98463

Культ героев в древнегреческой мифологии

Реферат

Религиоведение и мифология

Задачей является анализ понятия «герой» в греческом эпосе. Посредством чего, каких факторов, повлиявших на греческое мышление, фольклорное творчество, прославляющее деяния предков и героев каждого племени, перерождается в мощное слияние религиозных и литературных образов.

Русский

2015-11-03

131 KB

6 чел.

РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС)

Кафедра «Философия»

Реферат

Тема: «Культ героев в древнегреческой мифологии»

                                                                        Разработала:  ст. группы    У-211                           

                                                                                                         Малеванных К.В.

          Проверил: профессор Быстрова А.Н.

                                   

Новосибирск

2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр. 4

  1.  Зачем древним грекам нужны были герои?...............................................стр.5
    1.  «Закон исторической необходимости»…………………………….стр.5
    2.  Отражение творческих мыслей эллинов…………………………...стр.6
    3.  Необходимость появления образов для поднятия патриотического духа Греции…………………………………………………………..…...стр.9
  2.  Судьбы героев…………………………………………………………….стр.10
    1.  Представления о судьбе, содержащиеся в гомеровских поэмах….стр.10
    2.  Предначертанность судьбы героев………………………………….стр.11
  3.  Образы героев греческого эпоса……………………………………..….стр.14
    1.  Мораль подвигов и поступков………………………...…………….стр.14
      1.  Почему герои греков жестоки?......................................................стр.14
      2.   Ограниченность моральных устоев………………………….…стр.16
    2.  Отражение типов героического поведения……………..………….стр.18
  4.  Греческие трагедии. Полнообразны ли герои в них?.............................стр.21
    1.  Сложность образа героя, наложение на него глубоких черт характера, раскрывающих его более полно……………………………………стр.21

Заключение…………………………………………………………………..стр.23

Список литературы……………….…………………………………………стр.25

          

Введение

Древнегреческая мифология многообразна, многогранна; она заключает и тесно связывает в себе литературные композиции, формирующиеся в сознании древних эллинов, и религиозные представления греков о происхождении мира. Как грекам удавалось создавать невероятные по красочности сюжеты, сплетенные из религиозных пониманий и устного народного творчества. Как греческий народ дошел до необходимости появления  эталонов - героев, не только приближающих людей к миру богов, но и отражающих лучшие качества самих греков.

В мифах греков заключено глубокое содержание: человеческий опыт, предаваемый из поколения в поколение посредствам художественного сказания. Интерес представляет именно то, какими образом создание мифа отражалось на последующих поколениях, какие особые черты можно из него вынести, после прочтения и применить к себе, на какие человеческие качества влияет формирование культа героев.

Как древнее общество пришло к необходимости появления в своей жизни могущественных фигур, наделенных нечеловеческой силой; когда люди на простейшем  уровне для себя уже смогли объяснить окружающие их природные процессы и явления, дав им имена и возведя в ранг богов. Для чего эллинам потребовалось создавать идеализированные образы людей и какую роль появление героев сыграло на развитии греческого общества.

Задачей является анализ понятия «герой» в греческом эпосе. Посредством чего, каких факторов, повлиявших на греческое мышление, фольклорное творчество, прославляющее деяния предков и героев каждого  племени, перерождается в мощное слияние религиозных и литературных образов. Необходимо рассмотреть, какой смысл греки вкладывали в понятие «герой», кто в их представлении мог являться таковым.  

  

1.  Зачем древним грекам нужны были герои?

  1.  «Закон исторической необходимости»

Как и другие  народы, греки знали множество преданий о происхождении мира и различных вещей. Смутное представление о том, что возможно, а что невероятно, позволяло им передавать из поколения в поколение легенды о мифическом происхождении предметов и явлений, окружающих их.

Передаваемое от человека к человеку, из поколения в поколение «объяснение» явления или предмета, окружающих людей, начало оформляться в некую мифологическую картину, подхватываемую людьми, она «начала приобретать в глазах людей значение действительности, и с очередным рассказом о происхождении какой-нибудь скалы из тоскующей женщины связывалась непоколебимая уверенность в ее достоверности»1. Мифология, зарождающаяся в Древней Греции, тесно переплеталась с религией; поскольку греческая религия - это политеизм, или многобожие, многочисленными необъяснимыми явлениями, по мнению древних эллинов, управляли множество божеств, каждый из которых, по мере развития греческой художественной мысли, приобретал свою характеристику, биографию. Такие повествования о богах начали оформляться в мифы. Наряду с мифами, в которых действующими лицами являются небесные светила, ветры, различные силы природы, и управляющие ими  божества у всех малокультурных народов живут легенды о необыкновенных людях, обладавших  сверхъестественной силой и вступавшими в противоборство со стихийными силами природы. По мере развития народов начинает складываться мифологическая система.  При этом одни мифические существа возводятся на высоту божеств; другие – опускаются на уровень героев, которые не пользуются таким почтением и не имеют таких особенностей, как боги, но все же считаются выше людей из-за своего могущества. Такое разделение может быть связано с тем, что по мере становления греческого общества в его историческом понимании, формирующиеся социальные классы переносили характерные им признаки на «характеры» греческих идеалов – героев. Это можно объяснить тем, что греки стали считать мифы неотъемлемой частью своей жизни, мифологические герои и события были перенесены в греческое общество, находя отражение в разные периоды жизни. Поэтому, образы и характеры героев с развитием общества изменяются. Так, например, Аполлон, известный нам в большей степени как бог красоты и покровитель искусства, в первоначальных древнейших мифах представал в виде страшного многорукого бога-убийцы.       

