98343

Молодежь в сети Интернет: социальные аспекты общения, проблемы

Дипломная

Социология, социальная работа и статистика

Окунувшись с историю необходимо отметить что на протяжении долгого времени молодые люди рассматривались не как представители отдельной группы: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества и противоречило официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Русский

2015-11-02

138.49 KB

5 чел.

Молодежь в сети Интернет: социальные аспекты общения, проблемы.

  1.  ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
  2.  Основные теоретические подходы к анализу понятий «молодежь», «общение», «общение в сети Интернет»

Окунувшись с историю, необходимо отметить, что на протяжении долгого времени  молодые люди рассматривались не как представители отдельной группы: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречило официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое - признавать ее социальные особенности как некоей целостности. Именно в этом и усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам.

Социологи первыми выделили молодежь в отдельную социальную группу, определив для нее специфические нормы, ценности и интересы. Так, первыми её стали изучать представители зарубежной социологии. Исследователи разработали несколько методологических подходов к изучению этой социальной группы, среди которых основными можно назвать функциональный подход Т. Парсонса и теорию конфликтов М. Мида.

Т. Парсонс исследовал проблемы межпоколенных отношений и рассматривал молодежь как «объект социального обновления, социализации и проявления различного рода протестных настроений» [1, С.37]. М. Мид в конфликтном подходе выделяет три типа культур. Первый тип, когда дети учатся у своих родителей, предков. Он характерен для традиционных обществ, основывающихся на большой семье с устоявшимся образом жизни. Молодежь ориентируется на опыт старшего поколения без привнесения новшеств. По мере социального развития общества такая передача опыта исчезает, оказываясь недостаточной. Формируется кофигуративный тип, когда более важной становится ориентация на опыт современного поколения и влияние сверстников оказывает большую роль, чем влияние родителей. Третий тип получил развитие в связи с ускорением темпов современного общества. М. Мид, обосновывая зависимость динамики развития современного общества и межпоколенных отношений, видит роль молодежи в подготовке основы для развития общества будущего. Здесь уже взрослые учатся у своих детей, а опыт предшествующих поколений может даже мешать оценке новых категорий [2].

Так же существуют различные варианты трактовки понятия «молодежь» и другими социологами. Так, согласно точке зрения В.Т. Лисовского, «это поколение людей в возрасте от 16 до 30 лет, проходящее стадию социализации и усваивающее такие основные социальные функции, как: образовательные, культурные, профессиональные и др.» [3, С.7]. Данное определение одно из наиболее ранних (1962 г.), характеризующее молодого человека как члена общества с позиции процесса социализации. Развивая свою идею, В.Т. Лисовский в соавторстве с И.А. Громовым и С.Н. Иконниковой пишет о том, что «общую социальную характеристику молодежи современного общества можно дать, исходя из ее положения и места в системе общественного разделения труда. С этой точки зрения социальная особенность молодежи состоит в «открытости» и «лабильности», в определенной свободе выбора и принятия на себя социальных позиций и ролей» [4, С.8].

Большое внимание изучению молодежи как особой социально-демографической группы уделял И.С. Кон. С его точки зрения, «молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения» [5].

В.И. Добрынина обращает внимание на то, что для определения понятия «молодежь» необходимо учитывать психофизиологические, экономические и социальные критерии, так как молодые люди - наиболее динамичная часть общества, «проходящая стадию формирования организма и психики, и относящаяся к довольно не окрепшей физически и духовно возрастной группе. Молодежь находится на пороге вступления в жизнь, постепенно становясь самостоятельной и материально независимой. На этой стадии проходит период формирования ценностных ориентаций и процесс социальной адаптации» [6, С.38].

Далее, рассматривая хронологию понятия «молодежь», можно отметить, что «В 70-е гг. ХХ в. молодежь определяют как группу, внутренне дифференцированную в соответствии с классовыми признаками, положением и ролью в обществе, функциями и видами деятельности, ценностными ориентациями, мировоззрением» [7, С.53].

В 90-х гг. молодых людей уже характеризуют как «самостоятельную социально-демографическую группу, имеющую ряд особенностей, определяющихся специфической позицией в процессе воспроизводства социальной структуры, способностью наследовать и преобразовывать сложившиеся общественные отношения» [8, С.232].

В начале XX в. исследования молодежи в социологии стали развиваться по трем основным направлениям. Первое - разработка проблем рабочей молодежи, которая заинтересовала исследователей в связи с активным участием молодых людей в трех русских революциях, их приходом в политику и активным участием в обновлении правящей элиты. Второе направление - изучение учащейся молодежи. Третье - исследование молодежного движения, привлекающего большое внимание исследователей в 20-е гг. ХХ столетия вследствие роста молодежных организаций [9]. Во второй половине ХХ в. интерес ученых, изучающих проблемы молодежи, усиливается.

В современной социологии не случайно уделяется большое внимание изучению молодежи. Как пишет Н.И.Усынина: «Это связано с тем, что в период социально-экономических перемен, происходящих в обществе, эта социальная группа становится наиболее динамичной, мобильной и активной, характеризующейся быстрой адаптацией к изменяющимся требованиям в обществе. Также молодые люди, наряду с приобретением и накоплением знаний, практических навыков и опыта предшествующих поколений, осуществляют и инновационную функцию, преобразуя эти знания и умения и внося что-то новое»[10, С.27].

Таким образом, как мы заметили, существуют различные варианты определения понятия «молодежь», включающие понимание её как большой социально-демографической группы, проходящей стадию социализации, формирования ценностных ориентаций, характеризующуюся присущими ей психолого-физиологическими особенностями и субкультурой и «примеряющей» различные социальные роли.

Современные условия жизни оказывают влияние на ценностные и нравственные ориентиры молодежи в зависимости от множества факторов, в том числе региона проживания и социальной группы, к которой они относятся. Молодые люди представляют собой скрытый ресурс и главный агент социальных изменений, происходящих в стране.

В связи с этим немаловажную роль играет то, как общается между собой  молодежь. Так давайте теперь рассмотрим,  что же понимается под общением.

Обращаясь к истории этого термина можно заметить, что первыми его начали изучать зарубежные исследователи. При изучении процессов общения исследователи стали активно использовать термин «коммуникация». С тех пор и до настоящее времени одни ученые разводят понятия «коммуникация» и «общение», другие отождествляют их и считают синонимичными.

Если обратиться к «Большой советской энциклопедии», то в ней мы увидим, что «Коммуникация - общение. Обычно коммуникация определяется как передача информации от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе направленного производства, так и при помощи специализированной формы - речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки»[26]. Как мы видим это определение отождествляет коммуникацию и общение.

Аналогичных взглядов, придерживались и такие авторитетные зарубежные ученые, как Т. Парсонс и К. Черри. Они отмечают, что коммуникация - «это, в сущности, социальное явление. Социальное общение с использованием систем связи, выработанными людьми, среди которых главными, несомненно, являются человеческая речь и язык»[27, С.36].

Так же данной точки зрения придерживаются и многие отечественные ученые – это и  Л.С. Выгодский, В.Н. Курбатов, А.А. Леонтьев и др.

Другой точки зрения придерживается известный отечественный философ М.С. Каган, который определяет общение как «субъект - субъектную связь: нет отправителя и получателя сообщений, а есть собеседники, соучастники дела»[11, C.115]. По мнению М.С. Кагана, субъект - субъектная связь  является таковой лишь до тех пор, пока субъект сохраняет свою субъективность во взаимоотношениях с другими субъектами, а этот последний ориентируется на своего партнера именно как на партнера по совместной деятельности, т.е. как на субъекта же, а не как на объект. Именно этим, по его мнению, «общение, как специфический вид человеческой деятельности отличается от различного рода действий и операций, производимых субъектом с объектом, а также от коммуникации, где информация передается от отправителя к получателю» [11, C. 133].

Так же М.С. Каган говорит, что общение имеет  не только информационный, но и материальный, практический, а так же  духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом, то есть просто передачей тех или иных сообщений.

Есть же и ряд ученых, которые высказывают свою позицию о том, что общение  это одна из форм коммуникационной деятельности. Так, например, А.В. Соколов говорит, что «в основе этих форм лежат целевые установки партнеров по коммуникации. Таким образом, «возникают три варианта отношений участников коммуникации:

1) Субъект - субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров. Такая форма коммуникации и есть общение.

2) Субъект - объектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воздействия, средство достижения своих целей.

