9851

Послевоенные вызовы: начало холодной войны, создание ракетно-ядерного щита в СССР

Реферат

История и СИД

Послевоенные вызовы: начало холодной войны, создание ракетно-ядерного щита в СССР. Окончание Второй мировой войны открыло новую страницу в истории человечества. Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и ее союзников приобрела ...

Русский

2013-03-17

22.92 KB

32 чел.

Послевоенные вызовы: начало холодной войны, создание ракетно-ядерного щита в СССР.

Окончание Второй мировой войны открыло новую страницу в истории человечества. Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и ее союзников приобрела новые центры влияния, мир становился все более биполярным. В расстановке сил Запад-Восток главная роль принадлежала теперь США и СССР. Советский Союз не только вышел из международной изоляции, но и приобрел статус ведущей мировой державы. США, пострадавшие меньше других участников военного конфликта, после войны стали играть роль «первой скрипки» в международных делах. Это реальное соотношение сил, разделившее мир на два блока, получило организационное оформление в виде НАТО и Организации Варшавского Договора. Таким образом, раскол мира можно считать следствием войны.

Главный исторический итог Второй мировой войны состоит в том, что страны и народы, которым угрожал фашизм, отстояли свое право на существование и суверенитет. Рост национального самосознания в странах третьего мира в ходе войны инициировал начало распада мировой колониальной системы.

Для поддержания стабильности в послевоенном мире была создана Организация Объединенных Наций, в которой пять держав (Великобритания, СССР, США, Франция, Китай) должны были играть роль мировых гарантов. На Потсдамской конференции, состоявшейся в июле-августе 1945 г., лидеры Великобритании, СССР й США решили исключить возможность возрождения германской военной мощи. Территория Германии уменьшилась на четверть, была установлена новая польско-германская граница по линии Одер-Нейсе, Кенигсбергская область объявлялась советской территорией. Был принят Устав ООН, в котором были зафиксированы главные принципы мирного сосуществования и сотрудничества государств с различными политическими системами: равноправие и самоопределение народов, международное сотрудничество и невмешательство во внутренние дела других стран, разрешение международных споров мирными средствами воздержание угрозы применения силы. Парижская мирная конференция, состоявшаяся в 1946 г., рассмотрела подготовленные Советом министров иностранных дел, в который входили представители СССР, США, Великобритании, Франции, Китая, проекты мирных договоров с бывшими союзниками Германии - Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией. 10 февраля 1946 г. они были подписаны. Договоры восстанавливали довоенные границы европейских стран с некоторыми изменениями. Италия признала суверенитет Албании и Эфиопии, утратила свои колонии в Африке. Договоры определяли объем репараций, порядок возмещения убытков. Политические статьи обязывали обеспечить всем гражданам права и основные свободы, не допускать возрождения фашистских организаций. Однако отношения сотрудничества между союзниками по коалиции сохранялись недолго. СССР не верил в возможность коллективной безопасности и поэтому стремился к расширению своей территории и сфер влияния. Практически это означало утверждение в странах Центральной и Юго-Восточной Европы режимов, которые по своему общественному устройству и политике соответствовали сталинской модели социализма. Тревога за судьбы капитализма побуждала лидеров «свободного мира» к противодействию переменам, происходившим не только в Европе, но и в других регионах планеты. В связи с этим страны Запада стали проводить политику «сдерживания» СССР.

