9852

Основные направления европеизации страны при Петре 1: реформы в области государственного управления и культуры

Реферат

История и СИД

Основные направления европеизации страны при Петре 1: реформы в области государственного управления и культуры. В истории Российского государства Петр I сыграл ключевую роль. На рубеже XVII-XVIII веков Россия стояла на пороге преобразований. В эконо...

Русский

2013-03-17

36.43 KB

221 чел.

Основные направления европеизации страны при Петре 1: реформы в области государственного управления и культуры.

В истории Российского государства Петр I сыграл ключевую роль. На рубеже XVII-XVIII веков Россия стояла на пороге преобразований. В экономике страны, политическом строе, системе и функциях органов власти, в классовой и сословной структуре населения, в культуре произошли изменения, которые создавали предпосылки для реформ и выдвигали их на повестку дня.

Интересы дворянства и растущего купечества требовали завоевания выходов к незамерзающим морям, удобных торговых путей, расширения дворянского землевладения за счет присоединения новых территорий - богатых и плодородных земель на юге, в Причерноморье и Прикаспии. Это отвечало нуждам и мануфактурного производства.

Особенно важно было для России продвинуться вперед именно в то время, когда страны Западной Европы укрепились и стали на путь колониальных захватов. Надо было защитить себя от возросшей военной мощи более развитых стран Запада посредством создания регулярной армии и флота. Россия должна была перестроить свой государственный аппарат - он устарел и не отвечал потребностям времени.

В исторической литературе, затрагивающей этот период, первым по важности является вопрос о закономерностях, необходимости реформ, о том, в какой степени эпоха преобразований означала кардинальный разрыв с прошлым. Яркими выразителями двух разных точек зрения являлись С.М.Соловьев и В.О.Ключевский.

С.М.Соловьев интерпретировал петровский период как эру ожесточенной борьбы между диаметрально противоположными принципами государственного управления и характеризовал реформы как радикальное преобразование, страшную революцию, рассекшую историю России надвое и означавшую переход от одной эпохи в истории народа в другую. Величие Петра, считает С.М.Соловьев, в том, что он пусть пытками и батогами, но заставил жителей «варварской Московии» перенять от Европы начало европейской культуры. Вместо варварского Московского царства Петр в кратчайшие сроки создал Российскую империю.

В.О.Ключевский проводил мысль о преемственности между реформами Петра и предшествующим столетием. Он утверждал, что в XVII веке шел процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности. Петр в порядках старой Руси ничего кардинально не менял, он продолжал развивать уже существовавшие тенденции. А если в реформах Петра и было что-то "революционное", то лишь насильственность и беспощадность используемых им методов.

В проведении реформ было два периода: первый из них включает Полтавскую битву и ближайшие 4-5 лет после нее, ко второму периоду относятся все остальные годы царствования Петра.

Центральным событием первого периода была Северная война. Задачам мобилизации ресурсов для победы над сильным противником были подчинены начальные преобразования, проводившиеся под воздействием текущих потребностей, явившихся следствием неудачного начала войны. В продолжение второго периода военные действия были перенесены на вражескую территорию, и дальнейшие реформы проводились с большей планомерностью.

В.О.Ключевский считал, что главной движущей пружиной преобразований была Северная война, что структура реформ и их последовательность обусловлены ее потребностями.

Безусловных приверженцев тезиса о войне как главном стимуле деятельности Петра среди историков мало, но распространено убеждение, что ее ход имел определяющее влияние на характер процесса преобразований. Сторонники этой точки зрения (Н.И.Павленко, Б.Б.Кафенгауз) проводят границу между первой «лихорадочной» фазой войны, когда внутриполитические реформы имели в основе своей непродуманные и временные решения, и последним десятилетием царствования Петра, когда правительство располагало достаточным количеством времени для обдумывания и принятия более твердых и перспективных решений. К этому периоду относятся самые существенные и долговременные из преобразований.

С 1699 г. правительство переходит к новой системе комплектования вооруженных сил - набору рекрутов для постоянной строевой службы в регулярных войсках, по одному человеку с определенного количества крестьянских и посадских дворов. Это был важный шаг к укреплению оборонной мощи страны.

