98455

Философия взглядов Сократа

Реферат

Логика и философия

Целью написания данного реферата является исследование места Сократа в античной философии. Для этого нужно рассмотреть основные философские взгляды Сократа, определить роль этих взглядов в античной философии. Также выявить мнения учеников Сократа - Платона и Ксенофонта о нем.

Русский

2015-11-03

34.25 KB

0 чел.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1. Философия взглядов Сократа

2. Роль взглядов и изысканий Сократа в античной философии………...10

3. Сократ и его ученики……………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………….14

Список литературы…………………………………………………………15

Введение

Сократ - античный мудрец, философ Древней Греции, основатель собственной школы. В центре внимания Сократа был человек. Он рассматривается Сократом как нравственное существо. Поэтому философия Сократа - это этический антропологизм.

Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. О жизни и деятельности Сократа можно узнать лишь по произведениям его современников и учеников, в первую очередь Платона, потому что сам Сократ письменных источников после себя не оставил, так как он выступал на улицах и площадях с устными речами.

Главной задачей своей жизни Сократ считал обучение человека мышлению, умению находить в себе глубинное духовное начало.

Целью написания данного реферата является исследование места Сократа в античной философии. Для этого нужно рассмотреть основные философские взгляды Сократа, определить роль этих взглядов в античной философии. Также выявить мнения учеников Сократа - Платона и Ксенофонта о нем.

В реферате я рассматриваю религиозные взгляды Сократа, его понятие о загробной жизни, о добродетели, рассматриваю самопознание в понимании Сократа, решение вопроса бытия в его философии, сократовскую концепцию знания и познания, его политико-правовые взгляды.

1. Философия взглядов Сократа

Как центральную проблему сократовской мысли можно выделить тему человека, проблемы его жизни и смерти, добра и зла, добродетелей, права и долга, ответственности.

Главным принципом философии Сократа является отрицательная власть субъективного, не обусловленная никаким внешним объектом, которая считается прочной реальностью непосредственного сознания. Человек также у него относится только к самому себе; он также, по его мнению, имеет критерий реальности в себе самом. Зачем списал?

Сократ олицитворяет собой перемещение философских интересов из сферы натурфилософии в область этики, политики, теории познания. То есть он призывал изучать самого человека и его субъективные особенности.

Взгляды Сократа значительно отличается от софистов тем, что для него таким критерием является не отдельное, а всеобщее сознание, сознание истинного и доброго, как сущность субъективности2.

Сократ говорил, что глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя и думать, что знаешь то, чего ты не знаешь.

Внутренний закон, которому подчиняется человек, отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить: «сам бог обязал человека жить, занимаясь философией». Философия - вот истинный путь к Богу.

Сократ говорил, что главная задача мудрости в том, чтобы различать добро и зло3.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно - нравственного мировоззрения. О боге он говорил: «Что он есть, я не знаю; я знаю, чем он не является».

Материю он определял как субстанцию, возникающую и уничтожающуюся; идеи как неразложимую субстанцию, мысли Бога. Согласно Сократу, человеку нужно обратиться к познанию самого себя - человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Так, первичным для Сократа является дух, а сознание и природа - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Высшим проявлением божественной заботы о людях является по Сократу разумность человека.

Человек, по Сократу, был бы вообще лишен разума и знания, если бы в нем, наряду со смертным телом, не было бы бессмертной души. Именно благодаря божественной душе человек приобщается к божественному знанию.

Отсутствие бессмертия души, замечает Сократ, было бы счастливой находкой для дурных людей, так как со смертью души эти люди легко избавлялись бы от присущей им порочности. Но душа бессмертна, и, следовательно, неизбежна ответственность человека за свои дела. Будучи бессмертной, душа, по версии Сократа, подвержена как совершенствованию, так и порче - в зависимости от земного образа жизни. Цель загробного наказания состоит в исправлении и очищении души, с тем, чтобы она могла снова вернуться в земной мир. Души людей, совершивших тяжкие, но все же искупимые преступления ввергаются в Тартар (мрачная бездна в глубине земли, на столько же глубже Аида, на сколько Земля отстоит от Неба) до тех пор, пока не вымолят себе прощения у своих жертв.

Местом же обитения богов по Сократу служит Космос, сюда и направляются души философов. Только для истинного философа, к числу которых Сократ относил и себя, смерть означает конец мукам и начало вечной блаженной жизни.

Это и есть, по Сократу, достижение доступного смертному человеку бессмертия. Души же прочих людей будут мучаться до тех пор, пока не станут чище, совершеннее, умереннее, разумнее. Главным на этом пути избавления от мук является забота о душе: пренебрежение телесными удовольствиями4.

В центре всего сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. По существу своему учение Сократа - это философия морали, этика.

