9849

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ И ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ

Лекция

Политология и государственное регулирование

Топливно-энергетический комплекс содержит группы отраслей промышленного производства, которые специализируются на добыче, обогащении, переработке и потреблении твердого минерального, жидкого и газового топлива, производстве, передаче и использовании электроэнергии, тепла.

Русский

2014-11-30

137.5 KB

18 чел.

Тема 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ И ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ

1.Топливно-энергетический комплекс

2.Строительный комплекс

3. Транспортный комплекс

4. Социальная структура населения Украины

5. Формирование региональных рынков труда

6. Регулирование региональных рынков труда

1. Топливно-энергетический комплекс

Топливно-энергетический комплекс содержит группы отраслей промышленного производства, которые специализируются на добыче, обогащении, переработке и потреблении твердого минерального, жидкого и газового топлива, производстве, передаче и использовании электроэнергии, тепла. Структура топливно-энергетического комплекса Украины формируется с учетом топливно-энергетического баланса, который сложился, и отражает территориальную специфику добычи (производства) и потребления топливных и энергетических ресурсов.

Украина принадлежит к государствам, которые недостаточно обеспечены собственными энергоресурсами, отдельными видами лишь на 20% и только углем на 100%. Вместе с тем она имеет наиболее энергоемкую экономику. Потребление условного топлива на душу населения у нас составляет приблизительно 6,5 т, тогда как в развитых странах только 4,2-5,5 т.

Среди топливных областей Украины ведущей является угольная промышленность. В ее состав входят предприятия по добыче угля, обогатительные фабрики, предприятия по изготовлению угольных брикетов. Угольная промышленность является базой для развития электроэнергетики, коксохимии, металлургии.

Вследствие быстрого истощения промышленных запасов угля его добыча постоянно снижается. За последние годы она сократилась с 215,7 до 82,5 млн.т (или в 2,6 раза). Проблема усложняется еще и тем, что в угольной промышленности изношенность основных промышленно-производственных фондов составляет 63%. Ухудшились условия работы шахтеров, участились аварии на шахтах. Итак, проблемы развития Донбасса и модернизации угольной промышленности приобретают очень важного значение. Для решения их нужно осваивать новых угольных пластов в Западном Донбассе (Днепропетровской и Запорожской областях), закрыть нерентабельные шахты, где запасы угля уже исчерпан; полностью модернизировать шахтное оборудование и перейти к новым технологиям в области.

Расчеты Европейской энергетической комиссии показывают, что при эффективном использовании энергоресурсов Украина могла бы вдвое увеличить свой национальный продукт и вместе с тем в 3-4 раза уменьшить затраты на нефть и газ. Капиталовложения в энергосберегающие технологии дают больший эффект, чем создание новых мощностей в топливно-энергетическом комплексе.

Высокое развитие в Украине приобрела электроэнергетика. На территории нашей страны размещены крупные атомные, тепловые, гидроэлектростанции, мощность которых с каждым годом возрастает.

Наращивание мощностей электростанций осуществляется за счет новых тепловых, атомных и гидроэлектростанций. Завершено строительство Днепровского каскада и 55 гидроэлектростанций на средних реках. Введены в действие мощности на Ровенской (818 Мвт), Чернобыльской (4000 Мвт), Южноукраинской (2000 Мвт), Запорожской (1000 Мвт), Хмельницкой (1000 Мвт) и других атомных электростанциях. На них вырабатывается почти 1/3 электроэнергии, больше половины которой потребляется в промышленности.

Однако Украина, имея собственные большие запасы урановых руд и циркония, вынуждена завозить ядерное топливо из России. Назревшая потребность наладить его производство в Украине. Вместе с тем следует отметить, что дальнейшее развитие атомной энергетики сдерживается отсутствием надежных атомных реакторов, предприятий по производству ядерного топлива, исчерпанием возможностей территории страны для строительства новых ядерных объектов, а также вследствие социальной напряженности, вызванной катастрофой на Чернобыльской АЭС. В таких условиях основным является введение в действие мощностей на тепловых и гидроэлектростанциях.

Давно отработали свой ресурс агрегаты среднего и низкого давления Криворожской, Кировоградской, Южнодонецкой, Львовской, Лисичанской, Днепродзержинской, Сумской теплоэлектростанций, а также Киевской и Харьковской объединенных ТЭЦ. Основные направления повышения технического и эколого-экономического уровней тепловых электростанций такие: вывод из эксплуатации морально устаревшего и физически сработанного оснащения, переведения ряда ТЭЦ на отопительные и паровые котельные, удлинение сроков эксплуатации ряда электростанций, полная модернизация теплосилового оборудования, повышение маневренности блоков мощностью 200, 300 Мвт и прочие мероприятия.

2. Строительный комплекс

Строительный комплекс включает производство строительных материалов, капитальное строительство и сферы, которые его обслуживают. Его элементы чрезвычайно различаются по продукции, условиям и орудиям труда, связями и т.п. Уровень развития строительного комплекса влияет на формирование пропорций и темпов развития областей хозяйства страны, размещения и региональное развитие продуктивных сил.

Промышленность строительных материалов - важнейшая составляющая строительного комплекса. Она имеет многоотраслевой характер, включает области добывающей промышленности (естественный камень и нерудные материалы); перерабатывающей промышленности (сборный железобетон, асбестоцементные изделия и т.п.); смешанные отрасли, которые объединяют добычу и переработку сырья и материалов.

Размещение предприятий строительных материалов и стройиндустрии имеет следующие особенности:

тяготение к источникам сырья в связи с низкой транспортабельностью сырья и его значительными затратами при изготовлении продукции (цементные, гипсу, известняковые, нерудные, кровельные и прочие предприятия);

тяготение к регионам потребления (заводы сборного железобетона, бетона, разгибов, комбинаты крупнопанельного домостроительства и т.п.).