  Отсюда можно сделать вывод, что древнегреческий человек усовершенствовался за счет того, что он «долго учился у природы»2, а с развитием у него литературных способностей, смог внести мифологическое и поэтическое в «переработку» примитивнейших легенд и сказаний об необъяснимых  явлениях, мифология стала эстетически оформляться, отражаясь на жизни древних жителей Греции.

  1.  Отражение творческих мыслей эллинов

  Можно сказать, что все первоначальные образы греческих героев имели когда-то значения божеств отдельных греческих племен; когда литературно-мифологическое богатство племен смешалось и стало общенародным, то с именами героев стали связывать подвиги, которые им сначала не приписывались. Чем это могло быть вызвано? Тем, что в многообразии легенд и мифов народов и племен находились похожие сюжеты, которые могли быть объединены художественными средствами, создавая целостную сложную картину. Описание таких картин легло на плечи поэтов, мифология стала приобретать оттенок литературного течения с элементами религиозных образов богов и героев. Дошедшие до нас сведения позволяют сделать вывод о том, что мифология органично «вливалась» в реальную жизнь людей; увлекательные истории о жизни богов и героев служили своего рода развлечением, и в то же время мифы обеспечили неистощимый запас примеров хорошего и плохого поведения, которые были необходимы для воспитания молодежи, кроме того, все истории, описанные в мифах, взаимоотношения богов и героев, их привязанность к определенным местам, сформировали систему культов, служение которым было очень важным. «Самые великие мысли человечества, возникшие в  воображении поэта при первых лучах познания природы  и  взаимоотношения  людей,  самые  потрясающие  душу  чувства  были запечатлены в  этих сказаниях  с  такой необычайной мощью и образностью,  на которую  способно  только воображение  в эпоху самой  ранней  поэзии,  когда воображением  познают  и  когда  оно  в образах мифа  предвосхищает  идеи  и открытия грядущей науки»3. Трудно не согласиться со словами Я.Э.Голосовкера, действительно, насколько живы сюжеты, образы героев; начинают прослеживаться взаимоотношения героев. Так, например, со становлением разных философских и религиозных школ греков, выявилось две точки зрения на появление вселенной. Орфейская школа4 признавала в начале вселенной пару мифических существ: Землю и Небо; от них пошли Океан и Фетида, их же детьми были Кронос и Рея.

   С именем другого древнегреческого поэта, давшего начало целой мифологической школы, более привычной для современных читателей, Гесиода5 связана система представлений о сотворении Мира, заключающаяся в том, что, прежде всего вначале существовал лишь вечный Хаос, из него произошла богиня Земля, на которой безопасно обитают все бессмертные боги, населяющие вершину Олимпа; далеко под ней находится темная бездна, полная вечной тьмы. У Урана (Небо) и Геи (Земли) родилось шесть детей – могучих титанов, они-то и дали начало рода богов (Зевса, рожденного у титана-Крона и Реи), позже восставших против титанов за власть над миром. В помощь в борьбе и создали боги род людской и героев.  Люди в представлении Гесиода были низшей формой жизни, в то время как многие герои6 рождены были именно от  людей, но для возвышенности их образов и идеализированности поступков, герою предавалось божественное происхождение.

  Это может быть связано с тем, что при наличии у героя божественных качеств, его поведение не подвергалось сомнению со стороны народа, поступки становились подвигами в глазах греков; красочность сюжетов – стала одной из главных задач в творчестве поэтов Древней Греции. На ранних этапах становления легенд и мифов самостоятельным большим течением искусства, еще рано говорить о том, что герои сюжетов приобретают глубокие духовные качества или же их образы наполнены многообразием характеров, но уже первые сказители пытаются наделить героев некоторыми «живыми» качествами.

  Поэтому, в большинстве мифов и легенд прослеживается сложные и запутанные взаимоотношения между героями. Нередко такие мифы и легенды казались странными грекам, и они пробовали осмыслить  их. Так, например, легенда о соловье и ласточки, повествующая о том, как Терей, сын Ареса женившись на одной из дочерей Пандиона, Прокне, полюбил ее сестру Филомену, но чтобы Прокна не узнала об измене мужа, он вырезал Филомене язык7.

  Современному человеку может показаться странным то, как подобные этому сюжеты могли интересовать  и  увлекать древнегреческих жителей. С  точки зрения  эллинов, жизнь должна  быть радостной: она полна игры.  Подвиги героев - их дело, но вместе  с  тем они - зрелище,  высокая забава. Театральным зрелищем являются они и для богов - обитателей Олимпа8.

  Можно сказать, что по своему существу мифология греков - создание воображения: именно с помощью воображения древнегреческое сознание пыталось открыть тайны мироздания. Насыщенность сюжетных линий – это отражение мыслей первых поэтов Греции, которые в то время только начинают отделять мифы и легенды в отдельное русло культуры, может быть этим и  объясняется сложность сюжетов и пока еще простота образов героев. Но, несмотря на это, появляются четкие иерархические системы сотворения вселенной и ее обитателей, а вместе с тем, с появлением глубокомыслия эллинов, появляются первые мыслители (поэты, сказители, начинают формироваться философские школы). Кроме того, греки считают мифологию частью своей жизни, они неразрывно связаны с ней, мифология становится опорой во всех начинаниях.

