98400

ЛИЧНОСТЬ СОКРАТА. УЧЕНИЕ СОКРАТА

Реферат

Логика и философия

Отношение к Сократу никогда не было однозначным: одни считали его олицетворением мудрости, другими же он был приговорен к смертной казни за безбожие, третьи сочли обвинение в безбожии лишенными всякого основания и полагали, что Сократ было глубоко верующим человеком.

Русский

2015-11-02

101.5 KB

2 чел.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

  1.  ЛИЧНОСТЬ СОКРАТА
  2.  УЧЕНИЕ СОКРАТА
    1.  Философия в понимании Сократа
    2.  Этическое учение Сократа
    3.  Диалектика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение

В истории философии вряд ли можно найти фигуру более известную, чем Сократ. Еще при жизни, в те далекие времена, в сознании людей он был  олицетворением мудрости и идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. В наши дни представление о нем не изменилось: он по-прежнему является синонимом мудрости и героической личностью, имевшей мужество выражать свои мысли перед обществом. Его образ как философа и мыслителя был положен в основу многих произведений литературы и искусства, таких как «Апология Сократа» Платона, «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта Афинского, пьесой Э. Радзинского «Беседы с Сократом» и другими произведениями. Ты их все читал?

О личности Сократа, о его жизни, смерти, о его учении,  накопилось огромное собрание трудов множества авторов, но, не смотря на это, нет в истории философии личности более загадочной, чем Сократ. Причиной этого является то, что Сократ не оставил нам письменных источников. О особенностях его учения, жизни, взглядах на те или иные проблемы мы можем узнать главным образом из трудов его учеников и друзей, таких как Платон и Ксенофонт, а так же его идейных противников – к примеру Аристофана, или из сочинений более поздних авторов. Проблемой же в данном случае становится то, что каждый автор по-своему понимает и преподносит читателям Сократа.

Отношение к Сократу никогда не было однозначным: одни считали его олицетворением мудрости, другими же он был приговорен к смертной казни за безбожие, третьи сочли обвинение в безбожии лишенными всякого основания и полагали, что Сократ было глубоко верующим человеком. Но не только современники Сократа не могли прийти к единому мнению по личности и мировоззрению этого человека, и в дальнейшем ходе истории, вплоть до наших дней, Сократа оценивали и оценивают по-разному. Для одних он всегда был и остается великим античным мудрецом, «олицетворение философии», для других же — опасным безбожником, для третьих — общественным деятелем, которому «принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений»1.

Именно поэтому и в наше время вопрос об объективности знаний о Сократе, да и о других античных мыслителях, остается актуален, так как всякое изложение сведений о нем, дошедшее до наших дней, является субъективной точкой зрения автора, зависящей от его ума, таланта, мировоззрения, кругозора, убеждений, характера и прочих индивидуальных характеристик.

Целью данной работы я ставлю анализ различных точек зрения на учениЕ, деятельность и личность Сократа, дабы определить место Сократа в античной философии.

Задачами реферата являются:

- изучение биографии Сократа; это нам совершенно ни к чему

- рассмотрение основных аспектов его деятельности:

  1.  Этического учения
  2.  Философии
  3.  Диалектики.

  1.  Личность Сократа

В древних Афинах было множество различных праздников, более 40, и в один из таких дней повезло родиться и Сократу. Он родился в знаменитые Фаргелии, праздник посвященный Аполлону и Артемиде. Наверное в этом был некий лик судьбы, так как вся его последующая жизнь была связана с Аполлоном: надпись на Дельфийском храме Аполлона «Познай самого себя» стала в некотором роде девизом Сократа, предопределив его глубокий интерес к философии, которую он расценивал как служение дельфийскому богу.  С именем Аполлона связана и отсрочка казни Сократа, так как и начало и конец жизни Сократа пришлись на «чистые» дни Аполлона.

В сведениях о Сократе дошедших до наших дней  в ряде случаев правда переплетается с вымыслом. Зачастую они носят «анекдотический, полулегендарный характер»2.

Особенно мало сведений дошло до нас о первой половине жизни  этого великого мыслителя, так как в это время он еще не приобрел широкую популярность у своих современников. Но все-таки кое-что нам известно.

Сократ родился в семье каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты. Предание, сомневаться в правдивости которого у нас нет ни малейших оснований,  уверяет, что род Софрониска был очень древний и знатный, и что его корни восходили к Дедалу, который согласно греческой мифологии утверждил в Афинах различные искусства и ремесла, и чей сын Икар совершил безумную попытку подняться на восковых крыльях к солнцу и  через это стал олицитворением тщетности людских стремлений к божественному идеалу.

