98464

Искусство в Древней Греции

Реферат

Культурология и искусствоведение

На начальном этапе осмотра места происшествия производимого в жилом секторе следует обязательно отражать в протоколе правильное название микрорайона с целью последующего истребования базы данных жилищно-эксплуатационной организации о лицах проживающих в домах которые окружают место преступления.

Русский

2015-11-03

68.5 KB

0 чел.

PAGE  15

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

Дорический и ионический ордера в архитектуре древней Греции 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15


ВВЕДЕНИЕ

Искусству в Древней Греции покровительствовал Аполлон - самый прекрасный из богов. Он часто изображался с кифарой в руках, под звуки которой его спутницы Музы, богини вдохновения, водили хороводы. Лучезарному богу поклонялась преимущественно аристократия. Занимаясь искусством, философией и спортом, они стремились достичь совершенства души и тела.

Базой для развития культуры и искусства в Древней Греции служил передовой способ производства, рабство классического типа. Греческая рабовладельческая экономика создавала материальные возможности и оставляла свободное время для саморазвития личности.

Знаменитая греческая демократия способствовала широкому распространению грамотности, умению читать и писать, поэтому многим были доступны замечательные произведения историков, философов, драматургов, писателей и ораторов.

Эстетизм греческой культуры обязан красоте окружающей природы с ее разнообразным ландшафтом и морем, переливающимся всеми оттенками синего. Для мировоззрения древнего грека было характерно развитое чувство природы, заложенной в ней соразмерности и естественной гармонии. Это отразилось во всех направлениях культурного творчества: в музыке, философии, архитектуре, скульптуре, литературе.

Удачное сочетание всех этих особенностей сделало греческую культуру одной из самых развитых в древнем мире.

В европейском искусстве древнегреческие произведения часто служили эталоном совершенства. Бесценное художественное наследие древней Греции продолжает жить как школа классического мастерства и для искусства современности.

Зарождение греческого зодчества происходит в конце II тысячелетия до н. э., и в его развитии выделяют 4 этапа: 1100-800 годы до н. э. – гомеровский; 700-600 годы до н. э.- архаика; 500-400 годы до н. э. – классика; 300-100 годы до н. э. – эллинизм.

Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу и в период архаики претерпели длительную эволюцию. Однако в искусстве архаики была уже в основном создана продуманная, ясная и вместе с тем очень разнообразно применявшаяся система архитектурных форм, которая легла в основу всего дальнейшего развития греческого зодчества.

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений.

Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция - каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой.


Дорический и ионический ордера в архитектуре древней Греции

На протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна.

Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое, и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назвали латинским словом «ордо». Отсюда и названия ордерная система, архитектурный ордер.

Об ордерной системе мы узнали из научного сочинения римского архитектора Витрувия. Он жил в I веке н. э. При написании своего трактата Витрувий пользовался трудами греческих архитекторов, к сожалению, не дошедшими до нас.

Ордер (от лат - «порядок», «строй») предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (меру) - пядь, локоть или ступню. Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря ордерной системе в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз. Несущими частями были основания (стереобат) и его верхняя платформа (стилобат), а так же стоящие на нём опоры (колонны). Несомые части – вся верхняя часть здания, кровля с антаблементом – перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трёх соподчиненных частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна в свою очередь имела основание (базу), которым опиралась на стереобат – ствол, состоящий из нескольких поставленных друг на друга барабанов, и завершалась «главой»- капителью, в которой выделялась «подушка» - эхин и лежащая на нём сверху квадратная плита - абак1.

Греческая архитектура развивалась под влиянием двух ордерных систем: дорической и ионической. Названия этих ордерных систем произошли от названий главнейших греческих племен - дорян, живших в Пелопоннесе, в Сицилии и южной части Апеннинского полуострова, и ионян, обитавших на полуострове Аттика, островах Эгейского моря и в западной части Малой Азии.

Особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре. Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий.

В отличие от дорян, ионяне имели мягкий характер, были склонны к мирным занятиям и искусствам.

