98519

Исследование и моделирование предпринимательства Украины

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Рассмотреть экономическую сущность предпринимательства, охарактеризовать значение предпринимательства в развитии экономики; проанализировать основные показатели деятельности предпринимательства; выполнить комплексный анализ деятельности субъектов предпринимательства на основе многомерной средней...

Русский

2015-11-04

2.42 MB

3 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1

ВВЕДЕНИЕ

    Украина - европейское государство. Вхождение ее в мировое сообщество как равноправного рыночного партнера связано с таким многогранным процессом, как развитие предпринимательства Проблема становления и развития предпринимательства в экономике любой страны, в том числе и Украины, принадлежит к категориям особенно актуальных, поскольку она напрямую связана с уровнем социальной комфортности населения. Развитие предпринимательства обеспечивает не только материальную стабильность населения, но развивает интеллектуальные, нравственные, культурные и другие качества человека. Итогом реализации человеческого потенциала являются знания и творчество, стимулирующие появление новых технологий, которые, в свою очередь, обеспечивают достижения в сферах медицины, связи, сельского хозяйства, энергетики, промышленного производства и др.

    Обеспечение устойчивого роста отечественной экономики является одной из приоритетных задач сегодняшнего дня. Ее решение возможно при условии формирования конкурентоспособных предпринимательских структур, способных занять место в глобализированном, сложном космическом и взаимосвязанном экономическом пространстве. Для этого они должны быть способными формировать существенные и устойчивые конкурентные преимущества завоевывать благосклонность потребителей чувствительностью к их потребности предлагая лучшие способы их удовлетворения, чем конкуренты [2].

    Значительный вклад в изучение теории предпринимательства внесли такие отечественные ученые, как А. Ю. Богомолов, Власова В. П., С. Г. Гулькова, А. В. Орлов, В. А, Осипов и Ю, М. Осипов, Из зарубежных научных деятелей вместе с предпринимательством упоминаются и Роберт Хизрич, Алан Хоскинг и другие,

    Целью курсовой работы является статистическое исследование и моделирование предпринимательства Украины.

    Для достижения данной цели были поставлены такие задачи:

      -рассмотреть экономическую сущность предпринимательства,                         ,      -охарактеризовать значение предпринимательства в развитии экономики; 

      -проанализировать основные показатели деятельности предпринимательства;

       -выполнить комплексный анализ деятельности субъектов предпринимательства на основе многомерной средней;

       -осуществить моделирование и прогнозирование основных показателей предпринимательской деятельности в Украине;

       -наметить основные направления поддержки субъектов предпринимательства в Украине,

    Объектом изучения является показатели деятельности субъектов предпринимательства в Украине.

    Предметом изучения выступает количественная оценка основных показателей деятельности субъектов предпринимательства Украины.

    Для изучения предметы курсовой работы были применены такие методы: содержательный анализ динамики и структуры основных показателей, факторный анализ, комплексный анализ деятельности субъектов предпринимательской деятельности на основе многомерной средней, моделирование и прогнозирование модели на основе производственной функции.

    Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения. В работе имеется 12 таблиц,4 рисунка. Список литературных источников содержит 25 наименований, Работа выполнена на 45 стр.


РАЗДЕЛ 1 ТОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1.  Экономическая сущность предпринимательства

    Предпринимательство  это свободная инициатива людей в хозяйственной деятельности, способ организации экономических сил. Иными словами, это испытанный в мировой практике способ эффективной организации производства. Существование предпринимательства - обязательное условие функционирования рынка

    Закон Украины «О предпринимательстве» трактует термин «предпринимательство» как непосредственную самостоятельную, систематическую, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг с целью получения прибыли, которая осуществляется физическими и юридическими лицами, зарегистрированными как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством,[12]

    Современная экономическая теория определяет предпринимательство как инициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность людей, направленную на получение прибыли посредством организации и использования ресурсов в целях производства и реализации товара [1].

    С одной стороны, предпринимательство выступает как особый вид хозяйственной деятельности, в основе которой лежит ряд условий и требований (свобода в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельность в принятии решений, ответственность за принимаемые решения, ориентация на достижение коммерческого успеха). С другой стороны, предпринимательство - это определенные стиль и тип поведения, составляющие которого - инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность и риск, деловая хватка.

    С третьей, предпринимательство-это особая функция, выполняемая в экономике: обеспечение развития и совершенствования хозяйственного механизма, постоянное обновление экономики, создание инновационной сферы,

    Согласно ЗУ «О предпринимательстве» субъектами предпринимательской деятельности (предпринимателями) могут быть:

- граждане Украины, других государств лица без гражданства не ограниченные Законом в правоспособности или дееспособности;

- юридические лица всех форм собственности, установленные Законом Украины «О собственности»;

- объединения юридических лиц, которые осуществляют деятельность в Украине на условиях соглашения о распределении продукции.