В течение всей своей жизни Петр I продолжал строить новую армию. Рекрутские наборы стали основным источником пополнения армии. При Петре I было - проведено 53 рекрутских набора. К 1725 г. полевая армия (пехота, кавалерия, артиллерия) насчитывала около 130 тысяч человек вместо 40 тысяч к началу Северной войны.

В плане экономической подготовки к войне следует рассматривать проведение в 1699-1700 гг. первой городской реформы. Указом 1699 г. в Москве создавалась Бурмистерская палата, вскоре переименованная в Ратушу, в остальных городах - земские избы. Это были органы городского самоуправления, не подчинявшиеся воеводам на местах и приказным учреждениям в центре. Городская реформа мотивировалась тем, что купцы терпели убытки от многих приказных волокит. Но главная ее цель состояла в превращении Ратуши и земских изб в ответственных сборщиков таможенных и кабацких денег. Как только в связи с проведением губернской реформы 1708-1710 гг. уменьшилась потребность в финансово-административных услугах купечества, правительство подчинило органы городского самоуправления областной администрации.

В 1708-1710 гг. правительство провело областную реформу. Бе сущность состояла в том, что между уездами, ранее непосредственно подчинявшимися центру, и приказами появились промежуточные административные единицы - губернии и провинции. Страна была поделена на 8 губерний во главе с губернаторами, облеченными правами главнокомандующих расположенных на территории губернии войск и всей полнотой административной и судебной власти. В подчинении губернатора находились 4 помощника, каждый из которых ведал определенной отраслью управления. Губернии делились на провинции, а последние - на уезды. Проведение областной реформы значительно увеличило штат чиновников.

Областная реформа внесла существенные изменения в организацию центрального аппарата государства. Ратуша утратила значение центрального казначейства страны, т.к. ее финансовые функции перешли в ведение областной администрации, исчезли областные приказы.

Подготовка к Северной войне, создание новой армии, строительство флота -все это привело к увеличению объема работы ведомств. Стали создаваться новые приказы, канцелярии. В их организации и функционировании было мало нового, т.к. первоначально главная цель состояла в том, чтобы обеспечить победу в Северной войне с помощью той системы, которая уже существовала. Но уже было ясно, что старые структуры управления не справляются с новым и задачам и.

Оформление нового государственного аппарата относится к концу 10-х - началу 20-х гг. XVIII века Петр I проявлял пристальное внимание к организации новых учреждений. Он основывался на мысли, что все беды в обществе происходили от несовершенства структуры государственного аппарата. Стоило его организовать на разумных началах, и все изменится к лучшему. Считая так, император, по сути, излагал взгляды европейских ученых, поскольку идея о человеческой, а не богоданной природе государства нашла отражение в творениях философов Спинозы, Бэкона, Локка, Лейбница; юристов Гроция, Пуфендорфа. С Лейбницем Петр I состоял в переписке, хорошо знал труды государствоведов. Их концепции, несомненно, влияли на деятельность великого реформатора.

Ключевое положение в государственной системе занял Сенат. Первоначально Сенат был создан в качестве верховного органа управления на период отсутствия царя, но затем превратился в высшее бюрократическое учреждение, непосредственно подчиненное Петру I. В отличие от Боярской думы, комплектовавшейся по принципу знатности происхождения, Сенат состоял из немногих (9 человек) доверенных лиц, назначенных царем независимо от их родовитости. Сенат подготавливал новые законы, ведал всей системой центрального и местного управления, занимался комплектованием армии и флота, сбором налогов. Одновременно с Сенатом для тайного надзора за исполнением указов был учрежден институт фискалов. Фискалы в городах и губерниях подчинялись обер-фискалу Сената. За время своего царствования Петр I неоднократно реорганизовывал Сенат, стараясь сделать его работу наиболее эффективной.

После организации Сената началась замена старинных приказов новыми центральными учреждениями - коллегиями. В 1717 г. царь издал ряд указов, поставив дело организации коллегий на практические рельсы: он определил число коллегий, назначил в каждую из них президента и вице-президента. Коллегиальная система не устранила ни произвола, ни волокиты, о чем мечтал Петр I, но два преимущества над приказами эта система имела: во-первых, в ее основе лежало четкое разграничение сфер управления, что отсутствовало в приказном строе; во-вторых, власть коллегий распространялась на всю территорию страны. В итоге достигалась высокая степень централизации государственного аппарата.

