9851

Послевоенные вызовы: начало холодной войны, создание ракетно-ядерного щита в СССР

Реферат

История и СИД

Послевоенные вызовы: начало холодной войны, создание ракетно-ядерного щита в СССР. Окончание Второй мировой войны открыло новую страницу в истории человечества. Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и ее союзников приобрела ...

Русский

2013-03-17

22.92 KB

32 чел.

Послевоенные вызовы: начало холодной войны, создание ракетно-ядерного щита в СССР.

Окончание Второй мировой войны открыло новую страницу в истории человечества. Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и ее союзников приобрела новые центры влияния, мир становился все более биполярным. В расстановке сил Запад-Восток главная роль принадлежала теперь США и СССР. Советский Союз не только вышел из международной изоляции, но и приобрел статус ведущей мировой державы. США, пострадавшие меньше других участников военного конфликта, после войны стали играть роль «первой скрипки» в международных делах. Это реальное соотношение сил, разделившее мир на два блока, получило организационное оформление в виде НАТО и Организации Варшавского Договора. Таким образом, раскол мира можно считать следствием войны.

Главный исторический итог Второй мировой войны состоит в том, что страны и народы, которым угрожал фашизм, отстояли свое право на существование и суверенитет. Рост национального самосознания в странах третьего мира в ходе войны инициировал начало распада мировой колониальной системы.

Для поддержания стабильности в послевоенном мире была создана Организация Объединенных Наций, в которой пять держав (Великобритания, СССР, США, Франция, Китай) должны были играть роль мировых гарантов. На Потсдамской конференции, состоявшейся в июле-августе 1945 г., лидеры Великобритании, СССР й США решили исключить возможность возрождения германской военной мощи. Территория Германии уменьшилась на четверть, была установлена новая польско-германская граница по линии Одер-Нейсе, Кенигсбергская область объявлялась советской территорией. Был принят Устав ООН, в котором были зафиксированы главные принципы мирного сосуществования и сотрудничества государств с различными политическими системами: равноправие и самоопределение народов, международное сотрудничество и невмешательство во внутренние дела других стран, разрешение международных споров мирными средствами воздержание угрозы применения силы. Парижская мирная конференция, состоявшаяся в 1946 г., рассмотрела подготовленные Советом министров иностранных дел, в который входили представители СССР, США, Великобритании, Франции, Китая, проекты мирных договоров с бывшими союзниками Германии - Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией. 10 февраля 1946 г. они были подписаны. Договоры восстанавливали довоенные границы европейских стран с некоторыми изменениями. Италия признала суверенитет Албании и Эфиопии, утратила свои колонии в Африке. Договоры определяли объем репараций, порядок возмещения убытков. Политические статьи обязывали обеспечить всем гражданам права и основные свободы, не допускать возрождения фашистских организаций. Однако отношения сотрудничества между союзниками по коалиции сохранялись недолго. СССР не верил в возможность коллективной безопасности и поэтому стремился к расширению своей территории и сфер влияния. Практически это означало утверждение в странах Центральной и Юго-Восточной Европы режимов, которые по своему общественному устройству и политике соответствовали сталинской модели социализма. Тревога за судьбы капитализма побуждала лидеров «свободного мира» к противодействию переменам, происходившим не только в Европе, но и в других регионах планеты. В связи с этим страны Запада стали проводить политику «сдерживания» СССР.

