98385

Ортега-и-Гассет «Восстание масс»

Реферат

Логика и философия

Оценивая итоги прошлого столетия, философ считает, что последний век стал историческим сдвигом. Он не только способствовал развитию науки и техники, но и в несколько раз увеличил население планеты, особенно больших городов. Но, создав почти безграничные источники богатства и комфорта, он дал людям ощущение легкости жизни, лишил ее нравственной требовательности к себе...

Русский

2015-11-02

59.33 KB

3 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии»

Ортега-и-Гассет «Восстание масс»

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель  Выполнила студентка

Доктор наук, профессор   гр. МО-111

А.Н.Быстрова  А.Р. Лунькова

       (дата проверки)  (дата сдачи на проверку)

Новосибирск 2013 год

Содержание

Содержание 2

Введение 3

1 Глава 4

1.1 Скученность 4

1.2 Полнота времен 5

1.3 Рост жизни 6

2 Глава 8

2.1 Статистический факт 8

2.2 Анализ человека массы 9

2.3 Почему массы всегда лезут и всегда с насилием? 10

2.4 Примитивизм 11

3 Глава 13

3.1 Век самодовольных недорослей 13

3.2 Государство как величайшая опасность 15

3.3 Кто правит миром? 16

Заключение 20

Библиография 21

 Введение

Хосе Ортега-и-Гассет испанский философ(1883-1955) является одним из известных западных мыслителей 20 века. Его книга «Восстание масс» («Rebellion de las Masas’»)принесла ему мировую известность в 1930 году.

Оценивая итоги прошлого столетия, философ считает, что последний век стал историческим сдвигом. Он не только способствовал развитию науки и техники, но и в несколько раз увеличил население планеты, особенно больших городов. Но, создав почти безграничные источники богатства и комфорта, он дал людям ощущение легкости жизни, лишил ее нравственной требовательности к себе, чувства ответственности перед настоящим и будущим, уважения к труду и традиционным нормам общественной морали. Этот исторический феномен Х. Ортега-и-Гассет называет «восстание масс».

Философ пишет об общественной жизни в 20 веке, но все сказанное им так же соответствует поведению людей в настоящее время, то есть в 21 веке. Ведь сейчас поведение и действие  людей все больше и больше отклоняется от норм и правил.

Глава 

Скученность

Х. Ортега-и-Гассет начинает свою книгу с заявления о том, что вся власть в обществе перешла к массам. Так как массы, по определению, не должны  и не могут управлять даже собственной судьбой, не говоря уж о целом обществе, из этого следует, что Европа переживает тяжелый кризис , имя которого восстание масс.

В наше время переживает этот кризис  и весь мир. Все общественные места «кишат» людьми. Для человека теперь найти себе место является целой проблемой. На первый взгляд это обычное дело, но есть то, что удивляет человека - толпа, которая владеет всем, что дает ей цивилизация и использует это. «Скученность»- так автор называет это явление.

Но так было не всегда. Автор замечает: « в изысканных уголках культуры, ранее доступных только избранным (меньшинству), теперь всюду видишь топу». Конечно, массы всегда существовали, но они оставались незаметными, были фоном для меньшинства. Но теперь они заняли места главных действующих лиц.

Общество - это постоянная взаимосвязь меньшинств и массы. Меньшинство-группа личностей особого достоинства. Масса – это средний, заурядный человек. Человек массы не находит в себе какого-либо дара или отличия от других. Он ощущается себя таким же как все, и это его радует. В тех группах ,которые нельзя назвать массой основаны на общности вкусах, идеях, идеалах, которые исключают массовое распространение.

В современном мире люди искажают смысл такого понятия, как «избранное меньшинство». «Избранный»-это вовсе не человек, который считает себя лучше и выше остальных, а тот, который сильнее требователен к себе, чем к другим, даже если он не может сам соответствовать этим требованиям.

Деление общества на  массы и избранное меньшинство- это деление на типы людей: первые - люди строгие к себе, берущие на себя ответственность («подвижники»), вторые- люди снисходительные к себе, довольные собой, плывущие по течению.

