9848

Россия в новое время: складывание абсолютизма во второй половине 17 века

Реферат

История и СИД

Россия в новое время: складывание абсолютизма во второй половине 17 века В XVII веке, начиная с Михаила Федоровича Романова (1613-1645), самодержавие активно лавировало между группировками господствующего класса, укрепляя трон и централизацию управл...

Русский

2013-03-17

26.98 KB

84 чел.

Россия в новое время: складывание абсолютизма во второй половине 17 века

В XVII веке, начиная с Михаила Федоровича Романова (1613-1645), самодержавие активно лавировало между группировками господствующего класса, укрепляя трон и централизацию управления. В России формировался абсолютизм. Но в отличие от Западной Европы этот процесс происходил всецело на базе феодальной системы, что не могло не наложить отпечаток на тип складывающегося абсолютизма.

Примерно на протяжении столетия, с первых Земских соборов времен Ивана Грозного, государственная власть России носила черты сословно-представительной монархии: функционировали Земские соборы и Боярская дума. - Самостоятельного политического значения соборы не имели, за исключением Собора 1613 г. При молодом царе Михаиле Федоровиче (1613-1645) власть в свои руки захватила Боярская дума, значительную роль в которой играла родня нового царя - дядя Иван Романов, Салтыковы, Черкасские и др.

Первые годы после изгнания поляков из Москвы правительство Михаила Федоровича не чувствовало под собой прочного фундамента. После «великого московского разорения» царская власть была недостаточно сильна и нуждалась в поддержке со стороны различных социальных групп, посылавших своих представителей в Москву на почти непрерывно заседавшие Земские соборы. Это было время усиленной работы правительства с Земским собором, обусловленной потребностью нового правительства преодолеть последствия Смуты. За первое десятилетие правления Михаила Федоровича (1613-1622), по подсчетам Л.В.Черепнина, Земские соборы собирались 15 раз. Никогда, ни прежде, ни после не собирались так часто выборные от всех чинов населения Московского государства. Едва ли не каждый важный вопрос внешней и внутренней политики заставлял правительство обращаться к их содействию. Земский собор рассматривал также вопросы, которые прежде решала только Боярская дума, - текущие вопросы государственного управления, налогообложения.

По мере того как закончились мирными договорами войны с Польшей и Швецией, подавлены были последние вспышки антифеодальной борьбы, разгромлены различные отряды "воровских казаков" и страна начала выходить из хозяйственного разорения, необходимость в такой постоянной поддержке монархии со стороны различных слоев населения исчезла. Земские соборы с 1619 г. стали собираться все реже и реже.

С 1622 по 1632 гг. деятельность Земских соборов прекратилась, что явилось показателем развития государства в направлении от сословно-представительной монархии к неограниченному самодержавию. В последующие годы (1632-1653) «советы всея земли» собирались сравнительно редко, но обсуждали крупные государственные вопросы. Последний период (1653-1684) - время затухания Соборов. Небольшим взлетом был отмечен канун их падения - начало 80-х годов XVII века. При участии Соборов были проведены реформы в царствование Федора Алексеевича (1676-1682). В частности, на Январском Соборе 1682 г. было принято «Соборное деяние» об отмене местничества. Соборная практика XVII века, содействовавшая в определенной степени гармонизации интересов власти и народа, имела относительно короткую историю. В 80-е годы XVII века остатки Земских соборов (в виде разного рода совещаний) окончательно исчезли.

В 1619 г. из польского плена возвращается отец царя Михаила Филарет (Федор Никитович Романов). В свое время он реально претендовал на царский престол, и «нравом владетелен таков был, яко и самому царю бояться его». В Москве он принимает патриарший сан с титулом «великого государя» и становится фактическим правителем государства вплоть до своей смерти в 1633 г.

Новое московское правительство, первостепенную роль в котором играл отец царя патриарх Филарет, восстанавливая государство после Смуты, руководствовалось принципом: все должно быть по старине. Назревшие в эпоху Смуты идеи избирательной и ограниченной монархии не пустили глубоких корней.

