98381

КАРТИНА МИРА В ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Реферат

Логика и философия

Мною выбранная тема для реферата заинтересовала меня тем, что философия древнего Китая уникальна, и, на мой взгляд, познавательна и увлекательна. Суть религий и философии древнего Китая актуальны и по сей день. Я выбрала для обзора данную тематику, чтобы подробно изучить религии древнего Китая, рассмотреть обычаи и традиции, а также понять философию древних китайцев.

Русский

2015-11-02

128.5 KB

1 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 16

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра “Философия”

КАРТИНА МИРА В ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Реферат

по дисциплине “Философия”

Руководитель Разработал

доцент студент гр. МПМ-111

________Быстрова А.Н. ________Логоминова М.Е.

______________________ ______________________

 (дата проверки) (дата сдачи на проверку)

Краткая рецензия:

 

 

 

 

________________

 (запись о допуске к защите)

_______________ _______________

(оценка по результатам защиты) (подписи преподавателей)

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………....3

ГЛАВА I.  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВСЕЛЕННОЙ…....………........……………....4

ГЛАВА II. «ТРИ УЧЕНИЯ»………………………………………………………...8

2.1 Конфуцианство………………………………………………………………......8

2.2 Даосизм………………………………………………………………………….11

2.3 Буддизм……………………………………………………………………….....12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......15

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….........16


ВВЕДЕНИЕ

Мною выбранная тема для реферата заинтересовала меня тем, что философия древнего Китая уникальна, и, на мой взгляд, познавательна и увлекательна. Суть религий и философии древнего Китая актуальны и по сей день. Я выбрала для обзора данную тематику, чтобы подробно изучить религии древнего Китая, рассмотреть обычаи и традиции, а также понять философию древних китайцев. На основе прочитанной и проанализированной мною литературы, я составила краткий обзор, целью которого является выявить ключевые моменты культуры и философии древнего Китая, а также цепочку их развития и становления.


ГЛАВА I. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВСЕЛЕННОЙ

Древний Китай описывал возникновение мира следующим образом: мир представляет собой хаос, который состоит из мельчайших частиц – Ци. Находящиеся ранее в беспорядочном состоянии частицы в вскоре потерпели процесс «размежевания», вследствие которого некоторые частицы поднялись вверх, а некоторые опустились вниз.

Те частицы, которые поднялись вверх, назывались ян. Легкие, белые и светлые частицы представляли собой положительное начало развития Вселенной – мужского.  Ян – это небо, отец.
А те частицы, которые напротив, упали вниз, назывались инь. Тяжелые, темные, черные, мертвые частицы инь были отрицательным началом – женским.  Инь – это земля, мать.

Все существующее на земле являлось результатом взаимосвязи инь и ян, порождающее как доброе, так и злое в природе.  Свет и тьма, покой и движение, плохое и хорошее – все это не разделялось на лучшее и худшее. И то и другое немыслимо друг без друга, а также является необходимым.

Взаимодействие этих двух начал также порождало пять элементов: Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля. Существовала следующая формула:  Вода порождает Дерево, но уничтожает Огонь; Огонь порождает Землю, но уничтожает Металл; Металл порождает Воду, но уничтожает Дерево; Дерево порождает Огонь, но уничтожает Землю; Земля порождает Металл, но уничтожает Воду.


Древнекитайские мудрецы интересовались числами. Считалось, что вселенная замкнута, а значит, конечны время и пространство. Поэтому и количество числовых знаков было ограниченно. Каждый числовой знак соответствовал определенной точке во времени и точке в пространстве. У каждой стихии тоже был свой числовой знак, подобранный по значимости: 1 – Вода, 2 – Огонь, 3 – Дерево, 4 – Металл, 5 – Земля.

Всё существование обуславливается борьбой частиц ян и инь, проявляющейся в смене тепла и холода, света и темноты. Один цикл этой «борьбы» соответствует одному календарному году. Когда самый короткий день и самая длинная ночь в году – апогей могущества инь, когда наоборот, самый длинный день и самая короткая ночь – ян.

Вечнозеленые деревья содержат ян, как считали древние китайцы, поэтому они предохраняли тела усопших от гниения, а живым приносили счастье.

Изображались эти два начала как две неотделимые половины, способные перейти друг в друга. На каждой половине есть точка противоположного цвета, которая означает неизбежность противоборствующих сил. 

Вместе эти силы образуют – дао (всеобщий закон, путь мира и человека).

Помимо этого древние китайцы ввели такие понятия, как Тянь – небо, и Шанди – «верховный государь». Шанди – это дух-правитель, который регулирует жизни как растение и животных, так и людей. Шанди не имеет тела, но при этом может и слышать и говорить. Некоторых людей он вознаграждал, некоторых наказывал. Позже в мифах подобные обязанности стало выполнять Небо. Оно олицетворяло справедливость и разум.