Теперь та часть общества, которая называется массой стремиться захватить место меньшинства, вытесняя его. Масса давит на все избранное, непохожее, личностное. Все, кто «выделяются» подвержены риску стать изгоями.

Восстание масс имеет два аспекта:

1)массы выполняют сейчас те общественные функции, которые раньше были представлены только избранным меньшинствам.

2)и в то же время массы больше не слушаются меньшинств: они не повинуются им, не следуют за ними, не уважают их, а наоборот, отстраняются и вытесняют их.

Человек массы теперь может позволить себе столько же, сколько мог позволить человек меньшинства. А  это значит, что уровень жизни вырос. И постепенно происходит выравнивание прав, богатств, полов, культур, классов.

Полнота времен

Итак, у господства масс есть и положительная сторона: оно способствует  подъему исторического уровня и уровня жизни. Это напоминает нам, что жизнь имеет свои  «уровни эпохи». Иногда говорят, что явление не стоит своей эпохи. Здесь имеется в виду то время, которое люди называют «нашим». Каждый человек, так или иначе, проводит параллель между его личной жизнью и уровнем его века.


Некоторые, в основном взрослые люди, старого склада, никак не могут попасть в быстрый темп современной жизни. Но тот, кто легко воспринимает этот век, сознает соотношение между уровнем настоящего века и предыдущими эпохами. Некоторые считают, что «их» время было лучше настоящего. А некоторые, что настоящее лучше «их» времени, что эта эпоха достигла окончательной высоты - «исполнению времен».  

Х. Ортега-и-Гассет считает: «для «полноты времени» необходимо, чтобы заветная мечта, пронесенная через столетия, наполненная мучительными, страстными исканиями, в один прекрасный день была достигнута». Такие эпохи на самом деле только снаружи радостные и живые, внутри - мертвые. Настоящая полнота жизни заключается в самом процессе ее достижения. Как сказал Сервантес, «путь всегда лучше, чем отдых». Когда эпоха удовлетворяет все свои желания, это значит, что желаний больше нет, иссяк источник желаний. Есть эпохи, которые не умеют обновить свои желания - они умирают.

Наше время не считает себя окончательным. Мы не знаем ничего о том, что будет завтра, и это нас втайне радует, ибо непредвидимое, таящее в себе все возможности, - вот настоящая жизнь, вот полнота жизни!

Решительный разрыв настоящего с прошлым – характеристика нашей эпохи. Мы чувствуем, словно внезапно остались на земле одни. Все остатки традиционного духа испарились. Образцы, нормы, стандарты больше нам не служат. Мы должны решать наши проблемы без содействия прошлого.

И так уровень нашей эпохи – это не «полнота времен»; и, тем не менее, она чувствует себя выше всех предыдущих, включая и эпохи полноты.

Рост жизни

Благодаря тому, что наш мир увеличился, расширился и наш кругозор. Теперь каждый человек благодаря технологиям может узнать, услышать и даже увидеть, что происходит на другом конце света, не покидая своего местожительства. Это присутствие отсутствующего расширили до фантастических размеров кругозор отдельного человека.

Мир вырос и во времени. Об этом нам говорят предыстория и археология, открывшие нам целые древние цивилизации, которые тоже вошли в наш кругозор.

Так как мир вырос, то теперь он включает в себя еще больше вещей, нежели раньше. Всякая вещь – это то, что мы можем найти, потерять, принять, желать,- все слова, означающие жизненные процессы. И когда перед нами стоит выбор какой-либо вещи, мы обдумываем, какие возможности она дает.

Автор считает: «жизнь наша в каждый момент состоит из осознания  наших возможностей». Возможностей, которых  в современном мире фантастическое множество. На самом деле сейчас человеческая жизнь не лучше, чем в прошлом.  Произошел её количественный и потенциальный рост.

Философ отмечает: «характерные черты нашего времени – его странная уверенность в том, что оно выше всех предыдущих эпох; его полное пренебрежение ко всему прошлому».

Отсюда, наверно, и эта двойственность: всемогущество и не уверенность. Хозяин всего мира он не хозяин себе. Теперь все становится возможным, и даже самое худшее - регресс и варварство.

