98458

Польша и страны Центральной Азии

Реферат

Международные отношения

Ответственное государственное управление верховенство права права человека демократизация образование и подготовка являются ключевыми сферами в которых Польша готова поделиться опытом. Польша проводит политику распространения своего стратегического влияния на новые центрально-азиатские государства.

Русский

2015-11-03

46.82 KB

0 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет

Факультет международных отношений

Кафедра международных отношений

  

  Реферат на тему:

    «Польша и страны Центральной Азии»

Студент 3-го курса ФМО МО                                                        Мадатов Д.Х.

 

Научный руководитель:

доктор исторических наук,

профессор кафедры                  Снапковский В.Е.

Минск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Становление дипломатических отношений между Польшей и странами Центральной Азии 5

ГЛАВА 2. Характеристика дипломатических отношений между Польшей и странами Центральной Азии 7

ГЛАВА 3. Особенности дипломатических отношений между Польшей и странами Центральной Азии. Тенденции их развития.………..…………..….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Введение

Центральноазиатский регион на сегодняшний день представляет огромный интерес как для региональных, так и для географически отдаленных от него стран. На карту в игре в этом регионе поставлены геополитическое могущество, доступ к потенциально огромным богатствам, достижение религиозных, национальных целей и безопасность в самых различных ее аспектах.

Центральная Азия стала объектом особенно пристального внимания в последнее десятилетие, когда ситуация в регионе коренным образом изменилась после распада СССР. Данный регион, занимающий исключительное геополитическое положение, открылся для различных сил, которые раньше не могли реализовывать здесь свои интересы, ввиду существовавшей монополии на влияние Советского Союза. Регион обладает огромными запасами полезных ископаемых, включая золото, природный газ и нефть.

До сих пор наиболее активными и влиятельными игроками в Центральной Азии являлись Россия, США и Китай, но с недавних пор особый интерес к региону выказывают и страны Европейского союза, в том числе Республика Польша.

В начале ХХІ столетия, в условиях всемирной глобализации пришло время для качественно нового партнерства между Польшей и странами Центральной Азии. Общая цель достижения стабильности и процветания посредством мирного взаимодействия делает Европу и Центральную Азию партнерами в развивающемся сотрудничестве.

Развитие и консолидация стабильных, справедливых и открытых обществ и соблюдение международных норм имеют важное значение для полной реализации партнерства между Польшей и странами Центральной Азии. Ответственное государственное управление, верховенство права, права человека, демократизация, образование и подготовка являются ключевыми сферами, в которых Польша готова поделиться опытом. Она также может поделиться опытом региональной интеграции, которая ведет к политической стабильности и процветанию.

ГЛАВА 1. Становление дипломатических отношений между Польшей и странами Центральной Азии.

С начала 90-х гг. Польша проводит политику распространения своего стратегического влияния на новые центрально-азиатские государства. Это неудивительно, так как Центральная Азия рассматривается крупными игроками как регион с удобным расположением, богатыми запасами нефти и газа и удобными перевозочными условиями. С момента распада СССР и образованием новых независимых государств в Центральной Азии Польша начала налаживать связи с ними. Первым актом было признание независимости Узбекистана 27 декабря 1991 года, Кыргызстана 27 декабря 1991 года,  и других новых государств. Осознавая этот регион, как взаимовыгодное поле для содружества, Польша установила дипломатические отношения с Таджикистаном 11 февраля 1992 года, Узбекистаном 19 марта 1992 года, Казахстаном 6 апреля 1992 года, Кыргызстаном 10 февраля 1992 года. Руководство Польши во главе с Л.Валенсой выводило экономику страны из трудного положения, переходя на модель рыночной экономики, и нуждалось в открытии новых торговых партнеров, новых рынков. Этим и связано начало отношений со странами данного региона.

Но есть и другие причины начала налаживания дипломатических отношений со странами Центральной Азии. Поляки оказались там не по своей воле – это были участники польских восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов, которых царское правительство ссылало на окраины Российской империи, в том числе и в казахские земли. Среди ссыльных было немало талантливых людей, посвятивших этим местам свое творчество. Так, Адольф Янушкевич, друг польского поэта Адама Мицкевича, увековеченный им в поэме «Дзяды», хорошо знал казахский язык и обычаи казахов. В течение 18 лет он собирал казахские легенды и песни и опубликовал их в своих «Дневниках и письмах из путешествий по киргизским степям», вышедших в Париже в 1861 году. Известный поэт Густав Зелинский тоже был очарован казахской степью, он прославил ее в своей знаменитой поэме «Киргиз».