Важнейшими считались Коллегия иностранных дел, Адмиралтейская и Военная - они назывались первейшими. Финансами страны заведовали три коллегии: доходами распоряжалась Камер-коллегия, расходы находились в ведении Штатс-контор-коллегии. Ревизион-коллегия осуществляла контроль за поступлением сборов в бюджет государства и их расходованием.

Заметное место в структуре центральных учреждений имели торгово-промышленные коллегии: Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия. Вотчинная коллегия ведала всякого рода земельными спорами, делами о наследовании и др. Юстиц-коллегия руководила деятельностью местных судебных учреждений. На правах коллегий существовали еще два учреждения: Главный магистрат и Синод.

Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената. Но уже в

1722 г. Петр I признал, что это было сделано ошибочно, ибо такой состав Сената

лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил принципу подчиненности низших учреждений высшему. Президенты большинства коллегий, за исключением «трех первейших», были выведены из состава Сената.

Во главе коллегий были поставлены представители русской знати и выдвинувшиеся при Петре I крупные государственные деятели: А.Д.Меншиков, Я.В.Брюс, Г.И.Головкин, Д.М.Голицын, Ф.М.Апраксин и др.

Не менее важным, чем организация коллегий, Петр I считал составление уставов и регламентов, которыми должны руководствоваться в своей работе должностные лица; Он стремился к созданию целой иерархии регламентов. Среди них выделялся своей значительностью Генеральный регламент (1719-1724), содержавший принципы работы бюрократических учреждений. Эти общие принципы развивались и детализировались в регламентах отдельных учреждений, а работа каждой категории чиновников, численность которых за время реформ увеличилась в 3-4 раза, определялась своей инструкцией.

В том же году Петр учредил высшую в государстве должность генерал прокурора. Ему было поручено накрепко смотреть» за деятельностью Сената и всех государственных учреждений. Первым генерал-прокурором Сената был Петр Ягужинский, человек деятельный и властный, сумевший сделать свою должность высокопрестижной.

В 1720 г. в Петербурге был учрежден Главный магистрат, ведавший городскими магистратами. Городское население было разделено на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. К «нерегулярным» относились лица, не владевшие собственностью. «Регулярные» делились на две гильдии: в первую входили купцы и промышленники, во вторую - мелкие торговцы и купцы. Правом избирать местные магистраты пользовались только «регулярные» граждане. Таким образом, в социальном строе русского общества начали складываться элементы буржуазии. Относящиеся к буржуазному сословию пользовались весьма существенными привилегиями, отгораживавшими их от «подлого» народа (крестьян, простых горожан).

Вторая областная реформа (1719) сделала основной единицей административного управления провинцию (более мелкую, чем губерния). Таких провинций было около пятидесяти. Деление на губернии сохранилось, но во власти губернатора остались лишь военные дела, а по остальным вопросам провинциальные воеводы сносились непосредственно с центральными учреждениями.

Одним из наиболее сложных и важных государственных преобразований являлась церковная реформа Петра I. Большинство историков, как дореволюционных, так и современных, считают, что главная цель реформы состояла в том, чтобы подчинить церковь абсолютистскому государству, а основным средством, с помощью которого эта цель достигалась, была ликвидация патриаршества и замена его Синодом.

Петр не забыл той строптивости, которую в годы правления его отца проявлял патриарх Никон, и, чтобы исключить возможность подобных рецидивов, решил заменить патриаршее церковное управление коллегиальным. С 1721 г. управление церковью было сосредоточено в Синоде. Во главе Синода был поставлен государственный чиновник - обер-прокурор. Церковь фактически превратилась в составную часть государственного аппарата. Это означало для русских людей потерю духовной альтернативы государственной идеологии.