Промышленность строительных материалов объединяет несколько тысяч предприятий, расположенных во всех областях Украины. Наибольшими центрами этой области являются Киев, Харьков, Одесса, Днепропетровск, Кривой Рог, Запорожье, Донецк, Мариуполь. Особенно важные отрасли - цементная промышленность, производство строительных конструкций и деталей.

Цементная промышленность материалоемкая область, поэтому цементные заводы размещают в районах добычи сырья. При производстве 1 т клинкера (полуфабриката цемента) расходуется 1,5 т карбонатных пород (мергеля, доломита, известняков, мела) и почти 0,5 т глины.

В Донбассе залегают высококачественные карбонатные породы, поэтому здесь сооружены наибольшие цементные предприятия Украины Амвросиевский (5 заводов и 4 карьера), Краматорский, Енакиевский цементные комбинаты. Донецкая область по производству цемента занимает первое место в Украине, Днепропетровская — второе, Харьковская (Балаклея) — третье. Мощные цементные заводы расположены в Кривом Роге, Днепродзержинске и Днепропетровске.

Цементные заводы в западных областях вырабатывают треть цемента Украины. Крупнейшие заводы сосредоточены в Львовской (Николаев), Ровенской (Здолбунов), Ивано-Франковской (Ямница) и Хмельницкой (Каменец-Подольский) областях.

Сравнительно меньше вырабатывается цемента на юге страны, хотя здесь есть высококачественное сырье. На территории южных областей Украины работают Бахчисарайский (Автономная Республика Крым), Ольшанский (Николаевская область), Одесский и прочие заводы.

Цемент завозят в Сумскую, Черниговскую, Киевскую, Херсонскую, Черкасскую область, хотя на их территориях есть много цементного сырья и условия для производства высокомарочного портланд-цемента.

Промышленность строительных конструкций и деталей объединяет предприятия по производству сборного железобетона, строительных металлических конструкций и столярных изделий. Они, как правило, тяготеют к большим промышленным центрам и узлам, населенным пунктам со значительным объемом жилищного и гражданского строительства.

Домостроительные комбинаты размещены во всех областях. Мощнейшие из них в Киеве, Донецке, Луганске, Запорожье, Одессе. В строительстве используется также продукция других областей промышленности, в частности стеклянной, фаянсовой, химической.

Строительная база (капитальное строительство) - одна из наиболее капиталоемких производственных инфраструктур. Ее влияние на определение темпов, масштабов и размещение производства во многих случаях является решающим. Она объединяет подрядные строительные, монтажные, специализированные организации и т.п.

Развитие строительного комплекса зависит от объемов и темпов развития ряда областей промышленности, в частности черной металлургии, машиностроения, энергетики, промышленности строительных материалов, деревообрабатывающей промышленности и т.п., что предопределяет сложные межотраслевые связи капитального строительства.

К сферам, которые обслуживают строительство, принадлежит прежде всего тяжелое машиностроение. Его предприятия вырабатывают около 2 тыс. машин, механизмов, оборудования для промышленного, дорожного строительства, мелиорации земель, коммунального хозяйства, а также добычи и производства строительных материалов (экскаваторы, бульдозеры, трубоукладчики, строительные краны и т.п.).

Второй важной обслуживающей строительство областью является проектно-конструкторская та поисковая деятельность. Без проектной и сметной документации строительство невозможно.

Научно-исследовательская деятельность — это третья область обслуживающего характера в строительстве. Ее задача — изучение закономерностей и тенденций развития капитального строительства в целом, факторов, которые оказывают содействие его эффективности, а также обоснование выбора и внедрения оптимальных решений на всех стадиях инвестиционного процесса.

Территориальная организация областей может совершенствоваться с учетом специализации, кооперирования, комбинирования предприятий и межрегиональных связей Украины, полного обеспечения объемов строительно-монтажных работ.

3. Транспортный комплекс

Транспортный комплекс это территориальное объединение взаимосвязанных видов транспорта, которые удовлетворяют потребности общественного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. В его состав входит также совокупность путей сообщения, подвижного состава, средств управления и связи, разнообразное техническое оснащение, которое обеспечивает роботу всех видов транспорта.

Пространственная зависимость разных транспортных сетей от территориальной организации продуктивных сил влияет на территориальную организацию транспорта в целом и его отдельных элементов в частности. Это влияние отражается в существовании первичных форм пространственного сосредоточения транспорта транспортных узлов и пунктов.

Транспортный узел следует рассматривать как комплекс транспортных сооружений в пункте, где сходятся, пересекаются или разветвляются не менее чем три линии одного или двух видов магистрального транспорта, которые, взаимодействуя, выполняют операции относительно обслуживания транзитных и местных перевозок грузов и пассажиров.

В состав транспортного узла входят также сооружения местного и промышленного транспорта. В зависимости от видов транспорта, которые стыкуются, узлы разделяют на железнодорожно-автодорожные (Львов, Харьков), железнодорожно-водно-автодорожные (Одесса, Киев, Николаев, Херсон) и водно-автодорожные (Ялта, Алушта, Канев). К ним может примыкать воздушный и трубопроводный транспорт.

На территории Украины сформировалось свыше 300 транспортных узлов, в том числе близко 100 крупных. По количеству взаимодействующих видов транспорта в этих узлах преобладают железнодорожно-автомобильные. Исключение составляют такие большие межрегиональные узлы, как Харьковский, Львовский, Донецкий, в составе которых наряду с многочисленными предприятиями железнодорожного и автомобильного взаимодействуют также предприятия авиационного и трубопроводного транспорта. Упомянутые виды транспорта взаимодействуют также с речным в таких транспортных узлах, как Киев, Чернигов, и морским в Одессе, Херсоне, Николаеве, Измаиле.