Добродетель, по Сократу, - это божественный разум, доступный, философскому уяснению в понятиях. Обычно же люди только мнят, что знают, и их мнения в большинстве случаев мало чем отличаются от простого незнания. Но есть, считал Сократ, и истинные мнения, которые находятся как бы между знанием и незнанием. Мнение, если оно истинно, ведет к правильным действиям и добродетельным поступкам. Истинное мнение, так же как и знание, руководя человеком, направляет его к верной цели и удерживает в границах добродетели.

Сократ считал, что нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее. Нравственно-этический смысл человеческих поисков истины и овладения знанием предопределяется тем, что истоки знания и нравственности восходят, по Сократу, к богам. Мерой человеческой добродетели оказывается мера его приобщения к божественной мудрости, и процесс познания приобретает характер морального действия, нравственного акта. Обозначенный Сократом путь познания и есть его школа добродетели.

Сократ различил четыре вида добродетели: благоразумие, праведность, стойкость, воздержание.

Сократ видел задачу философии именно в исследовании этико-познавательной сферы человеческой жизни и деятельности. Сократ считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя своих дел, деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса» (даймонион), который был гарантией постижения подлинной истины и имел божественное происхождение. Он считал, что именно посредством этого «даймониона» боги выделяют человека и сообщают смысл всему мирозданию.

Итак, для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания.

Сократ считал, что знание божественно, и только оно возвышает человека и уподобляет его богам. Высшим проявлением божественной заботы о людях является разумность человека. Истинное познание, согласно Сократу, исходит от бога и приводит к нему. Истинный путь человеческого познания состоит, по Сократу, в том, что бы уразуметь божественную мудрость, управляющую всеми делами5.

Сократ считал, что бытие как предмет интеллектуального созерцания дано непосредственно и никакого опосредования в себе не содержит, что состояние опосредования характерно для мира чувственного, а для  сферы чувственного бытия оно невозможно.

Политико-правовые взгляды Сократа представляют собой составную часть всей его моральной философии, в рамках которой этическое и политическое тесно переплетены. Высшей и наиболее важной добродетелью является добродетель политическая, к которой Сократ относил искусство управления полисными делами.

При помощи именно этого искусства люди делаются хорошими политиками, начальниками, домоправителями и вообще полезными для себя и других гражданами государства.

Основной принцип сократовской моральной философии, согласно которому добродетель - знание, в политико-правовой сфере формулируется следующим образом: «Править должны знающие». Это определение твердит о разумных и справедливых началах государства и права и критически адресуется им ко всем формам политического устройства.

Сократовский идеал в теоретическом плане представлял собой попытку сформулировать идеально разумную сущность государства, а применительно к практической политике был направлен на утверждение принципа компетентности в полисном управлении. Отрицательно относился Сократ к тирании как режиму беззакония, произвола и насилия. Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам. И очень критично относитлся к античной демократии как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной власти. Сократ считал необходимым совершенствовать демократию, что означало наличие компетентного правления.

Вкратце расскажем об особом сократовском методе, имевшем своей задачей обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, который явился источником идеалистической «диалектики», в античности понимали искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии.

Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов,

имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества6.

Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. В своем методе он применял также метод индукци, то есть отыскание общего в частном, путем их анализа и сравнения.

2. Роль взглядов и изысканий Сократа в античной философии

Именно Сократ впервые сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем тенденции, или линии Платона (идеалистическая традиция, суть: бытие как вечное и неизменное, познаваемое только разумом и недоступное чувственному восприятию; бытие - это мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей, которые не имеют частей и, следовательно, всегда бессмертны и постигаются разумом) в античной философии.

Сократу принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Им было оказанно огромное влияние на прогресс человеческого познания7.

Сократ, опираясь на элейскую школу (Зенон) и софистов (Протагор), впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления, в отличие от Гераклита, который учил о борьбе противоположностей, как о движущей силе развития природы, сосредоточив свое внимание, главным образом, на объективной диалектике.

Сократ открыл мораль. Афиняне до Сократа были нравственными, а не моральными; они жили, руководствуясь обычаями и разумно приноравливаясь к обстоятельствам. Сократ показал, что существует добро как таковое. Он поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием.

Эта сократовская концепция знания и познания существенно отличается от широко распространенной тогда традиционно-мифологической веры, которая отвергала всякое суетное мудрствование о богах, и от модной позиции софистов с их скептическим отношением к богам и субъективизацией истины, отрицанием объективных критериев человеческого познания и социально-политического поведения.