Земля, не смотря на стихийные силы, олицетворяло собой покой, а Небо – движение. Именно Небо давало дождь, снег, тепло, холод, свет. Небо управляло жизнью земли, и эти взаимоотношения породили человека.

Небо желает, чтобы люди помогали друг другу, знающий учил незнающего, богатый делился с бедным.

Древние китайцы верили в существование образов животных на небе. Именовались и небесные части: западная часть неба – область белого тигра, северная – область черепахи, восточная – область лазоревого дракона, южная – область красной птицы. Также древние китайцы разделили небо на 12 частей, каждому из которых тоже было присвоено названия реальных или мифических животных (мышь, тигр, овца, свинья и др.).

На солнце тоже находились духи, главным из которых был владыка солнца – жи-чжу. Движение солнца ассоциировалось с путешествием жи-чжу на «огненном колесе», которое везли шесть «безрогих драконов».

Если солнце дает меньше лучей земле, чем обычно, то, по мнению китайцев, началось «пожирание солнца» чудовищем «небесной собакой». Чтобы предотвратить это явление верующие выходили на открытые места и били в барабаны или металлические предметы. Таким образом они пытались спугнуть «небесную собаку» шумом, чтобы избежать съедания солнца. Солнце являлось носителем начала ян, так как символизировало свет, тепло, мужскую твердость.

Вторым небесным божеством была луна, олицетворяющая начало инь (темнота, холод, женская покорность). Юэ-чжу – это «владыка луны». Главная задача юэ-чжу заключалась в том, что он незримой красной нитью связывал мужчин и женщин, которым суждено связаться брачными узами. Если луна становилась блеклой, это предвещало несчастье.

Картина Вселенной для простого человека была сложной для понимания, и поэтому появился «творец» Вселенной Паньгу, который был «порожден хаосом и извлечен оттуда силами инь и ян». Чаще всего изображался Паньгу в виде человека небольшого роста, одетого в медвежью шкуру, с двумя рогами на голове. Паньгу отделил небо от земли, а также создал солнце, луну и звезды.
Помимо этой существовала еще много версий происхождения мира, но их все объединяла общая идея о трех силах: Небо, Земля, Человек.


ГЛАВА II. «ТРИ УЧЕНИЯ»

Огромное значение для китайского народа имели «Три учения», или «три религии». Самое большое влияние на общество, политику и философию имело конфуцианство.

  1.  Конфуцианство

Конфуций Кун-цзы (Учитель Кун) в молодости был чиновником, разъезжал по городам и давал советы правителям. В связи с тем, что не смог добиться больших чинов оставил эту карьеру, а через некоторое время основал первую в Китае частную школу. Важным для Конфуция понятием является «гуманность» (жэнь). По его учению знатные люди наделены властью Небом, а простолюдины должны работать на полях и кормить своих господ. При этом простолюдин нужно воспитывать так, чтобы они не возмущались своим положением, то есть воспитывать в духе покорности. Этой идей пропитаны все учения Конфуция: все подчиняются правителю, жена – мужу и т.д. Дух покорности отразился в понятии «преданность» (чжун).

Конфуций видел, что в стране существует социальное неравенство, но, чтобы восторжествовала справедливость, он пытался достичь путем воспитания людей и совершенствования личности.

«Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни».

«Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет причину в самом себе».

Проблемы в стране, по мнению Конфуция, нужно было решать не с помощью экономических средств, а с помощью учений и воспитания людей.
«Умереть с голоду – событие маленькое, а утратить мораль -  большое».

«Тот, кто желает сохранить добро других людей, уже сохранил свое собственное».

Общество делилось на «благородных мужей» (цзюньцзы) и «ничтожных людей» (сяожэнь). Первые обладали высокими морально-этическими качествами. Они  призваны управлять и быть примером вторых.

«Благородный муж думает о Пути, а не о еде. Когда пашут, за эти стоит страх голода. Когда учатся, за этим стоит стремление к жалованью. Благородный муж заботится о Пути и не заботится о бедности».

Небо награждает «благородного мужа» совершенными качествами, такими как честность, искренность, осторожность и т.д. Он относится безразлично к еде, богатству, материальным выгодам, «благородный муж» полностью отдает себя высоким идеям, поиску истины.

