98498

Теоретическое обоснование «экономических чудес» ФРГ и Японии

Реферат

Мировая экономика и международное право

В первую очередь хочется сказать, что изучение опыта других государств является очень необходимым и важным фактором при решении нынешних экономических проблем в России. Ведь не зря говорят, что нужно учиться на чужих ошибках, а в нашем случае нужно учиться на чужих успехах.

Русский

2015-11-03

41.87 KB

0 чел.

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –

Высшая школа экономики

Факультет мировой экономики и мировой политики

Реферат

по дисциплине

«История экономических учений»
на тему

«Теоретическое обоснование «экономических чудес» ФРГ и Японии»

                                                                                               Выполнила студентка

165 группы 1 курса

Мифтахутдинова Эльвира Кияметдиновна

                                           Проверил

профессор НИУ ВШЭ, доктор наук, Гребнев Леонид Сергеевич

Москва

2013


Оглавление

Введение 3

Глава1  Явление «экономического чуда»                                                                                                                  4

Глава 2 «Экономическое чудо» в Германии                                                                                                      5                                                                        

Глава 3 «Экономическое чудо» в Японии                                                                                                           8

Глава 4 Общие выводы «экономических чудес» в ФРГ и Японии                                                 10

Заключение  11

Список литературы                                                                                                                    12   

   

Введение

Для написания своего реферата я выбрала тему «Теоретическое обоснование «экономических чудес» ФРГ и Японии». В первую очередь хочется сказать, что изучение опыта других государств является очень необходимым и важным фактором при решении нынешних экономических проблем в России. Ведь не зря говорят, что нужно учиться на чужих ошибках, а в нашем случае нужно учиться на чужих успехах. Поэтому я считаю свою тему актуальной, полезной для исследования, которая поможет лучше понять причины бурного экономического роста в кратчайшие сроки в двух странах.

В своей работе я постараюсь последовательно исследовать возникновение «экономического чуда» на примере ФРГ и Японии, выявить схожести и различия в реформах для осуществления этого самого «чуда».

Я изучила несколько источников для написания своего реферата. Одним из основных является книга доктора экономических наук Л.П.Ночевкиной. В своей книге она исследует «экономическое чудо» каждой страны отдельно, подробно объясняя, как именно принимаемые тогда реформы, влияли на экономику страны, социальную и политическую сферы. Чтобы лучше понять экономику этих стран, я немного изучила ее до прихода «чуда», пользуясь такими книгами, как «Экономика ФРГ» Б.Е.Зарицкого и «Японская экономическая модель» М.Портера, Х.Такеути, М.Сакакибара. Так же мной были использованы статьи, которые будут оговорены позже.

Глава 1.

Хотелось бы начать с определения термина «экономическое чудо». Вообще, этот термин начал использоваться за рубежом с 60-х гг. прошлого столетия. А в России он стал применяться после распада Советского Союза. Считается, что не существует четкого определения «экономического чуда», так как его изучали в отдельно взятых странах, не рассматривая в мировом масштабе.

«На наш взгляд, «экономическое чудо» - результат такой реконструкции экономической системы государства, которая позволяет ему за относительно короткий временной интервал подняться на новую ступень развития, характеризующуюся стабильно высокими экономическими показателями».2 

Среднегодовой рост ВВП, который должен превышать мировые показатели примерно в 1,5 раза, является одним из условий «экономического чуда». Также деятельность ТНК была одним из главных факторов экономического роста. Именно научно-технический прогресс обеспечивал огромный рост производства товаров и услуг. Благодаря увеличению производства углублялась его специализация, значение рынка повышалось, обмен товарами становился легче.

Не нужно забывать и еще про один фактор экономического роста – государственная политика. Государству необходимо было вмешиваться в экономические процессы, так как частный сектор не мог уследить за всем, что происходило в государстве. Государство должно было контролировать и развивать такие сферы социальной и экономической жизни, как образование, медицина, транспорт, связь, науку. Переход к рыночному хозяйствованию не означал полное отчуждение государства от экономической сферы. Скорее, наоборот, вмешательство государства необходимо в качестве созидателя общественных благ.

Явление «экономического чуда» было и происходит в 13 странах, но не единовременно, а в разные периоды. Итак, в список стран с «экономическим чудом» входят: Германия, Италия, Япония, Ю.Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Бразилия, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Малайзия, Китай. Но пионерами «экономического чуда» можно назвать ФРГ и Японию. Эти государства смогли восстановить экономику, разрушенную во время Второй мировой войны, а также занять лидирующие позиции в мировом масштабе. Поэтому давайте остановимся на этих странах и рассмотрим их подробно.


