98462

Платон «Апология Сократа»

Реферат

Логика и философия

В Центре сократовской мысли- тема человека проблемы жизни и смерти добра и зла права и долга свободы и ответственности общества. Целью работы является рассмотрение основных положений произведения Платона Апология Сократа После обвинительных речей В начале произведения Сократ обращается к афинянам.

Русский

2015-11-03

55.5 KB

14 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT9

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Реферат

по дисциплине философия

Платон «Апология Сократа»

Руководитель

________ Быстрова А.Н.

(подпись)

Студентка гр. МПМ - 112

________ Макарова Ю.В.

(подпись)


Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] После обвинительных речей

[4] После обвинительного приговора

[5] После смертного приговора

[6] Заключение

[7] Список литературы

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] После обвинительных речей

[4] После обвинительного приговора

[5] После смертного приговора

[6] Заключение

[7] Список литературы

Введение

Апология - греческое слово, обозначающее защитное слово в суде. Такие защитные речи были написаны Платоном.  Он создает образ Сократа, который учит молодежь любить добродетель. В Центре сократовской мысли- тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, права и долга, свободы и ответственности общества.

Целью работы является рассмотрение основных положений произведения Платона «Апология Сократа»

После обвинительных речей

В начале произведения Сократ обращается к афинянам. Призывает их к правде, а не к красивой лжи. Сообщает, что не красноречив, и высказываться будет простыми словами. « Ибо я верю, что то, что я буду говорить, – правда, и пусть никто из вас не ждет ничего другого»1. Далее, он объясняет, что будет защищаться против обвинений, которым подвергался раньше и против первых обвинителей, так как  большинству афинянам в детстве внушались против него обвинения, в которых не было ни слова правды. Якобы существует некий Сократ, мудрый муж, который испытует и исследует все, что над землею, и все, что под землею, и выдает ложь за правду. И слушающие их думают ,что тот, кто исследует подобные вещи- не признает богов. После, Сократ будет защищаться от теперешних обвинений  и теперешних обвинителей.

Уточнив обвинение, Сократ призывает свидетелей и требует, что бы дело обсудили между собой. После, последовали вопросы о том, чем же занимается Сократ? Откуда эта клевета?  И в качестве примера Сократ приводит Херефонта. Далее, Сократ объясняет  афинянам причину ненависти к нему и в качестве примера приводит ситуацию, случившуюся с ним. Задавшись вопросом о мудрости, он пошел к одному из трех государственных людей, которые слывут мудрыми. Побеседовав с одним из них, Сократ сделал вывод, что он только кажется мудрым, а на самом деле этого нет. Ведь Сократ сам признает, что не знает многого в совершенстве, а этот человек  и вовсе не хочет этого признавать. После, Сократ отправился к другому мудрецу, и увидел ту же самую картину. « И с тех пор возненавидели меня и сам он, и многие другие»2. И так повторялось со многими мудрецами, ремесленниками, поэтами. От этого обрушились на Сократа и Мелет, и Анит, и Ликон. Мелет негодуя за поэтов, Анит - за ремесленников, Ликон – за риторов. « Вот вам, о мужики афиняне, правда, как она есть, и говорю я вам без утайки, не умалчивая ни о важном, ни о пустяках, может через это становлюсь ненавистным, но это и служит доказательством, что я сказал правду и что в этом – то и состоит клевета на меня »3.

Позже, Сократ пытается защититься от Мелета, задавая наводящие вопросы и приводя пример, сравнивая человека с животным, обсуждая то, что якобы он портит молодежь, заставляя верить не в самих богов, которых почитает город, а почитать другие, новые божественные знамения. В конце концов, добившись желаемого ответа, Сократ делает вывод, что Мелет выдвинул обвинение в силу своего молодого возраста.

И даже если бы предложили свободу Сократу, за то, что он впредь перестанет заниматься подобного рода исследованием и оставит философию, то Сократ сказал бы «Желать вас всякого добра – я желаю, о мужики афиняне, и люблю вас, а слушаться буду скорее Бога, чем вас»4.

«Таким образом, о мужики афиняне, я защищаюсь теперь совсем не ради себя, а ради вас, что бы вам, осудивши меня на смерть, не проглядеть дара, который вы получили от бога»5.

После обвинительного приговора

Неожиданностью для Сократа стал обвинительный приговор. Он задается вопросом, заслуженный ли он?  Делает вывод из ранее сказанного, ведь афиняне так и не услышали то, что он хотел донести до них. Размышляет о том, какое бы наказание для него было бы кстати. «В таком случае не должен ли я назначить для себя изгнание? К этому вы меня, пожалуй, охотно присудите… Я ведь отлично знаю, что, куда бы я не пришел, молодые люди везде будут меня слушать так же, как и здесь; и если я буду их отгонять, то они сами меня выгонят, подговорив старших, а если я не буду их отгонять, то их отцы и домашние выгонят меня из-за них же»6.

