98466

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Реферат

Логика и философия

С развитием науки и техники в XIX веке ученые перестали рассматривать душу человека в качестве субстанциального объекта. Душа перестала быть объектом исследования и осмысления для ученых и философов. Однако в XX веке после Второй мировой войны душа вновь становится предметом пристального внимания ученых для чего выводится из разряда категорий...

Русский

2015-11-03

76 KB

0 чел.

PAGE  12


СОДЕРЖАНИЕ

[1] СОДЕРЖАНИЕ

[2] ВВЕДЕНИЕ

[3] 1. БАЗОВЫЕ ПОСТУЛАТЫ ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ

[4] 2. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ДУШЕ

[4.1] 2.1. Предмет психологии

[4.2] 2.2. Определение души

[4.3] 2.3. Виды души

[4.4] 2.4. Душа и тело

[5] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[6] СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

С развитием науки и техники в XIX веке ученые перестали рассматривать душу человека в качестве субстанциального объекта. Душа перестала быть объектом исследования и осмысления для ученых и философов. Однако, в XX веке после Второй мировой войны, душа вновь становится предметом пристального внимания ученых, для чего выводится из разряда категорий присущих исключительно религиозно-мистическому опыту. Это связано в первую очередь с тем, что эмпирическая психология XIX века, которая объясняла все душевные проявления, включая сознание и мышление, физиологическими причинами, так и не смогла описать человека в целом. Несмотря на то, что было описано, исследовано и разъяснено немало фактов психической и физиологической жизни человека, сам человек как объект исследования был для науки потерян. Развитие биологии и психологии во второй половине XX века привело к тому, что исследователи вынуждены были реабилитировать понятие души, рассматривая ее как носителя сознания и мышления. Душа вновь становится предметом научного рассмотрения, изучения и дискуссий. Душа рассматривается как некий фактор, не поддающийся рациональному объяснению. С одной стороны, физиологические процессы организма, такие как работа мозга и нервной системы, не могут объяснить наличие человеческого мышления, индивидуальности (в биологическом плане) и личности (в психическом плане). С другой стороны, физиологические процессы бесспорно оказывают влияние на психическую жизнь. Проблема взаимодействия физического и психического в человеке до сих пор не разрешена. Современные исследователи вновь задаются вопросом – существует ли душа и как она соотносится с телом.  

Мое внимание к данной теме привлекло то, что великий ученый и мыслитель древности Аристотель, учитель Александра Македонского, занимался исследованиями проблемы души. Мне захотелось изучить понимание Аристотелем этой проблемы, посмотреть на его учение с незнакомой мне стороны, поскольку раньше мне доводилось изучать только политико-правовое учение Аристотеля. Я ставлю задачу рассмотреть сущность, виды, структуру  души с точки зрения Аристотеля, с тем, чтобы нагляднее увидеть представления о душе этого великого античного философа.


1. БАЗОВЫЕ ПОСТУЛАТЫ ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ

Главное отличие философии Аристотеля от философии Платона состоит в том, что они по-разному рассматривали земной мир. Для Платона мир – мрачная полутемная пещера, освещенная тусклым светом факелов, по стене которой движутся неясные тени. Добро и совершенство принадлежит миру идей. Для Аристотеля все сущее является добрым, а зло  - отклонение от истинной природы вещей. Следовало бы ожидать, что Аристотель окажется оптимистом в своем социально-философском учении, ведь следуя своему учению, он должен ожидать, что события человеческого общества происходят согласно изначально доброй природе вещей. От Платона можно ожидать пессимистического взгляда на человеческое общество. В действительности, все обстоит ровно наоборот – Аристотель скорее пессимист в своем рассмотрении общества. Он считает добродетель труднодостижимой, поскольку она является серединой между двумя пороками (так храбрость у него есть середина между безрассудством и трусостью), так же как стрелку трудно попасть в центр мишени. А Платон разработал учение об идеальном человеческом обществе, которое изложил в книгах «Государство» и «Законы», которое хотел построить на земле.  

В восьмой книге «Никомаховой этики» Аристотель рассматривает значение дружбы для сохранения общественных устоев. Он обращается к пословице, которая утверждает, что у друзей все общее. Дружба, таким образом, состоит в общении и владении совместной собственностью. Фома Аквинский прокомментировал эти слова философа, заметив, что Аристотель выделил различные виды дружбы в соответствии с видами общения. Когда у людей больше общего, тогда и дружба между ними более тесная. Менее тесной дружба бывает у тех, кто мало имеет общего. Следовательно, делает вывод мыслитель, если нет ни в чем общения, то не может быть и дружбы.

