98358

Духовная культура Древний Индии

Реферат

Кулинария и общественное питание

Актуальность моей темы заключается в том, что каждая древняя культура уникальна в своем роде. Абсолютно всё культуры в какой - то степени повлияли на облик нынешней цивилизации свои многообразием мысли, традициями, взглядами на жизнь. Индия цивилизация с глубокими древними корнями, старинными традициями и бесконечным уважением к ним.

Русский

2015-11-02

89.5 KB

0 чел.

PAGE  7

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «______Философия и культурология___________________________________________»

(название кафедры)

Духовная культура Древний Индии

(тема реферата)

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                 Разработал

           Профессор                                                                       студент гр. Д - 111

       __________ Быстрова А. Н.                       ___________Кулешов Н.И.

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                                      13. 12. 2012

(дата проверки)                                                                   (дата сдачи на проверку)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............2

ГЛАВА I: Боги и основные Традиции, обряды, ритуалы Древней Индии

1.1 Боги  Древней Индии………………………………………….............4

1.2 Традиции, обряды, ритуалы Древней Индии…………….….............5

ГЛАВА  II: Религиозные учения Древний Индии...................…………….............6

ГЛАВА III: Философские учения

3.1 Философия Древний Индии…………………………………..............9

           3.2 Джайнизм……………………………………………………….................9

3.3 Йога………………………………………………………….................10

Заключение………………………………………………………..............12

БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………….............13

                                                 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность моей темы заключается в том, что каждая древняя культура уникальна в своем роде. Абсолютно всё культуры в какой - то степени повлияли на облик нынешней цивилизации свои многообразием мысли , традициями, взглядами на жизнь.

 Индия  цивилизация с глубокими древними корнями, старинными традициями и бесконечным уважением к ним. С точки зрения культурных традиций прошлое жило в настоящем и не мыслилось как нечто навсегда миновавшее и завершенное.

Многие ученые внимательно изучают  древние писания и удивляются знаниям, мудрости и точности выводов.          

 Изучаемым объектом я обозначил Культуру  Древней  Индии.

Предметом  данной работы является Духовная культура Древней Индии.

 Цель, которую поставил себе, при написании реферата, это понять  основы духовной  жизни  населения Древней Индии, через анализ литературы по данной теме.

 Задачи работы - узнать    основы духовной культуры Древней Индии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- Изучить теоретические аспекты духовной культуры Древней Индии.

- Подобрать методы исследования.

- Изучить основные религии и  философские взгляды.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы: анализ литературы, анализ ресурсов интернета.

Практическая значимость заключается в расширении личного кругозора.

Структура работы:

Работа будет состоять из трех глав, введения, заключения, списка используемой литературы.

В введении обоснована актуальность темы, определена цель и поставлены задачи исследования.

В первой главе рассматриваются обычаи, традиции, обряды Древней Индии.

Во второй   главе я перехожу к   краткому рассмотрению философии .

В третьей главе я рассматриваю основные формы религии существовавших в Древней Индии.

В заключении обобщены результаты работы в целом.

        

Глава первая: 

         1.1 Боги  Древней Индии

В основе религиозной системы Древней Индии лежит троица: Брахма, как создатель, Вишну, как хранитель и Кришна, как разрушитель.

Брахма в индуистской мифологии высшее божество, творец мира, открывающий триаду верховных богов индуизма.  В отличие от Вишну и Шивы, Брахма — наиболее абстрактное божество триады и меньше, чем они, вовлечено в сюжеты мифов. Брахма играет важную роль в основных системах индуистского умозрения[1].

Что касается бога Шива, то  он представляет собой не только доброго защитника, но и грозного бога, обитающего на полях сражений и у погребальных костров. Нередко его изображали с веревкой, на которую нанизаны черепа.

Вишну представляет собой  хранителя мироздания; величественный и одновременно ужасный, но менее грозный, чем Шива. Почитатели Вишну, считают его верховным богом.

Наравне с тремя богами троицы - Тримутри - стоит самостоятельно прекрасный бог воздуха Индра. Его культ, несомненно, древнейший и, вероятно, арабского происхождения, в настоящее время совершенно забыт,       зато возникло целые тысячи новых богов. И прежде всего Ганеша, сын Шивы (как бога вина Кираты) и горной богини Парвати. Это – курьезный  бог и истинный образчик того, во что вылилась в действительности брахманская религия[2].

