9845

СССР в 1945-1953 гг. трудности послевоенного переустройства, ужесточение политического режима

Реферат

История и СИД

СССР в 1945-1953 гг. трудности послевоенного переустройства, ужесточение политического режима. Война принесла огромные человеческие и материальные потери. В 1939-1945 гг. мир потерял от 55 до 75 млн. человек, т.е. в 5-7 раз больше, чем в Первую миро...

Русский

2013-03-17

26.22 KB

87 чел.

СССР в 1945-1953 гг. трудности послевоенного переустройства, ужесточение политического режима.

Война принесла огромные человеческие и материальные потери. В 1939-1945 гг. мир потерял от 55 до 75 млн. человек, т.е. в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую войну. Советский Союз потерял примерно 27 млн. человек, т.е. шестую часть активного населения страны. Сумма прямых потерь, причиненных войной, была оценена в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 г.

Поэтому возвращение к мирной жизни предполагало, прежде всего, восстановление экономики и ее переориентацию на мирные цели. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял план реконструкции народного хозяйства, согласно которому успешное восстановление экономики зависело от решения трех основных задач: собственно реконструкции (восстановления разрушенного), реконверсии (перевода военного производства на выпуск гражданской продукции) и оздоровления финансовой системы.

Одним из наиболее спорных вопросов, который активно дискутируется в научной литературе, является вопрос об источниках восстановительного процесса в СССР и, главным образом, о роли внешних источников, среди которых существенную роль играли поставки по ленд-лизу и репарации с побежденных стран. Согласно официальным данным, размер материальной помощи, полученной Советским Союзом по ленд-лизу, составил 14805 млн. рублей. Репарационные же поставки в 1946-1950 гг. обеспечивали более 50% поставок оборудования для объектов капитального строительства в промышленности. Однако, как отмечал английский историк А.Ноув, успехи восстановления зависели, в первую очередь, от собственных усилий и упорства советских людей.

На послевоенное развитие советской экономики сильное давление оказывал международный политический контекст. Противоборство с США, борьба за стратегическое превосходство поставили отечественный ВПК в исключительное положение. Реконверсия экономики действительно проводилась, но отрасли, работающие на «войну», не прекратили своего развития, они лишь модифицировались в соответствии с новыми политическими и научно-техническими задачами. Так, валовая продукция промышленности составила в 1945-1947 гг. 92% к уровню довоенного 1940 г., причем по группе «А» - 112%, а по группе «Б» - лишь 59%. Это значит, что основной объем промышленной продукции приходился на отрасли военного комплекса.

В июле 1945 г. на основе закона о мобилизации местным органам власти вменялось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставление работы демобилизованным военнослужащим. Следствием потребности в большом количестве рабочей силы явилось восстановление организованного набора рабочих на основе договоров с колхозами. Восстанавливались специальные органы по вербовке рабочей силы. С 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между хозорганами и профсоюзами.

В 1946 г. началось возвращение к принудительным и волевым методам управления в промышленности, причиной этого стали спад промышленного производства и текучесть рабочей силы. В 1946-1947 гг. был принят ряд постановлений, пытавшихся закрепить на предприятиях рабочих, установлен принцип сдельной оплаты труда. В 1948 г. появился ряд новых грандиозных проектов, в том числе «Сталинский план преобразования природы», предусматривающий, например, создание искусственного моря в Западной Сибири, строительство плотины через Тихий океан и т.д. В 1950 г. последовал пересмотр показателей 4 пятилетки в сторону увеличения. Согласно мнению французского историка Н.Верта, в 1947/48 - 1952/53 гг. в СССР были воспроизведены те же экономические явления и тот же цикл, что и в 30-х гг. Сначала взрывоподобный рост инвестиций, а затем затяжная инфляция, трудности в снабжении и перекосы в оплате труда. Приток неквалифицированной рабочей силы в промышленность привел к кризису в организации труда, ограничению роста его производительности, проблемам производственной дисциплины и т.д. В 1945-1953 гг. наметился рост номинальной заработной платы, который составил 8% в год. Однако рост стоимости жизни значительно опережал увеличение зарплаты. Анализ потребления показывает, что в городах уровень жизни 1940 г. был достигнут только в 1951 г. Огромные средства страна тратила на осуществление атомного проекта, в 1947 г. был введен в эксплуатацию первый ядерный реактор, а в 1949 г. состоялось испытание советской ядерной бомбы.