Транспортный пункт один из важных и наиболее распространенных элементов территориальной структуры разных видов транспорта (железнодорожные станции, морские и речные порты, речные пристани, аэропорты, автостанции). Главные функции транспортных пунктов — экономические (обслуживание перевозок грузов и пассажиров), технологические (перегрузка грузов с одного вида транспорта на другой), технические (удовлетворение технических потребностей движения транспортными средствами), а также перераспределение грузопотоков по направлениям. По характеру транспортные пункты подразделяют на грузовые, пассажирские и объединенные.

Транспортные узлы, пункты развиваются под влиянием хозяйственной деятельности в целом и отдельных областей. Наибольшее влияние на транспорт оказывает промышленность, поскольку она формирует основные грузопотоки. Транспортный фактор является одним из решающих при размещении промышленных предприятий.

Выгодное транспортно-географическое положение Украины на границе Центральной и Восточной Европы оказывает содействие развитию транзитных транспортных коридоров на его территории. Через территорию Украины может быть проложен ряд новых транспортных магистралей, которые будут обеспечивать эффективную реализацию международных транспортно-экономических связей нашей страны и транзитных перевозок.

Транспортный комплекс Украины представлен всеми современными видами транспорта и характеризуется значительными региональными особенностями отраслевой и функциональной структуры.

Протяжность магистральной транспортной сети Украины составляет 188,9 тыс. км, в том числе железных дорог — почти 22,5 тыс., автомобильных путей общего пользования с твердым покрытием — 164 тыс., внутренних судоходных путей — 2,4 тыс. км. Транспортное хозяйство включает тысячу железнодорожных станций, вокзалов и грузовых дворов, значительное количество локомотивных и вагонных депо, десятки больших морских и речных портов и аэропортов, тысячи автопредприятий, гаражей и других объектов, необходимых для нормальной работы разных видов транспорта.

В перевозках грузов наибольшая доля приходится на автомобильный транспорт (69%), на втором месте — железнодорожный (16%), на третьем — трубопроводный (14%). Доля речного и морского, авиационного транспорта незначительна.

В Украине эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 22,1 тыс. км, а густота железнодорожной сети — 37 км на 1 тыс. км2 территории. В собственности Украины находится почти 270 тыс. грузовых вагонов при общей потребности их 220 тыс.

На территории Украины расположены железные дороги: Юго-Западная (управление в Киеве), Донецкая (Донецк), Приднепровская (Днепропетровск), Южная (Харьков), Львовская (Львов) и Одесская (Одесса).

Наиболее разветвленой является сеть железных дорог в Донбассе и Приднепровье, где густота железных дорог составляет 40 км на 1 тыс. км2 территории. Здесь магистрали разных направлений обеспечивают связь угольно-металлургического Донбасса с железо-маоганцеворудным Приднепровьем и служит основой железнодорожной сети региона. Важное значение имеют железнодорожные пути: Дебальцево — Синельниково — Днепропетровск — Кривой Рог, Иловайск — Волноваха — Запорожье — Кривой Рог.

В южных направлениях работают железнодорожные пути Харьков — Запорожье — Симферополь, Харьков — Кременчуг — Одесса, Харьков — Днепропетровск — Херсон. Из Донбасса на север перевозят уголь, металл, металлоемкие машины, продукцию химической промышленности, зерно и прочие грузы, в обратном направлении — лес и изделия из древесины, точные машины и приборы, изделия легкой промышленности, некоторые строительные материалы.

В северо-западном направлении создана электрифицированная магистраль Донбасс — Карпаты (через Кривбас), которая имеет важное значение в международных связях.

В Западном регионе пролегают важнейшие магистрали международного значения: Москва — Киев — Львов — Чоп, Москва — Киев — Жмеринка — Одесса, Киев — Минск, Киев — Харьков. От Киева железная дорога проложена во всех направлениях. На Львовской железной дороге создан мощный Чопско-Батевский перегрузочный комплекс. В 1978 г. введена в эксплуатацию железнодорожно-морская паромная переправа Ильичевск — Варна (Болгария) длиной 435 км.

Автомобильный транспорт это совокупность транспортных средств, путей, технических средств и сооружений (составов, погрузочно-разгрузочных пунктов, грузовых и пассажирских станций, средств связи и сигнализации и т.п.).

Этим видом транспорта осуществляют местные, междугородные и международные централизованные перевозки. Он обеспечивает транспортное обслуживание предприятий и населения во всех сферах хозяйственной деятельности. Автомобильный транспорт тесно связан с работой других видов транспорта. Перевозки на небольшие расстояния осуществляют преимущественно автомобильным транспортом.

В большинстве регионов Украины значительное место в грузообороте принадлежит продукции сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, а также строительным материалам и железобетонным конструкциям. В Донбассе и Приднепровье наибольшая доля приходится на перевозку угля, кожи, металла и других грузов, необходимых для предприятий тяжелой промышленности.

Украина имеет сравнительно густую, равномерную сеть автомобильных путей с твердым покрытием. По ее территории проходят важные автомагистрали международного и государственного значения, в частности Москва — Киев, Москва — Харьков — Симферополь, Одесса — Киев — Санкт-Петербург, Киев — Днепропетровск — Донецк и т.п.. Территориальная структура автомобильного транспорта представлена главным образом центрами и узлами автомобильных путей. Значительными узлами с современными большими автовокзалами являются Киев, Харьков, Запорожье, Львов, Житомир, Тернополь, Полтава.