Однако более-менее устойчивая польская община появилась в регионе в результате завоевания Туркестана Россией. В этом есть что-то парадоксальное - первыми сюда прибыли поляки, служившие в русской армии, - той самой армии, которая кроваво подавила все попытки восстановить независимость Польши.

Понятно, что формирование польской диаспоры на первых порах шло почти исключительно за счет лиц, служивших в армии и живших в военных поселениях. После выхода в отставку много польских военных осталось в этом краю, поселившись в городах. Затем к ним присоединились чиновники (уже в 1871 году в расположенной в Ташкенте администрации Туркестанского генерал-губернаторства было 18 поляков) и устремившиеся в Туркестан в поисках работы учителя, врачи, юристы, предприниматели, инженеры, высококвалифицированные рабочие и ремесленники. Продолжали ссылать в Центральную Азию и нелояльных поляков.

Уже в 1897 году, согласно данным первой переписи населения, на территории Туркестана проживали 11.597 поляков. Около 90 процентов из них жили в городах. Больше всего их было в Ташкентском уезде – 2.214 поляка (2.080 мужчин, 134 женщины). Из них в Ташкенте – 2.206 человек (2.074 мужчины, 132 женщины). Образ жизни, юридическое и имущественное положение «туркестанских» поляков в те времена в целом не отличались от образа жизни и положения «туркестанских» русских. Естественно, поляки старались поддерживать собственную религиозную и культурную жизнь – по мере роста диаспоры образовывались католические приходы, на рубеже XIX и ХХ веков в Центральной Азии появились первые костелы, прихожанами которых обычно становились не только поляки, но и немцы-католики. Кстати, в те времена в Туркестане были довольно широко распространены польско-немецкие браки.

Наметился «ручеек» польской экономической колонизации – небольшие группы безземельных польских крестьян из Келецкого и Люблинского воеводств в 1906-1910 годах стали переселяться на земли в Казахстане. Поляки внесли заметный вклад в просвещение и культурное развитие региона.

В 1920 – 40-ых года поляки в Туркестане претерпели две депортации, высылки, давление со стороны Советского правительства, амнистии во время Великой Отечественной войны.

Согласно казахстанской переписи населения 1999 года, польская община насчитывает порядка 40 тысяч человек (0,3 процента населения страны). Наиболее компактно поляки проживают в Северном Казахстане (в Северо-Казахстанской, Акмолинской, Кокчетавской, Кустанайской областях), а также в Карагандинской и Алма-атинской областях.

ГЛАВА 2. Характеристика дипломатических отношений между Польшей и странами Центральной Азии.

Региональные и глобальные стратегические цели, а также цели, относящиеся конкретно к каждой из стран, совместно формируют подход к сотрудничеству Польши  со странами  Центральной Азии. Основные цели сотрудничества Польши со странами Центральной Азии могут быть сформулированы следующим образом:

- Обеспечение стабильности и безопасности стран региона;

- Оказание помощи в ликвидации бедности и повышения уровня жизни;

- Развитие и налаживание более тесных связей как внутри Центральной Азии и Польши как в составе ЕС, в частности, в области энергетики, транспорта, высшего образования и экологического сектора.

Узбекистан.

Республика Польша признала независимость Республики Узбекистан 27 декабря 1991 году. Дипломатические отношения установлены 19 марта 1992 года. Посольство Польши в Ташкенте открыто в 1996г. В декабре 2002 года  в Варшаве было открыто Генконсульство РУ, которое в июле 2004 года было преобразовано в посольство. Дипломатические представительства обеих стран в настоящее время возглавляются временными поверенными в делах.

В 10-11 январе 1995 года и 10-12 июле 2003 года состоялись официальные визиты Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова в Польшу. По итогам второго визита принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №319 от 21.07.2003г. «О мерах по дальнейшему развитию сотрудничества с Республикой Польша».

  В апреле 1998 года –  визит министра иностранных дел Республики Польша Б.Геремека в качестве действующего председателя ОБСЕ в Узбекистан.

20-23 октября 2002 года состоялся официальный визит Президента Республики Польша А.Квасьневского в Узбекистан. В рамках официального визита в страны Юго-Восточной Азии Президент А.Квасьневский посетил Узбекистан 21 и 27 февраля 2004 года.

