98374

ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Реферат

Логика и философия

В современном мире существует множество различных понятий, направлений, в которых разобраться порой бывает очень сложно. И тем более понять, что из этого истинно, а что ложно. Иногда люди сами того не зная проповедуют ложное, выдавая это ложное за истинное. Или специально вводят других людей в заблуждение.

Русский

2015-11-02

69 KB

3 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

(тема реферата)

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель: профессор         ___________ Быстрова А.Н.

     (подпись)

______________

(дата проверки)

Разработал: cтудент гр. У-213

___________ Кудрявцева Т. Д.

       (подпись)

               ______________

 (дата сдачи на проверку)

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ………………............4

  1.  Адекватность и неадекватность отражения……………...........4

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТИВНОСТЬ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТИНЫ………..4

ГЛАВА 3. АБСОЛЮТНОСТЬ И ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ИСТИНЫ............6

ГЛАВА 4. ПРАКТИКА, КАК КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ……………………….7

ГЛАВА 5. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАБЛУЖДЕНИЙ…………….8

ГЛАВА 6. ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЙ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ИСТИН…………………………………………………………………………..9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..11

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..12

Введение

   В современном мире существует множество различных понятий, направлений, в которых разобраться порой бывает очень сложно. И тем более понять, что из этого истинно, а что ложно. Иногда люди сами того не зная проповедуют ложное, выдавая это ложное за истинное. Или специально вводят других людей в заблуждение. Поэтому очень важно знать, что же на самом деле является истиной, а что заблуждением. Целью реферата является рассмотреть, что думают об этом вопросе разные авторы и сделать последующие выводы.  

Понятие истины и заблуждения

  Истина – отражение действительности, которое соответствует реальности. Истинное знание соответствует действительности, а ложное не соответствует ей. Например, истинным знанием является теория о структуре атома, взаимодействие ядра и электронов. А ложными знаниями является, например, учения о неделимости атома. [2,124] То есть, если между действительностью и суждением нет согласия, то суждение является ложным. Всякая истина ложна за границами отношения, которое она отражает. Следовательно, истина не абстрактна, она конкретна.

  Ложь противостоит истине. Ложь – искажение действительности. Существует два вида ложного: преднамеренная ложь и заблуждение. Когда человек осознает, что его суждения не соответствуют действительности – это преднамеренная ложь. Заблуждение – это суждение или совокупность суждений, которые человек принимает за истину. То есть, заблуждение – это ошибка в отражении предмета. [3, 8]

Адекватность и неадекватность отражения

  Адекватность – соответствие отражения воздействию. Несоответствие воздействию – неадекватность. [3, 14]

  Истина – вид правильного, а правильное – вид адекватного отражения. [3, 15] Понятия объединяются в суждения, а суждения в свою очередь образуют знание. Таким образом, понятие может быть или истинным, или ложным. Следовательно, истина существует в формах знания – в понятиях, суждениях, науках.

Объективность и субъективность истины

  Истина возникает в процессе познания. И в этом смысле любая истина субъективна, то есть она существует в сознании того, кто познает окружающий мир. Но это не значит, что истина вообще субъективна. Она субъективна только в определенных границах. Субъективность истины и субъективизм – две разные вещи. Субъективизм – это искажение действительности. Истинность знания заключается в правильности воспроизведения реальности в сознании. [3, 22]

  Истина, как правильное отражение предмета, не зависит от субъекта. Таким образом, истина лишь отражает окружающий мир, который существует независимо от субъекта. И если субъект сочтет суждение, которое на самом деле является истинным, ложным, то это суждение не превратится в ложное. [3, 24]

  Итак, объективность истины заключается в том, что она отражает действительность внешнего мира независимо от человека. Например, законы, которые отражают связи в самой природе. В истине отражаются существующие явления.