Личное участие в законодательстве - особенность деятельности Петра I. И это объясняется беспредельной верой царя в силу указов. Подданных, по мнению Петра I, надо было наставлять во всем - от их хозяйственных дел до удовлетворения духовных запросов, от наблюдения за их внешним видом до семейной жизни. Отсюда непрерывный поток указов, неисполнение которых жестоко каралось. В одних, как заметил А.С.Пушкин, царь проявлял обширный ум, в других - жестокость и своенравие.

. К указам, в которых проявлялся государственный ум Петра, относится «Табель о рангах» 1733 г., вводившая новый порядок продвижения по службе. Каждый чиновник, будь то на гражданской или военной службе, должен был в зависимости от своих способностей продвигаться по службе по 14 ступеням, начиная от низшего, 14 ранга (прапорщик на военной службе и коллежский регистратор на гражданской), до первого - адмирал и канцлер. «Табель о рангах» представляла возможность получить дворянство выходцам из «подлых» сословий. Чиновник, достигнув 8-го ранга, становился дворянином. Принцип родовитости при назначении на государственную службу был окончательно заменен принципом выслуги.

Серьезные преобразования под влиянием Запада произошли в духовной сфере. До Петра общение с иностранцами не поощрялось и разрешение на выезд получали члены посольства и гости (верхушка купечества). Теперь выезд за границу стал поощряться, а к некоторым применялся в принудительном порядке. В 1696 г. был принят специальный указ о направлении в разные государства на учебу 61 человека, из них 23 принадлежало к княжеским фамилиям.

Петру хотелось, чтобы русский человек и внешне походил на европейца. Когда царя на следующий день после приезда из Европы прибыли поздравлять бояре, Петр велел принести ножницы и самолично начал обрезать бороды у шокированных этой выходкой бояр. За бородой пришла очередь одежды. В 1700 г. был принят указ об обязательном ношении венгерского или немецкого платья (кафтана), затем предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки.

Воспитание детей тоже было подвержено новым веяниям. При Петре издавались наставления о правилах воспитания и поведения молодежи. В 1717 г. было опубликовано так называемое пособие для дворянина «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению», сочинение, составленное в основном из текстов западноевропейских авторов. Дворянин должен был отличаться от окружающих внешним видом, изысканными манерами, образованностью.

Изменилось представление о дворянском досуге. Указом 1718 г. были введены «ассамблеи», которые становились обязательными для дворян в городах и сочетали в себе отдых и деловое общение. Ассамблеи являлись собраниями, в которых женщины участвовали на равных с мужчинами. Здесь же наряду со знатью присутствовали рядовые дворяне, богатые купцы и даже корабельные мастера. Тем самым ассамблеи ломали старый обычай, обусловленный местническими традициями.

Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Новый год начинался не 1 сентября, а с 1 января, как в европейских странах. При Петре 1 празднества приобрели светский характер. Победы в сражениях сопровождались торжественным шествием победителей через триумфальные арки, пушечной пальбой, фейерверками, тогда как раньше их отмечали колокольным звоном, молебном, крестным ходом. Изменения коснулись верхушки феодального общества. Что касается основной массы населения, то его быт практически остался неизменным.

Деятельность Петра I оказала неоднозначное влияние на развитие России. Его царствование сопровождалось развитием крепостничества. Оно было связано с осуществлением грандиозного по масштабам мероприятия - переписи податного населения. До переписи единицей обложения был двор, после переписи - мужская душа. В результате податной реформы доходы государства возросли в 3 раза. Историк Л.Н.Гумилев называл эту реформу страшной, поскольку считал, что из указа о подушной подати и родилась та форма крепостного права, которую упразднят в 1861 г., во времена Александра II.

На положении крестьян тяжело отражался рост государственных повинностей. Государство ежегодно привлекало население к разным строительным работам. Десятки тысяч крестьян, согнанных со всех концов страны, строили флот в Воронеже и Таганроге, Петербурге и Казани, рыли каналы, воздвигали крепости и города.

В целях увеличения доходов правительство вводило новые виды сборов. По совету прибыльщиков (так назывались авторы проектов об увеличении доходов казны) были обложены налогами домашние бани, мельницы, введена гербовая бумага, сборы с огурцов, арбузов, с бороды и прочее.

