98459

Понятие мифологии

Реферат

Религиоведение и мифология

Мифология как способ манипуляции сознанием Мифологию чаще всего используются в массовой культуры для манипуляции общественного сознания в современных странах. Так же стоит заметить для манипуляции сознанием требуется фальшивая действительность в которой ее присутствие не будет ощущаться.

Русский

2015-11-03

56.5 KB

0 чел.

  1.  Понятие мифологии

Многие люди услышав понятие «мифология» начинают думать о древнегреческих мифах  о богах, героях и их подвигах, и совершенно не представляют, что мифология существует и в настоящее время, причем она проникает во все сферы нашей жизни. Что же такое на самом деле мифология? Дадим ей определение.

Мифология (от греч. mythos — "слово, предание" и logos — "идея, понятие, рассказ")  — синкретическое отражение различных явлений, событий, представлений, особенно характерное для ранних стадий развития культуры, передаваемое в форме устных повествований — мифов.

Особенности мифологии:

  •  Синкретизм-единство сторон мира. Предполагает что живое и неживое неразличимо.
  •  Антропоморфизм- представление всех сторон мира как очеловеченных.
  •  Символизм-образ, который заменяет идею.
  •  Взаимодействие фантазии и реальности – все что было дано людям в ощущениях, находило свое место как отражение реальности.

Исследователи в области мифологии выделяют и такие функции мифологии
- Аксиологическая (миф как средством самовосхваления и воодушевления).
- Телеологическая (в мифе определяются цель и смысл истории, человеческого существования).
- Праксиологическая, реализуемая в трех планах: прогностическом, магическом и творчески-преобразовательном.
- Коммуникативная (миф является связующим звеном эпох и поколений).
- Познавательная и объяснительная.

- Компенсаторная (реализация и удовлетворение потребностей, которые реально, как правило, неосуществимы). 

2. Мифология в прошлом и в современности

Понимание мифологии в настоящем времени отличается от ее понимания в прошлом.

  •  В древности под словом «миф» понимали повествование, сказку, истории о жизни и поступках богов, которые подобны человеческим. Миф являлся видом мировоззрения, образным представлением о природе и коллективной жизни. В мифах объединялись зачатки знаний, религиозных верований.
  •  В современности же мифология  понимается как форма общественного сознания,  при котором миф является не   определенным представлением о мире, а условным истинным высказыванием, истинность которого выясняется из системного рассмотрения контекста. Современная мифология является частью «массовой культуры». «Массовая культура»- это культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе, иначе говоря культура большинства.  Она включает в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, музыка, массовая литература), средства массовой информации и т. п.  Содержание «массовой культуры» обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения. 

3. Мифология как способ манипуляции сознанием

Мифологию чаще всего используются в «массовой культуры» для манипуляции общественного сознания в современных  странах.

Само слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus - рука ( manipulus - пригоршня, горсть, от manus и ple -наполнять). В технике те приспособления для управления механизмами, которые как бы являются продолжением рук (рычаги, рукоятки), называются манипуляторами. Отсюда произошло и современное переносное значение слова - ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Заметим, что с самого начала это понятие ограничивает понимаемый как манипуляция набор способов управления - им обозначается только управление с ловкостью и даже скрытое управление. Так же стоит заметить, для манипуляции сознанием требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться.

Манипуляция общественным сознанием напоминает войну небольшой, хорошо организованной и вооруженной армии чужеземцев против огромного мирного населения, которое к этой войне не готово.

Проанализировав определения манипуляции можно выделить основные ее признаки:

  •  Во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия.Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.
  •  Во-вторых, манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает Г.Шиллер, «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно.»
  •  В-третьих, манипуляция - это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Ей в основном занимаются хорошо обученные и подготовленные специалисты.

Как же мы можем определить что нами пытаются манипулировать? Это можно понять из следующих признаков:

  1.  Язык . Как только человек начинает говорить на птичьем языке, вворачивая  малопонятные словечки вроде ваучера или секвестра - значит, идет манипуляция. Если бы говорящий хотел чтобы его сообщение было понято и осмысленно ,он сделал бы его понятным для слушателя.
    1.  Эмоции . Если человек начинает давить на чувства, пахнет подвохом. 
    2.  Сенсационность и срочность . Это - технология общего действия, обеспечивающая шум и необходимый уровень нервозности, подрывающей психологическую защиту.
    3.   Повторение . Повторение - главное средство недобросовестной пропаганды. Потому оно и служит хорошим признаком ее наличия. Если вдруг начинают ежедневно мусолить одну и ту же тему или употреблять одни и те же словесные комбинации - дело нечисто. 
    4.  Дробление . Если политик или помогающее ему СМИ действительно желает объяснить гражданам какую-то проблему и получить их сознательную поддержку в каком-то вопросе, то он всегда изложит эту проблему в целостном виде, хотя бы и кратко. . Политик, который манипулирует нашим сознанием, представляет нам вместо целостной проблемы ее маленький кусочек, да и его дробит на части - так, чтобы мы осмыслить целое и сделать выбор не могли. 
    5.  Изъятие из контекста . Это признак, родственный предыдущему. Изымая проблему из реального контекста, не говоря о важных внешних факторах, манипулятор загоняет нашу мысль, нашу работу по толкованию его сообщения в нужный ему узкий коридор. 
    6.  Тоталитаризм источника сообщений . Возможно более полное устранение несогласных источников информации и мнений - важнейшее условие успеха манипуляции, отсутствие реального диалога есть верный признак манипулятивного характера сообщений. 
    7.  Тоталитаризм решения . Когда нам предоставляют один вариант и утверждают что альтернативы ему нет, смело можно утверждать что это манипуляция
    8.   Смешение информации и мнения . Это грубый прием манипуляции при котором человеку желающему узнать в какие-либо факты, вместе с этими фактами внушается мнения о них
    9.  Прикрытие авторитетом . Когда как довод в поддержку какого-то чисто идеологического или политического утверждения привлекается авторитет и уважение, завоеванные в совершенно иной, не связанной с этим утверждением сфере, то это - типичная манипуляция.
    10.  Активизация стереотипов. Стремление отправителя сообщений « стереотипизировать наше поведение », то есть добиться, чтобы мы воспринимали информацию и отвечали на нее в соответствии с нормами поведения определенной общности - верный признак манипуляции.
    11.  Некогерентность высказываний . Это - важнейший признак, и он довольно легко выявляется даже интуитивно. Когда в сообщении резко перескакивают с одной темы на другую, ничем не связано с начальной темой, то можете быть уверены что вами пытаются манипулировать.

