98380

Августин Блаженный. Проблема человека

Реферат

Логика и философия

Блаженный Августин может считаться истинным отцом западного христианства. В то время как на Востоке было множество крупных богословов, на Западе Августин не имел себе равных, и его учение доминировало над латинской богословской мыслью до возникновения средневекового схоластицизма.

Русский

2015-11-02

66.5 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

Августин Блаженный. Проблема человека

Реферат по дисциплине «Философия»

 

Руководитель:                                                                             Разработал:  

          профессор                                                                    студент гр.У-213

___________Быстрова А.Н                                                ________ Логачева И.Б

         (подпись)                                                                                                            (подпись)

_________                                                                              ____ __________

(дата проверки)                                                                                                              (дата сдачи на проверку)

Новосибирск 2012

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3                                                                       

1 Жизнь Августина Блаженного………………………………………4

2 Проблема человека глазами Августина Блаженного……………6

3 Августин об истоках греха………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………….11                                                                                                         Список литературы……………………………………………………..12                                                                                              



Введение

Творчество Августина Блаженного вызвало у меня особый интерес. Изучив некоторые факты из его биографии, я поняла, что творения Августина посвящены проблеме человека.

Вся жизнь св. Августина проходила на фоне катастрофических событий, террора, речь идет о Поздней империи – первом из тоталитарных государств современного типа. Его детство совпало с последним всплеском римской мощи. На зрелые годы пришлось падение крепостных стен Рима - 24 августа 410 г. - перед королем вестготов Аларихом.

Век св. Августина стал периодом демографического, социального, духовного и интеллектуального расцвета христианства, золотым веком отцов церкви - великих мыслителей, подаривших христианской литературе свои классические творения.

Блаженный Августин может считаться истинным отцом западного христианства. В то время как на Востоке было множество крупных богословов, на Западе Августин не имел себе равных, и его учение доминировало над латинской богословской мыслью до возникновения средневекового схоластицизма.
   Личность Августина чрезвычайно привлекательна своей искренностью, глубиной и живостью ума, а конкретность и непосредственность его интересов делают блаженного Августина не просто интересным, но и очень близким нам человеком.



1 Жизнь Августина Блаженного

Августин родился 13 ноября 354 года в городе Тагасте, в Северной Африке, Отец его был язычником, мать - святая Моника - глубоко религиозной христианкой. В 370 году  Августин поехал учиться риторике в столицу Африки Карфаген. Обучение велось на латинском и греческом языках, но за всё время Августин так и не выучил греческий язык, зато повысилась его профессиональная подготовка в области риторики. Он всегда осознавал язык как орудие творчества, для него язык как средство общения был искусством.

В девятнадцать лет Августин знакомится с манихейским учением. В Карфагене, космополитическом городе, где процветали разнообразнейшие секты и верования манихейство пользовалось значительной популярностью. Манихейское влияние навсегда оставило след в мысли блаженного Августина.

После получения образования, св. Августин начал преподавать риторику. В это время он жил с женщиной, которая была его подругой в течение многих лет. У них родился сын, Адеодатус, это был его единственный ребенок, и Августин в своих писаниях всегда говорит о нем с особенной нежностью.

В 383 году он переехал в Рим и прожил там некоторое время, занимаясь преподаванием риторики. Вскоре переехал оттуда в Милан, где епископом был великий Амвросий, который произвел неизгладимое впечатление на Августина и придал определенно христианское направление его духовному развитию.

Хочу сказать, что Августин обладал высоким философским складом ума и во всем старался докопаться до самого корня. Он искал разрешение проблемы сосуществования в этом мире добра и зла, хотя уже не занимался манихейством. Вслед за Платоном Августин поверил в монизм Добра, поэтому его следующим шагом на пути духовных исканий были платонизм и неоплатонизм. В них его привлекало опровержение всякого дуализма: Бог - един, и все, что с Ним связано, - есть добро. Онтологически зла не существует, оно есть лишь отклонение от добра, нечто вроде паразита или болезни. Но всё же Августин оставался приверженцем платонизма, он склонялся к вере его матери Моники, которая всегда оказывала очень сильное влияние на сына. Спустя некоторое время Августин сделался убежденным христианином, и от крещения его удерживало лишь сознание того, как крепко он еще привязан к соблазнам этого мира.