Основные принципы этой политики были сформулированы американским дипломатом, историком Джорджем Кеннаном. По его мнению, правительству США и другим европейским странам надлежало жестко реагировать на каждую попытку СССР расширить свое влияние в мире. Политика «сдерживания» рассматривалась им как способ предотвращения войны, а для того чтобы успешна противостоять проникновению коммунизма, странам Запада следует создать «здоровое, благополучное, уверенное в себе общество». Эта идея нашла отражение в известной доктрине Трумэна, выдвинутой в марте 1947 г., которая стала началом перехода от политики сотрудничества к политике соперничества и конфронтации между США и Советским Союзом. Ссылаясь на «коммунистическую опасность», нависшую над Грецией и Турцией (имелась в виду поддержка СССР левых сил в Греции, развернувших партизанскую борьбу), США предоставили правительствам этих стран помощь в размере 400 млн. долл., которая в дальнейшем позволила осуществлять широкое вмешательство в их внутренние дела. В 1947 г. США в лице Госсекретаря Джорджа Маршалла предложили экономическую помощь европейским странам. 16 западных государств в апреле 1948 г. под писали план Маршалла, по которому должны были получить от США 17 млрд. долл. в течение 4 лет. При этом американское руководство потребовало выведения коммунистов из состава правительств. СССР расценил этот план как нацеленный на экономическое закабаление Европы и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы те отказались от участия в нем. Таким образом, произошел раскол Европы, что очень скоро обострило и германскую проблему. Соединенные Штаты настояли на включении Западной Германии в сферу действия плана Маршалла и на создании сильного немецкого государства на основе трех западных зон оккупации. В 1948 г. там началась денежная реформа; обесцененная рейхсмарка была заменена немецкой маркой. Таким образом, инфляция была остановлена, начался экономический рост, позволивший к концу 1949 г. достичь до военного уровня. Тогда же вступила в действие Конституция, которая закрепила образование на территории трех западных зон Федеративной Республики Германии. А в октябре 1949 г. в восточной зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика. Почти одновременно с этим была провозглашена Китайская Народная Республика - война с Гоминьданом закончилась победой коммунистов. В 1950 г. США и СССР вмешались в военный конфликт на корейском полуострове, в который прямо или косвенно было вовлечено около 20 государств. В 1953 г. перемирие в Корее было достигнуто, причем война закончилась на тех же рубежах, на которых она и началась, но и после этого отношения между КНДР и Республикой Корея оставались напряженными.

В течение восьми лет существовал очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. Франция вынуждена была признать независимость своих колоний в Индокитае, а в июле 1954 г. были подписаны Женевские соглашения о прекращении военных действий в Юго-Восточной Азии.

Неспокойной в это оставалась ситуация и на Ближнем Востоке. В 1948-1949 гг. велись военные действия со стороны Египта, Иордании и Сирии в ответ на провозглашение государства Израиль.

Кроме того, США все чаще во внешней политике стали использовать блоковую стратегию, которая в начале 50-х гг. была распространена на Азию и бассейн Тихого океана. Так, в 1951 г. возникла военно-политическая группировка в составе Австралии, Новой Зеландии, США (АНЗЮС), в этом же году Соединенные Штаты заключили с Японией «договор безопасности», закрепивший за американцами право иметь на ее территории свои вооруженные силы. Ф; В 1954 г. был создан блок СЕАТО в составе США, Великобритании, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Пакистана, Таиланда, Филиппин. В 1955 г. Великобритания, Турция, Ирак, Иран и Пакистан подписали Багдадский пакт, после выхода из него Ирака организация стала называться СЕНТО (по первым буквам английского названия Организация Центрального Договора).

К началу 50-х гг. монополия США на атомное оружие была ликвидирована, тогда американское руководство приняло решение о совершенствовании ядерного потенциала. В 1952 г. Соединенные Штаты испытали первую водородную бомбу. Но уже через 10 месяцев подобное оружие было испытано и в СССР. Таким образом, можно отметить, что соперничество двух стран приняло форму гонки ракетно-ядерных вооружений.

До сих пор не утихают бурные дискуссии вокруг политики «холодной войны», ее сущности и виновников ее развязывания. Несмотря на полярность мнений, очевидно одно: «холодная война» - это одна из самых печальных глав XX столетия. Сам термин «холодная война» был пущен в оборот в 1947 г. Им обозначали состояние политической, экономической, идеологической и военной конфронтации между государствами и системами, при которой ведется гонка вооружений, применяются экономические меры давления (эмбарго, экономическая блокада и т.п.), организуются военно-стратегические плацдармы и базы. «Холодная война» была прекращена во 2-й половине 80-х - начале 90-х гг. главным образом в связи с демократическими преобразованиями во многих странах бывшей социалистической системы.

Один из главных теоретиков «холодной войны», Джон Фостер Даллес, проповедал в качестве вершины стратегического искусства для США «балансирование на грани войны». А в одном правительственном документе Вашингтона той поры для ясности записано: «холодная война» суть «настоящая война», ставка в которой - «выживание свободного мира».

