9842

Сословная система российского общества 15-17 века

Реферат

История и СИД

Сословная система российского общества 15-17 века. Процесс завершения образования Российского государства хронологически совпадает с образованием западноевропейских стран и приходится на время правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533...

Русский

2013-03-17

27.82 KB

160 чел.

Сословная система российского общества 15-17 века.

Процесс завершения образования Российского государства хронологически совпадает с образованием западноевропейских стран и приходится на время правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533). Именно на долю Ивана III выпало свержение золотоордынского ига. С 1476 г. Иван III перестал платить дань Золотой Орде.

В 1480 г. хан Ахмед (Ахмат) выступил против России, претендуя на власть над русскими землями. Навстречу ему с войском двинулся Иван III. Войска сошлись на реке Угре, но 11 ноября 1480 г. Ахмат без боя отступил. Так, столетие спустя после Куликовской битвы было окончательно покончено с властью монголотатар. Дата, окончания «стояния на Угре» считается и датой окончания ордынского ига. Причем в отличие от Куликовской битвы, когда победа была завоевана страшной ценой и не привела к окончательному освобождению, в 1480 г. цель была достигнута без генерального кровопролитного сражения.

Иван III обладал большим умом и силой воли. Этот великий московский государь заложил основы российского самодержавия, укрепил государственный аппарат, повысил международный престиж Москвы.

При Иване III осуществилось объединение Северо-Восточных и Северо-Западных русских земель с центром в Москве. Это объединение превратило Московское княжество в национальное. Великорусское государство и, таким образом, сообщило великому князю московскому значение национального великорусского государя, подчеркивал В.О.Ключевский. Московский князь именовал себя царем, а в присутствии иностранцев - Государем Всея Руси, рассматривая себя как единственного в мире православного независимого государя, преемника Византийского дома после падения Византийской империи. Москва стала сердцем объединенного, немалого уже по размерам, национального государства.

В 1481-1505 гг. началось строительство государственного аппарата, формировались стратегические направления внешней политики: на востоке - наступление на ханства, образовавшиеся в результате распада Золотой Орды; на западе и' северо-западе - борьба с Литвой и Ливонским орденом и возвращение восточнославянских земель, входивших в состав Киевской Руси. Эти годы - время нового и последнего этапа борьбы с новгородским боярством. После включения Новгородской земли в состав единого Русского государства местное боярство сохраняло свои вотчины, богатства и политическое влияние в городе. Признав формально власть великого князя, бояре продолжали оставаться враждебной Москве силой.

Зимой 1483-1484 гг. в Новгороде до крайности накалились политические страсти. Верхи новгородского общества раскололись на сторонников и противников Москвы. В столицу пошли взаимные «обговоры» - доносы. Вновь обнаруженная «коромола» дала повод для принятия радикальных, небывалых доселе ре-' шений. Обвиненные в измене бояре были заточены в тюрьмы, а все остальные выселены из Новгорода под Москву. Сохранив жизнь и свободу, но потеряв имущество, вчерашние новгородские бояре стали подмосковными помещиками -служилыми людьми великого князя.

Впервые т страницах источников появилось это новое слово - «поместье». После выселения новгородских бояр в руках московского правительства скопилось много земель, которые прежде принадлежали им, а также монастырям и новгородскому владыке. Слом старого новгородского землевладения с необходимостью ставил вопрос о судьбах этих земель. Тут-то и появилось поместье - новая форма феодального землевладения. Именно в эти годы новгородские земли стали впервые раздаваться на основе нового поместного права. В отличие от вотчинника помещик не являлся собственником земли, не имел права распоряжаться ею. Помещик был только владельцем земли, получающим ренту с крестьян.

Новая форма владения резко усиливала непосредственную зависимость служилого землевладельца от великого князя. Он получал полную возможность как поощрять, так и наказывать служилых людей. Земля превращалась в своего рода жалование, которым великий князь мог распоряжаться по своему усмотрению. Условное землевладение стало быстро расти. В XV веке в классе феодалов оформляется сильный слой средних и мелких служилых людей, составивших опору власти великого князя, его основную военную силу.

Объединяя страну, московское правительство ломало и видоизменяло прежнее управление: союз земель под главенством великого князя заменялся единым государством. Начинается становление единообразной административной системы. Бывшие удельные князья неуклонно теряли свои земли и низводились до положения служилых вотчинников. Усложняется политическая структура: кроме Боярской думы власть осуществляют дьяки, по тому времени высокообразованные администраторы, которым князь «приказывает» ведать определенными отраслями управления. Зарождается приказная система. Упорядочиваются и централизуются право, суд, финансы и вооруженные силы.