Так же нет никаких сомнений в том, что Сократ родился в Афинах. Однако точная дата его рождения нам не известна: одни полагают, что он появился на свет в 471 году до н.э., вторые, – что в 469 году, а третьи уверены, что в 468 году. Большая часть историков полагают, что вторая дата более вероятна, так как в своей судебной речи, то есть в 399 году, Сократ, если исходить из сочинений Платона, заявлял, что он – 70-летний старик.

Как и все дети в Афинах Сократ получил общедоступное начальное образование, направленное как на духовное, так и на физическое формирование личности. Это было так называемое мусическое и гимназическое воспитание, к первому относились все искусства – поэзия, театр, музыка, скульптура, искусство речи, счета и даже философия. Конечно это были лишь зачатки знаний, их основы. О том, что Сократ получил это образование можно в известной мере судить по диалогу Платона «Критон», где Законы риторически спрашивают у Сократа: «Разве не хорошо распорядились те из Законов, в чьем ведении это находится, предписав твоему отцу дать тебе мусическое и гимнастическое воспитание?»3. А что такое «мусическое»? И в чем отличия?

По закону, установленному в Афинах,  люди достигшие 18 лет, должны были пройти «процедуру наделения гражданством», однако это было возможно  только при условии, что оба родителя являлись гражданами Афин, а сам он был законнорожденным и свободным. Пройдя оговоренную выше процедуру, Сократ  принес традиционную В Афинах присягу, текст которой звучал примерно так: «Я не посрамлю священного оружия и не покину товарища, с которым буду идти в строю, но буду защищать и храмы и святыни один и вместе со многими. Отечество оставлю после себя не умаленным, а большим и лучшим, чем сам его унаследовал. И я буду слушаться властей, постоянно существующих, и повиноваться установленным законам, а также и тем новым, которые установит согласно народ. И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их и один и вместе со всеми. И я буду чтить отеческие святыни.

А свидетелями того да будут Аглавра, Эниалий-Арес, Зевс, Фалло, Авксо, Гегемона»4.

И весь свой жизненный путь, какие бы препятствия и преграды не вырастали у него на пути, Сократ не нарушал данного слова, и даже в свой смертный час он оставался человеком чести и патриотом Афин.

О деятельности Сократа, после того, как он перешагнул порог двадцатилетия, нет единой точки зрения. Одна из них предполагает, что он пошел по следам своего отца и занялся обработкой камней. Именно этой версии придерживается большинство древних авторов, приписывая Сократу изготовление скульптуры, впрочем, на правдивость этой теории указывают и другие факты.

Другую точку зрения, на жизнь молодого Сократа давал, негативно настроенный по отношению к нему, Аристоксен. Согласно ей, в годы своей молодости Сократ вел себя, по меньшей мере не благочестиво. Позже он работал обычным каменотесом. И лишь по велению фортуны им заинтересовался философ Архслай, и сделал его своим учеником.

Третья версия, принадлежащая древнегреческому историку и писателю Плутарху,  базируется на том, что некогда богатый Критон, в будущем ученик и друг Сократа, встретив его в пору юности, был столь впечатлен его умом и талантами, что забрал Сократа из отцовской мастерской и за свой счет отправил к лучшим учителям того времени. Однако есть ни мало оснований для сомнений в достоверности этого рассказа, как по хронологическим, так и по другим соображениям, однако факт, что Сократ, еще будучи молодым человеком, ходил слушать выдающихся философов своего времени и под их руководством изучил некоторые дисциплины, весьма вероятен. У него были не плохие знания геометрии, астрономии, а так же знания философии по Гераклиту, Анаксагору, Пармениду, Демокриту и Эмпедоклу. Некоторые утверждают, что Анаксагор был его учителем, но насколько это утверждение правдиво мы судить не можем.

Однако же не этот, ни иные философы не оказали на Сократа большого влияния. Он учился у многих, но был оригинален и объяснял это тем, что свои идеи черпал не от других, а от собственного ума. Сократа воспитал окружающий его мир, сама жизнь. И эта школа, сумевшая не просто заменить ему все умственные дисциплины и другую теоретическую подготовку, что была столь важна в большинстве иных случаев, но и возвысить его над другими.