    Относительно юридических лиц и граждан, для которых предпринимательская деятельность не является основной, данный Закон применяется в той части их деятельности, которая по своему характеру является предпринимательской.

     Наименование субъекта предпринимательской деятельности  юридического лица должно содержать сведения о его организационно-правовой форме и название. В наименовании субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица запрещается использование полных или сокращенных наименований органов государственной власти, органов местного самоуправления и производных от этих наименований, а также наименований, тождественных наименованию другого субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица или объединения граждан, внесенных в соответствующий реестр.

    Предприниматели имеют право без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, которая не противоречит действующему законодательству.[12]

    Предпринимательству свойственны общие черты любой экономической деятельности. В то же время оно характеризуется определенным содержанием, направленностью, последовательностью процедур, осуществляемыми предпринимателем. Рассмотрим общую схему предпринимательства, характеризующую особенности осуществления предпринимательской деятельности (рис.1.1).

                                      Ф                                       Т

  Дф                                       Дт

                                 

        Рис. 1,1 Общая схема предпринимательства

    Предприниматель призван удовлетворить запросы определенного круга потребителей в конечном продукте, продавая им товар Т и получая за это денежную выручку Дт. Конечный продукт предпринимательской деятельности, реализуемый потребителю в виде товара, может быть самым разнообразным. Это все то, в чем нуждается потребитель и что способен продать ему предприниматель: здания, сооружения, жилье, имущественные ценности, потребительские товары, информацию, интеллектуальный продукт, деньги, валюту, ценные бумаги, все виды услуг, строительные и другие работы,

    Чтобы реализовать товар, надо его иметь. Поэтому предприниматель приобретает, получает или сам производит товар и осуществляет его продвижение для продажи потребителей, покупателю. Процесс получения предпринимателем продукта, необходимого потребителю, предполагает наличие ряда факторов предпринимательской деятельности. Эго все то, что использует предприниматель в своей деятельности, то есть средства производства и обращения товаров в виде рабочей силы, материальных, информационных, финансовых ресурсов, используемых для производства, транспортирования, продажи товаров. Частично предприниматель является собственником таких факторов (Ф) или приобретает их у других обладателей, собственников за денежную сумму (Дф) с их помощью производит, получает, достает и продает потребителю товар (Т).

    В простейшем случае, когда факторы сами и есть нужные потребителю товары, предприниматель приобретает их и продает потребителю. В подобной ситуации он становится торговым посредником между владельцем

товаров и потребителем. Как следует из рассмотренного, схема предпринимательства может быть представлена в виде логической формулы: ДФ-Ф-Т-ДТ. Предприниматель приобретает за деньги (Дф) средства предпринимательской деятельности (Ф), затем преобразует их в товары(Т) и реализует их, получает в итоге деньги (Дт). Вырученные, полученные деньги (Дт) должны быть больше денег (Дф), затраченных на факторы, с тем, чтобы иметь прибыль.

    Предпринимательская деятельность организуется таким образом, чтобы все действия осуществлялись за определенное время, для этого предпринимательству необходим высокий уровень организации. Продолжительность операции оказывает значительное влияние на ее эффективность, прибыльность. Обычно чем короче период сделки, тем выше ее эффект для предпринимателя.

     В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиям воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое.

    Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям торговым организациям.Таким образом,функция производства в этом виде предпринимательства- основная, опредиляющая.

    В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве фактором Ф является сам товар Т, а прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения,

    Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого предпринимательства., в котором в качестве предмета купли-продажи

выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

    Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего звена в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника- соединит две заинтересованные во взаимной сделки стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

    Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату - компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

    Рассмотрим принципиальную схему предпринимательской операции, на которой изображены ее участники и возникающие между ними в процессе операции связи, отношения, товарные и денежные потоки, обмены (рис,1,2).

    Чтобы реализовать операцию, заключающуюся в итоге в продаже, покупателям товара (Т) за деньги (Дт), у предпринимателя, должны быть факторы, средства предпринимательской деятельности. Они могут быть у него в наличии или он может приобрести их. Основным фактором предпринимательства, как и любого другого вида деятельности, является рабочая сила. Наряду с собственным трудом предприниматель привлекает рабочую силу (РС) в виде наемных работников, которым уплачивает за их труд денежное вознаграждение, заработную плату (Др) ( включая отчисления на социальное страхование работников).

                                  Дв         Дк        Рс         Др              Ди

М                                       

  Т

ДМ    Дм

И                          Оф  До  Ду

                                    ДИ У

                                                       Ду

   Рис, 1.2. Схема предпринимательской деятельности.