Принимаются меры к усилению самодержавия. Крупным светским и духовным землевладельцам передаются огромные угодья и целые города. Большая часть поместий среднего дворянства переводится в разряд вотчин, «жалуются» новые земельные наделы «за службу» новой династии.

Меняется облик и значение Боярской думы. За счет думных дворян и дьяков увеличивается ее численность с 35 человек в 30-е годы до 94 к концу века. Власть же концентрируется в руках так называемой Ближней думы, состоявшей в то время из четырех бояр, связанных с царем родственными узами (И.Н.Романов, И.Б.Черкасский, М.Б.Шеин, Б.М.Лыков). В 1625 г. вводится новая государственная печать, в царский титул включается слово «самодержец».

На протяжении второй половины XVII века Боярская дума эволюционирует. Все большее значение приобретают думные дьяки и думные дворяне. Думные дворяне и думные дьяки от бояр отличались не «породой» (родовитостью), а своими знаниями, умом, опытом, заслугами. Особенно большое значение в Боярской думе приобретают подлинные хозяева сложного и запутанного делопроизводства - думные дьяки, обычно докладывавшие в Думе и оформлявшие ее решения. Значение боярской аристократии в Думе падает. Укрепляется самодержавная власть царя. Боярская дума ничего не могла решить без царя. Что же касается царя, то он мог принять любое решение без Боярской думы. Время, когда государь правил вкупе с Боярской думой по формуле: «Царь указал, а бояре приговорили», уходило в прошлое.

Если роль старинной Боярской думы падала, то значение приказов возрастало. Приказная система составляла стержень госаппарата. Система эта складывалась стихийно, приспособляясь к новым задачам, и поэтому в XVII столетии пребывала в несколько хаотичном состоянии. Приказы были государственные, дворцовые и патриаршьи; постоянные и временные; отраслевые и территориальные. Всего на протяжении века действовало около 80 приказов, функции которых частенько пересекались. Упорядочить громоздкую приказную систему было довольно сложно. Этому мешали постоянный дефицит финансирования (приказы получали средства из разных источников - налоги с территорий, слоев населения, видов деятельности); различие прав, обязанностей и подсудности сословий (что во многом определяло функции приказов); а также быстрый рост территории государства (требовавший создания новых «территориальных» приказов). Для контроля над приказами при Алексее Михайловиче был создан Приказ тайных дел, ведавший и политическим сыском.

В местном управлении произошли перемены, которые свидетельствовали об усилении централизованного начала: земские выборные органы, появившиеся в середине XVI века, стали постепенно заменяться более жестким управлением из центра через воевод, содержание которых оплачивало не государство, а население соответствующего уезда.

Рост централизации и усложнение функций управления способствовали формированию нового для России слоя населения - бюрократии. Она быстро росла. За 50 лет - с 1640 по 1690 г. - число приказных людей увеличилось в 3,3 раза (с 837 до 2739 человек). Вместе с провинциальными чиновниками численность администрации составила 4650 человек. Отсутствие правовых традиций, неопределенность личных прав населения, свертывание органов сословного представительства, каковыми (с некоторой натяжкой) мо'&но считать Земские соборы и местные управления, наконец, неупорядоченность госаппарата - все это порождало бюрократизм, взяточничество и неэффективность его работы. Тем не менее эта система управления все же в основном справлялась с необходимыми задачами.

В 1645 г. на русский престол взошел Алексей Михайлович Романов (1645-1676), известный как Алексей Тишайший. К этому времени централизация Русского государства заметно усилилась, центральная и местная власть уже восстановилась, и экстремальные меры для управления страной не потребовались.

Внутренняя политика Алексея Михайловича отражала двойственный характер его времени. Тишайший царь хотел соблюсти обычаи старомосковской Руси, но, видя успехи западноевропейских стран, он одновременно стремился перенять их достижения. Россия балансировала между патриаршей стариной и европейскими новшествами. Алексей Тишайший не проводил реформ, которые бы ломали «московское благочестие» во имя европеизации.