Позже в архитектуре появился третий ордер - так называемый коринфский. Название его произошло от города Коринф, в котором, по преданию, создавался новый ордер. Этот ордер не оказал большого влияния на развитие архитектуры.

Колонна в дорическом ордере  не имеет опорной части - базы Ствол ее для устойчивости сужается кверху, украшен продольными желобками - каннелюрами и увенчан капителью. Переход от колонны к капители выполняется в виде нескольких колец (анули). Капитель - конструктивный элемент - служит для уменьшения расстояния между колоннами, а также играет декоративную роль - переход от круглой колонны к прямым линиям балочного перекрытия пролета - антаблемента.

Капитель дорического ордера состоит из эхина, имеющего форму усеченного конуса, и абаки - квадратной плиты. На абаку опирается антаблемент. Он в свою очередь состоит из архитрава - нижней части, фриза - средней части и верхней части - карниза2. На архитрав опираются поперечные балки. При деревянных конструкциях торцы балок закрывались деревянными планками, а промежутки заполнялись терракотовыми плитами с живописью или барельефами (скульптурными изображениями, выступающими менее чем на половину объема изображаемого предмета). В каменных конструкциях деревянные планки заменили каменными плитами с вертикальными вырезами - триглифами, промежутки - метопами - каменными плитами со скульптурой или живописным украшением. Карниз нависает над всей конструкцией, предохраняет ее от дождя и завершает всю композицию. В древнейших зданиях колонны состояли из одного цельного камня (монолита), впоследствии же ствол колонны составлялся из нескольких отдельных каменных барабанов. Барабаны прочно стояли один на другом, благодаря своему значительному весу и тяжести верхних частей, но, кроме того, скреплялись между собой штырями (большей частью деревянными), заложенными в квадратные гнезда в центре двух соприкасающихся между собой поверхностей барабанов.

Дорическая колонна не имеет базы, её ствол устанавливается непосредственно на стилобат. В разрезе колонна представляет собой круг. Классическим соотношением высоты ствола к диаметру является соотношение 6 : 1. Ствол утоньшается кверху, чуть ниже середины колонна имеет едва заметное утолщение – энтазис – позволяющее смягчить впечатление строгости и жёсткости, которое колонна производила бы, имея точную геометрическую форму. Ствол обрабатывается по всей длине желобками-канелюрами, число которых колеблется от 16 до 203. Канелюры убирают монотонную цилиндричность колонны и благодаря светотеневой игре помогают ощутить округлость самой колонны. Немного не доходя до конца, ствол колонны опоясан узким углубленным желобком. Верх колонны либо напрямую, либо через посредство трех валиков переходит в капитель.

Капитель дорической колонны состоит из круглой подушки, расширяющейся кверху, - эхина, - и лежащей на ней квадратной плиты - абаки. Расширение диаметра колонны за счёт капители позволяет уменьшить расстояние между опорами – пролёт, и обеспечить постепенность передачи давления на ствол. Дорическая колонна при всей простоте своей формы прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею.

Антаблемент в дорическом стиле имеет следующие особенности: его нижний горизонтальный пояс - архитрав - гладкий, не расчленяющийся на элементы. Верхний горизонтальный пояс - фриз - отделяется от архитрава узкой выпуклой полоской. Фриз состоит из двух чередующихся частей - слегка выступающих триглифов и полей между ними - метоп. Триглифы являются декоративным выражением торцовых окончаний лежащих на архитраве балок перекрытия. Они украшаются двумя полными вертикальными канелюрами и ограничивающими края половинками канелюр. Метопы, первоначально гладкие, позднее стали украшаться рельефными изображениями ритуальных предметов и мифологических сцен. Завершается антаблемент сильно выступающим наружу карнизом. И в дорическом, и в ионическом ордере карниз состоит из нижней тяги, слезника и верхней тяги. Нижняя тяга состоит из плиты, поддерживающей и уменьшающей вынос слезника. Сам слезник – это «выносимая плита (основная часть карниза)», «подбитая» снизу квадратными пластинками с «каплями» - модульонами (кронштейн) или мутулами (плоский наклонный выступ)4.

