98382

Э.Фромм «Бегство от свободы»

Реферат

Логика и философия

Проблема свободы является одной из сложных проблем в философии. Имея широкий круг приложения, проблема свободы охватывает все области философии, раскрывая своё содержание не только в этической сфере, как условие существования морали и нравственности, но и как онтологическая и гносеологическая проблема, так же она может быть, рассмотрена как социальная, психологическая проблема.

Русский

2015-11-02

147.5 KB

1 чел.

18

 Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет  путей сообщения

Кафедра «Философии»

 

 

Э.Фромм «Бегство от свободы»

 

Реферат

По дисциплине «Философия»

Руководитель  Разработала

Профессор, доктор   студентка гр. МПМ-111

философских наук  

__________Быстрова А.Н    __________Луговская Е.А 

(подпись)  (подпись)

________________   ________________

(дата проверки)   (дата сдачи на проверку)

2013 год
Содержание

[1] Федеральное агентство железнодорожного транспорта

[2] Сибирский государственный университет  путей сообщения

[3] Кафедра «Философии»

[4]  

[5]  

[6] Э.Фромм «Бегство от свободы»

[7]  

[8] Реферат

[9] По дисциплине «Философия»

[10] Руководитель  Разработала

[11] Профессор, доктор   студентка гр. МПМ-111

[12] философских наук  

[13] Введение

[14] Глава I. Ценность свободы в деятельности людей

[15] Глава II. Проблема индивидуальной свободы в работе Э. Фромма «Бегство от свободы»

[16] Глава III. Актуальность проблематики «Бегство от свободы» Э. Фромма в XXI веке

[17] Заключение

[18] Библиография


Введение

Актуальность выбранной проблемы. Проблема свободы является одной из сложных проблем в философии. Имея широкий круг приложения, проблема свободы охватывает все области философии, раскрывая своё содержание не только в этической сфере, как условие существования морали и нравственности, но и как онтологическая и гносеологическая проблема, так же она может быть, рассмотрена как социальная, психологическая проблема. В настоящей работе свобода понимается в её гуманистическом аспекте, основное внимание уделяется рассмотрению сущности свободы для человеческого существа. Проблема свободы является одной из основных проблем в философии. Имея широкий круг приложения, эта проблема охватывает многие области философии, раскрывая не только своё этическое, но онтологическое и гносеологическое содержание. Все это ведет к разнообразным интерпретациям понятия свободы. В настоящей работе проблема индивидуальной свободы исследуется в гуманистическом учении Э. Фромма. Откуда текст?

Актуальность такого исследования состоит в том, что в своей философии Э. Фромм пытается преодолеть односторонность биологического понимания сущности человека, характерного для психоанализа в целом. Рассматривая учение Э. Фромма об индивидуальной свободе можно проследить развитие идей психоанализа о сущности человеческой природы. Откуда текст?

Цель работы состоит в анализе учения Э. Фромма об индивидуальной свободе.

Задачи исследования:

- Изучить подходы известных мыслителей к свободе в деятельности людей;

- Рассмотреть проблему индивидуальной свободы в работе Э. Фромма «Бегство от свободы»;

- Оценить актуальность проблематики «Бегство от свободы» Э. Фромма в XXI веке.


Глава I. Ценность свободы в деятельности людей

Свобода - одна из величайших общечеловеческих ценностей нового времени. Борьба за свободу индивидов и народов пронизывает историю последних веков. Например, в XX веке, более десятки народов-стран освободились от колониальной зависимости, т. е. получили свободу. Понятие свободы несёт множество смыслов, которые раскрываются через противостоящие понятия. В философии это необходимость, в этике свобода и ответственность, в политике свобода и право. Откуда текст?

Часть мыслителей вообще отрицает существование свободы в мире, и утверждают, что везде и всюду господствует необходимость. Это означает, что обстоятельства и условия жизни людей как причины однозначно предопределяют их желания, поступки и поведение, а следовательно и результаты. Таких мыслителей называют детерминистами. Б. Спиноза (XVII век), отрицал свободу воли людей, и так как человек есть часть природы, то он подчинен действующей в ней необходимости. Детерминистами в теории были также Маркс и Ленин1. Зачем это нам? Кто такие детерминисты? Где их поминает Спиноза?

Другая группа мыслителей - индетерминисты считали, что человек свободен по своей сущности. Русский религиозный философ С.Н. Булгаков исходил из «существования чувства свободы, как непосредственного факта сознания»2. Н. Бердяев подчеркивал трагичность свободы, поскольку она «предполагает свободу не только добра, но и зла»3. В частности, утверждение свободы в России в годы перестройки привело к резкому росту количества преступлений. Откуда этот пассаж? Для чего нам Булгаков, которого ты не читала, да еще и Бердяев в придачу, хотя речь должна идти и Фромме?