Но какую бы точку зрения мы не избрали предпочтительной, можно с уверенностью сказать, что занятия профессией отца, не в качестве каменотеса, не в качестве начинающего скульптора, не оказали значимого влияния на жизнь философа. В отличие от профессии матери. По словам Платона, Сократ описывал мать как « очень почтенную и строгую повитуху». И вне всяких сомнений, она оставила неизгладимый отпечаток в сознании своего знаменитого сына – не зря Сократ называл свой философский метод содействия рождению истины в ходе разговора – майевтикой - по аналогии с родовспомогательным искусством своей матери. Праздник Аполлона и Артемиды, знаменитые Фаргелии, в дни которых появился на свет один из величайших философов, незримой нитью переплетаются с его судьбой: даже избранный им философский метод – майевтика, – приобретал высший смысл - ведь согласно мифам, повивальное искусство, было в высшем ведении Артемиды.

  1.  
    Учение Сократа

2.1 Философия в понимании Сократа

Так что же сделал Сократ, чтобы его труды прошли сквозь время и были актуальны и в наши дни? Каким новым смыслом  наполнил понятия «философ» и «философия»?

Аристотель, в одном из своих сочинений, описывает предание, в котором повествуется о том, как в молодости Сократ посетил Дельфы. Это высказывание стало толчком к увлечению философией и предрешило путь его философских поисков истины. Сократ усмотрел в этом изречение воззвание к познанию в общем, к выявлению смысла, роли и границ человеческого самопознания и познания окружающего в единении с божественной мудростью.

Предметом философии, ее главной задачей и основной целью Сократ ставил познание человеческого «естества», первопричины его образа жизни и мышления, его поступков и дел. Познание этих вещей он считал возможным лишь на пути самопознания, на пути следования дельфийскому призыву «Познай самого себя». В реализации этого постулата Сократ видел свое жизненное предназначение.

Постижение Сократом сущности человеческих проблем требовало поисков новых путей познания. Интерес Сократа к проблемам человеческого познания и человека в общем, ознаменовал собой поворот философии от природы к человеку,  к моральном философии и этике.  Человек и занимаемое им место в мире стали главной темой всех бесед Сократа.  

Сократ считал, что важнейшими проблемами для философии являются человек и его поведение, поэтому именно на них он и сосредоточил все свое внимание.  Этот факт дал возможность Цицерону говорить, что Сократ «спустил» философию с «неба на землю». По словам Ксенофонта, Сократ в первую очередь исследовал этические проблемы, касающиеся того, что «благочестиво и что нечестиво, что прекрасно и что безобразно, что справедливо и что несправедливо».

Теория и практика, знания и деяния для Сократа являлись единым целым. Отсюда и вытекала его уверенность в том, что мудрость и истинное знание неотделимо от праведных дел и других добродетелей. Сократ считал, что нельзя назвать философом, человека обладающего мудростью и знаниями, но лишенного добродетели.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что главным отличительным признаком подлинной философии и истинного философа, Сократ считал признание единства знания и добродетели. И не только признание, но также и стремление к воплощению этого единства в жизни. Направленность на этические проблемы и новое содержание, введенное Сократом в понятие «философия», обусловили его отношение к натурфилософии, к изучению «космоса» и явлений окружающего мира.

Но даже философия природы, толкование им небесных явлений, строения мира и т.п., носят четко выраженный этический характер и служат доказательству основных положений его моральной философии. Вселенная и человек состоят в адекватной и целесообразной гармонии, предначертанной богами.

По мнению Сократа науки, предметом которых является изучение человека, обладают большим преимуществом перед науками, изучающими природу: исследуя человека, они дают ему то, что ему необходимо более всего другого, ‒ познание себя и дел своих, цель и смысл жизни, ясное понятие морали, нравственных и духовных ценностей.

Сократ по Платону говорил, что знание, относящееся к истинной добродетели, «способно управлять человеком, так что того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание».

Философски возвысив разум и признав за ним универсальную мощь, Сократ подчинил его господству все космические и земные дела. Знание в трактовке Сократа предстало в качестве единственного должного регулятора и надлежащего критерия человеческого поведения. Тем самым он вдохнул новую жизнь в старую мудрость: «Познай самого себя»5.

2.2 Этическое учение Сократа

Этика по Сократу это этика индивидуальной ответственности каждого человека. Она отображает ту стадию развития личности, когда человек берет на себя ответственность за свое развитие и за развитие общества, в котором он живет, то есть видит себя субъектом нравственного поведения. Знаменитый исследователь античных времен В. Ийегер пишет: "Сократ - последний гражданин в смысле древней полисной Греции. Он же одновременно является воплощением и высшей точкой новой формы духовно-нравственной индивидуальности" 6.