Крупный доход казне принесла денежная реформа, сопровождавшаяся уменьшением количества серебра в монете. Только за три года (1701-1703), в течение которых наиболее интенсивно проводилась чеканка новой монеты, казна получила чистой прибыли свыше 2,8 миллиона рублей. Одновременно в результате монетной операции курс рубля снизился почти вдвое, соответственно поднялись цены на товары.

Показателем развития крепостнических отношений в стране было расширение дворянского землевладения, укрепление феодальной собственности на землю. И хотя царь жаловал землею теперь не за службу, а за особые заслуги, тем не менее только с 1682 по 1710 гг. были розданы из дворцового фонда 273 волости с более чем 43 тысячами крестьянских дворов.

Одновременно с расширением площади дворянского землевладения расширялись права дворян на землю. Указ, о единонаследии 1714 г. окончательно оформил начавшееся ранее слияние двух форм землевладения (поместье и вотчина) в одну. Правда, указ запрещал продавать и закладывать поместья и вотчины, вся недвижимая собственность могла быть передана только одному из наследников.

Главная цель указа состояла в том, чтобы принудить молодых дворян служить государству. Указ о единонаследии и «Табель о рангах» упрочили положение дворян в стране и способствовали объединению феодалов в единое сословие, обладавшее определенными привилегиями.

Самыми значительными были новшества и успехи в промышленности./За годы царствования Петра I произошел резкий экономический скачок. Было создано множество металлургических и оружейных заводов, судоверфей и канатных мануфактур, полотняных и суконных производств. Общее их число за четверть века возросло с 15 до 100.' Появились новые для страны отрасли мануфактурной промышленности. Страна за эти годы преобразилась и по объему промышленной продукции вошла в число ведущих держав мира, а по выплавке железа заняла второе место.

Историк Н.П.Милюков считал, что в России мануфактуры были искусственно привиты на экономический организм страны и существовали лишь благодаря постоянной поддержке и заботе правительства, в отличие от крупной промышленности Запада, органично развившейся из различных форм надомного производства. Мануфактурная политика была, по мнению В.О.Ключевского, казенно-парниковым воспитанием промышленности.

Представляется, что важную роль для Петра I в этом деле играл фактор времени. Строительство мануфактур, преимущественно оборонного значения, было вызвано необходимостью обеспечить армию и флот оружием, боеприпасами, обмундированием. Промышленность создавалась в условиях, когда естественные предпосылки (развитый внутренний рынок, национальный частный капитал, квалифицированная рабочая сила) еще не сложились.

Некоторые историки (ЕВ.Анисимов) обращают внимание на то, что эта форсированная «сверху» индустриализация велась крепостническими методами. Вместо того чтобы создать отвечающую крупному производству социально-экономическую среду, Петр I еще более усилил феодальные отношения, мешающие предпринимательству. Частным предпринимателям было разрешено скупать целые деревни, население которых превращалось в «посессионных» крестьян, т.е. прикрепленных к заводу или мануфактуре в качестве ее принадлежности и переходящих в случае смены владельца к новому хозяину. Словом, вместо рынка промышленной рабочей силы сформировался слой подневольных тружеников

Е.В.Анисимов считает, что победа подневольного труда в промышленности определила нараставшее с начала XIX века экономическое отставание России. Данная точка зрения характерна и для западных историков (Х.Баггер).

Особенность экономического бума начала XVIII века состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его проникновении во все сферы государственной жизни. Такая его роль была обусловлена многими факторами.

Сильнейшим стимулятором вмешательства государства в экономическую сферу стало неудачное начало Северной войны. За короткое время была создана государственная промышленность.

Господствовавшие в Европе экономические концепции меркантилизма исходили из того, что основой богатства страны является накопление денег за счет активного баланса торговли, большого вывоза товаров на чужие рынки4i малого ввоза на свой. Это предполагало вмешательство государства в сферу экономики посредством поощрения одних - «нужных» видов производства, промыслов и товаров и ограничения или даже запрещения других - «неполезных» с точки зрения государства.