Одним из главных достижений царствования Алексея Михайловича было принятие Соборного Уложения (1649). Этот грандиозный для XVII века свод законов долгое время играл роль Всероссийского правового кодекса. Попытки принять новое Уложение делались при Петре I и Екатерине II, но оба раза безуспешно.

В отличие от предшественника Соборного Уложения - Судебника Ивана Грозного (1550), в Уложение кроме уголовного права входит также право государственное и гражданское, делая его, таким образом, несравненно более близким нашему кодексу. Гораздо внушительнее и его общий объем: текст Уложения включает в общий сложности 967 статей, разделенных на 25 глав.

Удивительна не только полнота, но и быстрота принятия кодекса. Весь этот обширный свод в проекте был разработан специально созданной по царскому указу комиссией князя Никиты Ивановича Одоевского, затем обсужден на специально созванном Земском соборе 1648 г., исправлен По многим статьям, а 29 января уже принят. Таким образом, все обсуждение и принятие Уложения почти в 1000 статей заняло всего чуть больше полугода — срок невиданно короткий даже для современного парламента!

Правовой кодекс определил облик централизованной абсолютной монархии. Провозглашая неограниченную монархию царя, Соборное Уложение 1649 г. учло требования и запросы дворян и посадских людей. Роль Собора 1648-1649 гг. в эволюции самодержавия столь же значительна, что и Собора 1549 г. Последний стоял у ее начальной стадии, первый знаменовал завершающиеся формы централизации. Изданием Соборного Уложения 1649 г. увенчалась обширная кодификационная работа правительства и общества в лице соборного представительства по восстановлению и дальнейшей разработке основ досмутного государственного порядка. Этим завершился процесс преобразования общественных сословий, начатый в XVI веке, на основах закрепощения посредством службы и тягла и обособления сословий друг от друга путем строгой специализации государственных повинностей. С одной стороны, Соборное Уложение 1649 г. окончательно санкционировало закрепощение крестьянства. Помимо податных обязанностей крестьянина, сам крепостной труд на помещика рассматривался как разновидность службы на государство, как материальное обеспечение служилоепособности помещика. С другой стороны, законодательство стремилось разрушить мелкие промежуточные общественные сословия, фактически нарушавшие освященную законом обособленность общественных сословий. До Уложения между посадским и уездным населением не было резкой разницы и формальных границ. «Уездные люди» держали в посадах лавки и занимались ремеслом, а вокруг посадов были расположены слободы, принадлежавшие боярам, епископам и монастырям. Там проживали их «закладчики», которые также занимались ремеслом и торговлей, пользуясь в то же время свободой от государева посадского тягла. Это вызывало постоянные жалобы тяглового посадского населения, и по Уложению 1649 г. все подгородние слободы с «закладчиками» велено было «взяты за государя» и включить в посадские тяглые общества. Посадским тяглецам был запрещен выход из посадов и вместе с тем было постановлено, чтобы впредь в городах никому, кроме государевых посадских тяглых людей, тяглыми дворами, лавками, погребами и амбарами не владеть. Тяглые посадские люди не могли продавать свои'дворы и дворовые места людям нетяглым. Торгово-промышленная деятельность посадских людей окончательно получила характер принудительной службы.

Эволюция государственного устройства сопровождалась реорганизацией вооруженных сил. XVII «бунташный» век предъявил к войскам требования - быть постоянно готовыми к подавлению народных волнений и к отпору внешних врагов. Отсюда необходимость создания регулярной армии и ее возникновение. Уже события начала XVII века показали недостаточную боеспособность стрельцов и городского ополчения. При Михаиле Федоровиче были созданы первые солдатские, рейтарские и драгунские полки. Солдат, рейтар и драгун вооружали за счет казны, давали лошадей, седла, платили жалованье. Сперва полки нового строя создавали для нужд войны, для несения пограничной службы, и их существование носило временный характер. С 40-х годов в драгуны стали записывать крестьян, оставляя за ними землю, но за их службу освобождая от налогов и повинностей. Еще позже перешли к комплектованию полков из числа «даточных людей». В конницу (рейтарские и копейные полки) по-прежнему принудительно записывали дворян и детей боярских.

