98471

ТЕХНИКА И ЕЕ МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Реферат

Логика и философия

Техника - исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, знаний, навыков), которые позволяют людям преобразовывать и использовать естественные и искусственные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей.

Русский

2015-11-03

57 KB

5 чел.

   Федеральное агентство железнодорожного транспорта

    Сибирский государственный университет путей сообщения

              Кафедра «философии и культурологи»

                         

                         ТЕХНИКА И ЕЕ МЕСТО В

                        СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

                               

                                  Реферат

                            по дисциплине «Философия»

Руководитель                                                     Разработал

Профессор                                                   студент гр. МПМ-112

______ Быстрова А.Н.                                     ____Марьясов А.В.

________                                                                  08.05.2013

                                        2013 год                           

                                    СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИКИ С НАУКОЙ…………………4

  1.  Споры о технике…………………………………………..5
    1.  Взгляд на 60-е годы……………………………………..6
    2.  70-е годы………………………………………………………..7

ГЛАВА II. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ………………………………………8

ГЛАВА III. МЕЖДУ КАТАСТРОФОЙ И НАДЕЖДОЙ…………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………11

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………….12

 

                               

                               ВВЕДЕНИЕ

Техника - исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, знаний, навыков), которые позволяют людям преобразовывать и использовать естественные и искусственные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей. Техническая деятельность людей и технические изделия, возникают практически одновременно с появлением человека разумного. Техника с момента своего возникновения являлась уникальным средством преобразования окружающей человека среды в ее природном и социальном проявлениях.

 

Сегодня вряд ли кто усомнится, что техника является неотъемлимой частью нашей жизни, поэтому эта тема является очень актуальной. Уже стало фактом вторжение современной техники и ее следствий во все сферы нашей жизни.  Техника является определяющей ценностью современной цивилизации, эту цивилизацию называют технической или техногенной. Место техники в современном мире занимает первое место. Ведь если бы не было техники, то невозможно было бы даже представить, что сейчас происходило бы в мире, сейчас бы не было возможности обеспечить необходимыми жизненными средствами население Земли. Развитие техногенной цивилизации, во второй половине ХХ в., показало, что научно-технический прогресс является одним из важнейших факторов улучшения качества жизни. Но есть и другая сторона развития техногенной цивилизации. Ведь именно из-за техники пострадало немало людей в мире. Люди создают атомные бомбы, оружие и используют его не по назначению. От техники зависит жизнь на нашей Земле.

    ГЛАВА I. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИКИ С НАУКОЙ.

Отношения между техникой и наукой всегда были сложными. Техника возникла намного раньше науки и вне ее, и само ее развитие не всегда было связано с наукой. Так было до ХIХ в. В наш век все изменилось. Разрушительная сила науки и создаваемой на ее основе техники полностью перечеркнула старые представления о технике и науке, породила новые связи между наукой и техникой. Эти связи стали объектом изучения и споров исследователей.

Споры о технике

Сложившаяся ситуация заставила нас возвратиться к рассмотрению ответственности ученого и инженера, обсуждать судьбу  традиционных и создаваемых нашим поколением культурных ценностей, человеческих отношений и проблем экологии. Американский социолог Уильям Огберн около сорока лет назад говорил, что техническое развитие принуждает к изменению и приспособлению нематериальную культуру к изменяющимся условиям.

Научное и техническое развитие, как показывает история науки, зависит от изменения духовных установок  в самой нематериальной культуре. Теоретические концепции, как части духовной культуры, открывают новое пространство возможностей для развития техники и ее применения, которые ведут к инновациям и к широкому социальному применению техники.

 

                       Взгляд на 60-е годы

60-е годы вошли в историю как великое десятилетие космических полетов. Юрий Гагарин в 1961 г. Первый совершил на космическом корабле Восток-1 оборот вокруг Земли и возвратился невредимым назад. В США в 1962 г. стартует зонд на Венеру, достигает этой планеты и передает данные на Землю. На орбиту выводятся спутники связи и телевизионные спутники, а также метеорологические спутники. В 1965 году Леонов осуществил первый выход в открытый космос. Американские зонды фотографируют кратеры Марса и определяют температуру его поверхности, в то время как астронавты проводят первые встречные маневры космических кораблей. Были осуществлены фундаментальные технические разработки, послужившие усовершенствованию измерительной техники и техники управления и регулирования. В 60-е годы было совершено очень много технический операции. Мнение о том, что важнейшие фундаментальные нововведения технологического характера имели место перед рассматриваемым десятилетием, подтверждаются уже в 60-е,но еще более в 70-е годы

                            

                                    70-е годы

В 70-е годы техника и наука вместе с проблемами, связанными с последствиями их бурного прогресса в индустриально развитых обществах, оказались под огнем критики. Проблема охраны окружающей среды, демографического взрыва все яснее осознавались общественностью и заняли центральное место в начавшихся дискуссиях.