Основные принципы этой политики были сформулированы американским дипломатом, историком Джорджем Кеннаном. По его мнению, правительству США и другим европейским странам надлежало жестко реагировать на каждую попытку СССР расширить свое влияние в мире. Политика «сдерживания» рассматривалась им как способ предотвращения войны, а для того чтобы успешна противостоять проникновению коммунизма, странам Запада следует создать «здоровое, благополучное, уверенное в себе общество». Эта идея нашла отражение в известной доктрине Трумэна, выдвинутой в марте 1947 г., которая стала началом перехода от политики сотрудничества к политике соперничества и конфронтации между США и Советским Союзом. Ссылаясь на «коммунистическую опасность», нависшую над Грецией и Турцией (имелась в виду поддержка СССР левых сил в Греции, развернувших партизанскую борьбу), США предоставили правительствам этих стран помощь в размере 400 млн. долл., которая в дальнейшем позволила осуществлять широкое вмешательство в их внутренние дела. В 1947 г. США в лице Госсекретаря Джорджа Маршалла предложили экономическую помощь европейским странам. 16 западных государств в апреле 1948 г. под писали план Маршалла, по которому должны были получить от США 17 млрд. долл. в течение 4 лет. При этом американское руководство потребовало выведения коммунистов из состава правительств. СССР расценил этот план как нацеленный на экономическое закабаление Европы и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы те отказались от участия в нем. Таким образом, произошел раскол Европы, что очень скоро обострило и германскую проблему. Соединенные Штаты настояли на включении Западной Германии в сферу действия плана Маршалла и на создании сильного немецкого государства на основе трех западных зон оккупации. В 1948 г. там началась денежная реформа; обесцененная рейхсмарка была заменена немецкой маркой. Таким образом, инфляция была остановлена, начался экономический рост, позволивший к концу 1949 г. достичь до военного уровня. Тогда же вступила в действие Конституция, которая закрепила образование на территории трех западных зон Федеративной Республики Германии. А в октябре 1949 г. в восточной зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика. Почти одновременно с этим была провозглашена Китайская Народная Республика - война с Гоминьданом закончилась победой коммунистов. В 1950 г. США и СССР вмешались в военный конфликт на корейском полуострове, в который прямо или косвенно было вовлечено около 20 государств. В 1953 г. перемирие в Корее было достигнуто, причем война закончилась на тех же рубежах, на которых она и началась, но и после этого отношения между КНДР и Республикой Корея оставались напряженными.

В течение восьми лет существовал очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. Франция вынуждена была признать независимость своих колоний в Индокитае, а в июле 1954 г. были подписаны Женевские соглашения о прекращении военных действий в Юго-Восточной Азии.

Неспокойной в это оставалась ситуация и на Ближнем Востоке. В 1948-1949 гг. велись военные действия со стороны Египта, Иордании и Сирии в ответ на провозглашение государства Израиль.

Кроме того, США все чаще во внешней политике стали использовать блоковую стратегию, которая в начале 50-х гг. была распространена на Азию и бассейн Тихого океана. Так, в 1951 г. возникла военно-политическая группировка в составе Австралии, Новой Зеландии, США (АНЗЮС), в этом же году Соединенные Штаты заключили с Японией «договор безопасности», закрепивший за американцами право иметь на ее территории свои вооруженные силы. Ф; В 1954 г. был создан блок СЕАТО в составе США, Великобритании, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Пакистана, Таиланда, Филиппин. В 1955 г. Великобритания, Турция, Ирак, Иран и Пакистан подписали Багдадский пакт, после выхода из него Ирака организация стала называться СЕНТО (по первым буквам английского названия Организация Центрального Договора).

К началу 50-х гг. монополия США на атомное оружие была ликвидирована, тогда американское руководство приняло решение о совершенствовании ядерного потенциала. В 1952 г. Соединенные Штаты испытали первую водородную бомбу. Но уже через 10 месяцев подобное оружие было испытано и в СССР. Таким образом, можно отметить, что соперничество двух стран приняло форму гонки ракетно-ядерных вооружений.

До сих пор не утихают бурные дискуссии вокруг политики «холодной войны», ее сущности и виновников ее развязывания. Несмотря на полярность мнений, очевидно одно: «холодная война» - это одна из самых печальных глав XX столетия. Сам термин «холодная война» был пущен в оборот в 1947 г. Им обозначали состояние политической, экономической, идеологической и военной конфронтации между государствами и системами, при которой ведется гонка вооружений, применяются экономические меры давления (эмбарго, экономическая блокада и т.п.), организуются военно-стратегические плацдармы и базы. «Холодная война» была прекращена во 2-й половине 80-х - начале 90-х гг. главным образом в связи с демократическими преобразованиями во многих странах бывшей социалистической системы.