В своей истории человечество двигалось от несвободы к свободе шаг за шагом. Древние греки фактически не знали свободы, поскольку жизнь не только смертных, но и богов была подчинена року, фатуму. Нагляднее всего такое подчинение выражено в мифе об Эдипе. В чем заключается этот миф? Все язычники были подчинены своим телесным, т.е. животным потребностям. И в таком подчинении также заключалось отсутствие у них свободы. Откуда текст?

Слова Христа «Я принес вам свободу» означали также освобождение от этих двух зависимостей. Это свобода от чего-то. И Ветхий завет в заповедях Моисея предписывает то, что недопустимо делать. Новый завет провозглашает свободу для чего-то, как новые цели жизни людей. Христианская свобода воли предполагает, в первую очередь, самостоятельное обращение человека к Богу. А это, в свою очередь, необходимо для спасения своей бессмертной души. Такое спасение и является целью всей жизни верующего христианина4.

В Новое время, указывает М. Хайдеггер, - происходит «освобождение от данной в Откровении достоверности спасения отдельной бессмертной души». Тем самым возникает новая свобода «для такой достоверности, в которой человек сам … может обеспечить себя назначением и задачей». Люди начинают сами ставить перед собой цели, такие как саморазвитие всех способностей человечества для безусловного господства над всей Землей; как расцвет своей нации; освобождение пролетариев всех стран; освоение космоса и т.д5. Кто тебе предлагал энциклопедию сюда цитировать?

На обыденном уровне, свобода воспринимается, как отсутствие ограничений и запретов при выборе целей и средств деятельности. При этом в практической деятельности степень свободы определяется возможностями реализации цели. Минимум свободы субъект имеет в том случае, когда разворачиваются процессы и события, на которые он не может воздействовать. В этом случае свобода заключается сначала в прогнозировании этих событий, а затем в подготовке к ним с тем, чтобы потери были минимальны или, наоборот, приобретения максимальны. Например, люди пока не могут предсказать время землетрясений. Но они могут подготовиться к ним, строя сейсмически устойчивые сооружения. Откуда текст?

Максимальной свободой субъект обладает тогда, когда он совершает процессы и события в ходе реализации своих целей, которые выражают его интересы. Можно сказать, что выдвижение, постановка целей зависит от наличия средств и условий их реализации. В свою очередь степень свободы зависит и от субъекта, его способностей использовать имеющиеся условия и средства. Откуда текст?

Господствующие области свободы и несвободы со временем меняются. На протяжении тысячелетий, люди видели свою несвободу, прежде всего, во взаимоотношениях с природой и окружающей средой. Например, следствием периодически повторяющихся неурожаев был массовый голод. В конце ХХ в. одной из проблем развитых стран стала проблема перепроизводство продовольствия. На первый план вышла другая область несвободы: над людьми начинают господствовать результаты и продукты их деятельности: экологический кризис, социальные эпидемии, экономические и финансовые кризисы, организации подчиняют себе людей. Откуда текст?

Отметим, что в культуре недопустимо абсолютное противопоставление свободы и различного рода ограничений и запретов. Сущность культуры включает запреты (начиная с инцеста и каннибализма, и кончая применением различного рода оружия). Число запретов в культуре постоянно возрастает. При этом нередко запреты способствуют появлению нового, становятся условием и стимулом творчества.

Следующая проблема: Всем ли людям нужна свобода? Надо ли и можно ли всех делать свободными? Эту проблему одним из первых рассмотрел Э. Фромм в работе «Бегство от свободы» (1941). Откуда текст?


Глава II. Проблема индивидуальной свободы в работе Э. Фромма «Бегство от свободы» 

Работа Э. Фромма «Бегство от свободы» посвящена анализу причин и механизмов действия динамических факторов психики человека, побуждающих его к добровольному отказу от свободы и самого себя. Это исследование было основано Фроммом на собственной версии понимания сущности и природы человека.

Фромм утверждает, что помимо физиологически обусловленных потребностей человеку присущ ряд потребностей морального порядка: установление связи с окружающим миром и избавление от одиночества. Эти потребности вызваны необходимостью сотрудничества с другими людьми в целях выживания и наличием самосознания - осознания себя как индивидуального, отделенного от природы и других людей существа. Осуществление данных потребностей несводимо, по мысли Фромма, к установлению простого физического контакта, оно предполагает отнесение человеком себя к некоей системе идей, ценностей, социальных стандартов, направляющей его жизнь и придающей ей смысл. В то же время удовлетворение потребности самосохранения - первичного мотива человеческого поведения - происходит, согласно Фромму, в социальной среде. Тем самым индивид оказывается вынужденным принять образ жизни, коренящийся в присущей данному обществу системе производства и распределения.

Таким образом, человеческая натура, по Фромму, не есть ни сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, ни безжизненный слепок с матрицы социальных условий; это «продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами»6.