Фома Аквинский обращает внимание на то, что Аристотель придавал большое значение дружбе для сохранения стабильности в обществе. Он считал, что только благодаря дружбе сохраняются государства. Правители страны должны заботиться о том, чтобы сохранять дружбу между гражданами, чтобы не возникало раздоров. Это даже важнее, чем сохранение справедливости, например, при наложении наказаний за раздоры. Согласие в обществе подобно дружбе. Поэтому правители всегда стремяться к тому, чтобы в государстве царило согласие и не было разделений и ссор, поскольку они  враги для общества. Поскольку задача нравственной философии – направлять людей к общественному благу, то нравственная философия должна рассматривать и дружбу тоже, считает религиозный мыслитель.

Далее Фома Аквинский рассуждает о том, что дружба является свойством всякого рождающего по отношению к рожденному, и это так не только у людей, но и у животных и птиц, которые воспитывают потомство. Природная дружба проявляет себя среди всех, кто принадлежит к одному роду. Поэтому и людей должна связывать дружба, что соответствует природе человека. Благотворители и филантропы, с точки зрения Фомы Аквинского, достойны прославления, поскольку исполняют то, что естественно для человека. И всякий человек всегда предостережет другого от неправильно выбранного пути, как если бы по природе всякий человек был близким другом другому.

Эта позиция Аристотеля значительно отличается от многих философских утверждений, родившихся в более позднее время. Так английский философ Томас Гоббс, живший в XVII веке, утверждал, что в обществе господствует «война всех против всех», а Иммануил Кант в «Антропологии» высказывает мысль, что конкурентная борьба между людьми не только не вредна, но и является двигателем прогресса. Теория Дарвина о борьбе и выживании видов доказывает, что и в природе побеждает сильнейший. Еще дальше от взглядов Аристотеля Ницше. Очевидно, что без отношений дружбы и сотрудничества невозможна и передача научных знаний от поколения к поколению. Вероятно, именно постоянная вражда, неспособность к сотрудничеству, является причиной отсталости многих племенных народов. «Никомахова этика» дает также интересное определение благоразумия и мудрости, противопоставляя их друг другу. Вот как прокомментировал это Фома Аквинский:

Аристотель относит благоразумие к тому, что приносит благо человеку, а мудрость – к тому, что выше человека. Поэтому люди называли мудрыми, но неблагоразумными двух философов, современников Аристотеля – Анаксагора и Фалеса. В представлении обычных людей, философы умеют видеть и познавать сложное, требующее тщательного исследования; удивительное и бесполезное, поскольку оно превосходит обыденные человеческие представления; а так же божественное, поскольку оно благородного происхождения. Однако, при этом не способны видеть того, что полезно им самим. Философ Фалес однажды темной ночью вышел из дома, чтобы наблюдать звезды, и свалился в яму, в которой его случайно обнаружила одна старуха. «Фалес! – сказала она ему – ты не можешь видеть даже того, что у тебя под ногами, как же ты думаешь познать то, что на небе?» Анаксагор, получивший после смерти отца огромное неаследство, не пожелал заниматься приумножением своего блага, роздал все, что имел родственникам и предался размышлениям на отвлеченные темы, не итнтересуясь более ничем земным, за что его прозвали лентяем и бездельником, равнодушным ко всему. Когда его спрашивали, почему его не волнует судьба родины, он обычно отвечал, что волнует, но небо выше всего.

Всвоей книге «Политика» Аристотель так же рассматривает множество важных вопросов, в том числе относящихся к философии науки. Он выдвигает следующий тезис: «если множество несведущих людей сделает правильный выбор после рассуждения, то это будет случайное совпадение». Фома Аквинский комментирует это следующим образом:

«Только тот, кто обладает знанием по данному вопросу, способен выбирать правильно. Если же человек, не владеющий знаниями сделает вдруг правильный выбор, то это результат случайного совпадения. Только геометр может правильно судить обо всем, что касается геометрии. Мудрые же никогда не полагаются на случай, а только на знания. Поэтому, говорит Аристотель, не следует давать народу право выбора и право поправлять начальство, так как большинство народа невежественно и необразовано, а также неблагоразумно».

Аристотель не был утопистом в политике, в отличие от Платона. Это можно понять из следующих двух аристотелевских тезисов:

1. «Политика не может переделать людей, она вынуждена принимать их такими, как есть и такими использовать.»

