России с сохранением помещичьих имений и медленной их эволюцией в сторону капитализма.

Патриотические круги общества были шокированы тайными переговорами с Германией о перемирии. Всеобщее недовольство вызывали коррупция, произвол, разложение чиновничьего аппарата.

Германия стремилась использовать углубляющийся политический кризис в России для развала ее фронта и тыла. В войсках посредством листовок велась пропаганда в пользу заключения мира. П.Н.Милюков был убежден: что внешний фактор сыграл немаловажную роль в февральском перевороте. А.Ф.Керенский в своих воспоминаниях о событиях 1917 г. уделил ему также большое внимание.

Уже к концу первого года боевых действий усилилось противостояние исполнительной власти и ведущих политических партий либерального и либерально-консервативного толка.

В августе 1915 г. в думе и Государственном совете сложился «Прогрессивный блок», розданный представителями кадетов, прогрессистов, октябристов и небольших центристских групп. Лидеры «Прогрессивного блока» в думе лихорадочно искали выход путем компромиссов с монархией, смены состава правительства и создания «правительства доверия». Их активно поддерживали земства и городские самоуправления. Посол Великобритании в России Д.Бьюкенен вспоминал позднее, что в начале 1917 г. революция носилась в воздухе, и единственный спорный вопрос Заключался в том, придет ли она сверху или снизу.

Одновременно в думе, в Ставке Верховного Главнокомандования, в Военно-промышленном комитете зрели планы дворцового переворота. Убийство Г.Распутина 17 декабря 1916 года сигнализировало, что в верхних эшелонах власти росло понимание глубокого политического и нравственного кризиса абсолютизма.

В России усиливалось революционное движение, приостановленное на время в начале военных действий (август-декабрь 1914 г.). Организатором революционных выступлений была большевистская партия, сохранившая свой основные хилы после царских репрессий. Большевики вели агитационную работу среди рабочих, крестьян", солдат, пропагандируя лозунги: превращение войны империалистической в войну гражданскую; поражение своего правительства; создание III Коммунистического Интернационала. Меньшевики и эсеры в большинстве пропагандировали необходимость обороны Отечества от германских захватчиков (так называемые «оборонцы»). Однако в условиях экономического кризиса в стране меньшевики и эсеры заняли позиции приверженцев буржуазной революции, кадеты и октябристы поддерживали правительство, встали на путь содействия ведению войны.

Снизу неудержимо росло революционное движение масс. На фронте учащались случаи братания с солдатами противника, открытого неповиновения приказам офицеров.

Нарастало стачечное движение в промышленности. По случаю 12-й годовщины Кровавого воскресенья (1905) в столице бастовало около 2000 тыс. рабочих. За январь-февраль 1917 г. число стачечников достигло 700 тыс. По всей стране за те же месяцы состоялось в пять раз больше политических забастовок, чем за весь 1916 г. В ряде городов они проходили под лозунгом: «Долой самодержавие. Да здравствует демократическая республика!»

Все предложения от либеральных кругов о расширении полномочий думы, о привлечении в правительство деятелей, пользующихся общественной поддержкой, о более широкой опоре на земства, города, кооперацию упорно отклонялись Ларем и его окружением. Министерская чехарда с привлечением послушных царю, но бездарных деятелей продолжалась.

Николай II охранял принципы самодержавия/уповая на божье провидение, на силу репрессивного аппарата.

Необходимо учитывать то, что к началу мировой войны Россия входила в число развитых стран мира, по важнейшим экономическим показателям она приблизилась Сведущим капиталистическим государствам. К 1914 г. активизировался процесс монополизации промышленности России, стали создаваться комбинированные объединения (от синдикатов и картелей до трестов и концернов), связанные с политическим и государственным аппаратом. 7 крупнейших банков имели 55% капиталов акционерных и коммерческих банков и 60% их общих оборотов. Складывалась финансовая олигархия: Путилов, Нобель, Тимирязев, Давыдов и др.

Однако механизм регулирования капиталистических отношений находился в России в стадии формирования, не был отлажен, работал с перебоями и не давал ожидаемых результатов.

В первый год войны Россия полностью обеспечивала себя продовольствием, г Но призыв в армию из деревни трудоспособных мужчин привел к подрыву сельскохозяйственного производства. Царское правительство было вынуждено перейти к установлению твердых цен, а затем к принудительному изъятию хлеба у крестьян, что вызвало серьезное недовольство.

Экономическая разруха становилась всеохватывающей. Основными причинами ее были: неспособность царизма организовать военно-хозяйственную деятельность, сокращение иностранных инвестиций в промышленность, слабость транспортной системы, технологическая отсталость страны.

В условиях затянувшейся войны положение основной массы населения стремительно ухудшалось. Критическим стал 1916 год, когда рост эмиссии бумажных денег оказался чрезмерным, покупательная способность рубля упала вдвое против ' довоенной, посевные площади сократились более чем на четверть, а продукция животноводства - почти на треть. Неумолимо приближался социальный взрыв.

