98374

ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Реферат

Логика и философия

В современном мире существует множество различных понятий, направлений, в которых разобраться порой бывает очень сложно. И тем более понять, что из этого истинно, а что ложно. Иногда люди сами того не зная проповедуют ложное, выдавая это ложное за истинное. Или специально вводят других людей в заблуждение.

Русский

2015-11-02

69 KB

2 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

(тема реферата)

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель: профессор         ___________ Быстрова А.Н.

     (подпись)

______________

(дата проверки)

Разработал: cтудент гр. У-213

___________ Кудрявцева Т. Д.

       (подпись)

               ______________

 (дата сдачи на проверку)

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ………………............4

  1.  Адекватность и неадекватность отражения……………...........4

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТИВНОСТЬ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТИНЫ………..4

ГЛАВА 3. АБСОЛЮТНОСТЬ И ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ИСТИНЫ............6

ГЛАВА 4. ПРАКТИКА, КАК КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ……………………….7

ГЛАВА 5. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАБЛУЖДЕНИЙ…………….8

ГЛАВА 6. ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЙ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ИСТИН…………………………………………………………………………..9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..11

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..12

Введение

   В современном мире существует множество различных понятий, направлений, в которых разобраться порой бывает очень сложно. И тем более понять, что из этого истинно, а что ложно. Иногда люди сами того не зная проповедуют ложное, выдавая это ложное за истинное. Или специально вводят других людей в заблуждение. Поэтому очень важно знать, что же на самом деле является истиной, а что заблуждением. Целью реферата является рассмотреть, что думают об этом вопросе разные авторы и сделать последующие выводы.  

Понятие истины и заблуждения

  Истина – отражение действительности, которое соответствует реальности. Истинное знание соответствует действительности, а ложное не соответствует ей. Например, истинным знанием является теория о структуре атома, взаимодействие ядра и электронов. А ложными знаниями является, например, учения о неделимости атома. [2,124] То есть, если между действительностью и суждением нет согласия, то суждение является ложным. Всякая истина ложна за границами отношения, которое она отражает. Следовательно, истина не абстрактна, она конкретна.

  Ложь противостоит истине. Ложь – искажение действительности. Существует два вида ложного: преднамеренная ложь и заблуждение. Когда человек осознает, что его суждения не соответствуют действительности – это преднамеренная ложь. Заблуждение – это суждение или совокупность суждений, которые человек принимает за истину. То есть, заблуждение – это ошибка в отражении предмета. [3, 8]

Адекватность и неадекватность отражения

  Адекватность – соответствие отражения воздействию. Несоответствие воздействию – неадекватность. [3, 14]

  Истина – вид правильного, а правильное – вид адекватного отражения. [3, 15] Понятия объединяются в суждения, а суждения в свою очередь образуют знание. Таким образом, понятие может быть или истинным, или ложным. Следовательно, истина существует в формах знания – в понятиях, суждениях, науках.

Объективность и субъективность истины

  Истина возникает в процессе познания. И в этом смысле любая истина субъективна, то есть она существует в сознании того, кто познает окружающий мир. Но это не значит, что истина вообще субъективна. Она субъективна только в определенных границах. Субъективность истины и субъективизм – две разные вещи. Субъективизм – это искажение действительности. Истинность знания заключается в правильности воспроизведения реальности в сознании. [3, 22]

  Истина, как правильное отражение предмета, не зависит от субъекта. Таким образом, истина лишь отражает окружающий мир, который существует независимо от субъекта. И если субъект сочтет суждение, которое на самом деле является истинным, ложным, то это суждение не превратится в ложное. [3, 24]

  Итак, объективность истины заключается в том, что она отражает действительность внешнего мира независимо от человека. Например, законы, которые отражают связи в самой природе. В истине отражаются существующие явления.

