98474

Пирамиды как символ культуры Древнего Египта

Реферат

Культурология и искусствоведение

В древнем мире пирамиды считали одним из чудес света, сегодня они являются загадкой. За последние два века исследователи давали различные объяснения происхождению пирамид. К сожалению до нас не дошли ни концепция ,ни проекты таких грандиозных работ, как строительство пирамид. Возможно, жрецы умели хранить свои тайны.

Русский

2015-11-03

82 KB

3 чел.

Сибирский государственный университет путей сообщения

                                       РЕФЕРАТ

                        По культурологии

            Тема: Пирамиды как символ культуры                  

                        Древнего Египта.

 

                                            Выполнила: студентка группы Д–113

                                                                                   Миненко Н.Е.

                                                       Проверила:      Быстрова А.Н.

                                     

                               

 

                                       2011 год                           

                          Содержание:

1. Введение                                                                         3

2. Идея пирамиды                                                        4

3. Пирамиды Древнего Египта                                   6

4. Над вечностью                                                         7   

5. Пирамида Джосера                                                  10

6. Пирамида Хеопса, или Большая пирамида           11

7. Почему пирамиды считают первым чудом света? Высказывания разных учёных.                                   13

8. Заключение                                                                14

Список литературы                                                      15

 

                              1. ВВЕДЕНИЕ

Египет – древнее государство в нижнем течении реки Нил, в Северо-Восточной Африке. Заселение территории Египта началось к эпохе палеолита. Когда речь заходит о стране Египет, перед мысленным взором проплывают пирамиды, характерные рисунки на надгробиях древних египтян, сумевших так заботливо и бережно сохранить и передать информацию о себе, своей культуре, своем этикете и мировоззрении отдаленным потомкам. Пирамиды — вот первое, что приходит на ум, если речь идет о Египте. Древнее царство началось с воцарения первого царя III династии Джосера. Идея неограниченной власти обожествлённых фараонов воплотилась в сооружении грандиозных гробниц – пирамид, особенно при III- IV династиях (пирамиды Снофру, Хеопса, Хефрена, Микерина). При их строительстве широко использовался труд рабов и крестьян. Огромная власть в руках одного человека, своеобразная, полная фантастических представлений религия и невероятно изнуряющий труд народных масс – всё это вместе и создало пирамиды на берегах Нила. К сожалению, сегодня на территории когда-то Великого Египта можно найти только священные пирамиды, сохранившиеся от когда-то могучего государства. Египетская пословица гласит: «Все боится времени, а время боится пирамид».

                             2.  Идея пирамиды

В древнем мире пирамиды считали одним из чудес света, сегодня они являются загадкой. За последние два века исследователи давали различные объяснения происхождению пирамид. К сожалению до нас не дошли ни концепция ,ни проекты таких грандиозных работ, как строительство пирамид. Возможно, жрецы умели хранить свои тайны.

Древнеегипетская культура относится к «культуре древних царств». Суть этой культуры состоит в том, что есть два мира - людей и богов; боги создали и жизнь, и людей, пожертвовав своей кровью или жизнью, а в ответ люди должны были подчиняться богам.

У египтян существует представление об образе жизни после смерти. Их концепция послесмертного бытия считается наиболее оригинальной. Для них смерть – это период «очищения души», после чего человек возрождается для новой вечной жизни, близкой к богам.

Известно, что египетский фараон – не только царь, но и живой бог, воплощение Ра. По мере возрастания роли египетских фараонов складывалось противоречие. С одной стороны, именно боги управляют всей жизнью страны. С другой стороны, египтяне каждый день могли видеть, что все приказы отдаёт фараон. В конце концов, идея и ритуал обожествления фараона разрешили это противоречие. В культуре древних царств различались три различных по значению феномена: явление бога человеку, временная захваченность человека богом  и воплощение бога в человеке, т.е. человек становится живым богом.