  Материалисты признают объективную истину, а идеалисты отрицают ее. Идеалисты считают, что знание не может отражать объективный мир, так как он сам является продуктом сознания, то есть они говорят о субъективности истины. [2, 124]

  Существует такое направление, как конвенциализм. Конвенциалисты считают, что истина – результат соглашения между людьми. Прагматисты же считают, что истинно то, что полезно. Но полезность не обязательно обозначает истинность, так как полезностью для разных групп людей могут являться и ложные идеи. [2, 125]

  Современные философы – идеалисты считают, что истинность знаний состоит в границах научной системы. Коршунов говорит о том, что истинность состоит не в соотношении научных положений к чувственным данным, а что «истина – есть исторически определенная форма адекватного отражения, определяемая уровнем развития практики, а также характером общественных отношений». Истина имеет научный характер, если она возникает в научном знании. И тогда истина отражает объект системно и каждая составляющая истины воспроизводит определенную сторону этого объекта. [2, 126]

Абсолютность и относительность истины

  В каждый момент времени наши знания об окружающем мире неполны и относительны. Полное знание о действительности невозможно, так как это процесс бесконечного познания мира. Познание с этой стороны абсолютно и не имеет границ. Метафизическое мышление противопоставляет абсолютность и относительность как несовместимые. Существует два принципа: принцип релятивизма и принцип догматизма.

  Принцип релятивизма гласит о том, что нет ничего абсолютного, все относительно. Принцип же догматизма говорит о том, что нет ничего относительного, все абсолютно. [3, 48]

  Но любое научное знание и абсолютно, так как объективно отражает реальность, и относительно в силу того, что любое знание развивается и делает новые открытия в познании. Связями истины с другими истинами определяется ее глубина. Именно этими связями определяется конкретность истины. [3, 49]

  Абсолютная истина не может быть опровергнута никогда. В любое время истина будет абсолютной истиной. Например, абсолютной истиной является тот факт, что все люди смертны.

  Относительные истины – это истины, которые приближенно отражают мир, и которые по мере развития знания уточняются, так как в них изначально есть доля заблуждения. [2, 130]

  Коршунов отмечает, что любое знание может быть истинно только в конкретных пределах. А заблуждение – это специфическая форма отражения мира. «Любая истина, даже относительная, адекватно и объективно отражает окружающий мир» - говорит автор. Также, он считает, что относительность истины, означает, что человек не полностью отражает окружающий мир. [2, 131]

  Диалектика познания, говорит Коршунов, и состоит в том, что объективная истина является и относительной и абсолютной. Опираясь на это, автор делает вывод о том, что абсолютная истина состоит из относительных истин. [2, 132]

  Любой истине свойственно изменение. Истина познается в том случае, если известно ее развитие, становление. [3, 49]

  Селиванов говорит о том, что нужно уметь различать вероятное и достоверное. Вероятное – предположительное знание, и нет необходимых оснований, чтобы понять истинно это знание или ложно. Вероятное знание всегда нужно проверять. И это знание будет являться либо истиной, либо ложью. Достоверное же знание соответствует действительности. [3, 50]

  Истина вечна в плане того, что она отражает действительность, но она и временна, так как знание об истине развивается и то, что было верно, может больше не быть истинным. Следовательно, истина может устареть.

Практика, как критерий истины

   Практика – критерий истины. Человек не сможет выполнять какую – либо деятельность с успехом, если он неправильно познает мир. Практика позволяет понять истинно знание или ложно, потому что люди сравнивают в деятельности идеи и понятия того мира, который они отражают. [2, 127]

  Ядро практики – труд по созданию материальных благ. Практика – основа и критерий знаний. По мнению Селиванова, «вся человеческая практика должна войти в полное определение предмета как критерий истины и определить связи предмета с тем, что нужно человеку». [3, 37]

  Практика и познание совершенствуются и влияют друг на друга. Некоторые идеи, которые не всегда можно проверить на истинность практикой, проверяются опосредованно. Селиванов приводит пример: когда выводишь теорему из аксиом, которые уже проверены практикой, можно быть уверенным в ее истинности, если действуешь в соответствии с логическими нормами. А логические нормы выработаны практикой. [3, 37]