Глава 2.

Несмотря на то, что я в свое время не имел

возможности охватить точными расчетами

переход от принудительного к социальному

рыночному хозяйству,… я был тем не менее

непоколебимо убежден в правильности

этого пути.

Л.Эрхард, 1957

Попробуем оценить ситуацию ФРГ после войны. Германия была в состоянии полной разрухи. Люди уходили в спекуляцию, так как предприятия бездействовали; продовольствия и топлива было недостаточно; был большой приток беженцев (примерно 12 млн человек). И всю эту безвыходную ситуацию нужно было кому-то решать. «В течение короткого времени американские эксперты совместно с немецкими экономистами подготовили проект реформ, доработанный затем группой немецких специалистов во главе с Людвигом Эрхардом, ставшим с 1949 года министром экономики, а позднее – канцлером ФРГ»3.

Одним из первых важных решений была денежная реформа. Это был закон о запрете сведения государственного бюджета с дефицитом. «Реформаторы твердо стояли на той позиции, что деньги только тогда могут служить инструментом, стимулирующим рост производства, когда их надо зарабатывать, а не раздавать»4. 20 июня 1948 года старая рейхсмарка была упразднена, появилась новая денежная единица – «дойче марка». Немцы, проживающие в Западной Германии, получили выплату в размере 40 новых марок. Половину наличности и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Целью этой реформы было обеспечение финансовой стабильности и ограничение обесцененной денежной массы. Людям предлагали сверхурочную работу, оплата за которую не облагалась подоходным налогом. Конечно же, никого не принуждали работать дополнительно. Люди сами поверили в то, что есть возможность заработать себе на жизнь.

Государство взяло на себя обустройство беженцев. В 1949 году появился «Закон об оказании немедленной помощи» беженцам, а в 1952 году его заменил «Закон о выравнивании тягот». Суть этого заключалась в том, что «физические и юридические лица, сохранившие по состоянию на 26 июня 1948 года свое имущество, должны были в течение 30 лет выплачивать с 50 % своего имущества ежеквартальные взносы»5. Для Западной Германии беженцы были притоком дополнительных необходимых квалифицированных рабочих рук, которые притом довольствовались низкой заработной платой. Этот приток беженцев дал мощный импульс для развития промышленности стройматериалов, пищевой и легкой промышленности.

В 1950 году население ФРГ составляло 50,3 млн человек, не хватало примерно 5 млн квартир. Был принят ряд законов для решения жилищной проблемы. Строились социальные квартиры. Для строительства 16,8 млн новых квартир было выделено 200 млрд марок. Также немаловажную роль сыграли жилищные товарищества. Стоит упомянуть и о солидарности, готовности людей помогать друг другу. Соседи во многом помогали друг другу, это поднимало общий дух и давало надежду на хорошее будущее.

«Активные действия государства привели к бурному развитию экономики ФРГ. Промышленное производство 1952-го и 1953 годов ознаменовалось непрерывным ростом (16% в 1955 г.). Общий доход народных масс увеличился. Месячный экспорт поднялся с 300 млн марок в 1949-м до почти 3 млрд в 1955 году»6.

Также положительным фактором была помощь со стороны США. С 1948 по 1952 гг. объем поставок по «плану Маршалла» составил 12,4 млрд долл. (около 65 млрд долл. в ценах 1989 г.). Западная Германия получила более 10 % от этой суммы. Это была немалая сумма, но все же ее было недостаточно для восстановления разрушенного войной хозяйства. Огромный плюс был в том, что эта помощь предоставлялась в форме товарных поставок в виде производственного оборудования и кредитов для подъема добычи угля, налаживания энергоснабжения. Кредиты были выделены под 2,5% на 35 лет с уплатой после 1952 г. Также в Германию поставлялись продовольствие, семена, удобрения. Германские импортеры переводили средства от реализации поставок на «эквивалентные счета», при помощи которых были созданы «чрезвычайные фонды». Небольшие средства из этого фонда были первоначальным толчком для развития частного предпринимательства. Тем самым, правительство показывало интерес в развитии частного сектора.

Довольно быстро удалось развить собственные внутренние ресурсы со свободным конкурентным рынком и твердым государственным регулированием одновременно. Государство контролировало цены и доступ к рынку в таких отраслях, как сельское хозяйство, транспорт, жилищное строительство, каменноугольная и металлургическая промышленность. Также государство субсидировало слабые предприятия.