Фромм отмечал изначальную неразделимость человеческого существования и свободы в смысле негативной «свободы от» - свободы от инстинктивной детерминации действий. Биологическое несовершенство человеческого вида, с точки зрения Фромма, стало основой появления цивилизации. История человека - как в онтогенезе, так и в филогенезе - рассматривается автором как процесс возрастания индивидуализации и освобождения. При этом, с одной стороны, происходит развитие человека, овладение природой, возрастание роли разума, укрепление человеческой солидарности. С другой стороны, обособление индивида и осознание своей отдельности приводят к чувству одиночества, беспомощности, ничтожности. Единственным конструктивным путем связи индивидуализированного человека с миром является, по мысли Фромма, активная солидарность с другими людьми, спонтанная деятельность, соединяющие его с миром как свободного и независимого индивида. Однако если экономические, политические и социальные условия не способствуют такой позитивной реализации личности, то свобода, согласно Фромму, становится невыносимым бременем, источником сомнений, лишает жизнь цели и смысла. В результате возникает стремление преодолеть чувство изолированности и неуверенности ценой отказа от свободы и собственной индивидуальности.

Важнейшим стремлением человечества на протяжении всей истории своего развития было желание свободы как величайшей ценности. Свобода, как необходимое условие полноценного развития, в современном обществе приобретает новое измерение. Причиной этого становятся особенности самого социума, детерминирующие в свою очередь специфичность мироотношения и самополагания личности, интегрированной в конкретную социокультурную данность. Откуда текст?

Степень и качество свободы человека во многом определяются уровнем гуманизации наличных общественных отношений. Так, по мнению Фромма, европейское средневековье правомерно характеризовать фактом отсутствия личной свободы в ее современном понимании. С другой стороны, человек в средневековом обществе не был ни одинок, ни изолирован. Он, согласно Фромму, являлся частью стабильной, жестко структурированной социальной иерархии, что придавало ему ощущение уверенности. Осознание обособленной индивидуальной личности было у людей еще не развито. Но в позднем средневековье, с точки зрения Фромма, происходит трансформация структур общества и личности7. Растут значение капитала, личной экономической инициативы, конкуренции, развивается индивидуализм. Эти процессы достигают вершины в эпоху итальянского Возрождения, когда человек впервые «вырывается» из феодального общества и полностью осознает себя как отдельное существо. Основные корни современного капитализма как социально-экономической системы лежат, по Фромму, в специфике ситуации позднесредневековой Центральной и Западной Европы. Откуда текст?

В ходе экономического развития капитализма индивид освобождается от экономических и политических оков и вместе с активной и независимой ролью в новой системе приобретает позитивную свободу. Вместе с тем свобода порождает чувства неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества, тревоги, особенно характерные для средних горожан, городской бедноты и крестьянства в силу нестабильности их экономического положения. Выражением как чувства свободы и независимости, так и чувства бессилия, неуверенности и тревоги становятся лютеранство и кальвинизм с их акцентом на греховности, ничтожности и изолированности человека. Тем самым доктрины протестантизма, по мнению Фромма, психологически подготовили человека к роли незначительного элемента промышленной системы. Положение человека в современном обществе Фромм характеризует еще большим обострением противоречия между свободой позитивной и свободой негативной. Капитализм стимулирует развитие активной, критической, ответственной личности, но в то же время мощь промышленной системы и обезличенный характер человеческих взаимоотношений усугубляют чувства изоляции и беспомощности. Бремя «свободы от» порождает стремление «бегства от свободы», избавления от свободы вообще. В качестве социально значимых механизмов «бегства от свободы» Фромм называет: авторитаризм, сторонами которого являются садизм (стремление господствовать, подчинять людей своей воле) и мазохизм (стремление подчиняться, избавиться от своего «я»); разрушительность (попытка избежать угрозы со стороны внешнего мира через разрушение его); конформизм (утрата собственной личности, самоунификация, усвоение общепринятых шаблонов). Откуда текст?

Когда немецкий психолог Э. Фромм писал свою работу «Бегство от свободы» (1941), то, давая ей такое название, он имел в виду самое массовое явление, которое охватило весь мир в первой половине ХХ в. - в эпоху расцвета индустриализма и тоталитаризма. Он описывал «бегство от свободы» преимущественно как феномен массовой психологии. Но за этим бегством масс стояли вожди, которые и организовывали этот «побег» человека от самого себя. Сам по себе отказ от свободы есть нарушение человеческого естества. В ХХ в. этот процесс приобрел массовый характер. Откуда текст?

Остались единицы - те, кто не перешел за эту грань, остался свободным, но был вынужден взять на себя груз ответственности за всех остальных.

«Бегство от свободы» стало фактически «бегством от ответственности». В психологии массового человека эпохи развитого индустриализма и господства тоталитарных политических режимов бегство от свободы стало реальным способом сохранить свою жизнь и не стать жертвой репрессивного аппарата. Откуда текст?

Э. Фромм фактически провел водораздел между массовой и элитной психологией по линии разлома дихотомии «свобода - рабство», где «рабство» у него - это «бегство от свободы», а в качестве носителей свободы выступает «элита», т. е. те самые «смельчаки», которые не убоялись свободы, точнее, возникающей за ней ответственности, и приняли «вызов своего времени» как «вызов своей судьбы»8.