Вернёмся к загадке египетских пирамид. Обожествление фараонов создало для жрецов сложную проблему, которая связана с вопросом о его смерти и погребении. В качестве человека фараон мог умереть, и ему полагались обычные гробница и ритуал погребения. Но как живой бог фараон не мог умереть в человеческом смысле слова. Если фараон – воплощение бога солнца Ра, то его душа должна вернуться на небо. Но здесь стояла проблема того, как поступить с телом фараона и что нужно для его могилы. Египетские жрецы, решая эту проблему построили такое объяснение: с одной стороны, после смерти фараона его душа идёт на небо, с другой стороны – она проходит цикл очищения и возрождения, т.е. фараон-бог возвращается в своё тело. Тогда возникла другая проблема, как фараон-бог поднимается на небо и с него спускается в свою гробницу? Эту проблему жрецы решили весьма изящно, придав захоронению фараона форму и вид горы или лестницы, вознесённой высоко в небо. Со временем фараоны строили свои пирамиды всё выше и выше с тем, чтобы они касались неба. Но когда пирамиды упёрлись в небо, идея сакральной лестницы стала ослабевать. Её стала вытеснять другая концепция: ближе к вершине пирамиды и на расстоянии от неё ступени перестали

различаться, большее значение приобретали расчёты объёма пирамиды и каменных работ, которые велись на основе математической модели пирамиды. Египетская пирамида строилась не как дом или дворец, а наоборот, сплошной и из камня. Получилось, что пирамида как бы вырастает из земли. Слияние этих двух структур и форм дало привычный для нас образ пирамиды. Ещё одной проблемой было то, как быть с телом фараона, ведь любой труп разрушается, а бог не мог измениться. Но и эту проблему решили. Тело фараона бальзамировалось и одевалось в великолепные одежды, а лицо покрывалось золотой маской.

Поскольку при жизни фараон владел всем Египтом и ни в чём не нуждался, то после смерти он не должен был страдать от отсутствия какой-либо вещи. Поэтому многие залы египетских пирамид, при открытии их археологами, напоминали музей.

Пирамида была не только святыней, но и излучала на египетское царство энергию. Чем больше строилось пирамид, тем более египтяне ощущали себя в окружении богов.

                   

                 3. Пирамиды Древнего Египта.

 

По времени и месту постройки египетские пирамиды можно разделить на две группы. К первой относятся пирамиды, построенные в эпоху III–XVII династий фараонами египетского происхождения. Сохранилось около 80 пирамид, в основном в окрестностях Мемфиса и Эль-Файюма, на западном берегу Нила. Еще больше пирамид было построено близ Напаты и в Мероэ в Судане эфиопскими правителями Египта – фараонами XXV династии и их наследниками, которые правили только в Судане.

По внешнему виду пирамиды разделяются на два класса: ступенчатые пирамиды, в которых четыре грани регулярным маршем поднимаются от основания к прямоугольной платформе наверху, и правильные пирамиды. Из камня возводились лишь храмы и царские усыпальницы. В обработке камня египтяне достигли поразительного совершенства. Каменные блоки отбивались от скал деревянными клиньями, которые поливали водой. Шлифовка и подгонка плит предельной точностью производилась песком и медными свёрлами, что было возможно при неограниченной дешёвой рабочей силе. На стенах пирамид были написаны иероглифы. Долгое время их не могли расшифровать. Язык древних египтян был несхож с языком современных жителей Египта. И всё же, в конце концов, нашёлся человек, который прочитал эти надписи. Это был Жан Француа Шампольон.

Ступенчатые пирамиды древнéе геометрически правильных пирамид. Самая ранняя из них была построена в Саккаре для Джосера, первого фараона III династии. Самые большие пирамиды возвели цари IV династии: Снофру, Хуфу, Хафра, Менкаура. В новейшей литературе их принято называть греческими именами построивших их царей: пирамиды Снофру, Хеопса, Хефрена, Микерина. В период правления пиемника Хефрена вспыхнуло одно из первых в истории восстаний народных масс; его причиной был невыносимый гнёт, который испытывал народ, который до изнурения работал на строительстве пирамид. За время правления царей Древнего царства Египет превратился в централизованное рабовладельческое государство, главной опорой которого были мощная армия, чиновничий аппарат и жрецы. Экономическую основу составляло сельское хозяйство.

Своеобразным символом Египта являются знаменитые пирамиды в Гизе – одно из семи чудес света. Пирамиды поражают лаконизмом форм, гармонией красоты, составляя ансамбль, который отвечал целому комплексу условий астрономического и культового характера. Все пирамиды имеют одинаковую конструкцию и довольно точно ориентированы по сторонам света.

