98479

ФРИДРИХ НИЦШЕ И ЕГО КОНЦЕПЦИЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА

Реферат

Архивоведение и делопроизводство

В западноевропейской традиции философствования, начиная с Шопенгауэра, центр тяжести переместился из области абстрактно-систематической в практическо - этическую, на месте проблемы познания оказалась проблема жизни (воли к жизни, власти, действию), что поставило на первый план рассмотрение уже не идеального отвлечения «человек», а действительного человека...

Русский

2015-11-03

87.5 KB

2 чел.

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

ФРИДРИХ НИЦШЕ И ЕГО КОНЦЕПЦИЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА

Реферат

По дисциплине «Философия»

Руководитель                                                                     Разработал

    

      Профессор                                                                   студент гр. У-212

_______ Быстрова А.Н.                                                _______ Махныткин А.А.

(подпись)                                                                                       (подпись)

_________                                                                                _______________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

2012 год

Содержание

1. Биография Ф. Ницше

2.Ф.Ницше «Так говорил Заратустра книга для всех и ни для кого»

3. Ф. Ницше «Антихрист»

4.Заключение

Введение

Почему я выбрал эту тему реферата?

В конце ХIХ - начале ХХ веков увлечение творчеством Ницше в России и Европе носило поистине “эпидемический” характер. Однако в силу специфического российского социокультурного контекста философский портрет «русского Ницше» все же отличался от созданного в те же годы на Западе. В западноевропейской традиции философствования, начиная с Шопенгауэра, центр тяжести переместился из области абстрактно-систематической в практическо - этическую, на месте проблемы познания оказалась проблема жизни (воли к жизни, власти, действию), что поставило на первый план рассмотрение уже не идеального отвлечения «человек», а действительного человека, который живет в определенную историческую эпоху. В России же, вступившей на путь модернизации, идеи Ницше воспринимались как призывы к свободе и творчеству, бросающие вызов патриархально - этатистским устоям. Отечественные мыслители увидели в Ницше вдохновенного проповедника новых религиозных первоначал, зовущего на борьбу за абсолютные ценности духа. В отличие от Запада, где главную роль в интерпретации творчества Ницше играли такие понятия как «воля к власти», «нигилизм», «переоценка ценностей», в России первостепенное внимание было уделено ницшеанской идее сверхчеловека, получившей религиозно-метафизическую окраску. Учение о сверхчеловеке явилось центральным пунктом его творчества как для российских поклонников Ницше, так и для его противников. Откуда текст?

Над этой проблемой необходимо задуматься, т.к. это может координально изменить, и смысл жизни человека, и взгляд на мир в целом. Эта проблема не является бессмысленной, а наоборот несет в себе огромный смысл, конечно, для каждого человека этот смысл будет свой, но он заставляет задуматься о происходящем вокруг каждого из нас.

В реферате мне хотелось бы проанализировать биографию немецкого мыслителя а вот это совершенно лишнее!, а также раскрыть концепцию сверхчеловека в его трудах.

1.Биография Ф. Ницше

Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844г. в Реккене, Саксо-ния в день рождения прусского короля. Отец и дед его были пасторами. Он был серьезным уравновешенным мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной и боязливой. Страдая от малейшего выговора, он не раз хотел заняться самоисправлением. Мальчик знал, что среди товарищей пользуется престижем.

Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел тиранический инстинкт творчества. В 12 лет написал историю своего детства.

Он редко принимал участие в играх, так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли.

Для  немецкого мыслителя основными интересами являлись:  философия, религия, культура, мораль, общество, политика. 

Во время обучения  проявлял большие способности к музыке и филологии.