Современный человек, думая, что знает все, больше не заботиться о будущем, так как уверен, что оно не изменится. Этот человек на столько погружен в настоящее, что у него нет ни целей, ни планов. И он не один, их большинство. Никто не готовил их. Правящее меньшинство покинуло свой пост, что всегда бывает оборотной стороной восстания масс.

Глава

Статистический факт

Х. Ортега-и-Гассет считает: «наша жизнь - это то, чем мы можем стать; в то же время она - выбор между возможностями. Обстоятельства и решения - вот два основных элемента, из которых слагается жизнь».

И правда, обстоятельства – часть нашей жизни не зависимая от нас - наш мир, - это дилемма, которую решает наш характер.  Решение принимаем мы сами. Судьба дает нам свободу выбора и решения.

Все это относится и к общественной жизни. Это решение зависит от характера общества, иначе говоря, от типа людей в ней преобладающих. А так как сейчас преобладает человек массы, то и решает он.

Если понаблюдать за общественной жизнью в странах, где господство масс более всего продвинуто, - в странах Средиземноморья, то можно заметить, что общественная власть в руках представителей массы. Правительство живет со дня на день, не говорит ясно о будущем,  живет без плана на жизнь. И это вполне объяснимо, ведь человек массы не планирует, он просто плывет по течению.

Откуда же взялись эти «герой»?

В прошлом веке Вернер Зомбарт указал на такой факт: за всю европейскую историю с 3 века до 1800 года, население Европы не превышало 180 миллионов. Но с 180 по 1914 население Европы выросло до 460 миллионов! Это объясняет триумф масс и подтверждает повышение жизненного уровня. Массы людей с огромной скорость ворвались в историю и у них не оказалось времени, чтобы приобщиться к традиционной культуре.

И все это сегодняшнее изобилие может стать всеобщим недостатком; это будет упадок. Поэтому важно хорошенько рассмотреть особенности «человека массы»

Анализ человека массы

Кто же такой «человек массы»? Откуда он взялся?

Ответы на эти вопросы можно получить, если углубиться в историю. На самом деле многие предвидели, что это произойдет с нашей цивилизацией. «Массы двинулись вперед!» - заявил Гегель. «Я вижу растущий прилив нигилизма», - крикнул с Энгадинской скалы Ницше.

Человек в 19 веке начал ощущать  улучшение материального положения, рост независимости. То, что раньше было редкостью, стало законным благом, которое требуют. К этому так же присоединяются и комфорт, и физические блага, и общественный порядок. Мир стал радикально другим, как никогда ранее. Заурядный человек, видя вокруг себя социально и технически совершенны мир, верит, что его произвела таким сама природа, а не гениальные люди.

Автор  отмечает две основные черты в психологии человека массы: «безудержный рост жизненных вожделений, а тем самым личности, и принципиальную неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить».

Это позволяет понять состояние их души: они очень занять своим благополучием, но не замечают его источников, и не хотят этого делать.

Новая масса воспринимает  свободу жизни как природное состояние, не вызванное никакими причинами. Так как ничто на нее не налагало ограничений, то она не считает необходимым считаться с кем-то, особенно с высшими. Этот человек не признает над собой чужого авторитета, пока что-либо серьезное не заставит это его сделать.

Так как ничто не принуждает  человек массы, то он чувствует себя полным хозяином положения. В отличие от него, человек элиты, всегда чувствует потребность обращаться к авторитету или принципу, которому он добровольно и свободно служит. Это, конечно, противоречит обычному мнению, но для человека элиты жизнь не имеет интереса, если он не может посвятить ее чему-то высшему. Отличительная черта  благородства - не права, не привилегии, а обязанности, требования к самому себе.

Новый человек массы хочет, оставаясь массой, занять место элиты. Ему сейчас предоставлены все возможности для удовлетворения требований – медицина, право, техника и т.д.- все, что ранее среднему человеку было не доступно. Всё это позволило человеку массы замкнуться в себе, то есть начать считать себя самодовольными, самонадеянными, непокорными. Но если это будет продолжать и дальше, то во всем мире окажется, что массами нельзя управлять ни в чем.