Отказывающийся от свободы человек осознанно подавляет в себе некоторое свои свойства, определяющие его как независимую личность. Такие понятия, как честь, долг, принципиальность, личные интересы и т. п., уступают место их имитации. Такой человек ограничивает себя в выборе. Перспективы его жизни сужаются до минимума. Он перестает быть хозяином своего «Я». Массовый человек бежит от свободы, для того чтобы исключить ответственность

Расценивая состояние современной цивилизации как предкатастрофическое, Э. Фромм полагает причинами кризисных явлений специфику капиталистического общества. Подлинные интересы человека подавляются экономической системой, замещаясь внешними системными потребностями. Результатом социально-экономических условий капитализма становится эгоистичный, себялюбивый, но глубоко несчастный индивид. Так, приход Гитлера к власти Фромм объяснял тем, что, с одной стороны, он обладал поддержкой руководствовавшихся собственными экономическими интересами промышленников и юнкеров; с другой - личность Гитлера, идеология и практика немецкого нацизма выражали крайние проявления авторитарного характера и были привлекательны для низов среднего класса, обладавших сходным типом характера. Последние же задавали стандарты другой, дезориентированной, части населения9. Отмечая распространенность конформистских тенденций в западных обществах, общую утрату оригинальности в мыслях, чувствах, желаниях, Фромм диагностировал возможные социально-политические последствия подобной ситуации. По его убеждению, отчаяние, порожденное утратой самобытной личности, может стать и часто выступает питательной почвой для политических целей фашизма. Откуда текст?

Свобода является неотъемлемой составляющей человеческой личности. Тот, кто отказывается от свободы духа, отказывается и от самой своей личности. Он превращается в «раба». Психология раба есть по сути своей психология ущербной личности. Несвободный человек не способен на искренние и настоящие чувства. Все они у него будут имитацией. Откуда текст?

И напротив, элитные качества человека могут развиваться исключительно на основе свободы его духа. Поэтому бегство от свободы есть бегство человека от возможности быть личностью. Откуда текст?


Глава III. Актуальность проблематики «Бегство от свободы» Э. Фромма в XXI веке

Несмотря на то, что работа написана в 1939 г. она особенно актуальна в наше время. На Западе даже в некотором смысле усилились все те социальные и психологические проблемы, которые вызывают у современного человека страх перед свободой, беспокойство и готовность превратиться в автомат. Господствующие тенденции в политическом развитии, продолжают создавать угрозы важнейшему достижению современной культуры - уникальности и индивидуальности личности. Поскольку Россия ориентирована на то, чтобы копировать не только достижения, но и проблемы Запада, отягощенные к тому же нашей отсталостью, постольку изыскания Э. Фромма имеют для нас особую не только теоретическую, но и практическую значимость. Откуда текст?

Основой социального процесса является, по мнению Э. Фромма, индивидуум со своими желаниями и тревогами, страстями и убеждениями, склонностью к добру и злу. Для того чтобы понять динамику общественного развития необходимо учитывать динамику психологических процессов, которые управляют индивидом, а для того, чтобы понять индивида, необходимо рассматривать его с учетом особенностей того общества, в котором он живет.

Причина того, что современный человек не приобрел внутренней свободы реализации личностного потенциала состоит в том, что свобода принесла независимость и наделила смыслом его существование, но в то же время пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Поскольку одиночество, которое является логическим следствием подобной изоляции, невыносимо, человек оказывается перед выбором: либо бежать от бремени свободы и искать укрытия под тенью новой зависимости, нового подчинения, которые приведут к новому рабству; либо соответствовать всем тем новым условиям, которые в дальнейшем приведут к реализации внутренней позитивной свободы, основанной на неповторимости каждой личности. Внутри средневековой общности человек, несмотря ни на что, чувствовал себя уверенно и безопасно. После многолетней борьбы за выживание человек на Западе сумел окружить себя неслыханным изобилием материальных благ; создал общество, основанное на принципах демократии. В то же время он все еще охвачен некоторым беспокойством и подвержен соблазну в любой момент встать под знамена какого-нибудь диктатора, и тем самым, полностью потеряв свободу и превратившись в маленькую деталью огромной машины, стать не свободным человеком, а сытым и хорошо одетым роботом. Откуда текст?

Основная проблема, которую следует разрешить, - отсталое развитие эмоций человека по сравнению с его интеллектуальным развитием. Образно говоря, мозг человека живет в двадцать первом веке, а его душа - в каменном. Человек еще не совсем готов к преобладающей ориентации на развитие своих интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Он стремится подавить в себе иррациональные страсти - влечение к разрушению, ненависть, злобу и месть, но стоит коленопреклоненный перед символами власти, деньгами, суверенными государствами, нацией. Стремление к свободе все-таки присуще человеческой природе, хотя оно может и иметь довольно-таки извращенные формы или же быть подавлено, но все равно оно есть и снова и снова дает знать о себе. Откуда текст?