1.3.Необходимость появления образов героев для поднятия патриотического духа Греции

  Античная Греция на протяжении многих веков не была едина: она существовала в рамках особой государственной системы – независимых городов-государств, полисов, различия в культуре полисов проявлялись в языковых диалектах, монетах, почитаемых богах и уважаемых героях. Позднее, по мере расширения и развития полисов, все больше становилось необходимым объединение полисов с появлением единого торгового, политического и культурного центра.  Объединение некогда разрозненных народов могло произойти только при помощи объединения их патриотического духа, сплочения народа в единое целое с общими идеалами и веру в героев, ставшими общими для всех греков, вне зависимости от их происхождения и статуса в обществе.  

  Так в различные этапы такого общественного волнения, появляются новые герои с необыкновенными судьбами, которые принимаются народом.  Так как греческая мифология объединяла в себе литературу и религию, то образы героев нередко воспринимались именно с точно религии. Боги, герои воспринимались греками как реально существующие, осязаемые. А их подвиги воспринимались, как направленные на объединение и сплочение народа.

2. Судьбы героев

2.1. Представления о судьбе, содержащиеся в гомеровских поэмах

  «Гомер жил во времена, когда он не мог опереться на свой личный опыт, изображая жизнь людей, не мог он и выдумывать детали доисторических реалий, которые устанавливаются теперь археологическими открытиями, а значит, должен был репродуцировать их из более ранних поэм...»9.  Гомер опирался на уходящую вглубь веков традицию устного поэтического творчества, гомеровская поэзия не могла не включать в себя наложения разных времен, так что в ней "разновременные мотивы и образы, относящиеся к весьма удаленным друг от друга историческим эпохам, оказываются в самом близком соседстве"10. Таким способом (наложения) и формируется судьба героя. Взяв лучшее из образов героев предшествующих эпох, Гомеру удалось создать уникальные портреты с необыкновенными судьбами. Так, например, в поэме «Одиссея», у главного героя складывается невероятная по красоте и опасности судьба, преодолевая испытания, ниспосланные богами, он только больше овладевает уверенностью в том, что ему суждено вернуться на родную Итаку.  

  Само происхождение слова «судьба» в гомеровских поэмах: К. Руих, например, предполагал, что формульный характер употребления у Гомера слова «айса»11 и производных от него слов, которые используются в гомеровском эпосе для обозначения судьбы - один из основных. В первоначальном значении, как утверждает исследователь, слово «айса» трактовалось так же как «часть, доля»12. Получается, что древни эллины считали, что судьбы героев поэм были предрешены и воспринимались как уже неисправимая участь, которая их постигнет. Герои поэм пытаются противостоять грядущей участи, изменить судьбу, и кажется, что им это почти удалось, но именно здесь слово «судьба» принимает значение «доля»: герой мириться со своей долей, он больше ничего не может изменить.

 Другая точка зрения на появление слово «судьба» в гомеровских поэмах сложилась у английского филолога Ж.Керка, который утверждал: «язык Гомера есть искусственная амальгама («сплав») элементов из различных регионов и различных периодов, включая многие формы, изобретенные самими певцами. Исследование диалекта, словесных форм и синтаксиса ведет к аналогичному заключению, что «Илиада» и «Одиссея» есть кульминация непрерывной традиции устной поэзии и что их лингвистические компоненты имеют различающееся и местом и временем происхождение»13. Формулировка слов (в частности слова «судьба») в гомеровских поэмах была им почерпнута из более ранних произведений народов.

  Но именно в произведениях Гомера слово «судьба» раскрывается с полной силой; судьба у Гомера является связующим звеном сюжета.  На протяжении всей поэмы контекстом проходит понимание того, что может ждать героев в конце, какова их участь. Тем больше привлекают гомеровские герои, чем драматичней складывается их судьба.

2.2. Предначертанность судьбы героев

  Если говорить о том, насколько герои были свободны в деяниях, то следует рассмотреть на конкретных примерах их действия в  поэмах.