«Благородный муж» обладал «пятью добродетелями»:

  •  Человеколюбие (жэнь). По мнению Конфуция это врожденное чувство, которое проявляется при общении с людьми. Человеколюбие включает в себя: милосердие, доброта, скромность, сострадание и другие высокие нравственные качества.
  •  Долг (и). Это определенные моральные обязательства, который человек добровольно возлагает на себя.
  •  Нормы поведения (ли). Ли включает в себя такие понятия, как «правила этикета», «обряды», «церемонии», «благопристойность». По мнению Конфуция, человек не должен поддаваться естественным потребностям, выражать гнев, радость, ненависть, любовь. Он должен действовать исключительно исходя из предписанных моральных догм, какие бы страдания при этом он не испытывал.
  •  Знание (чжи). Конфуций решал вопрос о знании и его источника с помощью изучения древних книг, взяв во внимание опыт предков. Естественно, это препятствовало развитию науки.
  •  Верность (синь). Человек должен быть покорным к своему правителю. В одной из заповедей Конфуция – сыновнее благочестие (сяо), он говорит о том, что дети должны не только исполнять волю родителей, и прежде всего к отцу, они должны любить их всем сердцем и быть преданы им. Не любить родителей – сознательно погубить свою жизнь. Сыновнее благочестие распространялось и на общество.

«Для людей человеколюбие важнее, чем вода и огонь. Я видел, как люди, попадая в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы люди, следуя человеколюбию, погибали».

«Ничтожный человек», по мнению Конфуция, стремился только к удовлетворению низменных потребностей, он не стремится к совершенствованию.

Конфуций ввел такую идею, как «исправление имен» (чжэн мин). Эта идея означает, что каждый должен знать свое положение в обществе, и, исходя из этого положения, совершать поступки. Каждый человек должен иметь «статус» в обществе, т.е. быть или правителем, или чиновником, или простолюдином. Эта идея влекла за собой восстановление иерархического деления.

Важную роль в учениях Конфуция имеет Небо – высшая сила, определяющая судьбу всех людей. Небо олицетворяет высшую справедливость и высший разум. Правитель на земле – представитель Неба.

«Небо, давая жизнь людям, дало им и страсти. Если бы люди остались без управителя, то произошли бы смуты - вот почему Небо породило высокоразумного человека, который в состоянии в должное время сделаться правителем».

Конфуций придал большое значение в своих учениях отношениям правителя и народа. В основе лежит идея: правитель – думающая личность, а его подданные – серая безликая масса, призванная ему повиноваться. «Ничтожный человек» не способен понять веление Неба.

Развивали учения Конфуция его последователи. Среди них был Мэн-цзы, который в дальнейшем написал книгу, содержавшую положения учения Конфуция, а также рассмотрел ряд новых проблем.

Существовала школа фацзя – серьезный противник Конфуцианства. Древние конфуцианцы в основе правления пытались заложить морально-этические принципы, а школа фацзя напротив, сильная государственная власть, законы, наказания.

Конфуцианское учение – это прежде всего учение о человеколюбии. Также оно включило в себя положения консерватизма.

  1.  Даосизм

Другое философское учение – Даосизм. Основоположником даосской религии считается Лао-Цзы, второй по значению и популярности философ Китая после Конфуция. Учения Лао-Цзы изложены в трактате «Даодэдзин».

«Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков».

«Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает».

«Воздержание – это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства».

«Если народ не боится власти, тогда придет еще большая власть. Если народ не боится смерти, то что его смертью пугать?».

Главным понятием в даосизме является дао. Дао – это всеобщий закон природы, первопричина всего существующего, источник любых явлений. Все, что существует в мире, возникло с помощью дао, и после совершения круговорота снова превратится в дао.

Дао невозможно услышать, увидеть, ощутить и в принципе понять, но все возникает из-за дао и возвращается к нему. Но все что делает дао проявляется с помощью дэ (добродетель).

Задача людей – познать дао. Нужно встать на путь «естественности», гармонично существовать с природой. Социальная несправедливость – это одно из проявлений нарушения гармонии. Даосы стремились уединиться с природой с помощью отшельничества, для постижения «гармонии мира».

В книге «Даодэцзин» уделено внимание принципу «недеяния». Этот принцип заключался в отказе от  любой деятельности, чтобы жизнь развивалась сама собою.

Лао-цзы был против образования, так как считал что глупцами проще управлять. Управлять страной знаниями – враг, без знаний – счастье.

Лао-цзы призывал оторваться от материальной основы жизни. Возвышение Дао, отказ от вмешательств в природу – основные черты даосизма.

В даосской религии большую часть занимает святой человек (сянь-жэнь)э Иероглиф сянь состоит из двух элементов: «гора» и «человек», то есть «человек, прибывающий в горах». Для того, чтобы достичь состояния святости нужно было вести скромную жизнь, как правило в горах, отказаться от необязательной пищи, или как называли сами китайцы – очиститься душой. Помимо этого нужно было овладеть гимнастическими упражнениями и, наконец, приготовить эликсир бессмертия.

«Кто питается овощами, - становится сильным; кто питается мясом, - становится храбрым; кто питается рисом, - становится мудрым; кто питается воздухом, - становится святым».