Х.Ортега-и-Гассет считает: « основные черты масс – это инертность, замкнутость в себе и упрямая неподатливость». Массы  лишены способности постигать то, что находится за пределами их небольшого кругозора. Они захотят иметь вождя – и не смогут идти за ним.

Почему массы всегда лезут и всегда с насилием?

И так  сущность восстания масс  заключается в замкнутости души человека масс. И это является огромной проблемой человечества. Замкнутость души лишает его возможности  познать свое несовершенство путем сравнения себя с другими. Но он не способен на это. Человек массы запомнил набор общих фраз, предрассудков, мест, обрывков мыслей и пользуется этим везде и всегда. Философ пишет: «не в том беда, что заурядный человек считает себя незаурядным и даже выше других, а в том, что он провозглашает и утверждает право на заурядность и самое заурядность возводит в право».

Сейчас заурядный человек считает, что знает все: что нужно делать, что происходит и должно произойти. И поэтому лезет во все вопросы общественной жизни, навязывая свое мнение. Это вовсе не означает, что массы стали культурными. Идеи заурядного человека не свидетельствует о культуре. Так как нормы - основа нашей культуры, то без их усвоения и принятия не может и быть идей. Когда эти нормы и принципы исчезают, исчезает и сама культура и настает варварство. Оно то и порождает растущее восстание масс.

Человек массы не считает нужным оправдывать свои поступки ни перед другими, ни перед собой; он просто показывает, что решил любой ценой добиться цели.  Прямое действие - единственный метод действия масс. А не прямое действие массы пытаются подавлять. В общественной жизни упраздняется «хорошее воспитание».

Зачем усложнять жизнь вежливостью, уважением, справедливостью, нормам? Все это является выражением цивилизации. Человек, который не считается с другими – варвар. А варварство направлено к распаду общества.

Примитивизм

Наша эпоха по сущности своей двусмысленна, то есть жизнь несет в себе две возможности – процветания и гибели. Автор считает: «всякая жизнь, тем самым историческая состоит из отдельных моментов, каждый из которых относительно свободен, не предопределен предыдущим моментом; некоторое время он колеблется, «топчется на месте», как бы ни зная, какой из вариантов избрать». Никто не знает, к чему приведет восстание масс, возможно, к новой организации человечества, а возможно, к катастрофе. Какой бы стабильным не казался прогресс, он всегда под угрозой регресса.

«Прямое действие» масс могут предвещать и прогресс. Но при условии, что нас волнует не столько настоящее, сколько будущее, неблагоприятных факторов будет значительно больше, чем благоприятных. Все наши материальные достижения могут исчезнуть, так как над обществом теперь господствуют  люди, которым не дороги основы цивилизации. А значит, ни дороги  и принципы, благодаря которым это все создано.

Можно заметить, число людей, занимающихся научными исследованиями, росло с каждым поколением. Но в наше время, наоборот, наблюдается их упадок, когда индустрия достигает огромных высот. Это парадоксальное явление состоит в том, что нынешний «хозяин мира» словно первобытный человек, он не замечает цивилизации, хотя и пользуется ее плодами, как дарами природы.

Философ считает: «наука угасает, когда люди перестают интересоваться ею бескорыстно, ради нее самой, ради основных принципов  культуры». Когда это происходит, то техника еще протянет некоторое время. Жизнь идет с помощью техники, но не от техники. Она – всего лишь осадок знаний. Из этого следует, что интерес к технике  не сможет обеспечить её развитие.  И человеку массы стоило побеспокоиться бы о своем будущем, в котором наука играет одну из важнейших ролей.

Глава

Век самодовольных недорослей

Итак, сейчас впервые человеческая история оказывается в руках заурядного человека и зависит от его решений. Это человек, которым всегда руководили другие, решил руководить сам. Сделать это, он решил, когда сформировался тип «нового человека», который он представляет. Если рассмотреть с социальной точки зрения этого нового «человека массы», то можно заметить его уверенность в том, что жизнь легка, полна и в ней нет никаких ограничений, поэтому заурядный человек ощущает победу и власть над всем. Эти ощущения приводят его к самоутверждению, удовлетворенности своим умом и моральным устоям. Самодовольство этого человека не позволяет ему признать внешнего авторитета. Он никого не слушает, лезет во все, навязывая свое мнение, не считаясь ни с кем и  не с чем, то есть, следуя принципу «прямого действия».