Положение в сельском хозяйстве было и вовсе далеким от оптимистичного. В 1945 г. посевные площади составили лишь 75%, а валовой сбор зерновых культур был в 2 раза меньше, чем в 1940 г. Лишь в 1952 г. производство зерна в стране достигло довоенного уровня. Хронические трудности деревни были вызваны главным образом антикрестьянской политикой правительства, которое по-прежнему отстаивало приоритетное развитие отраслей тяжелой промышленности и ускорение процесса преобразования сельского хозяйства в сторону все большего обобществления. В 1946 г. было принято постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», направленное на закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Устава сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов. В 1948 г. принимается другое постановление правительства «О мерах по
улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах», упразднившее такую структурную производственную единицу колхоза, как звено, и восстановившие производственную бригаду в качестве основной формы организации труда в колхозе. В своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР» Сталин выступал против любой уступки рынку, превозносил замену денежных платежей продуктообменом и систематическое снижение розничных цен (с 1947 по 1954) гг. было проведено семь снижений розничных цен). Таким образом, продолжалась предвоенная политика «перекачки» средств из аграрного сектора в промышленность. Это привело к массовому истощению деревень, в 1950 г. в каждом пятом колхозе выплаты на трудодни вообще не производились. Вопиющая бедность стимулировала массовый отток крестьян в города: 8 млн. сельских жителей в период 1945-1953 гг. Это заставляет правительство пойти на корректирование аграрной политики. Инициатором нововведений выступил Н.С.Хрущев. 8 марта 1950 г. он опубликовал в «Правде» план укрупнения колхозов, который ставил целью усиления политического и экономического контроля на селе. Последующие меры по укрупнению колхозов были проведены очень быстро: количество колхозов сократилось с 252 тыс. до 94 тыс. К концу 1952 г. эти мероприятия сопровождались новым уменьшением индивидуальных крестьянских налогов, сокращением натуральной оплаты, которая составляла значительную часть колхозного заработка и давала возможность крестьянам продавать излишки продуктов на рынках.

В марте 1951 г. в «Правде» был опубликован еще один проект Хрущева о создании «агрогородов». Агрогород мыслился как настоящий город, в котором^-4 крестьяне, переселенные из своих изб, должны были вести городскую жизнь в многоквартирных домах вдалеке от своих наделов. Таким образом, этот проект решал две проблемы: искоренения индивидуалистической психологии; устранения разницы между городским и сельским трудом, между рабочими и крестьянством. Но тогда этот проект так и не начал реализовываться, а его автор на время был отстранен от руководства сельским хозяйством.

Восстановление экономики было невозможно без стабилизации финансовой системы. Советское правительство в своих планах проведения денежной реформы и отмены карточной системы стремилось опередить европейские страны, демонстрируя преимущества социализма. Пертоначально отмену карточек намечалось провести уже в 1946 г. Однако продовольственный кризис и низкий уровень жизни населения заставил отодвинуть сроки на конец 1947 г. Одновременно проводилась и денежная реформа. Обмен денег начался 15 декабря 1947 г., старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1. Льготному обмену подлежали вклады в сберкассах (до 3 тыс. руб. - 1: 1„ от 3 до 10 тыс. - 3:2, более 10 тыс. руб. -2:1). Но в результате обмена пострадали те люди, которые не хранили деньги в сберкассах, но имели наличные, к ним относились рабочие высоких разрядов, техническая интеллигенция и др. Не была продумана до конца и отмена карточной системы. Поскольку отсутствовали необходимые товарные резервы, ощущалась нехватка самых жизненно важных продуктов: хлеба, круп, масла, сахара и т.п. В результате в ряде регионов стихийно восстанавливается нормированная система снабжения в виде спецпропусков, заборных книжек, карточек.