3) Объект - субъектное отношение, свойственное коммуникативной деятельности в форме подражания, когда реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний при этом может даже не осознавать своего участия в коммуникационном акте, не осознавать своего участия в коммуникационном акте» [28, C.59]

Наряду с этим, есть и ряд ученых, которые утверждают прямо противоположное. Так, социальный психолог Г.М. Андреева  полагает, что общение - категория очень широкая.  Она выделяет в общении «три взаимосвязанных стороны:

  1.  Коммуникативная (состоит в обмене информацией);
  2.  Интерактивная (заключается в организации взаимодействия между общающимися);
  3.  Персептивная (представляет из себя процесс познания друг друга партнерами по общению и установления на основе взаимопонимания)»[12, С.35].

Таким образом, обобщая все вышеперечисленные определения можно в конечном итоге запутаться. Поэтому больше всего мне помогла разобраться в данной проблеме работа  Л.Ю.Щипициной. Автор  провела исследование,  в результате которого она пришла к выводу о том, четкого термина для обозначения феномена общения человека в сети Интернет нет и к выводу о том, что количество разнообразной подобной терминологии постоянно увеличивается. Наряду с понятиями коммуникация и общение существуют и такие понятия как: «Электронное общение», «Виртуальная коммуникация», «Виртуальное общение», «Компьютерная коммуникация», «Сетевое общение» и пр. Автор склонен объяснять это увеличение за счет «усиления значимости Интернета и общения с его помощью в жизни человека» [31, С.33]. Однако можно считать,  что такое разнообразие в терминологии относительно базового объекта изучения, может быть объяснено и «влиянием английского языка, на котором были написаны первые работы в этой предметной области и где уже достаточно долго существует термин computer- communication» [32, С. 11].

Что касается различий между терминами общение и коммуникация, то хотелось бы отметить, что на использование этих двух терминов сильно влияют рамки дисциплины, в которых ведутся исследования, а также англоязычный научный дискурс, где нет вообще четкого противопоставления между этими двумя терминами, а существует только термин «communication». Существует точка зрения, что базовой категорией является коммуникация, которая между людьми протекает в форме общения как обмен знаковыми образованиями (сообщениями). Но существует и противоположная трактовка соотношения понятий «общение» и «коммуникация», в которой основной категорией считается общение, а в структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организация взаимодействия и воздействия), перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания). При этом коммуникация выступает своего рода посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. В обоих случаях, несмотря на внешние различия, «основной упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия» [33, С.55-56].

Так как диплом мы пишем по социологии, то было бы целесообразно обратиться и к социологической литературе. Если обратиться к ней, то мы увидим, что общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но несинонимические понятия. Здесь понятие «коммуникация» используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении), а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы. Общение же рассматривается как «межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера»[29, С.12] и чаще всего характеризуется применением в процессе его осуществления вербальных средства выражения чувств и эмоций: «общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации» [30,C.5].

Делая выводы отметим, что будем считать, что за общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение - информационный обмен в обществе. На этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. В отличие от него коммуникация - это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации, как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.

Отметим, что в современном мире общение людей происходит не только в привычных, традиционных пространствах, но и в виртуальных, таких как Интернет.

Как пишет Ю. Горявский: «общение - есть способ взаимодействия людей друг с другом, а с появлением всемирной паутины это общение вышло за рамки одного дома, города и даже одной страны. Бесспорно, много лет существовали и другие средства передачи информации на расстояния (например, почта, телефон, телеграф), но те неудобства, с которыми часто сталкиваются участники такого общения, вынуждают многих из них перейти в ряды тех, людей, кто уже оценил преимущества нового мира цифровых технологий и в частности Интернета» [21, С.15].

    По мнению Л.Ю.Щипициной, «общение с помощью новейших технологий - компьютера и Интернета - стала неотъемлемой частью жизни каждого современного человека. Электронная переписка, общение в чате необходимы в деловой, образовательной и личной сфере»[20, С.233].

Мы живем в период становления информационного общества, в котором информация является не только продуктом труда, но и основным из средств формирования новочеловека. Современная молодежь использует многочисленные средства для выхода в интернет. Это не только компьютер и ноутбук, но и мобильный телефон, планшет и другие устройства.  Мы вынуждены признать, что молодежь более компетентна, мотивированна. Имеет больше возможностей в использовании интернет - устройств.

Итак, давайте все-таки разберемся, что же из себя представляет общение в Сети Интернет.

По мнению О.Ю.Усачёвой: «Интернет - общение это общение в особой (глобальной электронной) среде, возникшей вследствие объединения персональных компьютеров в единую сеть и обеспечивающей высокоскоростное прохождение информационных потоков» [22, С.55]. Данное определение, по нашему мнению,  является очень широким.

Как мы уже отмечали, терминология, подразумевающая общения человека в сети Интернет велика, поэтому будем рассматривать и другие схожие термины. Так, С. В. Бондаренко считает интернет-коммуникацией, или виртуальным общением, «опосредованное компьютером общение двух или более лиц, характеризующееся невидимостью коммуникантов, письменной формой посылаемых сообщений, возможностью незамедлительной обратной связи, а также взаимодействием или обменом электронными сообщениями или же взаимным обменом и правом доступа к информации, хранящейся в компьютерах коммуникантов»[34, С.181]. Однако стоит отметить, что данное определение С. В. Бондаренко, на наш взгляд, является неполным, т.к. оно исключает из рассмотрения канал передачи информации - Интернет, и неточным, т.к. например, развитие скайп-технологий делает коммуникантов видимыми в сети и  форма сообщения может быть не всегда письменная.

Наиболее удачным представляется определение И. Н. Розиной, которая рассматривает интернет - общение  как «использование людьми электронных сообщений (чаще мультимедийных) для формирования знаний и взаимопонимания в разнообразных средах, контекстах и культурах» [35, С.32]. В данном определении, по нашему мнению, учитываются такие важные составляющие этого процесса, как цели коммуникации (правда, в реальности цели шире и включает реализацию ряда интернет-функций: презентационную, релаксационную, коммуникативную, консолидирующую и прочее); характер средства связи (электронный), форму представления информации (мультимедийная); человеческую составляющую этого процесса, а также охват различных форм социальной коммуникации.

Одно из самых «свежих» и полных определений этого явления было предложено Л. Ю. Щипициной, которая, базируясь на существующих определениях коммуникации в целом, а также на определениях компьютерно-опосредованной коммуникации, считает, что интернет-общение «…представляет собой один из исторических этапов в развитии коммуникационных средств и существует наряду с неопосредованным (устным) общением, общением, опосредованным бумажными носителями (рукописным и печатным, включающим непериодические издания (книга) и периодические (газеты, журналы)), а также общением, опосредованным электронными приборами (факс, радио, телевидение)» [31, С.41]. Именно это определение мы возьмем за основу.

Немаловажно отметить, что общение в сети Интернет бывает разных типов. Так, доктор социологических наук С.В. Бондаренко  выделяет следующие «типы Интернет-общения:

  1.  от человека - к компьютеру;

2)  от одного человека - к другому человеку;

3) от многих - к одному;

4) от одного человека - ко многим;

5) от многих - ко многим» [36, С.157].

Так же в зависимости от типа субъектов, с которыми осуществляется интернет-коммуникация автор выделяет:

  1.  «общение реального субъекта с реальным партнером (электронная почта, группы новостей, ICQ и другие интернет-пейджеры, SMS-сообщения, дискуссионные форумы, электронные рассылки и т.д.);
  2.  общение реального субъекта с субъективированным объектом как иллюзорным партнером (взаимодействия с почтовыми роботами, компьютерные игры, веб-сайты и т.д.);
  3.  общение воображаемых партнеров (взаимодействие компьютерных интеллектуальных агентов, взаимодействия с DNS-серверами и т.д.)»[36, С.198].

Описывая Интернет с точки зрения социологии коммуникации Т.Ж. Бальжирова подчеркивает, что Интернет можно рассматривать с двух подходов. В рамках первого подхода Интернет представлен, прежде всего, как « информационное хранилище, некий мировой разум, технологический фронтир. Он мыслится как единое информационное пространство, как определенная материализация ноосферы»[37, С.53]. В рамках же второго подхода  Интернет определяется через коммуникативные свойства: « он делает возможным реализацию сетевых связей любой сложности, что является отличительной чертой Интернета как частного коммуникативного института» [37, С.57].

Таким образом, с точки зрения пользователя интернет выполняет две основных функции: информационную и коммуникационную. В данной работе мы будем исследовать коммуникационную функцию, и уже в следующем параграфе рассмотрим социальные аспекты общения в сети Интернет.