Таким образом, война стала непосредственным катализатором революционных потрясений в России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52316. Інтелектуальні ігри на уроці української мови з використанням комп’ютера 1.89 MB
  Мета: закріпити вивчені орфограми фразеологізми односкладні речення; розвивати логічне мислення увагу під час виконання завдань; заохочувати учнів до вивчення української мови використовуючи можливості комп’ютера Обладнання: додатковий матеріал ПК інструкція до проведення тестів на ПК Вчителі: Беседа Людмила Іванівна українська мова ...
52317. Риторика – наука і мистецтво переконувати 67 KB
  Мета: пояснити що є предметом вивчення риторики як науки; окреслити роль і місце риторики в античному світі внесок зроблений у розвиток риторики східними слов’янами з’ясувати причину необхідності поновлення статусу риторики як науки та навчальної дисципліни в сучасній Україні використовуючи сучасне програмне забезпечення в розкритті питань; розвивати мислення комунікативні вміння зокрема робити висновки наводити аргументи та підтвердження тез; увагу пам'ять збагачувати й уточнювати словниковий запас учнів; сприяти духовному...
52318. Самое главное для человека – дружба 110.5 KB
  Ход урока І Организация урока ІІ Мотивація учебной деятельности Учитель зарубежной литературы Сегодня мы проводим необычный урок – бинарный – по изучению двух произведений из зарубежной и украинской литератур посвящённый теме дружбы т. Что вы знаете о литературном портрете Учитель української літератури Пригадайте що таке літературний портрет. Учитель української літератури Про якого героя йде мова Федькохаламидник із однойменного оповідання Володимира Винниченка. Учитель зарубежной литературы А...
52319. Сім’я як соціальна ланка суспільства 86 KB
  Охарактеризувати сімю як соціальну ланку суспільства логічно пов’язати її з предметом основи правових знань. Розкрити ознаки сім’ї в суспільстві активізувати та узагальнити знання учнів про поняття сімя та правові засади сімейних стосунків€. Розвиваюча: Розвивати вміння аналізувати уявляти та робити висновки навички спілкування правильної поведінки в сім’ї.
52320. Цикли з параметром. Площа криволінійної трапеції 49 KB
  Тема уроку з алгебри: Площа криволінійної трапеціїâ€. Освітня мета уроку математики: закріпити вміння і навички знаходження площі криволінійної трапеції через поняття первісної; ознайомити учнів із наближеними методами обчислення площі криволінійної трапеції; підготувати учнів до свідомого сприймання поняття інтегралу. Учитель математики: Що собою являє криволінійна трапеція Як знайти площу криволінійної трапеції Який метод використовується для цього Відповідь на це питання повинна бути проілюстрована малюнком і подана детальна...
52321. Народна казка (українська література), література і фольклор - скарбниця духовних багатств людства (зарубіжна література), виконання ілюстрацій до казки (образотворче мистецтво) 39 KB
  Мета: Розширити знання учнів про казки як вид усної народної творчості; повязати розвиток духовного багатства людства з розвитком фольклору і літератури; удосконалювати навички виразного читання та розуміння прочитаного; розвивати усне мислення; дати поняття про ілюстрацію та працю художників - ілюстраторів дитячої книжки
52322. Розмноження й розвиток рослин 48 KB
  Біологічний диктант вибрати окремо ознаки вітро та комахозапильних рослин Квітки дрібні безбарвні запаху не мають. Квітки великі яскраві. Дрібні квітки зібрані в суцвіття. Квітки розцвітають рано до розпускання листя.
52323. Розвиткове навчання засобами пропонованої технології 161 KB
  Та чи всяка діяльність учня є проявом його розумових зусиль Альтернатива тут така: якщо після виконання якогось завдання учень не прагне вдосконалення чи пізнання нового то він досяг рівня дії; якщо ж стає на шлях пошуку нових способів діяльності в біології – хоча б до самостійного порівняння аналізу тощо тоді це є ознакою пізнавальної діяльності яка є інструментом розвиткового навчання. Засобами розвиткового навчання на уроці за пропонованою технологією є завданнякарточки друковані на папері чи в комп’ютерному вираженні. Вони є...
52324. Сучасний урок. Яким він повинен бути 163 KB
  Стимулюючу роль в організації навчального процесу відіграють заняття учнів у малих групах парна групова колективна форми. Це найпрогресивніша група тварин. Що їх таких різних об’єднує в один тип Від яких тварин вони походять Вивчення нового матеріалу План: Класифікація типу Членистоногі Тип Членистоногі Клас Ракоподібні Клас Павукоподібні Клас Комахи Особливості зовнішньої будови і покривів членистоногих порівняно з кільчаками робота в...