В конце XV века появляется новое название Русского централизованного государства - Россия. Постепенно «российский» начинает означать принадлежность к государству, а «русский» - к определенной народности. Юридически централизация выразилась в появлении первого общерусского «Судебника» (1497) с едиными юридическими нормами. Надо сказать, что ни Англия, ни Франция, ни Германия тогда еще не имели общегосударственных законов, подобных Судебнику Ивана III. Статья 57 этого документа ознаменовала собой начало оформления крепостного права. Она ограничивала крестьянам сроки ухода от владельцев одной неделей до и после Юрьева дня (26 ноября). Крестьянин обязан был платить «пожилое» за то, что жил на земле феодала.

Со временем официальное признание получает теория о Москве как о «третьем Риме», сформулированная игуменом псковского Елизарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в 1510-1511 гг. Согласно взглядам Филофея, мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим» - Константинополь, а оттуда в Москву. Два Рима пали из-за их измены «истинному христианству». Византия изменила христианству, пойдя на унию с католической церковью в 1439 г., что привело к завоеванию ее турками. Москва же осталась верна христианству, не пойдя на союз с католической церковью, и потому теперь является мировым центром христианства, «третьим Римом», а четвертому Риму не бывать.

Тем самым задача создания централизованного Московского государства становилась всемирно-исторической, представлялась как спасение всего человечества, искупительная миссия христианства.

По мнению И.Н.Ионова, если в X веке христианство стало духовной основой объединения восточнославянских племен в единое древнерусское государство, то в XV веке оно вновь сыграло ключевую роль в создании централизованного Московского государства, упрочении самодержавной власти московских царей.

В конце XIV века появился новый термин - «крестьяне». «Люди», «смерды», «изгои» - термины, обозначавшие в прошлом различные категории сельского населения, постепенно исчезали. Это свидетельствовало о вовлечении в систему феодальных отношений всего сельского населения.

Крестьяне делились на две категории - черносошных и владельческих. Первые из названных жили общинами в селах и не принадлежали отдельным феодалам. Они сидели на так называемых черных (т.е. свободных) землях. В отличие от них владельческие крестьяне жили на надельных землях в системе феодальной вотчины. Они были Лично зависимы от феодалов, но за ними сохранялось (формально) право свободного перехода от одного феодала к другому.

Основу социально-политической. регуляции общества на Северо-востоке Руси составляли преимущественно княжеско-подданнические  отношения между ч верховной властью (князем, царем) и земледельческим сословием, определявшиеся формулой «государь-холоп».

И в Московском государстве была система вассалитета, при которой господствующий класс получил юридические гарантии своих прав и привилегий, но она ограничивалась исключительно рамками отношений княжеских династий. Удельные князья обращались к сюзерену как к «брату старейшему». Чуть ниже их на иерархической лестнице стояли так называемые служилые князья, для государя -«слуги». Появились они в результате присоединения западнорусских земель в конце XV века,; От князей удельных «слуги» отличалась тем, что владели наследственными вотчинами (а не уделами) и не имели ни малейших прав на великокняжеский престол. К середине XVI века большинство служилых князей сознательно перешло на положение бояр, понизив тем самым свой социальный статус. Оказалось, что им выгоднее быть в государевой думе (куда служилые князья из-за высокого статуса не входили), управлять страной и получать за это пожалование. Относительная независимость удельных князей от центральной власти вызывала постоянную подозрительность правительства. Естественный ход исторического развития России привел к полной ликвидации удельной системы уже в конце XVI в. и торжеству отношений «государь - подданный».

"К концу XVI века, когда уделы были уничтожены, крупные областные княжества присоединены к Москве и «отъезжать» фактически было некуда, кроме Литвы, все бояре и слуги московских государей становились уже фактически слугами «невольными». Теперь они были обязаны служить московскому государю и никому иному. За свою службу бояре -и вольные слуги получали от князей в «кормление» города и волости, которыми они правили в качестве «наместников» и «волостелей». Кроме того, в процессе «собирания» земель Иван III опирался на московское конное войско помещиков, получивших за свою службу государю земли, отторгнутые у былых удельных князей. Большая, подавляющая часть «огосударствленных» сельскохозяйственных угодий была поделена, раздана в эксплуатацию людям великого князя московского. Земли, со всеми их обитателями и тружениками, были скрупулезнейшим образом учтены.

Оформление государственной власти, степень централизации государственного аппарата отражали тенденции перехода от управления посредством лиц к управлению посредством учреждений. Центр тяжести решений смещался в сто- ^ рону высшей власти. Высшее руководство включало не только первое лицо (князя, царя), но и боярскую аристократию. Монарх делил власть с аристократией. «Царь указал, а бояре приговорили» - по этой формуле принимались законы, решались вопросы о войне и мире. Боярская дума в Русском централизованном государстве конца XV - начала XVIII века являлась постоянным сословно-представигельным органом аристократии законосовещательного характера при великом князе (царе), обсуждавшим вопросы внешней и внутренней политики. Через Боярскую думу знать распоряжалась делами в центре. В ней собирались первые лица. Большинство бояр еще в думе XVI века были потомками удельных державцев. В думе сидели представители всех старинных, привычных властей v Русской земли, тех же властей, какие правили землей прежде по уделам, только прежде они правили ею по частям и по одиночке, а теперь, собравшись в Москву, они правили всей землей и все вместе, отмечал В.О.Ключевский. Боярская аристократия контролировала также и все местное управление через систему кормлений. Название «кормление» произошло от того, что областные управители собирали пошлины в своей карман, т.е. в буквальным смысле кормились за счет населения.