С целью повышения эффективности руководства была предпринята попытка модернизации органов управления. В марте 1946 г. принимается закон о преобразовании СНК в Совет Министров СССР. Однако количество министерств росло, увеличивался управленческий аппарат. Фактически управление страной осуществлялось с помощью указов и 'постановлений, публикуемых от имени партии и правительства, но вырабатывались они ни заседаниях весьма узкого круга руководителей. 13 лет не созывался съезд Коммунистической партии, только в 1952 г. собрался XIX съезд, на котором партия приняла новое название КПСС. ЦК Партии как выборный орган коллективного управления многомиллионной правящей партии также не работал. Все основные элементы, составляющие механизм советского государства - партия, правительство, армия, МГБ, МВД - подчинялись непосредственно Сталину.

На XIX съезде Политбюро было заменено более многочисленным по составу Президиумом, был расширен состав Секретариата ЦК КПСС.

Произошли изменения и в структуре органов законодательной власти. В феврале 1947 г. создаются комиссии законодательных предложений обеих палат Верховного Совета, который принял ряд законов: о сельхозналоге, о государственных пенсиях и другие. В 1946-1947 гг. восстанавливается жесткий государственный и партийный контроль над промышленностью и сельским хозяйством; создаются отраслевые отделы кадров, формировавшие руководящий аппарат в промышленности, финансах, плановых органах, торговле, транспорте.

В это же время по поручению Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы партии. В конституционном проекте содержаться ряд прогрессивных положений, особенно в плане развития прав и свобод личности, демократических начал в общественной жизни. Проект, признавая государственную собственность доминирующей, допускал существование мелкого частного крестьянского хозяйства, основанного на личном труде и исключающего эксплуатацию чужого труда. Также были высказаны идеи о необходимости децентрализации экономической жизни, предоставлении больших хозяйственных прав на местах, о ликвидации военных трибуналов и «линейных судов». В проекте Программы партии были сконцентрированы предложения по расширению внутрипартийной демократии, освобождению партии от функций хозяйственного управления, разработке принципов ротации кадров и т.д. Однако предложенные нововведения были отклонены, а вскоре и вовсе прекратилась работа над проектами.

Трудности послевоенного экономического развития требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски «виновников» ее неудовлетворительного развития. В 1948-1949 гг. ожесточается репрессивная линия. Среди политических процессов послевоенного времени наиболее громким является «'ленинградское дело», под которым объединяют целую серию дел, сфабрикованных против партийных, советских и хозяйственных работников Ленинграда, обвиненных в отходе от линии партии. Одиозную известность приобрели «мингрельское дело», «дело врачей», которых обвиняли в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против видных деятелей партии и государства.

Идеологическое и политическое ужесточение 1845-1953 гг. привело к разрастанию репрессивных органов и концентрационной системы. С 1946 г. деятельность по охране порядка и подавлению инакомыслия осуществлялась двумя органами: Министерством внутренних дел и Министерством государственной безопасности. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь (с 1950 г. она была восстановлена в исключительных случаях). Был сокращен максимальный срок лишения свободы с 25 до 15 лет. Исключались некоторые виды наказаний: объявление «врагом народа», удаление из СССР, лишение политических прав по суду. Есть мнение, что именно в послевоенные годы советская концентрационная система достигла своего апогея, когда многие приговоренные в 1937-1938 гг. к десяти годам лагерей без суда получили новый срок на основании административного решения.