Его действия очень напоминают действия избалованного ребенка, или варвара. Этот наследник, наследство которого – цивилизация со всеми ее благами. Он порождение роскоши, которая влияет на человеческую натуру. Это сравнимо с наследственной аристократией. Аристократ наследует то, что принадлежало его предкам - условия жизни. Но сам он ничем не связан с ними, он их не создавал. Поэтому возникает проблема самореализации своего «я». Изобилие жизненных благ и возможностей ведет к появлению таких людей типа – аристократ, избалованный ребенок, современный человек массы.

Цивилизация, начиная с 19 века, поставила среднего человека в новые условия. Он видит вокруг машины, заботливое государство благодетельную медицину, всевозможные удобства и привилегии. С другой стороны, он и понятия не имеет каких трудов и жертв стоили эти достижения. У него нет ни капли благодарности, и он не признает за собой почти никаких обязанностей. Этот самодостаточный человек – воплощенное противоречие самой сущности человеческой жизни. Х. Ортега-и-Гассет считает: «когда он начинает задавать тон в обществе, надо бить в набат и громко предупреждать о том, что  человечеству грозит вырождение, духовная смерть».

Достаточно ясно, что «человек самодовольный» явился на свет, чтобы делать только то, что ему хочется – это типично для «маменькиного сыночка». Дело в том, что когда его заставляют или обязывают что-то делать, то реакцией на это будет лишь противоположное действие или просто бездействие. Но наша судьба не подлежит дискуссии, она либо принимается, либо отвергается. Если мы ее принимаем, наше бытие подлинно, если отвергаем, то искажаем самих себя. Во втором случае следует деградация жизни – подлинное естество не умирает, а становится тенью, которая постоянно напоминает о своем значении, заставляет чувствовать вину и показывает падение.

Все, что делает человек массы, он делает как бы «шутя». Он играет трагедию потому, что не верит в реальность настоящей трагедии, которая действительно разыгрывается на сцене цивилизованного мира. Шутовство появляется там, где жизнь не стоит на неизбежности, которой надо держаться до конца. Человек массы не хочет оставаться на твердой почве судьбы, он предпочитает существовать фиктивно. Другого поведения и нельзя ожидать от людей, родившихся в хорошо организованном мире, в котором они замечают только блага, но не опасности. Окружение портит их; цивилизация – их дом, семья, они – «маменькины сынки», им не зачем выходить наружу, выслушивать советы старших, тем более – соприкасаться с глубиной судьбы.

Государство как величайшая опасность

При нормальном общественном порядке масса - это те, кто не выступают активно. Эта масса, которая нуждается, чтобы ею управляли, влияли на неё и организовывали её, пока она не захочет быть массой. Она должна подчиняться авторитету меньшинства,  а не выполнять самой эту роль. Так как, когда масса претендует на эту роль, она восстает против собственной судьбы, против самой себя. Масса  выступает самостоятельно только когда творит самосуд. Можно заметить, что сейчас, когда господствует масса, господствует и насилие. Насилие с каждым днем становилось нормой. Но сегодня этот процесс очень развился и можно предположить, что теперь он пойдет на убыль.

Насилие как цинично установленный способ правления начинает падать, но мы остаемся под его властью, только в другой форме; в форме нашего современного государства. Философ считает: «Государство, - прежде всего техника, техника общественного порядка и администрации».

В наше время государство – могучая машина, которая благодаря обилию и точности своих средств работает очень эффективно. Современное государство – общественный продукт цивилизации. Человек массы воспринимает государство как защитника, охраняющего его жизнь. Он не осознает, что это человеческое творение. Но он видит в нем такого же анонима,  как и себя и считает его как бы «своим». Предположим, что возникли трудности в общественной жизни страны; человек массы начнет требовать, чтобы государство вмешалось и решило проблемы, пустив в ход свои огромные средства.