  Так, например, в трилогии «Орестея» Эсхила создается ощущение значимости прошлого в судьбе героя. Существует сеть обстоятельств, в которых герои должны действовать и из которых они не могут выпутаться, как сильно бы они этого не хотели. По сюжету мифическая героиня Клитемнестра зарубает секирой своего мужа Агамемнона и описывает свой поступок как хорошо расставленную ловушку для врага, из которой жертва не может вырваться. «После совершенного убийства ослепленной триумфом Клитемнестре искренне кажется, что она сможет избежать печальной участи»14. Однако, вторая часть трилогии доказывает, что люди не могут с легкостью убежать от прошлого. Дети Агамемнона, Орест и Электра, совершают убийство Клитемнестры, мстя, таким образом, за смерть отца. Перед нами кровная месть: традиция, ввергающая молодое поколение в грехи предыдущих поколений, ограничивающая и формирующая свободу выбора и поступков15. На этом примере прослеживается не только свобода выбора поступков героев, но и нравственный конфликт между ними. В греческих поэмах не только кровная месть характеризует ограниченность свободы выбора героя, но предначертанность их судьбы объясняется и происхождением  героя. Поэтому герои, происходящие наполовину от людей, наполовину от богов, в понятии древних греков, хоть и практически идеальны, но у каждого из них есть уязвимое место. Так на примере  судьбы Ахиллеса, славного война, покорившего Трою, его убила стрела Париса, попавшая в пяту, за которую его держала мать, богиня Фетида, окуная младенцем Ахилла в воды подземной реки Стикс, чтобы сделать его бессмертным. «…Да, недолга будет твоя жизнь, близок уже твой конец. И вот теперь ты и недолговечен и всех несчастней!»16 Проведя некоторые археологические исследования, Л.С.Клейн делает следующее заключение о судьбе Ахиллеса: «Принимая во внимание горестную судьбу героя, его раннюю гибель, имя Ахилл (от греч. «Ахос») имеет значение «горе», «страдание». Получается, что дав имя герою, Гомер предполагал заранее, какая судьба его ждет. Но нарекание персонажа именем не могло быть голословным названием, взятым ниоткуда, точная трактовка имени так же не возможна, поскольку в разных диалектах греческих народностей оно могло иметь несколько иной смысл. Имеется предположение того, что имя Ахилл произойти могло так же и от   имени Ахиллеус, как установлено, почти все имена с таким окончанием принадлежат в поэмах и мифах не героям так называемого младшего, действующего поколения, а поколению отцов; значит, трактовка имени Ахиллеса может быть иной, и связано это, прежде всего,  с неточной передачей имени при переводе древних текстов17.

  Герой встает на путь своей судьбы, как бы он ни старался избежать ее совершения, вводя в  заблуждения, которые, он сам себе и создает излишней самоуверенностью и безнаказанностью со стороны богов.  Примером этому может послужить поведение древнегреческого героя мифов Сизифа, самого хитрого и коварного из рода полубогов. «…Обманул богов Сизиф. Он сказал своей жене, чтобы не погребала она его тела и не приносила жертвы подземным богам. Долго ждали Аид и Персефона похоронных жертв, вымолив у Аида возможность, вернуться к жене, чтобы велеть принести жертвы, Сизиф не вернулся в царство Аида. Он остался в пышном дворце своем и весело пировал. Разгневался Аид, послал он Таната18 за душой Сизифа. Изверг душу Сизифа Танат, навсегда отлетела душа Сизифа в царство теней»19. Тяжкое наказание понес в загробной жизни Сизиф за все то коварство и обман, которые совершил он на земле. Так вечно катит Сизиф на высокую, крутую гору громадный камень и никогда не может достигнуть цели – вершины горы.

  Этот пример показывает  то, как герой совершая решительные действия по своему спасению не задумывается о последствиях. Предначертанность наказания Сизифа была очевидна: не мирясь со своей судьбой (смертью), герой, обманывает богов, могущественных повелителей человечества, чем обрекает себя на более тяжкое наказание: вечные мучения бессмысленной работы.

  

3.Образы героев греческого эпоса

3.1. Мораль подвигов и поступков героев мифов и легенд

3.1.1. Почему герои греков жестоки?

  Становление древнегреческого общества сопровождалось междоусобными конфликтами, которые нашли отражение в мифах и легендах. Накопленная напряженность сказывается на эпосе в виде особой жестокости сюжетов: кровавые схватки, традиционная кровная месть и т.д.  В древнегреческой мифологии герои совершают убийства, предательства и проявляют жестокость,  но не смотря на это, каждый из них был почитаем эллинами и олицетворял идеальный образ.

  Почему греческое общество, давшее миру великих «умов» в разных областях культуры, искусства, было выращено на легендах и мифах, наполненных неоправданной жестокостью в поведении героев?

  Дело в том, что вся древнегреческая мифология была «вплетена» в социально-религиозную «ткань греческих сообществ»20, становление любого государства, проходящего путь от племенного общества к крупному полису, не могло не сопровождаться вооруженными конфликтами, а порой и войнами, нашедшими отражение в мифах и легендах народа. Герой – идеализированный образ, олицетворяющий народ в целом, его противники – враги, которых требуется уничтожить.

  Но не только враги предстают в роли жертв героев, во многих мифах и легендах, подчиненные воли богов, герои убивают своих близких. «…Гера наслала на Геракла ужасную болезнь. В припадке неистовства Геракл убивает всех своих детей и детей своего брата Ификла…»21. В недоумение приводит то, как герои сказаний реагируют на смерть близких, складывается впечатление, что они больше бояться наказания, которое должно последовать за совершенный ими поступок, а не потерю родственников.  Оплакивание и раскаяние героя в совершенном поступке нередко оправдывает его в глазах богов, как это случилось с Гераклом, но то, как он это делает, не внушает искренности раскаяния, не чувствуются душевные переживания героя.

  Так же жестокость проявляется и в межличностных отношениях героев. «…Приготовили Прокна и Филомела из тела несчастного мальчика ужасную трапезу Терею. Он, ничего не подозревая, ел кушанье, приготовленное из тела любимого сына. Во время трапезы вспомнил о сыне Терей и велел позвать его. Прокна, радуясь своей мести, ответила ему:

- В тебе самом тот, кого ты зовешь!

