98459

Понятие мифологии

Реферат

Религиоведение и мифология

Мифология как способ манипуляции сознанием Мифологию чаще всего используются в массовой культуры для манипуляции общественного сознания в современных странах. Так же стоит заметить для манипуляции сознанием требуется фальшивая действительность в которой ее присутствие не будет ощущаться.

Русский

2015-11-03

56.5 KB

0 чел.

  1.  Понятие мифологии

Многие люди услышав понятие «мифология» начинают думать о древнегреческих мифах  о богах, героях и их подвигах, и совершенно не представляют, что мифология существует и в настоящее время, причем она проникает во все сферы нашей жизни. Что же такое на самом деле мифология? Дадим ей определение.

Мифология (от греч. mythos — "слово, предание" и logos — "идея, понятие, рассказ")  — синкретическое отражение различных явлений, событий, представлений, особенно характерное для ранних стадий развития культуры, передаваемое в форме устных повествований — мифов.

Особенности мифологии:

  •  Синкретизм-единство сторон мира. Предполагает что живое и неживое неразличимо.
  •  Антропоморфизм- представление всех сторон мира как очеловеченных.
  •  Символизм-образ, который заменяет идею.
  •  Взаимодействие фантазии и реальности – все что было дано людям в ощущениях, находило свое место как отражение реальности.

Исследователи в области мифологии выделяют и такие функции мифологии
- Аксиологическая (миф как средством самовосхваления и воодушевления).
- Телеологическая (в мифе определяются цель и смысл истории, человеческого существования).
- Праксиологическая, реализуемая в трех планах: прогностическом, магическом и творчески-преобразовательном.
- Коммуникативная (миф является связующим звеном эпох и поколений).
- Познавательная и объяснительная.

- Компенсаторная (реализация и удовлетворение потребностей, которые реально, как правило, неосуществимы). 

2. Мифология в прошлом и в современности

Понимание мифологии в настоящем времени отличается от ее понимания в прошлом.

  •  В древности под словом «миф» понимали повествование, сказку, истории о жизни и поступках богов, которые подобны человеческим. Миф являлся видом мировоззрения, образным представлением о природе и коллективной жизни. В мифах объединялись зачатки знаний, религиозных верований.
  •  В современности же мифология  понимается как форма общественного сознания,  при котором миф является не   определенным представлением о мире, а условным истинным высказыванием, истинность которого выясняется из системного рассмотрения контекста. Современная мифология является частью «массовой культуры». «Массовая культура»- это культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе, иначе говоря культура большинства.  Она включает в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, музыка, массовая литература), средства массовой информации и т. п.  Содержание «массовой культуры» обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения. 

3. Мифология как способ манипуляции сознанием

Мифологию чаще всего используются в «массовой культуры» для манипуляции общественного сознания в современных  странах.

Само слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus - рука ( manipulus - пригоршня, горсть, от manus и ple -наполнять). В технике те приспособления для управления механизмами, которые как бы являются продолжением рук (рычаги, рукоятки), называются манипуляторами. Отсюда произошло и современное переносное значение слова - ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Заметим, что с самого начала это понятие ограничивает понимаемый как манипуляция набор способов управления - им обозначается только управление с ловкостью и даже скрытое управление. Так же стоит заметить, для манипуляции сознанием требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться.

Манипуляция общественным сознанием напоминает войну небольшой, хорошо организованной и вооруженной армии чужеземцев против огромного мирного населения, которое к этой войне не готово.

Проанализировав определения манипуляции можно выделить основные ее признаки:

  •  Во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия.Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.
  •  Во-вторых, манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает Г.Шиллер, «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно.»
  •  В-третьих, манипуляция - это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Ей в основном занимаются хорошо обученные и подготовленные специалисты.

Как же мы можем определить что нами пытаются манипулировать? Это можно понять из следующих признаков:

  1.  Язык . Как только человек начинает говорить на птичьем языке, вворачивая  малопонятные словечки вроде ваучера или секвестра - значит, идет манипуляция. Если бы говорящий хотел чтобы его сообщение было понято и осмысленно ,он сделал бы его понятным для слушателя.
    1.  Эмоции . Если человек начинает давить на чувства, пахнет подвохом. 
    2.  Сенсационность и срочность . Это - технология общего действия, обеспечивающая шум и необходимый уровень нервозности, подрывающей психологическую защиту.
    3.   Повторение . Повторение - главное средство недобросовестной пропаганды. Потому оно и служит хорошим признаком ее наличия. Если вдруг начинают ежедневно мусолить одну и ту же тему или употреблять одни и те же словесные комбинации - дело нечисто. 
    4.  Дробление . Если политик или помогающее ему СМИ действительно желает объяснить гражданам какую-то проблему и получить их сознательную поддержку в каком-то вопросе, то он всегда изложит эту проблему в целостном виде, хотя бы и кратко. . Политик, который манипулирует нашим сознанием, представляет нам вместо целостной проблемы ее маленький кусочек, да и его дробит на части - так, чтобы мы осмыслить целое и сделать выбор не могли. 
    5.  Изъятие из контекста . Это признак, родственный предыдущему. Изымая проблему из реального контекста, не говоря о важных внешних факторах, манипулятор загоняет нашу мысль, нашу работу по толкованию его сообщения в нужный ему узкий коридор. 
    6.  Тоталитаризм источника сообщений . Возможно более полное устранение несогласных источников информации и мнений - важнейшее условие успеха манипуляции, отсутствие реального диалога есть верный признак манипулятивного характера сообщений. 
    7.  Тоталитаризм решения . Когда нам предоставляют один вариант и утверждают что альтернативы ему нет, смело можно утверждать что это манипуляция
    8.   Смешение информации и мнения . Это грубый прием манипуляции при котором человеку желающему узнать в какие-либо факты, вместе с этими фактами внушается мнения о них
    9.  Прикрытие авторитетом . Когда как довод в поддержку какого-то чисто идеологического или политического утверждения привлекается авторитет и уважение, завоеванные в совершенно иной, не связанной с этим утверждением сфере, то это - типичная манипуляция.
    10.  Активизация стереотипов. Стремление отправителя сообщений « стереотипизировать наше поведение », то есть добиться, чтобы мы воспринимали информацию и отвечали на нее в соответствии с нормами поведения определенной общности - верный признак манипуляции.
    11.  Некогерентность высказываний . Это - важнейший признак, и он довольно легко выявляется даже интуитивно. Когда в сообщении резко перескакивают с одной темы на другую, ничем не связано с начальной темой, то можете быть уверены что вами пытаются манипулировать.

