98354

Особенности культуры Исламского мира

Реферат

Культурология и искусствоведение

В начале VII столетия Аравия переживала сложный период своей истории: в недрах аравийского общества под влиянием внешних и внутренних факторов складываются новые формы общественных и хозяйственных отношений, новые идеи и верования привлекают все большее число племен.

Русский

2015-11-02

112 KB

1 чел.

    Федеральное агентство железнодорожного транспорта

    Сибирский государственный университет путей сообщения

    Кафедра «философия»

     

    

    

    

    

    

    

    Особенности культуры Исламского мира

    

    Реферат

    По дисциплине «Культурология»

    

    

    

    

    

    

    

     Руководитель Быстрова А.Н.                                                                Разработал Кузьмич И.Н                                                                       студент гр. Д-112

Содержание

[0.1] Содержание

[0.2]
1. Общая характеристика ислама

[0.3] 1.1. Особенности становления и развития ислама

[0.4] 1.2. Основные направления в исламе: шиизм и суннизм

[0.5] 1.3. Исламская культурология

[0.6]
2. Образ жизни мусульманина

[0.7] 2.1. Полигамия

[0.8] 2.2. Роль женщины в исламском обществе

[0.9]
Заключение

[0.10]
Список литературы


Введение

Ислам - наиболее молодая из мировых религий. Она возникла в начале VII в. у кочевых и полукочевых народов семитской языковой семьи, которые жили на территории Аравийского полуострова. Сравнительная молодость наложила на ислам двойной отпечаток. С одной стороны, сложившись на Ближнем Востоке, в той же социокультурной и языковой среде, что иудаизм и христианство, но значительно позже, ислам многое позаимствовал в религиозно-культовом плане у своих предшественников. Эти заимствования ощутимы и в священной книге мусульман - Коране, сказываются они на вероучении, заметны и в культе. (Никаких угрызений совести по этому поводу мусульмане не ощущают: они считают, что изначально существует только одна религия - религия единого Бога, а все расхождения обусловлены искажениями, вносимыми в нее людьми.).

Ислам - вторая по числу последователей мировая религия. Сегодня ее исповедуют 1 млрд. 150 млн. человек в более чем 120 странах мира. Наибольшее распространение ислам получил в Африке (50% населения) и Азии (20% населения). В географии ислама четко прослеживается одна закономерность: компактность его размещения. Почти половина мусульман мира проживает в четырех странах: Индонезии, Пакистане, Бангладеш, Индии. Приблизительно 3/4 мусульман живут в 35 странах, где они составляют 95 - 99% населения.

Цель работы – рассмотреть ислам и жизненный уклад мусульманина.


1. Общая характеристика ислама

1.1. Особенности становления и развития ислама

Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в VI веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожия (монотеизма) и пророческих миссий, свойственные христианству и иудаизму.

В начале VII столетия Аравия переживала сложный период своей истории: в недрах аравийского общества под влиянием внешних и внутренних факторов складываются новые формы общественных и хозяйственных отношений, новые идеи и верования привлекают все большее число племен.

Проповедники христианства и иудаизма все более широко утверждают идеи о едином боге, с которым тесно переплетаются проповеди занифов – представителей аравийского монотеизма, предвестников ислама, проповедовавших от лица единого Бога – Аллаха.

Одним из важнейших хозяйственных и идейных центров Аравии того времени была Мекка – крупный город на пересечении главных торговых путей, в которой расположена святыня, почитавшаяся большинством племен – языческий храм Кааба. Именно в Мекке и были произнесены первые проповеди новой религии – ислама, провозглашенные его основателем, пророком Мухаммадом.

К новому пророку большинство мекканцев отнеслось с насмешками и с враждебностью. На протяжении почти сорока двух лет община первых последователей ислама (с арабск. – предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) – мусульман (арабск. «муслим» - предавший себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. 15 июля 622 года Мухаммад со своими последователями переселяется в город Ясриб (позднее назван Мединой).