1.2. Социальные аспекты общения в сети Интернет

В данном параграфе речь пойдет о том, почему же молодежь общается все больше в интернете, какие причины или  факторы толкают, какие последствия это имеет для индивида и общества, каковы особенности межличностного общения через интернет. Так же выясним какие средства они используют, каково содержание сообщений и т.д

Итак, в современном мире все больше молодёжи используют интернет, как в личных, так и в рабочих целях. Это важно, ибо общество должно развиваться и идти в ногу со временем. Но необходимо помнить, что интернет - это новая среда, где человек может работать с информацией и становиться либо познавательным, либо деградирующем человеком.

Давайте разберемся, чем же характеризуется Интернет-общение. Ряд авторов: Ю.М Кузнецова, Н.В. Чудова, О.Ю. Донскова отмечают, что общение характеризуется в определенной степени:

  1.  отсутствием визуального контакта (т. е. невидимости субъектами коммуникации друг друга);
  2.  высокой степенью анонимности;
  3.  слабой социальной регламентированностью вербального поведения, снятием жестких социальных конвенций и культурных границ;
  4.  добровольностью и желаемостью контактов;
  5.  затрудненностью эмоционального компонента общения в сочетании со стойким стремлением к эмоциональному наполнению текста как компенсаторной практики.

Итак, разберемся поподробнее:

  1.  Во-первых, отсутствие визуального контакта. Общение без визуального контакта  оно даже проще реального - собеседник не видит как ты выглядишь, не видит твоей мимики и жестов, а значит, и не чувствуется волнения, переживания или других эмоций, которые человек не хотел бы показывать. К тому же, если человек не  знает, что ответить, всегда можно сделать паузу, сказав, что отходил от компьютера, или вовсе прекратить разговор без объяснений, сославшись на разрыв связи. Именно эта причина побуждает многих молодых людей общаться именно в сети, а не в реальной жизни.
  2.  Во-вторых, это высокая степень анонимности. По мнению В.Е.  Иванова, «любой человек является потенциальным пользователем интернета, при этом он может оставаться абсолютно анонимным. Такая характеристика «анонимности» дает ощущение полной свободы и раскованности, позволяет раскрыться и поделиться своими сокровенными тайнами  или желаниями, спросить совета, а также обеспечивает защищенность от внешнего контроля и общепринятых норм морали.»[15]

Тут нужно внести маленькую оговорочку: некоторые сайты, форумы и т.д. предлагают пользователю анкету, куда он может внести свои личные данные. Анкету он может заполнить как ему пожелается и даже загрузить свою личную фотографию. Но несмотря на это, данных недостаточно для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, зачастую, как отмечают многие авторы (так, например, Т.Ю. Виноградова в статье: « Специфика общения в Интернете») « наблюдается укрывание или презентация ложных сведений» [38, С.63].

Так же причина побуждающая молодежь общаться в интернет связанна и с тем, что большая степень анонимности  интернет-общения позволяет так же преодолевать многие коммуникативные барьеры, связанные с внешним обликом, полом, возрастом и социальным положением его участников и т.д . Она дает больше творческой свободы, а также сильно сокращает социальную дистанцию по сравнению с обычным общением.

  1.  В-третьих,  вследствие того о чем мы говорили в предыдущем пункте, т.е  анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Т.е человек общаясь в сети может проявлять большую свободу высказываний и поступков, так как он ничем не рискует. Допустим, что молодой человек в реальной жизни имеет скромный характер, боится общаться со сверстниками, а в сети он может опуститься вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств, повторюсь, так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.
  2.  В-четвертых, это добровольность и желаемость контактов - когда пользователь Интернета добровольно завязывает всевозможные контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент. Так, например, в данное время, в социальных сетях, особенно Вконтакте, существует такая тенденция среди молодёжи, как увеличение списка друзей, несмотря на то знаешь ли ты этого человека или нет. Это происходит с целью заслужить всеобщее одобрение и популярность среди сверстников. Так в основном делают молодые люди, у которых в реальной жизни немного друзей и знакомых, поэтому они пытаются возместить это в виртуальном мире.
  3.  В-пятых, это затрудненность передачи эмоций и в то же время наблюдается стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания). Так, Л.Н. Мун указывает на то, что «в интернете возникают «коммуникативные сбои» восприятия; отсутствие эмоций, ответных поведенческих реакций приводит к ряду трудностей при взаимном восприятии собеседника и построению его образа» [16, С.13]. В связи с этим может возникнуть недопонимание между собеседниками. Такая ситуация прослеживается в основном у пользователей icq. Молодые люди, которые излишне эмоциональны в жизни, могут не отдавать своё предпочтение смайликам по разным причинам и высказывать свои мысли сплошным текстом. В то же время, другой собеседник может не так понять своего товарища - либо он сердится на что-то, либо у него нет настроения, либо просто не хочет с вами общаться. Тем самым возникает конфликт.  

Помимо данных особенностей, автор ещё выделяются и такие особенности как:

  1.  Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации - как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка желаемых качеств в партнере. То есть молодые люди, не видя собеседника в лицо, сформировывают свой взгляд о том, что он из себя представляет, исходя из особенностей и манер общения в Интернете. Но когда наступает момент встречи, то большая часть лиц молодого возраста разочаровывается в своём собеседнике, так как слишком идеализировали его.

  1.  Стремление к нетипичному, ненормативному поведению - зачастую пользователи Интернета презентуют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают нереализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения.

В связи с рассмотренными особенностями можно сделать вывод о том, что анонимность общения влечет за собой целый ряд последствий. «Так в коммуникации посредством Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие участников коммуникации в акте общения приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно, как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает» [24].

Помимо этого, хотелось бы отметить и своё личное мнение, как пользователя сети.  Я общаюсь в Сети Интернет уже долгое время (порядка 6 лет) и я с уверенностью могу сказать, что интернет-общение это некая новая форма самовыражения через творчество. В интернете человек творит, что хочет, его ничто и никто не ограничивает в его творчестве и обязательно найдется тот человек, который оценит его творения, даже если они окажутся примитивны и будут выходить за рамки этических норм человечества. Таким образом, Интернет-общение привлекает пользователей своей абсолютной свободой, ведь в реальной жизни понятие свободы достаточно относительно. Молодым людям предоставляется возможность общаться абсолютно на любые темы. Человек может найти тему по душе в многочисленных тематических форумах, зайти в чат и отыскать себе собеседника или с помощью поиска найти человека по интересам, но он точно знает, что будет услышан, что его точка зрения кому-то важна и нужна.

Теперь рассмотрим то, какие же всё-таки какие последствия имеет для индивида и общества общение молодежи  в сети Интернет.

Известный исследователь Интернет-общения А.Е. Войскунский считает, что влияние интернета  на человека имеет «амбивалентный характер», т.е. может как способствовать, так и препятствовать позитивному развитию. [41, С.128]

Постараемся выделить как положительные, так и отрицательные черты влияния интернет общения на молодых людей.

Положительные:

  1.  Выгода Интернета в том, что общаться стало проще. Интернет удовлетворяет желания в общении. На любое человеческое «хочу» Интернет выдает «возьми». Хочешь пообщаться? Возьми. Хочешь познакомиться с новыми людьми - пожалуйста. Хочешь связаться и пообщаться с человеком  в любой точке мира? и тут – пожалуйста. Возможности сети Интернет поистине безграничны. Миллионы инвалидов получили возможность общаться с друзьями. Интернет позволяет разделить общение на темы и категории, таким образом, что молодой человек может общаться там, где  ему интересно. Интернет даёт возможность общаться в реальном времени, таким образом, что два, и больше, человека находящиеся в разных местах  могут разговаривают так, как будто бы они стоят рядом.

Отрицательные:

  1.  Как мы уже говорили с одной стороны в Интернете можно общаться на любые темы, «обратная стороны медали» наблюдается в том, что существует большое количество различных сообществ наркоманов, самоубийц и пр. Там можно легко найти наркотики, заказать собственную смерть и тому подобное.  Интернет пытается заменить живое общение. Плохо это или хорошо - посмотрим через несколько лет. Человек ведь тоже меняется вместе с технологиями. Но на сегодняшний день можно сказать, что живое общение - это очень широкое понятие. В него входят звуки, телодвижения, обмен взглядами, физико-эмоциональное взаимодействие и ещё много-много всего. В интернете же люди обменивается буквами и смайлами, привыкают к этому, и потом им кажется, что такое общение подойдёт и в реальной жизни. А оно не подходит и тогда возникает противоречие. Более того, часто хочется выразить эмоции, сидя за монитором. Однако и это не получается, потому что в неподвижном состоянии это невозможно. Интернет способствует развитию неподвижного образа жизни. Его влияние на людей настолько велико, что они просиживают перед экранами какое-то время помимо работы. Казалось бы, много никто не сидит, всё делают это по чуть-чуть, но если все эти «чуть-чуть» сложить вместе, за несколько лет можно накопить на неплохой остеохондроз, ВСД, ухудшение кровообращения, нервных реакций и так далее.  Как мы видим негативных последствий очень много, но большинством авторов выделяет главное: Интернет-зависимость.