Морской транспорт концентрируется исключительно на юге Украинына побережье Черного и Азовского морей, в так называемом Азово-черно-морском бассейне, который через протоки Босфор и Дарданеллы имеет выход в Мировой океан. Морской транспорт широко используется для международных и внутренних перевозок. Он реализует больше чем половину всех внешнеторговых связей страны и характеризуется высокой эффективностью перевозок сравнительно с другими видами транспорта.

К комплексу морского транспорта принадлежат суда разных типов и назначений, морские пути и порты, судоремонтные предприятия и судоподъемное оборудование, средства связи и электронавигации и т.п..

В структуре морских судов выделяют пассажирские и погрузочно-пассажирские, сухогрузные, наливные, комбинированные, а также рыболовные, служебно-вспомогательные, технические, специального назначения и т.п..

За характером линии перевозок между портами разделяют на грузовые, пассажирские и погрузочно-пассажирские; по назначению — на каботажные (между портами одной страны) и заграничные (между портами разных стран).

Доля грузооборота морского транспорта в общему грузообороте транспортного комплекса Украины составляет 2%.

В Украине насчитывается 31 морской порт. Организационно морские порты Украины объединенные в три морские пароходства: Черноморское, Азовское, Украинское-Дунайское, В состав Черноморского морского пароходства входят морские порты Одесса, Ильичевск, Южный, Белгород-Днестровский, Николаев, Очаков, Херсон, Скадовск, Евпатория, Феодосия. Азовскому морскому пароходству (управления в Мариуполе) подчинены морские порты Мариуполь, Бердянск, Керчь. В состав Украинско-дунайского морского пароходства (управление в Измаиле) входят морские порты Измаил, Килия, Рени. Две международных морских паромных переправы — украинско-болгарская Ильичевск — Варна и украинско-русская Керчь — Тамань.

Речной транспорт осуществляет перевозку грузов и пассажиров преимущественно внутренними водными путями. Эксплуатационная длина речных судоходных путей общего пользования за последние 10 лет сократилась в 1,5 раза и составляет 2,4 тыс. км.

Организационно речной транспорт Украины представлен межотраслевым государственным объединением «Укрречфлот», которое реформировалось в акционерную судоходную компанию, которая состоит из главного предприятия и 290 структурных единиц. Наибольшими механизированными речными портами в Украине с современной техникой являются Киев, Днепропетровск, Днепродзержинск, Запорожье, Херсон, Черкассы, Кременчуг, Николаев.

Трубопроводный транспорт предназначен для транспортирования жидких, газообразных или твердых продуктов трубами на значительные расстояния. Трубопроводный транспорт подразделяют на магистральный (общего пользования) и технологический. Магистральный объединяет магистральные нефте-, нефтопродукто-, газопроводы и отводы от них, а также магистральные водоводы, предназначенные для транспортирования воды на большие расстояния. К технологическому транспорту принадлежат этилено-, аммиако-, углепроводы, пневмоконтейнерные линии и т.п..

Длина трубопроводов общего пользования в Украине составляет 43 тыс. км, или 71 км на 1 тыс. км2 территории страны.

Авиационный транспорт осуществляет скоростные перевозки пассажиров, почты и грузов на внутренних и международных воздушных линиях. Большое значение авиационный транспорт имеет в проведении сельскохозяйственных работ, борьбе с лесными пожарами, в службе наблюдения и т.п.. Основное преимущество авиационного транспорта — скорость и, как следствие, значительная экономия времени.

Организационно авиационный транспорт Украины объединен в «Авиалинии Украины», к которым принадлежит 27 авиаотрядов, 105 аэропортов, а также предприятия для ремонта авиационной техники.

Для воздушных перевозок Украины характерна большая по сравнению с другими видами транспорта сезонная неравномерность. Их объем возрастает, начиная с апреля до августа включительно. Среднее расстояние авиаперевозок превышает 1 тыс. км.

Воздушные маршруты соединяют Киев с аэропортами стран Западной Европы и Ближнего Востока. Наибольший объем перевозок осуществляется с Франкфуртом, Дюссельдорфом, Веной, Лондоном, Тель-Авивом. В Украине довольно разветвленная сеть аэропортов. Различают магистральные и местные аэропорты. Магистральные обслуживают преимущественно областные центры и Киев, а также большие промышленные города и населенные пункты, расположенные в точках сечения авиационных линий. Местные аэропорты обеспечивают воздушную связь между населенными пунктами областного подчинения и областными центрами.

Крупнейшие аэропорты: Киев (Борисполь), Харьков, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Винница, Львов, Луганск, Запорожье, Симферополь, Черновцы, Херсон, Николаев, Ивано-Франковск.

4. Социальная структура населения Украины

Социальная структура населения это система разнообразных видов сообществ (классовых, имущественных, профессиональных) и связей между ними.

В анализе социального состава населения различают основные и не основные классы, группы и слои внутри классов, а также прослойки между ними. Одни исследователи определяют социальную группу, класс на основании дохода, имущественного состояния, профессии или рода занятий, образования и т.п. Другие относят к определенному классу, группы тех людей, которые самостоятельно причисляют себя к ним, независимо от социально-экономических показателей, которые определяют их социальное положение.

Непременным элементом социальной структуры любого общества являются промежуточные, средние слои населения. Социальные группы, которые претендуют на включение в средний класс, в Украине могут составлять значительную часть населения. Это высококвалифицированные рабочие, инженерно-технические работники, служащие, интеллигенция и т.п..

Наибольшую долю в социальном составе населения Украины составляют рабочие, инженерно-техническая, научно-техническая интеллигенция и крестьянство. В условиях перехода к рынку особое место заняли бюрократия, представители торгового капитала, предприниматели, кооператоры, занятые в малых и крупных предприятиях, акционерных и других структурах. Большая социальная группа — это интеллигенция и квалифицированные служащие с фиксированными доходами — врачи, учителя, работники учреждений культуры, подавляющее большинство научных работников. В отдельности следует выделить хозяйственных руководителей (технократию), политическую элиту и духовенство, представителей «теневого» бизнеса, деклассированные элементы (люмпены).