Окончательное обращение Августина в христианство необычайно трогательно и убедительно описано в книге VIII знаменитой «Исповеди». Это событие перевернуло всю жизнь Августина. В апреле 389 года крестился, в 391 году был рукоположен в пресвитера и всю остальную жизнь провел в африканском городе Гиппоне, епископом которого он сделался в 395 году. Он оставался епископом гиппонийским в продолжение 35 лет, до самой своей смерти. В этот период он написал много сочинений, а также принимал активное участие в церковной жизни. Он сделался незаменимым участником всех африканских соборов. Будучи богословом и ритором, Августин фактически возглавил церковную жизнь Африки. Его громадная популярность и влияние позволили ему внести большой вклад в законодательную деятельность африканской Церкви.

Блаженный Августин умер 28 августа 430 года во время осады Гиппона армией  готов.


2 Проблема человека глазами Августина Блаженного

     В  автобиографическом сочинении «Исповедь» Августин описывает свою жизнь в терминах мистического и духовного опыта, он говорит о том периоде своей жизни, когда, уже освободившись от манихейства, он еще не обратился в христианство: "Пытаясь вывести строй моей мысли из пучины, погружался вновь, и часто делая усилия, я погружался опять и опять". Эта книга есть сви-

детельство неукротимой силы его веры, внутренней честности, пылкости,    фантазии и свободы ума.

  Главной проблемой является проблема конкретного я, человека как невоспроизводимого индивида, как личности в ее отдельности и особенности. "Я сам, — говорит Августин, — стал для меня самого ощутимой проблемой, большим вопросом, я не осознаю всего, что я есть". Такими словами Августин даёт нам понять, что он стал наблюдателем своей жизни со стороны, но также он обращается и во внутренний мир нашей души, где только и следует искать истину. Он постоянно говорит о себе в своей "Исповеди", не утаивая ничего, рассказывает не только о родителях, родине, людях, ему дорогих, но обнажает душу свою во всех ее тончайших изгибах, велениях и интимных переживаниях.

  Например, «Что извлек я, несчастный, из того, вспоминая о чем, я сейчас краснею, особенно из того воровства, в котором мне было мило само воровство и ничто другое? ... И однако, насколько я помню мое тогдашнее состояние духа, я один не совершил бы его. Следовательно, я любил здесь ещё сообщество тех, с кем воровал…».
   Анализируя свою жизнь, св. Августин обнаруживает в глубине своего существа пустоту, отсутствие Бога у живущего во грехе. Вот как он об этом говорит: «…я смеялся над этими святыми слугами и пророками Твоими. К чему привел этот смех? Только к тому, что Ты насмеялся надо мной: постепенно и потихоньку меня довели до абсурдной веры, например, в то, что винная ягода, когда её срывают, и дерево, с которого она сорвана, плачут слезами, похожими на молоко».

   Автор неоднократно говорит о своих грехах, он действительно исповедуется перед Богом. Я поняла, что в этом и есть истинная ценность Исповеди, её надо изучать, перечитывать, отыскивая таким образом образец внутренней жизни, овладевая  искусством размышления, умением преобразовать самые скромные события в жертву хвалений.

Могу сказать, что исповедь – это выражение человеческих чувств, очищение души. Утверждение, что человек состоит из души и тела, непосредственно связано с идеей о двух уровнях познания. На одном уровне познание связано с телесными ощущениями: мы видим, слышим и т. д. и таким образом узнаем об изменчивых предметах. Такое знание нестабильно, непостоянно. Но существует, кроме того, познание души. Душа способна постигать неизменные, постоянные объекты. Душа бессмертна. Доказательства бессмертия души Августин углубляет и дополняет. Так, он исходит из самосознания простоты и духовности, из чего следует неразрушимость души. В другом месте он выводит бессмертие души из присутствия в ней вечной истины: "Если бы душа была смертной, то с ней умерла бы и Истина". Душа в отношении ко всему телесному обладает автономией и спонтанной активностью, поскольку вместе с разумом она оценивает и судит на основе тех критериев, в которых присутствует некий "плюс", относительно телесных объектов. Последние, как известно, текучи, изменчивы и несовершенны, между тем критерии оценки, которыми душа обладает, неизменны и совершенны. Это особенно убедительно, когда мы оцениваем чувственные объекты в свете математических, геометрических, эстетических концепций, или же когда судим о поступках в функции этических параметров.

    Августин Аврелий желает познать свою душу путем исповедования, что является главной целью его труда. Он говорил, что исповедуется в том, что о себе знает и в том, чего о себе не знает. Знание и познание возможно только благодаря Богу. Именно Он дает человеку постичь что-то.