    
В большинстве видов предпринимательства для выполнения предпринимательской операции нужны материальные ресурсы в виде сырья, материалов, энергии, готовых товаров. Приобретая недостающие материальные ресурсы (М) и у их, предприниматель уплачивает им денежные средства Дм, то есть получает материалы в обмен на деньги. При коммерческом предпринимательстве приобретенные материальные ресурсы могут быть в виде готового товара.

     Третий важнейший вид необходимых для предпринимательства факторов, средств представляет основные фонды в виде зданий, сооружений, помещений, машин, оборудования, аппаратуры, вычислительной и организационной техники . Отсутствующие у предпринимателя основные фонды Оф приходится приобретать, арендовать у них за деньги (До).

    Для проведения большинства предпринимательских операций нужна информация в виде сведений, данных, чертежей, технологий, проектов, знаний, документов. Информация в наше время тоже стоит денег. Чтобы получить недостающую информацию. И, предприниматель должен заплатить за нее деньги (Ди). [13]

  1.  Значение предпринимательства в развитии экономики

     Значение предпринимательства проявляется в функциях:   1.Ресурсная функция реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования, Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов, 11 Множество потенциальных ресурсов общества были бы не востребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией.

2. Организаторская функция: мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, организацию исследования рынка, научных разработок и т.д.

3  Творческая функция: предприниматель постоянно нацелен на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства [17]

     В настоящее время одним из главных факторов создания и функционирования рыночной системы хозяйствования является формирование и развитие предпринимательской деятельности. Предпринимательство является мощным двигателем экономического и социального развития общества

    Мировая практика убедительно свидетельствует, что без свободы рыночной экономики, производителя и предпринимательской активности экономическое благополучие невозможно. Предпринимательство ассоциируется с понятиями «динамизм», «инициатива», «смелость», обращает в реальность многие интересные идеи, способствует развитию. Поэтому создание благоприятных условий для функционирования и развития

 предпринимательства способствует ускорению экономического роста любой страны.

    Предпринимательская деятельность дает мощный стимул к высокопроизводительному труду, получения прибыли и, в конечном счете, лучшего удовлетворения общественных потребностей. Развитие предпринимательства определяется состоянием и уровнем рыночных отношений и, прежде всего, наличием необходимых условий для свободы частного сектора в экономике. Таким образом, неотъемлемым атрибутом рыночной экономики является предпринимательство. Главной отличительной чертой предпринимательской деятельности является свободная конкуренция.

    В условиях свободного рынка не планы и директивы государства являются определяющими в обеспечении потребностей общества и индивидов необходимыми товарами и услугами, а предпринимательская инициатива самих граждан. Предприимчивость имеет важное значение в развитии национальной экономики. Она выступает двигателем хозяйственного развития страны, территории, вида экономической деятельности, обеспечивая быстрый экономический рост, содействуя активному промышленному росту и стимулируя высокую эффективность общественной деятельности. Люди успешно занимаются самостоятельной, инициативной деятельностью, направленной на производство товаров и услуг с целью достижения собственного благополучия.

     В зарубежной экономической литературе долгое время предпринимательская деятельность считалась неким независимым параметром, который лиш косвенно влияет на производительность и экономическое развитие. Только в последние десятилетия ХХ века экономисты многих стран мира стали рассматривать предпринимательство  как необходимый фактор экономического развития, главный источник обеспечения занятости населения и процветания общества.

    В нашей стране советская научная литература вообще не затрагивала проблему развития предпринимательства, поскольку она находилась за рамками предмета социалистической политэкономии. В последнее время

 появились многочисленные публикации, касающиеся в основном практических и методических вопросов организации предпринимательской деятельности.

    Необходимо отметить, что нередко в экономической литературе теория предпринимательства отождествляется с теорией менеджмента.

    Все вышесказанное свидетельствует о том, что в настоящее время приоритетной задачей экономической науки является создание теории предпринимательской деятельности.

    На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательской деятельности, в связи с различиями авторов неодинаковым уровнем и характером исследовательских разработок.

   В американской учебной и научной литературе дается множество определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

    Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги удовлитворение достигнутым результатом.

     Английский профессор Алан Хоскинг утверждает, что индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнеса и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыли и чувства удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

    Предпринимательство можно определить как особый вид экономической активности, которая основана на самостоятельной инициативе ответственности и инновационной предпринимательской идее.

    Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи

    Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации., складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство. [20]

    Анализ экономической литературы позволяет заключить, что в зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

«тормозом» развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитшо предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов.

    Наемный работник является реализатором идей предпринимателя. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

    В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.[15]

    Роль предпринимательства в развитии общества состоит прежде всего в развитии инициативной массы людей, которые не находятся на содержании государства, в выборе сферы приложения своих сил и способностей.