Сократ не воспринимал учение софистов, как верное, потому как не видел у них позитивной программы, не видел смысла их деятельности. Сократ  пытался создать систему точных, общих понятий. И эта идея, в отличие учения софистов, имела точную цель и ценность. Для ее осуществления философ использовал специальный метод, получивший название «индуктивный» и условно разделяемый исследователями на пять составных частей:

1) сомнение (или «я знаю, что я ничего не знаю»);

2) ирония (или выявление противоречий);

3) майевтика (или преодоление противоречия);

4) индукция (или обращение к фактам);

5) дефиниция (или окончательное установление искомого понятия).

Необходимо отметить, что метод, который применил Сократ, и сегодня не утратил своего значения и используется, например, как один из способов ведения научных дискуссий.

Этика призвана способствовать постижению и осуществлению данной установки. Счастье означает благоразумное, добродетельное бытие. Таким образом, только нравственный человек может быть счастливым (а также разумным, что практически то же самое).

Эвдемонистическая позиция Сократа дополняется также его точкой зрения о самоценности морали: не сама мораль подчинена естественному стремлению человека к счастью, а, наоборот, счастье напрямую зависит от нравственного облика (добродетельности) человека. В связи с этим уточняется задача самой этики: помогать каждому человеку стать моральным, а вместе с тем счастливым.

Сократ при этом различал понятия «счастье» и «наслаждение». Он выдвигал проблему свободы воли. Главными добродетелями человека он считал: мудрость, умеренность, мужество, справедливость, подчеркивая значимость нравственного самосовершенствования человека.

В поиске путей решения всех этических проблем он занимал всегда рационалистическую позицию. Именно разум, знание являются основой добродетельности (по—другому, каждая добродетель – определенный вид знания).

Неведение, незнание являются источниками безнравственности. Таким образом, по Сократу, понятия истины и добра совпадают. Возможно, за утверждением Сократа о том, что ученый, мудрец не способен на зло, находится глубокая мысль: моральные ценности лишь тогда имеют важное функциональное значение, когда признаны человеком как истинные.

2.3 Диалектика

Понятие «диалектика» означает «рассуждаю», «веду диалог», «спорю», «обсуждаю». Не смотря на то, что греческие философы, видели в термине «диалектика» совершенно разное содержание, он всегда отождествлялся с диалогом, и по большей части означал «искусство диалога и аргументации».

У представителей софистского учения понятие «диалектика» получило название «эристика» и стало соотноситься с искусством спора, искусством убеждения, посредством доказательства субъективности любого человеческого знания, представления о предметах, и не только в материальной сфере, но и в духовно-нравственной.  

Сократ же не видел в эристике ничего положительного, отрицал ее и считал недостойной философа. Делая человека «ненавистником всякого слова и суждения», она разрушительна и гибельна, ибо «нет большей беды, чем ненависть к слову»7.  Сократ считал, что искусством диалектики владеет тот, кто умеет задавать правильные вопросы. Он понимал, что только в рассуждении, в диалоге, рождается истина, становится возможным познание истинной сущности вещей.

Сократ понимал «диалектику» как метод исследования внутренней сущности понятий, с целью формирования наиболее точных понятий, а это, по мнению философа, было возможно при раскрытии содержания понятия, нахождении его существенных признаков. С этой целью Сократ разделил понятия на родовые и видовые, преследуя при этом как теоретические, так и практические цели. Сократ был убежден, что человек, владеющий своим разумом, сможет благодаря этому методу отличить добро от зла, белое от черного, хорошее от плохого, сделать правильный выбор, и быть при этом человеком чести и слова.

По словам Аристотеля, формирование общих определений, и индуктивного метода, было одним из главных новшеств, привнесенных Сократом в философию.

Для Сократа, его  метод формирования понятий с помощью правильно поставленных вопросов, названный им диалектикой, был прежде всего методом определения сущности именно этических, нравственных понятий. А не материальных.  


Заключение

Сократ – один из самых загадочных людей античного времени – это объяснимо переходным характером его философии – ведь именно он повернул философию от природы к человеку, сделав его объектом философской мысли. В нем чувствуется некая глубина духа, сознания, мысли; в целом он так и остается самым непонятным философом своего времени, человеком, о котором написано великое множество книг, человеком прошедшем сквозь тысячелетия, но который не записал не строчки своих мыслей, не оставив потомкам ничего, кроме воспоминаний современников.  

Сократ  не был космологом – он намеренно отстранился от такого рода проблем и обратился к чисто человеческой мудрости, отрицая, как и его современники-софисты, всех прочих философов.  Но при этом Сократ не был и софистом. Так же он был абсолютно чужд и объективному идеализму Платона.

Сократа невозможно выразить в какой-нибудь простой и ясной схеме, дать ему точную характеристику. В нем все бурлило, взрывалось, перемешивалось. Но при этом в нем так же сохранялась какая то бездонная наивность, так дополнявшая его.