«Внутренний» треугольник фронтона - тимпан, нередко украшался скульптурными группами. Фронтон - на вершине и по краям - зачастую украшался, так называемыми акротерами (небольшими постаментами), в виде пальметок или статуй на пьедесталах.

Зародившись в Малой Азии, ионический ордер развивался в Греции. В ордере как бы объединились две школы - малоазиатская и аттическая.

Образцом малоазиатской школы был храм Афины в Приене (320 год до н. э., архитектор Пифей), аттической - Эрехтейон в Афинах (420-393 годы до н. э., архитектор Филокл)5.

Ионический ордер сложнее дорического и имеет больше деталей. Стройные колонны в основном имеют базу и сложную капитель. Колонны пронизаны вертикальными желобками, но в отличие от каннелюр они глубокие и расположены так, что между ними остаются промежутки - дорожки. Ордер имеет украшенную декоративными деталями капитель со спиралеобразными волютами. Верхняя часть капители представлена квадратной плитой - абакой.

Антаблемент ионического ордера, как и дорического, состоит из трех элементов: трехполосного архитрава (его полосы слегка выступают одна над другой), гладкого фриза, опоясывающего все здание, и карниза, который делится на верхнюю, венчающую часть, и нижнюю - поддерживающую. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий сравнивает форму и пропорции дорического ордера с обликом мужчины, а пропорции и форму ионического ордера с обликом женщины. Развивая сравнения, он находит в волютах сходство с завитками волос, в каннелюрах - сходство со складками одежды.

В ионическом ордере мы найдем более широкое и естественное перетекание архитектуры в скульптуру и в орнамент.

Основное отличие ионического ордера от дорического состоит в большей утончённости и усложнённости образа, увеличении количества деталей. Колонна - выше и стройней дорической – устанавливается на профилированную базу, состоящую из нескольких круглых валов, отделённых друг от друга узкими впалыми желобками. Ствол колонны утончается кверху. Количество канелюр увеличено до двадцати четырех. Канелюры более глубокие, разделены срезами – «площадочками», и вверху и внизу заканчиваются закруглениями6.

Наиболее характерной чертой ионической колонны является более сложно обработанная капитель. Эхин («часть капители в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем») ионической капители декорировался характерным рельефным мотивом яцеобразных иоников («овы»)7. Абака («верхняя плита капители колонны») по обеим сторонам закручена в спиральные волюты, завитки которых обводятся выпуклыми ободками, сходящимися в центре волюты в круглый «глаз»8. Между волютами и архитравом располагается тонкая горизонтальная прокладка - импост. Другими орнаментальными мотивами, кроме уже упомянутых иоников, используемыми в ионическом ордере, являются киматий и перлы (бусы). Киматий представляет собой сходный по рисунку с иониками растительный орнамент из листьев, заостренным концом обращенных вниз.

Архитрав ионического антаблемента делится на несколько - обычно три - горизонтальных пояса, выдающихся один над другим, и отделяется от фриза узкой полочкой с орнаментированным зубчиками или иным образом желобком под ней. Фриз представляет собой широкую ленту, гладкую или украшенную скульптурным орнаментом в виде голов жертвенных животных, гирлянд цветов или сцен мифологического содержания. Такой фриз называется зофорным – «несущим изображение». Карниз антаблемента, также отделенный от фриза орнаментированной полоской, сильно нависает над ним и состоит из обычных трех элементов. В нем отсутствуют модульоны, он разработан горизонтальными профилями украшенными резным рельефным орнаметом в виде иоников, киматия или перлов.
Как уже отмечалось выше, наиболее полно ордерная система воплотилась в греческих храмах. Самым простым и очевидно наиболее ранним является, так называемый, «храм в антах» или «дистиль». Он состоит из прямоугольного в плане святилища - целлы (наос) с гладкими боковыми стенами, в котором находилось изображение божества. Передний фасад целлы представлял собой углубление - лоджию, отделенную от основной части стеной с центральным проемом (пронаосом). По сторонам она ограничена боковыми срезами стен, которые и называются антами, между антами, по переднему фронту целлы, устанавливались две колонны (отсюда - дистиль, т. е. «двоеколонный»). Завершался храм в антах антаблементом. Передний и задний фасад увенчивался фронтоном.