    Предпринимательство можно охарактеризовать как форму выражения и развития личности человека, его способностей и потребностей. Социальные потребности людей определяют их стремление к экономической свободе, при которой выбор способа реализации трудового потенциала и форм деятельности ограничивается лишь их эффективностью. По мере выхода из нищеты предприниматель все теснее связывается состоятельностью, желанием привлечь к себе внимание, заслужить признание в обществе.[2]


РАЗДЕЛ 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ

    2.1. Анализ основных показателей деятельности предпринимательства

  

    Развитие предпринимательства имеет большое значение для экономики страны. Поскольку результат предпринимательской деятельности всегда связан с ее целью, атрибутом которой является стимулирование и удовлетворение спроса общества на конкретный продукт (товары, работы и услуги), то соответственно объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т. е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления. Динамизм развития экономики, ускорение научно-технического прогресса, усложнение межотраслевых, внутриотраслевых и территориальных производственных связей требуют постоянного совершенствования системы статистических показателей с целью наиболее точного и полного учета, характеризующего все стороны развития предпринимательства, а следовательно, - экономический уровень страны.[2]

    Для оценки основных показателей предпринимательской деятельности необходимо проанализировать динамику таких показателей как финансовый результат предприятий до налогообложения и убыток от обычной деятельности предприятий до налогообложения (Приложение А).

    Согласно полученным данным можно заметить, что наибольший финансовый результат у предприятий Украины за период 2004-2012гг был достигнут в 2007 году и составляет 135,898 млрд. грн., что на 59,644 млрд грн (или на 78,2%) больше, чем в 2006 году. Эго объясняется тем, что экономика страны и деятельность предпринимателей в частности до 2007 года имела стремительный рост (каждый год с 2004 по 2007 в среднем в 1,449 раза или

16 на 44,9 %). Минимальное значение анализируемого показателя было зафиксировано в 2008 году  8,954 млрд. грн., что на 126,94 млрд. грн. (или на 93,4%) меньше, чем в предыдущем году. Такое заметное уменьшение финансового результата обусловлено негативным влиянием на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса. В среднем ежегодно за весь анализируемый период финансовый результат предприятий до налогообложения возрастал на 7,163 млрд. грн .(или на 10,9%).

    Что касается убытка от обычной деятельности предприятий, то данный показатель является дестимулятором национальной экономики. Уменьшение одного показателя не только увеличивает объем BBII, но и улутчшает уровень жизни в стране. Благоприятная ситуация в экономике с наименьшим показателем убытков в предпринимательстве за анализируемый период приходился на 2005 год и составил 24,618 млрд. грн. По сравнению с 2004 годом убыток от предпринимательской деятельности в последующем году уменьшился на 4,4 млрд. грн. или на 15,2%. Анализируя кризисный -2008-й  год, можно заметить, что именно в этом году зафиксирован наибольший убыток предприятий от обычной деятельности - 184,517 млрд. грн. По сравнению с докризисным предыдущим годом абсолютный прирост данного показателя составил 137,42 млрд. грн. Говоря о последующем периоде с 2009 по 2011 годы, то наблюдалось снижение убытков предприятий предпринимательской деятельности. Однако в 2012 году данный показатель возрос на 25,538 млрд. грн., что почти на 17% больше, чем в предыдущем году. В среднем за период с 2004 по 2012 годы происходил рост убытков в 1,252 рта (или на 18,378 млрд. грн.), что безусловно показывает сложившуюся неблагоприятную ситуацию в экономике Украины для субъектов предпринимательской деятельности.

    Внутренним свойством систем любого типа, и социально-экономических- в частности, является движение. Движение может быть следствием управленческого воздействия или же быть результатом объективного течения событий. Динамический анализ показателей структуры- одно из важнейших средств изучения закономерностей развития экономических явлений во времени. Структурные сдвиги, в частности, отражают различные темпы роста численности занятых в предпринимательстве различных видов экономической деятельности, изменение удельного веса занятого населения в регионе и т.д.

Таблица 2.1 Распределение численности занятых работников по видам экономической деятельности в 2008 и 2012 гг.

Виды экономической деятельности

Численность занятых на предприятии в 2008 году

Численность занятых на предприятии в 2012году

тыс.чел.

d0

тыс.чел.

d1

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

795,70

0,08

751,50

0,08

Промышленность

3535,90

0,32

3209,60

0,33

Строительство

662,60

0,04

439,80

0,06

Оптовая, розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

2884,30

0,26

2550,40

0,27

Транспорт

1138,00

0,11

1087,40

0,11

Временное размещение и организация питания

1011,90

0,03

264,30

0,01

Информация и телекоммуникация

199,40

0,03

280,40

0,02

Финансовая и страховая деятельности

91,40

0,01

75,10

0,01

Операции с недвижимым имуществом

296,10

0,03

286,20

0,03

Профессиональная и научная деятельность

278,90

0,04

351,60

0,03

Деятельность в сфере административного и вспомогательного обслуживания

221,50

0,03

318,90

0,02

Образование

36,90

0,00

34,30

0,00

Охрана здоровья

91,50

0,01

114,30

0,01

Искусство, спорт, развлечения и отдых

32,20

0,01

49,60

0,00

Другие виды

194,60

0,01

144,20

0,02

Итого

10570,90

1,000

9957,60

1,000

    Согласно данным таблицы 2.1, значительная доля занятых на предприятиях приходится на такие виды деятельности как промышленность - 32,2% и 33% в 2008 и 2012 гг. соответственно. Значительная доля занятых работников выпадает на предприятия оптовой и розничной торговли - 25,6% и 27,3% в 2008 и 2012 годах.