  Аверьянов говорит, что познание и практика имеют свои границы, а вне этих границ они тождественны. Познание включает формы, виды и способы нахождения человеком новых свойств и связей систем реальности, и в том числе практику. Познание – это когда человек получает все больше и больше информации о мире и о себе. Познание может происходить путем наблюдения или эксперимента. Наблюдение является критерием объективности познания. Практика – деятельность человека, в результате которой преобразуются материальные объекты. А практическая деятельность – материализация знаний. [1, 213]

Причины возникновения заблуждений

  Чтобы найти причину возникновения заблуждений нужно проследить, какой фактор повлиял на процесс мышления. Гносеологические корни заблуждений – особенности познания, которые рождают заблуждения.

  Противоречие чувственного и рационального познания разрешается в процессе познания. При пользовании чувственной информации следует помнить, что мы чувствуем не все существующее. В рациональном познании тоже есть заблуждения. [3, 78] В этом познании не обойтись без абстракции. Абстракция – процесс познания, который заключается в мысленном отбрасывании свойств, связей, которые мешают рассмотрению объекта в нужном виде. Теорий и понятий нет без абстракций. Но и мыслить только абстрактно нельзя, так как это одностороннее мышление, не учитывающее другие стороны объекта. [3, 80] Без абстракций нет понятия, но и абстракция отражение одностороннее, то есть мы можем «потерять» некоторые стороны объекта.

  Ошибочные идеи рождаются по разным причинам, например, в ситуации, когда что-то признается лишь потому, что это соответствует идеям класса. Следовательно, заблуждение рождается в результате ограниченности, односторонности знания о предмете и при неприменении логики при поиске истины. Причина заблуждений таится в бытии людей. Так как мыслит человек, у которого есть определенные чувства, мысли, который живет в своем времени. [3, 83]

Опровержение заблуждений и доказательство истин

  Заблуждение возникает, когда допускается ошибка в процессе мышления или потому что в основе лежали неверные данные. Истинными же выводы являются, когда в основе лежат истинные данные и верная связь между ними. Логическая ошибка – неверный процесс рассуждения. [3, 84]

  Исходя из объективности истины можно сделать вывод о том, что доказать можно то, что является истиной. Процесс доказательства заключается в том, что не мысль становится истиной, а обнаруживается истинность мысли.

  Если исходные данные истинны, а в процессе рассуждения были допущены логические ошибки, то и вывод будет ложным. Может быть, что логические ошибки в процессе рассуждения не были совершены, но исходные данные были ложными, следовательно, и вывод будет ложным. А может быть, что и данные и процесс были истинны, но выводы сделаны ложные. В процессе доказательства истинности суждения происходит и логическое обоснование истинности с помощью других аргументов. [3, 85]

  Доказательства по своему строению делятся на прямые и косвенные. Прямые доказательства заключаются в том, из истинности доводов прямо выводится истинность тезиса. В косвенном доказательстве предполагается, что антитезис является истиной, выводятся следствия, которые впоследствии противоречат уже известным теоремам и тогда тезис является истиной. [3, 86]

  Видом обоснования является опровержение. Опровержение – обоснование ложности какого-либо суждения. Они могут быть опровергнуты разными способами. Например, приведение фактов, которые исключают истинность данного суждения. Или доказывают истинность такого суждения, которое логически отрицает данное суждение. Применяют разные способы и приемы при опровержениях. В дискуссии нужно сначала понять, что утверждает партнер. Если вы опровергаете не то суждение, о котором говорит спорящий с вами, то его суждения остаются неопровергнутыми. [3, 89]

Заключение

  Я считаю, что проблема истины и заблуждения в познании всегда будет являться актуальной. В наш век открытий не всегда можно понять, что является истиной, а что ложью. Человек, сделавший неверные выводы или выдвинув суждения на основе неистинных данных о явлении, будет вводить в заблуждение не только себя, но и других людей. Следовательно, очень важно знать, что же является истиной, а что заблуждением. Знать что такое логическая ошибка в рассуждении, и как рождаются заблуждения, то есть что является их корнями. А также как осуществляется доказательство истин и опровержение заблуждений.