Дата переселения в Медину считается у мусульман начальной точкой отсчета истории ислама и мусульманского летоисчисления. Медина стала центром расположения новой религии. При жизни пророка его высказывания передавались преимущественно устно, лишь после смерти Мухаммада было создано и переписано произнесенное им в проповедях, что и составило текст священной книги мусульман – Корана.

Вера в единственного Бога и пророчество составляют один из пяти «столпов» мусульманского вероучения. К их числу относятся также обязательная молитва, совершаемая пять раз в день в строго определенное время, пост в течение месяца по лунному календарю (рамадан), налог на пользу бедных и неимущих и паломничество в Мекку к храму Кааба.

Позднее мусульманские богословы значительно детализировали систему запретов и предписаний, в результате чего вся жизнь мусульманина оказалась строжайшим образом регламентированной шариатом, причем эта регламентация касается далеко не только вопросов культа морали или частной жизни, она включает также общественную, хозяйственную и политическую жизнь общины, право, сферы существования мусульманского общества.

Тесная связь между светской и духовной религией и политикой, экономикой и правом стала характерной чертой ислама.

Почти за полтора тысячелетия своего существования ислам привлек миллионы последователей, охватив своим влиянием огромные территории в Азии, Африке, Европе.

В современном мире ислам занимает второе место по численности последователей (более 800 миллионов человек).

Из более 120 стран, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большинство населения (Северная Африка, страны Аравии, Турция, Иран, Пакистан, Афганистан).

В ряде государств Азии и Африки ислам признан государственной и официальной религией, в некоторых слово “исламский” включено в их название.

Во многих странах, где распространен ислам, действуют мусульманские политические партии общественные организации, нередко играющие важную роль в политической жизни страны.

Существует и целая сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.), действующая как на государственной, так и на неправительственной основе.

Некоторые из них сосредоточили свою деятельность в религиозно – культурной сфере, часть – в политике, некоторые – в сфере экономики

Ислам подразделяется на три направления: суннизм, шиизм, хариджизм.

Шиизм (от арабск. “шиа” - группировка, партия) шиитское направление в исламе объединяет мусульман, признающихся едиными приемниками пророка Мухаммада.

Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90% мусульман в мире исповедают суннитский ислам.

Хариджисты выступали за строгое следование обрядности и за чистоту ислама.

На современном этапе ислам сохраняет свои позиции как действенного фактора общественной и политической жизни, выполняет функции мировоззренческой и социально – культурной системы для своих приверженцев.

Ислам играет важную роль во внутренней и внешней политике современных мусульманских стран и в международных отношениях.

1.2. Основные направления в исламе: шиизм и суннизм

Ислам не представляет собой единой религиозной организации. Уже во второй половине VII века возникли три направления ислама: хариджиты, сунниты и шииты. Непосредственным импульсом этого разделения послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти.

Хариджиты (от арабского хараджи - вышедший, восставший) образовали самостоятельное течение в конце VII в. Они выступали за равенство всех мусульман, независимо от происхождения и цвета кожи. В традиционном исламе утверждалось, что главой религиозной общины халифом может стать только родственник Мухаммеда, его потомок по той или иной линии родства. По учению хараджитов главой религиозной общины халифом может быть любой последователь ислама, избранный данной общиной. Община же имеет право сместить любого неугодного халифа. Уже в середине VIII века хараджиты потеряли свое влияние. В настоящее время существует одна хариджитская община - ибадиты (в Аммане и некоторых районах Африки). Большую часть современных последователей ислама составляют сунниты и шииты. Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90% мусульман являются сторонниками суннизма. Разделение ислама на суннизм и шиизм также произошло в конце VII в1.

Сунниты, опираясь на Коран и Сунну (Священное Предание), разработали концепцию исламской государственности, согласно которой государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Такой договор заключается между религиозной общиной (уммой), точнее ее признанными представителями, и претендентом на государственную власть - будущим халифом. Условия, которым должен удовлетворять будущий халиф, сформировал средневековый богослов и правовед Аль-Наварди. Эти условия сводятся к следующему: халиф должен быть мудштахидом (т. е. иметь репутацию и звание богослова- законоведа высшего ранга), происходить из племени курейшитов, быть справедливым, мудрым, физически здоровым и заботиться о благе подданных. Это учение являлось оправданием исторической практики, когда Арабским халифатом правили Абу-Бекр, Омар, Осман и другие омейяды.