Немаловажно то, что шло сокращение импорта продовольственных и сырьевых товаров и увеличение удельного веса готовой продукции. Снизилась зависимость ФРГ от ввоза сельскохозяйственных товаров. «Крупнейшими рынками сбыта германских товаров в Западной Европе в 1960 году стали Франция (9%), Голландия (8,8%), Швейцария (6,3%), Бельгия и Люксембург (6%), Италия (5,9%), Швеция (5,4%), Австрия (5,1%), Англия (4,5%)»7.

«Закон о пересмотре балансов акционерных обществ» 1949 г. переоценивал основные средства предприятий. Во время войны огромные прибыли укрывались, поэтому действующий капитал был намного больше, чем обозначенный в балансе. А этот новый закон позволял оценивать его по реальной стоимости.

К концу 50-х – началу 60-х годов Германия очень сильно изменилась. Около 8 млн семей переселились в новые дома и квартиры; качественно улучшилось питание; в каждой третьей семье появился телевизор, в каждой второй – холодильник, в каждой четвертой – стиральная машина; 27% семей к 1962 году имели свой автомобиль; десятки и сотни тысяч могли себе позволить поездку за границу.

Выступая в сентябре 1955 года на 10-й ассамблее Международного валютного фонда и Всемирного банка, Эрхард сказал: «Если Федеративная Республика добилась к нынешнему моменту столь очевидного экономического подъема, то только потому, что стремилась решить задачу освобождения от хозяйственной разрухи и нужды посредством либерализации хозяйственной политики, дав простор развернуться хозяйственным силам всего народа»8.

Глава 3.

Размышления о будущем Японии вызывают

тревогу. Между тем Япония не теряет при-

сутствия духа: она хорошо знает, что не по-

гибнет в передрягах экономического и со-

циального кризиса. Самоотверженность,

дисциплина, рвение к работе, изобретатель-

ность японцев победят трудности.

Пьер Гуру, 1953 г.

После войны Япония была в состоянии коллапса: товарный дефицит, распущенная армия, 7 млн беженцев, «черный» рынок, стократный рост цен, возвращающиеся военнопленные, отсутствие сырьевых ресурсов, постоянные демонстрации, остановка работ в шахтах.

Первое время главной заботой было разоружение Японии и контроль над внешней торговлей. Поэтому на какое-то время сохранилось карточное распределение, сокращение импорта и контроль над ценами. Конфискационная денежная реформа 1946 гола не остановила раскручивание инфляции, а наоборот наращивала бюджетный дефицит.

Происходило переоборудование военных предприятий для мирного производства: сначала бытовой техники, а к концу 50-х годов развивались черная металлургия, судостроение, автомобильная промышленность.

Как и в случае с ФРГ Япония тоже не осталась без помощи США. США снабжали продовольствием, сырьем и топливом на сумму 2,2 млрд долл, что намного больше, чем американская помощь ФРГ. После 1962 года эта сумма была возвращена Японией.

Одной из самых эффективных была Земельная реформа. В Японии в основном были мелкие крестьянские угодья до 0,25 га, а размеры рисовых полей превышали(???) четыре сотки. Сами крестьяне не были собственниками, к тому же они должны были брать землю в аренду у помещиков. Первый сценарий реформы американцы посчитали не полезным, а скорее,  наоборот, разрушающим. Поэтому они предложили принять другой закон, по которому небольшая часть земли оставалась у землевладельцев. Также все владельцы, не проживающие на своих землях, должны были продать по ценам ниже рыночных. А те проживающие владельцы, которые сами не обрабатывали земли, должны были продать излишки сверх 1 га. Те, кто сами обрабатывали земли, обязаны были продать по рыночным ценам свыше 3 га, если не смогут доказать, что сами могут эффективно обрабатывать большие территории земель.

Эта аграрная реформа очень сильно изменила экономику крестьянского двора. Теперь весь урожай оставался у крестьянина, а не отдавалась арендатору как до реформы. Это привело к тому, что уже через два года проблема продовольствия была решена.

Перед Японией стояла немаловажная задача создания рыночной конкурентной среды. Был принят Антимонопольный закон, большие компании раздроблены, концерны распущены, а их имущество разделили в форме акций с низким номиналом. Был введен единый твердый курс девальвированной иены по отношению к доллару. Появился официальный курс, который составлял 360 иен за доллар. Эти методы помогли сбалансировать бюджет уже в первый год.

Налоговая реформа проводилась американскими экспертами во главе с Карлом Шоупом, профессором Колумбийского университета. Новая система была ориентирована на прямое налогообложение. Подоходный налог взимался вычетом из заработной платы и жалованья. Также каждый гражданин обязан был определить свой налог по итогам гола, заполнив налоговую декларацию. Но ушло более 10 лет, чтобы эта система стала эффективной. К концу 80-х годов в Японии доля косвенных налогов возросла, но все-таки была ниже, чем в других странах.