Процесс формирования зависимости от интернета, по мнению исследователя К. Янга, «это процесс, состоящий из ряда  этапов: 1) знакомство  с интернетом, заинтересованность им и его новыми возможностями; 2) замещение   интернетом значимых сфер жизни (работа, семья, учёба и пр. 3) «бегство» в интернет реальность» [42].

Интернет-зависимость - это навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line. Симптомы ИЗ:

  1.  Навязчивое желание проверить e-mail;
  2.  Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
  3.  Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;
  4.  Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Таким образом, с одной стороны Интернет-общение - развивающие, укрепляющие взаимосвязи, но это когда у человека есть ещё реальное общение. А если человек замкнутый, не общительный, если у него какие-то конфликтные отношения с людьми, то тогда получается, что интернет-общение является единственным источником для удовлетворения своей потребности в общении. И тогда, на наш взгляд это может стать зависимостью. Человек может взаимодействовать только с компьютером, только с сетью, при этом в реальности он не умеет строить контакты, выражать чувства, то есть у него нет навыков реального общения.

Таким образом, с нашей точки зрения последствия Интернет-общения во многом зависят от самого общества: что общество будет делать, для того, чтобы общение по интернету приносило больше пользы, чем вреда.

Теперь рассмотрим положительные и отрицательные последствия Интернет-общения.

Положительные последствия:

  1.  Круг общения человека расширяется. Участниками виртуальных коммуникаций, особенно молодежью, «малой кровью» приобретается жизненный опыт. Для людей с физическими недостатками виртуальные отношения являются, едва ли не единственной возможностью действовать в социуме на равных с другими и иметь нормальный круг общения.

Негативные последствия:

  1.  В виртуальности наладить доверительные отношения с человеком, безусловно, легче, чем в реальности. И хотя, виртуальные отношения не дают многого, что могут дать реальные, тем не менее, часть людей идет по пути наименьшего сопротивления и практически ограничиваются «виртуалом».

Так же если говорить о том, какое будущее ждёт молодых людей, то можно сказать, что специфика Интернет - общения изменит коммуникативные навыки человека. «Интроверты в чистом понимании, если не вымрут как класс, то достаточно сильно изменят наше понимание этой черты личности. На авансцену выйдет аутичная экстравертированность, которая станет религией для поборников социальных сетей. Аутентичная экстравентированность будет характеризоваться повышенным желанием общаться в виртуальном пространстве, но при этом нерешительностью в реальном общении, которое не нужно, в рамках сети. Аутентичная экстравентированность это зазор между двумя субличностями - своим внутренним сетевым киборгом и живым человеком. Не познакомившись с новым человеком, сложно будет заснуть, и считать день удачным, но при этом набрать номер телефон и сказать привет будет достаточно сложно» [42]. 

Н.Д.Чеботарева в статье: «Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы» выделяет следующие причины предпочтения молодежи Интернет - общения:

1) «Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни» [39]

Как мы видим, подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети: анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста.

2) «Недостаточное насыщение общением в реальных контактах» [39]

Как отмечают исследователи смежных тем: Войскуновский, Рогозина и др., что в подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

3) «Неудовлетворенность реальной социальной идентичностью и желание избавиться от нее» [39].

Как и в реальной жизни, в Интернете всё общение можно поделить на 2 вида: официальное и неформальное. Оба типа могут протекать в рамках следующих форм общения: телеконференция, чат, MUDs,  переписка посредством e-mail, и т.д. Исследователи Интернет-общения обычно разделяют средства, или как многие их называют - формы общения в Интернете по степени их интерактивности:

Так,  А. Жичкина в статье «Социально-психологические аспекты общения в Интернете» наиболее интерактивными средами общения считает чаты и MUDs, наименее интерактивными - e-mail и телеконференции.

«В телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где дюди общаются on-line. В конференции общение происходит вокруг определенного предмета (например, в конференции relcom. fido. su.windows, как видно по ее названию, происходят дискуссии о Windows), в то время как чат, опять же как правило, своей темы не имеет. ( Хотя существуют и тематические чаты, например, когда какого-нибудь известного человека запускают в канал IRC или web- чат, а он отвечает на все вопросы заинтересовавшихся людей. На каналах windows или os2 обсуждаются соответствующие операционные системы; несколько каналов warez (в большинстве своем - закрытых для постороннего вторжения) посвящены дискуссии о различных программных продуктах ). Тем не менее в чатах по большей части практикуется общение ради самого общения, в то время как телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету). В качестве отдельной формы общения в Интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от "multi-user dimension" - ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном простарнстве), которое близко к коммуникации в чате тем, что происходит on-line, но отличается от него присутствием цели - стремлением выиграть)» [24, С.28].

Многочисленные исследования  показывают, что среди молодежи самыми популярными средствами общения являются социальные сети. Так, одной из самых «свежих» исследований Куликовой А.В. показало, что «молодежь больше всего предпочитает социальную сеть «ВКонтакте» - 84% опрошенных респондента. Сеть «Одноклассники» не пользуется такой популярностью: лишь 16% иногда заходят на сайт. Русскоязычная версия «Facebook» более популярна: 24% молодежи зарегистрированы здесь и иногда посещают этот сайт. Следует так же отметить, что среди опрошенных молодых людей треть зарегистрирована в англоязычных социальных сетях Facebook, Twitter, MySpace и время от времени пользуется ими»[41]

Особое место при общении в социальных сетях занимает язык общения и использование  символов. Как отмечает И.А. Остапенко «это происходит в основном с одной целью - компенсировать каким-либо образом дистантность электронного общения и отсутствие визуального контакта, а также придать ему с помощью «имеющихся подручных средств» выразительность, эмоциональность и насыщенность, которых оно лишено в силу его опосредования электронным каналом связи» [43, С. 93]

Во время Интернет-общения широко используются как  аббревиатуры ( например - WWW - World Wide Web) так и  акронимы (IMHO [In My Humble Opinion] - "По моему (скромному) мнению",LOL [Laughing Out Loud] - "Громко смеюсь», ROFL [Rolling On Floor Laughing] - "Катаюсь по полу и умираю от смеха" ,BB [Bye Bye] - "Счастливо!"и пр.) так же хотелось бы отметить, что  в последние годы, активизировался процесс адаптации английских аббревиатур на русский манер.

Что касается использования символов, то исследователями отмечается такой термин как эмограмма: наиболее полным определение слова является следующее:   «Эмограмма - это стилизованное изображение мимики человеческого лица, реализованное в псевдографике, с целью передать оппоненту эмоциональный настрой говорящего, в условиях общения, опосредствованного печатаемыми через клавиатуру символами» [45, С.95].

В статье Е.А. Нелюбиной, М.В Амитровой, Ю.В Гусаровой: «Языковые особенности Интернет-дискурса» были выявлены следующие закономерности использования эмограмм:

  1.  Большинство смайликов имеют в своѐм составе определѐнную букву алфавита, проценты и скобки: :-) улыбаюсь;
  2.    Для придания более замысловатой и схожей с реальностью картинкой могут добавляться и другие символы, такие, как цифры, плюсы, минусы, точки, различные виды скобок (круглые, фигурные, квадратные): :-D смеюсь; :-|| злюсь; ;-)подмигиваю, шучу; :-V кричу; |- O зеваю и т.д.
  3.   Помимо "смайликов" в виртуальном общении используется так называемый "Капс" (от английского "Caps Lock" - блокировка верхнего регистра клавиатуры) - написание фразы или части ее заглавными буквами): ГДЕ ЖЕ ТЫ БЫЛ?!

Все эти приемы помогают компенсировать недостаточность или невозможность передачи в Интернете цвета, звука, движения, заменяя эти характеристики общения вербальными и знаковыми аналогами.

Тематика сообщений в интернете

Таким образом, можем сделать вывод в целом по главе:

Мы проанализировали  основные понятия: молодежь, общение, общение в сети Интернет.  Определили основные теоретические подходы к изучению: что касается понятия «молодежь», то как мы уже отмечали существуют различные варианты определения данного понятия, включающие понимание её как большой социально-демографической группы, проходящей стадию социализации, формирования ценностных ориентаций, характеризующуюся присущими ей психолого-физиологическими особенностями и субкультурой и «примеряющей» различные социальные роли.