На труды Ницше большое влияние произвели сочинения Шопенгауэра, дружба с Рихардом Вагнером. Философ жил небогато,  вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Последние годы жизни Ницше доживал в болезни. Существует несколько версий, объясняющих причину болезни. Среди них - плохая наследственность (душевной болезнью в конце жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание сифилисом, спровоцировавшим безумие; а также помутнение разума, вызванное «заказным отравлением», которое связано с активной политической деятельностью, которую развернул Ницше в конце 1880-х годов. Философ немедленно был помещён в провинциальную психиатрическую больницу и скончался 25 августа 1900 года. [3]


2.Ф.Ницше «Так говорил Заратустра книга для всех и ни для кого»

«Так говорил Заратустра» - самая великолепная по написанию из книг Фридриха Ницше: Сам автор считал ее «самой глубокой из всех книг, которыми обладает человечество» ?. Образ Заратустры - человека, идущего по пути становления сверхчеловека, который  детально проработан и облечен в форму притчи, написанной потрясающим стилем. Форма притчи заимствована из Библии и больше всего напоминает евангельские проповеди Иисуса Христа и рассказы о происходящих с ним и его учениками событиях. Конечно же, сравнивать Христа и Заратустру не имеет смысла, хотя весьма вероятно, что именно такого сравнения и выбора между ними и желал от своего читателя Ницше, поскольку в своем читателе (если таковой найдется) он видел последователя для своего Заратустры, ибо «кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не читали, а заучи-вали наизусть». [2, ?]

В десять недель он оканчивает свою поэму. Это было новое и, если следовать генезису (а что такое генезис?) его мысли, - захватывающее произведение; без сомнения, им было задумано лирическое священное произведение. В первой части Заратустры Ницше преследует мысль о Сверхчеловеке, символе настоящего, определяющего все явления прогресса, обещании возможного освобождения от случая и рока.

Заратустра является предзнаменованием Сверхчеловека; это пророк благой вести. В своем одиночестве он открыл обещание счастья и несет это обещание людям; с благодетельной и мягкой силой он предсказывает людям великое будущее в награду за великий труд; в другое время Ницше заставит его держать более суровые речи. (Откуда текст?)

Самое высокое, что может пережить человек, учит Ницше - это «час великого презрения». Презрения к самому себе, к своим слабостям и порокам, к своей несправедливости, к «жалкому довольству собою», называемому добродетелью. «Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где-то безумие, что надо привить вам? Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он - эта молния, он это безумие!». [2, ?]

Он хочет верить и ему удается уверовать в Сверхчеловека. Ему хочется утвердиться в этой надежде; она очень подходит к смыслу его произведения. Ницше хочет в своей книге показать человечество, пробужденное к новой жизни прославлением своего собственного существа, добродетелями добровольного избранного меньшинства, которое очищает и обновляет свою кровь. Исчерпывается ли на этом вся его задача? Конечно, нет. Корни мыслей у Ницше всегда имеют важное и отдаленное происхождение. Последняя его воля заключается в том, что он хочет определить и направить деятельность людей: он хочет основать новые нравы, указать подчиненным их обязанности, сильным их долг и объем власти и вести все человечество к высшему будущему. Откуда текст?

В чем заключается смысл этой идеи? У Ницше чрезвычайно подвижный и восприимчивый ум; мощный порыв его вдохновения не дает ему ни времени, ни силы доводить свою мысль до конца; и он иногда не может ясно осмыслить волнующих его идей, и сам толкует их по разному. Иногда Сверхчеловек представляется ему вполне возможной действительностью, но иногда кажется, что он пренебрегает всяким точным изложением своей мысли и его идея делается тогда только лирической фантазией, которою он забавляется для того, чтобы возбудить низшие слои человечества.

Данный идеал он наиболее полно раскрывает в «книге для всех и                  ни для кого - Так говорил Заратустра». Эта книга построена на взгляде на определенные вещи, ситуации того самого сверхчеловека-Заратустры. Он хотел учить людей о сверхчеловеке, но никто не хотел его слышать, и поэтому решил он искать последователей, нежели тратить свои силы, знания попусту. Этот одинокий странник был загадочен, говорил высказываниями, которые в итоге каждый человек понимает по-своему, и четкости, определенности не было в его словах. Людям, которым он хотел донести свои мысли, его даже не хотели слушать, потому что не понимали его, принимали его за сумасшедшего, они были далеки от него. «Вот стоят они, -говорил он в сердце своем, -вот смеются они: они не понимают меня, мои речи не для этих ушей» [2 с .15]. Заратустра говорил так к народу: «Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека? Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас осталось от червя. Некогда были вы обезьяною, и даже теперь еще человек больше обезьяна, чем иная из обезьян.» [2, с.11-12] Фридрих Ницше первый задумался об этой концепции, действительно, становится довольно интересно почему развитие человека остановилось? Или человек развивается, мы просто это не замечаем?

