98338

Показатели эффективности правового воспитания

Дипломная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Обозначить определение эффективности правового воспитания; проанализировать эффективность и цели правового воспитания; выявить другие свойства правового воспитания; проанализировать вопросы измерения эффективности правового воспитания как социальной и научно-практической проблемы; обозначить критерии и показатели эффективности правового воспитания.

Русский

2015-11-02

107.39 KB

6 чел.

48

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Кафедра _________________________________________________

Показатели эффективности правового воспитания

Дипломная работа

Выполнил студент

академическая группа______, курс____

очной/заочной формы обучения

направления подготовки (специальности)

___________________________________

___________________________________

«____» _______________________ 2015 г.

Научный руководитель

Ф.И.О._____________________________

Должность__________________________

Ученая степень______________________

Ученое звание_______________________

___________________________________

«_____» ______________________ 2015 г.

Челябинск

2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ..…………………………………………………………………….6

1.1 Определение эффективности правового воспитания………………………….6

1.2 Эффективность и цели правового воспитания…………………………….......9

1.3 Эффективность и другие свойства правового воспитания…………………..15

ГЛАВА II.  ИЗМЕРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………………………….21

2.1 Измерение эффективности правового воспитания как социальная и научно-практическая проблема ……………………………………………………………21

2.2 Критерии и показатели эффективности правового воспитания.....................25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..44

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….47






ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломного исследования обусловлена изменениями, происходящими в экономической, политической и правовой сферах жизни российского общества. В настоящее время, когда осуществляется реформирование общественных отношений, проблемы правового воспитания, подъема его уровня приобретают характер неотложных и требуют принятия кардинальных мер, от успешной реализации которых во многом зависит успех государственно-правового строительства в Российской Федерации.

Однако система правового воспитания в России еще не сформирована, ее отсутствие отрицательно сказывается на осуществлении политической и правовой реформы, состоянии законности и правопорядка. В этих кризисных условиях наблюдается рост числа преступлений и других правонарушений, в основе которых лежит не только сложная экономическая ситуация, падение нравов в обществе, но и во многом низкий уровень правового воспитания населения.

Правовое сознание основной массы россиян, особенно молодого поколения, сформировалось и формируется в момент кризиса. Серьезные потрясения, произошедшие в политической и экономической системах российского общества, привели к существенному изменению качества жизни. Непосредственным результатом отсутствия правового воспитания является кризис ценностей, на которые ориентировалось общество. Растет ощущение неуверенности перед будущим. Вместе с этим деформируется отношение граждан к действующей системе права. Возникает негативное отношение к законам, которые не могут обеспечить правовую защищенность гражданина, его личности, чести, достоинства.

Происходящие преобразования экономической и политической системы России требуют создания адекватной им правовой системы, законодательного обеспечения реформ. Общество в настоящее время; как никогда ранее, нуждается в новом ценностном сознании, отвечающем современным реальностям. Возникла острая необходимость в формировании позитивного правосознания.

Решение актуальных задач государственной политики в сфере правового воспитания возможно только на основе целенаправленного, фундаментального и всестороннего исследования теоретических и практических проблем в данной сфере. В частности, большое значение имеет изучение показателей эффективности правового воспитания.

Вышесказанное и предопределило выбор темы данного дипломного исследования, его объект, предмет, цель и задачи.

Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и осуществления правового воспитания в Российской Федерации.

Предметом исследования являются критерии и показатели правового воспитания в России.

Цель дипломного исследования – комплексное теоретическое исследование эффективности правового воспитания граждан.

В соответствии с целью исследования предусматривается решение ряда взаимосвязанных задач:

- обозначить определение эффективности правового воспитания;

- проанализировать эффективность и цели правового воспитания;

- выявить другие свойства правового воспитания;

- проанализировать вопросы измерения эффективности правового воспитания как социальной и научно-практической проблемы;

- обозначить критерии и показатели эффективности правового воспитания;

Методологическую и теоретическую основу исследования составляет диалектико-материалистический метод познания, который позволяет рассматривать явления и процессы в изучаемой области как находящиеся в социальной взаимосвязи, обусловливающей обстоятельства и тенденции в сфере организации правового воспитания в России.

В целях получения достоверных результатов и их научного обоснования использовались методы исторического, системного и сравнительного анализа, статистический метод и методы конкретно-социологических исследований.

Степень разработанности темы исследования. Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах                         Е.В. Аграновской, П.П. Баранова, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, В.И. Гоймана, Н.Л. Гранат, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, Н.М. Кейзерова, Б.А. Кистя-ковского, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, В.В. Оскамытного, М.Ф. Орзих, Т.Н. Радь-ко, А.Р. Ратинова, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, А.П. Семитко,                               Е.Н. Трубецкого, И.Е. Фарбера, Б.Н. Чичерина, Т.М. Шамба, В.А. Шегорцова, Л.С. Явича.

Разработке основ организации и управления правовым воспитанием посвящены работы таких ученых, как В.В. Головченко, И.В. Тепляшин,              А.С. Туманова, В.Н. Шубкин, В.А. Юсупов.

Структура работы соответствует логике построения исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка источников и литературы.

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Определение эффективности правового воспитания

В юридической литературе, как и в повседневной практике, термин «эффективность» стал употребляться очень часто , и его содержание кажется  на первый взгляд вполне определенным и ясным. Однако, при научной интерпретации данного понятии мы нередко сталкиваемся с затруднениями, связанными с тем, насколько достаточно и точно можно определить вкладываемое в него содержание. Следует констатировать, что единого подхода к пониманию эффективности вообще и эффективности правового воспитания в частности пока не достигнуто.

Термин «эффективность» находит свои корни в латинском термине, он означает «результат», следствие каких-либо причин , действий»3.

Эффективность правового воспитания – проблема сложная и многоплановая, опосредованная действием многих условий и факторов. Отдельные ее направления могут стать предметом самостоятельного исследования. Есть основания для осуществления понятий: эффективность управления правовым воспитанием, эффективность правовой пропаганды, эффективность правового просвещения граждан и т.п. И все же, выделяя различные направления исследования эффективности, необходимо иметь ввиду, что все они тес но связаны между собой и возникающая проблема, в сущности, сводится к осмыслению, интерпретации и оценке результатов специфической, но не обособленной от других социальных явлений деятельности, направленной на формирование правового сознания – одной из форм общественного сознания, а центральным объектом правовоспитательного воздействия является личность, в сознании, убеждениях и поведении которой отражается результативность этого воздействия. На это нацелены все формы правовой пропаганды и агитации, правового просвещения, средства массовой информации, система правового воспитания в гражданском обществе, работа органов государственной власти и общественных организаций, различные формы вовлечения граждан в правоохранительную и правоприменительную деятельность. Таким образом, необходимо, прежде всего, выработать общее определение понятия эффективности правового воспитания.

В рамках юридической науки по вопросу исследования эффективности появилась довольно обширная литература, уделяющая значительное внимание вопросам эффективности государственно-правовых явлений. В работах                      Д.А. Керимова, А.С. Пашкова, А.Б. Венгерова, В.В. Лазарева обоснована общетеоретическая концепция  эффективности права, сделан вывод об использовании категории «цель» для решения вопросов эффективности.

Исследование эффективности активно проводилось во всех отраслях права.

Обобщая представления об эффективности в юридической науке, можно заметить, что они основаны по меньшей мере на двух основных подходах. Один из них заключается в том, что эффективность рассматривается только как результативность и измеряется степень соотношения достигнутого фактического результата к поставленной социальной цели4.

Сторонники второй позиции в принципе согласны с определением эффективности подобным образом. Но последнюю они относят к принадлежности категории «оптимальность», являющуюся, по их мнению, более широкой, чем понятие «эффективность»5.

Следует отметить, что для формулирования понятия эффективности правового воспитания эти положения являются важными, поскольку они позволяют констатировать, что представители юридической науки, так же как и философии, экономисты, социологи в понятие «эффективность» вкладывают одни и те же элементы: «цель» и «результат». Причем соотношение между ними рассматривается обычно под углом зрения  результативности определенного рода социальной деятельности, а некоторые авторы даже специально подчеркивают, что «эффективность правовых норм может быть выяснена только при рассмотрении права в действии»6.

Применительно к правовому воспитанию такой подход представляется особенно ценным, поскольку правовое воспитание – это тоже разновидность социальной деятельности, которая осуществляется в определенных целях. Поэтому эффективность правового воспитания можно рассматривать как соотношение между фактически достигнутым результатом правовоспитательной деятельности и теми социальными ценностями, для достижения которых эта деятельность проводилась. Другими словами, чтобы судить об эффективности правового воспитания, необходимо отчетливо представлять его цели и иметь возможность сопоставлять с ними фактически достигнутые результаты.

С позиции определения эффективности правового воспитания представляется целесообразным будет рассмотреть вопрос о допустимости подразделения эффективности правового воспитания на  эффективность фактическую и выявленную. Фактическая эффективность – это реальная эффективность правового воспитания, объективно отражающая достигнутый к настоящему времени уровень правосознания и поведения граждан, а выявленная эффективность – это обобщенное представление субъектов правового воспитания о фактическом уровне эффективности7.

Таким образом, изложенное позволяет сформулировать следующее определение.

Эффективность правового воспитания означает его способность реально, в оптимальные сроки и с наименьшими издержками положительно воздействовать на усвоение гражданами правовых знаний, их убеждения, мотивы и установки  в соответствии с потребностями общества.