Что касается общения, то общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации.

А вот Интернет-общение представляет собой один из исторических этапов в развитии коммуникационных средств и существует наряду с неопосредованным (устным) общением, общением, опосредованным бумажными носителями (рукописным и печатным, включающим непериодические издания (книга) и периодические (газеты, журналы)), а также общением, опосредованным электронными приборами (факс, радио, телевидение)

Так же во втором параграфе мы выявили социальные аспекты общения молодежи в сети Интернет. Здесь речь пошла о том, почему же молодежь общается все больше в интернете, какие причины или  факторы толкают, какие последствия это имеет для индивида и общества, каковы особенности межличностного общения через интернет. Так же выяснили, какие средства они используют, каково содержание сообщений и т.д.

Важно отметить, что рассмотрев отрицательные и положительные аспекты влияния Интернет-общения на молодое поколение нельзя однозначно говорить о преимущественно негативном влиянии Интернета. Изначально все зависит от личности. Какую роль будут играть информационные технологии в жизни молодого человека - прогрессирующую или регрессирующую - это скорее личное предпочтение каждого. Поэтому Интернет-общение может нести в себе возможности как для развития, так и для деградации личности.

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ОБЩЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

2.1 Методика социологического исследования социальных аспектов общения молодежи в сети Интернет

Молодежь как особая группа населения привлекает внимание исследователей и политиков на протяжении XX – XXI веков, но только в настоящее время сформулированы направления внутренней политики государства, сосредоточенные на проблемах молодежи.

Сегодня, возможно, говорить о начале новой «молодежной эры». Молодежь - будущее страны, однако решение конкретных вопросов, относящихся к экономическому, социальному, политическому и культурному состоянию различных групп молодежи, зачастую перекладывается на стихийную силу рыночной среды. Последствия этого процесса негативно отражаются на молодежи, имеет место индивидуализм и растущая социальная безответственность молодежи.

Современное глобализованное общество ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах.3

Особого внимания требует анализ проблем общения молодежи. В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые в частности представлены использованием глобальной компьютерной сети Интернет. Так,  возникновение и развитие цифровых и компьютерных технологий, а впоследствии массовое распространение персональных компьютеров, открыли новый вид взаимодействия "человек-компьютер", а развитие сети Интернет к взаимодействию "человек-компьютер" добавило возможность коммуникации "человек-компьютер-человек».  

Общение в Интернете характеризуется рядом особенностей, главной из которых является анонимность, влекущая за собой ряд других последствий. «Так в коммуникации посредством Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие участников коммуникации в акте общения приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно, как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает» 4.

Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации - это возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. Действительно, в текстовой коммуникации в сети Интернет молодые люди часто создают себе так называемые «виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом (который еще называют - «ник»). Существует точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете - это отражение изменений структуры идентичности человека является отражением социальных изменений. Если человек полностью реализует все аспекты своего «Я» в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует, тогда общение в Интернете носит характер дополнения к основному виду общения.

Но виртуальное общение может иметь и компенсаторный, замещающий характер, это происходит в случае формирования Интернет - зависимости. Поведенчески такая зависимость проявляется в том, что молодые люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей реальной жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Интернет-зависимые получают в Интернете различные формы социального признания. Их зависимость может говорить о том, что в реальной жизни социального признания они не получают, а также о том, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность реальным общением. Именно с такими проблемами на сегодняшний день сталкивается молодёжь, используя Интернет в качестве элемента коммуникации.

Таким образом, основная проблема заключается в замещение реального общения на виртуальное, частичной десоциализацией, т.е. потерей социальных навыков общения, нарастанием Интернет-зависимости и отсутствием в литературе предложений по комплексному решению этих проблем.  В этой связи изучение социальных аспектов общения молодежи в сети Интернет приобретает особую актуальность.

Целью данной работы является изучение мнений молодежи г. Новосибирска, в возрасте от 16-29 лет, являющихся пользователями социальной сети «ВКонтакте» об особенностях общения молодежи в сети Интернет и  выявление проблем.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1.  Определить цели общения молодежи в сети Интернет;
  2.  Выявить способы общения молодежи в сети Интернет;
  3.  Изучить содержательные особенности общения молодежи в сети Интернет;
  4.  Определить факторы, из-за которых,  люди предпочитают  виртуальное общение реальному;
  5.  Выявить проблемы и негативные последствия общения молодежи в сети Интернет.

 Предметом исследования является мнение молодежи г. Новосибирска, в возрасте от 16- 29 лет, пользующихся социальной сетью «ВКонтакте», об особенностях и проблемах общения в сети Интернет.

Объектом исследования является молодежь г. Новосибирска, в возрасте от 16-29 лет, пользующаяся социальной сетью «ВКонтакте».

Гипотеза-основание: Основная масса студенческой молодежи г. Новосибирска отдает приоритет Интернет-общению в связи с развитием информационных технологий. Это удобно, экономично по времени, интересно, необычно, открывает возможность для общения с людьми различных категорий и удаленных в пространстве, общение осуществляется без соблюдения формальностей реального общения, простота в эмоциональном плане.

Гипотезы-следствия:

  1.  Основными целями, побуждающими молодежь активно общаться в Интернете являются обмен различной информацией и желание познакомиться с кем-нибудь.
  2.  Большинство студентов предпочитают использовать для общения социальные сети, а не специализированные форумы и чаты.  
  3.  Отличительной особенностью Интернет-общения молодежи является особый язык – интернет-сленг. Степень доверия собеседнику в Интернете средняя.
  4.  Главными факторы, из-за которых люди предпочитают  виртуальное общение реальному являются следующие:
  5.  Во-первых, благодаря Интернету даже самые застенчивые люди не чувствуют себя одинокими.
  6.   Во-вторых, общение в интернете позволяет связать людей на разных континентах, позволяет найти родственников, друзей, знакомых.
  7.  В-третьих, благодаря Интернет-общению люди знакомятся, встречаются, влюбляются, женятся.
  8.  Главными проблемами общения молодежи в сети Интернет являются: нарастание Интернет-зависимости и  утрата социальных навыков общения.

Причиной выбора проведения исследования именно в социальной сети, явилось то, что здесь находится потенциальная аудитории потребителей: молодежь, в возрасте от 16-29 лет.  Так, в 2010 году управление по делам молодежи Новосибирской области проводило опрос на тему: «Какими социальными сетями пользуются молодежь». «Мы опросили 2000 человек и подсчитали количество аккаунтов в Новосибирске»5 - рассказывает начальник управления по делам молодежи Новосибирской области Вера Пронькина. Опрос показал, что  90% жителей региона в возрасте до 30 лет имеют странички в социальных сетях. При этом самым популярным сайтом новосибирцев является социальная сеть «Вконтакте». Именно по этой причине проведение исследования пало на  «Вконтакте».

Выборка составила 384 пользователя социальной сети «ВКонтакте», в возрасте от 16-29 лет. Выборка строилась по типу случайной выборки. При ошибке репрезентативности  равной 5%, расчет проводился по следующей формуле:


Используемый метод исследования - анкетный опрос в социальной сети «Вконтакте» с дальнейшей обработкой с помощью программы SPSS (22.0 версия).


2.2 Мнение новосибирской молодежи об особенностях и проблемах  общения в сети Интернет.

В основу социологического анализа положены результаты анкетного опроса молодых пользователей социальной сети «Вконтакте» г. Новосибирска.

В опросе участвовало 383 респондента, среди которых, 61,3% женского, 38,7% мужского пола. Распределение по роду занятий выглядит следующим образом: учащиеся - 71%, работающие - 27,4%, временно неработающие - 8%. (Приложение В)

Ряд вопросов был включен в анкету с целью определения степени  использования молодежью Интернета для общения, а именно стажем использования Интернета, ежедневным выходом в Интернет и пр.

Прежде всего, обратимся к вопросу, касающемуся стажа общения в Интернете. Анализ данных показал, что большинство опрошенных пользуются Интернетом более 5 лет (74,7%), от 3-5лет  пользуются 19,3% опрошенных респондентов и от 1-3 лет  6%. (Таблица 1).

Таблица 1 –  Стаж использования Интернета для общения

Варианты ответов

В % к опрошенным

1-3 года

6

3-5 лет

19,3

Более 5 лет

74,7

Итого

100

На вопрос «Как много времени Вы проводите в сети Интернет?» (Рис.1) большинство респондентов (39%) указали  от 3 до 5 часов  в день, 28% от 1 до 3 часов в день. Времяпрепровождение в Интернете более 5 часов в день занимает у  25% респондентов, а менее 1 часа всего лишь у 5% опрошенных.