С другой стороны, нельзя не отметить, что советские внешнеполитические решения этого периода носили в основном ответный характер и определялись логикой борьбы, а не логикой сотрудничества. Данные решения втягивали страну в водоворот гонки вооружений, замедляя социально-экономическое развитие общества, чего, собственно, и добивался Вашингтон. Нельзя также: не отметить, что во внешнеполитическом курсе СССР послевоенного времени нашла отражение идея мировой гегемонии, идея превосходства на всех фронтах, что, в определенной степени, провоцировало Запад на адекватные меры. И, наконец, вполне естественно предположить, что после Второй мировой войны и США, и СССР заботились в первую очередь о собственной безопасности. Трагедия! заключалась в том, что добивались они своей цели в одностороннем порядке, вместо того чтобы действовать сообща.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26725. Североатлантический регион в современном мире 12.09 KB
  Громадный район северной атлантики от восточного побережья Канады и США на западе и до Кольского полуострова и Балтики на востоке этот геостратегический регион когдато в равной мере контролировался блоками НАТО и Варшавского договора. Североатлантический регион САР играет ведущую роль в большой политике что объясняется прежде всего его важным стратегическим местоположением: это транзитный район между Европой и Северной Америкой. Так объемы двусторонней торговли между США и ЕС почти на 50 больше чем объемы транстихоокеанской...
26726. Муниципальное образование как объект и субъект управления 40.5 KB
  Муниципальный район объединяет несколько смежных поселений или поселений и пространств между ними межселенных территорий которые находятся вне границ Городской округ имеет полномочия и муниципального района и городского поселения. В сельских поселениях включающих два и более населенных пункта в муниципальных районах выделяются административные центры поселения где расположены органы МС.: территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли независимо от их формы собственности и целевого назначения включая прилегающие земли...
26727. Природные, исторические, национальные, социально-демографические, экономические особенности муниципальных образований 27 KB
  Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество средства местных бюджетов а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения. К собственным доходам местного бюджета могут относиться: средства самообложения граждан...
26728. Характеристика муниципального хозяйства 27.5 KB
  Субъектами местного хозяйства выступают домохозяйства предприниматели органы местного самоуправления представительства от местного населения в виде различного рода общественных или профессиональных организаций. Цель хозяйства – благоустройство социальное благосостояние местного сообщества Специфика муниципального хозяйства: носит черты частного хозяйства использование муниципальной собственности; имеет общественный характер население является заказчиком муниципальных услуг; является подрядчиком выполняя государственные...
26729. Сущность бюджетного федерализма 32.5 KB
  Сущность бюджетного федерализма. Для обновления бюджетного устройства РФ необходим пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. России федеральному государству с трехуровневой бюджетной системой необходимо бюджетное устройство основанное на принципах бюджетного федерализма под которым понимается система налоговобюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Реализация концепции бюджетного федерализма основана на сочетании двух взаимодополняющих тенденций...
26730. Задачи и формы органов местного самоуправления 49 KB
  Задачи и формы органов местного самоуправления. гарантии и права контроль и надзор Классификация органов местного самоуправления По способу образования Выборные Другие формируемые: на добровольной основе с последующим утверждением; на основе назначения; на основе кооптации по установленным нормам. По назначению специализации Общего назначения Специального назначения По полномочиям Исполняющие собственные полномочия Исполняющие отдельные государственные полномочия Исполняющие добровольные полномочия По способу принятия решений...
26731. Организационная структура местной (городской, районной, поселковой) администрации 47 KB
  Организационная структура местной городской районной поселковой администрации. Признаки местной администрации именно как исполнительно – распорядительного органа. Согласно законодательству местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является либо глава муниципального образования либо лицо назначаемое на должность главы местной администрации по контракту заключаемому по результатам конкурса на замещении указанной должности на срок полномочий определяемый уставом...
26732. Организация труда муниципального служащего. Формирование кадрового резерва 37 KB
  Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации достигший возраста 18 лет исполняющий в порядке определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Помимо оснований предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде увольнение муниципального служащего может быть осуществлено также по инициативе...