1.2 Эффективность и цели правового воспитания

Теоретическое обоснование понятия эффективности правового воспитания требует специального анализа его целей.

В теоретическом плане четкая определенность целей обеспечивает надежную основу для решения ряда методологических проблем, служит исходным пунктом определения понятия эффективности, разработки ее научно обоснованных критериев и показателей. Абстрагируясь от социально обусловленных целей, ради которых осуществляется правовоспитательная деятельность, невозможно обнаружить совокупный результат этой деятельности, дать обоснованные рекомендации по ее совершенствованию.

Целями правового воспитания являются следующие.

Во-первых, формирование у граждан системы правовых знаний. В связи с осуществлением широкой программы обновления и совершенствования современного законодательства важное теоретическое и практическое значение приобретает установлением границ правовой информированности граждан.

В науке существует, на наш взгляд, верное мнение о том, что норма права как внешний регулятор не способна вызвать определенную волевую активность, не пройдя через сознание. Требования нормы должны отобразиться в сознании, выполняя роль критерия оценки действий8. Согласно этому положению вопрос о границах правовой информированности граждан, на первый взгляд, кажется достаточно ясным: чтобы достичь высокого уровня правосознания, безупречного с точки зрения требований закона поведения членов общества, необходимо изучить и знать те нормативные акты органов государственной власти, которые устанавливают общеобязательные правила поведения.

В действительности же дело обстоит гораздо сложнее. Сложность, прежде всего, в том, что правовые нормы не являются единственным регулятором поведения человека. Нелегким является вопрос отбора необходимого воспитуемым нормативного материала. В реальной действительности функционирует огромное количество юридических норм, которые регулируют самые разнообразные сферы общественной жизни.

Учитывая объективную невозможность знания гражданином законодательства в полном объеме, правовое воспитание должно быть нацелено на усвоение:

а) прав и обязанностей российских граждан в сфере социально-экономической жизни;

б) прав и обязанностей российского гражданина как субъекта общественной, общественно-политической деятельности;

в) прав и обязанностей гражданина как личности (в данном случае считаем, что это те права и обязанности, которые закреплены действующей Конституцией РФ9).

С целью повышения эффективности правового воспитания, решения методологических и методических проблем, связанных с исследованием уровней знания права, представляется целесообразным подготовить единые программы или методические рекомендации, устанавливающие примерный минимум и объем правовых знаний для различных категорий граждан. Разработку таких документов могло бы возглавить Министерство образования и науки Российской Федерации.

Во-вторых, формирование правовой убежденности. Без правовой убежденности невозможно правовое поведение индивида, основывающееся на глубоком осознании объективной необходимости, подлинной ценности предъявляемых к нему правовых требований и предписаний10.

Формирование твердой убежденности граждан в необходимости соблюдения правовых норм является не только целью правового воспитания, но и важнейшим способом реализации права. На основе личных правовых убеждений человек вырабатывает у себя способность осуществлять нравственный самоконтроль. Другими словами, внутренние правовые убеждения выступают как составная часть индивидуального правосознания. На их основе формируется уважение к праву, к закону, глубже осознается социальная, идеологическая и политическая ценность права, его основных принципов.

Для убеждения характерно наличие субъективной уверенности в истинности приобретенных знаний, готовность действовать в соответствии с представлением об истинности тех или иных знаний11.

Характеризуя содержание правовых убеждений с точки зрения их связи с познавательной основой, можно выделить три присущих им элемента.              Во-первых, убеждения могут выражаться в оценках анализируемых правовых явлений. Оценка представляет собой связующее звено между правовыми знаниями и убеждениями, отражая и уровень информированности о праве, и отношение к нему.

Во-вторых, убеждения включают в себя критерии личностных оценок права, эмоциональное и поведенческое отношение к ним.

В третьих, убеждения характеризуются осознанностью. Уровни правовой убежденности могут быть различными. Один человека может лишь изложить свою позицию, другой обосновать ее, третий – отстаивать свою позицию, доказывая и подкрепляя ее соответствующими поведенческими актами.

Система правовых убеждений личности, к достижению которых стремится правовое воспитание и которые должны учитываться при выявлении его эффективности, предусматривает: стремление  самостоятельно решать возникающие в повседневной жизни вопросы правового характера; умение разобраться в конкретной правовой ситуации и сделать выбор такого варианта поведения, который бы соответствовал требованиям правовой нормы; способность применять приобретенные правовые знания, идеи как руководство в решении собственных проблем; непримиримость к любым правонарушениям и умение отстаивать свои правовые взгляды с позиций одобрения российского права; осознание необходимости безусловного выполнения норм права.

Убеждение как действие, как метод – это целенаправленное воздействие, которое должно доказывать субъектам правового воспитания социальную обусловленность и необходимость права для нормальной жизнедеятельности общества, общесоциальную значимость неукоснительного соблюдения действующих правовых норм, правомерного, социально-активного поведения каждого члена общества12. Целью убеждения является достижение того результата, при котором бы личность знала законы или понимала право, но и в том, чтобы привести ее к внутреннему восприятию и согласию в правовыми нормами. Убеждение воздействует, прежде всего, на ум человека, на его правосознание. Но оно затрагивает также чувства, вызывает переживания, которые способствуют более прочной фиксации в человеческом сознании основных идей, принципов, конкретных предписаний, сформулированных в правовых нормах.

Стабильность и долговременность правовой убежденности во многом зависят от материальных условий жизни человека, от всей окружающей его действительности.

В-третьих, целью правового воспитания является формирование мотивов и привычки правомерного, социально-активного поведения. Задача правового воспитания состоит в том, чтобы достичь такого уровня правосознания граждан, когда каждый член общества следовал бы установленным правилам поведения и соблюдал правовые нормы исключительно в силу внутренней потребности, собственных убеждений, а не под страхом принуждения. Нельзя, однако, категорически утверждать, что даже та норма поведения, которая правильно отражает интересы конкретной личности и внутренне одобряется ею в состоянии автоматически обеспечить мотивы правомерного поведения такой личности, поскольку помимо правовых в реальной действительности существуют другие факторы, влияющие на выбор конкретных вариантов поведения в не меньшей степени, чем правовые предписания.

Выработка привычки к соблюдению правовых норм, к социально-активному правомерному поведению – важнейшая и сложнейшая задача поведенческих целей правового воспитания.

Необходимость соблюдения законности, ставшая привычкой, является выражением сформировавшейся на основе высокой идейности и правовой сознательности личности внутренней волевой позиции и  готовности поступать в соответствии с требованиями норм права. Процесс выработки привычек предполагает воспитание убеждений в необходимости и социальной ценности права, высокой правовой сознательности которые заем переходят в привычку13.

Формируемые правовым воспитанием привычки неодинаковы по своей структуре и содержанию. Одних людей можно приучать только к соблюдению норм права, других – к исполнению, третьих – к  использованию, четвертых, одновременно к соблюдению, исполнению и использованию. Следовательно, в состав привычек, создающих образ правомерного поведения и выражающих фактическое отношение личности к праву и к охраняемым правом социальных ценностей целесообразно включить:

а) привычку соблюдения норм права, воздержание от совершения запрещенных правом действий;

б) привычку исполнения норм права и юридических обязанностей (совершение положительных действий);

в) привычку использования норм права (инициативное и творческое осуществление права, безупречное выполнение обязанностей перед обществом, умение применять правовые знания на практике.

Целью правового воспитания является стремление к одновременному формированию всех этих видов привычек.

Достижение целей правового воспитания осуществляется посредством решения ряда задач, среди которых можно выделить следующие: воспитание граждан в духе высокого уважения к законам, их неукоснительного соблюдения и исполнения; повышение уровня юридической грамотности и осведомленности и осведомленности населения; укрепление правопорядка и законности.

Таким образом, цель правового воспитания – это идейно сформулированный результат, отражающий ожидания общества; основное направление, в соответствии с которым осуществляется вся правовоспитательная деятельность; масштаб оценки эффективности этой деятельности.

1.3 Эффективность и другие свойства правового воспитания

В общетеоретическом плане эффективность можно яснее представить, если исследовать другие положительные свойства правового воспитания, такие как:

а) экономичность (т.е. соотношение средств правового воспитания с практически достигнутым результатом;

б) полезность, т.е. степень его «позитивности»;

в) идеологическая ценность;

г) обоснованность и другие.

Экономичность правового воспитания следует рассматривать в позиции количества затраченных на него материальных средств, человеческой энергии, времени и других показателей, характеризующих расходы общества в связи с проводимыми прововоспитательными мероприятиями14. Это выражение определенного соотношения полезного эффекта правовоспитательных мероприятий и затрат на их осуществление.

Правовое воспитание само по себе не требует специальных капиталовложений. Вместе с тем оно осуществляется на экономической основе, его цели достигаются не только идеологическими методами, но связано с материальными затратами. Средства, через которые эти методы получают свое оформление, имеют ярко выраженный экономический характер, и для общества далеко не безразлично, какие материальные затраты вкладываются в организацию и проведение правового воспитания.

К экономическим можно отнести не только методы материального стимулирования, но и различные способы организационной и воспитательной деятельности, имеющие непосредственную связь с экономическим воздействием и расчетом. Поощряя социально-правовую активность граждан, сочетая материальные и моральные стимулы, расходуя на все это определенные материальные средства, государство тем самым воспитывает членов общества в духе уважительного отношения к праву, к закону, способствует превращению правомерного, социально активно поведения в жизненную необходимость15.