Вот величайшая опасность, угрожающая сейчас цивилизации: подчинение всей жизни государству, вмешательство его во все области, поглощение всей общественной инициативы государственной властью, а значит и поглощение исторической самодеятельности общества, которая движет судьбы человечества. Массы знают, что, когда им что-то захочется или не понравится, они просто могут нажать на кнопку, и чудодейственная машина государство сделает, что нужно. Это сильное искушение для масс. Масса думает: «Государство – это я»- но это заблуждение. Государство и масса сегодня совпадают только в том, что они оба безымянны. Но вера человека массы в то, что он государство, толкает его запустить механизм подавления творческого меньшинства, которое мешает ему всюду – в науке, индустрии, политике.

Если так будет продолжаться, то творческие стремления общества будут все больше подавляться вмешательством государства. Общество будет принужденно жить для государства, которое высосав все соки из этих людей, погибнет. Получается, что «государство», созданное для лучшей организации жизни общества, оказывается наверху, а общество должно жить для государства.

Многие нации стоят перед этапом внутренних кризисов, сложных проблем – экономических, правовых, социальных. Приходится опасаться, что государства, управляемое людьми массы, не остановятся перед тем, чтобы подавить независимость личности и групп и тем разбить наши надежды на будущий прогресс. Конкретным примером такого механизма является рост полиции во всех государства. Постепенно, следя за правопорядком, решать, что делать станут они, и наведут свой порядок.

Кто правит миром?

Итак, развитие цивилизации автоматически привело к «восстанию масс». С одной стороны это является проявлением общественного уровня жизни, а с другой падением нравственности современного человека. Посмотрим на этот упадок морали с новой точки зрения.

1.

Внешние и внутренние перемены в  человеке являются сущностью новой эпохи. Наиболее важная перемена – перемещение власти, так как оно влечет за собой перемещение духа. Поэтому если мы хотим понять какую-либо эпоху, мы должны ответить на вопрос: кто тогда правил  миром?

Для начала нужно определить, что понимать под словом «правление». И это отнюдь не физическое принуждение, сила или аппарат власти попадает в руки человеку или группе, которые господствуют. Господство - нормальное проявление власти всегда основано на общественном мнении. Общественное мнение – основная сила, из которой в человеческих сообществах возникает господство, так же прочно, как само человечество. Бывает, нет никакого общественного мнения, так как общество разделено на группы, мнения которых противоположны, тогда власти не сложиться, тогда место общественного мнения займет грубая сила.

Получается, что если любая власть основана на общественном мнении, то есть на духе, то власть – это проявление духовной силы. Это подтверждается историческими фактами. Вся первобытная власть была священна, она коренилась в религии. Первой общественной властью была Церковь с ее специфической «духовной властью». От церкви идею восприняла и светская власть, что и она господство определенных идей, и возникла «Священная Римская Империя». Эти две власти не могли разграничить свои сферы по существу, то условились разделиться отношению ко времени: светская - дух времени, общественное мнение, изменчивое; религиозная – дух вечности, мысль Божия, его суждение о человеке и его судьбах.

Автор считает: «В такую-то эпоху господствует такая-то система мнений, идей, вкусов, стремлений, целей».

Что понимать под господством мнения? У большинства его нет, мнение надо дать им. Поэтому необходимо, чтобы хоть какой дух обладал властью и снабжал мнением тех, у кого его нет. Без мнения общество превратилось бы в хаос.

2.

Х. Оретга-и-Гассет считает: «С некоторого времени Европа не знает точно, правит ли она сегодня и будет ли править завтра. Вместе с тем у остальных народов Земли появляется соответствующее настроение, - они не уверены, что кто-то ими правит».

Современный мир ведет себя по-ребячески. В школе, когда учитель выходит из класса, дети срываются с места, стремятся показать, что они никому не подчиняются. Но когда правила отменены, оказывается, что этим детям нечего делать: у них нет ни задачи, ни цели в жизни. Именно так сейчас выглядят некоторые небольшие нации.

Как ранее было сказано – отличительная судьба человека массы, чувствуя себя заурядным, он провозглашает права заурядности и отказывается признавать все высшее. Если это настроение присутствует в каждом народе, оно, конечно, господствует и во всех нациях в целом. Появляются народы массы, которые восстают против творческих народов-меньшинств.