Перестройка социальной структуры населения происходит по счет изменения соотношения между численностью лиц, занятых физическим и умственным трудом, а также изменений в профессиональной структуре населения. Под занятием следует понимать конкретную работу на предприятиях, в учреждениях, организациях, кооперативах или в батрачестве у частных лиц, а не профессию или специальность, полученную в учебном заведении. При этом относительно служащих учитывают, как правило, должность, которую они занимают, а относительно рабочих — выполняемую работу.

Территориальные отличия в социальном составе населения сводятся в основном к соотношению численности рабочих, служащих и крестьян в отдельных регионах. Они зависят от хозяйственной специализации отдельных территорий. Ведущая роль в формировании территориальной организации трудовых ресурсов принадлежит развитию территориально-отраслевой структуры хозяйственного комплекса.

Рост производственного потенциала страны количественно и качественно формирует потребность в рабочей силе. Соответственно развиваются типы расселения: сокращается численность сельского населения, создаются городские агломерации, растут малые и средние города, изменяется и естественная среда проживания населения. Все это влияет на характер воспроизведения трудовых ресурсов.

Существование форм территориальной организации трудовых ресурсов обеспечивается функционированием трудоресурсного потенциала с присущими ему количественными и качественными характеристиками.

Трудоресурсный потенциал характеризуется численностью трудовых ресурсов, их половозрастной структурой, уровнем образования и профессионально-квалифицированного труда, фондом рабочего времени, состоянием здоровья, уровнем дисциплины и другими социально-экономическими факторами.

На уровень трудоспособности потенциала значительное влияние имеет половозрастная структура населения. Так, затраты мужского труда на работах, которые требуют значительной физической силы, будут более эффективными по сравнению с такими же по количеству и времени затратами женского труда. Тем более что есть ряд производств (часовое, электроламповое, приборостроительное), где женский труд более продуктивен, чем мужской.

Термин «трудовые ресурсы» употребляется в мировой практике редко, чаще используется понятие «экономически активное население».

Экономически активное население – население обоих полов в возрасте от 15 до 70 лет, занятое экономической деятельностью, которая приносит доход.

Трудовые ресурсы часть населения страны, которая имеет соответствующее физическое развитие, знания и практический опыт труда, которые потенциально могут быть использованы в общественном хозяйстве.

К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников. В Украине к трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте (мужчины до 60 лет и старше, женщины — до 55 лет и старше, а также подростки в возрасте до 16 лет, которые работают). Преобладающую часть трудовых ресурсов страны составляет население в трудоспособном возрасте. В составе работников за пределами трудоспособного возраста свыше 4/5 приходится на пенсионеров. Степень их участия в общественном производстве связана с потребностями общественного хозяйства в рабочей силе.

В период перехода к рынку в общественном хозяйстве возникли новые формы занятости населения. Это добровольный выбор деятельности, самостоятельное обеспечение работой, индивидуальная трудовая деятельность, предпринимательство,

Региональная и отраслевая формы занятости населения предусматривают распределение и перераспределение трудовых ресурсов между сферами производства, областями общественного хозяйства и регионами. Региональная форма занятости предусматривает добровольное переселение граждан при определении приоритетного развития регионов и создания государственных служб и фондов содействия занятости.

Особенности формирования рынка труда и экономического механизма государственного регулирования занятости населения обусловлены ограниченностью его мобильности, неравномерным расселением и отношением к частной собственности на землю и средства производства.

Уровень эффективности формы занятости трудоспособного населения определяется отношением численности работающих на производстве к общей численности трудоспособного населения. Особенности определения уровня разных форм занятости обуславливаются социальными, экономическими, отраслевыми и региональными аспектами, поскольку в условиях рыночного отношения активизируется такой фактор, как конкурентоспособность отдельных слоев населения на рынке труда.

Занятыми считаются лица в возрасте от 15 до 70 лет, которые работали хотя бы один час на протяжении недели, или лица, временно отсутствовавшие на рабочем месте, но формально его имели.

Уровень экономической активности населения – это отношение в % количества занятого населения к количеству всего населения определенного возраста.

Безработными по методологии МОТ считаются лица в возрасте от 15 до 70 лет, которые удовлетворяют трем условиям:

не имели работы,

активно искали работу

на протяжении ближайших двух недель готовы были приступить к работе.

Уровень безработицы по методологии МОТ – отношение количества безработных к трудоспособного возраста к экономически активному населению этого же возраста.

Уровень безработицы (укр) – отношение количества безработных, зарегистрированных в государственной службе занятости, к количеству населения трудоспособного возраста.

5. Формирование региональных рынков труда

Под рынком труда понимают определенную форму отношений, которые отражают содержание и баланс интересов между субъектами рынка: работодателями, работниками и государством.

Рынок труда это динамическая форма отношений, которая постоянно развивается и изменяется, в результате чего изменяются требования и круг проблем, связанных с интересами нанимаемой рабочей силы, нанимателей, предпринимателей и посредников-профсоюзов.

Территориальная структура рынка труда является довольно сложной пространственной системой, которая состоит из локального, регионального, национального и мирового рынков. Каждый из выделенных в этой иерархии рынков характеризуется определенными параметрами, которые отражают специфику отношений, которые возникают между основными субъектами рынка.

В мировой практике наиболее известными моделями рынка рабочей силы являются американская и шведская.