Каждый город, каждое село, даже зачастую каждый дом имеют своего особого бога-покровителя и своего особого демона; обоим воздвигаются алтари и приносят жертвы. Но эти покровительствующие боги и богини совсем не любезного характера, а скорее злобного: их "покровительство" заключается в том, что временно умилостивленные молитвой или жертвой[1].

Из мифологии древний индии следуют вопрос о обрядах проводимых Древней Индии.

           1.2 Традиции, обряды, ритуалы Древней Индии.   

Глубокое уважение к традициям и беспрекословное следование им является одной из определяющих сторон индийского самосознания.

Все живое с давних времен является в Индии священным. Индиец не станет убивать ни животное, ни насекомое, не птицу. Это связано с тем, что индийцы верят в переселение душ (реинкорнация).

Традиции Древней Индии очень тесно связаны с религиозными писаниями существовавших в Древний Индии.

Что касается обрядов, то нельзя забывать о том, что в каждом районе Индии существовали свои божества и демоны, а, следовательно, существовали различные обряды, связанные сними.

Но так же существовали и общепринятые обряды - свод правил поведения, обязательных для каждого индийца, содержится в древнеиндийских трактатах - дхарма-шастрах. Ни один индус не может пренебречь выполнением важнейших обрядов, предписанных законами его касты.

В древний индии существовало множество ритуалов, которые сопровождали индийца на протяжении всей его жизни и даже после его смерти.

Говоря о ритуалах Древний Индии нельзя не сказать о танцах.

Танец это часть жизни каждого индийца, в каждом движение скрыт смысл. То же самое можно сказать и о татуировках. Это не просто нательный рисунок, а возможно и оберег или знак принадлежности к какой - либо социальной группе.

Ритуалы тесно связаны с религиозными учениями и каждый индиец выполнял их для того что бы облегчить себе жизнь до и после смерти[10].

         Глава вторая: Религиозные учения Древний Индии.

         Религия во многом определяет  духовный облик той или иной цивилизации. Ни в одной другой цивилизации религия не играла такой глубокой роли, как в Индии.

К началу  I тысячелетия до н.э. в Индии сложилась религия, получившая название ведизм (веда – знание). Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами. Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. Совокупность этих верований называют ведизмом. Особо почитаемой и, судя по языку, самой ранней из вед была Ригведа – «Веда гимнов». Центральную роль играло жертвоприношение, которое было способом общения людей с богами[3].

В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. В «Ригведе» не раз упоминается три высшие варны, и только в поздней, части (мандале) содержится легенда о происхождение всех четырех варн от первочеловека Пуруши[4].

Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики – прямой наследник ведической культуры.

Сословие жрецов занимало ведущие позиции: жрецы-брахманы приносили жертвы богам, совершали обряды, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания.    Формирование этой религии сопровождалось резким повышением статуса самих брахманов.

Брахманизм объявил страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений - лишь иллюзия. Единственно реальным остается существование мирового духа. Важнейшим ключевым элементом брахманизма, сохранившимся в индийской религии и философии, является сансара - теория перерождения; по этому учению со смертью человека его душа переселяется в новое существо (человека, животное, растение, Бога). Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы - кармы[5].

Индуизм, как целостное явление, может быть охарактеризован в противопоставлении к другим религиям: исламу, христианству или даже родственному ему по духу и культурной устремленности буддизму. Истоки индуизма прослеживаются в ведийских текстах. В то же самое время в индуизме устанавливается, не наблюдаемая в ведической мифологии, строгая иерархия богов: триединство главных божеств Брахмы, Вишну, Шивы[6].

Центральное место в индуизме занимает представление о трех фазах существования мира: творение, жизнь, гибель. Эти три фазы олицетворяют три божества: Брахма, Вишну, Шиву. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма[7].

Принципы индуизма в области общественных отношений сводились к следующему: общение должно быть ограничено своим социальным кругом - запрещены браки и совместное принятие пищи между членами разных каст, а также смена кастовой профессии. Забой животных, особенно коров, считалось страшным грехом.

Освященная религией индуизма кастовая система обеспечивала устойчивость общества, его способность противостоять любому чуждому влиянию, но она же, в конечном счете, придавала ему чрезвычайно консервативный характер. Индийцы считали, что индуистом нельзя стать, им можно только родиться; что Варна - социальная роль предопределена навсегда, и менять ее - это грех[6].

Самая ранняя из трёх мировых религий – буддизм, возник в период кризиса брахманизма и был первоначально реакцией на его замкнутую систему. Помимо этого буддизм впитал в себя понятийный аппарат брахманизма, его основные мировоззренческие положения, а также некоторые моменты джайнизма. Основатель буддизма – реальная историческая личность, принц Сиддхартха из рода Гаутама из племени Шакьямуни на Северо-Востоке Индии.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении – в буддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь, следуя определенным заповедям. Жизнь – страдание, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» – праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его личном ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны[9].  