Рис. 1.Распределение ответов на  вопрос: «Как много времени Вы проводите в сети Интернет?»

Что касается устройств и места его использования, то все большую популярность набирают мобильные гаджеты, тогда как стационарные устройства наоборот, теряют свою долю. Так смартфоном пользуются везде, где есть подключение к Интернету (16,9%), с места учёбы (12,5%), и даже из дома (12,3%). Стационарным компьютером молодежь пользуется намного реже, предпочитая использовать его только дома (9,5%). На смену стационарного компьютера приходит ноутбук, выход с него совершают не только из дома (15,6%), но и с работы (3,9%) и места учебы (3,3%). (Приложение В)

Первой задачей исследования было определение целей общения молодежи в сети Интернет. Для выполнения данной задачи респондентам было предложено ответить на следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие цели Вы преследуете, общаясь в Интернете?» (Рис.2)

Рис.2. Распределение ответов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие цели Вы преследуете, общаясь в Интернете?»

Согласно результатам исследования, 25,6% респондентов общаясь в Интернете, преследуют образовательные цели; 24,1%  опрошенных заинтересованы в получении новостей, 20,2% в «получение удовольствия и развлекательной информации»; 16% опрошенных преследуют рабочие цели. Интересно отметить, что такие цели как «дружеское знакомство» и «романтическое знакомство» отметили лишь по 6% респондентов.

Таким образом, гипотеза о том, что основными целями, побуждающими молодежь активно общаться в Интернете, являются обмен различной информацией и желание познакомиться с кем-нибудь, частично подтвердилась.

Второй задачей исследования было выявить способы общения молодежи в сети Интернет. Как видно из рисунка 3, самым популярным разделом являются социальные сети (35,6%), далее расположились новостные порталы - 26,5%,  тематические порталы интересуют 14,6% респондентов, медиа-порталы - 12,9%,  блогами и форумами пользуются по 5% респондентов.

Рис. 3.Распределение ответов на вопрос: «Наиболее интересные для Вас разделы в сети Интернет?»

Что касается социальных сетей, то на рисунке 4 мы видим, что самыми популярными являются: «Вконтакте» (её выбирают абсолютно все респонденты), на втором месте расположился «Instаgramm» - 59%, далее идут: «Twitter» - 19,8%, «Face book» -17,2% и «Одноклассники» - 15,7%.

Рис. 4.Распределение ответов на  вопрос: «Если Вы пользуетесь социальными сетями, то какими именно?»

Теперь поговорим о том, какие темы обсуждает  молодежь в сети (Рис.5). Согласно результатам исследования, молодежь предпочитает обсуждать развлекательные темы (22%), так же популярными являются личные (19,3%) и университетские темы (19,4%). Рабочие темы обсуждают 11,1% респондентов, а коллективные и общемировые по 9,4% и 9,5% опрошенных. Значительно меньше, молодое поколение интересуют общегосударственные и городские темы.  

 Рис. 5.Распределение ответов на  вопрос: «Укажите наиболее интересные темы обсуждения для Вас в сети Интернет?»

Судя по полученным данным, вторая гипотеза исследования «Большинство респондентов предпочитают использовать для общения социальные сети, а не специализированные форумы.» нашла свое подтверждение.

Далее перейдем к третьей задаче. Для того чтобы наиболее полно оценить содержательные особенности, обратимся к данным, полученным при ответах на 11 вопрос анкеты (Приложение Б). По результатам проведенного опроса более 60% молодых пользователей каждый день общаются в Интернете  с помощью сленга. С одной стороны полученные данные могут говорить о  том, что как и любая социальная группа, молодежь старается выделиться, обособиться от общей массы, а с другой о том, что молодежь в большинстве своем не умеет пользоваться богатством литературного русского языка.

Интересно отметить, что отвечая на вопрос: «Как Вы относитесь к использованию Интернет-сленга?» (Рис.5) большинство пользователей (46,8%) выбирает ответ: «Нейтрально, это личное дело каждого», у 31%  опрошенных, отношение к  использованию Интернет-сленга положительное, «но лишь в рамках Интернета». 9,5% молодых пользователей отрицательно относятся к его использованию и считают это свидетельством снижения интеллектуального уровня.  

Рис.5. Распределение ответов на  вопрос: «Как Вы относитесь к использованию Интернет-сленга?»

Так же было выявлено, какой вид Интерет-сленга у молодежи  является самым популярным. Как мы видим из рисунка 6, молодежь чаще использует англоязычные аббревиатуры: Lol, facepalm, epic fail, omg  (22,8%), немного меньше респондентов, а именно 18,8% используют аббревиатуры и сокращения русских слов: Прив, нз4, спс, пжст, ИМХO. 17% общаясь в Интернете, используют нецензурную лексику. На последних местах оказались такие варианты  как: «Искажения оригинала (Приффет, как делиффки, аффтор жжот)» и «Живые выражения (Привед, медвед!, кРеВеДкО)».

Рис.6. Распределение ответов на  вопрос: «Какие виды Интернет-лексики Вы используете?»

Обратимся к вопросу о доверии к информации, распространяемой в интернете. Как показывает рисунок 7, большая часть респондентов (43,9%) скорее доверяет информации распространяемой в интернете. Треть респондентов, наоборот, скорее не доверяют. Заметим, что 15,5% затруднились ответить на данный вопрос.

Рис.7. Распределение ответов на  вопрос: «Доверяете ли Вы информации распространяемой в Интернете?»

Следующей задачей исследования было определение факторов, из-за которых, люди предпочитают виртуальное общение реальному. Для начала,  молодым пользователям «Вконтакте» было предложено ответить на следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие особенности Интернет-общения Вас привлекают?» (Рис.8). Интересно отметить, что большинство (31,8%) опрошенных затруднились ответить на данный вопрос. Чуть меньше (31,6) отметили, что их привлекает та особенность, что они могут «Добровольно завязать контакт, а так же в любой момент прервать его». Значительно уступают такие варианты ответов как «большая свобода высказываний и поступков» - 10,2%, «высокая степень анонимности» - 9,3% и «стремление к эмоциональному наполнению текста с помощью специальных символов» - 7%.

Рис.8. Распределение ответов на  вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие особенности Интернет-общения Вас привлекают?»

Изучив, какие особенности Интернет-общения привлекают молодежь, были выяснены причины обращения к Интернету как к средству общения. Опрос показал, что в целом основной причиной обращение к Интернету как к средству общения, респонденты отмечают то, что это «Общедоступно, можно пообщаться с человеком в любой точке мира» (72%).  Для 57,4% это  «Быстрое общение»,  «Удобное общение» для  49,3%, а для 31% -«Комфортное общение, не выходя из дома».  На последних местах оказались такие причины как: «Возможность поговорить мигом сразу с несколькими собеседниками», «Дешево», «Недостаточно насыщенное общение в реальных контактах»,  «Возможность реализации качеств личности» и «Проигрывание ролей» (Рис.9).

Рис.9.  Распределение ответов на  вопрос: «Назовите  причины обращения к Интернету, как к инструменту общения?»

Так же в ходе исследования было выявлено, какие преимущества дает молодежи общение в Интернете. Опрос показал, что большинство (61,8%)  респондентов считают, что основное преимущество заключается в  «Поддержание контактов», также 42,8% опрошенных считают, что преимуществом является «Возможность больше общаться и узнавать что-либо интересное».  Для 37,1% преимущество заключается в расширении границ общения – появлении новых знакомств. По мнению 29,3% респондентов «Жизнь стала намного мобильнее». Для  20,1%  опрошенных преимущество заключается в сохранности времени», а для  8,4%  в снижении материальных затрат (Рис.10).

Рис.10. Распределение ответов на  вопрос: «Какие преимущества дает Вам общение в Интернете?»

В итоге следует сказать, что приведенные данные, свидетельствуют о том, что гипотеза: «Главными факторы, из-за которых люди предпочитают виртуальное общение реальному являются следующие: Во-первых, благодаря Интернету даже самые застенчивые люди не чувствуют себя одинокими. Во-вторых, общение в интернете позволяет связать людей на разных континентах, позволяет найти родственников, друзей, знакомых. В-третьих, благодаря Интернет-общению люди знакомятся, встречаются, влюбляются, женятся» подтвердилась частично.

Далее изучим проблемы и  негативные последствия общения молодежи в сети Интернет. Как показал анализ (Рис.11), практически все (98%) осознают, что Интернет может нести негативные последствия.