Структура государственной власти, заложенная при Иване III, определила пути, по которым шло политическое строительство и в XV, и в XVI, и в XVII веке..

Таким образом, при Иване III закладывались основы сословно-представигельной монархии. Становление монархии сопровождалось ликвидацией многих старых норм и традиций. Аристократия - боярство, удельные князья —. теряли свои былые свободы и привилегии. Крестьяне вынуждены были поступиться свободой передвижения. Этого требовали интересы нарождавшегося русского служилого сословия - дворянства, которое за свою службу государю стало получать землю с крестьянами. Со времен Ивана III именно дворяне составляли основную боевую силу армии. С конца XV века начинают оформляться сословия на Руси - феодальная аристократия с ее органом - Боярской думой, дворянство и духовенство, крестьянство и посадские люди.

В целом, в отличие от стран Западной Европы, образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России - на феодальной основе. Процесс централизации сопровождался не зарождением раннебуржуазных отношений, а дальнейшим закрепощением крестьян, а также жесткой регламентацией в отношении всех других сословий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32332. Политическая система общества. Ее понятие, структура, типы. Характеристика отдельных типов политических систем 46.5 KB
  Выделяют следующие компоненты политической системы: 1 политическая организация общества включающая в себя государство политические партии и движения общественные организации и объединения трудовые коллективы и т.; 2 политическое сознание характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; 3 социальнополитические и правовые нормы регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; 4 политические отношения складывающиеся между элементами системы...
32333. Место и роль государства и права в политической системе общества 33.5 KB
  Место и роль государства и права в политической системе общества Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов регулируя явления политической жизни через призму общеобязательности. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Государство занимает центральное ведущее положение в политической системе общества так как оно: 1 выступает в качестве...
32334. Понятие и роль социальных норм. Деление их на обычаи, нравственные, правовые, корпоративные. Взаимосвязь правовых и иных социальных норм. Другие основания классификации социальных норм 55 KB
  Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права нормы морали нормы общественных организаций нормы традиций обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития. Социальные нормы это правила регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. Социальные нормы характеризуются рядом признаков: 1.
32335. Сущность права, признаки права и определение его понятия на основе нормативного подхода. Иные подходы к определению понятия права 43.5 KB
  Сущность права признаки права и определение его понятия на основе нормативного подхода. Иные подходы к определению понятия права. Специфика права проявляется в его признаках которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем: 1 право носило волевой характер ибо оно есть проявление воли и сознания людей но не любой воли а прежде всего государственно выраженной воли классов социальных групп элит большинства членов общества; 2 общеобязательность в чем воплощается суверенитет государства...
32336. Характеристика права с позиции естественно-правовой, исторической, психологической, социологической школы. Их оценка. Соотношение права и закона в различных концепциях 43.5 KB
  Характеристика права с позиции естественноправовой исторической психологической социологической школы. Соотношение права и закона в различных концепциях. Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека включающий в себя познание права его восприятие оценку и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права И.
32337. Право и нравственность (мораль) в современных условиях. Их единство, различие и взаимодействие. Возможные противоречия и пути преодоления 46 KB
  Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения в себе в глубине своей души дает оценку своим действиям. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида другие отношение индивида к обществу. Другие же категорически утверждают что нормы нравственности это требования обращенные к человеку извне.
32338. Правовая система. Понятие, элементы, их характеристика. Правовая система и правовое регулирование 48 KB
  В отечественной юриспруденции вопросы правовой системы общества стали интенсивно разрабатываться в конце 1970х начале 1980х годов. Другими словами возникла насущная потребность в синтезе правовой мысли в объединении накопленных знаний и создании целостной системной картины правового регулирования. Понятие правовая система должно быть результатом системного подхода ко всей правовой действительности как к единому объекту результатом проекции на правовую действительность системных категорий прежде всего понятия система . В итоге такого...
32339. Понятие функций права. Система функций права 34 KB
  Понятие функций права. Система функций права. Значение права его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения. Функции права это основные пути каналы правового воздействия выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
32340. Понятие типа права на основе формационного подхода. Характеристика отдельных типов 49.5 KB
  Рабовладельческое право.государством находилось право.права наиболее ярко проявлялся в таких важнейших для того времени нормативноправовых актах как законы Солона в Афинах и Сервия Тулия в Риме выделявшие имущественное неравенство и делившие все население страны в зависимости от их положения в социальной структуре общества на касты варны и др. Полное бесправие рабов и открытое социальное неравенство среди свободных закреплялись также в ряде таких правовых памятников эпохи рабовладения какими были законы Хамурапи – в Др.