9838

Монголо-татарское вторжение на Руси. Социально-политические изменения в русских землях в период ордынского владычества

Реферат

История и СИД

Монголо-татарское вторжение на Руси. Социально-политические изменения в русских землях в период ордынского владычества. Древняя Русь в течение столетий противостояла набегам кочевников, но наиболее разорительным и губительным для русских земель стал...

Русский

2013-03-17

29.9 KB

133 чел.

Монголо-татарское вторжение на Руси. Социально-политические изменения в русских землях в период ордынского владычества.

Древняя Русь в течение столетий противостояла набегам кочевников, но наиболее разорительным и губительным для русских земель стало монголо-татарское нашествие в XIII веке. За 20 лет походов Чингисхан и его потомки покорили 720 различных племен и народов, многие из которых были уничтожены. Вторжение армии Батыя, внука Чингисхана, в 1237 и 1240 гг. привели к завоеванию сначала Северо-Восточной, а потом и Юго-Западной Руси.* Современники писали, что от ужасов татарского погрома «мог бы, прослезиться антихрист». Население Руси в канун нашествия превышало 12 млн. человек. Эта численность будет превышена только к концу XVIII столетия. Археологи насчитывают в домонгольской Руси до полутора тысяч укрепленных поселений, примерно треть которых являлась городами. После монголо-татарского разорения не сохранились даже названия многих городов, а плотность населения в Среднем Поднепровье была затем достигнута лишь в ХГХ веке.'

Описания русских книжников XIII века, свидетельствующие о беспощадности завоевателей и опустошении ими древнерусских княжеств, полностью подтверждаются свидетельствами западных миссионеров - очевидцев нашествия. Итальянский монах-францисканец Плано Карпини, проезжавший в 1242 г. Через русские земли, так записал о взятии Киева: «.. .когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей... этот город был большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни : едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве». Из всех древнерусских княжеств только Смоленское, Пинское, Витебское, Полоцкое и Новгородское не испытали чужеземного нашествия. Все остальные были раз громлены и опустошены монголо-татарами.

Весной 1241 г. монголо-татары устремились на Запад, чтобы распространить свою власть на всю Европу. Западная Европа, подобно Руси, переживала в то время феодальную раздробленность. Поодиночке в тот период ни одно государство не в состоянии было противостоять военному натиску монголов. Кочевники вторглись на территорию Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, дошли до Адриатического моря. Для Западной Европы наступил критический момент. Однако в конце 1242 г. Батый «повернул морды Своих коней на восток» и вывел свои поредевшие войска в низовья Волги. Здесь кочевники основали свое государство – Золотую орду. Батый не имел сил продолжать поход и держать в повиновении завоеванные страны, так как его войска были значительно ослаблены тем сопротивлением, какое оказала ему Русь. В этом ее огромная историческая заслуга перед европейской цивилизацией.

С 1243 г. Русь была превращена в улус Золотой Орды, обращена в бесправное, вассальное, полностью подвластное ей государство, связанное с Ордой данническими отношениями в фискальной и экономической области и полной политической зависимостью княжеской власти от власти ханов. Такое положение для Руси сохранялось в течение 240 лет.

Вопрос о степени влияния монголо-татарского нашествия и его последствий на русскую историю принадлежит к числу дискуссионных в исторической науке. Можно условно выделить несколько групп исследователей, каждая из которых по-своему подходит к решению этой проблемы.

К первой можно отнести тех, кто признает очень значительное и преимущественно позитивное воздействие завоевателей на развитие Руси. Оно выразилось в том, что иноземное нашествие способствовало созданию единого Русского государства. Основоположниками такой точки зрения были Н.М.Карамзин, Н.Ш. Состомаров, Ф.ИЛеонгович. Н.М.Карамзин, осудивший ордынские насилия, разорительные походы монголо-татар, в то же время полагал, что ханы привели
русские земли к единодержавию. Отмечая пресечение политических свобод и
ожесточение нравов как результат монгольского гнета, он все-таки писал о том,
что своим величием Москва обязана ханам. Н.М.Костомаров подчеркивал роль
ханских ярлыков в укреплении власти московского великого князя внутри своего
государства.

Ошибочность подобных взглядов доказывается конкретными фактами, свидетельствующими, что ханы вовсе не способствовали объединению русских земель, разжигая раздоры между ними, и создание единого государства произошло не благодаря Орде, а вопреки ей.