Другим, также относительно простым типом храма является простиль. Главное его отличие от дистиля то, что портик имеет четыре колонны, причем портик выдвинут вперед и боковые колонны прикрывают анты.

Амфипростиль - двойной простиль, портики в нем распологаются и на переднем, и на заднем фасаде - встречающийся сравнительно часто тип храма9.

Классическим типом греческого храма, в своих основных чертах сложившимся во второй половине VII в до н. э., является периптер - прямоугольное здание - целла, окруженное со всех сторон колоннадой (птероном). Целла состояла из трех частей: передней (пронаоса), центральной (собственно целлы) и третьей (опистодома), отделенной от целлы глухой стеной. Вход в опистодом был только с заднего фасада. В нем обычно хранились реликвии, приносимые в дар божеству.

В ионическом зодчестве большую роль играл диптер - своеобразная разновидность периптерного храма с двойной колоннадой по бокам. В IV веке до н. э. в Греции появился еще один вид храма - моноптер, или круглый периптер, в котором цилиндрическая целла окружалась кольцом колонн.

Ордера применялись как в наружном, так и во внутреннем оформлении храма. Целла греческих периптеров и диптеров обычно членилась двумя продольными рядами колонн на три параллельные галереи - нефа, причем центральный неф был шире боковых. Колонны, разграничивающие неф, ставились в два яруса. Нижний поддерживал балку-архитрав, на нее, в свою очередь, устанавливался второй ярус колонн, поддерживающий деревянные балки перекрытия кровли.

Балки, составляющие нижний пояс стропильных ферм, входили в интерьер храма. Их пересекали под прямым углом второстепенные балки-ригели, образуя квадратные углубления - кессоны. Кессоны перекрывались тонкими мраморными плитами, украшенными росписью или рельефными розетками10.

Без сомнения, искусство Древней Греции оказало самое большое влияние на последующие поколения. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры. А ордерная система в архитектуре использовалась полностью или частично в строительство вплоть до XX века, отражая лаконичность и простоту форм, существовавших ещё в древнегреческой архитектуре. 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Таким образом, в ходе работы, мы выяснили что в греческой архитектуре ордер представляет особый тип архитектурной композиции, характерными чертами которого является трехчастность (стереобат, колонны и антаблемент), четкое разделение частей на несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания.

Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый «храм в антах». Он состоял из одного небольшого помещения — наоса, открытого на восток. На его фасаде, между антами, т. е. выступами боковых стен, были помещены две колонны. Всем этим «храм в антах» был близок к древнему мегарону. В качестве главного сооружения полиса «храм в антах» был мало пригоден: он был очень замкнут и рассчитан на восприятие только с фасада. Поэтому он позднее, особенно в 6 в. до н. э., использовался чаще всего для небольших сооружений.

Более совершенным типом храма был простиль, на переднем фасаде которого были размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу.

Классическим типом греческого храма стал периптер, то есть храм, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех четырех сторон колоннадой.

Развитие периптера и других типов храмов в архаическую и классическую эпоху даёт наиболее яркое представление об изменениях в ордерной композиции и о сложении характерных черт греческой архитектуры. Исключительное значение для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы архитектурно - планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Берд М. Парфенон; пер. с англ. Н. Ивановой. – М., 2007. – 224 с. с ил.
  2.  Боннар А. Греческая цивилизация. - М.: изд. "Искусство", 1992.
  3.  Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М., 2003.- 400
  4.  Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. - М., 2002.
  5.  Воронков А. И. Древняя Греция и Рим. - М., 2001.
  6.  Детская Энциклопедия, том 12, второе издание. - М.: "Просвещение". 2004.
  7.  Зарецкая Д. М.   Мировая художественная культура. - М., 1999.
  8.  Ривкин Б. И. Античное искусство. - М., 2002.