В итоге, все те, кто пытался стать святыми умирали. Даосы считали, что когда человек умирает, на земле остается его тело, а душа возноситься ввысь и становится духом. Бывает, что духи появляются на земле среди живых людей. В таком случае они принимают прежний человеческий облик и получают все необходимые земные предметы.

Еще существовало второе поверье: духи забирают на небо тело умершего даоса, и тот навечно становится неувядаемым, благодаря выпитому зелью или заученной волшебной формуле. Таким образом, даос вступает в вечную жизнь, но при этом он уже не человек, а дух. Даосские книги полны рассказами о бессмертных.

Церемонии богослужений также занимали не малое место в даосской религии.

Даосская религия долгое время влияла на духовную жизнь китайцев. Она владела чувствами и разумом людей, прививала суеверия, веру во власть потусторонних сил и различные заклинания.

  1.  Буддизм

Одна из древнейших на земле религий – буддизм возник в Индии. Её основателем являлся Будда. Как гласит легенда, 2500 лет назад родился мальчик. По совершеннолетию ему дали имя Гуатама. Являясь наследником рода Шакиев, живший в роскоши и получивший образование, был отдален от жизни народа. Но однажды он увидел просящего милостыню старика, в другой раз – тяжелобольного, потом покойника, которого оплакивали женщины, и, наконец, нищего монаха. Гуатама был потрясен человеческим горем, и решил покинуть мир с его удовольствия, чтобы познать истину и помочь людям. После долгих странствований в судьбе Гуатамы настал переломный момент: он стал Буддой, что означает «просветленный». Он понял путь, которым нужно идти, чтобы освободиться от страданий.

В Китае возник Буддизм в начале нашей эры. Китайцы встретили буддизм враждебно, так как это чужеземная религия. Проповедникам буддизма пришлось преодолеть множество препятствий, чтобы китайцы приняли эту религию как «родную». Взгляды конфуцианцев принципиально расходились с буддистами.

Проникнув в Китай буддизм приобрел новые черты и особенности. Белый и желтые цвета характеризовали покой, а красный, голубой и черный – страх. В буддийских храмах посредниками между богами и людьми считались монахи. Нередко монахи удалялись из храмов и уединялись в горах. Там они читали молитвы, выжигали свечи перед божествами.

В буддизме существовали три ступени перерождения в людей: высшая ступень – умерший возвращается сановником, генералом, высокопоставленным чиновником; средняя – ремесленником, земледельцем, ученым; низшая – вдовцом, вдовой, сиротой.

Существовали три ступени перерождения в животных: высшая – умерший возвращается в образе млекопитающего; средняя – птица, низшая – насекомое, рыба.

В народных верованиях и конфуцианство, и даосизм, и буддизм складывались в единый комплекс. В Китае не возможно было обнаружить в чистом виде ни одной из этих религий. Но все таки следует выделить основные черты каждого из этих «трех учений»: конфуцианство – послушание младших старшим, как в семье, так и в обществе; даосизм – вера в потусторонние силы; буддизм – отказ от жизненных радостей.

Но, все же, конфуцианство являлось главенствующим началом «трех религий».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В реферате были изложены основные принципы становления древнекитайской философии. Древний Китай – это одна из первых появившихся стран на планете, имеющая неповторимую культуру, имеющая ценность для всего человечества. Китайский народ создал свою систему взглядов на мир, которая является фундаментом современного Китая и других стран. В моей работе рассмотрены ключевые моменты древнего Китая и их историческая цепочка событий, что и являлось целью написания реферата.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гране Марсель. Китайская мысль/Под ред. И.И. Семененко [пер. с фр.], 2004.

2. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000.

3. Энциклопедия Мудрости. –  РООСА, 2007.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49714. Общественные отношения по организации и деятельности судебной власти 389 KB
  Общие и хозяйственные суды в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан
49715. О вреде курения – языком математики. Проценты. Решение задач 134.5 KB
  Решение задач в 6м классе. Проблема: Жить или курить Выбирайте сами Форма проведения: урок проблема Решение проблемного вопроса Курить или быть здоровым при помощи решения задач в ходе обсуждения на внеклассном мероприятии с использованием ИКТ. Решение задач Предмет: математика Учитель: Короткова Наталья Александровна. Решение задач.
49718. Визначення домінуючого типу психологічного впливу в соціальній рекламі проти ВІЛ/СНІДу для шкільної молоді 417 KB
  Психологічні особливості сприймання соціальної реклами проти ВІЛ СНІДу студентською молоддю. Методичне забезпечення18 Стимульний матеріал відеоролики соціальної реклами проти СНІДу. Сучасний світ неможливо уявити без реклами яка на сьогодні пронизує всі сфери життя людини. Отже інформація як ніколи стала інструментом влади а реклама не просто елементом бізнесу маркетингу та лобіювання інтересів певного товаровиробника замовника реклами а і своєрідним культурним простором.