Заключение.

Итак, давайте подведем итоги, в наше время мифология как способ манипуляции сознанием приобретает все большее влияние на людей, формируя у них некритическое, потребительское сознание, так называемый консюмеризм.

Ее используют в таких сферах жизни как политика, средства массовой информации, культура и т.д. Ее особенно явно можно увидеть в преддверии предстоящих нам выборов.

Вы можете задаться вопросом: почему большинство людей продолжают подвергаться манипуляциям, хотя они так очевидны?

Дело в том что, люди, окунаясь в поток информации не желают тратить ни душевных, ни умственных усилий, ни времени на то, чтобы просто усомниться в полученной информации. Так как им это кажется гораздо легче чем критически перерабатывать ее.

Человек может избежать манипуляции путем работы над собой и развив контролирующие «умственные инструменты» и доведя их до автоматизма, которые как бы сами собой, без усилий сознания и воли, анализируют информацию по одному признаку: есть ли в ней симптомы манипуляции его поведением.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6245. Язык программирования Паскаль 73.5 KB
  Язык программирования Паскаль План Основные сведения Основные элементы Паскаля Структура программы Организация и описание данных Основные сведения Язык Паскаль является одним из самых распространенных в настоящее время алгори...
6246. Абсолютизация идеализма у Г.В.Ф. Гегеля 102.5 KB
  Абсолютизация идеализма у Г.В.Ф. Гегеля. Вопрос 1 Истоки и основные параметры философской системы Гегеля. Всё действительное разумно, всё разумное действительно (Гегель). Жизнь и труды Гегеля. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-18...
6247. Россия в начале XVII в. Смутное время 83.5 KB
  Россия в начале XVII в. Смутное время Борьба за власть в период правления Федора Ивановича (1584-1598). Борис Годунов (1598-1605). После смерти Ивана IV Грозного царствовать начал его сын Федор Иванович (род. 21 мая 1557). Власть фактически пе...
6248. Фармакопейный анализ кислоты борной и натрия тетрабората, железа сульфата, натрия гидрокарбоната 101 KB
  Фармакопейный анализ кислоты борной и натрия тетрабората, железа сульфата, натрия гидрокарбоната Бор и его соединения В природе бор встречается в виде борной кислоты, которая содержится в воде горячих источников. Соединения бора содержатся также в н...
6249. CD и DVD 104 KB
  CD и DVD Что такое СD? Конструкция диска CD-DA (Compact Disk - Digital Audio, компакт-диск - цифровой звук) и способ записи звука на нем описывается стандартом предложивших его фирм Sony и Philips, изданным в 1980 году под названием Red Book...
6250. Генетика популяций. Выполнение закона Харди–Вайнберга в природных популяциях 137.5 KB
  Генетика популяций 1. История понятия популяция. Современное определение популяции. Генетическая структура популяции 2. Закон Харди–Вайнберга - основной закон популяционной генетики 3. Выполнение закона Харди–Вайнберга в природных поп...
6251. От философии Гегеля к марксизму 93.5 KB
  От философии Гегеля к марксизму. Вопрос 1 Философия Л. Фейербаха и К. Маркса: поворот к материализму. Не Бог человека, а человек Бога создал по образу и подобию своему (Л. Фейербах). Философы различным образом объясняли мир, но дело за...
6252. Внешняя политика России в середине - второй половине XVII века 92.5 KB
  Внешняя политика России в середине - второй половине XVII в. 1. Основные задачи и направления внешней политики России в середине - второй половине XVII в. Поражение в Ливонской войне и тяжелые последствия Смутного времени не повлияли на х...
6253. Фармакопейный анализ солей магния и кальция 107.5 KB
  Фармакопейный анализ солей магния и кальция Соединения магния Наиболее широко распространены в природе карбонаты магния. Они содержатся в минералах: доломит (MgCO3 · CaCO3) и магнезит (MgCO3). Магний также входит в состав силикатов, например т...