Глава третья

3.1Философия Древний Индии

Индийская философия — одна из наиболее древних в мире: ее история исчисляется многими сотнями лет. Зарождение индийской философии относят обычно к Х—IX вв. до н. э. Исторически первые философские системы в Индии представлены различными материалистическими школами.

Как известно, весь ход экономического, политического и культурного развития древней Индии определялся существованием сложившегося на развалинах первобытно-родового строя классового общества с его кастовым строем.

Своеобразная история народов Индии, особенности ее социального устройства, нашедшие отражение в существовании каст, вызвали развитие философских и общественно-политических взглядов. Общественная и политическая жизнь Индии, а поэтому естественные и общественные науки в силу сложившихся исторических условий развивались сравнительно медленно. К тому же в Индии одна из форм родового политеизма, так называемое ведийское мировоззрение, с крушением родового строя частично сохранилась в философско-религиозных взглядах брахманистов, защищавших кастовое устройство общества и признававших древние веды священным писанием.

 Социальные группы, выступавшие против кастовости общества, боролись против кастовой идеологии и ее носителей. Особой остроты идеологическая борьба достигла к VI—V вв. до н. э. Таким образом, признание или непризнание вед священным писанием стало, в известной степени, пробным камнем для философских направлений Индии, а религиозные вопросы стали предметом рассмотрения почти всех философских школ.

Индийская философская традиция сформировала философско-этических понятия, которые позволяют составить общее представление о древнеиндийских философских учениях[9].

3.2 Джайнизм

Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам.   Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства. Цель учения джайнизма достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей.

Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи.

Это знание передается учителями, которые победили собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма[9].   

3.3 Йога

Йога — одна из шести основных признанных в Индии философских систем. Ее главная особенность заключается в том, что она предполагает постижение законов мироздания через личный опыт практикующего.

Фундамент древней йоги - Веды. Из всего их многообразия особый интерес с точки зрения йоги представляют так называемые Араньяки — тексты для отшельников, и Упанишады — первые толкования основных текстов Вед.

Согласно Патанджали, цель йоги — «устранение неконтролируемых колебаний сознания», иначе говоря, достижение полного контроля над работой сознания на всех его уровнях. Необходимый инструмент — следование 8 ступеням:

1. Яма   — универсальные этические нормы,

2. Нияма — нормы внутренней дисциплины,

3.Асана - позы йоги и физические аспекты практики.

4.Пранаяма - управление праной или, более узко, осознанное управление дыханием.

5.Пратьяхара - отвлечение чувств от внешних объектов.

6.Дхарана - сосредоточение, удержание сознания на выбранном объекте.

7.Дхьяна - медитация.

8.Самадхи - состояние «самоосознания»: слияние сознания, субъекта и объекта медитации.

 В древней Индии соблюдение ямы-ниямы считалось обязательным для представителей высших сословий, которые, собственно, и практиковали йогу. В сущности, первая и вторая ступени - это набор морально-этических норм, направленных на поддержание социального и внутреннего благополучия человека[1].   

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы я открыл для себя много нового и интересного о культуре Древней Индии.

Индийцы поразили меня количеством богов и демонов, жестокими обрядами, преданностью исполнению всех обрядов и традиций.

Обряды касаются даже принятия малейших решений, не говоря уже о свадьбе или о рождении ребенка.

Несмотря на развитие Индии в экономическом и информационном плане, ее духовная культура остается прежней и завораживающей все больше и больше.

Ни одна сфера человеческой жизни не обходилась без внимания религии.

Индийцы поклонялись природе, считали ее проявлением божества. Духовная культура древней индии самобытна и не изменяется на протяжении многих веков.

Философия Древней Индии строилась на жесткой иерархии по классовому делению, что и отразилось в основных философских ценностях.

Подводя итоги работы я пришел к следующему выводу- Древняя Индия, как и большинство древних цивилизации связывало свою политику, экономику, искусство и многие другие сферы общественной жизни с миром непостижимого, необъяснимого своего мировоззрения, которое основывалось на религиозных писаниях.