Последователи шиизма полагают, что государственная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству прямым наследникам - ближайшим родственникам пророка Мухаммеда. В VII в.н.э. таким прямым наследником являлся Али - двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда. Али создал свою группу (партию) шиитов (шаа - группа, партия), организовал заговор, в результате которого халиф Осман был убит, а четвертым халифом был провозглашен Али. Курейшитский род омейядов не смирился с поражением. В 661 г. Али был убит в мечети г. Куф. Халифом стал Муавия. Ему удалось откупиться от внука пророка Мухаммеда Хасана, и расправиться с его младшим братом Хусейном, поднявшим мятеж против халифа. Никто из воинов халифа не хотел брать на себя личную ответственность за убийство родственника пророка, и была выработана форма коллективного убийства - Хусейна буквально разорвали на части. Такая смерть послужила причиной того, что Хусейн был объявлен святым мучеником, и шииты ежегодно отмечают день его гибели - Шахсей -вахсей, который проходит в форме торжественных процессий, участники которых подвергают себя само- бичеванию. Таким образом, шииты считают единственно законным наследником пророка Мухаммеда халифа Али и его прямых наследников - имамов. Так возникло шиитское учение об имамате - форме наследования духовной и светской власти в исламском обществе.

Последователи шиизма признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Двенадцатый имам - Мухаммед бек аль Хасан таинственно исчез и скрывается от людей. Они называют этого имама мунта- заром (ожидаемым) и с считают его мессией (махди). Шииты верят, что махди явится на Землю перед Страшным судом для установления равенства и справедливости. Как и во всех мессианских вероисповеданиях, в шиизме периодически распространяются слухи о том, что “скрытый имам” уже пришел, что он воплотился в конкретного человека. Распространение таких слухов в 60 - 80-х годах ХХ в. способствовало успеху иранской клерикальной революции, которую возглавил аятолла Хомейни, провозглашенный его последователями имамом.

Сунниты в качестве основы вероучения и культа принимают все основные положения вероучения, сформулированные в Коране и Сунне. Шииты, как и сунниты, признают абсолютный авторитет Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых является четвертый халиф Али и его последователи2.

1.3. Исламская культурология

Исламская  культурология  -  это  наука,  всесторонне изучающая древнюю историю, структуру  и  слагаемые традиционной мусульманской культуры, а также морфологию, социологию,  психологию,  философию  и  прочие аспекты других культурных систем.

Она  исследует закономерности культурного развития разных народов и цивилизаций, исследует  их  нравы  и  обычаи, изучает культурные ценности и каноны, слагающие определенную   традицию   и   представляющие  тот  или  иной  культурный  стиль, занимается  анализом  всего  культурного многообразия планеты, а также вопросами взаимовлияния  параллельно  развивающихся  культурных традиций, сосуществующих в едином  культурном пространстве. Она же на высоком уровне гуманитарного мышления занимается  анализом культурного сознания людей, проблемами устойчивости тех или иных  культур,  а  также изучает сложные процессы, происходящие при гибели одной культуры  и  образовании  другой. Сама же культура, в широком смысле слова, есть совокупность  проявлений жизни, различных достижений, творчества и быта, система норм  и  ценностей  разных народов и цивилизаций. В целом, культура представляет собой  довольно  сложное,  многообразное  и  многоплановое явление, ибо она есть выражение   и  результат  культурного  самоопределения  людей,  ну  а  наивысшие культурные   ценности   представляют   собой  часть  духовного  мира.  Культура, рассматриваемая  с точки зрения содержания, распадается на различные области или же  сферы,  к  каковым  относятся обычаи и нравы, язык и письменность, специфика одежды,  быта,  особенности  общественной,  творческой  жизни,  ну  и конечно же менталитет,  то есть особенность мышления, характер воспитания, а также многое и многое   другое.  Анализируя  понятие  культуры,  нельзя  ничего  не  сказать  о различных   аспектах   культурологических   исследований,   то   есть  о  разных направлениях  культурной  проблематики.  К  примеру,  морфология культуры – это наука  о  разновидностях и смене форм культуры как самостоятельных и независимых организмов  с  закономерным  ходом  всего процесса их развития от зарождения, до угасания  и  смерти.  При этом морфология культуры исходит из предположения, что как  внутренняя  целостность  и самостоятельность, так и переход культур с одной ступени  на  другую  вызываются  внутренней силой, действующей в самой культуре3.