Ошибочность историков, среди них – С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, С.Ф. Платонов, - оценивали воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь русского общества как незначительное. Они считали, что татарское иго ускорило од- , ни процессы, несколько задержало другие, но все они начались без влияния монголо-татар и продолжались независимо от них. Согласно этому подходу, татарское нашествие и его влияние были лишь одним из факторов в историческом процессе и при этом фактором не основным, не главным. Например, С.М.Соловьев, упомянув 6 зависимости русских князей от ханских ярлыков и сбора налогов, высказал мнение, что нет причины признавать влияние монголов на русскую внутреннюю администрацию, поскольку мы не видим никаких его следов.

Для третьей группы исследователей характерна «промежуточная» позиция,      <Ь при которой влияние завоевателей расценивается как заметное, исключительно негативное, ноне определяющее для развития страны. Такая точка зрения преобладает в советской и современной российской историографии, суть ее будет изложена ниже.

В 20-е годы XX века в трудах Н.С.Трубецкого, П.Н.Савицкого и других историков «белой эмиграции» зародилось еще одно направление научно-публицистической мысли, так называемое «евразийство». Оно придает исключительное для русского народа значение факту монголо-татарского нашествия. Согласно этому направлению, Московское государство развивалось под непосредственным влиянием монгольской культуры и государственности. Оно представляет собою особый культурный мир, объединяющий народы степных равнин Европы и Азии (Евразия), и является естественным наследником великой державы Чингисхана,. По мнению евразийцев, на Востоке - корни нашей культуры, нашей государственности.

Особую роль в пропаганде «евразийства» сыграли книги и статьи Л.Н.Гумилева. В них он выступил против евро-центристской «легенды» о монголо-татарском иге, об извечной вражде кочевников Степи с оседлыми земледельцами. Гумилев считал, что между ними не было непрерывной борьбы не на жизнь, а на смерть, а была система динамичных политических отношений. Разрушительные последствия похода Батыя, как считает Гумилев, сильно преувеличены, они ненамного уменьшили русский военный потенциал, при этом пострадало лишь несколько городов. Этот поход он называет обычным набегом, отрицая монгольское завоевание Руси. Гумилев полагает, что в XIII веке сложился союз русских княжеств и Орды, который принес им «вожделенный покой и твердый порядок». Более того, русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность.

Таким образом, евразийцы высказали принципиальное несогласие с традиционным научным взглядом. Однако очевидно, что в своих построениях они очень далеки от исторических фактов. Л.Н.Гумилев вообще отрицал летописи как исторический источник из-за их «антимонгольской направленности»».

Попытаемся разобраться в представленных точках зрения.

Накопленный к настоящему времени объем знаний об экономическом, социальном, политическом развитии русских земель XIII-XV веков, о русско-ордынских отношениях позволяет дать следующую оценку влияния завоевателей на различные стороны древнерусской цивилизации.

Евразийская схема, согласно которой Русь мирно существовала в рамках Золотой Орды, не имеет исторического обоснования. Господство Орды выражалось прежде всего в политической зависимости Руси от монгольских ханов. Великий хан Монголии и Китая считался сюзереном всех русских земель. Монголо-татары не устранили русских князей и не создали своей династии на Руси, однако положение русских князей существенно изменилось. Хотя продолжали действовать древнерусские юридические нормы наследования княжеств, князья должны были в Орде получать ханские утверждения на свои княжества — ярлыки. Регулярные приезды русских князей и их родственников по вызову ханов в Орду постепенно сложились в своеобразную вассальную повинность. За период с 1242 г. по 1430 г., т.е. за 188 лет князья 70 раз приезжали в Орду. Для большинства из них процедура посещения Орды происходила каждый второй год. Многие князья были во время этих приездов казнены, убиты, отравлены. Так, Михаил Черниговский, отказавшийся выполнить языческий обряд прохождения через огонь, поплатился за: это жизнью. Отец Александра Невского был отравлен в ордынской ставке. Современные авторы указывают на то, что «институт княжеских приездов» стал особой принудительной формой внешнеполитической зависимости Руси от Орды. При этом князья превращались в заложников, т.е. вещественных гарантов вассальной зависимости соответствующих княжеств от Орды и гарантов лояльности политики своих государств в отношении Орды. Аналогов такой практики в истории международных отношений не встречается ни в странах Европы, ни в государствах других континентов.

