98471

ТЕХНИКА И ЕЕ МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Реферат

Логика и философия

Техника - исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, знаний, навыков), которые позволяют людям преобразовывать и использовать естественные и искусственные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей.

Русский

2015-11-03

57 KB

5 чел.

   Федеральное агентство железнодорожного транспорта

    Сибирский государственный университет путей сообщения

              Кафедра «философии и культурологи»

                         

                         ТЕХНИКА И ЕЕ МЕСТО В

                        СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

                               

                                  Реферат

                            по дисциплине «Философия»

Руководитель                                                     Разработал

Профессор                                                   студент гр. МПМ-112

______ Быстрова А.Н.                                     ____Марьясов А.В.

________                                                                  08.05.2013

                                        2013 год                           

                                    СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИКИ С НАУКОЙ…………………4

  1.  Споры о технике…………………………………………..5
    1.  Взгляд на 60-е годы……………………………………..6
    2.  70-е годы………………………………………………………..7

ГЛАВА II. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ………………………………………8

ГЛАВА III. МЕЖДУ КАТАСТРОФОЙ И НАДЕЖДОЙ…………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………11

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………….12

 

                               

                               ВВЕДЕНИЕ

Техника - исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, знаний, навыков), которые позволяют людям преобразовывать и использовать естественные и искусственные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей. Техническая деятельность людей и технические изделия, возникают практически одновременно с появлением человека разумного. Техника с момента своего возникновения являлась уникальным средством преобразования окружающей человека среды в ее природном и социальном проявлениях.

 

Сегодня вряд ли кто усомнится, что техника является неотъемлимой частью нашей жизни, поэтому эта тема является очень актуальной. Уже стало фактом вторжение современной техники и ее следствий во все сферы нашей жизни.  Техника является определяющей ценностью современной цивилизации, эту цивилизацию называют технической или техногенной. Место техники в современном мире занимает первое место. Ведь если бы не было техники, то невозможно было бы даже представить, что сейчас происходило бы в мире, сейчас бы не было возможности обеспечить необходимыми жизненными средствами население Земли. Развитие техногенной цивилизации, во второй половине ХХ в., показало, что научно-технический прогресс является одним из важнейших факторов улучшения качества жизни. Но есть и другая сторона развития техногенной цивилизации. Ведь именно из-за техники пострадало немало людей в мире. Люди создают атомные бомбы, оружие и используют его не по назначению. От техники зависит жизнь на нашей Земле.

    ГЛАВА I. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИКИ С НАУКОЙ.

Отношения между техникой и наукой всегда были сложными. Техника возникла намного раньше науки и вне ее, и само ее развитие не всегда было связано с наукой. Так было до ХIХ в. В наш век все изменилось. Разрушительная сила науки и создаваемой на ее основе техники полностью перечеркнула старые представления о технике и науке, породила новые связи между наукой и техникой. Эти связи стали объектом изучения и споров исследователей.

Споры о технике

Сложившаяся ситуация заставила нас возвратиться к рассмотрению ответственности ученого и инженера, обсуждать судьбу  традиционных и создаваемых нашим поколением культурных ценностей, человеческих отношений и проблем экологии. Американский социолог Уильям Огберн около сорока лет назад говорил, что техническое развитие принуждает к изменению и приспособлению нематериальную культуру к изменяющимся условиям.

Научное и техническое развитие, как показывает история науки, зависит от изменения духовных установок  в самой нематериальной культуре. Теоретические концепции, как части духовной культуры, открывают новое пространство возможностей для развития техники и ее применения, которые ведут к инновациям и к широкому социальному применению техники.

 

                       Взгляд на 60-е годы

60-е годы вошли в историю как великое десятилетие космических полетов. Юрий Гагарин в 1961 г. Первый совершил на космическом корабле Восток-1 оборот вокруг Земли и возвратился невредимым назад. В США в 1962 г. стартует зонд на Венеру, достигает этой планеты и передает данные на Землю. На орбиту выводятся спутники связи и телевизионные спутники, а также метеорологические спутники. В 1965 году Леонов осуществил первый выход в открытый космос. Американские зонды фотографируют кратеры Марса и определяют температуру его поверхности, в то время как астронавты проводят первые встречные маневры космических кораблей. Были осуществлены фундаментальные технические разработки, послужившие усовершенствованию измерительной техники и техники управления и регулирования. В 60-е годы было совершено очень много технический операции. Мнение о том, что важнейшие фундаментальные нововведения технологического характера имели место перед рассматриваемым десятилетием, подтверждаются уже в 60-е,но еще более в 70-е годы

                            

                                    70-е годы

В 70-е годы техника и наука вместе с проблемами, связанными с последствиями их бурного прогресса в индустриально развитых обществах, оказались под огнем критики. Проблема охраны окружающей среды, демографического взрыва все яснее осознавались общественностью и заняли центральное место в начавшихся дискуссиях.