Май 2002 года – официальный визит министра иностранных дел Республики Узбекистан в Польшу. В 2003 году состоялся визит заместителя премьер-министра, министра финансов Республики Польша Г.Колодко в Узбекистан в рамках участия в ежегодном заседании Совета Управляющих ЕБРР. 19 июля 2004 года – визит Премьер-министра Польши М.Бельки в рамках краткой технической остановки в Ташкенте. Проведены переговоры с Премьер-министром Узбекистана Ш.Мирзиёевым. В июле 2002 года состоялся первый раунд двусторонних политических консультаций. В ходе визита в Узбекистан в декабре 2003 года советника Президента Польши по международным вопросам А.Майковского был проведен второй раунд межмидовских политконсультаций.

В сфере межпарламентских связей в 1999 году состоялся визит в Польшу Уполномоченного Олий Мажлиса Узбекистана по правам человека  С.Рашидовой, в ходе которого были обсуждены вопросы дальнейшего развития связей между институтами Омбудсмана двух стран. В апреле 2002года Узбекистан посетил представитель по правам граждан (Омбудсман) Польши А. Цоль, а в сентябре 2003 года - делегация Сейма (нижней палаты парламента) Польши во главе с председателем парламентской группы «Польша – Центральная Азия» Э.Радишевска. В марте 2004 года с официальным визитом в Польше находился председатель Олий Мажлиса Э.Халилов. В рамках визита состоялись встречи с Президентом А.Квасьневским, Премьер-министром Л.Миллером, Маршалом Сейма М.Боровским, Омбудсманом А.Цолем, председателем парламентской группы «Польша-Центральная Азия» Э.Радишевской. 30 сентября по 1 октября 2004года председатель парламентской группы «Польша-Центральная Азия» Э.Радишевска приняла участие на международной конференции в Ташкенте «Парламентаризм-опыт зарубежных стран».

В сфере торгово-экономического сотрудничества действенным механизмом развития взаимодействия в этой области является узбекско-польская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Проведены три заседания МПК (июнь 2000 год, Варшава -  октябрь 2002год, Ташкент -  декабрь 2003год, Варшава).  Четвертое заседание комиссии планируется провести после подписания межправительственного Соглашения об экономическом сотрудничестве, проект которого в настоящее время находится на рассмотрении польской стороны.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения объемов двустороннего товарооборота:

В млн. долларов США

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

Товарооборот

37,6

71,0

79,3

 

72,7

Экспорт

11,4

 

21,6

19,5

32,0

Импорт

26,2

49,4

59,8

40,7

По данным МВЭСИиТ РУ, на территории республики действуют 17 предприятий с участием польского капитала, из них 2 предприятия со 100%-ными польскими инвестициями. При министерстве зарегистрированы  представительства 13 польских фирм и компаний, основной сферой деятельности которых являются экспортно-импортные операции, услуги, строительство, машиностроение, химическая, фармацевтическая, пищевая промышленности, транспорт.

В сфере  культуро - гуманитарного сотрудничества осуществляется на основе межправительственного Договора о культурном и научном сотрудничестве от 11.01.1995 года  и межправительственной Исполнительной программы в областях культуры, науки и образования на 2004-2006 года от 25.05.2004 года. На рассмотрении польской стороны находится разработанный заинтересованными министерствами и ведомствами Узбекистана проект межправительственной Исполнительной программы в областях культуры, науки и образования на 2008-2010 года.

В ноябре 1989 года в Ташкенте создан Польский культурный центр «Светлица польска», который в 1992 году получил статус республиканского общественного объединения. С 1999 года в Самаркандской области действует культурный центр «Полонез». В 2000 году создано филиал «Светлицы польска» в Бухаре. В апреле 1998 года  учреждено Общество дружбы «Узбекистан-Польша», которое поддерживает тесные связи с культурными центрами польской диаспоры в Узбекистане. В декабре 2004 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Национальной библиотекой Узбекистана им. А.Навои и Варшавской Национальной библиотекой.

В сентябре 2006 года осуществлена поездка группы из представителей туристических фирм и СМИ Польши в Узбекистан. В ходе поездки группа посетила гг.Ташкент, Самарканд, Бухару и Хиву, провела встречи в НК «Узбектуризм» и с узбекскими партнерами. По итогам поездки подготовлены специальные репортажи о туристическом потенциале Узбекистана, которые были освещены в телевидении и печати Польши. В декабре 2004 года подписано Соглашение о сотрудничестве между городами Бекабад и Островец-Свинтокшицки. На проработке находится вопрос установления партнерских отношений между городами Ташкентом и Варшавой, Хивой и Тамошев-Мазовецком, а также Самаркандским вилоятом и Поморским воеводством, Джизакским вилоятом и Подлясским воеводством.