Европа создала систему норм и ценностей, которые доказаны временем. Может быть, это и не лучшие нормы, но они обязательны, пока не создадутся другие. Теперь народы масс отменяют нашу систему норм, но не знают, что делать, так как не способны создать новые.

Философ заявляет: «Когда из мира исчезнет правитель, вот перовое следствие: восставшим подданным нечего делать, у них нет жизненной программы».

3.

«Цыган пришел на исповедь. Священник спрашивает его, знает ли он десять заповедей Господних. Цыган отвечает: «Хотел было выучить, отец, да у нас поговаривают, будто их отменят» » - пишет автор. Не так ли сейчас в мире? Поговаривают, что заповеди европейской культуры больше не действительны и люди, пользуясь этим предлогом, живут без них. Дело не в том, что новые заповеди вытеснили старые, а в том, что новый принцип, благодаря своей новизне, состарил его. Нравственность теряет весь мир. Первое время низшие классы чувствуют, что освободились от бремени заповедей, но без определенного образа жизни их существование становится пустым. Именно это и произошло с частью молодежи – она ощущает пустоту. И вскоре  люди будут требовать властителя.

4.

Власть и подчинение решает в каждом обществе. Если возникает замешательство в том, кто приказывает и кто повинуется, то все идет туго. Даже внутренняя жизнь каждого человека искажается, так как человек – существо социальное. Человек должен чему-то посветить свою жизнь. Но возникает парадокс. С одной стороны человек живет для себя, с другой, если он не направляет жизнь на служение какому-то общему делу, то его жизнь теряет цельность. Сейчас мы видим, как многие люди не знают, чему посетить свою жизнь. Кажется, каждый волен делать все, что захочется, ведь заповеди больше не действуют. Но, в итоге, жизнь, посвящённая себе, стала пустой. Эта пустота нуждается в заполнении и поэтому люди ищут, чем ее можно заполнить, но так и не могут найти.  Философ считает, что цель вне жизни. Цель не должна быть нашим стремлением, она должна быть посвящена чему-то. Если человек посвящает жизнь себе, то он - эгоист, он только то и делает, что крутится вокруг себя. Он не продвинется вперед и ни к чему не придет.

Так и многие народы топчутся на месте, не зная, чему посвятить жизнь, не зная, за кем идти и  кто правит миром. Сознание власти и дисциплина ответственности способны держать духовные силы народа – творческие силы. Творческая жизнь  может быть только в одном положении: либо человек правит сам, либо он живет в мире, где правит тот, кого избрали, и идет за этим человеком  и поддерживает его. Человек должен создавать государство своим трудом.

Заключение

 

Проблема современного мира заключается в том, что он остался без морали. Человек массы отказался от существовавших заповедей, не для того чтобы заменить их, а чтобы ни от кого не зависеть, не подчиняться ничему. Человек массы возомнил себя «центром вселенной» и считает, что его мнение самое правильное и с ним должны все считаться.

Те, кто отрекаются от заповедей и говорят о «новой морали», просто  хотят сделать что-нибудь безнравственное, поэтому прикрываются ей. Человек массы легко обходится без морали, а всякая мораль - чувство подчинения чему-то, сознание служения и долга. А это уже не аморально, а антиморально. Это отрицательная мораль, которая заняла место положительной морали.

Человек массы по-другому относится к цивилизации, которая его породила, нежели его предшественники. Это человек, который занимается отрицанием всего, что не хочет знать. Он отрицает все, что другие создавали и копили. За этим отрицанием скрывается паразитизм человека массы. Он также  не дает создавать ничего тем, кто отличается от него. Это может стать крахом нашей цивилизации.

Сейчас, когда люди уже начали понимать, кто такой человек массы и как он устроен, нужно бить тревогу, пока наш мир не рухнул.