Заключение.

Итак, давайте подведем итоги, в наше время мифология как способ манипуляции сознанием приобретает все большее влияние на людей, формируя у них некритическое, потребительское сознание, так называемый консюмеризм.

Ее используют в таких сферах жизни как политика, средства массовой информации, культура и т.д. Ее особенно явно можно увидеть в преддверии предстоящих нам выборов.

Вы можете задаться вопросом: почему большинство людей продолжают подвергаться манипуляциям, хотя они так очевидны?

Дело в том что, люди, окунаясь в поток информации не желают тратить ни душевных, ни умственных усилий, ни времени на то, чтобы просто усомниться в полученной информации. Так как им это кажется гораздо легче чем критически перерабатывать ее.

Человек может избежать манипуляции путем работы над собой и развив контролирующие «умственные инструменты» и доведя их до автоматизма, которые как бы сами собой, без усилий сознания и воли, анализируют информацию по одному признаку: есть ли в ней симптомы манипуляции его поведением.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55040. До 70-річчя Перемоги 144 KB
  Масовий подвиг народу, воїнів Армії і Флоту у двобої з фашистськими загарбниками, все героїчне минуле Батьківщини – вдячна і корисна нива для виховання підростаючого покоління. В наші дні героїко-патріотичне виховання набуває особливого звучання нині, в період відзначення річниць видатних перемог у Великій Вітчизняній війні і підготовки до 70-річчя Великої Перемоги.
55041. ПЕДАГОГІЧНІ ІННОВАЦІЇ ЯК РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧОГО ПОШУКУ ПЕДАГОГА 7.77 MB
  З огляду на важливість і актуальність поставлених перед освітою завдань, ми часто використовуємо інноваційні технології навчання, що дозволяють істотно активізувати розумову та пізнавальну діяльність студентів, підвищити інтерес до дисципліни.
55042. Пошук інформації в Internet. Пошукові системи 614.5 KB
  Мета: ознайомити із засобами пошуку інформації в Інтернеті принципами функціонування вебкаталогів та пошукових систем; навчити стратегії пошуку інформації; виховувати інформаційну культуру учнів уважність дисциплінованість прищеплювати навички групової роботи співробітництва.
55043. Объекты, цели, методы государственного регулирования экономики 19.59 KB
  Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позволяет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес
55044. Використання інформаційно-комунікаційних технологій на уроках української мови та літератури 242.5 KB
  Комп’ютерна презентація на уроках української мови та літератури. Це уможливлює: удосконалення методології і стратегії добору змісту методів і організаційних форм навчання що відповідають задачам розвитку особистості того кого навчають у сучасних умовах інформатизації суспільства; створення методичних систем навчання орієнтованих на розвиток інтелектуального потенціалу того кого навчають на формування умінь самостійно здобувати знання здійснювати інформаційнонавчальну...
55045. Навчальний посібник для самостійної роботи та самоконтролю 2.9 MB
  Те саме стосується й швидкості світла бо вимога щодо знання одиниць швидкості також висувається лише у 8-му класі. Саме такими є промені що їх викидає точкове джерело світла. Непідкріпленою тож необґрунтовано завищеною виглядає також вимога щодо опанування учнями поняттям сила світла та їхньої здатності розв'язувати задачі із застосуванням цієї фізичної величини с.
55046. Математика в біології 2.95 MB
  На допомогу тим хто розв’язує задачі з біології Кожна біологічна задача складається із сукупності даних умови задачі й запитань що вказує її вимогу. Якщо це задача з генетики використовуй генетичні символи; якщо вона стосується обміну речовин – складіть ланцюг живлення...
55047. Науково-методичного забезпечення професійного становлення молодого вчителя 4.85 MB
  Випускники педагогічних ВНЗ здебільшого мають непогану фахову підготовку але їм бракує знань і досвіду в питаннях методичної підготовки діяльності учнівського колективу ведення шкільної документації у роботі з батьками. Випускники педагогічних ВНЗ здебільшого мають непогану фахову підготовку але їм бракує знань і досвіду в питаннях методичної підготовки діяльності учнівського колективу ведення шкільної документації у роботі з батьками. Рецепту для кожної окремої педагогічної ситуації не існує але їх розв'язанню могли б сприяти такі...
55048. Курс загальної географії для 6 класу 364 KB
  Сучасне суспільство вимагає від школи підготовки підростаючого покоління, яке враховуючи власні можливості, зможе самостійно вирішувати складні проблеми власного життя. При цьому творчо мислити, використовуючи шкільні знання. Особливого значення, в цьому випадку, набуває креативність особистості.