Анализ модели мирового развития проведенный Римским клубом, оказал сильное влияние на изменение общественного мнения и сознания, потому что этот анализ был основан на нереалистических данных и модельных расчетах.

«Истощение ресурсов», «взрывной рост населения», «загрязнение окружающей среды» становятся лозунгами этого десятилетия и последующих за ним лет. Технические катастрофы, такие как радиоактивные загрязнения , имели значение технологического предупреждения, сыгравшего роль искры для разжигания новой волны критики техники, движения против науки и разочарования в технике и науке. Все это указывало на кризисное обострение риска для жизни в индустриализованном мире людей и животных.

В 70-е годы стал актуальным вопрос об уживчивости с окружающей средой приводит к осознанию того, сколь неотложными становятся моральные и правовые проблемы ответственности за последствия и побочные действия техники.

                

        ГЛАВА II. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

Современная философия техники- область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, человека, культуру. В центре внимания философии техники стоят вопросы: что такое техника? Какова ее природа и истоки? Угрожает ли она будущему человечества? Можно ли управлять развитием техники? в чем специфика научно-технического знания? и многие другие.

Современная философия не может не направляться на мир технического действия а техника для полного понимания собственной роли должна рассматривать себя в свете философского знания. 

С философской точки зрения техника по своей природе - это стремление, направленное на совокупность тех сфер в которых развертывается человеческая жизнь и вообще реальность. Философское знание, если оно хочет быть верным своей задаче, должно в своей амбиции оказаться способным на информацию даже о сферах реальности. Его энергия не может удовлетвориться никаким признанием границ, никаким исключением областей из своего универсального стремления к освещению. Его ясный  взгляд должен обратиться и к тому факту не только нашего времени, но также всей совокупности человеческой истории, который и есть техника.

Поднятие этой огромной проблемы философией необходимо современному человеку также для самоутверждения в собственных человеческих обстоятельствах. Для того чтобы обеспечить господство своей рефлексии над жизнью.

Отец Дюбарль говорил о философии как об акте свободной рефлексии. В мире раздробленности и слепой деятельности, наблюдающихся в определенных областях, особенно в области технического действия, философия как поиск смысла и единства - могучая потребность.

Много говорится о том, что техника угрожает гуманности. Это, конечно, верно, хотя нельзя сводить все исключительно к технике без учета общей ситуации современного человека. Признав эту угрозу, мы не хотим обесценить нашу эпоху перед лицом прошедших золотых веков. Просто каждый момент истории по-своему велик и ограничен. Нам выпало на долю осуществить формальную полноту возможностей современного мира. Не ослепляясь бесспорными успехами наших дней, понять основные грозящие нам опасности, чтобы преодолеть их. С другой стороны, серьезно и глубоко проникнув в мир артефактов (как объективного осадка), в опыт технической деятельности (как создающей их жизненной основы), мы обнаружим, что они обладают сильным проблемным притяжением, действующим в наиболее характерных для философии направлениях. Возможно, мы с удивлением отметим, что находимся на верном пути к решению классических загадок метафизики - бытия человека и бытия мира. К тому же мы неожиданно сталкиваемся с возможностью проникнуть в генезис некоторых основных философских понятий.

                     

                    МЕЖДУ КАТАСРОФОЙ И НАДЕЖДОЙ.

Катастрофы в Чернобыле, Харрисбуге, Базеле, Японии и других местах показали масштабы кризисов технического мира достаточно реалистично. Кризисные явления взрывной силы можно встретить сегодня везде в нашем мире. Кризисы порожденные человеком, сменили кризисы природные. Энергетический, военный, экономический, сырьевой кризисы, проблема безработицы- все это формируется сегодня как созданные самим человеком структурные проблемы, системные проблемы, и они порождают страх и критику. В мире накопилось множество трагических несчастных случаев, которые каждый раз порождали неприязнь к технике у общественности. Например, катастрофы с самолетами, химические катастрофы, а также катастрофа на Чернобыле, ведь они являются больше чем катастрофами для самих пострадавших. В контакте какой-нибудь промышленной катастрофы легко забывается, какие позитивные, гуманные достижения, особенно в области медицинской техники, улучшили условия жизни и здоровья людей, и что все это- звенья той же индустриализации, развития техники.

Человек нового времени осознает себя как «господин и хозяин» природы, как это сформулировали в свое время философы Рене Декарт и Френсис Бэкон.  Человек себя возомнил «техническим Богом, люди с помощью техники хотят заставить природу подчиняться им, но этого никогда не будет. Я недавно смотрел передачу в которой говорилось то, что в России некий мужчина пытается изобрести бессмертие, путем того, что человеческий разум будет перемещен в тело робота. Не означает ли это то что человек уже хочет стать частью техники? Людям почти все кажется «делаемым» и технически возможным.