Модель рынка рабочей силы в США специфична. Американскому рынку присуща высокая территориальная мобильность населения. Свыше 6% работников ежегодно перемещается в другие регионы, а каждый десятый меняет профессию, в особенности молодежь.

Шведская модель направлена на регулирование занятости, обеспечение социальной защиты и гарантий. Активная политика занятости реализуется как через профессиональную подготовку рабочих, так и благодаря созданию новых рабочих мест. На решение этих проблем расходуются значительные средства. Вместо затрат на поддержку безработных политика направлена на усиление конкурентоспособности каждого работника, который попадает на рынок труда. Преимущественно это приобретение другой профессии или другой специальности.

Особенность активной политики в вопросах занятости в Швеции состоит в предотвращении безработицы, то есть, образно говоря, не в лечении «болезни», а в ее предупреждении. Главной целью является возвращение безработного человека к труду, еще лучше — недопущение его увольнения. В результате уровень безработицы в этой стране значительно ниже по сравнению с другими государствами.

Процесс формирования региональных рынков труда Украины определяется накопленным здесь производственно-ресурсным и социальным потенциалом, темпами реформирования экономики регионов, их природно-географическими условиями.

Сбалансированное состояние рынков труда предусматривает:

динамическое соответствие между предложением рабочей силы и потребностями в ресурсах труда, расположенных на данной территории субъектов хозяйствования разных форм собственности;

высокопроизводительную занятость трудоспособного населения;

минимальный уровень скрытой и социально принятой границы явной региональной безработицы.

Экономическая емкость регионального рынка труда в значительной мере зависит от реальной потребности в рабочей силе субъектов хозяйствования разных форм собственности, размещенных на этой территории. Она может быть определена по  формуле:

Рт= Т1+Т2+Т3-В,

где Рт экономическая емкость регионального рынка труда;

Т1 объем практического трудоустройства на действующих рабочих местах во всех секторах и областях экономики региона на начало прогнозного периода;

Т2 - объем возможного трудоустройства на свободные рабочие места (вакантные должности) в соответствии с их наличием на начало прогнозного периода;

Т3, ожидаемые объемы трудоустройства на вновь образованных рабочих местах, введенных в течение прогнозного периода;

В реальное высвобождение рабочей силы, которое сопровождается ликвидацией рабочих мест.

Существенная структурная и организационная разбалансированность присущий рынкам труда Волынской, Житомирской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской, Ровенской, Тернопольской областей, их доля в территориальной структуре занятости населения достигает 20%. При этом на них приходится третья часть общей численности зарегистрированных безработных.

Наибольшая степень разбалансированности между зарегистрированной потребностью в рабочей силе и ее предложением наблюдается в Ивано-Франковской, Закарпатской и Волынской областях.

На конец 2009 г. уровень безработицы в Украине составлял 8,8%. Наибольший уровень безработицы населения (свыше 10%) наблюдался в Винницкой, Житомирской, Полтавской, Ровенской, Сумской, Тернопольской, Черкасской и Черниговской областях.

Стабилизация сферы деятельности, расширение емкости региональных рынков труда в особенности актуальны для территорий приоритетного экономического развития, к которым, в частности, относятся:

регионы, где сформировались существенные диспропорции между сферами прикладывания женского и мужского труда;

сельские и горные районы западной части Украины, а также отдельные районы Одесской области, где наблюдается излишек трудовых ресурсов;

регионы размещения населения, отселенного из радиоактивно загрязненных территорий;

регионы ожидаемого  сокращения объемов производства и масштабного высвобождения работников, обусловленного закрытием производственных объектов, исчерпанием производственных сырьевых ресурсов и т.п.

В целом в Украине на протяжении 2006-2009 гг уровень безработицы вырос с 6,8 до 8,8%. Современная теория занятости определяет норму на уровне 5-6%.

Значительную угрозу составляет масштабная скрытая безработица. При сокращении собственных финансовых ресурсов предприятия не в возможности удерживать избыточное количество работников.

На рынке работы в Украине приобрела распространения нерегламентированная занятость в форме дополнительной незарегистрированной и скрытой от налогообложения занятости. Экспертные оценки и выборочные обследования больших городов и пограничных регионов свидетельствуют о том, что около 40% молодежи занимается незарегистрированной деятельностью. Приблизительно 2,5 млн человек заняты в теневой экономике, которая является для них основным источником доходов. В результате бюджет теряет значительные поступления и дополнительные возможности финансирования социальных программ.

В регионах Украины наблюдаются сдвиги в экономической базе территориального развития, неадекватные изменениям в объемах производства и темпам формирования основного резервного сегмента рынка труда контингенту высвобожденных работников. С его помощью в рыночной системе хозяйствования обеспечивается перераспределение рабочей силы в пользу наиболее перспективных сфер хозяйствования и таким образом совершенствуется структура занятости населения.

Областям производственной сферы Украины присущ высокий уровень срабатывания основных производственных фондов и низкие показатели их обновления. Постоянное снижение коэффициента убытия физически изношенного и морально устаревшего оборудования выступает одним из довольно мощных экономических факторов, который противодействует высвобождению работников и удерживает рабочую силу на низкопродуктивных рабочих местах. На этой основе формируется и скрытая безработица в ожидании на радикальное обновление производственного потенциала областей экономики из-за благоприятных инвестиционных условий.

Резко изменилась общая ситуация с обеспечением трудовыми ресурсами и дополнительным спросом на них в регионах, которые традиционно характеризовались как большая зона тяготения наиболее мобильной части рабочей силы.

Это касается, прежде всего индустриальных центров Донбасса и Приднепровье, мощный производственный потенциал которых формировал широкий территориальный обмен рабочей силой, ориентируясь в значительной мере на внешние источники пополнения состава занятых на территории работников.