Это  направление  в  культурологии  имеет  дело преимущественно со сравнительным методом  и методом аналогий. В отличие от морфологии, задача психологии культуры состоит  в  детальном объяснении ее с психологической точки зрения, ибо культура создает психологические   установки   и   формирует   ожидания,   потребности, осуществление   которых   позволяет  людям  преобразовывать  их  цивилизационные структуры.  Другое  направление  культурологии  -  социология  культуры – есть применение  методов  социологии  к  объяснению  развития и функций культуры, при этом   здесь   предполагается,  что  в  основе  культуры  лежат  формы  общности человеческих  групп,  ее  носителей. Следующее направление - философия культуры -   есть   совокупность   попыток  философского  объяснения  явления  культуры, посредством  расчленения  его  на ряд слагаемых областей, объяснения законов его структуры,   соподчинения   между   частями  этого  явления  и  определения  его действительной  духовной  ценности.

Мусульманское  сообщество  в  последние  десятилетия  переживает  настоящее нашествие  крикливой  западной  субкультуры,  точнее  сказать  -  бескультурья, опирающегося  на разжигание низменных инстинктов и пошлую накипь тамошней жизни, где   под   тонкой   коркой   бытового  благополучия  кипит  беспросветный  мрак культурного  и  духовного  невежества4.


2. Образ жизни мусульманина

2.1. Полигамия

Пророк, несмотря на то, что ввел строго мужскую религиозную традицию, разрешил доступ женщины к посвящению. Ислам утверждает фундаментальное неравенство между мужчиной и женщиной, или, более точно, их взаимодополняемость. Магомет писал: «Три мужских порока обращаются в достоинства женщины: жадность, гордость и робость». Она должна быть жадна до своего мужа, горда, уклоняясь от разговора с кем-то еще, и робка так, чтобы не возникало никаких подозрений в ее добродетели5.

Ключевая проблема полигамии растолковывается в Коране (IV, 3).

Мусульманин может иметь до четырех жен, если он справедлив с ними и способен их содержать. Строка Корана по этому поводу полна угрозы: «Тот, кто имеет двух жен и обращается с ними несправедливо, в судный день будет рассечен надвое, так, что одна половина никогда не сможет сообщиться с другой».

Срединное положение арабского общества между византийским миром, персами и индусами привело к насыщению его всеми соседними традициями, а исламский эзотеризм наложился на арабский этнический и культурный слой. В гареме, например, заметно византийское влияние. С другой стороны, исламский джихад - священная война - был тем движущим механизмом, который облегчал экспансию ислама и создание особого потока между цивилизациями Востока и Запада. И это привело к некоему обновлению: прибыв из далекой Аравии, воины Магомета впитали греческую культуру византийской периферии и вошли в культурную элиту Малой Азии и Египта. Через Испанию это влияние распространилось на весь Запад.

Ну а обратный поток, вызванный крестовыми походами и приходом на Восток нищенствующих и военных орденов, привел к своеобразному культурному «осмосу», взаимопроникновению. Таким образом, в некоторых рассказах из цикла о святом Граале появились дворцы с загадочными дамами, куда время от времени попадали рыцари...

Это и были гаремы.

Все это не может заставить игнорировать современную социальную реальность арабских стран, в которой не всегда выполняются предписания Корана. Кроме того, арабский мир не остался непроницаемым для светского влияния Запада.