Для того чтобы уберечь человечество от самоуничтожения в этом извечном конфликте между преждевременной интеллектуальной зрелостью и эмоциональной отсталостью необходимо: а) отдавать себе отчет в существовании определенных факторов, определяющих наше социальное бытие; б) утверждать сознание, которое сможет удержать нас от непоправимых ошибок, несколько повысив нашу способность к объективному и разумному мышлению. Откуда текст?

Нельзя рассчитывать на то, что нам удастся быстро преодолеть все заблуждения, свойственные человеку нашей эпохи. Пройдет немало времени, прежде чем человек выйдет за рамки своей до-человеческой истории и обретет новое мышление. Откуда текст?


Заключение

Подводя итоги, постараемся кратко сформулировать некоторые из основных выводов.

Учение Э. Фромма, в частности об индивидуальной свободе, создавалось в первой половине XX века, т.е. является осмыслением комплекса социальных и психологических проблем спровоцировавших Вторую мировую войну. Причина социальных потрясений заключена, по Фромму, в неспособности человека использовать свободу. В современной социальной и политической ситуации тема настоящего исследования представляется не менее актуальной, чем в своё время для Э. Фромма. Откуда текст?

Причина того, что современный человек не приобрел внутренней свободы реализации личностного потенциала состоит в том, что свобода принесла независимость и наделила смыслом его существование, но в то же время пробудила в нем чувство бессилия и тревоги.

Основная проблема, которую следует разрешить, - отсталое развитие эмоций человека по сравнению с его интеллектуальным развитием. Человек еще не совсем готов к преобладающей ориентации на развитие своих интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Он стремится подавить в себе иррациональные страсти - влечение к разрушению, ненависть, злобу и месть, но стоит коленопреклоненный перед символами власти, деньгами, суверенными государствами, нацией, религией. Откуда текст?

Для того чтобы уберечь человечество от самоуничтожения в этом извечном конфликте между преждевременной интеллектуальной зрелостью и эмоциональной отсталостью необходимо: а) отдавать себе отчет в существовании определенных факторов, определяющих наше социальное бытие; б) утверждать сознание, которое сможет удержать нас от непоправимых ошибок, несколько повысив нашу способность к объективному и разумному мышлению.


Библиография

И что из этого было прочтено тобой лично? Я ведь и поспрашивать могу…

  1.  Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990.
  2.  Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995.
  3.  Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. - М.: Колос, 1921.
  4.  Булгаков С.Н. О социальном идеале // Власть и право: из истории русской правовой мысли. - Л., Лениздат, 1990.
  5.  Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. - М.: АСТ, 2010.
  6.  Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с анг. и фр. Сост.: Василенко Л.И., Ермолаева В.Е. - М.: Прогресс, 1990.
  7.  Гордиенко, А.А. Будущее человека. Теоретические искания Эриха Фромма. Человек как космический феномен. - Ижевск, 1993.
  8.  Иванова, М.В. Экзистенциальная антропология Эриха Фромма. Вестн. Санкт-Петербург. гос. ун-та. Сер.: Философия. - СПб.1992. - С. 15-24.
  9.  Карабущенко Н. Б. Феноменология духа и процесс элитизации творческой личности // Новая феноменология духа. - Т. 1. - М.: Прометей, 2012. - С. 123-134.
  10.  Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М.: Политиздат, 2010.
  11.  Ольшанский Д. В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2011. - 368 с.
  12.  Пряжников Н. С. Психология элитарности. - М.: НПО «МОДЭК», 2010.
  13.  Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия: В 2 т. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 2010.
  14.  Фромм Э. Бегство от свободы. М.: ООО «Издательство АСТ», 2010.
  15.  Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Филос. науки. - М., 1990. - N 8. - С. 88-95.
  16.  Фромм Э. Человек для себя - М.: ООО «Издательство АСТ», 2012.

1 Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. - М.: АСТ, 2010.

2 Булгаков С.Н. О социальном идеале // Власть и право: из истории русской правовой мысли. - Л., Лениздат, 1990.

3 Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995.

4 Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. - М.: АСТ, 2010.

5 Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. - М.: АСТ, 2010.

6 Фромм Э. Бегство от свободы. М.: ООО «Издательство АСТ», 2010.

7 Фромм Э. Бегство от свободы. М.: ООО «Издательство АСТ», 2010.

8 Карабущенко Н. Б. Феноменология духа и процесс элитизации творческой личности // Новая феноменология духа. - Т. 1. - М.: Прометей, 2012. - С. 123-134.

9 Фромм Э. Бегство от свободы. М.: ООО «Издательство АСТ», 2010.