Анализ модели мирового развития проведенный Римским клубом, оказал сильное влияние на изменение общественного мнения и сознания, потому что этот анализ был основан на нереалистических данных и модельных расчетах.

«Истощение ресурсов», «взрывной рост населения», «загрязнение окружающей среды» становятся лозунгами этого десятилетия и последующих за ним лет. Технические катастрофы, такие как радиоактивные загрязнения , имели значение технологического предупреждения, сыгравшего роль искры для разжигания новой волны критики техники, движения против науки и разочарования в технике и науке. Все это указывало на кризисное обострение риска для жизни в индустриализованном мире людей и животных.

В 70-е годы стал актуальным вопрос об уживчивости с окружающей средой приводит к осознанию того, сколь неотложными становятся моральные и правовые проблемы ответственности за последствия и побочные действия техники.

                

        ГЛАВА II. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

Современная философия техники- область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, человека, культуру. В центре внимания философии техники стоят вопросы: что такое техника? Какова ее природа и истоки? Угрожает ли она будущему человечества? Можно ли управлять развитием техники? в чем специфика научно-технического знания? и многие другие.

Современная философия не может не направляться на мир технического действия а техника для полного понимания собственной роли должна рассматривать себя в свете философского знания. 

С философской точки зрения техника по своей природе - это стремление, направленное на совокупность тех сфер в которых развертывается человеческая жизнь и вообще реальность. Философское знание, если оно хочет быть верным своей задаче, должно в своей амбиции оказаться способным на информацию даже о сферах реальности. Его энергия не может удовлетвориться никаким признанием границ, никаким исключением областей из своего универсального стремления к освещению. Его ясный  взгляд должен обратиться и к тому факту не только нашего времени, но также всей совокупности человеческой истории, который и есть техника.

Поднятие этой огромной проблемы философией необходимо современному человеку также для самоутверждения в собственных человеческих обстоятельствах. Для того чтобы обеспечить господство своей рефлексии над жизнью.

Отец Дюбарль говорил о философии как об акте свободной рефлексии. В мире раздробленности и слепой деятельности, наблюдающихся в определенных областях, особенно в области технического действия, философия как поиск смысла и единства - могучая потребность.

Много говорится о том, что техника угрожает гуманности. Это, конечно, верно, хотя нельзя сводить все исключительно к технике без учета общей ситуации современного человека. Признав эту угрозу, мы не хотим обесценить нашу эпоху перед лицом прошедших золотых веков. Просто каждый момент истории по-своему велик и ограничен. Нам выпало на долю осуществить формальную полноту возможностей современного мира. Не ослепляясь бесспорными успехами наших дней, понять основные грозящие нам опасности, чтобы преодолеть их. С другой стороны, серьезно и глубоко проникнув в мир артефактов (как объективного осадка), в опыт технической деятельности (как создающей их жизненной основы), мы обнаружим, что они обладают сильным проблемным притяжением, действующим в наиболее характерных для философии направлениях. Возможно, мы с удивлением отметим, что находимся на верном пути к решению классических загадок метафизики - бытия человека и бытия мира. К тому же мы неожиданно сталкиваемся с возможностью проникнуть в генезис некоторых основных философских понятий.

                     

                    МЕЖДУ КАТАСРОФОЙ И НАДЕЖДОЙ.

Катастрофы в Чернобыле, Харрисбуге, Базеле, Японии и других местах показали масштабы кризисов технического мира достаточно реалистично. Кризисные явления взрывной силы можно встретить сегодня везде в нашем мире. Кризисы порожденные человеком, сменили кризисы природные. Энергетический, военный, экономический, сырьевой кризисы, проблема безработицы- все это формируется сегодня как созданные самим человеком структурные проблемы, системные проблемы, и они порождают страх и критику. В мире накопилось множество трагических несчастных случаев, которые каждый раз порождали неприязнь к технике у общественности. Например, катастрофы с самолетами, химические катастрофы, а также катастрофа на Чернобыле, ведь они являются больше чем катастрофами для самих пострадавших. В контакте какой-нибудь промышленной катастрофы легко забывается, какие позитивные, гуманные достижения, особенно в области медицинской техники, улучшили условия жизни и здоровья людей, и что все это- звенья той же индустриализации, развития техники.