Издержки государства на осуществление таких мероприятий по отношению именно к правовому воспитанию трудно выразить количественно, поскольку они являются лишь частью расходов в пределах общей программы социально-экономических преобразований общества. Вместе в тем эти расходы характеризуют экономичность правового воспитания.

За последние годы значительно богаче стал арсенал средств воздействия на воспитуемых. Формы и методы правовоспитательной работы обогатились новым содержанием и применяются не только по отношению к конкретным лицам (группам лиц), но и ко всем категориям населения. Это означает, что среди множества средств, форм и методов необходимо отбирать лишь наиболее существенные для решения задач правового воспитания.

Совершенствование правовоспитательной работы, связанное с  проведением массовых конкретно-социологических исследований, экспериментов, внедрением новых форм и методов воспитания граждан, расширением круга субъектов правового воспитания требует подчас значительных материальных затрат.

Прочный успех и высокая экономичность правового воспитания достигается, когда меры убеждения умело сочетаются с мерами принуждения, подкрепляются совместными действиями планирующих и финансовых органов16.

Экономичность правового воспитания прямо соотносима с человеческими и материальными ресурсами, фактически израсходованным в процессе правовоспитательной деятельности. Она обусловлена конкретными условиями «внешней среды» (контингентом воспитуемых, уровнем общей и правовой культуры населения, обеспеченностью техническими средствами и т.д.). Различное соотношение между результатом и понесенными расходами может дать различные уровни эффективности правового воспитания.

Если говорить об экономии времени в правовом воспитании, то здесь важен принцип использования не большого времени, а малого, но в разумных, рациональных пределах. Как справедливо отмечалось в литературе, повышение эффективности правовоспитательной работы предполагает рациональной использование времени и сил. Воспитание в группе или одновременно широких масс значительно экономичнее17.

Расходование времени, материальных ресурсов и человеческой энергии может относиться или ко всей системе правового воспитания, или к отдельным ее элементам и характеризовать соответственно либо какую-то одну сторону экономичности мероприятия, либо – само соотношение экономических затрат.

В этой связи представляется верной позиция В.В. Лазарева, который полагает, что в силу диалектического единства и взаимообусловленности целей социальной деятельности и средств, ведущих к их достижению, экономичность последних должна быть мерилом эффективности. Свою позицию он подкрепляет схемой: 1) деятельность субъекта А эффективна, так как достигнута цель; 2) деятельность субъекта Б более эффективна, поскольку цель достигнута в меньшие сроки с меньшими затратами; 3) деятельность субъекта В отрицательно эффективна, потому что производственные затраты превышают ценности достигнутого результата18.

Таким образом, экономичность правового воспитания предполагает постоянный учет расходуемых на него средств в целях уменьшения издержек до объективно возможных пределов в сокращении социальных потерь.

Полезность – это одна из форм проявления общественного значения правового воспитания, его положительная роль в удовлетворении общегосударственных интересов. В правовом воспитании полезность характеризует деятельность субъектов с точки зрения ее целесообразности для достижения позитивных результатов. Однако значимость правового воспитания в жизни общества не может быть сведена лишь к пользе, к односторонней выгоде. Поэтому полезность правового воспитания следует рассматривать с точки зрения социально оправданного, реально достигнутого эффекта. Полезность, как степень положительной результативности правового воспитания, является одним из главных проявлений его социальной ценности.

Полезность правового воспитания проявляется в социально-правовой активности граждан, в соблюдении ими законов государства, т.е. в позитивном отношении людей к государственно-правовой действительности, их активном участии в социально-правовой практике.

Следует отметить, что в современном российском обществе создаются все необходимые условия, чтобы правовое воспитание было высокоэффективным, приносила полезные результаты, т.е. чтобы правомерное, социально-активное поведение стало массовым явлением и носило сознательный характер.

К числу полезных могут быть отнесены также возможные позитивные социальные и экономические последствия, которые станут возможными благодаря действенности правового воспитания. Такими последствиями могут быть сокращение правонарушений, нарушений правил техники безопасности на производстве, повышение социально-правовой активности граждан и т.п. Подобные изменения носят преимущественно качественный характер, их трудно бывает увязать непосредственно с правовым воспитанием, поскольку материализация последствий правовоспитательной деятельности происходит не сразу, а по истечении определенного периода времени, продолжительность которого бывает различной и неопределенной. Поэтому в таком случае удобнее употреблять термин «полезность», подразумевая, что в достижении позитивных результатов есть определенный вклад и правового воспитания.

Идеологическая ценность правового воспитания состоит, прежде всего, в том, что оно представляет собой социально необходимый, обусловленный объективными закономерностями построения общества идеологический процесс, преобразующий вместе с другими направлениями воспитания сознание и психологию человека, формирующий тип личности новой формации19.

Ценность правового воспитания в этом смысле обусловлена его способностью принести значительную пользу обществу в решении таких задач общегосударственной важности как  формирование у членов общества правового мировоззрения, развитие демократии, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни.

Обоснованность и целесообразность – это те условия и требования, осуществление которых необходимо для объединения усилий субъектов правового воспитания и для мобилизации их на достижение высоких результатов. Согласно этому критерию рассматриваются соотношение между целями и содержанием правовоспитательной деятельности. В данной плоскости правовой воспитание тем эффективнее, чем обоснованней и целесообразней его содержание.

Целесообразность правового воспитания можно рассматривать и как одно из его положительных свойств, которое приводит к результату, задуманному как цель в широком смысле слова. Специфичность проявления целесообразности в том, что оно устраняет неправильные, устаревшие, изжившие себя представления о праве, о законе и формирует качественно новый, более прогрессивный тип правосознания граждан, развивает их социально-правовую активность, обеспечивает мотивацию правомерного поведения людей.

Всякая правовоспитательная деятельность, соответствующая достигаемым целям, отвечающая условиям данного момента, основным направлениям общественного развития, является целесообразной о обоснованной.

С учетом этого, можно сделать вывод о том, что к эффективности тесно примыкают, соприкасаются с ней или ответвляются от нее целый ряд иных понятий, социально-правовых свойств и явлений, которые придают правовому воспитанию дополнительные «силы». Изучение их  помогает более глубоко проникнуть в содержание самой эффективности, правильно понять ее теоретико-методологическую сущность.

Таким образом, понятие эффективности правового воспитания можно представить двумя определениями: в узком и широком смысле.

Эффективность правового воспитания в узком, или «целевом» смысле определяется отношением между фактически достигнутым результатом правовоспитательной деятельности и теми социальными целями, ради которых эта деятельность предпринята.

В широком, или качественно-целевом, смысле эффективность правового воспитания – это: а) способность правовоспитательной деятельности реально в оптимальные сроки с наименьшими издержками давать социально полезный результат; б) прогрессирующий успех, важное достижение  органов государственной власти, общественных организаций, трудовых, учебных коллективов, средств массово информации в деле формирования у населения глубоких и устойчивых знаний и представлений о праве, убеждений, мотивов и установок, отвечающих требованиям современного правового развития общества, привития гражданам высокой правовой культуры, навыков и привычек активного, социально-полезного поведения, соответствующего нормам действующего права.

ГЛАВА II.  ИЗМЕРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1 Измерение эффективности правового воспитания как социальная и научно-практическая проблема

На необходимость и измерение эффективности результативности работы органов государственной власти и общественных организаций обращалось внимание еще в первые годы советской власти20.

До сравнительно недавнего времени эффективность правового воспитания определялась главным образом по тому, насколько граждане соблюдают правовые предписания, исходя при том из количества совершаемых правонарушений. То есть по фактам противоправного поведения граждан, которые можно подсчитать и выразить в цифрах, оценивалась лишь одна из функций  правового воспитания – предупреждение правонарушений.

Следует отметить, что это действительно важная специфическая социальная функция, которой обладает правовое воспитание. Благодаря системе планомерных, целенаправленных докладов, публикаций, теле- и радиопередач, фильмов, которые посредством раскрытия причин, условий и мотивов правонарушений воздействуют на правосознание широких слоев населения, у граждан вырабатывается внутреннее уважение к праву, действующим законам, правопорядку, убежденность в необходимости соблюдений их требований мобилизуют членов общества к активным действиям по предотвращению возникновения нежелательных явлений. Тем самым правовое воспитание вносит значительный вклад в профилактику правонарушений.

Однако, чтобы оценить в этом плане реальные достижения правовоспитательной деятельности, обычной констатации фактов правонарушений и количества мероприятий еще явно недостаточно.

Исследования проблемы предупреждения антиобщественного поведения, как  правильно отмечено в научной литературе, должны иметь несколько аспектов:

1) изучение всей совокупности антиобщественных поступков, их структуры, динамики и тенденций развития;

2) изучение причин и условий антиобщественного поведения;

3) исследование позитивных социальных явлений и процессов, препятствующих антиобщественному поведению, механизма их противодействия негативным явлениям, нейтрализация действия последних и устранение их из жизни общества;

4) изучение личности нарушителя правовых норм, механизма формирования в структуре личности негативных свойств, проявляющихся при определенных условиях в антиобщественном поведении21.

С точки зрения эффективности правового воспитания и усиления его превентивной роли четвертый аспект представляет наибольший интерес. То есть, прежде всего подлежит выяснению вопрос об уровне правосознания тех членов общества, которые сохраняют негативные правовые воззрения и склонным к противоправному поведению. Нужно знать оценочное отношение таких лиц: к праву, его принципам и конкретным нормам; к противоправному поведению; к  правоохранительных органам и их деятельности; к собственному поведению. Между тем именно в этих параметрах личность мало доступна непосредственному наблюдению.