После смертного приговора

После смертного приговора Сократ обращается к тем, кто его осудил со словами «Быть может, вы думаете, что я  осужден потому, что у меня не хватило таких слов, которыми я мог бы склонить вас на свою сторону, если бы считали нужным делать и говорить все, чтобы уйти от наказании. Вовсе не так. Не хватить-то у меня, правда что, не хватило, только не слов, а дерзости и бесстыдства и желание говорить вам то, что вам всего приятнее было бы слышать…»7.

«От смерти уйти нетрудно, о мужики, а вот гораздо труднее – уйти  от нравственной порчи, потому что она идет скорее, чем смерть»8.

После этих слов Сократ предсказывает своим обвинителям, что поле смерти придет мщение, которое будет много тяжелее той смерти, на которую они его осудили. «В самом деле, если вы думаете, что, убивая людей, вы удержите их от прорицания вас за то, что живете неправильно, то вы заблуждаетесь. Ведь такой способ самозащиты не хорош, а самый хороший и легкий способ: не закрывать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше.»

Далее, Сократ рассуждает о смерти. Благо ли это? И  что происходит после смерти? И возможно, что смерть для него как освобождение. И на последок обращается за маленькой просьбой – « Если, о мужи, вам будет казаться, что мои сыновья, сделавшись взрослыми, больше заботятся о деньгах или еще о чем-нибудь, чем о доблести, отомстите им за это, преследуя их тем же самым, чем и я вас преследовал; и если они будут много о себе думать, будучи ничем, укоряйте их так же, как и я вас укорял, за то, что они не заботятся о должном и воображают о себе невесть что, между тем как на самом деле ничтожны. И, делая это, вы накажете по справедливости не только моих сыновей, но и меня самого»9.

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы обратить внимание на ту силу духа, с которой Сократ проводил свои идеи и выявлял ложь, прикрываемую благоприличным поведением людей и их якобы благонамеренными суждениями. Он идет на смерть, а его обвинители будут жить. Справедливо ли это?  Сократа интересует не только мораль, но и политика, право, гражданские законы – все что, тем или иным образом касалось каждого гражданина Афин. Развивая и отстаивая в разговорах и дискуссиях свои взгляды, философ стремится помочь людям найти «самого себя».

Список литературы

1. Платон «Апология Сократа»

1 Платон «Апология Сократа», стр. 1

2 Платон «Апология Сократа», стр. 5

3 Платон «Апология Сократа», стр. 7

4 Платон «Апология Сократа», стр. 13

5 Платон «Апология Сократа», стр. 14

6 Платон «Апология Сократа», стр. 15

7 Платон «Апология Сократа», стр. 22

8 Платон «Апология Сократа», стр. 22

9 Платон «Апология Сократа», стр. 25


                                             2013 год


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58485. Равнины и горы России 70 KB
  Уральские горы Физминутка Восточно-Европейской равнине Кавказкие горы Работа в тетради Подведение итог Д з. Сегодня мы с вами будем изучать новую тему как вы думаете как она будет называться равнины и горы России. Что находится выше Возвышенности и горы у них желтая окраска и коричневая.
58486. Правила мовного етикету 36 KB
  Мета: обґрунтувати можливості дотримання правил мовного етикету; розвивати навички використання у різних ситуаціях доречні словесні форми; формувати вміння оцінювати спілкування своє та інших спираючись на норми етикету.
58490. Учебная игра (пионербол) 57 KB
  Такие виды упражнений как ходьба бег прыжки упражнения с мячом и др. Коррекция ходьбы: ходьба по прямой с изменением направления перешагиванием через предметы с мешочком песка на голове по полоске узкой линии с хлопками на каждый счёт...
58491. Спуск и подъем 66 KB
  Задачи урока: Совершенствование подъёма «ёлочкой», спуска в средней стойке; Закрепление одновременного 2х/ш хода. воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели. Развитие выносливости, координации движений.
58492. Беседа о здоровом образе жизни. Подвижные игры: эстафеты, подвижные игры «Вороны и воробьи», «Белые медведи» 106 KB
  Подготовительная 10 мин 1.Построение в шеренгу 2 мин Построились. Сначала мы с вами побеседуем затем сделаем разминку: ходьба прыжки на месте и в движении и беговые упражнения затем проведем эстафету и поиграем 3. Построение в шеренгу 1 мин Беседа о здоровом образе жизни.
58493. Подвижные игры 40.5 KB
  Задачи: Обучить игре «Запрещенное движение», «3, 13, 33» Способствовать формированию правильной осанки; развивать внимание, ловкость, быстроту. Воспитывать коллективизм, настойчивость.