Все вышесказанное позволяет подвести некоторые итоги. Восстановление экономики в основном осуществлялось за счет внутренних источников финансирования. Наряду со структурными сдвигами в экономике, обусловленными преимущественным развитием отраслей военно-промышленного комплекса, в СССР существенно изменилась структура промышленной базы. Огромные средства страна тратила на осуществление атомного проекта. Но эти достижения не могли компенсировать отставания в других секторах экономики, особенно в сельском хозяйстве и отраслях группы «Б». В послевоенный период произошло оздоровление финансового механизма. В целом политика первых послевоенных лет строилась исключительно на кредите доверия власти* со стороны народа, который в то время был достаточно высок. Использование этого кредита, с одной стороны, позволило руководству обеспечить переход страны от состояния войны к состоянию мира. Но, с другой стороны, это доверие дало возможность руководству оттянуть4 решение жизненно важных проблем и в определенном смысле блокировать тенденцию демократического обновления общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34998. Закон убывающей производительности (отдачи) 29 KB
  Дело в том что в краткосрочном периоде когда технологический процесс остается неизменным а величина хотя бы одного фактора является фиксированной неизменной неизбежно наступает такой момент когда каждая новая вовлекаемая в производство единица переменного фактора будет обеспечивать меньшее увеличение выпуска продукции чем предыдущая. Но по закону убывающей предельной производительности последовательное увеличение переменного ресурса при неизменности других ведет к убывающей отдаче данного фактора то есть к снижению предельного...
34999. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты мас 32 KB
  Хозяйственная практика показывает что на каждой ступени расширения производственных мощностей и увеличения объемов производства происходит постепенное снижение издержек производства на единицу продукции. Эта закономерность проявляющаяся слабее или сильнее практически в любом виде производства объясняется действием так называемых эффектов масштаба. Если долговременные средние издержки падают с ростом выпуска говорят что фирма имеет экономию обусловленную ростом масштабов производства.
35000. Принцип формирования и виды доходов населения 32 KB
  Признаются равно справедливыми и приемлемыми и высокие доходы тех кто преуспел в конкуренции и низкие доходы а то и отсутствие таковых тех кто потерпел неудачу. Доходы населения принято классифицировать в соответствии с разными признаками. доходы за вычетом налогов и взносов. Номинальные доходы сумма денег полученная человеком за определенный период времени.
35001. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца 32 KB
  На потребительском рынке это неравенство возможностей проявляется в неравной платежеспособности покупателей в основе которой лежит неравенство доходов. Очевидно что при равном распределении доходов какими бы благими намерениями оно ни оправдывалось в обществе не будут производить предметы роскоши ибо их некому будет купить. И наоборот в обществе с неравным распределением доходов выпускаемая продукция и оказываемые услуги будут значительнее разнообразнее а структура потребления разных доходных групп будет существенно различаться.
35003. Сущность заработной платы и ее формы 22.5 KB
  Коротко можно определить зарплату как цену уплачиваемую за единицу времени услуг труда. По мере развития общества растет и та часть общественного богатства которая затрачивается на оплату труда работников в рынок труда в конечном счете определяет дифференциацию заработной платы различных категорий работников. Верхняя граница зарплаты определяется темпами роста производительности труда.
35004. Необходимость, государственного регулирования экономики 26 KB
  Государство выправляя известное несовершенство рыночной системы берет на себя организацию предложения центральных денег и в обозримом будущем без государственной помощи не обойтись. Взаимодействия участников системы свободного предпринимательства многообразны по формам и социальным последствиям. Здесь основной задачей государства является создание правовой базы и общественной атмосферы для поддержания и облегчения функционирования рыночной системы перераспределение дохода н богатства и стабилизация экономики.
35005. Экономические функции, государства 31 KB
  Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базою и некоторых важнейших услуг являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Государство устанавливает также законные правила игры регулирующие отношения между предприятиями поставщиками ресурсов и потребителями. Основные услуги обеспечиваемые государством включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка введение стандартов измерения веса и качества продуктов создание денежной системы облегчающей Обмен товаров и услуг....
35006. Методы воздействия государства на экономику 29.5 KB
  Государственное регулирование это форма целенаправленного воздействия государства на функционирующую экономическую систему с целью обеспечения пли поддержания определенных процессов изменений экономических явлений или их связей. В развитых странах есть два пути сокращения государственных расходов: уменьшение расточительства государственных органов и сужение сферы деятельности государства. Другая форма денежнокредитных отношений активное участие государства в операциях на рынке ценных бумаг с целью регулирования количества обращающихся...