98523

Динамика страхов в младшем школьном возрасте

Курсовая

Психология и эзотерика

Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов. Изучить психологические причины формирования детских страхов. Выявить характер детских страхов и проблемы их проявления.

Русский

2015-11-04

75.78 KB

2 чел.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                                    ФАКУЛЬТЕТ  ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК                                           КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Динамика страхов в младшем школьном возрасте

студентки 3 курса  отделения психологии                                                      Темникова Анастасия Константиновна                                                             Научный руководитель-                                                                                            

Минск. 201

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1  Теоретические аспекты изучения детских страхов

    1.1 Особенности тревоги и страха

    1.2 Социально-психологические факторы возникновения тревожности и страха

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

    2.1 Методы и методики эмпирического исследования   

    2.2 Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Введение

Изучение психологических особенностей страха в младшем школьном возрасте и его специфических проявлений, причин и факторов его обусловливающих, приобретает все большее значение в современном мире. Для благоприятного психического развития уже в раннем возрасте формируется базовое доверия к миру: ребенок чувствует, что ему ни что не угрожает, что он является значимым и ценным для окружающих людей. База доверия формируется уже во внутриутробном возрасте, при этом очень важно, чтобы ребенок был желанным не зависимо от времени его появления («Запланированный - незапланированный»), независимо от пола. Полное принятие ребенка является важным условием для становления у него положительной самооценки и ровных, уверенных, доброжелательных отношений с окружающими. К сожалению, эти принципы не всегда выполняются. В дальнейшем такой ребенок  с большим трудом адаптируется в группе сверстников и часто занимает положение изгоя. Большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами. Детские страхи обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. В последнее время вопросы диагностики страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту,  принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Цель данной работы – выявить динамику страхов в младшем школьном возрасте ;

Обьект – динамика страхов;

Предмет – динамика страхов в младшем школьном возрасте;

Задачи:

1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов;

2. Изучить психологические причины формирования детских страхов;

3 Выявить характер детских страхов и  проблемы их проявления;

Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что детские страхи взаимообусловлены  с повышенной тревожностью ребёнка и количество страхов в значительной мере будет превышать норму страхов по Захаровой А. И.;

Методики:

Методы: Опрос, беседа , математические данные.

Научная новизна: Полученные данные обогащают знания о

Практическая значимость: Полученные данные можно использовать для дальнейшего изучения страхов .

 

Глава 1  Теоретические аспекты изучения детских страхов

 1.1 Понятийный аппарат исследования

  Изучения страха взяла свои корни с IV в. до н.э.. Аристотель и стоики пытались объяснить этот феномен , но их объяснения рассматривались сточки зрения философских позиций . Страх (нем. Angst; франц. angoisse; адгл. anxiety) — это тягостное, мучительное душевное состояние, вызываемое грозящей человеку опасностью и чувством собственного бессилия перед ней.  Развития психологии как науки появилось в 19 веке, и с этого времени появилась трактовка этого феномена с психологической позиции.

  Первая и самая распространённая трактовка понятия является таковой: Страх  – это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.). Страх аффективно заострённое восприятие угрозы индивида, он основывается на инстинкте самосохранения и на социальном опыте межличностных отношений.  Страх , так же рассматривают как социальный феномен ,и он может передаваться людьми друг к другу. Обычно такая передача происходит в толпе людей , при возникновении угрозы . Когда человек испытывает страх ,то происходят физиологические изменения ,выделяется  определенный запах ,  поэтому есть такой факт ,что животное чувствуют когда человек боится.

   И так рассмотрим понятийный аппарат феномена , для этого нужно обратится к его родоначальнику З .Фрейду. По мнению Фрейда ,психоанализ рассматривает источником страха  акт рождения .  Было выявлено те кто застревал в половых путях при рождении ,   выше вероятность проявления клаустрофобии . Так  же делил страхи на  2 вида реальные и невротические.

   Реальный страх – это происходящая реакция на опасность. А невротический страху – которого нет видимой причины.