2. «Ошибиться легко, поступить правильно трудно»

Эти два тезиса, если ими руководствоваться, являются лучшим средством против всяких утопий.

Фома Аквинский так комментирует второй тезис:

«Здоровье и красота достижимы только одним способом, а болезни и безобразие – бесчисленным множеством способов. Подобным же образом, правильность выбора или действия достижимы только одним способом, а ошибочность – бесконечным числом способов. Поэтому и совершить грех легко – для этого есть много способов. Правильно же действовать трудно, ибо это достижимо только одним единственным способом».

Аристотель так высоко оценивал добродетель, что готов был даже умереть за нее. Фома Аквинский отмечает в комментариях, что если человек умрет ради добродетели, то ему в награду остается долгая посмертная слава, которая лучше долгой жизни, которая все равно будет потеряна после того, как человек умрет.

Еще одно важное замечание Аристотеля о благоразумии: «Благоразумие присуще не только вещам общим, но и вещам частным, ибо любой молодой человек, изучив геометрию и математику, становится мудрым в этих предметах, но не приобретает благоразумия, достигнув совершенства в науках,  поскольку благоразумие постигается только через опыт и имеет своим объектом единственно правильное. Молодой человек не может быть опытным, поскольку для приобретения его нужно немалое время».

Следует добавить несколько слов о том, как соотносится аристотелевская и христианская этика. Фомап Аквинский соединял четыре основных добродетели Аристотеля – благоразумие, справедливость, умеренность и мужество – стремя христианскими – верой, надеждой и любовью.  

В книге «О небе» Аристотель излагает свою космологию. Философ считал, что земля имеет форму шара, а ее центр совпадает с центром мира. Вселенная, по представлению Аристотеля, сферична. На границе этой сферы находится область неподвижных звезд (как и все астрономы древности, Аристотель соглашался с мнением, что все они равноудалены от Земли). Мир у Аристотеля делился на надлунный и подлунный. Подлунный мир состоит их четырех элементов – земли, воды, воздуха и огня. Этим элементам присущи различные комбинации основных качеств – холодного, горячего, сухого и влажного. Например, земля – холодное и сухое, вода – холодное и влажное, воздух – горячее и влажное, огонь – горячее и сухое. Надлунный мир состоит из пятого элемента – эфира, и, в отличие от мира подлунного, в котором постоянно происходят взаимопревращения элементов и их перемешивание, неподвижен, неизменен, вечен. Границу двух миров образует сфера Луны. Сферы имеет также Солнце и все остальные пять известных в те времена планет: Сатурн, Венера, Марс, Меркурий и Юпитер. Земля согласно Аристотелю, неподвижна, планеты вращаются вокруг нее. Космология Аристотеля была, таким образом, геоцентрической.


2. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ДУШЕ

2.1. Предмет психологии

Центральное место в философии Аристотеля занимает вопрос о сущности и свойствах души. По его мнению душа имеет связь как с материей, так и с Богом. Поэтому, наука о душе – психология – является частью как физики, так и теологии (или метафизики, первой философии). Однако, к физике Аристотель относит не всю душу, а только ту ее часть, которая не может существовать без материального тела, как и все физические сущности. Тем не менее, нельзя утверждать, что душа и физическая сущность – это одно и то же. По этой причине не все в природе является одушевленным. Аристотель считал, что только живое одушевлено, и между одушевленностью и жизнью можно поставить знак равенства.

Следовательно, психология, изучая низменную, физическую часть души, имеет своим предметом то же, что и биология, но в другом аспекте. Биология изучает живые объекты с точки зрения формальной и материальной. Психология же рассматривает целевые и движущие причины души. Аристотель считает психологию наукой более высокого порядка, чем биология, поскольку «философу, теоретически рассматривающему природу, следует изучать душу больше, чем материю, из-за того, что материя являет природу через душу, а не наоборот».

2.2. Определение души

Определение и объяснение понятия «душа» содержится в трактате Ааристотеля «О душе». Философ определяет душу в системе категорий метафизики и говорит о ее сущности, форме, возможности, сути бытия и энтелехии. Искусственные тела (такие как топор, например) не могут обладать душой. Душа может пребывать лишь в естесственном теле, которое должно обладать возможностью жизни. Осуществление или энтелехия этой возможности и есть душа. Аристотель, таким образом, заявляет, что «душа с необходимостью является сущностью, в форме которой существует естественное тело, которое обладает возможностью жизни. И поскольку сущность есть энтелехия, то и душа является энтелехией естественного тела». «Душа – это первая энтелехия естественного тела, которое обладает возможностью жизни». «Душа представляет собой суть бытия и форму (логос) не такого тела, как топор, а такого, которое в самом себе имеет источник движения и покоя». Эти определения подводят нас к мысли о том, что душа может существовать лишь при наличии совершенно пригодного к жизни естественного тела. Душа – признак жизни, если она существует, следовательно существует и осуществляется возможность жизни, что является свидетельством завершенности тела. Жизнь, согласно Аристотелю, нужно понимать очень широко.