По показателям движения рабочей силы на рынке труда группу с крайне неблагоприятными условиями образовывают Карпатский, Причерноморский экономические регионы и Автономная Республика Крым. Их доля в региональной структуре совокупного предложения рабочей силы в 1,4-1,6 раза превышает соответствующие структурные показатели потребности в рабочей силе. Ухудшение условий занятости население этих регионов отражается в низком уровне трудоустройства лиц (в особенности женщин).

В полесских областях незначительное превышение структурных показателей спроса над предложением рабочей силы объединяется с высокой долей ожидаемого высвобождения. При нестабильной экономической ситуации это угрожает резким ухудшением условий занятости в случае сокращения или полной ликвидации рабочих мест, чем может сопровождаться процесс реального высвобождения рабочей силы.

6. Регулирование региональных рынков труда

Регулирование рынка труда может быть органически связано с комплексом системных преобразований, которые стимулируют экономический рост. В связи с этим возникает две группы проблем:

первая — общее оживление экономической ситуации и инвестиционной активности капитала, который будет оказывать содействие развитию системы рабочих мест и возрастанию потребности в рабочей силе;

вторая — повышение потребительского спроса населения вследствие совершенствования системы распределительных отношений, увеличения возможностей для получения дополнительных доходов. Все мероприятия государственного регулирования рынка труда, сориентированные на решение этих проблем, могут быть классифицированы по направленности, характеру, объектам влияния и источникам финансирования.

В мировой практике распространены следующие методы административного регулирования занятости:

увольнение временных работников;

«заморозка» найма;

временный или окончательный отказ от политики резервирования рабочих мест для выпускников учебных заведений;

стимулирование преждевременного и своевременного выхода на пенсию или увольнение по собственному желанию;

политика прямых увольнений.

Выбор совокупности наиболее приемлемых методов регулирования занятости зависит от конкретной ситуации, которая складывается на локальном рынке труда. При этом учитываются интересы определенных территорий, отдельных областей и предприятий относительно уровня и усиления государственного вмешательства в эти процессы путем согласования интересов субъектов рынка разных иерархических уровней. В целом выбор оптимальной политики регулирования рынка труда определяется следующими условиями и факторами:

инвестиционным потенциалом, его воспроизведенной структурой;

совокупностью рабочих мест и изменениями в их составе под влиянием банкротств, демонополизации производства, приватизации собственности;

демографическими условиями и характером пополнения трудоспособного населения, занятого в экономике и незанятого, которое стремится работать;

фондом жизненных благ и уровнем денежных доходов нанимаемого работника;

качественным составом рабочей силы, финансовыми возможностями общества, отдельных субъектов хозяйствования обеспечить возрастание профессионально-квалификационного уровня рабочей силы.

Реальная величина стоимости рабочей силы и ее динамика складывается под влиянием комплекса факторов, взаимодействие которых формирует две противоположных тенденции.

Первая состоит в возрастании стоимости рабочей силы вследствие повышения интенсивности работы, объективного расширения потребностей работников в потребительских товарах и услугах, равные просвещения и квалификации. В связи с этим увеличиваются общественное необходимые затраты на повышение профессионально-образовательного уровня рабочей силы и приведение его в соответствие с требованиями обновленной материально-технической базы производства.

Вторая — это снижение стоимости рабочей силы под влиянием возрастания общественной производительности труда. Учитывая направления действия факторов, которые определяют динамику цены рабочей силы, можно сделать вывод, что в экономике Украины сформировались тенденции, прямо противоположные мировым.

В экономически развитых странах высокая стоимость рабочей силы и соответствующее качество ее рассматриваются как главная предпосылка достижения интенсивного типа развития. В связи с этим постоянно обеспечиваются опережающие темпы возрастания вложений в рабочую силу по сравнению с затратами на основной капитал.

Так, в Японии в начале ХХ лет – единица капиталовложений стоила в 2,4 раза дороже, чем в середине 80-х годов. Цена же рабочей силы за этот период выросла в 15,6 раза (в текущих ценах).

В США затраты на воспроизведение рабочей силы увеличились в 5,3 раза, а на воспроизведение основного капитала в 3,7 (в постоянных ценах), расходы на науку — в 13 раз.

На основе общих черт, доминантных тенденций и отличий региональных рынков труда осуществляется их структуризация. Она опирается на оценки демоэкономического и социально-экономического режимов регионального воспроизведения рабочей силы, а также на информацию об интенсивности территориального движения рабочей силы, соотношения численности зарегистрированных безработных и количества свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Выделяется пять типов региональных рынков труда Украины.

Первый тип имеет четко очерченные признаки трудодепрессивности как в промышленном, так и в аграрном секторах экономики и те самим формирует экстремальные условия воспроизведения рабочей силы. Его образовывают области с низким уровнем индустриального развития: Волынская, Житомирская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая и Черниговская. Для них характерна чрезвычайно низкая мобильность рабочей силы. Причины такого состояния рынка труда этих областей довольно неоднородны. Это требует дифференцированных мероприятий по его преодолению.

Для региональных рынков этого типа эффективным методом преодоления деструктивных процессов является прямое регулирование путем разработки и реализации государственных программ развития этих территорий с четким определением источников пополнения финансовых ресурсов, предназначенных сугубо для накопления. Региональные рынки этого типа требуют режимов льготного кредитования и налогообложения, предоставления субвенций и преференций, создания и реализации региональных инвестиционных программ в тесной взаимосвязи с вопросами реорганизации действующих производств и создания новых.

Второй тип региональных рынков приближается к первому, однако признаки депрессивности и застойности недостаточно четко прослеживаются. Для него характерны более низкие темпы падения объемов промышленного производства и более существенные изменения в структуре. К этому типу относят Винницкую, Киевскую, Кировоградскую, Львовскую, Сумскую, Полтавскую, Черкасскую и Черновицкую области.