Самая высокая пирамида Хеопса имеет высоту 146,6 м. Она сложена из 2300 тыс. каменных блоков. Форма пирамид определялась их ориентацией по солнцу. Стены пирамиды не отбрасывают тени. Вход в пирамиду находился на северной стороне, ориентированный по световому лучу на звезду альфа созвездия Дракона. Таким образом, пирамиды – это сооружения, связанные с сакральной небесной сферой.

Гармония пропорций и форм достигалась применением в сооружении пирамид правила «золотого сечения треугольника». Строители использовали различные приёмы, чтобы огромная масса не раздавила погребальные камеры. Пирамиды являются памятниками удивительного мастерства и талантливости древних египтян.

                                     4. Над вечностью.

Всем известно, как много интересных открытий сделали учёные на древней египетской земле. И самым большим чудом Египта, поражавшим людей, были пирамиды. Удивительные искусственные горы – гробницы древних египетских царей. Трудно представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей.

В период Древнего царства пирамиды стали символом Египта. Они строились и в других культурах, но там они редко служили усыпальницами. В Египте пирамида являлась символом власти.  Если рассмотреть схему египетского государства, то на вершине пирамиды мы увидим фараона. В те времена фараона называли «большим богом». Всё вокруг принадлежало ему.

Всемогущество религии, значение центральной власти, блестящее развитие искусства – это черты, которые ярко выступают в период египетской истории, которая в науке называется Древним царством, а также эпохой пирамид. Появление различных пирамид начало новую эпоху, а их существование вызывает легенды и домыслы. Как уже говорилось, первым царём, воздвигшим себе пирамиду, был Джосер. К именам царей-строителей возводили происхождение различных сторон жизни и культуры, их считали авторами религиозных и научных писаний. Для нас пирамиды являются монументальным свидетельством господствующего положения в Египте этой эпохи религиозной идеи, особенно заботы о загробном благополучии. Пирамиды были орудием борьбы со смертью и памятниками победы над ней царей. Великие пирамиды получили свой законченный вид не сразу, а постепенно развивались из древних гробниц.  В царских пирамидах появляются Тексты пирамид, которые представляли как бы словесную борьбу со смертью. Итак, весь народ строит царю колоссальную гробницу, и это является центральным в жизни государства. Вся государственная жизнь сосредотачивается у стоящей пирамиды царя – здесь находится резиденция, живут чиновники, вельможи и находятся все учреждения. Цари строили свои гробницы в нынешних Гизе и Абусире. Древнее царство было строго централизованным бюрократическим государством. Правда, поддерживалась идея двух царств: существовали двойные присутственные места, царский дворец имел два входа, царь носил двойную корону и именовался двумя титулами, но в действительности обе половины его царства были давно слиты. Его божественное достоинство требовало этикета, приближающегося к храмовому культу, то есть со славословиями, преклонениями, падениями ниц.                     

В период Древнего царства возникают новые архитектурные типы. Зодчий Имхотеп создаёт архитектурный тип пирамиды. Для фараона Джосера он строит в Саккаре комплекс заупокойных сооружений, центром которого является ступенчатая гробница – пирамида, состоящая из 6 уменьшающихся к верху мастаб. В дальнейшем, зодчие Древнего царства лишь совершенствовали форму пирамиды, выравнивая её стены и предавая её очертаниям геометрическую ясность и чистоту. Завершённый тип пирамиды представлен в комплексе в Гизе, включающем пирамиды трёх фараонов – Хеопса, Хефрена и Микерина. Это самые знаменитые и самые значительные из пирамид . Предельная простота форм в сочетании с гигантскими размерами создаёт архитектурный образ, исполненный отчуждённого сверхчеловеческого величия. Расположенные у пирамид строгие ряды мастабообразных гробниц придворных и величественная фигура Сфинкса отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. Находящиеся вблизи пирамид поминальные храмы, огороженные стенами и внешне напоминающие мастабу, состояли из прямоугольных залов. Храмы соединялись длинными крытыми ходами. Чередующиеся простые геометрические формы, гладкие, полированные поверхности стен, пола и потолка, сложенных из различных пород камня, служили фоном для застывших в неподвижности статуй фараонов – божества. Самая величественная из них – пирамида фараона Хуфу, или Хеопса. Во всём мировом искусстве невозможно найти памятника зодчества, в котором великий замысел нашёл бы более могущественное воплощение. Находясь около этих, пирамид мы испытываем трепет восхищения! В камне навечно воплощена титаническая мощь и грандиозная абстракция. Эти пирамиды воздвигались во славу царей. Они предназначены только для одного человека, точнее для его праха. Только для того, чтобы душе этого человека было удобнее воссоединиться с его телом, была воздвигнута каждая такая громада. Недалеко от Серапеума нашли гробницу вельможи Ти, почти ровесницу пирамиды Хеопса, а в ней на стенах раскрашенные рельефы с изображением общественной и частной жизни древних египтян. Все эти изображения показывали, как и что они делали, чем занимались. В них представлена их жизнь. Птицы, растения, дикие и домашние животные были нарисованы столь достоверно, что легко определялась их видовая принадлежность. И всюду был изображён вельможа Ти, размером втрое, впятеро больше, чем его рабы.