Один из главных теоретиков «холодной войны», Джон Фостер Даллес, проповедал в качестве вершины стратегического искусства для США «балансирование на грани войны». А в одном правительственном документе Вашингтона той поры для ясности записано: «холодная война» суть «настоящая война», ставка в которой - «выживание свободного мира».

С другой стороны, нельзя не отметить, что советские внешнеполитические решения этого периода носили в основном ответный характер и определялись логикой борьбы, а не логикой сотрудничества. Данные решения втягивали страну в водоворот гонки вооружений, замедляя социально-экономическое развитие общества, чего, собственно, и добивался Вашингтон. Нельзя также: не отметить, что во внешнеполитическом курсе СССР послевоенного времени нашла отражение идея мировой гегемонии, идея превосходства на всех фронтах, что, в определенной степени, провоцировало Запад на адекватные меры. И, наконец, вполне естественно предположить, что после Второй мировой войны и США, и СССР заботились в первую очередь о собственной безопасности. Трагедия! заключалась в том, что добивались они своей цели в одностороннем порядке, вместо того чтобы действовать сообща.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69452. ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 34.5 KB
  Разве не зависит от государства поток криминальной терминологии в средствах массовой информации в художественной литературе в бизнесе Происходит социализация человек комфортно чувствует себя в криминальной среде. Правовые знания займут особое место в условиях правового государства.
69453. ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 39 KB
  Практика работы центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей волгоградской области показывает что около 60 детей имеют возраст от 8 до 14 лет. По различным оценкам в России насчитывается от 3 до 5 миллионов детей-беспризорников.
69454. Правовая культура и воспитание, формирование правового сознания 121.5 KB
  Реальное воздействие правовой нормы на поведение личности зависит от соответствия юридических предписаний реальным потребностям общества от состояния законности психол. Только педагогически и целесообразно организованная педагогическую деятельность в области правового...
69455. Педагогико–правовая дидактика: понятие, объект и предмет 57 KB
  Дидактика отрасль педагогики разрабатывающая теорию обучения. Предмет дидактики закономерности и принципы обучения его цели научные основы содержания образования методы формы средства обучения. Задачи дидактики: состоят в том чтобы описывать и объяснять...
69456. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА 51.5 KB
  Увы не сразу удалось понять: чему нужно учить своих детей Зачем следует учить вообще и как учить их Ответы на все сложности поставленных вопросов и пыталась дать Методика главной задачей которой по мнению специалистов и было найти описать и оценить способы обучения...
69457. Разработка трехмерной графической модели проводящей системы сердца 2.04 MB
  В работе приводится подробное описание модели и использованного средства разработки. Это позволяет использовать работу в учебных целях, а также она может использоваться специалистами при моделировании как нормальных, так и патологических работах сердца.
69458. Духовная ситуация времени и правовая подготовка студента педагогического Вуза 55 KB
  Так в курсе Основы права в институтах народного хозяйства делался упор на уголовно-правовую ответственность хозяйственных работников в технических Вузах на соблюдении норм техники безопасности и т.
69459. Присоединение Прибалтики к России, Эстляндия и Лифляндия в составе России 33.5 KB
  Прибалтика состоящая из Эстляндии Курляндии и Лифляндии была как известно присоединена к России в ходе Северной войны 1700-1721 которую вела Россия со Швецией за выход к Балтийскому морю. В результате победы России по Ништадтскому мирному договору 1721 г.
69460. Присоединение Северного Кавказа к России. Кавказская война 25.5 KB
  С присоединением к России территорий Закавказья территория Северного Кавказа была как бы независимым анклавом внутри Российского государства. госств заставлял обезопасить свои тылы тем более что многие народы в надежде избавиться от притязаний Турок стремились...