Основу договорно-правовой базы двусторонних отношений составляют 21 межправительственных, 19 межведомственных и 2 межрегиональных договоров и соглашений. На рассмотрении сторон находятся 7 документов.

Казахстан.

 6 апреля 1992 года установлены дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Республикой Польша. А 20 марта 1994 года  в городе Алматы открыто Посольство Польши. Вслед за этим в мае 1999 года в городе Варшава была открыта Дипломатическая миссия Республики Казахстан. В октябре 2000 года было учреждено Посольство Республики Казахстан в Республике Польша (официальное открытие состоялось в мае 2002 года).  В Кракове и Гданьске действуют институты Почетных консулов Республики Казахстан.

27 - 28 ноября 1997 года состоялся первый официальный визит в Польшу Президента Республики Казахстане Н.А.Назарбаева, в ходе которого была подписана Декларация о развитии дружественных отношений и сотрудничества между Республикой Казахстан и Республикой Польша. Ответный официальный визит в РК Президента Польши Александра Квасьневского состоялся 29 - 31 октября 1999 года. В апреле 1998 года Казахстан с официальным визитом посетил Министр иностранных дел Республики Польша и Действующий Председатель ОБСЕ Б.Геремек. 27 -30 апреля 2002 года состоялся официальный визит Министра иностранных дел Республики Польша В.Чимошевича в Казахстан. В ходе переговоров с Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым, Государственным Секретарем – Министром иностранных дел РК К.Токаевым были обсуждены вопросы двусторонних отношений.

А 23 - 26 мая 2002 года состоялся второй официальный визит Президента Казахстана Н.Назарбаева в Польшу.  28 - 30 марта 2007 года  прошел первый официальный визит Президента Леха Качыньского в Казахстан. Стороны выразили заинтересованность в дальнейшем углублении двустороннего сотрудничества в духе взаимовыгодного партнерства, в том числе по вопросам взаимных инвестиций, использования транзитно-транспортного потенциала обеих стран, в культурно-гуманитарной сфере, здравоохранении, образовании, науке, охране окружающей среды.

В работе СМИД ОБСЕ (Алматы, 16-17 июля 2010 год) и Саммита ОБСЕ (Астана, 1-2 декабря 2010 год) принял участие Министр иностранных дел Р.Сикорский.

В сфере торгово-экономического сотрудничества, согласно таможенным статистическим данным Республики Казахстан, объем взаимной торговли за 2011 год достиг рекордно высокой отметки в 1,696 млрд. долларов США, а в 2010 г. товарооборот составил 1,592 млрд. долларов США.

Структура товарооборота между двумя странами на протяжении нескольких лет остается достаточно стабильной, а изменениям подвергается удельный вес товарных позиций. В структуре казахстанского экспорта в Польшу преобладают углеводородное сырье, продукция химической и угольной промышленности, черной металлургии, сельского хозяйства, включая зерно и хлопок.

Основными статьями импорта из Польши в Казахстан остаются продукция химической промышленности, машины и оборудование, электроприборы, неблагородные металлы и изделия из них, целлюлоза, бумага, синтетические материалы и изделия из резины, транспортные средства, продукты животноводства и растительного происхождения, лекарственные препараты и медтехника, мебель и комплектующие части к ним, продовольственные товары.

20-21 июня 2011 года  в Варшаве состоялось очередное третье заседание казахстанско-польской Межправительственной комиссии по экономического сотрудничеству. Польскую часть комиссии возглавил заместитель Председателя Совета Министров – Министр экономики В.Павляк, казахстанскую часть – Ответственный секретарь МИД РК Р.Жошыбаев. В рамках МПК состоялось первое заседание Рабочей группы по вопросам транспорта и инфраструктуры под сопредседательством Вице-министра транспорта и коммуникаций РК А.Бектурова. Кроме того, состоялся бизнес-форум. Планируется проведение IV заседания казахстанско-польской Межправительственной комиссии по экономического сотрудничеству в Астане (2012 год).

В сфере культурно-гуманитарных связей между Казахстаном и Польшей налажено активное сотрудничество, что обуславливается наличием большой польской диаспоры в Казахстане и общим историческим прошлым.

Таджикистан.