У древних египтян был широко распространён культ мёртвых. По повериям египтян, достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости. Отсюда обычай мумификации трупов. Для сохранения мумифицированного тела строилась гробница, которая снабжалась предметами, употреблявшимися покойным при жизни. Также в гробницу клались маленькие статуэтки слуг. Египтяне верили, что силой магических заклинаний покойный оживит эти статуэтки, и они будут работать на него в загробном мире. Самым богатым из египтян – царям, как считалось, прямым потомкам богов, уже с древних времён воздаются почести, словно божествам. Гробница царя должна была быть не только самой большой и самой безопасной, но и внешним видом отличаться от гробниц других богатых египтян, не говоря уже о бедных.

Поражает отсутствие нравственного момента в проявлении заупокойного культа в эпоху Древнего царства. Жуткое неравенство после смерти, как бы утверждающее неравенство в жизни. Вельможи тоже строили себе усыпальницы, конечно уступающие царским. Но тела бедняков, завёрнутые в циновки, сваливались в кучу на окраинах кладбищ. А по вероучению египетских жрецов всякий человек обладал вечной жизненной силой, и всякому человеку обеспечивалось бессмертие, если прах его будет окружён полагающейся заботой.

Искусство Древнего царства утвердило главенствующую роль зодчества. Художественный ансамбль достиг в эту эпоху величия, определившего в дальнейшем черты египетского искусства.

                            5. Пирамида Джосера.

Самой ранней из египетских пирамид является пирамида фараона Джосера, которая была воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Создателем этой пирамиды является Имхотеп. Слава Имхотепа была настолько велика, что уже через несколько столетий о нём слагались легенды. Это самая древняя пирамида Египта.  

Пирамида Джосера – ступенчатая, и возвышается среди песков как «лестница к небу». Она  была главным элементом обширного комплекса построек и открытых дворов.  Эта пирамида, высотой 60 метров была начата как мастаба – низкая квадратная в плане гробница. Пять ярусов, несколько отличающихся по высоте, были поставлены на это первоначальное здание, которое со всех четырех сторон наращивалось, пока не обрело свою окончательную форму. Под пирамидой находятся погребальная камера фараона, выстроенная из гранита, и погребальные камеры 11 членов его семьи, связанные одна с другой сетью подземных коридоров и галерей, пробитых в скальном грунте. Стены двух небольших помещений близ погребальной камеры фараона и одной из галерей были облицованы голубыми глазурованными изразцами, имитирующими тростниковые циновки, которые обычно украшали стены жилых домов того времени. В галерее изразцы перемежались резными известняковыми плитами с рельефами, на которых фараон показан отправляющим религиозные обряды.

В сооружении ступенчатой пирамиды Джосера египтяне впервые начали использовать в качестве строительного материала камень. Так, деревянные двери были заменены неподвижными каменными имитациями в открытом, полуоткрытом или закрытом положении; связки тростника послужили прототипами приставных колонн с «гофрированными» стволами. Приставные колонны, имитирующие отдельные стебли и цветы папируса и лотоса, в их природном состоянии непригодные для использования в качестве опор, вероятно, были копиями архитектурных элементов, которые раньше изготовлялись из дерева.