Свобода-однаизвеличайшихобщечеловеческихценностейновоговремени.Борьбазасвободуиндивидовинародовпронизываетисториюпоследнихвеков.Например,вXXвеке,болеедесяткинародов-страносвободилисьотколониальнойзависимости,т.е.получилисвободу.Понятиесвободынесётмножествосмыслов,которыераскрываютсячерезпротивостоящиепонятия.Вфилософииэтонеобходимость,вэтикесвободаиответственность,вполитикесвободаиправо.

Частьмыслителейвообщеотрицаетсуществованиесвободывмире,иутверждают,чтовездеивсюдугосподствуетнеобходимость.Этоозначает,чтообстоятельстваиусловияжизнилюдейкакпричиныоднозначнопредопределяютихжелания,поступкииповедение,аследовательноирезультаты.Такихмыслителейназываютдетерминистами.Б.Спиноза(XVIIвек),отрицалсвободуволилюдей,итаккакчеловекестьчастьприроды,тоонподчинендействующейвнейнеобходимости.ДетерминистамивтеориибылитакжеМарксиЛенин.

Другаягруппамыслителей-индетерминистысчитали,чточеловексвободенпосвоейсущности.РусскийрелигиозныйфилософС.Н.Булгаковисходилиз«существованиячувствасвободы,какнепосредственногофактасознания».Н.Бердяевподчеркивалтрагичностьсвободы,посколькуона«предполагаетсвободунетолькодобра,ноизла».Вчастности,утверждениесвободывРоссиивгодыперестройкипривелокрезкомуростуколичествапреступлений.

Всвоейисториичеловечестводвигалосьотнесвободыксвободешагзашагом.Древниегрекифактическинезналисвободы,посколькужизньнетолькосмертных,ноибоговбылаподчиненароку,фатуму.НагляднеевсеготакоеподчинениевыраженовмифеобЭдипе.Всеязычникибылиподчиненысвоимтелесным,т.е.животнымпотребностям.Ивтакомподчинениитакжезаключалосьотсутствиеунихсвободы.

СловаХриста«Япринесвамсвободу»означалитакжеосвобождениеотэтихдвухзависимостей.Этосвободаотчего-то.ИВетхийзаветвзаповедяхМоисеяпредписываетто,чтонедопустимоделать.Новыйзаветпровозглашаетсвободудлячего-то,какновыецелижизнилюдей.Христианскаясвободаволипредполагает,впервуюочередь,самостоятельноеобращениечеловекакБогу.Аэто,всвоюочередь,необходимодляспасениясвоейбессмертнойдуши.Такоеспасениеиявляетсяцельювсейжизниверующегохристианина.

ВНовоевремя,указываетМ.Хайдеггер,-происходит«освобождениеотданнойвОткровениидостоверностиспасенияотдельнойбессмертнойдуши».Темсамымвозникаетноваясвобода«длятакойдостоверности,вкоторойчеловексам…можетобеспечитьсебяназначениемизадачей».Людиначинаютсамиставитьпередсобойцели,такиекаксаморазвитиевсехспособностейчеловечествадлябезусловногогосподстванадвсейЗемлей;какрасцветсвоейнации;освобождениепролетариеввсехстран;освоениекосмосаит.д.

Наобыденномуровне,свободавоспринимается,какотсутствиеограниченийизапретовпривыборецелейисредствдеятельности.Приэтомвпрактическойдеятельностистепеньсвободыопределяетсявозможностямиреализациицели.Минимумсвободысубъектимеетвтомслучае,когдаразворачиваютсяпроцессыисобытия,накоторыеоннеможетвоздействовать.Вэтомслучаесвободазаключаетсясначалавпрогнозированииэтихсобытий,азатемвподготовкекнимстем,чтобыпотерибылиминимальныили,наоборот,приобретениямаксимальны.Например,людипоканемогутпредсказатьвремяземлетрясений.Ноонимогутподготовитьсякним,строясейсмическиустойчивыесооружения.

Максимальнойсвободойсубъектобладаеттогда,когдаонсовершаетпроцессыисобытиявходереализациисвоихцелей,которыевыражаютегоинтересы.Можносказать,чтовыдвижение,постановкацелейзависитотналичиясредствиусловийихреализации.Всвоюочередьстепеньсвободызависитиотсубъекта,егоспособностейиспользоватьимеющиесяусловияисредства.

Господствующиеобластисвободыинесвободысовременемменяются.Напротяжениитысячелетий,людивиделисвоюнесвободу,преждевсего,вовзаимоотношенияхсприродойиокружающейсредой.Например,следствиемпериодическиповторяющихсянеурожаевбылмассовыйголод.ВконцеХХв.однойизпроблемразвитыхстрансталапроблемаперепроизводствопродовольствия.Напервыйпланвышладругаяобластьнесвободы:надлюдьминачинаютгосподствоватьрезультатыипродуктыихдеятельности:экологическийкризис,социальныеэпидемии,экономическиеифинансовыекризисы,организацииподчиняютсебелюдей.