Раздавая русским князьям ярлыки на их княжения, ордынские правители стремились регулировать политические отношения между подвластными им землями. В основе ордынской политики было сталкивание княжений, создание политической напряженности в системе русских княжеств. Они перекраивали политическую карту Руси, препятствуя усилению того или иного князя. Так, хан Узбек, чтобы ослабить, нараставшее влияние великого князя Владимирского, разделил великое княжество Владимирское на две части. Опасаясь усиления Москвы, он же в 1341 г. отнял у московских князей Нижний Новгород и передал его суздальским князьям и т.д.

Зависимость Руси от Золотой Орды выражалась и в том, что все ее население было обложено тяжелой данью. Монголо-татары не осуществляли оккупации русских земель: им это было не по силам, и территория Руси была непригодной для хозяйственно-экономической деятельности кочевников-скотоводов. Русские земли им были нужны как постоянный источник дани. {Ежегодные платежи Орде назывались «выходом», или «ордынской данью». Принципиальным событием, устанавливающим порядок эксплуатации русских земель, явилась перепись всего населения в 1257 г., проводившаяся «численниками», присланными из Монголии. Для контроля над исполнением нового порядка была создана баскаческая система: система надзора за всем происходящим отрядами монголо-татарских наместников.

Вопрос о размерах «ордынской дани» в исторической литературе в полной
мере не разработан. В результате в трудах «евразийцев» можно встретить утверждения о том, что дань, наложенная Золотой Ордой на Русь, была невелика, и
русские жили при татарах столь же привольно, как и раньше.

Единицей обложения на Руси были «плуг», «дым», «двор». В сельских местностях на Руси монголо-татарская дань взималась с «сохи» (в ней считалось по два коня и два работника мужского пола), а также с «деревни» (примерно равнявшейся «сохе»). В городах к ним приравнивался «двор». С них уплачивалась дань в размере 1-2 рублей в год. В Пскове в XV веке на 1 рубль можно было купить до 250 пудов зерна. В те времена 1 рубль - это почти предел платы, которую мог получить работник за год. Следовательно, «ордынская дань» в размере 1-2 рублей в год практически не оставляла населению деревень и городов возможностей для нормальной жизни и расширения производства.2

По подсчетам Г.В.Вернадского, общая сумма дани, выплачивавшаяся Великим княжеством Владимирским в 1384 г., составляла 85 тыс. серебряных рублей, Рязанью - .10 тыс. рублей, Нижним Новгородом и Тверью - по 25 тыс. рублей. Общая сумма дани, исключая Великий Новгород, равнялась 145 тыс. рублей. Вдобавок к постоянным налогам ханы сохраняли за собой право на внеочередные платежи.

Сам размер дани никогда не был письменно зафиксирован и менялся в зависимости от численности населения Руси и реальной экономической и политической силы как русских князей, так и ордынских ханов в каждый данный исторический период.

Можно проследить две линии русской политики в отношении Золотой Орды. Первая - это линия систематического партизанского сопротивления и непрерывных «точечных» восстаний, которую проводили Андрей I Ярославич, Ярослав II Ярославич и др. Вторая -это линия полного беспрекословного подчинения Орде, которой придерживались Александр Невский и большинство других князей.

Александр Ярославич Невский (125,2-1263) считал нереальной военную и политическую борьбу с Ордой и особенно отрицательно относился к идее отказа от православия. В этом он находил поддержку Русской православной церкви. Этот прагматический подход в отношении Орды базировался на учете реальных условий, т.е. понимании того, что в ближайшее время Русь не может восстановить разрушенные ордынскими завоевателями производительные силы и военную мощь. Пример Александра Невского быстро нашел отклик у русских князей, которые вскоре стали даже соревноваться между собой в выражении преданности хану.

Проанализируем последствия, которые имело монголо-татарское нашествие для Руси и ее двухвековая зависимость от Золотой Орды.

Большинство историков едины во мнении, что татаро-монгольское господство над русскими землями существенно задержало их социально-экономическое, политическое и духовное развитие.