2.3. Виды души

Согласно учению Аристотеля, существует три вида души. Две из них являются предметом физической психологии, поскольку могут существовать только в физическом теле. Третий вид души метафизичен. В своем минимальном проявлении душа существует везде, где существует жизнь. «Исходя в своем рассуждении из начальной точки, мы заявляем, что наличие жизни отличает неодушевленное от одушевленного». Все живое должно обладать способностью к питанию, росту и закату (естественный цикл для живого существа), т.е. чтобы быть живым, достаточно быть растением. Всякая растительная душа обладает способностью питаться, но это душа, существующая в своем минимуме. Душа, существующая в своем максимуме обладает умом, при этом может не обладать более ни чем. Таков Бог, поскольку, согласно Аристотелю, деятельность разума есть жизнь. Следовательно, жизнь присуща Богу.

Аристотель считал, что для того, чтобы тело считалось живым, достаточно, если оно обладает хотя бы одной из следующих способностей: ум, ощущение, способность самостоятельно передвигаться или оставаться в покое, а также способность к движению в смысле способности питаться, расти, развиваться и приходить в упадок. Растительная душа способна лишь к питанию, животная душа – не только к питанию, но и к ощущению, т.е. чувства осязания достаточно, чтобы быть животным. Тот, кто способен к ощущениям, обладает и способностью испытывать удовольствие или неудовольствие, а такж е обладает желанием получать приятное. Некоторые живые существа способны передвигаться в пространстве.Способность к ощущению – более высокая по отношению к способности к питанию. Животным присущи обе эти способности, следовательно, они обладают как животной так и растительной душой. Это две «низшие» физические души, при этом, вторая выше первой, она не может существовать без первой. Растительная душа может существовать сама по себе, но животная существует, включая растительную в себя. По этой причине, считал Аристотель, на земле животных меньше, чем растений.

Совсем немного существ, с точки зрения Аристотеля, обладают способностью к размышлению и рассуждению. Существует два типа таких существ – люди и Бог. Человек, при этом, обладает также растительной и животной душой, а Бог является обладателем лишь разумной души. Таким образом, человек включает в себя растение и животное, а Бог не включает в себя никаких низших типов души. Все живые существа распологаются на лестнице с точки зрения строения души. Эта лестница непрерывна, но все же имеет три пролета:

1) растительная душа – первая, самая простая и универсальная компонента любоу души. Представляет из себя сущность, способную питаться и воспроизводить себя. Способность воспроизводить себя – минимальная причастность к божеству. Как утверждал Платон в «Пире», рождение – это доля бессмертия и вечности, доступная смертному существу. Растения не способны ощущать, поскольку воспринимают воздействие окружающей среды синхронно с материей. Растения не могут отделить форму от материи.

2) животные, в отличие от растений, способны отделять форвы от материи и ощущать самостоятельно. Здесь Аристотель подразумевает, прежде всего, внешние формы, образы отдельных предметов и явлений, которые животные могут воспринимать зрением, осязанием и т.п. и о которых они способны иметь представление.

3) душа человека, включающая в себя души животную и растительную, обладает еще и душой разумной. Это самая сложная из душ, способных пребывать в естественном теле.

2.4. Душа и тело

Согласно Аристотелю, душа не может быть отделима от тела, поскольку она является энтелехией, способностью к осуществлению и сутью бытия естественного тела. Она сама не является телом, но принадлежит ему и оно не безразлично душе. Для души тело имеет большое значение, поэтому Аристотель не поддерживает учение Платона о реинкарнации. С его точки зрения, все естественные тела – орудия души, существующие ради нее, ради того, чтобы она могла дать начало движения живому телу. Душа дает цель и направление движения живому телу. Но это относится к растительной и животной душе.