    Такой вид деятельности как образование имеет незначительный удельный вес численности занятых в предпринимательской деятельности - всего 0,3% от общей численности занятых в экономике, что остается неизменным как в 2008 году, так и в 2012.

    Для оценки существенности структурных различий в относительном выражении в международной аналитической практике широко применяется интегральный индекс - К. Гатева, учитывающий численность совокупности и количество выделенных групп в общем объеме изучаемого признака. С помощью данных показателей дается оценка динамики изменения структуры. интегральный коэффициент структурных сдвигов К.Гатева учитывает интенсивность изменений по отдельным группам и удельный вес групп в сравниваемых структурах.[4]

 - коэффициент структурных сдвигов Гатева: 

   (2.1)

    Произведя необходимые расчеты по формуле 1, коэффициент Гатева для анализируемого показателя составил 0,057. Так как данный коэффициент значительно меньше 1, то можно сделать вывод о том, что изменения в структуре численности занятых по видам деятельности незначительны. Эго подтверждается и расчетами следующих коэффициентов:- квадратичный коэффициент структурных различий аг = (2.2)

    Он позволяет количественно оценить, на сколько процентных пунктов в среднем отклоняются друг от друга удельные веса частей в сравниваемых совокупностях. В нашем случае его значение равно o = 0,0095.

                              (2.2)

    Важным соотношением в процессе анализа финансовой деятельности предприятий является соотношение доходов и расходов, т. к. целью любого предприятия является получение максимальной прибыли, то в процессе предоставления услуг необходимо получить максимальный объем доходов и минимизировать расходы. Оптимальный результат формируется под влиянием различных факторов:

    a) Валовой рентабельности реализации продукции;

    b) доля операционной прибыли в валовой прибыли;

    c)доля чистой прибыли в опрерационной.

Для анализа влияния указанных факторов на соотношенние чистой прибыли к объему реализации продукции используем следующую функциональную модель чистой рентабельности реализации продукции предпринимательства : 

                  ( 2,3)

или можно представить данную модель мультипликативного типа в общем виде: у = bc. 

Таблица2.2 Финансовые результаты деятельности субъектов предпринимательства за 2008 и 2012 гг.

Показатели

Условные обозначения

2008 год

2012

Чистая прибыль

ЧП

173,57

277,94

Объем реализации

              ОР

3014,74

4307,15

продукции

Валовая прибыль

ВП

230,15

331,79

Операционная прибыли

ОП

198,09

311,02

    Чтобы построить данную мультипликативную модель необходимо рассчитать факторы модели для каждого года.

По данным таблицы 2.2 рассчитаем:

а) валовую рентабельность реализации 2008 году:

    В 2012 году данный фактор составил 0,077 грн. и показывает, что на 1 грн. реализованной продукции приходится 0,077 грн. валовой прибыли и 0,076 грн. для 2008 года. В 2012 году по сравнению с 2008 валовая рентабельность реализации увеличилась на 1,3 п.п.

b) Долю операционной прибыли в валовой прибыли:

 

    Данный фактор показывает, что на 1 грн валовой прибыли приходится 0,860 грн. операционной прибыли - в 2008 году и 0,937 грн. - в 2012. Что касается изменения фактора во времени, то в 2012 году по сравнению с 2008 произошло увеличение доли операционной прибыли в валовой на 8,9 п.п.

с) долю чистой прибыли в операционной:

 

    Экономически интерпретировать данный фактор можно таким образом: на 1 грн. операционной прибыли приходится 0,876 грн. чистой прибыли - в 2008 году, а в 2012  0,894. Доля чистой прибыли в операционной за два анализируемых года увеличилась на 2,1 п. п.

    Чтобы оценить изменение во времени каждого показателя, формирующего факторную модель, необходимо просчитать индексы исходных покупателей:

                             

                         

    В 2012 году по сравнению с 2008 чистая прибыль увеличилась на 56,7%, объем реализации- на 42,9%, валовая прибыль- на 44,2%, а операционная- на 57,01%.