Но не смотря на неотъемлемое величие Сократа, необходимо объективно смотреть на его метод и философию, не идеализируя их. Основная его ошибка – это смешение определений слов и понимания сущностного содержания предмета.

Приравнивание добродетели и знания – вот другая его ошибка. Любую несправедливость, падение морали, злые поступки Сократ объяснял малым объемом знаний, невежеством.  Однако опыт человечества доказал, что самую большую несправедливость зачастую совершают умные, образованные и начитанные люди.

Третьей проблемой философии Сократа можно считать его девиз «Познай самого себя». Он считал, что все можно решить через самопознание, однако это не так. Самопознание, несомненно, достойная цель, но реальные проблемы мира вряд ли решаемы через него.

Метод Сократа успешно применялся во многих философских школах, и применяется по сей день в математике, экономике и многих других научных дисциплинах.

Наследие Сократа нельзя оценить как однозначное. Он оказал сильное влияние на Платона, и, тем самым, его идеи постоянно питали философию вплоть до наших дней.  Человечество в неоплатном долгу перед Сократом. Он показал, как можно пользоваться разумом, его уроки мудрости, построенные на примерах личной бескомпромиссной жизни, не имеют ограничения по времени. Мудрость Сократа, его выбор не ограничивались гражданами Афин, а были направлены сквозь века, до сегодняшних дней.

Список литературы

  1.  Аристотель. Афинская полития. – М.,1937. 
  2.  Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980.
  3.  Кессиди Ф.Х. Сократ. – СПб., 2001.
  4.  Лосев А.Ф. История античной эстетики т.II. – М.,1969.
  5.  Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд.,. М., 1961. 
  6.  Нерсесянц В. С. Сократ. – М., 1984.
  7.  Библиографическая библиотека Павленкова. Сократ: http://www.imwerden.de/pdf/pavlenkov_003_socrates.pdf
  8.  Платон. Избранные диалоги. – М., 1965.
  9.  Руссо Ж.Ж. Трактаты. – М., 1969.

1 Нерсесянц В. С. Сократ. — М., 1984. — 190 с.

2 Нерсесянц В. С. Сократ. — М., 1984. — 190 с.

3 Платон. Избранные диалоги. М., 1965

4 Аристотель. Афинская полития. М. Соцэкгиз, 1937, с. 217,

5 Нерсесянц В. С. Сократ. — М., 1984. — 190 с.

6 Ф. X. Кессиди . Сократ. — СПб.: Алетейя, 2001. — 352 с.

7 Платон. Избранные диалоги. – М., 1965. – 297 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51334. Проектирование и строительство 4-х этажного здания с цокольным и мансардным этажами спортивно-оздоровительного и развлекательного назначения выполнены специалистами ООО «Севергеолдобыча» 366.5 KB
  Изученность территории ИНЖЕНЕРНО ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ. ИНЖЕНЕРНО ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ. Техническое задание заказчика на производство инженерно строительных изысканий копия. Программа производства инженерногеологических изысканий.
51336. Изучение способов адресации микроконтроллеров МSP430 228.79 KB
  Производительность микроконтроллера во многом определяется его центральным процессорным устройством (ЦПУ). Микроконтроллеры MSP430 имеют 16-битное ЦПУ, обладающего рядом возможностей, специально предназначенных для поддержки современных методов программирования, таких как вычисляемые переходы, табличные вычисления, а также использование языков высокого уровня, в частности, языка Си.
51337. Изучение таймеров общего назначения и аналого-цифрового преобразователя микроконтроллера STM32F100RB 62.87 KB
  Некоторые характеристики модулей АЦП микроконтроллера STM32F100RB: 12ти разрядная разрешающая способность; 18 каналов из которых 16 внешние; возможность задавать время преобразования индивидуально для каждого канала 8 дискретных значений; возможность задания одиночного или непрерывного преобразования; самокалибровка; наличие оконного компаратора; запуск преобразования от внешнего источника; работа с модулем DM Injected chnnels инжектированные...
51338. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕТВЛЕНИЙ 273.12 KB
  Даны координаты точки, не лежащей на координатных осях OX и OY. Определить номер координатной четверти, в которой находится данная
51340. РАБОТА С ОДНОМЕРНЫМИ МАССИВАМИ В ЯЗЫКЕ C 117.69 KB
  Дано целое число N (>0). Сформировать и вывести целочисленный массив размера N, содержащий N первых положительных нечетных чисел: 1, 3, 5, . . . Алгоритм Текст программы