Очень сложным представляется сам по себе вопрос о возможности выявления и отбора для исследования основной массы лиц, которые склонны к противоправному поведению. Криминологи небезосновательно полагают в этой связи, что исследовать девиантное поведение очень трудно и представляется в высшей степени сомнительным представление о том, можно ли вообще выявить и измерить такую величину, как «преступные наклонности»22.

В общетеоретическом масштабе решение вопроса осложнено тем, что  далеко не все стороны жизнедеятельности личности, ее особенности можно установить и выразить четкими, поддающимися сравнению или даже описанию категориями.

Можно только предположить, что различные факторы с большей или меньшей степенью интенсивности воздействуют на правосознание личности, но установить, в какой мере усвоение правовой культуры, юридических знаний и их воплощение в реальном поведении могут быть связаны с правовым воспитанием, а в какой мере – с другими факторами, крайне трудно. Или, напротив, в какой степени может быть объяснено плохой постановкой правовой информации существование, например, правонарушений и, более того, преступности, если известно, что в качестве причин совершения преступлений выступают не только и не сами по себе дефекты правосознания отдельных граждан.

Особенно сложно определить эффективность правового воспитания по влиянию, которое оно оказывает на поведение человека, а через него и на деятельность всего общества.

Измерение эффективности правового воспитания – проблема не столько юридическая, сколько социально-юридическая.

Следует заметить, что осуществленные в последние годы поиски путей решения проблемы измерения социально-правовой эффективности, результаты конкретных изысканий оказались довольно плодотворными и дают основания для оптимистических прогнозов.

Интенсивно исследуется проблема правовой информации и знания права. В этом отношении получены достаточно развернутые и ценные результаты, позволяющие осуществлять правовое воспитание и правовую пропаганду на глубоко научной основе.

Кроме этого, предложены методы измерения правовых убеждений и установок личности23.

На основе проведенных в нашей стране  социологических исследований по проблемам правового воспитания населения, отдельных его групп сформулирован целый ряд выводов обобщенного характера.

Все чаще и совершенно обоснованно ставится вопрос о возможности изменения эффективности правового воспитания с помощью количественных методов. Социально-правовые явления дают возможность для применения математических методов. Это обусловлено, в частности, тем, что такого рода явления могут иметь не только качественную, но и количественную характеристику.

С развитием математических приемов связано более широкое использование методов статической обработки фактического материала. Необходимой основой для использования статистических приемов являются массовые факты социальной жизни, выявленные путем соответствующей отчетности, массовых наблюдений, опросов, анкетирования и др. Статические группировки, коэффициенты и т.д. позволяют найти за повторяемостью фактов определенные закономерности.

Путем социологического наблюдения можно установить зависимость между интенсивностью правового воспитания и возрастанием социально-правовой активности, укреплением правовой дисциплины и правопорядка24. Определенную ценность в этом плане могут представлять используемые юридической наукой кибернетические методы, моделирование изучаемых явлений, шкалирование действия различных факторов на человеческое поведение, их формализация, использование логико-математических методов обработки, информации, тестирования, экспертных оценок и т.д.

Сложность и многоплановость измеряемых ценностей, их генетическая и функциональная неоднородность предполагают использование, с учетом специфики исследуемого явления, совокупности методов применяемых учеными для изучения социально-правовой практики и теоретических проблем правоведения. С их помощью можно получить не всегда точные, приблизительные, но вес же какие-то знания, а они гораздо полезнее полного незнания25.

2.2 Критерии и показатели эффективности правового воспитания

Уточняя значение понятий «критерий» и показатель» представляется целесообразным исходить из следующего.

Во-первых, общим для «критерия» и «показателя» является то, что оба они являются оценочными терминами и непосредственно связаны с таким понятием как оценка. Руководствуясь ими, исследователь характеризует уровень эффективности определенного рода деятельности.

Во-вторых, если обратиться к энциклопедическим источникам, то можно обнаружить, что термин «критерий» объясняется как «признак, на основании которого производится оценка, определение или  классификация чего-либо; мерило суждения, оценки26. То есть слово «критерий» имеет два близких, но все же неодинаковых значения: «критерий-признак» и «критерий-мерило». Признак – это качественное свойство, характерное для разных предметов, объединяющихся в один класс, или качественное свойство, отличающее одну степень развития предмета от другой. Мерило равнозначно понятию эталона, образца.

Применительно к оценке эффективности правового воспитания, следует отметить, что подход к такой оценке следует начинать с выявления наиболее общих, главных понятий, которые были бы пригодными для «привязки» их к разным категориям населения и опираясь на которые затем можно было бы характеризовать всю проблему как с количественной, так и с качественной стороны, т.е. найти критерии-эталоны.

Решение этой задачи связано с рядом затруднений, вытекающих, прежде всего, из самой сущности измеряемого процесса и его результатов. Известно, например, что являющееся объектом правовоспитательного воздействия правосознание граждан помимо своей качественной неоднородности, обладает множеством общих и частных (индивидуальных) признаком. Оно отражает в своей структуре все элементы правовой реальности, различные поведенческие ориентации личности и т.п.

С результатами правового воспитания непосредственно взаимосвязаны такие духовно-смысловые образования как правовые знания, правовые взгляды и представления, правовые потребности, убеждения, мотивы, привычки, навыки, представления о должном, идеальном варианте права и т.п. Разные индивиды, социальные группы и слои населения имеют различия в уровнях правосознания, неодинаково складывается их поведение в повседневной жизни и в правовых сферах.

Кроме этого, существует множество факториальных признаков, характеризующих внешнюю сторону правового воспитания – это сама правовоспитательная деятельность, проводимая органами государственной власти и общественными организациями с помощью имеющихся в их распоряжении средств. Каждое такое средство тоже имеет свои характерные особенности, обладает определенной мерой интенсивности и силой воздействия на правосознание различных социальных групп.

Наконец, наряду с повторяемыми, устойчивыми, можно наблюдать эпизодические, редко и случайно проявляющиеся признаки и реакции индивидов на то или иное воспитательное воздействие.

Представляется, что нет необходимости оценивать эффективность по каждому объективно существующему признаку. Вполне очевидно, что количество таких характеристик (признаков) должно быть ограничено определенными пределами. Для этого, с учетом конкретных обстоятельств и целей исследования, необходимо выделить наиболее типичные, часто повторяемые, устойчивые характеристики. Наибольший интерес представляют результативные характеристики (признаки), то есть такие качества и свойства правосознания, которые имеют причинно-следственную связь с правовым воспитанием, являются совокупным результатом последнего и на формирование которых правовое воспитание способно оказать преобразующее воздействие. Такой подход позволяет, в известной мере, различать качества и свойства личности, сформировавшиеся благодаря правовоспитательному воздействию от эпизодических проявлений, вызванных побочными обстоятельствами, случайными ситуациями и событиями, непосредственно связанными с правовым воспитанием.

Последнее имеет не только теоретическое, но и практическое значение, если речь идет, например, об оценке эффективности правового воспитания в трудовом коллективе.

Необходимость отбора для критериев – признаков только таких проявлений правосознания и поведения личности, которые характеризуются наиболее выраженной качественной устойчивостью, очевидна. Следовательно, будет логичным предположить, что оцениваемый по ним совокупный результат правового воспитания может быть уточнен, конкретизирован с помощью других критериев – эталонов, отражающих отдельные стороны или уровни эффективности. Чем больше будет определено дополнительных критериев – эталонов, тем объективнее и разносторонне получится оценки эффективности правового воспитания. Являясь компонентом критерия – признака, критерий-эталон в данном случае есть конкретный и типичный выразитель какой-то одной из наиболее существенных характеристик, по которой можно судить об уровне развития правосознания, о правовой культуре граждан.

Среди критериев-признаков, отражающих специфику эффективности правового воспитания, важное место принадлежит таким повторяющимся качествам и свойствам личности, которые характеризуют ее устойчивые связи с социально-правовой действительностью и отчетливо выражают результаты ее привычных действий в правовой сфере. Это могут быть: знание права, отношение к конкретным правовым нормам, социально-правовая активность и т.п.

Если критерии-признаки наполнить результатами массового изучения правосознания, сопоставить эти результаты по одноименным критериям-эталонам с результатами предыдущих следований, а затем произвести соответствующие математические операции, то можно получить суммарные показатели эффективности правового воспитания на уровне трудового коллектива, территориальной единицы, общества в целом. Такие показатели могут быть простыми и сложными в зависимости от применяемых эмпирических величин для операциональных понятий и математических методов анализа первичной социологической информации.

Следовательно, критерии-признаки более очевидны, более сравнимы, если они дополняются и раскрываются критериями-эталонами или показателями. Последние представляют собой не только суммарное выражение степени достижения целей, но и абстрактные относительные величины, сформулированные по результатам изучения правовоспитательной практики. Это могут быть различные расчетные процентные соотношения, индексы, коэффициенты, а также понятийные определения, терминологические формулировки, заключения, выводы и т.п.

Показателей эффективности может быть несколько или даже много. К их числу следует, прежде всего, отнести:

а) степень достижения цели (или целей);

б) время, затраченное на получение определенного результата;

в) объем организационных, материальных и духовных издержек;

г) тенденции к  упрочению законности и правопорядка;

д) удовлетворенность населения качеством правовой информации;

е) умение граждан применять полученные знания в жизнь;

к) положительное общественное мнение о нормах права и т.п.