Дипломатические отношения между Республикой Таджикистан и Республикой Польши установлены 11 февраля 1992 года. Активизация двусторонних отношений между Таджикистаном и Польшей началась в начале 2000 годов. В основе двусторонних отношений лежит большой интерес обоих государств в развитии партнерских отношений и делового сотрудничества между странами. В ходе официальных визитов Президента Республики Польша в Душанбе в октябре 2002 года и Президента Республики Таджикистан в Варшаву в мае 2003 года были подписаны 7 важных документов в области экономики, культуры, науки, образования, а также борьбы с преступностью, положившие основу договорно-правовой базы таджикско-польских отношений. В сентябре 2006 года состоялись встречи таджикских и польских экспертов в министерствах промышленности и экономики и торговли в Душанбе, что способствовали интенсификации диалога и поиску взаимовыгодных сфер сотрудничества. В то же время участие Польши в международной выставке «Тадж-Build» в Душанбе в конце 2006 года свидетельствует о первых предпринимаемых шагах в изучении таджикского рынка и возможностей. В последнее время активно развиваются культурные и образовательные связи между двумя странами Объем внешнеторгового оборота Республики Таджикистан с Республикой Польша в 2008 году составил 23,1 млн. долларов США (экспорт - 6,3 млн. долларов США, импорт – 16,6 млн. долларов США). За 5 месяцев 2009 года товарооборот составил 27,2 млн. долларов США.

Следует отметить, что в структуре экспорта из Республики Таджикистан в Республику Польша преобладают сырьевые ресурсы. Экспортируются хлопок-волокно, шелк-сырец, алюминий, улюк-хлопковый и т.д. Первое Заседание Комиссии по экономическому сотрудничеству между Республикой Таджикистан и Польшей прошло 24-25 октября 2010 года в Варшаве.  

23 июня 2011 года в г.Хорог по инициативе Торгово-промышленной Палаты ГБАО РТ в рамках международного инвестиционного Форума «Памир Инвест 2011» для таджикских и польских бизнесменов был проведён семинар. 27 октября 2011 года в Душанбе состоялись межправительственные Консультации по экономическому сотрудничеству Таджикистана и Польши. По итогам Консультаций был подписан Протокол данных консультаций, а также 28 октября был проведён «Бизнес-Форум» Таджикистана и Польши.

Кыргызстан.

Республика Польша признала независимость Кыргызской Республики 27 декабря 1991 года. Дипломатические отношения между двумя государствами установлены 10 февраля 1992 года.

18 - 20 ноября 1998 года состоялся официальный визит Президента Кыргызской Республики  А. Акаева в Республику Польша. 18 января 2002 г. польская сторона обратилась с просьбой о разрешении на размещение польского военного контингента в Кыргызстане в рамках операции «Непоколебимая свобода», на что было дано согласие Правительства КР. 30 апреля 2002 года состоялся визит министра иностранных дел РП В.Чимошевича в КР.

24 - 25 октября 2002  года  состоялся официальный визит Президента РП А. Квасьневского в КР. В ходе визита А. Квасьневского руководством Кыргызской Республики ему были переданы оригиналы архивных документов 5-й польской дивизии армии генерала В. Андерса, что было высоко оценено польской стороной.

15-17 марта 2004 года состоялся второй официальный визит Президента КР А. Акаева в Польшу. В рамках программы официального визита в Польшу состоялась поездка кыргызской делегации в город Краков, организованная Главой Воеводства Малопольского Ежи Адамиком, и посещение Ягеллонского Университета.

22 - 24 июня 2004 года в Кыргызстане с визитом находилась польская делегация во главе со статс-секретарем Канцелярии Президента РП А. Майковским. В ходе визита польской стороне были переданы 293 копии архивных документов о поляках, проживавших на территории Кыргызстана.

20 сентября 2007 года польская делегация во главе со статс-секретарем МИД РП П. Ковалем посетила г. Бишкек для проведения двусторонних политических консультаций между внешнеполитическими ведомствами КР и РП.

20-21 мая 2008 г. состоялся рабочий визит в РП премьер-министра КР И. Чудинова. В рамках рабочего визита премьер-министра КР И. Чудинова в Польше проведено I заседание кыргызско-польской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству и проведён Бизнес-форум «Кыргызстан-Польша». 21 мая 2008 года в МИД Польши состоялись II кыргызско-польские консультации заместителя министра иностранных дел КР Э. Ибраимова с заместителем министра иностранных дел РП А. Кремером. 14 - 18 декабря 2011 г. Польшу посетила экс-президент КР Р. Отунбаева, где приняла участие в форуме «Дни Европейского Развития – 2011», организованном под польским председательством в ЕС. 29 марта 2012 года в Бишкеке состоялось открытие Почётного Консульства РП в КР.