Россия достигла успеха в своей меркантилистской политике. Вывоз товаров в 1727 г. составлял 4,2 миллиона рублей, а ввоз - 2,1 миллиона. Этому в немалой степени способствовал проникнутый протекционистскими началами таможенный тариф, изданный в 1724 г.

Государство резко усилило собственную торговлю, стремясь получить максимальную прибыль. При этом использовало эффективный способ - введение монополии на сбыт товаров, причем круг таких товаров постоянно расширялся. Это вело к ограничению деятельности купцов, к расстройству свободного предпринимательства. После 1718-1719 гг., когда в успешном завершении войны никто не сомневался, экономическая политика правительства претерпела изменения. Стали приниматься различные меры по поощрению предпринимателей, распространилась практика передачи предприятий частным владельцам.

Таким образом, благодаря преобразованиям Россия стала сильным европейским государством. Во многом было преодолено технико-экономическое отставание. Однако в экономике страны решающее значение имела не промышленность и городское население с его более передовым производством, а сельское хозяйство с рутинной техникой и крепостными отношениями. Горожан, несмотря на рост городов, насчитывалось по данным первой ревизии около 186 тысяч человек, что составляло всего 3% от общей численности населения. Отсталость проявлялась и во внешнеторговых связях, где главным предметом русского экспорта были не промышленные товары, а сельскохозяйственное сырье. Резко усилился крепостной гнет.

И все же реформы Петра I, несмотря на то, что они проводились на крепостнической основе, дали большой толчок развитию производительных сил страны.

По-разному воспринимали деятельность Петра I его современники и потомки. Восторженно отзывались о делах императора сторонники реформ, крайне неодобрительно - их" противники. Первые ученые-критики Петра (историки Л.М.Щербатов и Н.М.Карамзин) ставили в вину царю нарушение вековых устоев нравственности и быта, принижение религии. По мнению Щербатова, европеизация принесла России множество пороков. Н.М.Карамзин не ограничился описанием нарушений нравов Древней Руси. Он обвинил царя в том, что тот искоренял древние обычаи, насмехался над ними и насаждал иностранное; что новшества коснулись дворянства и тем самым воздвигли стену между ним и крестьянством. Осуждал Карамзин и своевластие царя, и кровавые расправы.

Вместе с тем и М.М.Щербатов, и Н.М.Карамзин полагали, что без Петра Великого на продвижение вперед, достигнутое при нем, России потребовалось бы 200 лет (Щербатов) или даже 600 (Карамзин).

Славянофилы в 40-е годы XIX века пришли к выводу, что Петр, «свернув» Россию с естественного пути развития, нанес русскому народу непоправимый ущерб, лишив его национального своеобразия.

Историки-либералы признавали заслуги Петра. Россия сделала крупный шаг по пути прогресса. Но цель Петра - превратить Россию в европейскую державу -не может быть оправдана теми страданиями, которые вынесла страна при ломке ее устоев. Отдавая приоритет развитию личности, либеральные историки подчеркивали, что пространство свободы сузилось, т.к. каждый человек был ограничен-в своей деятельности рамками государственных интересов, которые охватывали все сферы российской жизни (ЕВ.Анисимов, А.Г.Брикнер, А.Б.Каменский).

Отдельные историки считают, что петровские реформы сводились к модернизации России по шведско-голландскому образцу. Новые явления взаимодействовали с традициями прошлых эпох, но этот синтез не привел к коренным изменениям. Россия оставалась восточным государством с европейским фасадом (С.А.Нефедов).