Таков случай марокканского социолога-женщины Фатимы Мернисси, чья бабушка, Лалла Ясмина, была захвачена в плен и продана в 1903 году на Дар-Бенкиране, одном из самых главных невольничьих рынков. Она провела 15 лет в фесском гареме. Ее внучка Фатима написала в 1984 году книгу «Марокко глазами женщин», а через три года - "Политический гарем". Обе книги были запрещены под давлением духовных авторитетов-улемов. Еще бы: ведь «Политический гарем» анализировал всю традицию, идущую от Магомета, в отношении к женщине и со всем уважением к пророку выдвигал тезис о том, что его послание было извращено в ходе столетий для оправдания порабощения женщины в мусульманском обществе.

В 1989 году Фатима была включена в черный список из 80 интеллектуалов, нежелательных для Хомейни.

Евнух - хранитель сераля

Гаремы Константинополя, Аравии и некоторых других стран, связанных с различными индийскими и восточными религиозными концепциями, всегда охранялись евнухами. И только им позволялось заходить внутрь. Евнухов использовали из простой предосторожности - чтобы наложницы жили в безопасности и ублажали только своего хозяина.

Существовали три типа евнухов: полный, которого еще в детстве лишали органов воспроизводства; неполный, который лишался в юности только яичек, и, наконец, евнух, у которого яички атрофировались вследствие того, что в детстве их подвергали особому трению.

Первый тип считался самым надежным, другие два - нет, поскольку у них еще пробуждалось сексуальное желание в начале юношеского созревания. Первые, благодаря кастрации, менялись физически и ментально, у них не росла борода, гортань была маленького размера и поэтому голос звучал по-детски; по характеру они приближались к женщинам.

Арабы утверждали, что они живут недолго и умирают еще до достижения 35 лет.

Главная идея состояла в том, что евнух был в сексуальном отношении нейтрален, у него не было ни женских, ни мужских признаков пола и, таким образом, его присутствие в гареме никак не нарушало атмосферу этого особого места, к тому же он оставался в любом случае верен хозяину сераля.
Итак, что такое гарем? Скорее всего, не мусульманину никогда не понять этого до конца
6.

2.2. Роль женщины в исламском обществе

Роль женщины в обществе, так же как и мужчины велика и обширна.
   Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Бог один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжением рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранения человеческого рода. Немаловажноe значение имеет, в каком виде будет сохранен это род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое общество и выживет ли оно вообще. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.

Роль женщины в исламе велика. Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей, достоверном хадисе (изречении) сказано: «Рай находится под ногами матерей», т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как «Каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответственен за управление, возложенное на него» (хадис). От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения. Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем. Не нужно понимать это в том смысле, что если мужчина поднимает 36 кг гири, то и женщина также должна их поднимать. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье; для материального достатка её и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных единств и равенств в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на являющихся мужчинами, так и являющихся женщинами. «Мужчинам - доля из того, что они приобрели, а женщинам - доля из того, что они приобрели. Просите у Всевышнего его милости. Поистине, Аллах знает все» (Коран, 4:32).

Рассматривая исламскую семью, женщина, в первую очередь, это праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Аллах Всевышний сказал: «Одним из Его знамений является то, что Он для вас от вас самих сотворил супруг, чтобы вы могли найти для себя друг в друге опору, мир и душевный покой. Вот в этом именно истинное знамение для людей размышляющих и отзывчивых». (Коран, 30:21).

Супружество является отдельной темой разговора данной книги. Эта особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж - это глава семейства, а жена хозяйка дома.

Однако, не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При желании женщина-мусульманка с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и привествует), - Хадиджа успешно вела торговое дело; история указывает нам имена мусульманок-государственных деятелей: это, к примеру, легендарная татарская царица Сиюмбике.

И сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) «с головой уйти» в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться «на ней». Так стоит ли разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более что Шариат не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине. Действительное соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является предоставление возможности образования, как в духовной, так и в материальной сфере.