Рис.11. Распределение ответов на  вопрос: «Осознаете ли Вы, что Интернет может нести негативные последствия?»

В ходе исследования было выявлено, что главную проблему  общения в Интернете молодежь видит в самоизоляции от реальности и самого себя (31,1%). Следующей проблемой, которая возникает при общении в Интернете, по мнению молодых пользователей, является проблема навязывания сомнительной информации (20,1%). Так же молодежь отмечает проблему,  связанную с тем, что в Интернете присутствует большое количество информации пропагандирующей суицид, насилие, порнографию и т.д. (28,4%). Такую проблему как возможная нечестность собеседника, отмечает 13,1% молодых пользователей.  Так же молодежь отмечает проблему взлома аккаунта (10,7%). На последнем месте оказалась проблема киберхулиганства (Рис.12).

Рис.12. Распределение ответов на  вопрос: «Какие проблемы, негативные последствия, на Ваш взгляд, может  иметь общение в Интернете?»

Также нам важно было узнать, что молодежь думает о проблеме Интернет-зависимости.  На рисунке 15, мы видим ответы респондентов на вопрос: «Сталкивались ли Вы с Интернет-зависимостью?». Интересно отметить,  что 42,1% замечали подобное явление у своих друзей и знакомых, 32,6% вообще не сталкивались с подобным явлением и лишь 16,8% ответили, что лично с ним столкнулись.

Рис.13. Распределение ответов на  вопрос: «Сталкивались ли Вы с Интернет-зависимостью?»

 

Интересно было узнать, какие причины Интернет-зависимости видит молодежь. Анализ результатов исследования (Рис.14) показал, что лидирующую позицию занимает вариант ответа  «Неумение молодежи организовывать свой досуг» (22,3%),  на втором месте оказался вариант  «Следствие ухода от реальных трудностей жизни» (16,7%). На третьем месте находится причина: «Несформированность механизмов  саморегуляции своего поведения» (15,8%). Такую причину как  «Мода на Интернет-общение»  отметили 14,3% респондентов. 10% молодых пользователей считают, что причина заключается в отсутствии контроля со стороны взрослых – родителей, учителей, преподавателей и т.д., а 5,5% считают, что причиной Интернет-зависимости является  влияние сверстников.

Рис.14. Распределение ответов на  вопрос: «Как Вы считаете, каковы причины Интернет-зависимости?»

Что касается проблемы утраты навыков социального общения, то на рисунке 15 мы видим, что большая часть (52%) молодых пользователей скорее согласна с тем, что общение в Интернете ведет к утрате навыков социального общения.  20% респондентов полностью согласны

Рис. 15.Распределение ответов на  вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что  общение в Интернете ведет к утрате навыков социального общения?»

Теперь обратимся к самостоятельным ответам молодежи на вопрос: «Как Вы считаете, что необходимо сделать, чтобы уменьшить проблемы связанные с общением в Интернете?». Интересно отметить, что большинство (32%) молодых пользователей считают, что нужно «больше общаться лично», стараться по-возможности, отказаться от общения в интернете и общаться вживую. 14% опрошенных,  считают, что должно быть «воспитание с детства», респонденты отмечают, что  с детского возраста родители должны прививать детям мысль о том, что Интернет это не что-то редкое и необычное, а просто средство решения тех или иных проблем. 8% считают, что для того, чтобы уменьшить проблемы, необходимо заинтересовать молодых людей жизнью, целями, живыми эмоциями, которые Интернет не в силах дать. 7% молодых пользователей отметили, что необходимо ввести ежедневный лимит на общение в Интернете, а 6% опрошенных считают, что нужно фильтровать информацию, которая крутится в сети и стараться проверять сомнительные данные. Так же решение проблем молодое поколение видит в том, чтобы молодежь научилась организовывать свой досуг, необходимо уметь рационально использовать свое время, проводя его не только в интернете.  Наряду с вышеуказанными решениями, молодежь находит решение и в том, чтобы контролировать информацию, которая распространяется в сети, так, по их мнению, станет меньше информации о насилии, суициде и прочем. Наряду с этим, молодые пользователи так же считают, что необходимо создать условия для расширения мировозрения человека в реальном мире (большое количество развлекательных мероприятий, досуговых учреждений, пропаганды активного отдыха, пропаганда ЗОЖ, привлечение к Спорту). 3% опрошенных видят решение в том, чтобы больше читать научную и познавательную литературу. Интересно отметить, что некоторые (3%) пользователи считают, что проблемы с общением в Интернете возникают из-за проблем с общением и вообще проблем (низкая самооценка, неудовлетворенность жизнью) в реальности, поэтому необходимо начать решать проблемы в реальности. Важно отметить, что так же 3% опрошенных считают, процесс уже не обратим, по их мнению, уменьшить проблемы может только запрет Интернета, но как мы понимаем, этого не будет.

Таблица 2 –  Меры, которые нужно предпринять,  чтобы уменьшить проблемы

Варианты ответов

В % к опрошенным

Больше личного общения (стараться, по-возможности, отказываться от общения в интернете и общаться вживую).

32

ввести ограничения по возрасту

4

строгий контроль в отношении сохранности личных данных пользователей.

1

Воспитание с детства (с детского возраста прививать мысль о том, что интернет, теперь, не что-то редкое и необычное, а просто средство решения тех или иных проблем) для детей от 9-13 решающим фактором являются родители, если он не получает внимания от родителей, он будет искать внимания в чем-то другом, в т.ч   и в интернете

14

Не доверять малознакомым людям на все 100%.

1

необходимо время для того, чтобы у людей сформировалась культура общения и этика в Интернете

1

Доступ в сеть должен быть с определённого возраста, например с 15 лет.

2

Ежедневный лимит на социальные сети

7

заинтересовать молодых людей жизнью, целями, живыми эмоциями которые интернет не в силах дать.

8

использовать Интернет грамотно, то есть как инструмент для улучшения своей жизни, а не способ ее полной замены. Например, договориться о встрече с кем-то через интернет. Или обсудить в беседе организацию выпускного

1

Комплексный подход: 1. Воспитание в семье, 2. Воспитание/образование в школе  

3

контролировать информацию, которая распространяется ,  чтобы было меньше инф. о насилии и прочем (Удалить запрещенные сайты, убрать навязчивую рекламу, усилить контроль над доступом малолетних детей к различным сайтам для взрослых)

4

больше читать научную, познавательную литературу

3

Процесс уже не обратим (Уменьшить проблемы может только запрет Интернета, но как мы понимаем , этого не будет)

3

Создать условия для расширения мировоззрения человека в реальном мире, (большое количество развлекательных мероприятий, досуговых учреждений, пропаганды активного отдыха, пропаганда ЗОЖ, привлечение к Спорту)

3

Умение организовывать свой досуг (Уметь рационально использовать свое время, проводя его не только в интернете, разнообразно свой досуг)

4

Фильтровать информацию, которая крутится в сети, стараться проверять сомнительные данные на официальных сайтах и в прочих СМИ.

6

Я считаю, что проблемы с общением в Интернете возникают из-за проблем с общением и вообще проблем (низкая самооценка, неудовлетворенность жизнью) в реальности.

3

Итого

100

Интересно отметить тот факт, что молодежь считает, что решением вышеперечисленных проблем они должны заниматься сами, так ответили 58,7% опрошенных. Интересно отметить, что 17,2% затруднились ответить. Такой вариант как «Родители» отметили 11,7% опрошенных. Далее расположился вариант ответа: «Органы власти управления» (5%). На последних местах оказались такие варианты ответов как: «Учителя, преподаватели»(1,8%) и «Администрация ВУЗа, школы» (Приложение В).

Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод, что молодые пользователи осознают тот факт, что Интернет несет негативные последствия. Главная  проблема, по их мнению, заключается в самоизоляции от реальности и самого себя. Большинство пользователей отмечает проблему Интернет зависимости, так же они согласны с тем, что общение в Интернете ведет к утрате социальных навыков общения, следовательно, пятая гипотеза исследования нашла свое подтверждение.

Факторный анализ результатов исследования

Факторный анализ предполагает изучение влияния различных факторов на общение в Интернете молодых пользователей.

Далее мы рассмотрим влияние объективных и субъективных факторов на общение в Интернете молодежи. К объективным факторам относятся: материальные возможности студентов, состав семьи, социальное окружение и т.д. К субъективным факторам в свою очередь относятся: половозрастные различия, интересы, потребности молодых пользователей.