Историки-марксисты (вся литература, изданная в советский период) считали, что в результате преобразований Россия сделала крупный шаг по пути прогресса, превратилась в европейскую державу. Созданный Петром абсолютистский режим ничем существенно не отличался от западных режимов. Преобразования происходили за счет усиления эксплуатации трудящихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84284. Окисление жиров и высших жирных кислот микроорганизмами. Микроорганизмы - возбудители порчи жиров 32.33 KB
  Микроорганизмы возбудители порчи жиров Жиры представляют собой сложные эфиры глицерина и высших жирных кислот. Практическое значение процесса Процесс разложения жиров отмерших животных и растений происходит постоянно и имеет большое значение в круговороте веществ в природе. С другой стороны в пищевой промышленности микроорганизмы окисляющие жиры приносят вред вызывая порчу пищевых жиров и жира содержащихся в различных пищевых продуктах.
84285. Гнилостные процессы. Понятие об аэробном и анаэробном гниении. Возбудители. Роль гнилостных процессов в природе, в пищевой промышленности 33.82 KB
  Белки – высокомолекулярные соединения поэтому вначале они подвергаются внеклеточному расщеплению протеолитическими ферментами микроорганизмов которые являются экзоферментами. Конечными продуктами аэробного гниения являются кроме аммиака диоксид углерода сероводород и меркаптаны обладающие запахом тухлых яиц. Конечными продуктами анаэробного гниения являются продукты декарбоксилирования аминокислот отнятие карбоксильной группы с образованием дурно пахнущих веществ: индола акатола фенола крезола диаминов их производные являются...
84286. Характеристика пищевых заболеваний. Отличия пищевых инфекций от пищевых отравлений 27.71 KB
  Отличия пищевых инфекций от пищевых отравлений Пищевые алиментарные заболевания – заболевания причиной которых служит пища инфицированная токсигенными микроорганизмами или токсинами микробов рис.1 Сравнительная характеристика пищевых заболеваний № Пищевые инфекции Пищевые отравления 1. Возбудители в пищевых продуктах не размножаются но могут длительное время сохраняться.
84287. Патогенные и условно-патогенные микроорганизмы. Их основные свойства. Химический состав и свойства микробных токсинов 34.57 KB
  Химический состав и свойства микробных токсинов Возбудителями пищевых инфекций являются патогенные микроорганизмы к основным свойствам которых относятся: Патогенность – потенциальная способность определенного вида микробов приживаться в макроорганизме размножаться и вызывать определенное заболевание. Все патогенные микроорганизмы относятся к хемоорганогетеротрофам которые в качестве источника углерода и азота используют органические соединения из живых клеток паразиты. Возбудителями пищевых отравлений являются условнопатогенные...
84288. Инфекции. Источники и пути передачи инфекции. Виды пищевых инфекций и характеристика возбудителей. Профилактика пищевых инфекций 39.59 KB
  Источники и пути передачи инфекции. Источники инфекции – больной человек или животное а также бактерио бацилло и вируносители – люди и животные невосприимчивые к данному заболеванию а также перенесшие это заболевание. Пути передачи инфекции: Прямой контакт от больного человека к здоровому. Пищевые инфекции – такие инфекционные заболевания при которых пищевые продукты являются только передатчиками токсигенных микроорганизмов.
84289. Понятие об иммунитете. Виды иммунитета. Вакцины и сыворотки 29.58 KB
  Виды иммунитета. Вакцины и сыворотки Иммунитет – невосприимчивость макроорганизма к инфекционным заболеваниям и чужеродным антигенам. Иммунитет может быть инфекционный и неинфекционный.
84290. Пищевые отравления: токсикоинфекции и интоксикации. Характеристика возбудителей пищевых отравлений 62.5 KB
  Пищевые токсикоинфекции – отравления, возникающие при приеме пищи, содержащей большое количество живых токсигенных бактерий. Возбудители токсикоинфекций образуют эндотоксины, прочно связанные с клеткой, которые при жизни микроорганизма в окружающую среду не выделяются
84291. Микробиологический контроль качества пищевых продуктов 36.74 KB
  Важнейшими характеристиками пищевых продуктов является их безопасность и микробиологическая стойкость. Для оценки качества пищевых продуктов пользуются количественными и качественными микробиологическими показателями. Поэтому при санитарной оценке продуктов пользуются косвенными методами позволяющими определить уровень загрязнения продукта выделениями человека уровень фекального загрязнения.
84292. Биосфера и распространение микроорганизмов в природе. Влияние на окружающую среду антропогенных факторов 33.94 KB
  Местообитание. В пределах экосистемы для каждого микроорганизма можно описать его местообитание. В рамках определенной экосистемы микрооганизм имеет как правило только одноединственное местообитание хотя некоторые микроорганизмы могут иметь несколько таких мест каждое в отдельной экосистеме. Иными словами местообитание – это адрес данного организма.