В целом, истинное отношение Ислама к женщине обусловлено образом жизни кочевых арабских племен. Оно характеризуется следующими установками:

  1.  Женщина есть самостоятельное существо, которое, несомненно является человеком, имеет душу и свободную волю дабы принимать решения о браки или совершении добрых или злых дел. Награда за праведную жизнь для женщин не отличается от награды для мужчин и рассчитывается по тем же принципам.
  2.   При этом женщина, несомненно, слабее мужчины, потому в некоторых случаях (брак, несовершеннолетие или старость женщины) он может выступать как ее опекун, но приказывать ей он не может (наиболее близкие по строению к отношениям вещь-хозяин являются отношения между мужчиной и женщиной в браке, однако это является прямым следствием того, что вступая в брак женщина клянется повиноваться своему мужу).
  3.  Вышенаписанное вытекает лишь из кочевых традиций, поскольку в рамках кочевой жизни женщина действительно была слабее мужчины.
  4.  Раннеисламское общество отнюдь не отвергало женщину и позволяло ей участвовать во всех мужских делах, следовательно, никаких ограничений в деятельности для женщин не существует.
  5.  В Исламской догматике не существует никаких предписаний относительно накрывания лица для женщины. Шариатское предписание же не базируется ни на сунне ни на хадисах. Следовательно, следует различать установления Ислама и Шариата, так как они не совпадают.
  6.  Любовь и половой акт с женщиной не считается грехом, как в  христианстве,  но даже поощряется.
  7.  Ислам отличается утилитарным подходам к быту потому многие предписания Мухаммада основываются исключительно на соображениях блага для исламского общества.
  8.  Институт наложниц и гаремов с тысячами жен не был введен Исламом и подобное положение дел никоим образом не вытекает из священных текстов.
  9.  При жизни Мухаммада женщины имели то же социальное положение, что и мужчины и равные права с ними. Поэтому обвинения ислама как религии в том, что он ограничивает права женщин безосновательны.

Искажение со временем исламских догм по отношению к женщинам не могло быть не замечено ими самим. Бунты женщин (особенно образованных) были довольно частым явлением.

Среди оседлых арабов-язычников женщина составляла часть имущества ее мужа или отца. На нее смотрели, как на низшее существо и неодушевленную вещь. Ее можно было свободно продать, обменять или убить. Знать полагала добродетелью убивать девочек во младенчестве, пока они не навлекли позор на семью.

По смерти отца сын мог жениться на собственной мачехе, и общество рассматривало это как простую смену главы семейства.

Нечестивый обычай заживо закапывать новорожденных девочек впервые завели вожди племени Бану Асаад, и впоследствии этот обычай переняла высшая знать племен Бану Рабийя, Бану Кунда и Бану Тамим. Видя плачевно жалкое состояние нравов, Святой Основатель Ислама со всей серьезностью приступил к своей миссии освобождения женщин и уравнивания их в правах с мужчинами. Эта задача была воистину трудной и требовала от него терпения и упорства. Для арабов она была тождественна революции в сознании, ни больше, ни меньше. Абсолютный переворот должен был совершиться в их отношении к женщинам. Они должны были постичь, что их жены достойны любви, дочери - внимания, матери уважения и благоговения. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах, должен был духовно просветить их заскорузлое сознание. Он выполнил свою задачу самым замечательным образом. При этом он вызвал на себя бурю недовольства своих противников. Мекканская знать обвинила его в том, что он навлек на них бесчестье своими проповедями об общественном равенстве мужчин и женщин. Но их уверенность, что женщина существо неодушевленное, было навсегда опровергнуто Кораном так:

«О люди, бойтесь Владыки своего, Который создал вас из единой души, и из нее создал подругу ей, и от них двоих распространил множество мужчин и женщин; и бойтесь Аллаха, во имя Коего вы взываете друг к другу, и (страшитесь Его особенно) в отношении родственных уз. Истинно, Аллах блюдет за вами» (4:2).

Тем самым Священный Коран установил равенство между мужчиной и женщиной, исходя из того, что они сотворены из одной души. Ну не ирония ли это, что Ислам должен быть постоянно обвиняем в том, что он отрицает наличие души у женщины, тогда как он делает особенное ударение на ее равенстве с мужчиной?