  Не понял ее слов Терей; он стал настаивать, чтобы позвали сына. Тогда вышла вдруг из-за занавеси Филомела и бросила в лицо Терею окровавленную голову сына. Содрогнулся Терей: он понял, как ужасна была его трапеза…»22. Что бы отомстить мужу за обман, Прокна готова совершить убийство собственного сына, жестокость проявляется не только в том, что она убивает сына, но и в том, что делает это из мести собственному мужу. В этом мифе смерть сына Прокны и Терея является лишь средством мести. Если внезапно вспыхнувший гнев Прокны толкнул ее на убийство, то почему в роли жертвы она избирает не самого обидчика, а собственного сына? В мифах такие вопросы не рассматривались, главными были насыщенность и колкость сюжета, которые приковывали большее внимание к его содержанию.

   Так ка жизнь древних эллинов строилась на традиционных устоях предков, а еще не руководствовалась этическими, высоконравственными и моральными принципами, жестокость героев легенд – один из способов выражения мыслей греков, они начинают задумываться над тем, что для человека главнее: чувства или мысли.

  

3.1.2. Ограниченность моральных устоев героев

  Рассматривать ограниченность моральных устоев героев следует с позиции ограниченного героизма. То есть, герои, совершая подвиги, преследуют определенную цель, поэтому, и сами поступки, восхваляющие героя, ограничиваются, порой, только ее достижением. Поступки героев изначально направлены не на спасение народа от катастроф, насланных богами или воен, пришедших с захватчиками, они борются за собственное благополучие, но по ходу действия могут быть вовлечены в конфликты людей. Так, например, Геракл хотя и слепо выполняет свою героическую  миссию Истребителя чудовищ,  действует целеустремленно.  Его путь  - путь победы23.  

  Как ограниченный героизм проявляется в мифических драмах, следует рассмотреть на примере Софокла. «Некоторые ученые-классики в своих интерпретациях драмы Софокла помещают в центр понятие «героизм»24, данный героизм характеризуется большей частью изоляцией, хотя ее тип меняется от  произведения к произведению. В случае с Антигоной, в одноименной трагедии, ее изоляция стала результатом зацикливания на одном контексте – кровавые семейные отношения в ущерб всему остальному два мужских персонажа, в трагедиях «Аякс» и «Филоктет», ощущали двойственную изоляцию – физическую и моральную. Аякс чувствовал себя обманутым и обесчещенным перед всем греческим войском, потому что ему не достались доспехи погибшего Ахилла. Филоктет испытывал безграничную досаду от того, как поступили его войны, высадившие его на пустынном острове. Все три рассмотренных персонажа действовали прямолинейно, не позволяя найти для себя никаких компромиссных решений. В итоге, Филоктет передумал одалживать грекам волшебный лук, когда Геракл спустился с Олимпа и сказал ему, что нужно сделать для спасения; для Антигоны и Аякса изоляция закончилась смертью. «Все трое – Антигона, Аякс и Филоктет – как бы сделали выбор, сказав: «Вот что самое главное в моей жизни, и я добьюсь этого любой ценой»25 .

  Именно в этом и проявляется героизм по Софоклу, подвиг во имя людей не столь важен; подвиг «для себя», во имя собственных нравственных принципов – главное, что есть в жизни героев. «Добьюсь любой ценой», значит, герой готов пожертвовать многим ради достижения поставленной цели, «идти по головам», но если желаемое так и не появляется у него, разочарование занимает душу героя, он пребывает в глубокой депрессии.

  История Эдипа в трагедии «Царь Эдип», по мнению Ричарда Бакстона, отличается от рассмотренных ранее драм. В первой части произведения он отнюдь не изолирован: фактически он действует в интересах города. Когда оракул из Дельф предостерегает, что все, связанное с убийством, станет явным, Эдип провозглашает, что планирует провести расследование «за землю и за бога».26 Его практическая, в глазах жителей героическая, цель – спасение города. Когда Тиресий отказывается дать информацию, Эдип осуждает его «Не любишь ты родного града». Но переживания за город постепенно на глубоко личностные  переживания и вопросы Эдипа: «Кто мои родители? Кто я?». Это именно те вопросы, ответы на которые Эдип ищет с героической непреклонностью, особенно когда его просят не спрашивать об этом. Такой упорный поиск истинны, какой ведет Эдип, уже сам по себе достоин восхищения и является героическим. Желание добиваться правды любой ценой не спасает Эдипа, наоборот, губит его. Когда узнаешь правду о происхождении Эдипа, встает вопрос: что же лучше и правильней пожелать Эдипу в его поисках: «преуспеть на детективном поприще или потерпеть неудачу?»27. Любой из путей, выбранных в качестве правильного для Эдипа, приведет к  трагическим последствиям, но он представляет собой пример того, насколько ограничены и хрупки знания, полученные человеком, в сравнениями со знаниями богов. Людская натура чрезвычайно хрупка и гибка одновременно.

3.2. Отражение типов героического поведения

    Могущественные фигуры, такие как Ахилл, Орест, Тесей и Геракл были не только признаны, как реально существовавшие, но и ритуально почитались по всей Греции. Герои и героини были повсюду, и это присутствие закреплялось благодаря человеческой памяти. Люди были уверенны, что герои существовали в реальности, и именно это отличало героев от богов, в существовании которых люди могли усомниться.