Может быть, эти изменения заметят наши  последователи, как мы заметили это постепенное преобразование в человека!?

По мнению философа, в частности, по словам Заратустры: «Человек-это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, -канат над пропастью» [2, с. 13]

Ницше убеждает человека "оставаться верным земле", не питать надежд на другие миры. Вместо того чтобы создавать заоблачные идеалы, символизирующие человеческую несостоятельность, следует задуматься над тем, что есть высший тип человеческого, пусть не существующий сейчас, но возможный в будущем.[5]

Скорее всего, сверхчеловек, для Ницше есть ничто иное, как преодоление самого себя. Считал, что нужно вечно двигаться вперед и только вперед, ни на секунду нельзя останавливаться, нужно стремиться к чему-то, стремиться к цели, для него сверхчеловек-это смысл жизни, та самая цель. Как говорил Заратустра: «Сверхчеловек-смысл земли». ?

Презренное существо это, по мнению Заратустры, и есть последний человек. [2, с. 15]

«Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий всё маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха; последний человек живет дольше всех» [2, с. 16]

Последние люди делают всё, чтобы они чувствовали себя комфортно, труд должен быть как развлечение, но для них так же нельзя переборщить и с развлечениями. Они те люди, которые бояться сделать что-то лишнее, бояться «перетрудиться». По их мнению, они нашли счастье, но они глубоко ошибаются. Это  люди, считающие, что они во всём правы, и ничего не желающие менять, их всё устраивает, живут, не задумываясь о смысле жизни, о месте в этой жизни. «Захворать или быть недостаточно недоверчивыми считается у них грехом: ибо ходят они осмотрительно» [2, с. 16].

Создается такое чувство, что они живут в идеальном мире, они не способны увидеть собственных минусов, не способные презирать самих себя. Люди эти поддаются «стадному чувству». Этих людей никто не волнует, главное, чтобы у него всё хорошо было и всё устраивало. Скорее всего такого человека в современном мире назовут эгоистом.

Предполагая, можно сказать, что Ницше не хочет этим показать насколько люди глупые, ничего не видящие и не понимающие, тем самым он наоборот хочет нам сказать, что люди способны на большее, автор противопоставлением подчеркивает  человеческие достоинства, мы должен искать свои недоработки, и совершенствоваться в ногу со временем, а то и опережая его. Или же наоборот философ показывает насколько люди могут быть глупы и низки.

Что же необходимо для того, чтобы стать сверхчеловеком?

По мнению мыслителя, чтобы  сформировать человеческий тип сверхчеловека нужно  пройти три этапа превращения, превращения духа.

«Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, львом - верблюд и, наконец, ребенком становится лев» [2, с. 22].

Рассмотрим первое превращение. Дух должен быть вынослив, стояк перед любыми преградами, должен идти до конца, должен быть терпелив. Как раз таки верблюд, по мнению Заратустры, и есть образ, который несет в себе все качества, которым должен быть дух. «Все самое трудное берет на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню». После этого плавно проходит следующий этап. «В самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе и господином быть в своей собственной пустыне». [2, с. 23]

Не зря льва называют царем зверей, он силен как духовно, так и физически. Качества присущие льву необходимы для того, чтобы доминировать, выделяться среди остальных, быть выше остальных и не зависит ни от кого.

«Почему хищный лев должен стать еще ребенком?» [2, с. 24]

На этот вопрос немецкий мыслитель в лице Заратустры отвечает так:

«Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения.»

Духу захотелось своей воли. Ребенок олицетворяет начало, начало всех начал. Тем самым представляется возможность исправить былые ошибки и начать жизнь с чистого листа. Дите неприкосновенно, его жизнь беззаботна, он вправе совершать необдуманные поступки, и ему за это ничего не будет, он слушает свою волю.