В результате завоевания Руси замедлилось развитие феодализма, в том числе процесс формирования вотчинной земельной собственности. Отрицательное воздействие монгольского завоевания на русскую национальную экономику выражалось в постоянном разорении территорий - городов, сел и деревень, систематическом' выкачивании из страны в виде дани значительных материальных средств. Такие старые центры русской цивилизации, как Киев, Чернигов, Переяславль, Рязань, Суздаль были полностью разрушены, а первые три из перечисленных потеряли свое былое значение на несколько столетий. Монгольская политика забирать искусных мастеров и квалифицированных ремесленников на службу к хану накладывала новое бремя даже на те города, которые не постигло разрушение. Это не могло не прервать развития производственных традиций. Исчезли целые ремесленные специальности. В Древней Руси знали, например, стеклоделие. В Московской Руси его возродили только в конце XVII века с помощью итальянских и немецких мастеров. Исчезло и русское искусство перегородчатой эмали, техника скани и чернения, глазированной полихромной керамики. Серьезной утратой было искусство резьбы по камню. Значительный регресс претерпели строительные ремесла. В первые 50 лет ордынского господства на Руси не было построено ни одного города. Американский исследователь Д.Миллер статистически обработал материал о каменном строительстве в русских городах и выяснил, что масштабы каменного строительства после монголо-татарского завоевания резко сократились. Они достигли домонгольского уровня только сто лет спустя после Батыева нашествия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80115. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА 35.5 KB
  Поэтому на построение системы финансового права группировку его норм формирование институтов оказывают влияние и потребности практики. Финансовое право как самостоятельная отрасль права выделяется в системе российского права в силу следующих обстоятельств. Предпосылки выделения отрасли права: наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании названной отрасли обусловленное особой значимостью финансов и финансовой системы для выполнения задач и функций государства.
80116. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВ 30.5 KB
  Однако этот термин не следует понимать буквально: в данном случае речь идет о правах особого содержания которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав которыми наделены субъекты других отраслей права например гражданского трудового а также и отдельных институтов финансового права. Эти особенности заключаются в том что бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями являются в значительной мере одновременно и обязанностями например право утверждать бюджет право распределять...
80117. СОДЕРЖАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 173 KB
  Сущность и функции муниципальных финансов Муниципальное хозяйство исторически выделилось из общей системы государственного хозяйства в связи с необходимостью решения локальных задач связанных с благоустройством населенных пунктов развитием социальной инфраструктуры и другими вопросами местного значения. Такое управление на муниципальном уровне осуществляемое в интересах местного населения получило название местного самоуправления МСУ. Статья 132 Конституции РФ и Федеральный закон Об общих принципах организации местного...
80118. СОСТАВ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ, ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ 69.5 KB
  Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются разграничиваются между бюджетами. Такая классификация имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета связи ее с экономикой страны.
80119. СТАДИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА 29 KB
  Затем составлением бюджета занимается Правительство РФ и соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Правительство РФ за десять месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета: доведению до представительных и исполнительных органов власти республик в составе РФ других субъектов Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах...
80120. СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ 31 KB
  Соответственно различают такие понятия как субъект права и субъект правоотношения. К числу субъектов права эти ученые относят лиц которые обладают правосубъектностью т. Некоторые ученые придерживаются мнения что понятие субъект права шире чем понятие субъект правоотношения . Ямпольская отмечала что субъектами права являются носители прав и обязанностей участвующие в правоотношении или могущие в нем участвовать т.
80121. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 86.5 KB
  Главное их назначение финансовое обеспечение эффективной реализации общих и частных государственных функций. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов государственных и муниципальных законодательных представительных и исполнительных органов власти. Рестрикционная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов.
80122. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ 67.5 KB
  В связи с этим прежде всего необходимо установить те явления социальной жизни анализ взаимосвязи с которыми позволит определить сущность финансового правоотношения. Отсюда сущность финансового правоотношения выводится из взаимосвязи с теми же явлениями что и сущность любого другого правоотношения. К числу таких явлений относятся: правовые нормы на базе которых возникают правоотношения государственная воля которой обусловлено правоотношение и т.
80123. СЧЕТНАЯ ПАЛАТА 37 KB
  Его деятельность регулируется Федеральным законом О Счетной палате Российской Федерации от 11 января 1995г. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются указанным выше Федеральным законом. Счетная палата РФ юридическое лицо состоит из Председателя назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет заместителей председателя назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет 12 аудиторов шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть Совет Федерации РФ а также из аппарата Счетной палаты инспекторов.