Важнейшим показателем эффективности правового воспитания является соответствие достигнутых результатов задачам, вытекающим из решений органов государственной власти.

На уровне общества показателями эффективности являются следующие достижения. В нашей стране за последние годы повысилась правовая грамотность населения.  Широкое развитие приобретает патриотическое движение российской граждан, особенно актуально это в связи с нестабильной политической ситуацией на международной арене.

Показателями эффективности правового воспитания являются также успехи  в борьбе с преступностью, рост социальной потребности граждан в правовой информации, в ознакомлении с действующим законодательством, его нормами и принципами, с деятельностью органов государственной власти, призванных обеспечить охрану их прав и законных интересов.

К показателям эффективности правового воспитания предъявляется ряд требований. Они должны обладать такими основными свойствами:

1) Репрезентативность. Количество показателей должно быть достаточным для описания результатов правовоспитательной работы. Каждый показатель должен адекватно отражать работу в данном направлении и быть доказуемым.

2) Надежность. Показатели должны служить преградой против попыток искажения результатов правовоспитательной деятельности, исключать случайность достижения результата.

3) Сопоставимость. Показатели должны обеспечить возможность объективного сопоставления результатов по каждому из критериев эффективности.

4) Объективность. Показатели должны характеризовать различные уровни эффективности. Устойчивость достигнутого результата будет показателем эффективности, и наоборот – правовое воспитание нельзя считать эффективным, если его результаты оказались непродолжительными, краткосрочными.

Установив общие требования, предъявляемые к критериям и показателя, рассмотрим  критерии эффективности оценки правового  воспитания.

В качестве основных критериев эффективности правового воспитания ученые выделили следующие:

а) знание права, познавательно-правовая активность;

б) правовая убежденность, чувство законности;

в) правомерность поведения;

г) социально-правовая активность27.

Рассмотрим каждый из этих критериев.

Познавательная активность, будучи включенной в общую систему социальной активности, выступает в качестве условия дальнейшей практической деятельности личности.

Познавательная активность в сфере действия правовых норм –  сложное явление. Основная ее черта – целенаправленность, но от того, совпадают ли цели будущей деятельности (поведения) лица с целями правовой нормы или расходятся с ними, будет, вероятно, зависеть и отношение правового познания к социально-правовой активности или же признание его антиправовой или неправовой активностью28. С этой точки зрения и определяется ценность правовой информации.

Следует подчеркнуть, что только позитивная цель характеризует правовую познавательную активность личности, в противном случае мы имеем дело с антиобщественным проявлением, со стремлением, изучив закон, поступить в дальнейшем вопреки его требованию.

Познавательно-правовая активность – это разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания29. Формируется в учебной деятельности и самообразовании и обусловливает интенсивность и характер протекания учения и результат научения.

Критериями познавательно-правовой активности являются: количество и качество изучаемого правового материала, познавательный интерес в области права, сформированность приемов умственной деятельности, уровень подготовленности к обучению праву на данном уровне, количество используемых правовых источников в обучении и самообразовании, самостоятельность и инициативность в обучении, в познании.

Проявление информационно-познавательной активности в сфере права, то есть восприятие личностью содержания правовой нормы, - первый шаг на пути формирования установок на другие виды социально-правовой активности. Это внешне малоуловимый процесс30.

Жизненный опыт личности, ее принципы, понятия, представления о праве, моральных ценностях могут еще задолго до получения информации о новой норме права способствовать выработке установок либо совпадающих с правовыми требованиями, либо противоречащих им.

В случае совпадения установки с требованиями нормы возрастает убежденность личности в верности, справедливости нормативного требования. Причинами несовпадения могут быть либо антиобщественная направленность иных установок личности, либо недостаточно полная осведомленность о правовой норме, действующей часто в совокупности с целой системой неизвестных данному лицу правил, либо, наконец, отставание права от быстро развивающихся общественных отношений. Чтобы право постоянно находилось на уровне требований общества, необходимо оперативное и точное отражение в праве всех изменений общественных отношений, что может быть достигнуто в немалой степени благодаря усилению правотворческой активности граждан.

Активность личности в правотворческой сфере как вид познавательно-правовой активности, наряду с активностью в сфере информационно-познавательной, есть выражение правового осознания действительности.

Правовая норма не всегда «рождается» в государственных органах: практическая необходимость изменения или создания нормы права часто возникает в сознании отдельных граждан, общественных групп, коллективов. Наличие позитивной правовой установки, базирующейся на большом жизненном опыте, знание конкретных общественных отношений порождает несогласие с устаревшей нормой права или отсутствием нормы (пробелом в законодательстве), что при определенных условиях может послужить толчком для проявления гражданином правотворческой активности.

Правотворческая активность может проявляться по-разному: это и активность в государственно-организационных формах (участие в обсуждении и принятии законопроектов), это и самостоятельная активность личности в сфере права (голосование определенным образом во время проведения референдумов).

 Правовая убежденность и чувство законности имеют важное значение в процессе правового воспитания личности. Данные категории являются одними из критериев оценки эффективности правовоспитательного процесса.

Убеждение в юридической науке рассматривается как метод правового воспитания или правового воздействия на сознание субъекта права с целью вызвать его на полезную юридическую деятельность (правомерное поведение) или затормозить его нежелательные поступки (противоправное поведение)31.

Основная цель мер убеждения – это предотвращение деструктивных
явлений в социальной и правовой сфере, выработка правовых средств,
приемов и способов правового убеждения, правового воспитания правовой
сознательности населения, а также создание мер по предупреждению и
профилактике деликтности
32.

В структуру правового убеждения входят:
правовые знания; субъективное признание человеком истинности правовых знаний, отсутствие сомнений в правильности правовых знаний; уяснение соответствия данного правового знания правовым интересам личности, осознание жизненной важности правовых знаний для человека и
необходимость их для практической деятельности; субъективная готовность
действовать в соответствии с полученными правовыми знаниями.

Следует отметить, что знание и убеждение различаются, главным образом, по функциональному признаку: если преобладающей функцией знания выступает отражение, то в убеждении основное значение приобретает оценка33.

Процесс правового убеждения – это сложная система взаимодействия людей, в процессе которого у объекта общения под влиянием логически обоснованной аргументации субъекта общения происходит изменение оценочных суждений.

Процесс убеждения включает следующие элементы: субъект убеждения; объект убеждения; средства убеждения; процедура убеждения.

Под убежденностью понимается основанное на оценке доказательств
чувство уверенности лица, принимающего решение, в законности своих
действий. При этом понятие «убежденность» раскрывается как особое
качество личности, определяющее общую направленность всей ее
деятельности и ценностных ориентации и выступающее регулятором ее
сознания и поведения.

Правовая убежденность имеет достаточно сложное содержание которое включает в себя: рациональный компонент, эмоциональный компонент, волевой компонент.

Правовая убежденность – это особое качество личности, определяющее правовую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентации и выступающее регулятором ее правосознания и правомерного поведения.

Правовая убежденность выражается в субъективном отношении личности к своим поступкам и правовым убеждениям, связанным с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний права, правовых принципов и идеалов, которыми она руководствуется. Осознанные на основе правовой убежденности личные потребности, ценностные ориентации и правовые нормы органически включаются в объективное содержание форм жизнедеятельности личности и определяют ее правомерное поведение.

Правовая убежденность зависит от опыта личности и ее отношений с обществом. Правовая убежденность основывается на правовых знаниях, прежде всего законодательно закрепленных, которые тесно переплетены с волей, составляют содержание мотивов деятельности, формируют правовые установки личности.

Принятие субъектом права достаточно мотивированного волевого решения, соответствующего предоставленным ему правовым возможностям и требованиям, венчает собой формирование правовой убежденности. Это открывает путь к его социально-правовой активности.

В российском законодательстве существует законодательное определение понятия, гипонимичного понятию убеждения, а именно «внутреннее убеждение». Это понятие содержится в нормах всех процессуальных кодексов, посвященных оценке доказательств

В юридической науке внутреннее убеждение традиционно рассматривается в качестве, во-первых, познавательной мыслительной, психической деятельности субъектов по оценке доказательств и, во-вторых, результата такой оценки34.

Вместе с тем внутреннее убеждение –  категория индивидуальная, зависит от общепринятого отношения к правовым знаниям, понятиям и представлениям и может дифференцироваться лишь в зависимости от величины профессионального опыта.

Чувство законности – это сформировавшееся в структуре личности внутреннее побуждение при любых ситуациях поступать в соответствии с законом. Правомерный вариант поведения при этом избирается даже в том случае, если оно в каком-то смысле и не устраивает адресата нормы, не отвечает его интересам в данный момент (скажем, при условии несовершенных предписаний).

Основанное на вере в право, уважении к правам и свободам человека, чувство законности есть непреодолимое и сильное влечение лица, применяющего норму, действовать всегда и только в соответствии с ее требованиями, поступать не вопреки, а согласно закону.

Правомерное поведение – это осознанное, социально-полезное поведение индивидуальных и коллективных субъектов, соответствующее нормам права35.

Право реагирует лишь на деятельность человека, выраженную вовне. Однако и здесь существует определенное ограничение. Дело в том, что поведение относительно права может быть правомерным, неправомерным (противоправным) и юридически нейтральным (индифферентным, безразличным). Последнее правом не регулируется и правовых последствий не вызывает. Ведь, как известно, право не проникает (и не должно проникать) в некоторые сферы общественной жизни. Правомерное и неправомерное поведение являются юридически значимыми разновидностями поведения и могут быть объединены в одно явление –  правовое поведение36 .