А если Фридрих Ницше и был сверхчеловеком? Он прошел эти превращения. Если проводить параллель между характеристиками духов и жизнью философа, то можно увидеть удивительную схожесть. Дух верблюда проявлялся в том, что Ницше добивался всего сам, он был одинок, и к цели шел самостоятельно, с теми знаниями, которые имел. Дух льва был в нём всегда, он никогда не опускал руки, выделялся из всех своими мыслями, мнениями, хоть, сильный дух жил в нём, иначе  он не смог  бы выдержать одиночества. А что же касается духа ребенка, то это безусловно относиться к мыслителю. Не зря же у него было желание жить, он находясь на грани между жизни и смертью, не давал смерть победить его и тем самым он боролся за жизнь изо всех сил и это у него успешно получалось. В следствии он искал что-то новое, видел жизнь с другой стороны, воспринимал мир совершенно по-другому, ему были интересны многие вещи, он стремился к познанию еще им неизведанного, как то самое дитя. Алёша, а как будет, если  грамотно всё написать?


3.  Ф. Ницше «Антихрист»

«Антихрист» был задуман как первая книга «Переоценки всех ценностей» и писался почти параллельно с «Сумерками идолов» (предисловие к этим последним помечено датой завершения новой рукописи — 30 сентября 1888 г.) Со временем план изменился, и уже 20 ноября Ницше сообщает Г. Брандесу о лежащей перед ним законченной «Переоценке всех ценностей».

Это произведение было построено на идее антихристианства. Фридрих Ницше высказал всё свое отношению христианству и описал его в своем произведении «Антихрист», мнение оказалось очень категоричным. Автор относится к христианину унизительно, он не называет его животным, он зовет его больным животным. Так же отношение к людям данной категории  можно пронаблюдать в его высказываниях. Откуда текст?

-«Что вреднее всякого порока? — Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым — христианство».

-«Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности.»

-«В христианстве инстинкты подчинённых и угнетённых выступают на передний план: именно низшие сословия ищут в нём спасения».

-«Я осуждаю христианство, я выдвигаю против христианской церкви страшнейшие из всех обвинений, какие только когда-нибудь бывали в устах обвинителя. По-моему, это есть высшее из всех мыслимых извращений, оно имело волю к последнему извращению, какое только было возможно. Христианская церковь ничего не оставила не тронутым в своей порче, она обесценила всякую ценность, из всякой истины она сделала ложь, из всего честного — душевную низость». [5, ?]

Ницше не смог не затронуть проблему сверхчеловека в «Антихристе». Он считает, что в христианстве нет и никогда не будет такого высшего типа человека. «Не следует украшать и выряжать христианство: оно объявило смертельную войну этому высшему типу человека, оно отреклось от всех основных инстинктов этого типа; из этих инстинктов оно выцедило понятие зла, злого человека: сильный человек сделался негодным человеком, «отверженцем». Христианство взяло сторону всех слабых, униженных, неудачников, оно создало идеал из противоречия инстинктов поддержания сильной жизни; оно внесло порчу в самый разум духовно-сильных натур, так как оно научило их чувствовать высшие духовные ценности как греховные, ведущие к заблуждению, как искушения». [5, ?]

По мнению автора, оказывается, что христианин ничтожен, что христианство-это для слабых, что это вовсе и религией то назвать нельзя. Ницше считает, что христианство это прикрытие от всех бед, несчастий, что христианство есть оправдание всех недоразумений, произошедших с человеком, придерживающегося данной веры.

Немало важной темой произведения для философа стало сравнение христианства с буддизмом, безусловно, второе является предпочитаемым. Этому доказательство находим в его мыслях:

«Обе принадлежат к нигилистическим религиям, как религии decadence, и обе удивительно непохожи одна на другую. Теперь их уже можно сравнивать, и за это критик христианства должен быть глубоко благодарен индийским учёным. Буддизм во сто раз реальнее христианства, — он представляет собою наследие объективной и холодной постановки проблем, он является после философского движения, продолжавшегося сотни лет; с понятием «Бог» уже было покончено, когда он явился. Буддизм есть единственная истинно позитивистская религия, встречающаяся в истории; даже в своей теории познания (строгом феноменализме) он не говорит: «борьба против греха», но, с полным признанием действительности, он говорит: «борьба против страдания». Самообман моральных понятий он оставляет уже позади себя, — и в этом его глубокое отличие от христианства — он стоит, выражаясь моим языком, по ту сторону добра и зла. — Вот два физиологических факта, на которых он покоится и которые имеет в виду: первое — преувеличенная раздражительность, выражающаяся в утончённой чувствительности к боли, второе — усиленная духовная жизнь, слишком долгое пребывание в области понятий и логических процедур, ведущее к тому, что инстинкт личности, ко вреду для себя, уступает место «безличному» (оба состояния, по опыту известные, по крайней мере некоторым из моих читателей — «объективным» подобно мне самому). На основе этих физиологических условий возникло состояние депрессии, против него-то и выступил со своей гигиеной Будда. Он предписывает жизнь на свежем воздухе, в странствованиях; умеренность и выбор в пище, осторожность относительно всех спиртных; предусмотрительность также по отношению ко всем аффектам, вырабатывающим желчь, разгорячающим кровь, — никаких забот ни о себе, ни о других. Он требует представлений успокаивающих или развеселяющих — он изобретает средства отучить себя от других. Он понимает доброту, доброжелательное настроение как требование здоровья. Молитва исключается, равно как и аскеза; никакого категорического императива, никакого принуждения вообще, даже внутри монастырской общины (откуда всегда возможен выход). Всё это было бы средствами к усилению преувеличенной раздражительности. Поэтому именно он не требует никакой борьбы с теми, кто иначе думает; его учение сильнее всего вооружается против чувства мести, отвращения, ressentiment    ( — «не путём вражды кончается вражда» — трогательный рефрен всего буддизма). И это с полным правом: именно эти аффекты были бы вполне нездоровы по отношению к главной, диететической, цели. Если он встречает духовное утомление, которое выражается в слишком большой «объективности» (т. е. в ослаблении индивидуального интереса, в потере «эгоизма»), он с ним борется тем, что придаёт даже и вполне духовным интересам строго личный характер. В учении Будды эгоизм делается обязанностью. «Необходимо одно: как тебе освободиться от страданий», — это положение регулирует и ограничивает всю духовную диету (быть может, следует вспомнить того афинянина, который также объявлял войну чистой «научности», а именно Сократа, поднявшего личный эгоизм в область моральных проблем). Чрезвычайно мягкий климат, кротость и либеральность в нравах, отсутствие милитаризма — вот условия, предрасполагающие к буддизму; равно как и то, чтобы очагом движения были высшие и даже учёные сословия. Ясность духа, спокойствие, отсутствие желаний как высшая цель — вот чего хотят и чего достигают. Буддизм не есть религия, в которой лишь стремятся к совершенству: совершенное здесь есть нормальный случай». [5, ?] И зачем ты целый кусок просто списываешь?

4.Заключение

Фридрих Ницше попытался пройти путь к сверхчеловеку. Итогом было безумие. Степень погружения в проблему превзошла меру личной выносливости. «Кто нападает на свое время, нападает лишь на себя». Разрушение традиционных ценностей обернулось саморазрушением. Образ сверхчеловека исказился до неузнаваемости и приобрел черты «белокурой бестии», не щадящей ничего и никого, безжалостно разрушающей мир и его ценности. Фашистская интерпретация идей Ницше до крайности искажала его мысли, превращала мыслителя в шовиниста и человеконенавистника, каким он не был. Нацизм в свое время ухватился за эти рассуждения Ницше, истолковав их на свой лад и объявив войну "слабым, а именно тем, кого следовало бы поработить или уничтожить ради процветания высшей расы.

Понятие “сверхчеловек” явилось для российских мыслителей “ключом” к “надлежащему” пониманию творчества Ницше. В ортодоксально-религиозной среде и представителями старшего поколения философов-идеалистов сверхчеловек Ницше был воспринят как воплощение злого начала, которое стоит вне всякого нравственного порядка, действует на основании собственных инстинктов, в соответствии с основным своим влечением - “жаждой власти”, и при этом не щадит ни себя, ни своих ближних: “сверхчеловек - отрицатель и противник как личной нравственности, заключающейся в укрощении влечений низшей природы, так и деятельности, основанной на любви и самоотвержении в интересах своих ближних”.