Человек нового времени осознает себя как «господин и хозяин» природы, как это сформулировали в свое время философы Рене Декарт и Френсис Бэкон.  Человек себя возомнил «техническим Богом, люди с помощью техники хотят заставить природу подчиняться им, но этого никогда не будет. Я недавно смотрел передачу в которой говорилось то, что в России некий мужчина пытается изобрести бессмертие, путем того, что человеческий разум будет перемещен в тело робота. Не означает ли это то что человек уже хочет стать частью техники? Людям почти все кажется «делаемым» и технически возможным.

                                    

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ни для кого не секрет, что большее количество техники производится в Китае, Китай раньше работал на мир. Но в связи с тем, что люди стали зависимыми от техники уже не Китай работает на мир, а мир работает на Китай. Это означает то, что люди теперь подчиняются Китаю, если эта великая страна прекратит внедрять инновации, то продвижения техногенной цивилизации не будет. Но многие люди не догадываются, что техника может нанести огромный ущерб всему миру. Ведь, несомненно, что при известных обстоятельствах они не в состоянии распознать или предвидеть все возможные вредные последствия применения техники. Техника заключает в себе противоречивые начала негативного и позитивного, полезного и вредного, конструктивность и разрушительность.

Сегодня, техника- часть нашей судьбы, как позитивной, так и негативной и мы не можем от нее отказаться.

                               БИБЛИОГРАФИЯ

1)Ханс Ленк «Размышления о современной технике»

2) Уильям Огберн «Американская социология»

3)Великие технические открытия 60-х-70-х гг.- интернет ресурс

4)Дюбарль-биография

5) Философия техники Рене Декарта и Френсис Бэкона

 

PAGE   \* MERGEFORMAT1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57981. Всі дії з звичайними дробами 1.28 MB
  Перша команда залишається на місці працюватиме з дошкою (додаток 3), друга сідає за компютери (компютери включені на початку уроку учителем для рівноцінної роботи команд) учні відкривають програму під назвою - тестування на тему дроби...
57982. ДЕЙСТВИЯ С ОБЫКНОВЕННЫМИ ДРОБЯМИ 1.3 MB
  Цель. Обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях, дробных числах; закрепить умения и навыки использования алгоритмов действий с обыкновенными дробями в процессе решения упражнений и задач.
57983. Додавання і віднімання дробів з однаковим знаменником 8.42 MB
  Сьогодні знову у пошуках друга потрапила дівчина у дивовижну казку але казка ця незвичайна казка математична і на своєму шляху зустрінеться Герда із математичними перешкодами. Одного дня Кай і Герда сиділи й роздивлялися книжку.
57984. Все действия с обыкновенными дробями 2.67 MB
  Цели: усвоение и обобщение учащимися правил сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей, формирование умений и навыков применения их при решении задач, уравнений; развитие памяти учащихся, культуры устной речи, познавательного интереса школьников...
57985. Путешествие в страну Дроби 55 KB
  Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие - мы посетим страну Дроби. В этой стране мы сделаем несколько остановок: в деревне Исторической, побываем на берегу озера Ребусного, отдохнем на поляне Театральной...
57986. Деление обыкновенных дробей 365.5 KB
  Цель: Проверить умения и навыки учащихся по умножению дробей. Добиться усвоения учащимися правила деления дробей. Проверить степень усвоения новой темы. Привить интерес к математике. Воспитание ответственности, самостоятельности, умений оценивать свои знания, учится работать на доверии, самопроверке.
57987. тематики учитель вищої категорії 2.3 MB
  Мета уроку: Мета дидактична: повторення правил множення та ділення дробів знаходження значення дробу від числа; узагальнення і систематизація знань умінь; відпрацювання навиків розвязування задач на множення та ділення звичайних дробів та мішаних чисел при розвязуванні прикладів зразків і задач. Корекційнорозвиваюча мета: розвивати пізнавальну діяльність мовний розвиток називати приклади пояснювати хід практичних дій сенсоматорний розвиток виконувати всі дії необхідні в досягненні результату; розвивати зоровослухову пам'ять...
57988. З чого починається дружба 82.5 KB
  Мета: зясувати кого називають другом що означає уміти дружити і за що цінують друзів. Кого ми називаємо другом 2. Проблемне питаня: Чи кожна людина може бути справжнім другом і чи стала Герда справжнім другом для Кая 4.
57989. Мій друг. Спілкування з товаришами. Моделювання дружніх стосунків 76.5 KB
  Мета: розкрити значення дружби в житті кожної людини; вчити висловлюватися іноземною мовою про свого друга; удосконалювати навички читання та усного мовлення використовуючи зорові опори; розвивати уміння дітей спілкуватися і підтримувати товариські стосунки розвивати в учнів усне мовлення...