Среди мусульман, за исключением живущих в «западном» духе и некоторых других - в основном, сбившейся с верного пути молодежи - такое поведение поистине редкость. Взаимоотношения мужчины и женщины, боящихся Бога и строго соблюдающих Его ограничения, строятся совершенно по-иному. Соблюдение этих ограничений заставляет как мужчину, так и женщину понимать, что в их взаимоотношениях не должно быть даже намека на секс; любые намеки подобного рода воспринимаются как угроза и величайшее оскорбление и делают дальнейшее общение запретным и невозможным. Для сознательных мусульманина или мусульманки внимание со стороны представителя противоположного пола, кроме собственного супруга, проявляемое посредством вольной беседы, комплиментов, игривости, двусмысленных замечаний, всякого рода прикосновений (в том числе рукопожатий и похлопываний по плечу) и всего прочего, имеющего сексуальную подоплеку, является оскорбительным, унизительным и весьма порицаемым.

Подводя итог, скажем, что Ислам считает половое влечение весьма влиятельным элементом человеческой природы, который проявляется при малейшем удобном случае. Если отсутствуют принципы и ограничения, подобные рассмотренным выше, нет уверенности в том, что такое поведение запретно и будет весьма строго наказано в грядущем. Это влечение, естественно, будет искать способы свободного проявления, как мы это и наблюдаем в западном обществе.

Ислам также настаивает, что человек имеет право иметь супруга, принадлежащего только ему, то есть такого, телом которого не наслаждались глаза или руки других. Он полностью отвергает мнение о том, что в качестве критерия истинного и ложного принимаются чувства людей по отношению друг к другу или удовольствие, получаемое от общения, а также о допустимости преобладания над человеком необузданного стремления к удовлетворению животных желаний. Моральный и духовный ущерб, наносимый людьми себе, а, следовательно, и обществу, когда они пренебрегают жизненной необходимостью человека в чистоте и целостности, следуя слепым физическим стремлениям, не может быть оценен никем, кроме Бога, Который однозначно и полностью запретил подобное и уведомил нас о страшных наказаниях за это в будущей жизни7.


Заключение

Работа состоит из двух глав. В первой главе нами были рассмотрены особенности ислама. Само понятие islam в арабском языке означает вверение себя Богу, т.е. полное подчинение воле Господа. С религиоведческой точки зрения, можно выделить несколько основных характеристик ислама. Ислам - религия мировая. По численности, вторая после христианства (около 1.5 млрд). Ислам, подобно иудаизму и христианству, религия теистическая, т.е. исходящая из понимания единого Бога. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля христианской идеи триединства, догмата троицы, считая его уступкой многобожию. Основа ислама в утверждении, что Бог не только Един, но и Единственен. В связи с этим, исламское вероучение отрицает идею воплощения. Иисус по вере мусульман, не Божественное лицо, а только избранный пророк и посланник Божий (как Авраам, Моисей и Мухаммад).

Во второй главе был рассмотрен жизненный уклад мусульманина. Поначалу ислам ввел некоторые ограничения: у мужчины могло быть не более четырех жен. Однако сам Магомет эти ограничения обошел - у него было девять жен, а по мере того как он старел, его гарем увеличивался. Мусульманский философ Аль-Газали объясняет на примере Иисуса и Магомета, почему полигамия предпочтительнее моногамии или отказа от брака: «Спрашивают, почему благословенный Иисус остался неженатым, а у нашего многоблагословенного пророка Магомета было столько жен, хотя оба они считали самым лучшим полностью посвятить себя служению Богу; и ответ таков: лучше всего объединить и то, и другое, если избранный обладает для этого необходимой силой и величием. Наш многоблагословенный пророк получил такую силу и соединил преданность Богу с браком». И в раю правоверному мусульманину обещан гарем - время он будет проводить в обществе «нагих гурий», чернооких дев, которые в Коране называются также «супругами чистыми», то есть лишенными как телесных, так и духовных недостатков.


Список литературы

  1.  Еремеев Д.В. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М.: Просвещение, 1992.
  2.  Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2001.
  3.  Панова В.Ф., Вактин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Просвещение, 1990.
  4.  Сергеев Э.Д. Культурология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  5.  Шахов А. Ислам и «Голливуд арабского Востока» // Азия и Африка сегодня. – 2000. - №1.