Так, при изучении целей, которые ставят перед собой пользователи,  наиболее существенные различия наблюдаются относительно образовательных целей. Анализ показал, что девушки больше стремятся к этой цели, нежели студенты противоположного пола (29,1% к 21,3%). Респонденты мужского пола, общаясь в сети, больше преследуют цель - получение удовольствия от развлекательной информации (25%) нежели чем, девушки (16,3%) (Рисунок 2.16). В остальном, существенных различий не выявлено.

Рис.2.16. Распределение ответов на  вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие цели Вы преследуете, общаясь в Интернете?»

Также было выяснено, какие темы обсуждает  молодежь в Интернете. Опрос показал, что общаясь в Интернете, наиболее интересными темами для пользователей мужского пола являются развлекательные,  для девушек они оказались чуть менее интересными (25,2% к 19,5%). Опять таки, примечательно, что университетские темы для девушек важнее, чем для парней (24,1% к 13,1%). Личные темы интересны для тех и других практически в равной степени (20,8% к 19,1%) (рисунок 2.17).

Рис.2.17. Распределение ответов на  вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие цели Вы преследуете, общаясь в Интернете?»

Также, различия наблюдаются в распределении ответов на вопрос: «Наиболее интересные для Вас разделы в сети Интернет?». Здесь оказалось, что для женщин наиболее интересными разделами являются тематические порталы, чем для мужчин (20% к 8,5%). Вместе с тем, было обнаружено, что мужчин больше интересуют медиа-порталы, чем женщин (23% к 5,2%). Блогами предпочитают пользоваться больше девушки, чем парни (8,9% к 1,7%), в остальном существенных различий не было обнаружено (рисунок 2.18).

Рис.2.18. Распределение ответов на  вопрос: «Наиболее интересные для Вас разделы в сети Интернет?»

 

Теперь  рассмотрим влияния пола на содержательные особенности общения. Из опроса видно, что парни чаще используют нецензурную лексику, нежели чем девушки (29% к 11,1%). Так же парни больше общаются с помощью аббревиатур и сокращений русских слов (23,7% к 16,4%). Девушки предпочитают использовать такой вид Интернет-сленга как: «Искажения оригинала (Приффет, как делиффки, аффтор жжет)» (6,9% к 0). Англоязычные аббревиатуры ((Lol, facepalm, epic fail, omg) используются  теми и другими практически в равной степени (20,8% к 22,8%)(рисунок 2.18).

Рис.2.18. Распределение ответов на  вопрос: «Какие виды Интернет-лексики Вы используете?»

Далее рассмотрим влияние такого фактора как возраст молодых пользователей на доверие к информации.

Так, при изучении доверия к информации, распространяемой в сети, наблюдаются некоторые различия. Отметим, что молодежь в старшем (26-29 лет) и младшем возрасте (16-20 лет), отмечает, что скорее доверяет  информации распространяемой в Интернете,  (рисунок 2.19). Примечательно, что молодежь в возрасте 21-25 лет, наоборот, скорее нет.

Рис.2.19. Распределение ответов на  вопрос: «Доверяете ли Вы информации распространяемой в Интернете?»

Также, различия наблюдаются в распределении ответов на вопрос «Укажите, пожалуйста, степень Вашего доверия к размещенной персональной информации в Интернете?». Здесь оказалось, что абсолютно все пользователи в возрасте от 26 до 29 лет лишь частично доверяют информации в Интернете, а вот ответы респондентов в возрасте от 21 до 25 лет оказались не однозначными: так большинство (70,2%) частично доверяют информации, а большая часть в возрасте от 16 до 20 лет была склонна к ответу «Полностью не доверяю» 50,1%. (рисунок 2.20).

Рис.2.20. Распределение ответов на  вопрос: «Укажите, пожалуйста, степень Вашего доверия к размещенной персональной информации в Интернете?»

Обратимся к изучению причин обращения к Интернету в зависимости от рода занятий молодежи. Группа молодых людей под названием «работающее» отдает приоритет сети по следующим причинам: во-первых, это общедоступно, можно пообщаться с человеком в любой точке мира; во-вторых, для них это удобное общение; в-третьих, это быстрое, а в-четвертых, комфортное общение. Группа «безработные» имеет отличия от предыдущей группы. Так, безработные молодые пользователи, отмечают следующие основные причины:  «дешево» (33%), «возможность поговорить мигом сразу с несколькими собеседниками» (33%) и «общедоступно. Можно пообщаться с человеком в любой точке мира» (33%). Что касается последней группы, то для учащихся общение в Интернете, это в первую очередь как и для рабочих, общедоступно (27,7%) во-вторых,  это быстрое общение(26,3%), а в третьих удобное общение (13%).

Рис.2.21. Распределение ответов на  вопрос: «Укажите, пожалуйста, степень Вашего доверия к размещенной персональной информации в Интернете?»

Далее изучим влияние объективных факторов на ценностные ориентации студентов. Любопытно было узнать, как студенты понимают жизненный успех в зависимости от их материальных возможностей.

Опрос показал, что большинство студентов вне зависимости от их материальных возможностей, показателем жизненного успеха считают наличие

3 Молодежь Карелии: оценка современного положения, духовно-нравственного развития, общественной и социально-экономической активности: монография / [Н. Н. Дубинина и др.] / под общ. ред. С. Г. Максимовой, Н. Н. Дубининой, - Министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики Карелия [и др.]. – Петрозаводск: Издательство «Острова», - 2012. – С. 10]

4  Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. М.: Дашков и Ко, 2004. С.27.

5 Электронный ресурс: режим доступа: http://sibkray.ru/news/1/55647/ 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19085. Нанотрубки и родственные структуры 309.5 KB
  Лекция 15. Нанотрубки и родственные структуры. Историческая справка Первооткрыватели Углеродные наноструктуры: фуллерены нанотрубки графен 1985 г. Открытие фуллеренов С60 Авторы: H.W.Kroto J.R.Heath S.C.O'Brien R.F.Curl R.E.Smalley Организации: Rice Quantum Inst. and Departments of Chemistry and Electrical...
19086. Применения наноструктур 2.59 MB
  Лекция 16. Применения наноструктур. Настоящая лекция посвящена рассмотрению конкретных примеров применении различных наноструктур. СВЕТОИЗЛУЧАЮЩИЕ НАНОТРУБКИ В ТЕЛИВИЗОРАХ И ДИСПЛЕЯХ. Углеродным нанотрубкам уже найдено немало применений в том числе в качестве эл...
19087. Общая постановка задачи дискретизации 155 KB
  Лекция № 1. Введение. Общая постановка задачи дискретизации. Цели и задачи курса: данный курс предназначен для освоения базовых понятий теории дискретных сигналов и основных принципов построения систем цифровой обработки сигналов. Курс знакомит с теоретическими о
19088. Выбор частоты дискретизации с помощью функций отсчетов 187.5 KB
  Лекция № 2. Выбор частоты дискретизации с помощью функций отсчетов. Теорема Котельникова: произвольный сигнал непрерывный спектр которого не содержит частот выше может быть полностью восстановлен если известны отсчетные значения этого сигнала взятые через равн
19089. Выбор шага дискретизации с использованием интерполирующих полиномов Лагранжа 181 KB
  Лекция № 3. Выбор шага дискретизации с использованием интерполирующих полиномов Лагранжа. При дискретизации реального сигнала описываемого непрерывной функцией имеющей ограниченную производную в качестве аппроксимирующей воспроизводящей функции может ис
19090. Выбор шага дискретизации с использованием экстраполирующих многочленов Тейлора 227 KB
  Лекция № 4. Выбор шага дискретизации с использованием экстраполирующих многочленов Тейлора. Экстраполирующий многочлен Тейлора описывающий исходную функцию определяется выражением: 4.1 где соответственно первая вторая и производные непрерывной ...
19091. Работа со cписками и Базы данных в Excel 336.71 KB
  Excel располагает набором функций, предназначенных для анализа списка. Одной из наиболее часто решаемых с помощью электронных таблиц является обработка списков. Вследствие этого Microsoft Excel имеет богатый набор средств, которые позволяют значительно у простить обработку таких данных. Ниже приведено несколько советов по работе со списками.
19092. Квантование сигналов по уровню 326.5 KB
  Лекция № 5. Квантование сигналов по уровню. Постановка задачи. Процесс преобразования сигнала с непрерывным множеством значений в сигнал с дискретными значениями называют квантованием по уровню. По существу операция квантования заключается в округлении значения...
19093. Ортогональные преобразования сигналов в базисе функций Уолша 222.5 KB
  Лекция № 6. Ортогональные преобразования сигналов в базисе функций Уолша. При обработке дискретных сигналов большое значение представляет ортонормированная система базисных функций Уолша. Непрерывные функции Уолша относятся к классу кусочнопостоянных знакопере