Япония также настояла на проведении административной реформы. Государственный аппарат Японии считается самым маленьким, но, тем не менее, он сокращался. Должен был быть разработан строгий кодекс поведения государственных служащих, даже не смотря на то, что династия государственных чиновников с давних пор занимает привилегированное положение. Но из-за скандалов, связанных с коррупцией, их авторитет подорвался. Сокращение государственного аппарата требовалось еще и потому, что роль государства в экономике ослабевала, поэтому меньше людей нужны были для этой работы.

Глава 4.

Подводя итоги «экономических чудес» в двух государствах, можно сказать, что прежде чем прийти к процветанию, народу этих стран пришлось очень тяжко. Сначала нужно было претерпеть трудности. Но страдания людей не оказались напрасными, и ФРГ и Японии удалось выбраться из полной разрухи и стать одними из лидирующих стран в мировой экономике.

Не нужно забывать и про помощь со стороны США по отношению к этим двум государствам, но и не только им. Эта помощь была как в виде выдачи кредитов, также привоз продовольствия и других жизненно необходимых товаров. Стоит отметить также, что экономисты США разрабатывали законы и проекты для проведения реформ в ФРГ и Японии. Без их помощи все могло сложиться по-другому.

«Таким образом, при сочетании либеральной рыночной политики там, где она приносила максимум эффекта, и твердой государственной поддержки тех направлений, где рынок и частный капитал не могли справиться в короткие сроки, удалось реализовать главные цели реформы: восстановление экономики и создание основ социального рыночного хозяйства»9.

Заключение

В заключении своего реферата хотелось бы сказать, что мне удалось подробно описать явления «экономических чудес» в двух государствах. Хотелось бы отметить, что рыночные реформы в этих двух странах имели разную продолжительность, но все же цели эти реформы достигали.

Конечно, реформы не всегда удовлетворяли сразу всех, оппозиция находила отрицательные черты этих реформ. Но все же были те, кто боролся за развитие экономики новыми путями, и им удалось не сдаться перед сопротивлением.

Главными условиями свершения этих «экономических чудес» стали:

- напряженный повседневный труд всех без исключения;

- самостоятельность принятия решений при обязательной ответственности за эти решения;

- регулирование государством с политической ответственностью за решения на макроуровне с риском лишиться политической карьеры.

Общей тенденцией являлась постепенная передача ответственности от государства к рыночным структурам. Государство поддерживало конкуренцию, предотвращало появление монополий.

Таким образом, мы видим, что в реформировании двух стран на пути развития были и схожести и различия. Это говорит о том, что для каждого отдельно взятого государства должны быть свои реформы. Нельзя просто брать реформы одной страны и перекладывать их на другую. Сначала нужен глубокий анализ истории экономики данной страны.

Список литературы:

  1.  Ночевкина Л.П. «Будет ли в России «экономическое чудо»? Мировой опыт рыночных реформ». – М.: ООО «Издательство Стрелец», 1999.- 120с.  (Россия: размышления о прошлом и будущем)
  2.  Зарицкий Б.Е. «Экономика ФРГ» : учеб. пособие / Б.Е. Зарицкий. – М. : Магистр, 2009. – 351 с.
  3.  Портер Майкл «Японская экономическая модель : Может ли Япония конкурировать? / Майкл Портер, Хиротака Такеути, Марико Сакакибара ; Пер. с англ. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. – 262 с.
  4.  Родин, В. Wohlstand fur alle (Благосостояние для всех) / В.Родин.- Наш современник.-2006-№8.- с.216-219
  5.  Абдурахманова, З.Т. «О явлении «экономического чуда» в географии мирового хозяйства: этапы и страны»/ З.Т. Абдурахманова.- География в школе, 2003.-№3.- с.60-63

14-1=13 баллов. Неправильно оформлен список литературы.