   В греческих литературно-религиозных произведениях были предложены «модели» различных типов героического поведения28: вселяющая ужас, но продуманная агрессия Ахилла; по-человечески храбрый Гектор, потерявший на мгновение из виду Ахилла и из-за этого ставший, несмотря на всю свою воинскую силу особенно уязвимым; верность долгу и благородство Геракла; находчивость в принятии решений Одиссея. Следует подробней проанализировать поведение героев.

  «Остается ли Ахилл героем после того, что он сотворил с трупом Гектора, протащив его за своей колесницей, дабы изуродовать до неузнаваемости?»29 Подобный вопрос мог созреть у современного человека, со сложившимися представлениями о героях, как о людях, творивших исключительно добро во благо других; что касается древнегреческих жителей, то образ героя в представлении эллинов значительно отличался от привычного нам. Иногда греческие герои предстают в образах защитников народа, но не стоит забывать о том, что чаще всего каждый из них преследовал личную цель в своих деяниях.

  Вернемся к «героическому поведению» Ахиллеса: агрессия Ахиллеса против уже мертвого Гектора может быть вызвана тем, что еще при жизни Гектор был равным по мощи и храбрости Ахиллесу, чем вызывал у него злость, агрессию и раздражение. Ахиллес являлся полубогом, тогда как Гектор был человеком, значит, его воинская сила могла расцениваться  дороже, чем сила, полученная Ахиллесом от матери – богини Фетиды. Тем не менее, Гектор в итоге погибает именно от рук Ахиллеса, не может быть иначе. Как бы ни был ловок и умен человек Гектор, полубог Ахиллес оказывается быстрее и проворней соперника, а уродование тела достойного по силе воина – показывает, что с одной стороны равных Ахиллесу нет; а с другой, чтобы не дать почувствовать собственную слабость ( он испытывая страх быть побежденным человеком), он предает тело Гектора после смерти мучениям.

  Рассмотрим образ Геракла: древнегреческий Геракл вобрал в себя все самые лучшие черты героического поведения. С древнейших времен верность считается одним их ценнейших качеств человека, характеризуя его с положительной стороны. Верность долгу, одна из его форм – патриотизм – качество, которым обладают герои в современном понимании. В древнегреческих мифах верность долгу, преданность олицетворяют с образом Геракла. Он выполнил непосильные обыкновенному человеку задачи (12 подвигов), помогая людям  избавиться от ужасных существ,  ухудшающих  их жизнь, тем самым получив не только всеобщую любовь и признание народа, но и бессмертие богов. Такого почтения были удостоены лишь некоторые из известных греческих героев.  С рождения наделенный неимоверной силой, Геракл применяет ее во благо людей после пережитой семейной драмы – убийства им всех своих детей, таким образом, очищаясь от груза, лежавшего на его плечах. Направленная против зла сила героя придает его образу благородство, даже не смотря на то, что помогает людям герой только тогда, когда видит в этом единственный возможный выход. Проводя параллель с современным представлением о героях, нередко бывает так, что и в наше время для спасения и очищения души, человек обращается в веру.

   Одиссей находит выход из самых затруднительных ситуаций, Так, например, проплывая мимо острова губящих мужчин сирен, герой предпринимает неожиданное решение: «…Сейчас должны мы проплывать мимо острова сирен. Своим пением завлекают они плывущих мимо моряков и предают их лютой смерти. Я залеплю вам уши мягким воском, чтобы не слышали вы их пения и не погибли; меня же вы привяжите к мачте: позволила мне волшебница Кирка услышать пение сирен. Если я, очарованный их пением, буду просить вас отвязать меня, то вы еще крепче свяжите»30.    Ум и мудрость позволили Одиссею вернуть домой, пойдя смертельное испытание длиною в двадцать лет. Но возникает вопрос: разве Одиссей совершил героический поступок, пронзив стрелами и заколов всех женихов Пенелопы?31 Разве руководствовался он в тот момент своей мудростью и находчивостью? Насколько был правилен поступок Одиссея при убийстве всех женихов жены, судить сейчас сложно. Но все таки герой был в праве так поступить, потому что безнравственность и животность женихов стали значимым  поводом для мести Одиссея. Они разграбили и привели в упадок Итаку, большим поводом послужило осквернение самого Одиссея, унижение его семьи. «Дико стали они смеяться. Словно дикие звери, стали они пожирать сырое мясо. Женихи начали в своем безумии издеваться над Телемахом»32.

Достоинства Одиссея не только в его находчивости, мудрости, бесстрашию и выдержке, проявленных в борьбе с циклопом33 Полифемом, лестригонами34,  но и в защите чести семьи, пусть даже путем кровавой расправы над женихами, предает образу Одиссея в понимании древних греков  героизма.

  Рассмотренные типы героического поведения позволяют современному человеку задуматься над тем, отличаются ли представления о героизме древних греков от привычных нами; а так же проследить, насколько  разнообразны внутренние качества героев мифов.

4. Греческие трагедии. Полнообразны ли герои в них?

4.1. Сложность образа героя, наложение на него глубоких черт характера, раскрывающие его более полно.