  Материалисты признают объективную истину, а идеалисты отрицают ее. Идеалисты считают, что знание не может отражать объективный мир, так как он сам является продуктом сознания, то есть они говорят о субъективности истины. [2, 124]

  Существует такое направление, как конвенциализм. Конвенциалисты считают, что истина – результат соглашения между людьми. Прагматисты же считают, что истинно то, что полезно. Но полезность не обязательно обозначает истинность, так как полезностью для разных групп людей могут являться и ложные идеи. [2, 125]

  Современные философы – идеалисты считают, что истинность знаний состоит в границах научной системы. Коршунов говорит о том, что истинность состоит не в соотношении научных положений к чувственным данным, а что «истина – есть исторически определенная форма адекватного отражения, определяемая уровнем развития практики, а также характером общественных отношений». Истина имеет научный характер, если она возникает в научном знании. И тогда истина отражает объект системно и каждая составляющая истины воспроизводит определенную сторону этого объекта. [2, 126]

Абсолютность и относительность истины

  В каждый момент времени наши знания об окружающем мире неполны и относительны. Полное знание о действительности невозможно, так как это процесс бесконечного познания мира. Познание с этой стороны абсолютно и не имеет границ. Метафизическое мышление противопоставляет абсолютность и относительность как несовместимые. Существует два принципа: принцип релятивизма и принцип догматизма.

  Принцип релятивизма гласит о том, что нет ничего абсолютного, все относительно. Принцип же догматизма говорит о том, что нет ничего относительного, все абсолютно. [3, 48]

  Но любое научное знание и абсолютно, так как объективно отражает реальность, и относительно в силу того, что любое знание развивается и делает новые открытия в познании. Связями истины с другими истинами определяется ее глубина. Именно этими связями определяется конкретность истины. [3, 49]

  Абсолютная истина не может быть опровергнута никогда. В любое время истина будет абсолютной истиной. Например, абсолютной истиной является тот факт, что все люди смертны.

  Относительные истины – это истины, которые приближенно отражают мир, и которые по мере развития знания уточняются, так как в них изначально есть доля заблуждения. [2, 130]

  Коршунов отмечает, что любое знание может быть истинно только в конкретных пределах. А заблуждение – это специфическая форма отражения мира. «Любая истина, даже относительная, адекватно и объективно отражает окружающий мир» - говорит автор. Также, он считает, что относительность истины, означает, что человек не полностью отражает окружающий мир. [2, 131]

  Диалектика познания, говорит Коршунов, и состоит в том, что объективная истина является и относительной и абсолютной. Опираясь на это, автор делает вывод о том, что абсолютная истина состоит из относительных истин. [2, 132]

  Любой истине свойственно изменение. Истина познается в том случае, если известно ее развитие, становление. [3, 49]

  Селиванов говорит о том, что нужно уметь различать вероятное и достоверное. Вероятное – предположительное знание, и нет необходимых оснований, чтобы понять истинно это знание или ложно. Вероятное знание всегда нужно проверять. И это знание будет являться либо истиной, либо ложью. Достоверное же знание соответствует действительности. [3, 50]

  Истина вечна в плане того, что она отражает действительность, но она и временна, так как знание об истине развивается и то, что было верно, может больше не быть истинным. Следовательно, истина может устареть.

Практика, как критерий истины

   Практика – критерий истины. Человек не сможет выполнять какую – либо деятельность с успехом, если он неправильно познает мир. Практика позволяет понять истинно знание или ложно, потому что люди сравнивают в деятельности идеи и понятия того мира, который они отражают. [2, 127]

  Ядро практики – труд по созданию материальных благ. Практика – основа и критерий знаний. По мнению Селиванова, «вся человеческая практика должна войти в полное определение предмета как критерий истины и определить связи предмета с тем, что нужно человеку». [3, 37]

  Практика и познание совершенствуются и влияют друг на друга. Некоторые идеи, которые не всегда можно проверить на истинность практикой, проверяются опосредованно. Селиванов приводит пример: когда выводишь теорему из аксиом, которые уже проверены практикой, можно быть уверенным в ее истинности, если действуешь в соответствии с логическими нормами. А логические нормы выработаны практикой. [3, 37]