Своей трактовкой истины в понятиях Сократ перевел проблематику познания в новую плоскость, сделав предметом философского познания само знание. Все бытие, лишенное собственного разума и смысла, вытеснено из этого предмета, исключено из него. Сократовская философия имеет дело не с бытием, но со знанием о бытии. И это знание - результат познания в понятиях божественной по своему характеру причины, а вовсе не эмпирического изучения вещей и явлений бытия. Понятие в концепции Сократа - это не результат одних лишь мыслительных усилий познающего субъекта, не просто субъективный феномен человеческого мышления, но некая умопостигаемая объективность разума.

Метод Сократа был воспринят и разработан последовательнейшим идеалистическим философом античности Платоном и высоко оценен виднейшим представителем идеалистической диалектической философии Нового времени, Гегелем8.

3. Сократ и его ученики

Сократ не оставил письменного наследства. О его жизни и учении мы узнаем главным образом из сочинений его учеников и друзей философа Платона, историка Ксенофонта или его идейных противников Аристофана, а также из книг более поздних авторов, например, Аристотеля, каждый из которых по-своему понимал Сократа.

Учениками Сократа были историк Ксенофонт и философ Платон. Ксепофонт посвятил Сократу и его учению свои произведения «Апология Сократа» и «Воспоминания о Сократе». Платон же почти все свое учение приписал Сократу, в его произведениях чувствуются мысли Сократа особенно в ранних диалогах.

Говоря о месте Сократа для философии Платона, можно сказать, что учение Платона об идеях возникло не сразу, оно было подготовлено сократовским установлением общих определений.

«Портрет» Сократа дан Платоном в различных планах: философско-этическом, социально-политическом, художественно-историческом, биографическо-личностном, причем Сократ представляется всегда как идеал мудреца, человека и гражданина. Платоновская идеализация Сократа, имевшая целью раскрытие его идеальной сущности, была направлена вместе с тем на то, чтобы сделать образ этого философа в художественном отношении более жизненным и более реалистическим.

А произведения Ксенофона тоже написаны ярким языком, которые интересны были жителям Афин, так как его сочинения дошли до нас все, и притом в большом количестве рукописей, а значит, его читали.

Хотя в сочинениях Платона (за исключением «Законов», считающихся в хронологическом отношении последним диалогом) Сократ всегда фигурирует в числе собеседников и часто выступает в качестве лица, направляющего ход беседы, тем не менее, в диалогах Платона (особенно зрелого и позднего периодов его творчества) мы по большей части имеем дело с самим Платоном.

На основе эволюции взглядов Платона можно, например, установить границу между ним и Сократом, когда речь идет о благе как о предмете знания. Отталкиваясь от сократовских бесед о добродетели и благе, Платон рассматривает вопрос о благе в диалогах «Федон» и «Государство».

Так же можно выделить связь между идеей Платона о правителях-философах и убеждением Сократа в том, что государственное правление, подобно любой профессиональной деятельности, предполагает соответствующие знания и навыки.

Из свидетельств Платона легко выяснить не то, чему Сократ учил, а то, чему он не учил. Так, в диалоге «Софист» Платон, говоря о дихотомическом методе деления понятий (как о своем собственном нововведении), заявляет, что этот метод был совершенно чужд его предшественникам (а тем самым и Сократу). Не подлежит также сомнению, что Сократ был далек от идеи бессмертия души. Дело в том, что в сочинении «Апология Сократа», относящемся к числу ранних произведений Платона, Сократ утверждает, что он ничего не знает о загробном мире, то есть о смертности и бессмертии души.

Так же произведения раннего периода творчества Платона обычно называют сократическими. Одни ученые полагают, что некоторые их них написаны в последние годы жизни Сократа. Другие относят все произведения раннего Платона ко времени после смерти Сократа. Как бы там ни было, большинство исследователей сходятся на том, что произведения молодого Платона, отличающиеся сократовским (вопросно-ответным) методом анализа понятий, наиболее аутентичны высказываниям исторического Сократа.

Так называемые «Сократические сочинения» Ксенофонта, как и диалоги Платона, являются свидетельствами автора, который непосредственно общался с Сократом, вел с ним беседы, принадлежал к кругу его друзей и собеседников.

В «Сократические сочинения» Ксенофонта входят «Воспоминания о Сократе» (которые принято называть также «Меморабилиями») «Апология Сократа» (или «Защита Сократа на суде»), «Пир» и «Домострой».

Ксенофонт в воспитательных целях изображает Сократа философом, занятым этическими проблемами. Он сообщает о Сократе следующее: «Он исследовал, что благочестиво и что нечестиво, что прекрасно и что безобразно, что справедливо и что несправедливо, что благоразумие и что неблагоразумие, что храбрость и что трусость, что государство и что государственный муж, что власть над людьми».