К 1680 г. в России был уже 41 солдатский полк и 26 рейтарских и копейских. Зарождающаяся регулярная армия приобретала все большее значение. Упала численность дворянского ополчения, обнаружилась тенденция к превращению стрельцов в своеобразные охранные войска.

Более половины вооруженных сил России (55,5%) были представлены полками нового строя.

В царствование Алексея Михайловича имела место попытка заведения и «регулярного флота». На Дединовских верфях был построен для Каспийского моря корабль «Орел» и другие суда.

Монархия Алексея Михайловича по-прежнему сохраняла черты сословно-представигельной, но самодержавная власть царя усилилась. Таким образом, во второй половине XVII века начинается формирование основных элементов абсолютной монархии.

Абсолютизм - такая форма правления, когда законодательная, исполнительная и судебная власть полностью сосредоточена в руках монарха, а последний опирается на назначаемый и контролируемый исключительно им разветвленный чиновничье-бюрократический аппарат. Абсолютная монархия предполагает централизацию и регламентацию государственного и местного управления, наличие постоянной армии и службы безопасности, развитой и подконтрольной монарху финансовой системы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5106. Методика розвитку рухових якостей у дітей шкільного віку 69 KB
  Методика розвитку рухових якостей у дітей шкільного віку. Фізичні якості – це розвинуті у процесі виховання і цілеспрямованої підготовки рухові задатки людини, які визначають її можливості успішно виконувати певну рухову дію. Стосовно роз...
5107. Особливості планування процесу фізичного виховання школярів 47.5 KB
  Особливості планування процесу фізичного виховання школярів. Діяльність фахівців у сфері фізичної культури характеризується різноманітним і складним змістом. Для досягнення бажаної результативності такий зміст повинен бути певним чином систематизова...
5108. Методика навчання техніки фізичних вправ школярів 35 KB
  Методика навчання техніки фізичних вправ школярів. Навчання рухових дій у шкільному віці спрямоване перш за все на формування, поглиблення і розширення спеціальних знань у вигляді уявлень, узагальнень і понять, закономірностей, принципів і правил ру...
5109. Урок як основна форма фізичного виховання школярів 76.5 KB
  Урок як основна форма фізичного виховання школярів. Особливості організації і методики проведення уроків фізичної культури з учнями молодшого, середнього та старшого шкільного віку. Урок найбільш розповсюджена форма реалізації базової програм...
5110. Особливості методики контролю за процесом фізичного виховання дітей шкільного віку 64.5 KB
  Особливості методики контролю за процесом ФВ дітей шкільного віку. Основним джерелом отримання інформації про об’єкт, яким управляють є контроль за його станом після виконаних управляючих команд (канал зворотного зв’язку). Для фізичного ви...
5111. Організаційні форми фізичного виховання школярів протягом навчального дня 82.5 KB
  Організаційні форми фізичного виховання школярів протягом навчального дня. Позакласна і позашкільна робота з фізичної культури. Учитель фізичної культури – організатор здорового способу життя. Практична реалізація фізичного виховання школярів з...
5112. Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей шкільного віку 94 KB
  Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей шкільного віку. До шкільного віку відносяться діти від 6-7 до 17-18 років. Відповідно до існуючої системи загальної освіти цей віковий період поділяється на три етапи: молодший середній і старший....
5113. Особливості розвитку рухових якостей у дітей дошкільного віку 80.5 KB
  Особливості розвитку рухових якостей у дітей дошкільного віку. Всебічна фізична підготовка дітей дошкільного віку передбачає досягнення оптимального розвитку рухових (фізичних) якостей: швидкості, спритності, гнучкості, витривалості та сили. Фізичні...
5114. Диференційоване фізичне виховання школярів. Особливості фізичного виховання школярів, які мають відхилення у стані здоров’я 80.5 KB
  Диференційоване фізичне виховання школярів. Особливості фізичного виховання школярів, які мають відхилення у стані здоров’я. Поняття диференційований підхід...