1 Зарецкая Д. М.   Мировая художественная культура. - М., 1999.

2 Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. - М., 2002.

3 Ривкин Б. И. Античное искусство. - М., 2002.

4 Берд М. Парфенон; пер. с англ. Н. Ивановой. – М., 2007. – 224 с. с ил.

5 Ривкин Б. И. Античное искусство. - М., 2002.

6 Берд М. Парфенон; пер. с англ. Н. Ивановой. – М., 2007. – 224 с. с ил.

7  Боннар А. Греческая цивилизация. - М.: изд. "Искусство", 1992.

8 Зарецкая Д. М.   Мировая художественная культура. - М., 1999.

9 Боннар А. Греческая цивилизация. - М.: изд. "Искусство", 1992.

10 Воронков А. И. Древняя Греция и Рим. - М., 2001


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59201. Світе тихий, краю милий, моя Україно! 33 KB
  Сьогодні ми перегорнемо сторінки історії України переконаємось що український народ справедливо називають народом-трудівником народомпоетом народоммитцем. Боротьба за свою долю виховала в нашого народу найяскравішу найхарактернішу традиційну рису волелюбність...
59202. СВІТ КАЗКИ 131.5 KB
  Скажи мені Ромашко чого ми сюди потрапили Ромашка: Тому що тут зараз з’явиться справжня Казка. 1 Барвінок: Невже справжня Ромашка: Авжеж там де пухнастий сніг де Святий Миколай там завжди казка.
59203. Зростаємо в праці 40.5 KB
  Діти як багато гостей прийшло до нас. Подорож до села майстрів Діти підходять до першої хати стукають у двері. Діти. Добрий день Діти коли випікаю хлібці то обовязково співаю пісні.
59204. ЗУСТРІЧ ПТАХІВ 33 KB
  Ти чуєш ллється між дубів Весела пісенька Пашків Тепловій: Із далекої землі Повертаються додому Довгоногі журавлі. ІІ дівчинка: Не турбуйтесь ми вас всі вітаєм Довгоногі рідні журавлі. Хатина з вікна виглядає дівчинка до неї прилітає дівчинкаластівка.
59205. Козацькому роду нема переводу 38.5 KB
  Ану глянь які славні козаки. Хороші козаки з вас вийдуть. Зараз і козаки підійдуть. Заходять козаки співаючи Ой на горі та женці жнуть .
59206. Свято весни 16 KB
  Снилось мені ясне сонце що в хаті світило а то лиш так моя мама дивилася мило. Приснивсь мені легкий вітрик що пестив колосся а то мені моя мама гладила волосся. Снилась мені ягідочка як мед солоденька а то мене цілувала мама дорогенька.
59207. ЖИТТЯ УТВОРЕНО ВІД ЖИТА, БО ХЛІБ – УСЬОМУ ГОЛОВА 40 KB
  Вшанувати працю хліборобів виховувати повагу до праці та шанобливе ставлення до хліба. Сніп колосків вислови про хліб хлібний коровай на рушникові дари осені. Літо Осінь Урожай запрошені хлібороби передовики учгоспу директор головні спеціалісти жіночий гурт.
59208. Поль Верлен — видатний французький поет другої половини ХІХ століття 84.5 KB
  Цей факт окрім всього іншого свідчить що лірика Верлена минаючи мовні барєри торує дорогу до людського серця. І якщо інтерес Стефаника до його позначився тільки на приватному листуванні то Павло Грабовський мабуть перший переклав твори Верлена мовою поезії...
59209. Байки, які вчать жити 43.5 KB
  Сьогодні на уроці ми будемо говорити про байки які нас вчать жити. Виявляється це було не що інше як байки. Але готувалися до уроку всі малювали ілюстрації писали власні байки вчили напам’ять.