    Оценим методом цепных индексов влияние факторов модели на относительное изменение чистой рентабельности реализациии:

       

                      

    Индексная функциональная модель чистой рентабельности реализации продукции будет иметь вид:

    Тогда ., а . Согласно экономической интерпретации данного показателя делаем вывод о том, что на 1 грн. реализованной продукции приходится 0,057 грн. чистой прибыли в 2008 году и 0,0645 грн.  в 2012 году. В динамики чистая рентабельность реализации выросла в 1,132 раза или на 13,15%.

    На изменение чистой рентабельности реализации оказывают влияние        валовая рентабельность реализации, доля операционной прибыли в валовой,  доля чистой прибыли в операционной. На основе проведенного анализа было определено, что валовая рентабельность приводит к снижению результативного показателя, а остальные оказывает положительное влияние.

    Для  повышение чистой рентабельности целесообразно проводить исследование рыночной конъюнктуры, стимулировать направление маркетинговой политики, снижать расходы на реализацию, производство, административные расходы, увеличивать рентабельные направления деятельности. Эти факторы обеспечат экономическое развитие предпринимательской сферы.

    2.2. Комплексный анализ деятельности субъектов предпринимательской деятельности на основе многомерной средней.

    Для комплексного анализа показателей деятельности субъектов предпринимательской деятельности по регионам Украины в 2012 году применяем метод многомерной средней оценки.

    Многомерная средняя является интегральной оценкой объекта в многомерном пространстве признаков, - такая оценка геометрически интрпретируется как точка в многомерном пространстве, координаты которой указывают на масштаб или позицию j - ой единицы или jго объекта. Алгебраическое значение признака j-ой единицы совокупности представляется вектором, а их агрегирование означает перевод векторы в скаляр [21].

    Чаще всего интегрированная или интегральная оценка определяется как многомерная средняя, т.е. средняя арифметическая стандартизированных значений признаков  для j-ой единицы совокупности и рассчитывается по формулам:

средней арифметической простой   (2.4)

средней арифметической взвешенной

                                   (2.5)

где - вес iого признака.

Расчет интегральной оценки  предусматривает следующие этапы:

  •  формирование множество признаков;
    •  выбор способа стандартизации признаков;
      •  обосновать функции весовых коэффициентов;
      •  определение процедуры агрегирования показателей.

    На этапе формирования признакового пространства (множества признаков  решающую роль играет априорный качественный анализ сущности явления. При формировании информационного пространства очень важно обеспечить однонаправленность влияния показателей на анализируемое явление. Для обеспечения информационной однонаправленности показатели (или признаки) делятся на стимуляторы и дестимуляторы. Связь между оценкой и показателем стимулятором (Xs) должна быть прямой, а между оценкой и показателем- дестимулятором (Xds) братной, поэтому при агрегировании дестимуляторы обязательно преобразовывает в стимуляторы,

 

например, по соотношению: .  [21]

    На практике применяют различные способы стандартизации, однако все они базируются на сравнении эмпирических значений показателя c определенной величиной  .Такой величиной может быть максимальное ,минимальное, среднее  или эталонное (нормативное, пороговое)  значение показателя. Результат сравнения можно представить отношением

или отклонением ', где q  единица стандартизации

а Д (Приложение Б).

    Так как признаки информационного множества представлены| различными единицами измерения, то их агрегирование требует приведения их к одному основанию, т.е, предварительной стандартизации. Методика стандартизации приведена в таблице 2.3.

Таблица 2.3 Методика нормирования с учетом направления влияния

Номер варианта нормирования

Методика нормирования

     Для стимуляторов

    Для дестимуляторов

1

2

3

4


5

6

(со значком «+»)

(со значком «-»)

7

(со значком «+»)

(со значком «-»)

    Согласно данным таблицы в приложении Б, в модели показателей деятельности субъектов предпринимательской деятельности по регионам Украины присутствует 5 стимуляторов (х1,х2,x3,х4,х5) и 1 дестимулятор –х6. Нормирование 1 проводилось по такому варианту нормирования: для

Стимуляторов-  , для дестимуляторов - 

    Стандартизированные по выбранной формуле показатели и интегральная оценка предпринимательской деятельности по регионам Украины представлены в Приложении В.

    Для группировки на основе многомерной средней необходимо рассчитать размах интервала. Для группировки с равными интервалами размер интервала.

  Таблица 2,4Группировка регионов по многомерной средней с равными интервалами (стандартизация 1)

Интервалы

               Название регионов

Интегральный показатель

Всего

Среднее значение

0,201763

0,333487

Черновицкая,Ровненская,Хмельницкая,

Ивано-Франковсая,Закарпаткая, Житомирская, Винницкая

2,023251

0,289035909

0,333487

0,465211

Сумская,Черниговская,Херсонская,Луганская,Тернопольская, Кировоградская, Волынская,АРК

3,200907

0,400113426

0,465211

0,596935

Черкасская, Николаевская,Полтавская, Львовская, Одесская

2,565613

0,513122654

0,596935

0,728658

Запорожская, Харьковская,Киевская, Донецкая, Днепропетровская

3,307943

0,661588598

    Для группировки в интервалах, изменяющихся в арифметической прогрессии величина i-того интервала: , где h  величина первого интервала:  ,i- порядковый номер интервала. 