Правомерному поведению присущи следующие признаки.

Во-первых, правомерное поведение соответствует требованиям правовых норм. Человек действует правомерно, если он точно соблюдает правовые предписания. Это формально-юридический критерий поведения. Нередко правомерное поведение трактуется как поведение, не нарушающее норм права37. Однако такая трактовка не вполне точно отражает содержание данного явления, ибо поведение, не противоречащее правовым предписаниям, может осуществляться вне сферы правового регулирования, не быть правовым.

Во-вторых, правомерное поведение обычно социально полезно. Это действия, адекватные образу жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые для нормального функционирования общества. Положительную роль оно играет и для личности, ибо благодаря ему обеспечивается свобода, защищаются законные интересы.

В-третьих, правомерному поведению присущ признак, характеризующий его субъективную сторону, которую, как и у любого другого действия, составляют мотивы и цели, степень осознания возможных последствий поступка и внутреннее отношение к ним индивида. При этом мотивы отражают не только направленность (нарушает или нет нормы права), но и характер, степень активности, самостоятельность и интенсивность поведения в ходе реализации. Субъективная сторона свидетельствует об уровне правовой культуры личности, степени ответственности лица, о его отношении к социальным и правовым ценностям38.

Социальная роль правомерного поведения чрезвычайно высока. Она представляет собой ту наиболее эффективную реализацию права, которая охраняется государством. Именно через правомерное поведение осуществляется упорядочение общественных отношений, необходимое для нормального функционирования и развития общества, обеспечивается устойчивый правопорядок. Правомерное поведение является важнейшим фактором решения стоящих перед обществом задач. Однако социальная роль правомерного поведения не сводится к удовлетворению общественных нужд. Не менее важная его функция состоит в удовлетворении интересов самих субъектов правовых действий39.

Поскольку общество и государство заинтересованы в таком поведении, они поддерживают его организационными мерами, поощряют, стимулируют. Деяния субъектов, препятствующие совершению правомерных действий, пресекаются государством.

Вместе с тем социальная значимость различных вариантов правомерного поведения различна. Различно и их юридическое закрепление.

Некоторые виды правомерных действий объективно необходимы для нормального развития общества. Варианты такого поведения закрепляются в императивных правовых нормах в виде обязанностей. Выполнение их обеспечивается (помимо организационной деятельности государства) угрозой государственного принуждения40 .

Другие варианты поведения, не будучи столь необходимыми, являются желательными для общества (участие в выборах, вступление в брак, обжалование неправомерных действий должностных лиц и т. д.). Указанное поведение закрепляется не как обязанность, а как право, характер реализации которого во многом зависит от воли и интересов самого управомоченного41. Многие варианты подобного поведения закреплены в диспозитивных нормах.

Правомерное поведение, как и неправомерное (и как любое другое поведение), имеет две стороны – объективную и субъективную.

Субъективная сторона правомерного поведения, как и субъективная сторона противоправного поведения, характеризуется интеллектуально-волевым отношением субъекта к своему деянию и его последствиям. Однако если для субъективной стороны правонарушения характерно специфическое интеллектуально-волевое состояние правонарушителя, которое именуется виной, то для поведения законопослушного субъекта характерна иная мотивация. И в зависимости от характера последней можно проводить деление правомерного поведения на виды.

Так, в качестве первого вида можно назвать правомерное поведение, при котором субъект осознает необходимость, обоснованность, справедливость требований правовых норм, осознает полезность своего поведения и желает наступления социально полезного результата. Таким образом, для данного вида правомерного поведения характерно сознательное отношение субъекта к праву и своему поведению.

Вторым видом правомерного поведения с точки зрения его субъективной стороны является конформное (или конформистское) поведение, когда субъект подчиняет свое поведение правовым предписаниям лишь по той причине, что «так делают все». Этот вид правомерного поведения характерен для социальных групп с недостаточно развитыми правовой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних).

И третий вид – это когда субъект исполняет и соблюдает правовые требования под угрозой мер государственного принуждения или уже в результате их применения. В литературе справедливо отмечается, что это «ненадежный» вид правомерного поведения42. В случае ослабления контроля со стороны государства здесь вполне вероятно изменение поведения с правомерного на неправомерное.

Объективную сторону правомерного поведения можно рассматривать на основе тех же элементов (категорий), что и объективную сторону противоправного поведения. Речь идет о поведении, определенном результате и причинной связи между ними, только у правомерного поведения все идет со знаком «плюс», то есть поведение и его результат должны быть социально полезны, во всяком случае не вредны для общества43 .

По объективной стороне правомерное поведение можно подразделить на два вида:

а) необходимое;

б) социально допустимое.

Представляется, что важную роль в обеспечении законности играет отношение к праву, его принципам и нормам, их соблюдению, так как именно негативное или безразличное отношение к праву является наиболее распространенной причиной нарушения требований законности.

Немаловажное значение имеют правовые навыки и умения, а также стереотипы правомерного поведения, отсутствие которых является довольно распространенной причиной совершения правонарушений.

Рассматривая правомерное поведение как критерий эффективности оценки правового воспитания, следует отметить, что чем выше уровень правового воспитания в обществе, тем выше будет уровень правомерного поведения.

Чтобы поведение субъекта было правомерным, нужно избегать основных проблем на пути правовоспитательного процесса, которыми являются:

- отсутствие доступа к правовой информации на разных стадиях обучения;

- укрепление в сознании «бытовых» воззрений на право;

- нежелание самих граждан к правовому самовоспитанию (отсутствие мотивации, отсутствие веры);

- переизложение правовой информации СМИ, неверное ее толкование и подача;

- отсутствие единых программ правового воспитания на разных стадиях обучения (дошкольное воспитание, школьное, вузовское) и программы воспитания взрослого населения.

Правовое воспитание осуществляется и на государственном уровне и выражается через задачи, которые необходимо реализовать в поведении субъекта права. Такими задачами являются:

- формирование высокой гражданственности человека, его общей правовой культуры и социальной активности;

- получение учащейся молодежью специальных правовых знаний в процессе подготовки к избранной трудовой деятельности;

- ранняя профилактика правонарушений.

Таким образом, выступая критерием оценки эффективности правового воспитания, правомерное поведение – это осознанное, социально-полезное поведение индивидуальных и коллективных субъектов, соответствующее нормам права.

Социально-правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений, противодействие беззаконию, поддержание правопорядка и законопослушания в обществе, преодолению правового нигилизма, является одной из характерных черт (слагаемым) правовой культуры личности44.

Социально-правовая активность как личностное качество включает совокупность следующих элементов.

  1.  правовое поведение – наличие инициативности в применении правовых норм, опора на требования законов, различных правовых актов в своих действиях.
  2.  правовые отношения –  умение обобщать и передавать собственный правовой опыт другим (владение анализом собственных и других правовых ситуаций, владение навыками и умениями передачи другим своего опыта).
  3.  социально-правовую активность личности следует рассматривать как интенсивную деятельность личности в сфере права, включающую в себя как позитивный (одобряемый государством и обществом), так и негативный (отрицательно воспринимаемый государством и обществом) факторы.

Социально-правовая активность характеризуется рядом признаков.

Во-первых, социально-правовая активность личности всегда проявляется в действиях, так как сущность активности заключается именно в действии, в активном поведении человека.

Во-вторых, действия совершаются свободными индивидами. Свобода в данном случае рассматривается как «гарантия того, что каждый из нас может делать нечто без помех со стороны другого, воспрещающего это делать, или заставляющего делать нечто иное»45.

В-третьих, данные действия происходят в сфере права и могут носить как правомерный, так и противоправный характер. Противоправное поведение – это тоже поведение правовое (но не правомерное), поэтому противоправный характер, как и правомерный, является ее составляющей.

В-четвертых, данная категория отражает психологическую готовность личности к общению с правом, в рамках которой у каждой личности должна присутствовать устойчивая убежденность в высоком назначении права.

В-пятых, социально-правовая активность в процессе своего функционирования должна ориентироваться на тесное взаимодействие с общечеловеческими ценностями и исходить от надлежащих ей субъектов.

Представляется, что социально-правовая активность личности может проявляться в области познания правовых явлений, в сфере правотворчества, в деятельности, направленной против нарушений закона.

При определении значимости социально-правовой активности в информационно-познавательной сфере следует учитывать следующие обстоятельства:

- активность в познании правовых явлений - важнейшая часть социальной активности личности;

- данный вид активности является реализацией когнитивного (познавательного) компонента правовой установки;

- социальная активность в сфере права –  основополагающий фактор, предопределяющий характер правовой активности личности в целом;

- до момента получения правовой информации необходимо сформировать (выработать) установку личности на получение такого варианта решения правовой задачи, который находился бы в полном соответствии с нормами и принципами права и морали, т.е. установку на активность, а не псевдоактивность (или антиобщественную активность) в сфере правовой реальности;

- с целью формирования установки на социально-правовую активность в информационно-познавательной сфере необходимо учитывать, к какому социальному слою относится та или иная группа –  рабочие, ИТР, врачи, учителя, руководящие работники, студенты, учащиеся и т.п.

Социально-правовая активность личности может рассматриваться не только как элемент правовой жизни, но и как показатель, критерий эффективности правового воспитания. Оттого насколько активнее ведет себя личность в сфере права, в том числе и в политической жизни общества, определяется и уровень (состояние) ее правового воспитания.