Напротив, философами-идеалистами младшего поколения - деятелями русского религиозного ренессанса сверхчеловек воспринимался, в основном, не как антропологический тип, а как нравственный идеал, выведенный из психологии творческого духа, как мистическая индивидуальность, символизирующая собой жизненную и творческую мощь - цель и суть человеческого созидания: “Сверхчеловек - благородное величие могучего творческого духа, в котором все высшие свойства человеческой природы получают полное развитие, это существо, готовое раздать всякому дары своего безмерно богатого духа. Ницше придал ему религиозную окраску, окутал мистическим светом”. Учение Ницше стало средством раскрепощения индивидуальности, помогавшим человеку познать самого себя в античном смысле этого слова, решить, кто он есть и каково его место в мире.

В книге «Анархист» Ф. Ницше осуждает христианство, и выдвигает против христианской церкви страшнейшие из всех обвинений, какие только когда-нибудь бывали в устах обвинителя. По его мнению, христианская церковь ничего не оставила не тронутым в своей порче, она обесценила всякую ценность, из всякой истины она сделала ложь, из всего честного — душевную низость. Ницше не смог не затронуть проблему сверхчеловека в «Антихристе». Он считает, что в христианстве нет и никогда не будет такого высшего типа человека.

                                   Используемая литература:

  1.  Радыгин А. А. Философия. М. Изд-во «Центр», 2001
  2.  Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. - М: Интербук,1990.
  3.  [Электронный ресурс]Wikipedia 
  4.  Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Стихотворения. М., 1994 Ницше Ф. Сочинения, тт. 1-2. М., 1996
  5.   Фридрих Ницше  Антихрист. М: АТС, 2006.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67229. Задачи и особенности объектно-ориентированного проектирования программных средств 177.5 KB
  Объектно-ориентированное проектирование ООП предназначено организовывать программные системы с большими базами данных на основе описаний объектов реального мира важных для пользователей. Объектно-ориентированное проектирование представляет собой стратегию в рамках которой...
67230. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ И ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ 123 KB
  Для обозначения связи этих факторов развития общества с правовым регулированием в его исторической перспективе необходим раздел правоведения занимающийся изучением не только и не столько внутренней структуры системы права сколько выяснением закономерного места последнего в общем контексте...
67231. ВЫВИХИ 84.5 KB
  Знать: механизм диагностику принципы лечения вывихов Уметь: оказать помощь при вывихах на догоспитальном этапе Иметь представление о способах вправления вывихов и последующей реабилитации больных Учебная комната перевязочная операционный блок. Определение и классификация вывихов...
67232. Розвиток культури України в умовах державної незалежності 211.5 KB
  Значно ускладнилася в ці роки ситуація на міжнародній арені, особливо після знищення радянським винищувачем південнокорейського пасажирського літака "Боїнг-747". Негативні явища в економіці СРСР і в його зовнішній політиці протягом 20 років (1965-1985 pp.) політичного консерватизму...
67233. Организация деятельности маркетинговых служб 177 KB
  Организация деятельности маркетинговых служб Процесс управления маркетингом состоит из: анализа рыночных возможностей; отбора целевых рынков; разработки комплекса маркетинга; претворения в жизнь маркетинговых мероприятий. Сегмент рынка состоит из потребителей одинаково реагирующих...
67234. Безопасность в чрезвычайных ситуациях 22.11 KB
  Классификация чрезвычайных ситуаций Существуют различные классификации чрезвычайных ситуаций. В первый из названных типов входят социально-политические конфликты а в последний три класса чрезвычайных ситуаций стихийные бедствия техногенные технологические катастрофы...
67235. Историческая типологизация культуры 31.5 KB
  Историческая типологизация культуры Предполагает выделение в истории человечества определенных историко-культурных эпох с целью анализа изменения культуры. Историко-культурная эпоха это длительный период доминирования сходных культурных форм выделяемый на основе таких признаков...
67237. Активный и пассивный словарный запас 110.5 KB
  Лексика языка почти непрерывно пополняется новыми словами возникновение которых связано с изменениями в жизни общества развитием производства науки и культуры. Так как закрепление в языке новых слов и значений и особенно уход из языка устаревшего – процесс постепенный и...