В сфере экономического сотрудничества общий товарооборот за 2011 год составил 29,8 млн долларов США, из них импорт – 29,1 млн. долларов США, экспорт – 0,7 млн долларов США. Импортируются: сахар, кондитерские изделия, фармацевтическая продукция, парфюмерно-косметические товары, изделия из бумаги, мебель и её принадлежности, машины и оборудование для промышленности и др. готовые изделия.

Ежегодно в Бишкеке проходит Вечер польско-кыргызского бизнеса, в работе которого принимают участие представители польского бизнеса, Ассоциации предпринимателей КР и представители СМИ. 27-28 июня 2012 г. в г. Бишкек проведены II заседание кыргызско-польской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству и II экономический Бизнес-форум «Кыргызстан-Польша».

Сотрудничество с Польшей в этой сфере осуществляется в рамках Соглашения между Правительством КР и Правительством РП в области культуры и науки, подписанного 5 июня 1993 года в Варшаве, а также в рамках Исполнительной Программы между Правительством КР и Правительством РП о сотрудничестве в области культуры, образования и науки.

Туркменистан.

Республика Польша признала независимость Туркменистана в 1991 году. Дипломатические отношения начались с 1992 года. Однако на целое десятилетие большого толчка на активизацию отношений не находилось и отношения находились в стогнации. Однако отношения в корне изменились после плана трубопровода «Набукко», в котором Туркменистан играет немало важную роль.

26 сентября 2007 года президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов встретился с президентом Республики Польша Лехом Качиньским. В ходе состоявшихся переговоров были обсуждены вопросы налаживания полномасштабного двустороннего сотрудничества и активизации туркмено-польских межгосударственных отношений, отвечающих интересам двух народов.

Лех Качиньский отметил, что в Польше с интересом и симпатией следят за происходящими в Туркменистане преобразованиями, а также позитивно оценивают ту роль, которую государство начинает играть на мировой арене. Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что поддерживает стремление польской стороны к установлению широкого межгосударственного диалога и видит в этом залог упрочения и развития двустороннего сотрудничества, уже имеющего опыт в гуманитарной сфере.

ГЛАВА 3. Особенности дипломатических отношений между Польшей и странами Центральной Азии. Тенденции их развития.

Отношения между Польшей и странами Центральной Азии развиваются по возрастающей, взаимовыгодно и с большим интересом с двух сторон.

Так, например, Польша рассматривает Казахстан как «ворота» в Центральную Азию,  как сообщила пресс-служба министерства иностранных дел (МИД) РК. Указывается, что в целом стороны согласились с необходимостью активизации контактов по различным направлениям казахстанско-польского сотрудничества. «Б. Коморовский отметил значимый вклад Казахстана в укрепление безопасности в Центральной Азии и стабилизацию ситуации в Афганистане. По его словам, Варшава рассматривает Казахстан как своего важного партнера на евразийском пространстве и привлекательный рынок для польских инвестиций», - говорится в сообщении.

«Узбекистан является одним из важных партнеров Польши, – сказал заместитель министра экономики Польши Рафал Баняк на узбеко – польском бизнес-форуме в Ташкенте (2009 год), – Ваша страна и в условиях глобального экономического кризиса смогла достичь высоких показателей экономического роста. И Узбекистан, и Польша – это страны с огромным экономическим потенциалом. Неуклонное повышение объемов товарооборота может служить ярким примером динамичного развития взаимосвязей между нашими странами. Проведенные в рамках нашего визита различные мероприятия стали хорошей возможностью для раскрытия новых граней двустороннего сотрудничества, рассмотрения вопросов более полного задействования имеющихся возможностей. Мы заинтересованы в дальнейшем развитии взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах».

Как отметила директор департамента по международному сотрудничеству Министерства финансов Польши Э.Фишер на пятом заседании узбекско-польской межправкомиссии в Варшве (2012 год) , экономика Узбекистана является привлекательной для польского бизнеса, в том числе с точки зрения выхода на другие региональные рынки. В этой связи, с ее слов, в рамках соответствующих правительственных программ по поддержке предпринимательства и польского экспорта оказывается поддержка к стремлению польских компаний к осуществлению бизнеса в Узбекистане, в том числе путем предоставления финансовых гарантий и кредитных линий.