Библиография
 
 

1.Ортега-и-Гассет Х.  «Восстание масс» - Перевод А. М. Гелескула, 1991 г


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22680. Фізичне пояснення періодичної системи елементів 41.5 KB
  При заданому n : = 0 sоболонка 1pоболонка 2dоболонка 3fоболонка. S – оболонка – 2 ; р – оболонка – 221=6 d – оболонка – 10 . Якщо оболонка містить максимальну кількість е то вона заповнена ns2 np6 nd10 nf14 Період. іонів n 1 2 3 4 5 оболонка K L M N O макс.
22681. Атоми у зовнішніх полях. Ефект Штарка 507.5 KB
  Ефект Штарка Явище розщеплення в електричному полі енергетичних рівнів і пов’язане з ним розщеплення спектральних ліній називають ефектом Штарка. Розщеплення рівнів спостерігається як в однорідних так і в неоднорідних електричних полях зі складною просторовою конфігурацією.Наявність електричного поля що змінюється з часом також призводить до розщеплення рівнів енергії.Енергетична віддаль між компонентами розщеплення рівня в однорідному електричному полі росте зі збільшенням його напруженості.
22682. Атоми у зовнішніх полях. Ефект Зеємана 340.5 KB
  Суть: розщеплення спектральних ліній обумовлене взаємодією атомів з магнітним полем. Розщеплення спектральних ліній в магнітному полі є наслідком розщеплення енергетичних рівнів. простий ефект : правила відбору: три лінії:лінія двікомпоненти Складний ефект: розглянемо основний і перший збуджений...
22683. Теорія молекули водню. Обмінна взаємодія 72 KB
  Тоді рня Шредінгера для електронів при фіксованих ядрах: Нульове наближення: V΄=0атоми віддалені: R= тоді V=V1 V2 . та теж буде розв΄язком: Ени нерозрізненні тоді тоді буде: сим. Тоді будуть поправки до енергії різні для сим.
22684. Принцип роботи прискорювачів заряджених частинок 42 KB
  2 R – радіус орбіти частинки в магнітному полі m – маса чки c швидкість світла H – напруження магн. Металева сфера заряджена до великого потенціалу і частинки виходять з неї через трубку; енергія частинок десь 28 Мев. Підвищення енергії частинки частинки майже вдвічі можливе при використанні каскадних електростатичних прискорювачів. Циклотрон – складається з секторних електродів дуантів перпендикулярно до яких прикладено сильне однорідне магнітне поле яке потрібне для задання циклічної траєкторії частинки.
22685. Сучасні уявлення про ядерні сили. Моделі атомного ядра 43.5 KB
  Моделі атомного ядра. де І – момент інерції повний момент ядра враховує деформацію ядра при обертанні. В основі моделі лежить припущення про те що нуклони рухаються в самоузгодженому полі – задача стає одночастинковою самоузгодження сили взаємодії між нуклонами замінюють на загально силовий центр тобто вводять середнє для всіх нуклонів ядра поле. Спектр ядра розбитий на групи близьких рівнів з великими проміжками між групами.
22686. Міжнародні комерційні операції 36.5 KB
  Проблеми: відбувається неодночасно тобто одна сторона в багатьох випадках кредитує іншу сторону внаслідок чого виникають ризикові ситуації фірми ризикують отримати непотрібні їм товари. Наприклад Україна експортує до Китаю товари. Китай сплачує ці товари якщо Україна закупить на певну суму виручки товари в Китаї. офсет – подібний до зустрічної закупівлі тим що одна сторона погоджується придбати товари і послуги за певний суми виторгу від початкового продажу.
22687. Принципи ЗЕД 26 KB
  Принцип свободи зовнішньоекономічного підприємництва що полягає у праві суб’єктів зовнішньоекономічної діяльності добровільно вступати у зовнішньоекономічні зв’язки; праві суб’єктів зовнішньоекономічної діяльності здійснювати її в будьяких формах які прямо не заборонені чинними законами України; виключному праві власності суб’єктів зовнішньоекономічної діяльності на всі одержані ними результати зовнішньоекономічної діяльності. Принцип юридичної рівності і недискримінації що полягає у рівності перед законом всіх суб’єктів...
22688. Облік фінансових вкладень та консолідована звітність 209 KB
  ІНВЕСТИЦІЯ - це актив, яким володіє підприємство з метою збільшення капіталу через розподіл доходу (наприклад, відсотків, роялті, дивідендів та ренти), для зростання вартості капіталу або для інших вигод.