Когда учёные проводили раскопки возле пирамиды Джосера, то открыли целый «город мёртвых», который окружал усыпальницу фараона. Вокруг находились гробницы членов царской семьи и приближённых к фараону вельмож. Нет сомнения, что на современников Имхотепа этот впервые сооружённый из камня величественный ансамбль воздействовал ошеломляюще.

     

          6. Пирамида Хеопса, или Большая пирамида

Пирамида Хеопса в Гизе первоначально имела высоту 146,7 м. Верхушка обрушилась на 9,4 м. Основание пирамиды занимает площадь в 5,3 га. По размеру с Большой пирамидой может сравниться только стоящая по соседству пирамида Хефрена. Сторона ее основания короче на 20 м, а высота вертикали меньше примерно на 3 м. Третья пирамида в Гизе, построенная сыном Хефрена Микерином, занимает менее четверти территории Большой пирамиды. Последующие строения были, как правило, еще меньше.

Большая пирамида имеет три камеры: одну подземную и две, называемые Покоем фараона и Покоем царицы, на разных уровнях в теле пирамиды. Эти две верхние камеры соединены галереей длиной 47 м и высотой 8,5 м, перекрытой великолепным ложным сводом. Подобной галереи нет ни в одной другой пирамиде. Покои фараона, в которых находится незаконченный гранитный саркофаг, целиком выстроены из гранита. Перекрытие камеры образуют девять блоков, положенных вровень и весящих ок. 400 т. Над перекрытием устроены пять отдельных отсеков. Четыре из них имеют плоские потолки, а пятый – скатную крышу. Эта хитроумная конструкция, вероятно, предназначалась для распределения нагрузки и снижения давления массы камня непосредственно на перекрытие камеры. В северной и южной стенах Покоя фараона находятся прямоугольные проемы шахт (возможно, вентиляционных), ведущих наружу.

В примыкающей «комнате подъемных дверей» три гранитных двери были опущены и запечатали царскую комнату после погребения. Гранитные блоки, сложенные в большой галерее, были спущены вниз и закрыли отверстие над входным коридором. Полагают, что последние рабочие покинули пирамиду по крутой «шахте выхода» и затем по входному коридору. Подземную камеру, возможно, построили для обмана грабителей. Камера царицы изначально предназначалась не для захоронения, а для погребальных даров. Наружные стены пирамиды были облицованы известняковыми плитами. В 820 халиф аль-Мамун проник в погребальную камеру фараона, но нашел там только незаконченный саркофаг. Останки Хеопса, фараона, для которого была возведена эта пирамида, так и не были найдены.

        

 7. Почему же пирамиды считают первым чудом света?

Из-за своей грандиозности. «Горы камня, возведённые на горах камня»,- говорит Филон. Из-за своего величия. «Самая удивительная архитектурная идея, которую невозможно превзойти», - говорит Гёте. Из-за своей дороговизны. «Тщеславная гордость фараонов, стоившая невиданных денег»,-говорит Плиний. Из-за своего возраста. «Всё на свете боится времени, а время боится пирамид»,-гласит арабская пословица. И, наконец, из-за свойств, которыми она не обладает. «Своим расположением пирамиды уничтожают свою тень, и её никто не видит»,-утверждал Гигин, а за ним Кассиодор. Не было ещё человека, который не застыл бы перед ними в удивлении.                                                                                                                                                                    

                              

                               

                             8. Заключение

Итак, пирамиды интересны не только своими грандиозными строениями, но и своим внутренним содержанием, по которым можно проследить всю культуру Древнего Египта. Например, приблизительную картину можно представить по одной гробнице фараона Тутанхамона, из которой были вывезены драгоценные украшения, драгоценные камни, произведения искусства, золото. Кроме того нашли искусно выполненные статуи стражей покойника, статуи богинь-хранительниц, драгоценные предметы обихода, шкафчики, позолоченные кресла. Теперь эти сокровища хранятся в египетском музее, они занимают там 10 залов, площадь которых равна футбольному полю. Повсюду, на стенах иероглифические надписи, которые и сегодня вызывают восхищение графиков и полиграфистов.  «В иероглифах скрыта от непосвящённых мудрость египетских жрецов»,-утверждал римский писатель Апулей.  Это тоже отдельная культура письма. В этом во всём наблюдаются первые произведения искусства, созданные человеком. По ним можно проследить, как проходила жизнь древних египтян, чем они занимались. Проследить возникновение, расцвет и гибель старинных культур. Древний народ прославился в истории не захватническими войнами своих правителей, а своим вкладом в общечеловеческую сокровищницу культуры. Мы видим за этим всем не только властителей и богов, в честь которых они были сооружены, но, главным образом, художников и мастеров их создавших. Пирамиды перестали строить в смутные времена Первого междуцарствия; фараоны Среднего царства снова возвращаются к их строительству, но в период XIII династии окончательно отказываются от пирамид. Последняя пирамида была сооружена по приказу фараона Хенджера, примерно в XVII веке до н.э.