    Для познания есть и другой путь, рациональный. Мы собираем воедино всевозможные обрывки информации из различных уголков памяти, а также отвлеченные знания о закономерностях, соотношениях, числах, в общем, о том, что не может быть непосредственно доставлено в память ни одним из органов чувств.

    Св. Августин говорил: «И мои душевные состояния хранит память, только не в том виде, в каком их когда-то переживала душа, а в другом, совсем разном, соответствующим силе памяти». Действительно воспоминания о переживаниях остаются, но они либо не вызывают прежних эмоций, либо эмоции не соответствуют переживаниям. Получается, что в памяти находятся все сведения, полученные человеком при изучении наук. «Все мои знания о грамматике, о диалектике, о разных видах вопросов живут в моей памяти, причем ею удержан не образ предмета, оставшегося во мне, а самый предмет. Это не отзвучало и не исчезло, как голос, оставивший в ушах свой след». Августин полагает, что мысли запрятаны в отдаленных пещерах памяти, и он не смог бы о них подумать, если бы кто-нибудь не побудил его откопать их. И когда он извлечет их, то должен свести их вместе, так в уме происходит процесс собирания, что Августин назвал «обдумыванием».

Вот, например, в памяти хранятся душевные состояния, но сохранить эти переживания, так как они были когда-то пережиты уже нельзя, это может быть печаль, которую потом мы переживаем более спокойно. «Память это как желудок души, а радость и печаль – это пища, сладкая и горькая: вверенные памяти, они как бы переплетены в желудок, где могут лежать, но  сохранить вкус не могут». Это все сила памяти, сила ума: мы вспоминаем то, что знали раньше, помнили в определенный период, в нужный момент эта информация вновь всплывает.

Так можно сказать, что Бог живет в памяти человека, потому что он его помнит: «Ты живешь в ней, потому что я помню Тебя с того дня, как узнал Тебя, и в ней нахожу Тебя, Тебя вспоминая».

      Знание здесь как припоминание, новое обретение вечных образов, которые уже заложены Богом в памяти человека. В памяти заключено все, абсолютно все, что только можно знать.

      Бог для Августина символ счастливой жизни, радости. «И настоящая счастливая жизнь в том, чтобы радоваться Тобой, от Тебя, ради Тебя: это настоящая счастливая жизнь, и другой нет».

3 Августин об истоках греха

   Прочитав «Исповедь», я заметила, что Августин чаще всего говорит о своих грехах, это и является проблемой каждого из нас. Причиной появления всех бед человека служит грех, совершенный ранее, в этом были убеждены многие язычники периода поздней античности.

   Считается, что при достижении взрослого возраста,  когда  человек  уже  располагает  свободной  волей, он способен к сознательному совершению греха. На это Августин  возражал,  грех  есть  не   только   результат   свободного   выбора:   он   является принадлежностью самой падшей природы человека. Если человек не с Христом, значит, он против  Христа.  А  как  можно  быть  против  Христа,  если  непосредством греха? Следовательно, некрещеные младенцы тоже  греховны.

     Августин  вслед за Апостолом  Павлом  настаивал,  что  часто  мы

делаем то, чего не желаем, или  же,  напротив,  желаем  того,  чего  не  в

состоянии сделать, а, следовательно, воля и поступки  не  связаны  друг  с

другом - мы грешим вопреки  своей  воле.      

    Вот как он описывает конфликты воли: "То был я, который хотел, я,  который  не  хотел:  то был именно я, который желал одержимо этого, отвергая безоглядно другое. Почему боролся я с самим собой, раздирая себя самого".

   Чаще такое состояние у человека бывает, когда перед ним стоит выбор. Это значит, что он является свободным. Выбор мы делаем благодаря воле, но в таком случае он может быть не рациональным, т.е. не имеющим разумного обоснования, ошибочных. В таком выборе и заключается грех.


Заключение.

     Итак, исповедь – это выражение своих чувств, душевного состояния, очищение души.  Исповедование осуществляется путем повиновения в своих грехах, которые являются проблемой человека. Читая «Исповедь», находишь в ней образцы себя, а также схожие психологические процессы, которые в большей или меньшей степени переживаем мы все, но не все одинаково грешны перед богом, для каждого человека это субъективно. Вот и автор рассмотренного мною произведения описывает проблему конкретного «я», являющейся для нас образцом, что поможет нам разобраться в себе и избавиться от грехов.