 h1= 0,052689564 h2=0,105379127 h3= 0,158068691 h4=0,210758255 

Таблица 2.5 Группировка регионов по многомерной средней с интервалами, возрастающими в арифметической прогрессии (стандартизация 1)

Второй вариант стандартизации просчитан по формулам:

Интервалы

Название регионов

Интегральный показатель

Всего

Среднее значение

0,20176

0,25445

Черновицкая

0,2018

0,20176286

0,25445

0,35983

Ровненская, Хмельницкая, Ивано-Франковская, Закарпатская, Житомирская,Винницкая

0,6571

0,30358142

0,35983

0,5179

,Сумская, Черниговская, Херсонская, АРК,Луганская, Тернопольская, Кировоградская,Волынская, Черкасская, Николаевская, Полтавская

4,6471

0,42246465

0,5179

0,72866

Львовская, Одесская, Запорожская, Харьковская, Киевская, Донецкая, Днепропетровская

4,4274

0,63247893


    
Второй вариант стандартизации просчитан по формулам:

         и        – для стимуляторов и дестимуляторов соответственно.

    Для группировки с равными интервалами размер интервала равен:

Таблица 2.6 Группировка регионов по многомерной средней с равными интервалами (стандартизация №2)

Интервалы

Число регионов

Интегральный показатель

Всего

Ср. значение

0,3757

0,4730

9

3,8073

   0,4230

0,472957

0,570172

10

5,0760

0,5076

0,570172

0,667387

4

2,4157

0,6039

0,667387

0,764601

2

1,5264

0,7632

    Для группировки с интервалами, изменяющимися в арифметической

прогрессии получаем:

h1= 0,038885897

h2= 0,077771795

h3= 0,116657692

h4= 0,15554359

Таблица2.7 Группировка регионов по многомерной средней с интервалами, возрастающими в арифметической прогрессии (стандартизация 2)

Интервалы

Число регионов

Интегральный показатель

Всего

Ср. значение

0,375742

0,453514

7

2,8812

0,4116

0,453514

0,531286

11

5,4568

0,4961

0,531286

0,647944

5

2,9610

0,5922

0,647944

0,803487

2

1,5264

0,7632

    Более оптимальной является группировка регионов по многомерной средней с интервалами, возрастающими в арифметической прогрессии по второму  методу стандартизации.

    Из общей совокупности регионов по интегральным оценкам Донецкая и Днепропетровская области имеют наибольшее значение по сравнению с другими регионами, что обусловлено значительным разрывом показателей, входящих в интегральную оценку,

    Наименьший интегральный показатель зафиксирован в таких областях как: Житомирская, Закарпатская, Ивано-Франковска и Черновицкая, В данных областя  сформировался низкий уровень предпринимательской активности.

     Для визуального представления распределения по регионам Украины интегральных оценок по двум методам стандартизации строим диаграмму (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Диаграмма распределения по регионам Украины интегральных оценок по двум методам  стандартизации .


    Развитие предпринимательства по регионам Украины относительно равномерно: для 11 характерен умеренный уровень развития для 5 регионов- выше среднего, и только 2 регионы с высшим уровнем развития предпринимательской деятельности. Такое распределение регионов вполне объяснимо, т. к. в Донецкой и Днепропетровской областях, которые относятся к высокоразвитым областям и, соответственно, имеют хорошие условия для развития предпринимательства.


РАЗДЕЛ3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ

   3.1 Моделирование и прогнозирование основных показателей предпринимательской деятельности в Украине

    Конституция Украины закрепляет предпринимательство как важнейшее право человека и гражданина Согласно ей (ст.42) каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, а государство обеспечивает защиту конкуренции в этой сфере (ст.42), исключительно законами определяет гарантии и правовые основы предпринимательства (п,8 ст.91). [12]

    На сегодняшний день формирование эффективной, конкурентоспособной, социально-ориентированной экономики составляет стратегический курс государственной политики Украины.

    Для оценки ситуации сектора предпринимательской деятельности и его дальнейшего становления необходимо подобрать оптимальную модель развития основных показателей, а также спрогнозировать дальнейшие изменения в предпринимательской деятельности.

    Среди разнообразных моделей, используемых для определения эффективности использования ресурсов, наилучшей с точки зрения математической интерпретации и экономического содержания была выбрана модель производственной функции, т.е. функция Кобба-Дугласа. Поскольку исходные данные представляют собой ряды динамики, то в модель производственной функции был включен фактор времени, модифицируя классическую модель производственной функции [21].