1 Шахов А. Ислам и «Голливуд арабского Востока» //Азия и Африка сегодня. – 2000. - №1. С. 133.  

2 Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2001. С. 177.

3 Панова В.Ф., Вактин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Просвещение, 1990. С. 185.

4 Еремеев Д.В. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М.: Просвещение, 1992. С. 102.

5 Сергеев Э.Д. Культурология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 113.

6 Еремеев Д.В. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М.: Просвещение, 1992. С. 102.

7 Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2001. С. 140.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31355. Организационно-экономические формы дилерской деятельности на российском рынке 391.46 KB
  Переход России к рыночным отношениям невозможен без создания сети малых предприятий способных обеспечить структурную перестройку экономики оперативно реагировать на изменение потребительского спроса. Развитие малых предприятий имеет огромное значение для насыщения рынка товарами и услугами создания конкурентной среды внедрения достижений научнотехнического прогресса В странах с развитой рыночной экономикой малые предприятия составляют самую многочисленную долю их субъектов. Развитие малого предпринимательства в...
31356. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ 871 KB
  Шпигельбергом мы имеем все основания утверждать что центральной фигурой в развитии феноменологического движения был и до сих пор является Эдмунд Гуссерль [65 с. Исходные эпистемологические идеи Гуссерля Как известно Гуссерль получил отнюдь не философское образование. Исследуя основные понятия и принципы математики и логики Гуссерль пришел к убеждению о принципиальной незавершенности естественнонаучного и математического знания [Мотрошилова 43 с. Чем глубже я анализировал тем сильнее сознавал что логика нашего времени не доросла до...
31357. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В РЕГИОНЕ (на примере республики Татарстан) 739.5 KB
  Активизация инвестиционного процесса – наиболее актуальная и весьма болезненно решаемая макроэкономическая проблема. Рост объемов инвестиций и подъем экономики в целом ожидался и прогнозировался, начиная с 1993 г., однако выхода из состояния циклического спада не произошло до сих пор
31358. Факторы роста оборотного капитала промышленных предприятий и цена источников его финансирования 3.95 MB
  Оценка финансового состояния предприятия нефтеперерабатывающей отрасли. Финансовый анализ и диагностика предприятия химической отрасли. В начале XXI века в российской экономике действуют наряду с неплатежеспособными предприятиями и вполне благополучные финансово состоятельные хозяйствующие субъекты которые смогли прогрессивно воспринять перемены направленные на многоукладность экономики широкий спектр форм собственности неизбежность опережающего наращивания качества и номенклатуры товаров для широкого потребительского спроса....
31359. Финансово-аналитический аспект реструктуризации задолженности российских предприятий 1.28 MB
  Развитие многих эффективно работающих предприятий блокировано огромными долгами перед федеральным региональными и местными бюджетами эти долги накопленные за последние годы мешают таким предприятиям оплатить счета за сырье и материалы рассчитаться с контрагентами. В общем без решения проблемы долгов бюджету сдвигов в производстве не произойдет ибо не смогут подняться даже предприятия выпускающие высоколиквидную продукцию. Таким образом можно сделать вывод что две вышеуказанные проблемы очень тесно взаимосвязаны и взаимозависимы:...
31360. Глобализация мирохозяйственных связей: сущность, направления, перспективы 626.5 KB
  Проблема глобализации пока еще не нашла полного отражения в трудах экономистов-международников, хотя, справедливости ради, надо сказать, что текущая публицистика изобилует темами, связанными с глобализацией. Появившись в экономических исследованиях в конце 60-х гг., глобальные процессы в разное время с разных точек зрения рассматривались разными авторами, но подходы к осмыслению понятия как такового начали формироваться лишь к концу 90-х гг.
31361. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП (НА ПРИМЕРЕ ФПГ, СОЗДАННЫХ В ТЕКСТИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ) 514 KB
  Основной научный результат, полученный в диссертационной работе, заключается в разработке комплекса связанных методик управления, включаемых в цикл корпоративного управления эффективностью функционирования текстильной финансово-промышленной группы и ее технологических цепочек.