Утверждение Платона о том, что с хорошим человеком «не бывает ничего плохого ни при жизни, ни после смерти» связано с  приговором Сократа. Платон говорил, что добродетель при всем ее многообразии и при всей противоречивости ее проявления едина и одна. Для него не было тайной, что понятия о добре и зле, о справедливом и несправедливом являются относительными. Он понимал, что один и тот же поступок является в одном отношении добром, а в другом - злом. Однако он отказывался считать два взаимоисключающих поступка (например, обвинение, выдвинутое против него, и непризнание им своей вины на суде) одинаково справедливыми, одинаково добродетельными на основании двоякого характера справедливости и добродетели. Это было для него равносильным одновременному признанию множества истин об одном и том же.

В диалогах Платона Сократ высказывает оригинальные, неожиданные философские суждения, обычно ставящие его собеседников в тупик, то, например, у Ксенофонта он не более чем носитель житейской мудрости, добродетельный человек, но никак не выдающийся мыслитель.

Отправным пунктом платоновского философствования является смерть Сократа.

В самом деле, в диалогах Платона точку зрения автора чаще всего выражает Сократ. Но, строго говоря, никогда нельзя с точностью определить, действительно ли ученик воспроизводит суждения учителя, или, напротив, Сократ является скорее персонажем, назначение которого - служить авторитетным защитником платоновской философии.

Например, Ксенофон разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос, о том, кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде.

Ксенофонт видел в Сократе учителя жизни, Платон же – вождя на пути философских исканий9.

Заключение

В работе мной были рассмотрены основные вопросы философии Сократа и метод его философии. Итак, можно сказать, что Сократ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание - есть добро, любое зло, порок совершается от незнания. Главное содержание и цель философии Сократа - общие этические вопросы, познание самого себя как человека вообще. Было выяснено, что свои взгляды Сократ распространял в разговорах и дискуссиях, в них же сформировался философский метод Сократа, целью которого было достижение истины обнаружением противоречий в утверждениях противника. Сократ подчеркивал, что целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли «сами себя». Главной целью метода Сократа было обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения.

Рассмотрев философские взгляды Сократа, мы смогли выяснить его место и историческое значение для античной философии. Оно заключается в том, что Сократ способствовал распространению знаний, просвещению граждан; философ искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести, добродетели, совести; Сократ ввёл диалогический метод нахождения истины - путём её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; Сократ воспитал много учеников, продолжателей своего дела (его ученик Платон), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ» (философские школы, созданные учениками Сократа в IV веке до н. э. К сократическим школам относятся: киники; киренаики; мегарики; элидо-Эретрийская школа).

Также философия Сократа оказала большое влияние на его современников и учеников, но и оказала заметное влияние на историю политической мысли.

Список литературы

1. Гросс Рональд. Путь Сократа. - М.: Попурри, 2004. - С. 267 с.

2. А. С. Алексеев. Всемирные хроники. От первых фараонов до Конфуция и Сократа. - М.: Вузовская книга, 2005. - С. 412 с.

3. Горбачев В.Г. Основы философии. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - С. 219.

4. Кожевникова Е.Д., Козлова В.Б., Медушевская Н.Ф. Философия: Учеб. пособие - М.: РИО СГА, 2006. - 214 с.

5. Митрошенкова О.А. Философия: Учеб. пособие - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.

6. Пол Стретерн. Сократ за 90 минут. - М.: Астрель, 2003. - 176 с.

7. Кессиди Ф.X. Сократ. 2001. - СПб.: Алетейя, 2001.

2 Гросс Рональд. Путь Сократа. - М.: Попурри, 2004. - С. 267 с.

3 А. С. Алексеев. Всемирные хроники. От первых фараонов до Конфуция и Сократа. - М.: Вузовская книга, 2005. - С. 412 с.

4 Горбачев В.Г. Основы философии. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - С. 219.

5 Горбачев В.Г. Основы философии. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - С. 219.

6 Кожевникова Е.Д., Козлова В.Б., Медушевская Н.Ф. Философия: Учеб. пособие - М.: РИО СГА, 2006. - 214 с.

7 Митрошенкова О.А. Философия: Учеб. пособие - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.

8 Пол Стретерн. Сократ за 90 минут. - М.: Астрель, 2003. - 176 с.

9 Кессиди Ф.X. Сократ. 2001. - СПб.: Алетейя, 2001.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57402. Мир веществ 15.99 KB
  Цели: актуализация знаний и умений учащихся по теме, обратить внимание на те вопросы, которые были недостаточно поняты.
57406. История письменности 54 KB
  Развивающая умение готовить и делать публичный доклад умение работать с разными источниками информации умение работать в группах Воспитывающая: приобщение к народным истокам культуры Оборудование: урок проходит в компьютерном...