   Однако Фрейда увлёк религиозный страх . Он выяснил , что образ Бога составляется на образа собственного отца. Когда человек взрослеет, он понимает что отец не всесилен, и проецирует образ отца на бога. Его рассуждения не носят поверхностный характер, у него опубликовано несколько книг, посвященные теме религии.

    Далее рассмотрим с точки зрения Юнга . Он считал что все процессы человека взаимодействуют на границах сознательного и бессознательного. Если взять на примере то человек в своём бессознательном – храбрец , а внутри трусоват . Юнг считает, что, не существует   трусов или храбрецов, т.к. личность носит обратную сторону внешне проявляемого качества. Сделая выводы на этом основании ,можно выявить ,что необходимые методы для борьбы со страхом , человеку нужно просто обратится к себе и можно найти в себе всё необходимое для борьбы с этим феноменом.

   В отличие от Фрейда и Юнга , Станислав Гроф уделяет внимание важной детали не только ,послеродовой состояния , но и обращает внимание на внутриутробное развитие ребёнка. Он представил нашему вниманию перинатальных матриц ,они состоят каждая из своих этапах  : 1) Рай или матрица любви ; На этой стадии у ребёнка залаживаться позитивное отношение к миру и себе. 2) Ад или матрица жертвы;  Формируется правильное отношение к трудностям . 3) матрица борьбы; Третья матрица связана с сексуальностью; 4) матрица свободы; формирование отношения ребенка к жизненным перспективам и  знакомство с миром. Если каждая матрица будет нарушена ,то на каждой стадии могут проявляться негативный результат , что при рождение будет влиять на развитие ребёнка и проявления в его жизни страхов.

 И так каждый учёный имеет свою точку зрения и свои доказательства , однако нужно обратить внимание , на то что некоторые учёные не разграничивают 2 понятия это страх и фобия ,но что же такое фобия?

    Фобия (от греческого страх) -сильная и не имеющая под собой реальной основы боязнь чего-либо - открытого пространства (например, страх перед площадями, парками или большими магазинами), тесно замкнутого пространства, высоты, безобидных животных (при зоофобии) или какого-либо объекта (обычно живого), который у других людей чрезмерного страха не вызывает [7].

   Фобии возникают вследствие психического заболевания, неврозов, жизненных потрясений, физического или умственного переутомления, после травмирующих стрессовых воздействий. Чаще встречаются у людей со слабой волей, склонных к навязчивым эмоциональным состояниям, мыслям, воспоминаниям. Рассматривая два понятия ,фобия и страх , то можно увидеть ,что у них есть и схожие компоненты , а так же и различные , что и отличает их друг от друга.

   И так всё же что такое страх , в начале текста дали определение этому феномену, но конкретного значения , до сих пор не кто не может дать . Для каждого значения этого понятия ,  будет иметь свою трактовку ,опираясь на свой  внутренний мир.

1.2 Проблема страха , в современной психолого  –педагогической литературе.

   В XX веке многие учёные обратили внимание  на такую особенность ,что с развитием цивилизации ,в большом потоке информации ,упавшая на человека , по данным повысился рост страхов у людей. И с этого времени страх рассматривают ,как социальное явление. [1]

По мнению  Захарова А.И. страх может возникнуть на каждом этапе развития человека . Российский психолог Захаров отмечает , что страх развивается уже с самого рождения  :  от 1 до 3 лет проявления таких страхов как ночные страхи . От  3-5 лет для детей характерно страх одиночества , темноты  и замкнутого пространства.  От 5-7 лет ведущим становится страх  смерти . Каждому ребенку присущи определенные страхи. Если они превышают норму по Захарову А.И. , то можно говорить о проявлениях тревожности  ребенка и проведению коррекционных работ .  При этом требуется отметить    что, несмотря на  отрицательные свойства, страха он   выполняет разнообразные функции в жизни человека.  Ведь на всех этапах развития человека , страх сопровождает людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Страх мобилизовал научный и творческий потенциал людей на борьбу со стихией. Страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью. Страх также выступает своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни. По мнению А.И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития.