Библиография

  1.  Аверьянов А. Н. Системное познание мира. – М.: Политиздат, 1985.
  2.  Коршунов А. М. Познание и деятельность. – М.: Политиздат,1984.

        3.  Селиванов Ф. А. Истина и заблуждение. – М.: Политиздат, 1972.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68093. Культурное наследие 151.52 KB
  Беседа Какое время года Какой месяц Что вы знаете об этом месяце Последний месяц зимы самый короткий високосный 29 дней небо голубое увеличивается световой день в народе называют лютый бокогрей. Что следует делать если подарок сладости или фрукты а поблагодарить...
68094. Режим дня. Практична робота: організація куточка відпочинку в класі та вдома 37.5 KB
  Мета: вчити учнів розуміти роль розпорядку дня для збереження і зміцнення свого здоров’я; навчити дітей самостійно визначати в себе ознаки втоми; прищеплювати вміння організовувати свою працю і відпочинок правильно облаштовувати куточок відпочинку в класі та вдома.
68095. Мусор как проблема человечества. Борьба Домовёнка Кузи за чистоту родного города Днепропетровска 53 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с проблемой переработки мусора и ликвидации свалок бытовых отходов воспитывать бережное отношение к своей планете любовь к природе научить будущие поколения сортировать мусор и собирать бытовые отходы в раздельные баки для будущей переработки и получения...
68096. Квіти в нашому житті 137.5 KB
  Сьогодні на уроці про славні квіти ми поведемо розмову будемо вчитися вживати їх у мовленні удосконалювати наші читацькі та графічні вміння. Перевірка домашнього завдання формування компетентності уміння вчитися Та не можна йти в гості без подарунка.
68097. Головна перспектива України не в Європі і не в Росії, а в самій Україні 129.5 KB
  Мета: Розширити та поглиблювати знання дітей про Україну рідну Батьківщину та країни Європи. Обладнання: Клас прикрашений квітами парти розставлені відповідно для роботи учнів в групах командах на дошці написана тема заходу перед дітьми велика карта Європи на якій добре видно Україну.
68098. КВН для учащихся 6-х классов 67.5 KB
  Цель: Воспитывать любовь предмету. Развивать познавательные интересы. Совершенствовать умение работать в команде. Повторение и закрепление учебного материала. Участники игры: Ведущий (учитель географии). Две команды игроков (учащиеся 6-х классов). Жюри(3-5учеников старших классов).
68099. Урок - КВН в 6 классе 47 KB
  Каждая команда состоит из 5 человек. Задание для капитанов: Какое значение имеют план местности и географическая карта для человека его хозяйственной деятельности Команда Горизонталь Какой пролив имеет больше воды Гудзонов или Мексиканский Ваше мнение. Команда Параллель Три самолета одновременно...
68100. КВК «Розумники і розумниці» 48.5 KB
  Мета заходу: узагальнити і систематизувати знання і навички учнів з трудового навчання; розвивати логічне мислення, пам’ять; виховувати інтерес до різноманітних видів рукоділля та прикладного мистецтва. Оформлення залу: плакати з зображеннями людей різних професій, приказок про працю.
68101. ІСТОРИЧНИЙ КВК СТАРОДАВНІ ЄГИПЕТ ТА МЕЖИРІЧЧЯ 74.5 KB
  Її називали Першою серед найвродливіших і правила вона Єгиптом 22 роки. Його називали великим завойовником який здійснив 17 військових походів і розширив територію Єгипту у 3 рази завоювавши Сирію Палестину і Нубію. Рамзес ІІ Ця жінка з ніжними рисами обличчя з лебединою шиєю великими видовженими очима...