                                    

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ни для кого не секрет, что большее количество техники производится в Китае, Китай раньше работал на мир. Но в связи с тем, что люди стали зависимыми от техники уже не Китай работает на мир, а мир работает на Китай. Это означает то, что люди теперь подчиняются Китаю, если эта великая страна прекратит внедрять инновации, то продвижения техногенной цивилизации не будет. Но многие люди не догадываются, что техника может нанести огромный ущерб всему миру. Ведь, несомненно, что при известных обстоятельствах они не в состоянии распознать или предвидеть все возможные вредные последствия применения техники. Техника заключает в себе противоречивые начала негативного и позитивного, полезного и вредного, конструктивность и разрушительность.

Сегодня, техника- часть нашей судьбы, как позитивной, так и негативной и мы не можем от нее отказаться.

                               БИБЛИОГРАФИЯ

1)Ханс Ленк «Размышления о современной технике»

2) Уильям Огберн «Американская социология»

3)Великие технические открытия 60-х-70-х гг.- интернет ресурс

4)Дюбарль-биография

5) Философия техники Рене Декарта и Френсис Бэкона

 

PAGE   \* MERGEFORMAT1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84854. Слова, які називають ознаки предметів (прикметники). Роль прикметників у мовленні 54 KB
  Мета: Познайомити учнів з лексичним значенням слів, які називають ознаки предметів, формувати вміння ставити до них запитання, добирати їх. Розвивати увагу, спостережливість, інтерес до навчання, мову учнів, виховувати старанність.
84855. Урок розвитку звязного мовлення. Мову рідну я вивчаю, її люблю, не забуваю. Рідну мову буду знати,берегти і поважати. Іменники у нашому мовленні 42.5 KB
  Іменники у нашому мовленні Мета: закріпити та розширити уявлення дітей про слова назви предметів та явищ вправляти у вживанні іменників у мовленні; донести до дітей думку що рідна мова займає гідне місце серед мов світу сприяти збагаченню та активізації словника школярів; виховувати інтерес до вивчення української мови почуття гордості за рідну мову. А ви скільки мов знаєте Українську дехто російську англійську Спробуйте перекласти українською мовою слова: Я очень люблю свой родной город. Вслухайтеся як звучать слова: кохання...
84856. Слова – назви предметів (узагальнюючий урок-дослідження) 123.5 KB
  Повторити і поглибити знання учнів про слова, які є назвами предметів, використавши елементи мовного дослідження; удосконалювати вміння розпізнавати ці слова серед інших слів. Закріпити правопис імен, прізвищ, по батькові людей; кличок тварин; назв міст, сіл, річок.
84857. Власні і загальні іменники 109.5 KB
  Мета: розкрити поняття «власні» та «загальні» іменники, вчити розрізняти власні іменники від загальних, працювати з деформованими реченнями, розвивати навички розрізнювати іменники серед інших частин мови, розвивати навички каліграфічного письма, інтерес до предмету; виховувати повагу до професії кухаря.
84858. Позначення м’якості приголосних перед О знаком м’якшення (Ь). Перенос слів із Ь 68.5 KB
  Мета. Виробляти в учнів навички літературної вимови і правильного написання слів із м’якими приголосними звуками, які пом’якшує знак м’якшення; вчити позначати м’якість приголосних перед o та переносити слова зі знаком м’якшення; розвивати усне й писемне мовлення учнів...
84859. Уявлення про слова, які виражають ознаки предметів 44 KB
  Ознайомити учнів з лексичним значенням слів, які відповідають на питання який?, яка?, які? Формувати вміння ставити питання до слів; впізнавати предмет за його ознаками; засвоювати правопис нових слів; розвивати мовлення; виховувати любов до рідної мови.
84860. Письмовий твір на основі власних спостережень «Перші кроки весни» 42.5 KB
  Мета: Вчити дітей спостерігати за змінами в природі навесні, встановлювати причинно – наслідкові залежності між явищами живої і неживої природи, писати зв’язні висловлювання. озвивати вміння викладати свої думки, збагачувати словниковий запас учнів.
84861. Текст-опис весняної квітки 154 KB
  Мета: вчити учнів самостійно складати текст-опис за поданими запитаннями, малюнком та власними спостереженнями; збагачувати словниковий запас; розвивати зв’язне мовлення, спостережливість, мислення; виховувати бережне ставлення до природи.
84862. Закріплення та узагальнення знань про слова, які означають назви предметів 145 KB
  Повторити і поглибити знання учнів про слова, які є назвами предметів. Удосконалювати вміння розпізнавати їх серед інших слів, будувати з ними речення. Закріплювати навички написання слів з великої літери. Розширювати словниковий запас учнів, розвивати творчу уяву, навички діалогічного і монологічного мовлення.