  Аверьянов говорит, что познание и практика имеют свои границы, а вне этих границ они тождественны. Познание включает формы, виды и способы нахождения человеком новых свойств и связей систем реальности, и в том числе практику. Познание – это когда человек получает все больше и больше информации о мире и о себе. Познание может происходить путем наблюдения или эксперимента. Наблюдение является критерием объективности познания. Практика – деятельность человека, в результате которой преобразуются материальные объекты. А практическая деятельность – материализация знаний. [1, 213]

Причины возникновения заблуждений

  Чтобы найти причину возникновения заблуждений нужно проследить, какой фактор повлиял на процесс мышления. Гносеологические корни заблуждений – особенности познания, которые рождают заблуждения.

  Противоречие чувственного и рационального познания разрешается в процессе познания. При пользовании чувственной информации следует помнить, что мы чувствуем не все существующее. В рациональном познании тоже есть заблуждения. [3, 78] В этом познании не обойтись без абстракции. Абстракция – процесс познания, который заключается в мысленном отбрасывании свойств, связей, которые мешают рассмотрению объекта в нужном виде. Теорий и понятий нет без абстракций. Но и мыслить только абстрактно нельзя, так как это одностороннее мышление, не учитывающее другие стороны объекта. [3, 80] Без абстракций нет понятия, но и абстракция отражение одностороннее, то есть мы можем «потерять» некоторые стороны объекта.

  Ошибочные идеи рождаются по разным причинам, например, в ситуации, когда что-то признается лишь потому, что это соответствует идеям класса. Следовательно, заблуждение рождается в результате ограниченности, односторонности знания о предмете и при неприменении логики при поиске истины. Причина заблуждений таится в бытии людей. Так как мыслит человек, у которого есть определенные чувства, мысли, который живет в своем времени. [3, 83]

Опровержение заблуждений и доказательство истин

  Заблуждение возникает, когда допускается ошибка в процессе мышления или потому что в основе лежали неверные данные. Истинными же выводы являются, когда в основе лежат истинные данные и верная связь между ними. Логическая ошибка – неверный процесс рассуждения. [3, 84]

  Исходя из объективности истины можно сделать вывод о том, что доказать можно то, что является истиной. Процесс доказательства заключается в том, что не мысль становится истиной, а обнаруживается истинность мысли.

  Если исходные данные истинны, а в процессе рассуждения были допущены логические ошибки, то и вывод будет ложным. Может быть, что логические ошибки в процессе рассуждения не были совершены, но исходные данные были ложными, следовательно, и вывод будет ложным. А может быть, что и данные и процесс были истинны, но выводы сделаны ложные. В процессе доказательства истинности суждения происходит и логическое обоснование истинности с помощью других аргументов. [3, 85]

  Доказательства по своему строению делятся на прямые и косвенные. Прямые доказательства заключаются в том, из истинности доводов прямо выводится истинность тезиса. В косвенном доказательстве предполагается, что антитезис является истиной, выводятся следствия, которые впоследствии противоречат уже известным теоремам и тогда тезис является истиной. [3, 86]

  Видом обоснования является опровержение. Опровержение – обоснование ложности какого-либо суждения. Они могут быть опровергнуты разными способами. Например, приведение фактов, которые исключают истинность данного суждения. Или доказывают истинность такого суждения, которое логически отрицает данное суждение. Применяют разные способы и приемы при опровержениях. В дискуссии нужно сначала понять, что утверждает партнер. Если вы опровергаете не то суждение, о котором говорит спорящий с вами, то его суждения остаются неопровергнутыми. [3, 89]

Заключение

  Я считаю, что проблема истины и заблуждения в познании всегда будет являться актуальной. В наш век открытий не всегда можно понять, что является истиной, а что ложью. Человек, сделавший неверные выводы или выдвинув суждения на основе неистинных данных о явлении, будет вводить в заблуждение не только себя, но и других людей. Следовательно, очень важно знать, что же является истиной, а что заблуждением. Знать что такое логическая ошибка в рассуждении, и как рождаются заблуждения, то есть что является их корнями. А также как осуществляется доказательство истин и опровержение заблуждений.