  Рассматривая греческий эпос на пути к развитию литературы, можно сказать, что он прошел этапы от мифа до трагедии. Если рассматривать мифы, легенды, поэмы и трагедии с точки зрения осмысления греками окружающего мира, то мифы служили для человека ответом на вопрос “как произошел мир?”; произведения Гесиода, Гомера, Орфея стали своего рода основой для осмысления проблем окружающего мира, трагедия разделяла ответ на две позиции, их конфликт формировал истину.  Примером этому может служить точка зрения Р.Бакстона, который считает: «социальный контекст развития древнегреческой трагедии был обусловлен афинской демократией: поступки и страдания аристократических героев рассматривались сквозь призму демократического гражданского статуса»35. То есть формирование греческого общества происходило при расслоении на социальные классы, что не могло не повлечь противоречий между ними. Общественные конфликты переносились в эпос.

Так как настроения героев, которые показывались в трагедиях, отчасти были взяты из настроения общественности Греции, о полноте нравственных качеств образа можно судить по тому, как они проявляются в произведении. Иногда, герои объяты сомнениями, иногда их поведение противоречиво. Так, например, в трагедии «Ипполит» Еврипида: катастрофическое крушение  семьи Тесея. По велению Афродиты Ипполит влюбился в свою приемную мать Федру. В свою очередь она оклеветала Ипполита, а затем совершила самоубийство, и Тесей убивает сына проклятьем.

  Одна из отличительных особенностей жанра древнегреческих трагедий заключается в распаде, разрушении, семейной катастрофе (как в «Ипполите» Еврипида), но ирония заключается в том, что персонажи не видят, не понимают происходящего, пока не становится слишком поздно. Герои и героини трагедий также ограничены и моральными устоями. В трагедиях эллинов еще сохраняется, присущая мифам, склонность героев к жестокости в расправах с «обидчиками», но к этому добавляется неспособность понять развитие событий – пока не становится слишком поздно. Такой пример приводит Р.Бакстон в своей работе: «Геракл в «Трахинянках», чей крик «О горе! О горе!», когда он услышал имя мстительного кентавра Несса, символизирует момент осознования великим героем всего происходящего: перед нами универсальная модель человеческих действий»36.

  Еще одно отличие от мифов свойств трагедий является то, что герои сознательно, по воли собственных убеждений и настроений совершают поступки, и на героев трагедий возлагается большая ответственность, по сравнению с героями мифов и легенд.

В трагедии есть нечто позитивное, что противопоставляется сокрушительным ударам, возникающим из-за внутренних человеческих заблуждений и присутствия внешних сил. Это – надежда на спасение неких вечных ценностей посреди кровавой бойни. Именно в трагедии предпринимается попытка выявить у героев сюжетов внутренние качества, объяснить их поведение не с точки зрения воли богов, а их собственных желаний; герои трагедий начинают размышлять.

           

Заключение

  Итак, зачем древним грекам нужны были герои? Путем объяснения позиции со стороны исторической необходимости - внедрение художественного элемента в жизнь малоразвитых греков, послужило потребность ими в идеалах; отражения творческих мыслей эллинов. Своему существу мифология греков является созданием воображения: именно с помощью воображения древнегреческое сознание пыталось открыть тайны мироздания; необходимостью появления образов для поднятия патриотического духа – переживая в процессе формирования общества многие преобразования, для закрепления и обобщения духовной мысли, грекам требовались образы героев.

  Для того чтобы понять, а какие герои могли стать культовыми для греков, необходимо было проанализировать, каковы были представления о судьбе, содержащиеся в гомеровских поэмах, а так же насколько был свободен герой в своих деяниях, в чем выражалась предначертанность его судьбы. Таким образом, Гомер для создания образов героев своих поэм репродуцировал их из более ранних сказаний, нередко герой Гомера – это собирательный образ разных племен и народностей.

  Рассматривая мораль подвигов и поступков героев, приходим  к выводу о том, что герои греческих легенд порой поступают весьма жестоко, и наличие такой жестокости сюжетов может быть связано с становлением греческого общества; поведение героев эпоса можно отнести к определенным типам героического поведения, так, например, агрессия Ахиллеса против уже мертвого Гектора может быть вызвана тем, что Гектор представал равным по мощи Ахиллесу.

  С развитием литературного течения Греции, образы героев приобретают все более глубокие духовные качества. Если мифы были наполнены в основном эстетикой, в них поступок героя не обсуждался, не анализировался сказителем, то в трагедиях прослеживается  уже осмысление того, почему герой мог так или иначе поступить, чем он руководствовался.

     Итак, в сознании древних греков образы идеальных героев формировались в зависимости от социальной обстановки общества, в каждый из периодов напряжений или процветания, в мифологической картине Греции появляются персонажи, отвечающие требованиям того времени, а при развитии литературы, одновременно и сам образ изменялся под воздействием развития эллинской культуры. Также  формирование идеальных героических образов было вызвано нравственными изменениями греков: герои считались посредниками между людьми и богами, были защитниками людей, спасателями от невзгод, они были живой частью жизни греков, служили примерами поведения. И соответственно, можно говорить о взаимозависимости, реальности с мифологией через идеал человека в облике героя, с его судьбой,  моралью и неповторимым образом.

Список литературы

  1.  Погодин А.Л. Боги и герой Эллады. М., 2007, 240 стр.
  2.  Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М-Нива России, 1993, 265 стр.
  3.  Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосиб., 1990, 335 стр.
  4.  Бакстон Р. Герой греческих трагедий человек или супермен? М.,  2004.
  5.  Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М., 2003, 540 стр.