С точки зрения Аристотеля, человеческая душа также неотделима от тела. Она не может существовать без тела, поскольку, все ощущения, испытываемые человеком так или иначе затрагивают тело. Даже когда мы испытываем эмоции – гнев или страх, любовь или отвращение – тело всегда в этом участвует, что-то испытывая. Душа может существовать только через тело, без тела она вообще ничего не может испытывать. Аристотель приводит и примеры того, что душа не действует без тела. Он считает, что эмоции – работа не только души, но и тела. Если тело не реагирует должным образом, то и эмоции не может возникнуть, человек ничего не ощутит. Аристотель считает, что состояния души задаются движением материи. И вообще, никакая способность к ощущению не возможна без тела.  


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разумная душа, обладателем которой в полноте является Бог, не есть энтелехия тела. Аристотель допускает, что существуют некие части души, которые могут быть отделены от тела и независимы от него. Такова способность к размышлению, ум, который может существовать отдельно от тела. Впрочем, Аристотель замечает, что нет очевидных доказательств того, что способность к размышлению и ум могут существовать отдельно от тела. Он говорит о том, что по его мнению, как вечное отделено от преходящего, так же и умственные способности являются иным родом души, который отделен от тела и независим от него. Аристотель не находит веских аргументов в пользу того, что ум соединен с телом, поскольку не имеет в теле своего органа, хотя еще его предшественник Алкимон утверждал, что ум является функцией мозга.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмус В.Ф. Античная философия М., 1976.

2. Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965.

3. Тахо–Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

4. Лем С. Мо¬дель куль¬ту¬ры. Пермь.1993

5. Эр¬ме Г. Куль¬ту¬ра и де¬мо¬кра¬тия.М.1995

6. Ойзерман Т.И. Главные философские направления: теоретический анализ историко-философской мысли. М.: Мысль, 1975

7. Философия. Под ред. Л.Г. Кононовича, Г.И. Медведева, Ростов-на-Дону «Феникс» 1996.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18601. Периферийные устройства 29 KB
  Периферийные устройства Для ввода графической информации с имеющихся документов в САПР используют дигитайзеры и сканеры. Дигитайзер применяют для ручного ввода. Он имеет вид кульмана по его электронной доске перемещается курсор на котором расположены визир и кноп
18602. Особенности технических средств в АСУТП 27.5 KB
  Особенности технических средств в АСУТП Специфические требования предъявляют к вычислительной аппаратуре работающей в составе АСУТП в цеховых условиях. Здесь используют как обычные персональные компьютеры так и специализированные программируемые логические контр...
18603. Методы доступа в локальных вычислительных сетях 31 KB
  Методы доступа в локальных вычислительных сетях Множественный доступ с контролем несущей и обнаружением конфликтов Одна из возможных сред передачи данных в ЛВС отрезок сегмент питой пары. К нему через аппаратуру окончания канала данных подключаются узлы компью
18604. Локальные вычислительные сети Ethernet 28.5 KB
  Локальные вычислительные сети Ethernet Состав аппаратуры Одной из первых среди ЛВС шинной структуры была создана сеть Ethernet разработанная фирмой Xerox. В этой сети был применен метод доступа МДКН/ОК. Позднее Ethernet стала основой стандарта IEEE 802/3. Другой вариант шинных ЛВС соот
18605. Каналы передачи данных в корпоративных сетях 41 KB
  Каналы передачи данных в корпоративных сетях Характеристики и типы каналов передачи данных Применяемые в вычислительных сетях каналы передачи данных классифицируются по ряду признаков. Вопервых по форме представления информации в виде электрических сигналов кан
18606. История САПР 26.3 KB
  История САПР Система автоматизированного проектирования САПР в англоязычном написании CAD System Computer Aided Design System это система реализующая проектирование при котором все проектные решения или их часть получают путем взаимодействия человека и ЭВМ. В настоящий момент с...
18607. ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТНЫХ УРОВНЕЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 33.5 KB
  ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТНЫХ УРОВНЕЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Выполнение проектных операций и процедур в САПР основано на оперировании математических моделей ММ. С их помощью прогнозируются характеристики и оцениваются возможности предложенных вариантов схем и констр...
18608. Требования к математическим моделям и их классификация 48 KB
  Требования к математическим моделям и их классификация Под математической моделью ММ конструкции технологического процесса и его элементов понимают систему математических соотношений описывающих с требуемой точностью изучаемый объект и его поведение в производст...
18609. МЕТОДИКА ПОЛУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ 69 KB
  МЕТОДИКА ПОЛУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ Получение математических моделей элементов включает в себя следующие операции: Выбор свойств объекта которые подлежат отражению в модели. Выбор основан на анализе возможных применений модели и определяет сте