Поскольку уровень правовой активности личности в настоящее время весьма низок, то и уровень правового воспитания общества России невысок. Подтверждением этому может послужить, например, низкая избирательная активность граждан.

Социально-правовая активность является одной из важнейших характеристик человека в правовой сфере. В большинстве случаев такая активность направлена на достижение законной цели законным способом. Но в реальной правовой жизни имеются многочисленные случаи проявления правовой активности в направлении, пролегающим рядом с официальными способами поведения человека в обществе или не совпадающим с официально признанным и допустимым. Это так называемая «негативная правовая активность»46, проявляющаяся, как правило, в противоправных действиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках настоящей дипломной работы было проведено комплексное теоретическое исследование эффективности правового воспитания.

Эффективность правового воспитания – проблема сложная и многоплановая, опосредованная действием многих условий и факторов. Отдельные ее направления могут стать предметом самостоятельного исследования.

Эффективность правового воспитания означает его способность реально, в оптимальные сроки и с наименьшими издержками положительно воздействовать на усвоение гражданами правовых знаний, их убеждения, мотивы и установки  в соответствии с потребностями общества.

Целями правового воспитания являются следующие.

1) формирование у граждан системы правовых знаний

2) формирование правовой убежденности

3) формирование мотивов и привычки правомерного, социально-активного поведения.

В общетеоретическом плане эффективность можно яснее представить, если исследовать другие положительные свойства правового воспитания, такие как:

а) экономичность (т.е. соотношение средств правового воспитания с практически достигнутым результатом;

б) полезность, т.е. степень его «позитивности»;

в) идеологическая ценность;

г) обоснованность и другие.

Анализ соотношения эффективности правового воспитания и перечисленных его свойств, позволил определить понятие эффективности правового воспитания в узком и широком смысле слова.

Эффективность правового воспитания в узком, или «целевом» смысле определяется отношением между фактически достигнутым результатом правовоспитательной деятельности и теми социальными целями, ради которых эта деятельность предпринята.

В широком, или качественно-целевом, смысле эффективность правового воспитания – это: а) способность правовоспитательной деятельности реально в оптимальные сроки с наименьшими издержками давать социально полезный результат; б) прогрессирующий успех, важное достижение  органов государственной власти, общественных организаций, трудовых, учебных коллективов, средств массово информации в деле формирования у населения глубоких и устойчивых знаний и представлений о праве, убеждений, мотивов и установок, отвечающих требованиям современного правового развития общества, привития гражданам высокой правовой культуры, навыков и привычек активного, социально-полезного поведения, соответствующего нормам действующего права.

Измерение эффективности правового воспитания – проблема не столько юридическая, сколько социально-юридическая.

Показателей эффективности может быть несколько или даже много. К их числу следует, прежде всего, отнести:

а) степень достижения цели (или целей);

б) время, затраченное на получение определенного результата;

в) объем организационных, материальных и духовных издержек;

г) тенденции к  упрочению законности и правопорядка;

д) удовлетворенность населения качеством правовой информации;

е) умение граждан применять полученные знания в жизнь;

к) положительное общественное мнение о нормах права и т.п.

Важнейшим показателем эффективности правового воспитания является соответствие достигнутых результатов задачам, вытекающим из решений органов государственной власти.

В качестве основных критериев эффективности правового воспитания в рамках данной дипломной работы были рассмотрены следующие:

а) знание права, познавательно-правовая активность;

б) правовая убежденность, чувство законности;

в) правомерность поведения;

г) социально-правовая активность47.

В заключении необходимо отметить, что в современном российском обществе активно идет процесс совершенствования правового воспитания.

Оценка эффективности правового воспитания не самоцель, а своего рода способ выявления слабых звеньев и этой деятельности, повышения ее эффективности.

Полученные данные, их сопоставление позволят более доказательно разработать планирование необходимых правовых тематик, форм и методов правового воспитания граждан.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

  1.  Конституция Российской Федерации [Текст] (принята 12.12.1993 г.)                            // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

Учебная литература

  1.  Баранов, В. Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание     [Текст]   // Теория государства и права; / Под ред. В. К. Бабаева. –  М.: Лань, 2003.  – С.301-319.
  2.  Барулин, В. С. Социальная философия [Текст]: Учебник для вузов.  – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2012. – С. 38.
  3.  Большая советская энциклопедия [Текст]  . 1957. Т. 49. С. 284
  4.  Большой толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. ред.                 С. А. Кузнецова. – СПб.,: Норинт, 2014. – 899 с.
  5.  Иконникова, Г. И. Философия права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 611 с.
  6.  Корнев, А. А. Социология права [Текст]: Учебник. – М.: Проспект, 2015. –  336 с.
  7.  Лунеев, В. В. Криминология [Текст]: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – 686 с.
  8.  Назарова, О. Ю. Теория и методика обучения праву: Методические рекомендации для студентов [Текст]. – Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. – 52 с.
  9.  Общая теория государства и права [Текст]: Учебник / Под ред.                    В. В. Лазарева. – М., Юрист, 2010.  – 361 с.
  10.  Ожегов, С. И. Толковый словарь [Текст]. – 6-е, стереотип. – М.: Энциклопедия, 1995. – 900 с.
  11.  Социология [Текст]: Учебник. / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 447 с.
  12.  Сырых, В. М. Социология права [Текст]: Учебник. – М.: Юстицинформ, 2012. – 387 с.
  13.  Теория государства и права [Текст]: учебник / Под ред.                             М. Н. Марченко.  – М.: Зерцало, 2013. – С. 112.

 Научная литература

  1.   Аскерова, Л. А. Правовое убеждение как категория права [Текст]                    // Порядок общества: актуальные проблемы социально-правовой теории: межвузовский научный сборник. – М., МГЮА, 2011. –  С. 14-18.
  2.  Аскерова, Л. А. Правовые убеждения: теоретико-правовой аспект [Текст]: Автореф. дисс. канд. юрид. наук.  – Краснодар:  КГУ, 2012. – 54 с.
  3.  Аскерова, Л. А. Сущность и юридическая природа правового убеждения [Текст] // Порядок общества: проблемы правовой теории и юридической практики в России. – М.: МГУ, 2011. – С. 39-41.
  4.  Байниязов, Р. С. Правосознание и российский правовой менталитет [Текст] // Правоведение. – 2000. – № 2. – С.113-115.
  5.  Байтин, М. И. Сущность права [Текст]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010.  – 299 с.
  6.  Васильева, Т. А. Права человека [Текст]. – М.: Норма: Инфра-М, 2001. – 588 с.
  7.  Витрук, Н. В. Право, правосознание, мировоззрение [Текст]                             // Советское государство и право. – 1975. – №7. – С.44.
  8.  Гаврилов, О. А. Математические методы и модели в социально-правовом исследовании [Текст]. – М., Наука, 1980. – 119 с.
  9.  Глушакова, С. И. Права человека в России [Текст].  – М., Юристъ, 2005. – 350 с.
  10.  Головченко, В. В. Теоретические вопросы эффективности правового воспитания [Текст]: Дисс.. канд. юрид. наук.  – Киев: Институт права, 1982. – 182 с.
  11.  Долгова, А. И. Эффективность правового воспитания и проблемы его оценки: Вопросы борьбы с преступностью [Текст]. – М.: Наука, 1978. Вып. 28. – 137 с.
  12.  Зарубаева, Е. Ю. Правомерное поведение: подходы к определению дефиниции, социальная значимость и типология [Текст] // Сибирский юридический вестник. – 2005. – №1. – С. 12-14.
  13.  Затонский, В. А. Сильное государство и активная личность: теоретико-правовой аспект [Текст]. – Саратов:  СГУ, 2005. – 227 с.
  14.  Зенин, В. И. Формы, методы и система правового воспитания [Текст].  – Киев: КГУ, 1979. – С. 216.
  15.  Иванников, И. А. Концепция правовой культуры [Текст]                               // Правоведение. – 1998.  – № 3.  – С.44-47.
  16.  Каминская, В. И., Михайловская, И. В., Радушная, И. В. Изучение правосознания граждан и вопросы правового воспитания [Текст]. – М.: Юридическая литература, 1972. – 188 с.
  17.  Кваша, А. А. Правовые установки граждан [Текст]: Дис.... канд. юрид. наук. – Волгоград, 2002. – 160 с.
  18.  Кожевников, С. Н. Правовая активность: понятие и сущность [Текст]  // Правоведение.  – 1979. – № 4. – С. 33.
  19.  Кожевников, С. Н. Социально-правовая активность личности и условия ее действенности [Текст]: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М.: РГБ, 1992. – 44 с.
  20.  Крупеня, Е. М. Политико-правовая активность личности и Российское государство: к вопросу о цивилизационной соотносимости [Текст] // История государства и права. – 2009. – №7. – С. 28-30.
  21.  Лазарев, В. В. Эффективность правоприменительных актов [Текст].  – Казань: КГУ, 1975. – 211 с.
  22.  Лейст, О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права [Текст]. – М.: Проспект,  2002. – 167 с.
  23.  Нехаева, У. И. Правомерное поведение как ценность правового порядка  [Текст]  // Философия права. – 2009.  – №4. – С. 74-76.
  24.  Павлов, А. С. Правовое воспитание [Текст]. – М.: Юридическая литература, 1972. – 202 с.
  25.  Певцова, Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию [Текст] // Журнал российского права. – 2004.  – №3. – С.70-81.
  26.  Пьянов, Н.А. Правовое поведение: понятие и виды [Текст]                            // Сибирский юридический вестник. – 2004. – №2. – С. 11-13.
  27.  Ратинов, А. Р., Ефремова, Г. Х. Правовая психология и преступное поведение. Теория и методология исследования [Текст]. – Красноярск: КГУ, 1988. – 256 с.
  28.  Самоценко, И. С., Никитинский, В. И. Изучение эффективности действующего законодательства [Текст] // Советское государство и право. – 1970. – №3. – С. 3-12.
  29.  Самощенко, И. С., Никитинский, В. И., Венгеров, А. Б. К методике изучения эффективности правовых норм [Текст] // Советское государство и право. – 1971. – №9. – С. 70-78.
  30.  Стреляева, В. В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства [Текст]: Дис. ... канд. юрид. наук. – Москва, РГБ, 2006. – 183 с.
  31.  Теоретические основы предупреждения преступности [Текст]. – М., 1977. –  254 с.       
  32.  Тепляшин, И. В. Правовая активность российских граждан: перспективы исследования категории [Текст] // Российский юридический журнал. – 2010. – №6. – С. 45.
  33.  Туманова, А. С. Общественные организации и русская публика в начале XX в. [Текст] –  М.: Новый хронограф, 2008. – 167 с.
  34.  Шубкин, В. Н. Социологические опыты [Текст]. – М.: Юридическая литература, 1970. – 136 с.
  35.  Юсупов, В. А. Правоприменительная деятельность органов управления [Текст] . – М, 1979. – 277 с.