1 См: Погодин А.Л. Боги и герои Эллады. М., 2007 стр.28.

2 См.: Погодин А.Л. Боги и герои Эллады. М., 2007 стр.40;

3 См.: Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М-Нива России, 1993 стр.2;

4  См.: Погодин А.Л. Боги и герои Эллады. М., 2007 стр.33;

5  См.: Погодин А.Л. Боги и герои Эллады. М., 2007 стр.33;

6 См.: Герой - полубог, богатырь, один из родителей  которого был смертным, а другой - бессмертным  богом  Олимпа.  Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М-Нива России, 1993 стр. 128;

7 См.: Погодин А.Л. Боги и герои Эллады. М., 2007 стр.32.

8 См.: Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М-Нива России, 1993 стр. 141;

9 См.: Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосиб., 1990 стр.3;

10 См.: Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосиб., 1990 стр.3;

11 «Айса»- греч.- «Судьба»;

12 См.: Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосиб., 1990 стр.9.

13 См.: Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосиб., 1990 стр.10.

14 См.: Бакстон Р. Герой греческих трагедий человек или супермен? М., 2004 стр.14;

15 См.: Бакстон Р. Герой греческих трагедий человек или супермен? М., 2004 стр.14;

16 См.: Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 2003 стр.337;

17 См. : Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 2003 стр.337;

18 Танат- демон Смерти в древнегреческой мифологии. См.: Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М-Нива России, 1993 стр. 138;

19 См.: Кун. Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 2003 стр.126;

20 См.: Бакстон Р. Герой греческих трагедий: человек или супермен? М., 2004 стр.8;

21 См.: Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 2003 стр.158

22 См.: Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 2003 стр.213;

23 См.: Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М-Нива России, 1993 стр. 140;

24 См.: Бакстон Р. Герой греческих трагедий человек или супермен? М., 2004 стр.16;

25 См.: Бакстон Р. Герой греческих трагедий человек или супермен? М., 2004 стр.16;

26 См.: Бакстон Р. Герой греческих трагедий человек или супермен? М., 2004 стр.16;

27 См.: Бакстон Р. Герой греческих трагедий человек или супермен? М., 2004 стр.17.

28 См.: Бакстон Р. Герой греческих трагедий человек или супермен? М., 2004 стр.9;

29 См.: Бакстон Р. Герой греческих трагедий человек или супермен? М., 2004 стр.10.

30 См.: Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 2003 стр.447;

31 См.: Бакстон Р. Герой греческих трагедий человек или супермен? М., 2004  стр.10

32 См.: Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 2003 стр.470;

33 См.: Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 2003 стр.434;

34 См.: Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 2003 стр.440;

35 См.: Бакстон Р. Герой греческих трагедий человек или супермен? М., 2004  стр.10

36 См.: Бакстон Р. Герой греческих трагедий человек или супермен? М., 2004  стр.13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8573. Специфика философского знания. Основной вопрос философии 31.5 KB
  Специфика философского знания. Основной вопрос философии. Специфика философского знания. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: имеет очень много общего с научным знанием - предмет, мет...
8574. Предмет, структура и функции философии 36 KB
  Предмет, структура и функции философии. Предмет философии. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: Онтология - учение о мир...
8575. Постановка и решение проблемы первоосновы мира в натурфилософии античности 30 KB
  Постановка и решение проблемы первоосновы мира в натурфилософии античности. Греческие натурфилософы пытались найти первоначало, первоматерию, то есть вещество, из которого произошел мир. Они полагали, что первоначало (др.-греч. архэ) является перв...
8576. Философия элейской школы 30.5 KB
  Философия элейской школы. Элейская школа (6-сер.5 века до н.э.) Наиболее важными ее представителями были Ксенофан, Парменид и Зенон. Основателем элейской школы считают Парменида и Ксенофана. К заметным представителям данной школы принадлежал т...
8577. Философия софистов и Сократа 30 KB
  Философия софистов и Сократа. Философия софистов. Софистика как философское учение (вт.пол.5 в. до н.э.) Софисты (любящие мудрость) не считали себя философами, они были платными учителями мыслить, говорить, делать. Считали, что нужно анализировать...
8578. Объективный идеализм Платона и его связь с пифагорейской традицией 32.5 KB
  Объективный идеализм Платона и его связь с пифагорейской традицией. Объективный идеализм Платона. Платон (428/427 - 347 гг. до н.э.) - ученик Сократа, которого считают основателем объективного идеализма. Самыми важными проблемами в философии Платона...
8579. Философская система Аристотеля 30.5 KB
  Философская система Аристотеля. Самостоятельная философская позиция Аристотеля началась с критики идеализма Платона. Почему же Аристотель критикует платоновское учение об идеях. Аристотель критикует это учение по нескольким направлениям. Прежде всег...
8580. Научная революция XVII века и особенности философии Нового времени 29 KB
  Научная революция XVII века и особенности философии Нового времени. Научная революция XVII века. Символами общественного прогресса в XVII веке становятся первые буржуазные резолюции в Нидерландах (конец XVI - начало XVII вв.) и Англии (середина...
8581. Философские взгляды Ф. Бэкона 29.5 KB
  Философские взгляды Ф. Бэкона. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - крупный английский философ, предложивший философское обоснование для экспериментальной науки. Главным трудом Бэкона является сочинение Новый Органон. Название этого труда отсылает к логич...