Библиография

  1.  Аверьянов А. Н. Системное познание мира. – М.: Политиздат, 1985.
  2.  Коршунов А. М. Познание и деятельность. – М.: Политиздат,1984.

        3.  Селиванов Ф. А. Истина и заблуждение. – М.: Политиздат, 1972.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47297. Расчет привода с червячным одноступенчатым редуктором электродвигателя марки 4А132S4 914.11 KB
  Технический уровень всех отраслей народного хозяйства в значительной мере определяется уровнем развития машиностроения. На основе развития машиностроения осуществляется комплексная механизация и автоматизация производственных процессов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте.
47298. Дизайн інтер’єру футбольного кафе «Сокер» Вул.Федорова7 44.8 MB
  3 Виникнення спорткафе та його значення в суспільстві. Футбольна тематика у створенні кафе. Вітчизняний і закордонний досвід у проектува нні футбольних кафе.
47299. Исследование института авторских прав в российском гражданском праве 97.32 KB
  Первооткрывателем в сфере авторского права стала Великобритания где в 1710 г. Однако практическая реализация указанных прав и обеспечение их эффективной охраны в некоторых случаях зависят от добросовестности лиц обладающих субъективными правами на произведения науки литературы и искусства. Систематизация законодательства об авторских и смежных правах и об интеллектуальной собственности в целом в том числе норм об обязательствах позволила исключить некоторые противоречия например между законодательством о произведениях и программах для...
47300. Электроснабжение района города и развивающегося промышленного предприятия 8.61 MB
  Проверка выбранных кабелей по потерям напряжения. Проверка кабелей 10 кВ по нагреву в послеаварийном режиме и допустимым потерям напряжения.3 Проверка кабелей 10 кВ по допустимым потерям напряжения. Проверка кабелей 10 кВ по нагреву в послеаварийном режиме и допустимым потерям напряжения.
47301. Контроль знаний и умений учащихся по математике в школе 390 KB
  Проблема контроля за учебной деятельностью учащихся не нова, и педагогический опыт накопленный в этой области богат и разносторонен. В этой работе систематизированы накопленные сведения по проблеме контроля знаний учащихся. Эта система сведений применена при изучении темы “Тела вращения”
47302. Качество напряжения на электроприемниках жилых и общественных зданий микрорайона 2.33 MB
  Объектом электроснабжения является район города, состоящий из двух микрорайонов и располагающийся в г. Казань. Все потребители электроэнергии в заданном районе условно можно разделить на две группы: жилые дома и общественно-коммунальные учреждения. В состав района входят электроприемники, относящиеся к I категории надежности электроснабжения. Это лифтовые установки, аварийное освещение и системы противопожарной безопасности в 25-этажных жилых домах.
47303. Теория и методика преподавания иностранных языков и культур 125.5 KB
  Методическое пособие по подготовке и защите выпускной квалификационной работы для студентов специальностей 031201. кандидат педагогических наук Челябинск 2008 НАЗНАЧЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ Одним из видов итоговой аттестации выпускника специальностей ТИМ и Перевод и переводоведение является защита выпускной квалификационной работы которая выполняется в форме дипломной работы. Написание дипломной работы имеет целью: систематизацию закрепление и расширение...
47304. Промышленное и гражданское строительство 404 KB
  Методические указания разработаны с учетом содержания учебного плана ГОУ ВПО ТюмГАСУ составленного на основании Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования требований кафедры СПОФ и смежных кафедр к содержанию и объему соответствующих разделов дипломного проекта для студентов очной и заочной форм обучения специальности 270102 Промышленное и гражданское строительство.3 Методика работы над дипломным проектом. 7 2 Разработка отдельных разделов дипломного проекта.2 Вариантное...