Отметим,чтовкультуренедопустимоабсолютноепротивопоставлениесвободыиразличногородаограниченийизапретов.Сущностькультурывключаетзапреты(начинаясинцестаиканнибализма,икончаяприменениемразличногородаоружия).Числозапретоввкультурепостоянновозрастает.Приэтомнередкозапретыспособствуютпоявлениюнового,становятсяусловиемистимуломтворчества.

Следующаяпроблема:Всемлилюдямнужнасвобода?Надолииможноливсехделатьсвободными?ЭтупроблемуоднимизпервыхрассмотрелЭ.Фроммвработе«Бегствоотсвободы»(1941).

Свобода-однаизвеличайшихобщечеловеческихценностейновоговремени.Борьбазасвободуиндивидовинародовпронизываетисториюпоследнихвеков.Например,вXXвеке,болеедесяткинародов-страносвободилисьотколониальнойзависимости,т.е.получилисвободу.Понятиесвободынесётмножествосмыслов,которыераскрываютсячерезпротивостоящиепонятия.Вфилософииэтонеобходимость,вэтикесвободаиответственность,вполитикесвободаиправо.

Частьмыслителейвообщеотрицаетсуществованиесвободывмире,иутверждают,чтовездеивсюдугосподствуетнеобходимость.Этоозначает,чтообстоятельстваиусловияжизнилюдейкакпричиныоднозначнопредопределяютихжелания,поступкииповедение,аследовательноирезультаты.Такихмыслителейназываютдетерминистами.Б.Спиноза(XVIIвек),отрицалсвободуволилюдей,итаккакчеловекестьчастьприроды,тоонподчинендействующейвнейнеобходимости.ДетерминистамивтеориибылитакжеМарксиЛенин.

Другаягруппамыслителей-индетерминистысчитали,чточеловексвободенпосвоейсущности.РусскийрелигиозныйфилософС.Н.Булгаковисходилиз«существованиячувствасвободы,какнепосредственногофактасознания».Н.Бердяевподчеркивалтрагичностьсвободы,посколькуона«предполагаетсвободунетолькодобра,ноизла».Вчастности,утверждениесвободывРоссиивгодыперестройкипривелокрезкомуростуколичествапреступлений.

Всвоейисториичеловечестводвигалосьотнесвободыксвободешагзашагом.Древниегрекифактическинезналисвободы,посколькужизньнетолькосмертных,ноибоговбылаподчиненароку,фатуму.НагляднеевсеготакоеподчинениевыраженовмифеобЭдипе.Всеязычникибылиподчиненысвоимтелесным,т.е.животнымпотребностям.Ивтакомподчинениитакжезаключалосьотсутствиеунихсвободы.

СловаХриста«Япринесвамсвободу»означалитакжеосвобождениеотэтихдвухзависимостей.Этосвободаотчего-то.ИВетхийзаветвзаповедяхМоисеяпредписываетто,чтонедопустимоделать.Новыйзаветпровозглашаетсвободудлячего-то,какновыецелижизнилюдей.Христианскаясвободаволипредполагает,впервуюочередь,самостоятельноеобращениечеловекакБогу.Аэто,всвоюочередь,необходимодляспасениясвоейбессмертнойдуши.Такоеспасениеиявляетсяцельювсейжизниверующегохристианина.

ВНовоевремя,указываетМ.Хайдеггер,-происходит«освобождениеотданнойвОткровениидостоверностиспасенияотдельнойбессмертнойдуши».Темсамымвозникаетноваясвобода«длятакойдостоверности,вкоторойчеловексам…можетобеспечитьсебяназначениемизадачей».Людиначинаютсамиставитьпередсобойцели,такиекаксаморазвитиевсехспособностейчеловечествадлябезусловногогосподстванадвсейЗемлей;какрасцветсвоейнации;освобождениепролетариеввсехстран;освоениекосмосаит.д.

Наобыденномуровне,свободавоспринимается,какотсутствиеограниченийизапретовпривыборецелейисредствдеятельности.Приэтомвпрактическойдеятельностистепеньсвободыопределяетсявозможностямиреализациицели.Минимумсвободысубъектимеетвтомслучае,когдаразворачиваютсяпроцессыисобытия,накоторыеоннеможетвоздействовать.Вэтомслучаесвободазаключаетсясначалавпрогнозированииэтихсобытий,азатемвподготовкекнимстем,чтобыпотерибылиминимальныили,наоборот,приобретениямаксимальны.Например,людипоканемогутпредсказатьвремяземлетрясений.Ноонимогутподготовитьсякним,строясейсмическиустойчивыесооружения.

Максимальнойсвободойсубъектобладаеттогда,когдаонсовершаетпроцессыисобытиявходереализациисвоихцелей,которыевыражаютегоинтересы.Можносказать,чтовыдвижение,постановкацелейзависитотналичиясредствиусловийихреализации.Всвоюочередьстепеньсвободызависитиотсубъекта,егоспособностейиспользоватьимеющиесяусловияисредства.