    Алгоритм моделирования и прогнозирования модифицированной модели производственной функции идентичен алгоритму степенной динамической корреляционно-регрессионной модели, который включает несколько этапов [21]:

- обоснование наличия стохастической зависимости между факторными и результативным признаками модели;

    Признакам наличия стохастической связи является соответствие каждого значения факторного признака множеству значений результативного признака. В данном случае как на факторные признаки (капитальные инвестиции; фонд оплаты труда; время), так и на результативный признак (объем реализованной продукции) воздействуют случайные факторы, что свидетельствует о независимости признаков и, как следствие, о наличии стохастической связи между ними.

- выбор системы факторных признаков для включения в регрессионную модель в качестве независимых переменных;

    Для выбора факторных признаков для включения в регрессионную модель в качестве независимых переменных была построена матрица парных коэффициентов корреляции, в которую были включены следующие 3 факторных и 1 результативный признак:

  1.     Валовые капитальные инвестиции в предпринимательство, млрд. грн.(К)
  2.     Численность занятых работников на предприятиях (тыс. чел.), (L)
  3.     Время (t)
  4.     Объем реализации продукции (работ, услуг) субъектами предпринимательства, млрд. грн. (Y)

    Данные для построения модели эффективности использования ресурсов субъектов предпринимательства представлены в таблице 3.1

   Матрица парных коэффициентов корреляции (табл. 3.2) позволяет сделать вывод о тесноте связи факторов с результативным признаком и между собой, а также выбрать наиболее значимые факторы для включения в уравнение регрессии.

Таблица 3.1 Исходные данные для построения модели эффективности использования ресурсов предприятий Украины

Годы

Объем реализованной
продукции (работ,
услуг) предприним-
ательства. млрд.грн.
(
Y)

Валовые капитальные инвестиции в
предпринимательство,
млрд грн (К)

Численность
занятых работников на предприятиях (тыс.чел) % (L)

t

2004

1405,096

101.28

9581,7

5

2005

1514 549

106,179

9429,9

6

2006

1898,295

142,487

9272,5

7

2007

2414,715

205,063

9154,3

8

2008

3014,742

245,981

8969,4

9

2009

3102,361

190,839

8501,3

10

2010

3462,136

129,914

8186

11

2011

4091,411

191.314

8022,1

12

2012

4307,146

229,325

7920,9

13

    Полученная матрица парных коэффициентов корреляции свидетельствует о наличии тесной прямой связи между объемом реализованной продукции и объемом капитальных инвестиций в предпринимательство ( ), а также между объемом реализованной продукции и численностью занятых работников на предприятиях, которые занимаются предпринимательской деятельностью (  ), о чем свидетельствуют парные коэффициенты корреляции выше 0,8. Связь между объемом реализованной продукции и временем заметная и прямая ().


Таблица 3.2 Матрица парных коэффициентов корреляции

Y

К

L

t

Y

1

К

0,864

1

Ь

0,862

0,826

1

t

0,675

0,544

0,879

1

    Несмотря на наличие мультиколлинеарности между факторами L и t ), фактор времени не может быть исключен исходя из метода построения динамических корреляционно-регрессионных моделей.

    - проверка наличия всех требований, предъявляемых к факторным признакам при корреляционно-регрессионном анализе;

    - однородность распределения: Однородность распределения единиц совокупности имеет место, когда коэффициенты вариации не превышают 33%.

     Рассчитаем коэффициент вариации для фактора К:

    Аналогично получаем коэффициенты вариации для факторов L, t и Y:

   

   Поскольку коэффициенты вариации факторов К и t превышают пороговое значение 33%, то можно сделать вывод о статистической неоднородности совокупности. Однако, исходя из общих принципов формирования совокупности, данную совокупность можно считать однородной и пригодной для дальнейшего анализа.

     - соответствие нармальному закону распределения:

    Для проверки соответствия нармальному закону распределения используется правило «трех сигм». По правилу «трех сигм» были определены интервалы:

    а) для факторных признаков K,L и t:

  

     Поскольку  принадлежат интервалу то с вероятностью 0,997 можно утверждать, что факторный признак К соответствует нормальному закону распределения.

    Аналогично находим интервал для фактора L  [-108,95  1218,48] при

 Поскольку  принадлежат интервалу [-7,82  28,43], то с вероятностью 0,997 можно утверждать, что факторный признак L соответствуют нормальному закону распределения. 

     Интервал для фактора t имеет вид:[-2  10] при . Поскольку принадлежат интервалу [-2 10], то с вероятностью 0,997 можно утверждать, что факторный признак X3 соответствует нормальному закону распределения.

    б) для результативного признака Y: 

    Поскольку   принадлижат интервалу  то с вероятностью 0,997 можно утверждать, что результативный признак Y соответствует нормальному закону распределения.

    - определить уравнение регрессии модели модифицированной производственной функции;

    Уравнение регрессии модели модифицированной производственной функции имеет вид:

    Параметры  яв