        

БИБЛИОГРАФИЯ

1) Г.Г. Эверс « Религия древней индии »:  Электроная книга

 Интернет ресурс: доступ http://www.sikhism.ru/indiya/bogi-indii.html

2) Г.В. Драч « Учебный курс по культурологии для учащихся высших и средних учебных заведений » – Ростов-На-Дону: Изд - тво Феникс, 1999. С. 111

3)  Ильина Е.А. «Культурология: конспект лекций» – М.: МИЭМП,2005.С.165

4) В.И. Кузищина « История Древнего Востока »–М.: Высшая школа, 2003.С. 463

5) А.А. Вигасин « История и культура Древней Индии »: Тексты  – М.: Изд-во МГУ, 1990.С.352

7) Е. Я. Букина « Культурология: теория и история культуры »: учебник– Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010

8) Н.В. Мотрошилова «История философии: Запад — Россия — Восток». В 4 КН. — М, 1995. Ч. 1. С. 442

9) В.И.Кальянов « ДРЕВНЯЯ ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ». М, Изд-во иностранной литературы. 1954. »:  Электронная книга .Интернет ресурс: доступ http://philosophy.ru/library/asiatica/indica/edu/01/00.html

10) С. Д. Артамонов, Литература древнего мира: Кн. для учащихся ст. классов. -  М.: Просвещение, 1988. -256 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14379. Градуировка термопары медь-константан по реперным точкам и определение коэффициента термоЭДС для данного спая двух металлов 104.5 KB
  Градуировка термопары медьконстантан по реперным точкам и определение коэффициента термоЭДС для данного спая двух металлов Лабораторная работа №14 1. Цели и задачи: В данной работе необходимо проградуировать термопару медьконстантан по реперным точкам опреде
14380. Определение емкостей конденсаторов и ЭДС гальванических элементов при помощи гальванометра 228.5 KB
  Определение емкостей конденсаторов и ЭДС гальванических элементов при помощи гальванометра Лабораторная работа №33 1. Цели и задачи: необходимо проградуировать баллистический гальванометр и определить емкости конденсаторов а также ёмкостей конденсаторов ...
14381. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРОНОВ В ВАКУУМЕ. ЗАКОН СТЕПЕНИ ТРЕХ ВТОРЫХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ЗАРЯДА ЭЛЕКТРОНА 612.5 KB
  Лабораторная работа 34 ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРОНОВ В ВАКУУМЕ. ЗАКОН СТЕПЕНИ ТРЕХ ВТОРЫХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ЗАРЯДА ЭЛЕКТРОНА Физическое обоснование эксперимента Ток в проводниках во многих случаях подчиняется закону Ома...
14382. Проверка основного закона динамики для вращающихся тел 149 KB
  Лабораторная работа №3 Проверка основного закона динамики для вращающихся тел. Цель: Подтвердить что при неизменном моменте инерции системы угловое ускорение пропорционально моменту действующей силы и что при постоянном моменте силы действующей на тело угловое ус...
14383. Измерение чувствительности и внутреннего сопротивления стрелочного гальванометра. Шунты и добавочные сопротивления 141.5 KB
  Лабораторная работа № 32 по теме: €œИзмерение чувствительности и внутреннего сопротивления стрелочного гальванометра. Шунты и добавочные сопротивления€. Цель работы: I Определение внутреннего сопротивления гальванометра и его чувствительности по току и по напряж...
14384. Изучение свойств индуцированного излучения оптического квантового генератора 38.5 KB
  Работа №74.2 Изучение свойств индуцированного излучения оптического квантового генератора. Цель: Определить длину волны лазерного излучения и измерить угловую расходимость лазерного луча. Оборудование: Лазер на оптической скамье дифракционная решетка шка
14385. Дифракционная решетка 39.5 KB
  Работа №71.2 Дифракционная решетка Цель работы: Определить длины волн нескольких линий ртутного спектра с помощью дифракционной решетки. Оборудование: Ртутная лампа ПРК2 спектрогониометр дифракционная решетка. Порядок выполнения работы 1 Проверил з
14386. Определение емкостей конденсаторов и ЭДС гальванических элементов при помощи баллистического галванометра 49 KB
  Работа №33 Определение емкостей конденсаторов и ЭДС гальванических элементов при помощи баллистического галванометра. Цель: Измерить емкости конденсаторов и ЭДС гальванических элементов при помощи баллистического гальванометра. Оборудование: баллистический га
14387. Измерение сопротивления с помощью моста постоянного тока. Определение удельного сопротивления проводников 49 KB
  Работа №31 Измерение сопротивления с помощью моста постоянного тока. Определение удельного сопротивления проводников. Цель: Измерить сопротивление провдников с помощью моста постоянного тока. Определить удельное сопротивление проводника. Оборудование: 3 иссле