                            Список литературы

1. В.М. Розин, Культурология: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 462 с.

2. Б.С. Ляпустин, История культуры Европы и Передней Азии от первобытности до эпохи Возрождения: Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 40 с.

3. Л.Д.Любимов, Искусство древнего мира: Кн. для чтения. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1980. – 320 с. с ил.

4. А.А.Нейхардт,И.А.Шишова, Семь чудес древней Ойкумены. – М.:Наука,1990. – 128 с.:ил. – (Серия «Из истории мировой культуры»).

5. Войтех Замаровский, Путешествие к семи чудесам света. М.: «Детская литература», 1980 г.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81988. Сценарій конкурсу «Поетична весна» 311 KB
  Голос за кулісами - Багатий на дива та містерії наш Всесвіт, прекрасний і величний у своїй таїні, щедрий легендами та зоряницями, що ніби разочки намист оповили неймовірним сяйвом його безмежність.
81989. А вже весна, а вже красна… 80 KB
  Показати, як поети і письменники засобами художнього слова розкривають багатство і красу навколишнього світу; розвивати навички виразного читання, формувати уміння робити посильні висновки з прочитаного, побаченого, почутого; збагачувати лексичний словник учнів...
81990. Бринить струною гілочка весни. (Весна у природі) 61.5 KB
  Закріплення елементарних уявлень про найхарактерніші ознаки весни в живій і неживій природі, які можна виявити в процесі спостережень, а саме: з пробудженням рослин, з поведінкою перелітних птахів; показати, як зміни в неживій природі впливають на живу природу; поповнювати знання учнів...
81991. Зігріємо землю своєю любов’ю, для наших нащадків її збережемо 231 KB
  Мета. Поглиблювати знання учнів про природу, її красу та багатства, сприяти розумінню необхідності захищати і берегти навколишнє середовище, виховувати любов і повагу до рідної землі, трепетне ставлення до всього живого на ній.
81992. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА БАЗЕ 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.0: ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ С БУХГАЛТЕРСКОЙ КОНФИГУРАЦИЕЙ, РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 888 KB
  Созданы обработки для обмена данными между разрабатываемой конфигураций и стандартной конфигурацией 1С:Бухгалтерия, разработаны бизнес-процессы, необходимые для формирования бюджета.
81993. Стежинами рідного міста 155 KB
  Познайомити учнів з головними історичними подіями в процесі розвитку рідного міста. Розвивати зв’язне мовлення, пізнавальний інтерес, уміння робити висновки. Виховувати патріотичні почуття, бажання набувати нові знання.
81994. Дзеркало людської душі 46.51 KB
  На початку виховної години для розвитку креативного мислення проводиться мозковий штурм Вихователь пропонує дітям відгадати що в неї в подарунковому пакеті пропонуючи підказки з історії виникнення дзеркала його форми і де воно зустрічається в літературі.
81995. ЛЮБОВ – ЦЕ ДАР. І БОГ САМ ВИБИРА, ХТО ЗАСЛУЖИВ ОЦЕ ПІЗНАТИ ДИВО 42.5 KB
  Мета: поспілкуватися з учнями про кохання, про те, що вважається природним і що є небажаним у взаєминах молоді; зорієнтувати учнів на толерантне ставлення до вираження почуттів протилежними статями; допомогти учням розібратися у собі, підготувати до майбутнього сімейного життя.
81996. Виховна година «Злочин і покарання» 35.5 KB
  Мета: запобігати шкідливим звичкам, які негативно впливають на здоров’я підлітків; формувати вміння і навички учнів щодо власної безпеки, розуміння відповідальності за власні вчинки та їх наслідки; виховувати в учнів бажання зберегти власне здоров’я.