2 Абдурахманова, З.Т. «О явлении «экономического чуда» в географии мирового хозяйства: этапы и страны»/ З.Т. Абдурахманова.- География в школе, 2003.-№3.- с.60

3 Ночевкина, Л.П. «Будет ли в России «экономическое чудо»?»/ Л.П.Ночевкина, 1999.- с.8

4 Ночевкина, Л.П. «Будет ли в России «экономическое чудо»?»/ Л.П.Ночевкина, 1999.- с.9

5 Родин, В. Wohlstand fur alle (Благосостояние для всех) / В.Родин.- Наш современник.-2006-№8.- с.218

6 Родин, В. Wohlstand fur alle (Благосостояние для всех) / В.Родин.- Наш современник.-2006-№8.- с.218

7 Зарицкий, Б.Е. «Экономика ФРГ»/ Б.Е.Зарицкий, 2009.- с.77

8 Зарицкий, Б.Е. «Экономика ФРГ»/ Б.Е.Зарицкий, 2009.- с.88

9 Ночевкина, Л.П. «Будет ли в России «экономическое чудо»?»/ Л.П.Ночевкина, 1999.- с.18


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30209. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА УСТРОЙСТВО КРОВЛИ ИЗ ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНОЙ ЧЕРЕПИЦЫ. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 1.77 MB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. Анализ состояния качества строительной продукции на современном этапе. Развитие менеджмента качества. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА УСТРОЙСТВО КРОВЛИ ИЗ ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНОЙ ЧЕРЕПИЦЫ
30210. Методика развития прыгучести у юных баскетболистов 366.5 KB
  Для соревновательной двигательной деятельности в баскетболе характерно значительное проявление скоростносиловых качеств. В связи с этим скоростносиловой подготовке баскетболистов уделялось и уделяется много внимания Портнов Ю. Одними из наиболее значимых элементов соревновательной деятельности баскетболиста эффективность выполнения которых прямо зависит от уровня скоростносиловых способностей являются различные виды прыжков. Анализ специальной научнометодической литературы в области баскетбола несмотря на их значительное число...
30211. ПОЛІТИЧНА СКЛАДОВА ДІЯЛЬНОСТІ КАТОЛИЦЬКОЇ ЦЕРКВИ (ХІ – ХV СТ.) ЯК ФУНКЦІЯ ІНСТИТУТУ ЦЕРКВИ 336.5 KB
  Дослідження політичної діяльності католицької церкви у Середньовіччі є актуальним, оскільки саме християнська церква (католицька, православна, протестантська), має великий вплив не лише на духовний стан суспільства, але також на політику світових держав. Минуле, міцно пов’язане з сучасним і майбутнім
30212. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕКТОР В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 1.65 MB
  Муниципальный сектор формируется как структурное подразделение национального хозяйства — единого комплекса взаимосвязей производства, распределения, обмена и потребления. Национальное хозяйство обеспечивает производственное, социальное и духовное развитие общества с учетом исторических, геополитических условий
30213. Проектирование системы видеомониторинга 2.65 MB
  Целью проекта является проектирование системы видеомониторинга с использованием сети провайдера которая позволяет: 1 Распознавать автомобильные номера; 2 Распознавать транспортные средства по следующим типам: легковые грузовые автобусы мотоциклы; 3 Сохранять в архиве снимки транспортных средств и распознанных ГРЗ по каждому идентифицированному транспортному средству; 4 Осуществлять мониторинг дорожной обстановки в режиме реального времени; 5 Отслеживать осуществлять видео и фотофиксацию различных типов нарушений ПДД: движение по...
30214. Исследование новых безуглеродистых коррозионностойких сталей на Fe-Cr-Ni основе с некоторым варьированием дополнительных легирующих элементов, обладающих высокой технологичностью и пластичностью, позволяющей проводить ИПД и сокращать число смягчающих отжи 5.11 MB
  Хром является основным легирующим элементом коррозионно-стойких сталей. Его содержание находится в пределах от 11 до 30 %. С ростом содержания хрома коррозионная стойкость стали растет. Легирование стали хромом приводит к уменьшению склонности аустенитного зерна к росту при нагреве, существенному увеличению ее прокаливаемости, а также к замедлению процесса распада мартенсита
30215. Криминологическая характеристика террористического акта 394 KB
  Состояние и тенденции развития терроризма и террористического акта20082012 год 3. В России в конце XX начале XXI века опасность терроризма как действий направленных на массовые убийства взрывы или поджоги с целью воздействовать на принятие решений органами власти резко возросла. Опасность современного терроризма обусловлена реальной угрозой не только для внутренней но и внешней безопасности государства. № 153ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием...
30216. Психологические особенности, располагающие личность при расторжении брака к девиациям 531.5 KB
  Он позволяет достаточно глубоко проанализировать и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности структуру личности систему правовых норм и характер их взаимодействия а также дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов и выделить его значимые свойства.1 В этой связи актуальность нашей темы состоит в необходимости изучения самого феномена развода а также особенностей личности которые раполагают к девиациям. В юридической психологии представляется весьма продуктивным исследование...