 


Список  литературы

  1.  Аврелий Августин. Исповедь – М., 1992 г.
  2.  Быстрова А.Н. Как написать реферат по философии/ методические указания.- Новосибирск, 2007 г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26334. Английское Возрождение 38.59 KB
  Культура Возрождения с её идейной основой философией и эстетикой гуманизма возникает прежде всего на итальянской почве. Неудивительно что влияние Италии можно заметить у всех английских писателей эпохи Возрождения. Широкий народный фон английского Возрождения его основное достоинство источник таких достижений XVI столетия как Утопия Томаса Мора и театр Шекспира. Вслед за официальной реформацией поднимается новая волна религиозного фанатизма движение пуритан враждебных жизнерадостному светскому духу Возрождения гуманистической...
26335. Исторические предпосылки и характерные черты эпохи Просвещения 18.1 KB
  Исторические предпосылки и характерные черты эпохи Просвещения. Исторические предпосылки: Характерные черты эпохи Просвещения: 18 век важный этап в эволюции западноевропейской культуры. Идеология Просвещения возникла в 17 веке ее родоначальником считается английский философ Д. Представители Просвещения в своих политических философских культурологических взглядах отстаивали могущество разума и свет знаний которые должны победить тьму невежества заблуждений и предрассудков.
26336. Развитие естественнонаучной мысли эпохи Просвещения 12.77 KB
  Развитие естественнонаучной мысли эпохи Просвещения. В истории философской мысли 18 век обычно характеризуется как век Просвещения. Оптимизм Просвещения выражает менталитет крепнувшей буржуазии не случайно родиной Просвещения стала Англия раньше других стран вставшая на путь капиталистического развития. Развитие Просвещения в философии тесно связано с социальнополитическими идеями становлением идеологии.
26337. Английское Просвещение 33.19 KB
  Для просветителей же XVIII в. Философия Основоположник свободомыслия XVIII в. В течение всего XVIII в. Признание ощущения источником нашей мысли великая идея получившая дальнейшее развитие в материализме XVIII в.
26338. Французское Просвещение 48.01 KB
  Жан Жак Руссо Новым этапом в развитии французского Просвещения XVIII в. была деятельность Жан Жака Руссо 1712 1778 идеолога революционной мелкой буржуазии. значительное влияние на якобинцев провозгласивших Руссо своим идейным предшественником. Пройдя суровую жизненную школу Руссо с детства видел страдания народа.
26339. Американское Просвещение 40.96 KB
  Крупнейшие представители американского Просвещения: Франклин Джефферсон Пэйн и другие являются вместе с тем активными революционными деятелями руководящими фигурами в современной им политической борьбе. Представителями радикального якобинского крыла в американском деизме были Томас Пэйн и Этан Аллен. Близкий к взглядам Аллена круг идей но в более развернутом виде содержит вышедшая десять лет спустя книга Пэйна Age of reason Век разума. Томас Пэйн 1737 1809 гг.
26340. Германское Просвещение 14.68 KB
  Предметом теоретической философии по Канту должно быть не изучение самих по себе вещей природы мира человека а исследование деятельности установление законов человеческого разума и его границ. он написал тезисы Воспитание человеческого рода главная идея которых единство человеческого рода его всеохватной целостности. Но высокая оценка христианской святости по его мнению не означала что духовная эволюция человеческого рода завершается именно этой религией. Таким образом Немецкое Просвещение рассматривало движение человека к...
26341. Предпосылки и начало промышленной революции в Англии. Её экономические и социальные результаты 24.26 KB
  Предпосылки и начало промышленной революции в Англии. в Англии раньше чем в других странах начался промышленный переворот. Несомненно важным фактором стимулировавшим промышленную революцию в Англии была иностранная конкуренция. Эти капиталы и явились важным источником индустриализации Англии именно они позволили Англии ранее других стран совершить промышленную революцию.
26342. Внутренняя и внешняя политика Англии в XVIII в. Виги и тори 25.82 KB
  Внутренняя и внешняя политика Англии в XVIII в. Внешняя политика: В XVIII веке Англия после двух революций окончательно сформировавшая свой политический строй ведет планомерную политику расширения торговли и колоний. Это была политика найма друзей и натравливания их на своего главного врага каким в XVIII веке для Англии стала Франция. XVIII век время которое создало великую Английскую империю был временем ожесточенного поединка за эту империю между Францией и Англией.