Господствующиеобластисвободыинесвободысовременемменяются.Напротяжениитысячелетий,людивиделисвоюнесвободу,преждевсего,вовзаимоотношенияхсприродойиокружающейсредой.Например,следствиемпериодическиповторяющихсянеурожаевбылмассовыйголод.ВконцеХХв.однойизпроблемразвитыхстрансталапроблемаперепроизводствопродовольствия.Напервыйпланвышладругаяобластьнесвободы:надлюдьминачинаютгосподствоватьрезультатыипродуктыихдеятельности:экологическийкризис,социальныеэпидемии,экономическиеифинансовыекризисы,организацииподчиняютсебелюдей.

Отметим,чтовкультуренедопустимоабсолютноепротивопоставлениесвободыиразличногородаограниченийизапретов.Сущностькультурывключаетзапреты(начинаясинцестаиканнибализма,икончаяприменениемразличногородаоружия).Числозапретоввкультурепостоянновозрастает.Приэтомнередкозапретыспособствуютпоявлениюнового,становятсяусловиемистимуломтворчества.

Следующаяпроблема:Всемлилюдямнужнасвобода?Надолииможноливсехделатьсвободными?ЭтупроблемуоднимизпервыхрассмотрелЭ.Фроммвработе«Бегствоотсвободы»(1941).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35292. Тема: Керування процесом завантаження ОС. 165 KB
  Мета: Навчитися створювати завантажувальну дискету різними способами; навчитися використовувати її у разі аварійної ситуації в роботі ПК. Контекстное меню Свойства – Сервис – Выполнить проверку Використовуючи можливості Windows створіть системну дискету для аварійного завантаження ПК у разі неполадок в її роботі. Вставить дискету и пере загрузить компьютер Прогляньте її вміст. Які файли при цьому копіюються на дискету Створіть завантажувальну системну дискету командою formt з командного рядка MS – DOS.
35293. Заболевание и аномалии наружного уха, характер нарушения слуха при этом 14.85 KB
  Аномалии развития ушной раковины могут заключаться в макротии (увеличение размера), микротии (уменьшение размера) вплоть до анотии (полного отсутствия раковины) и оттопыренности ушной раковины. Эти дефекты устраняются с помощью пластических операций.
35294. Мышцы губ, их подвижность, значение в артикуляции, иннервация 15.09 KB
  В области скул выделяют большую и малую скуловые мышцы. Обе мышцы сдвигают уголки рта вверх и в стороны. Точка начала располагается на скуловой кости и верхней челюсти. В месте крепления мышцы переплетаются с круговой мышцей рта и врастают в кожу угла рта.
35295. Три типа строения сосцевидного отростка. Антрит, мастоидит. Характер нарушения слуха при этих заболеваниях у детей 15.15 KB
  Мастоидит — воспаление слизистой выстилки пещеры (антрума) и ячеистых структур сосцевидного отростка височной кости. Развивается вследствие распространения инфекции на ячейки. Воспаление приводит к разрушению костных структур.
35296. Тема: Управління теками файлами і ярликами Мета: придбати уміння і навик роботи з теками і файлами а також с. 38 KB
  Відкрити вікно теки диска D: і створити в ній скажімо теку Petrenko букви латинські; 1 Відкрили диск D: і створили теку Petrenko. 2 Створити теку через FR натиснувши F7. Перейменувати теку Petrenko в теку Петренко букви кирилиці; 1 Перейменували теку Petrenko в теку Петренко натиснувши F2. 2 Виділити теку і відкривши контекстне меню натиснути перейменувати.
35297. Тема. Побудова багаточлена Лагранжа. 220.5 KB
  Побудова багаточлена Лагранжа. Навчитися будувати багаточлен Лагранжа скласти алгоритм. Індивідуальне завдання Знайти наближене значення функції при даному значенні аргументу за допомогою інтерполяційного багаточлена Лагранжа. Що називають вузлами інтерполяції і як вони Яка ідея методу інтерполяції за допомогою багаточлена Лагранжа.
35298. Тема. Знаходження коренів нелінійного рівняння методом хорд. 86.5 KB
  Знаходження коренів нелінійного рівняння методом хорд. навчитися відокремлювати корені рівняння графічно та уточнювати методом хорд. Індивідуальне завдання: Відокремити корінь 1 – ого рівняння графічно а 2 – ого аналітично та уточнити його методом хорд з точністю 0001. 1ше рівняння 2ге рівняння Контрольні питання: В яких випадках виникає необхідність застосовувати наближені способи вирішення рівняннь Скільки етапів вирішення рівняння наближеними методами Як відокремити корені графічно В чому суть методу хорд ...
35299. Методики исследования слуха (шепотной, разговорной речью, камертонами). Аудиометрия – пороговая, тональная и надпороговая (ФУНГ) 15.46 KB
  Тест Швабаха — камертон помещается на сосцевидный отросток. При патологии внутреннего уха и n.vestibularis время костной проводимости уменьшено или равно 0. При поражении среднего уха время костной проводимости увеличивается.