По сообщению представителя Министерства туризма Польши В.Эймонда проводится соответствующая обоюдная работа по увеличению двустороннего турпотока. В частности, он отметил успешный «инфо-тур» в Узбекистан, прошедший в нынешнем году, где приняли участие представители туристических компаний и СМИ Польши. В данном контексте он положительно оценил осуществляемые в Узбекистане меры по развитию туризма и туристической инфраструктуры.

Как отметили на международной выствке «Инфраструктура Таджикистан  - 2008» в Душанбе представители отдела содействия по торговле и инвестициям посольства Польши в Республике Таджикистан, что в основных макроэкономических показателях за прошлый год и первого полугодия 2008 года наиболее высокие темпы промышленного производства отмечаются в машиностроении - 22,2%, транспортном машиностроении и в автомобилестроении - 21,1%, в электронной и электротехнической промышленности - 18,3%.

"Более значительными, но не менее привлекательными, могут быть польские инвестиции в энергетическую и горнорудную отрасли. Большим потенциалом обладает сфера туризма. В Таджикистане имеются весьма серьезные предпосылки, которые положительно могут влиять на привлечение польского бизнеса на этот рынок. Страна обладает богатыми природными ресурсами, значительным людским потенциалом. В Таджикистане создана благоприятная деловая бизнес-среда. Все больший интерес польские фирмы проявляют к создаваемым в Таджикистане свободным экономическим зонам. Одной из серьезных причин, сдерживающих более активное развитие польско-таджикских экономических отношений, является недостаточный уровень взаимной информированности о возможностях и потребностях обеих стран", - отметил руководитель Отдела содействия торговле и инвестициям Посольства Польши в Таджикистане Славомир Стшалковски (2010 год).

Несмотря на то, что взаимоотношения Польши и стран центральноазиатского региона развиваются довольно динамично, существует ряд проблем, разрешение которых требует пристального внимания.

Первая проблема  -  это риски конфликтов и нестабильности в регионе. Серьезная и длительная нестабильность в одной из центрально-азиатских стран может привести к опасным последствиям для всего региона. Это относится в первую очередь к Узбекистану, где проживает более чем 25 млн. человек и который является наиболее густонаселенным государством Центральной Азии. Границы в регионе являются, большей частью, прозрачными и плохо демаркированными, и мало что можно сделать для предотвращения незаконного пересечения границ отдельными лицами или группами лиц. Волнения в одном государстве могут привести к появлению потоков беженцев, которые могут быстро превысить возможности соседей по их приему. Поскольку в инфраструктурном отношении эти страны все еще в сильной степени зависят друг от друга, волнения в любой из стран могут иметь серьезные экономические последствия для других.

Вторая проблема – терроризм и наркотрафик. Польша ввела свой военный контингент в Ирак, тем самым присоединилась к коалиции США. Однако также в крайне небезопасном положении находится Афганистан, через который проходит крупнейший наркотрафик Центральной Азии. Польша, заняв жесткую антитеррористическую позицию, не будет заинтересована вести активные дипломатические отношения со странами, где высок уровень экстремизма и наркоторговли. В последнее время среди таковых включают Узбекистан и Таджикистан.

  Заключение.

Центральная Азия в последние годы демонстрирует рост интереса и притягательности к себе со стороны многих субъектов мировой политики, которые отводят ей значительное место в своей политике и совершенствуют по этой причине стратегию проникновения и укрепления своего влияния в странах региона. Сегодня Центральная Азия представляет собой несомненную стратегическую значимость, прежде всего, из-за наличия огромных энергетических и других природных ресурсов. Республика Польша имеет в Центральной Азии существенные интересы - как геополитические, так и экономические. Польское руководство выступает в роли потенциального торгового партнера, источника финансирования и донора продовольственной помощи, а также финансового и технического содействия. Этим во многом обосновывается принятие Евросоюзом, в который входит Польша, под эгидой немецкого президентства, первой Стратегии в отношении Центральной Азии.

На двустороннем уровне отношения Польши с государствами Центральной Азии базируются на Соглашениях о Партнерстве и Сотрудничестве (СПС). Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве построены на трех основах: политический диалог, торговые и экономические связи и сотрудничество в различных отраслях. Они основаны на общепринятых ценностях: уважение прав человека, демократии и нормы закона, и включают обязательства, приравнивающие свои соответствующие правовые структуры к ЕС, и гарантирующие регулирующую конвергенцию в экономических отраслях.