3 Большая советская энциклопедия. 1957. Т. 49. С. 284

4 Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов управления. М, 1979. С.118-120.

5 Например, см.: Самоценко И. С., Никитинский В. И. Изучение эффективности действующего законодательства // Советское государство и право. 1970. №3. С. 3-12; Самощенко И. С., Никитинский В. И., Венгеров А. Б. К методике изучения эффективности правовых норм // Советское государство и право. 1971.  №9. С. 70-78.

6  Лазарев В. В. Эффективность правоприменительных актов. Казань, 1975. С. 90-93.

7 Долгова А. И. Эффективность правового воспитания и проблемы его оценки: Вопросы борьбы с преступностью. М., 1978. Вып. 28. С. 53.

8 Каминская В. И., Михайловская И. В., Радушная И. В. Изучение правосознания граждан и вопросы правового воспитания. М.: Юридическая литература, 1972. С. 19.

9 СЗ РФ.  2014. № 31. Ст. 4398.

10 Баранов В. Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание                        // Теория государства и права; / Под ред. В. К.Бабаева.  М., Лань, 2003.  С.301.

11 Витрук Н.В. право, правосознание, мировоззрение // Советское государство и право. 1975. №7. С.44.

12 Назарова О. Ю. Теория и методика обучения праву: Методические рекомендации для студентов. Томск, Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. С. 9.

13 Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004.  №3. С.70.

14 Стреляева В. В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства: Дис. ... канд. юрид. наук. Москва, РГБ, 2006. С. 77.

15 Корнев А. А. Социология права: Учебник. М., Проспект, 2015. С. 72 

16 Павлов А. С. Правовое воспитание. М.: Юридическая литература, 1972. С. 47.

17 Зенин В. И. Формы, методы и система правового воспитания. Киев, КГУ, 1979.            С. 216.

18  Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М., Юрист, 2012.  С. 214.

19 Головченко В. В. Теоретические вопросы эффективности правового воспитания: Дисс.. канд. юрид. наук.  Киев, Институт права 1982. С. 68.

20  Туманова А. С. Общественные организации и русская публика в начале XX в. М., Новый хронограф, 2008. С. 43.

21 Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. С 65-66.

22 Лунеев В. В. Криминология: Учебник для бакалавров. М., Юрайт, 2013. С. 287.

23 Гаврилов О. А. Математические методы и модели в социально-правовом исследовании. М., Наука, 1980. С. 82.

24  Сырых В. М. Социология права: Учебник.  М., Юстицинформ, 2012. С. 98.

25 Шубкин В. Н. Социологические опыты. М.: Юридическая литература, 1970. С. 75.

26 Ожегов С. И. Толковый словарь. 6-е, стереотип., М., Энциклопедия, 1995. С. 522.

27 Головченко В. В. Теоретические вопросы эффективности правового воспитания: Дисс.. канд. юрид. наук.  Киев, Институт права 1982. С. 72.

28 Затонский В. А. Сильное государство и активная личность: теоретико-правовой аспект. Саратов, СГУ, 2005. С. 23.

29 Иконникова Г. И. Философия права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., Юрайт, 2011. С. 48.

30 Барулин В. С. Социальная философия: Учебник для вузов.  М.: ФАИР-ПРЕСС, 2012. С. 38.

31 Аскерова Л. А. Правовое убеждение как категория права // Порядок общества: актуальные проблемы социально-правовой теории: межвузовский научный сборник. М., МГЮА, 2011. С. 14.

32 Аскерова Л. А. Сущность и юридическая природа правового убеждения // Порядок общества: проблемы правовой теории и юридической практики в России. М., МГУ, 2011.              С. 39.

33 Аскерова Л. А. Правовые убеждения: теоретико-правовой аспект:
Автореф. дисс. канд. юрид. наук.  Краснодар, КГУ, 2012. С. 11.

34 Байтин М. И. Сущность права. 3-е изд. перераб. и доп.  М., Эксмо, 2010. С. 18.

35 Теория государства и права: учебник / Под ред. М. Н. Марченко.  М., Зерцало, 2013. С. 112.

36 Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., Проспект,  2002. С. 89.

37  Нехаева У. И. Правомерное поведение как ценность правового порядка // Философия права. 2009.  №4. С. 74.

38 Иванников И. А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998.  № 3.  С.44.

39 Байниязов Р. С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. № 2. С.113.

40 Глушакова С. И. Права человека в России.  М., Юристъ, 2005. С. 292.

41  Пьянов Н.А. Правовое поведение: понятие и виды // Сибирский юридический вестник. 2004.  №2. С. 11.

42  Зарубаева Е. Ю. Правомерное поведение: подходы к определению дефиниции, социальная значимость и типология // Сибирский юридический вестник. 2005. №1. С. 12.

43 Васильева Т. А. Права человека. М., Норма: Инфра-М, 2001. С.492.

44 Тепляшин И. В. Правовая активность российских граждан: перспективы исследования категории // Российский юридический журнал. 2010.  №6. С. 45.

45 Крупеня Е. М. Политико-правовая активность личности и Российское государство: к вопросу о цивилизационной соотносимости // История государства и права. 2009. №7. С. 28.

46 Кожевников С. Н. Правовая активность: понятие и сущность  // Правоведение.  1979. № 4. С. 33.

47  Головченко В. В. Теоретические вопросы эффективности правового воспитания: Дисс.. канд. юрид. наук.  Киев, Институт права 1982. С. 89.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6072. Профилактика наркомании 47.02 KB
  ВВЕДЕНИЕ Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении...
6073. Роль человека в проблеме БД. Ощущения. Понятие о восприятии человеком времени и расстояний. Реакция и ее Виды 45 KB
  Введение В современных условиях комфортабельности легковых автомобилей, работа водителей попадает в разряд легких. Однако длительная и интенсивная работа за рулем легкового автомобиля приводит к перенапряжению нервной системы водителя, тре...
6074. Значение витаминов и минералов обеспечение здоровья 43.18 KB
  Витамины(введение). Слова витамины - источник здоровья знакомы нам с детства, и мы настолько привыкли к ним, что перестаем придавать им значение. А напрасно! Ведь на самом деле без витаминов обеспечить полноценное здоровье совершенно невозм...
6075. Венерические заболевания и заболевания мочеполовых путей 54.5 KB
  Венерические заболевания - инфекционные болезни женской и мужской мочеполовых систем, заражение которыми происходит половым путем. Причем неважно, какую именно форму сексуальных отношений вы изберете. Любой контакт слизистых чреват пе...
6076. Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов 82.5 KB
  Род Лермонтовых происходил из Шотландиии восходил к полумифическому барду-пророку Томасу Лермонту. Эта гипотеза, однако, до настоящего времени не была ни подтверждена, ни опровергнута. Михаил Юрьевич Лермонтов появился на свет в Москве, в ночь со вт...
6077. Рекламная деятельность в системе маркетинга 128.5 KB
  Введение Сегодня актуальность рекламы не вызывает сомнения, так как она играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является её важным элементом. Есть основания утверждать, что реклама - лучшая гарантия качества товара (услуги). Ложная...
6078. Иски в Римском праве 55 KB
  Что такое иск? Назовите виды исков. Чем отличается вещный иск от личного иска? Задача № 1. Римское право запрещало собственнику земли изменять естественный стог ручья, бегущего по его участку, если этим наносился вред соседям. Что э...
6079. Геометрические характеристики плоских сечений 71 KB
  Геометрические характеристики плоских сечений Прочность бруса не всегда зависит только от площади поперечного сечения, как это имеет место при растяжении, сжатии. Как бы вы ни поворачивали стержень относительно продольной оси, условие прочности буде...
6080. Кручение. Понятие о крутящем моменте, внешних нагрузках, вызывающих кручение 64 KB
  Кручение. Понятие о крутящем моменте, внешних нагрузках, вызывающих кручение Под кручением понимается такой вид нагружения, при котором в поперечных сечениях стержня возникает единственный силовой фактор - крутящий момент Мк. Стержни, работающи...