Для рынка второго типа первоочередное значение приобретают стабилизация сельскохозяйственного производства и связанных с ним перерабатывающих производств, развитие социальной инфраструктуры села с помощью прямых государственных инвестиций, обеспечение эквивалентного товарообмена между городом и селом. При условии реализации этих мероприятий будет возрастать уровень удовлетворения бытовых и культурно-образовательных потребностей сельского населения. Это в свою очередь будет противодействовать миграционному оттоку трудоспособного населения и в значительной мере будет нормализовать демоэкономические процессы на этих территориях.

Третий тип формируют индустриальные области Днепропетровская, Донецкая и Луганская с довольно высокомобильной рабочей силой и глубоко кризисным состоянием всей сферы приложения труда вследствие его высокой зависимости от экономического состояния сфер добывающей и тяжелой промышленности. Эти области имеют значительный компенсационный потенциал, способный радикально улучшить ситуацию в сфере занятости населения.

Развитие региональных рынков третьего типа возможный лишь на основе структурной реорганизации промышленного комплекса и ускорении развития объектов социальной инфраструктуры. В контексте этого направления следует определить экономически целесообразные объемы производства областей добывающей и тяжелой индустрии с учетом их экспортного потенциала. Это станет основанием для оптимизации численности занятых в этой сфере и определения возможных масштабов перераспределения их в пользу недостаточно развитой сферы обслуживания населения региона.

Четвертый тип региональных рынков труда охватывает Запорожскую, Харьковскую области и г. Киев. Характерными для него являются интенсивное движение рабочей силы, достаточное предложение и трудоустройство населения, высокая трудоемкость рынка труда. Формирование явной безработицы в таких условиях свидетельствует о том, что главной ее причиной является несовпадение качественных характеристик рабочей силы с требованиями к ней субъектов хозяйствования разных форм собственности.

Этот тип региональных рынков работы формируется промышленными центрами, в которых развитие рыночной инфраструктуры негосударственного сектора экономики и распространение нерегламентированной деятельности население смягчают ситуацию на официальной части рынка труда. Общее улучшение ситуации на региональных рынках труда этого типа связано с формированием финансово-промышленных групп, которые объединяют предприятия разных областей, банковские и финансовые учреждения, научно-исследовательские организации с целью создания конечных видов конкурентоспособной продукции благодаря мобилизации финансовых ресурсов в инвестиционных фондах.

Пятый тип региональных рынков труда образовывают причерноморские области Одесская, Херсонская, Николаевская и Автономная Республика Крым с высокой ориентацией трудоспособного населения на разные формы самостоятельной занятости в сфере как официальной, так и неофициальной экономики.

Перспективы сбалансированного развития региональных рынков пятого типа в значительной мере определяются созданием экономических предпосылок и максимально полным использованием ориентации населения на самостоятельную занятость в разных сферах хозяйствования. Это будет содействовать развитию малого и среднего предпринимательства, без которых невозможны гибкость и высокая емкость рынка труда. Дополнительно стимулируя фермерство, надомную работу, мелкие ремесла в сфере производства и услуг вследствие политики их инвестирования и кредитования, целесообразно ограничить самозанятость в неофициальном секторе экономики с помощью разработки соответствующих нормативно-правовых документов.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83159. Финансы и финансовая система Российской Федерации 90.6 KB
  Финансовая система Российской Федерации. Финансовая политика Российской федерации Выводы Введение Актуальность данной темы обусловлено тем что финансовая система является основой обеспечения государственного суверенитета безопасности и развития страны а финансовые показатели являются основой для оценки эффективности государственной экономической политики. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: изучить сущность и признаки финансов выявить функции финансов и роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства...
83161. Статистико-экономический анализ трудовых ресурсов 142.12 KB
  Решение всего комплекса экономических и социальных задач развития производительных сил и совершенствования производственных отношений требует последовательного и неуклонного повышения эффективности труда всех занятых в общественном производстве.
83162. Разработка технологического процесса перевозки промышленных грузов 136.33 KB
  Кроме того, при транспортировке угля необходимо учитывать влажность воздуха, а также обеспечить защиту груза от сырости и влаги. Поэтому, рекомендуется, чтобы перевозка угля осуществлялась в самосвальных полуприцепах. Самосвальный полуприцеп используется для транспортировки сыпучих грузов низкой плотности...
83164. Обзор средств создания интерактивных трехмерных объектов в веб- и мультимедиа-среде 4.58 MB
  Попытки создания систем такого рода были. Но их постигали коммерческие неудачи. Причинами которых можно считать то, что изначально ставились технологические, а не маркетинговые задачи. Разработчики стремились удовлетворить собственные амбиции и любопытство и не думали о целесообразности, о прикладном применении дальше.
83165. ОЦІНКА АДЕКВАТНОСТІ І ТОЧНОСТІ ТРЕНДОВИХ МОДЕЛЕЙ 333 KB
  Перевірки адекватності Гаусової моделі. Перевірка адекватності моделі. Тому завдання попереднього вивчення і створення математичної моделі обєктів стало однією з центральних задач оптимального керування. Ідентифікація є процесом побудови математичної моделі обєкта адекватній обєктові з точністю до заданого критерію.
83166. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 200 KB
  Целью курсовой работы является изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства, проанализировать на примере деятельность предприятия в данной области бухгалтерского и финансового учета.
83167. Определение доходов и расходов. Их состав и классификация 160 KB
  Уверенность в этом возникает в случае если организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива; право собственности владения пользования и распоряжения на продукцию товар перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком услуга оказана...