Принятая в 2007 году Стратегия ЕС по Центральной Азии впервые определяет политические директивы для значительно повышенных обязательств стран ЕС (в том числе Польши) в Центральной Азии. С помощью этой стратегии Польша подчеркивает растущее стратегическое значение Центральной Азии, вытекающее из ее географического положения между Европой, Азией, Россией и Южной Азией.

Список литературы.

Касенов У.Т. Безопасность Центральной Азии. - Алматы, 1998.

Седякин Ю.М. Внешняя политика современной Польши // Обозреватель : журнал. — Москва, 2010.

ЕС И Центральная Азия: Стратегия Нового Партнерства / http: // europa. eu. int/comm

Сайт Министерства Иностранцев Дел Таджикистана -   http://mfa.tj/index.php?node=article&id=823

Konsulat Honorowy Rzeczypospolitej Polskiej w Republice Kirgiskiej. Почётное Консульство Республики Польша в Кыргызской Республике - http://www.hkrp.kg/ru/consulate/relations/

Сайт Посольства Узбекистана в Польше - http://www.uzbekistan.pl/index.php?goto=265

Казахстан - «ворота» в Центральную Азию для Польши - http://www.diapazon.kz/kazakhstan/kaz-economy/45865-kazahstan-vorota-v-centralnuyu-aziyu-dlya-polshi.html

Варшава и Киев ищут партнеров в Центральной Азии - http://www.arba.ru/news/1546

Центральная Азия во внешней политике Европейского Союза. - Алматы, 2004.

Актуальные проблемы мировой политики. Сборник научных трудов /Под ред.М. Ашимбаева. - Алматы, 2005

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71993. Образование и название чисел второго десятка 34.5 KB
  Цель – ознакомить с образованием и названием, последовательностью чисел от 11 до 20; упражнять в табличном сложении и вычитании в пределах 10; упражнять в решении задач; развивать внимание, память; воспитывать желание учиться.
71994. Таблиця додавання числа 5. Розв’язування прикладів та задач. Розпізнавання многокутників 63 KB
  МЕТА: Навчати учнів користуватися таблицею додавання числа 5; складати приклади за числовою шкалою. Удосконалювати вміння розв’язувати задачі. Формувати вміння розпізнавати геометричні фігури. Розвивати критичне мислення. ОБЛАДНАННЯ: картки для групової роботи, казкові герої, план уроку, предметні малюнки.
71995. Повторенні складу чисел 5 і 6. Складання цінностей за малюнками. Обчислення визначень виразів, що містять додавання за допомогою предметних малюнків 69 KB
  Мета: закріпити вміння складати й очолювати вирази на додавання; вправлятися в написанні цифр; лічбі в межах 10; порівнянні чисел, розпізнаванні геометричних фігур; розвивати спостережливість; зорову пам’ять, кмітливість, формувати пізнавальних інтерес.
71996. Лічба в межах 20. Розв’язування задач та прикладів 40 KB
  Мета: закріплювати знання учнів з арифметичних дій додавання і віднімання, формувати навички лічби в межах 20, учити креслити відрізки за текстовою умовою, вчити складати та розв’язувати задачі та приклади, розвивати мислення, виховувати уважність.
71997. Число і цифра 6. Порівняння чисел у межах 6. Написання цифри 6 37 KB
  Розкрити зміст поняття число і цифра 6; вчити порівнювати числа в межах 6; формувати вміння складати приклади на додавання за предметними малюнками; познайомити учнів з поняттями футбол волейбол баскетбол гандбол; виховувати акуратність інтерес до математики спорту.
71998. Збільшення і зменшення числа на кілька одиниць. Вправи на засвоєння таблиць додавання і віднімання числа 2. Поняття «умова», «запитання», відповідь» задачі 28.5 KB
  Сьогодні ми проведемо урок разом із героями відомої казки Колобок. Яка зараз пора року Отже коли Колобок від Баби та від Діда втік і покотився по стежинці повалив пухкий білий сніг. Колобок ніколи не бачив снігу і розгубився.
72001. Таблиці додавання і віднімання числа 4. Додавання і віднімання за допомогою числового відрізка. Складання і розв’язування задач за коротким записом 42 KB
  Мета: Скласти таблицю додавання і віднімання 4; вправляти учнів у розв’язуванні прикладів на додавання й віднімання чисел 3 і 4; вдосконалювати навички усної лічби; розвивати мислення. Обладнання: таблиця «Додавання і віднімання числа 4»; предметні малюнки; картки для роботи в парах...