В общем виде страх классифицируют на ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный характер . Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Так же можно обозначить  возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с определёнными изменениями в жизни человека. Страх можно разделить так же ,на ситуационные и личностно обусловленные. Ситуационный страх возникает в опасной для человека ситуации. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Возрастную периодизацию формирования чувств и появления страхов описывает Т.А. Данилиной [18 ].

А вот американский психиатр Гарри Стэк Салливан считал ,что все возникающие страхи на первом этапе жизни ребёнка сталкиваются между матерью и ребенком. Если ребенок растет боязливым, пугливым  то причиной всего этого является ,в его отношениях с матерью. Дело совершенно в недостатке внимания и любви.  Тут рассматриваться другая точка зрения ,если мама сама чего то боится , то и вследствие этого ребенок становится пугливым. Это встречается настолько часто, что возникла гипотеза: боязливость передается по наследству. Но все же многие психотерапевты уверены, что это результат воспитания в младенческом и раннем возрасте [26 ].

   А вот наши отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. отрицают другие работы и утверждают, что в ранние годы особое значение имеет удовлетворение витальных, т.е. жизненных потребностей, таких как еда, питье, сон, собственная безопасность. Когда эти потребности удовлетворяются в полной мере, возникают социальные потребности: общение с взрослым, его ласка, любовь, привнесение информации об окружающем мире - все то, что способствует развитию человека как личности. Иначе обстоит дело у детей с эмоциональным неблагополучием .Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым образом. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются ребенком, и именно их впоследствии он начинает бояться. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию [53].

   Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин детских страхов кроется в нарушении детско-родительских отношений [53].

1.3 Механизмы и причины проявления страхов  у детей младшего школьного возраста

   Проявления страха происходит на интуитивном уровне у человека. Механизмы  проявления страха на уровне рефлекторном. Учёные изучающие психологию, отмечают различные причины страхов .

К. Изард подразделил причины страха на внешние и внутренние.[3]

А. С. Зобов все опасности вызывающие страх разделил на три группы.

1. реальные, объективно угрожающие здоровью и благополучию личности;

2. мнимые, объективно не угрожающие личности, но воспринимаемые ею как угроза благополучию;

3. престижные угрожающие поколебать авторитет.

И  так возникает важный вопрос ,как возникают страхи у детей ,и каковы основные причины  возникновения ? Психологи ,отмечают  что страх у ребёнка возникает  ещё в  период внутриутробного развития ( при угрозе выкидыша). Вторую особенность  выделяют учёные ,это само протекание родов .  В дальнейшем такой ребёнок  ,будет более чувствителен , будет более острее ощущать страх. Ведь причинами развития страха а в дальнейшем уже закрепленной фобией  ,могут послужить этому разные события . И так ещё раз вспомним что такое страх .

Страх  – это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.).

И так всё таки ,какие причины проявления страха , ученые ,психологи , выделяют, много причин и все они по-своему разные , но что то их объединяет ? Выделим те причины ,которые являются основными в списках причин у многих учёных:

1)Врождённые страхи

2) Внутрисемейные отношения (конфликты ,разногласия ,взаимодействия с членами семьи и .т.д)

3)Социальное взаимодействие ребёнка с окружающими (со взрослыми, окружающая обстановка, внушение со стороны )

4)Социальное взаимодействие со сверстниками

5)Расстройства психики

6)Собственная фантазия

   И так рассмотрим пункты  ,начнём со второго пункта  он пересекается с первым ,тем что внутрисемейные отношения могут способствовать развития невротической личности: семейные конфликты  , отсутствие одного из родителей ,позднее рождение. В таком случае ребёнок приобретает такие качества которые свойственно ему не нужны. Все дети очень чувствительны к конфликтам между родителями , особенно дети младшего школьного возраста они особенно остро воспринимают (переживают )конфликты между родителями .  Конфликты между родителями влияет на психику ребёнка , и в этот момент у него возникает страх потерять одного из родителей или быть причиной этого конфликта . Девочки, более эмоционально ранимы, и острее, чем мальчики воспринимают отношения в семье [43]. У девочек младшего школьного возраста не только больше страхов, чем у мальчиков, но их страхи более тесно связаны между собой, то есть в большей степени влияют друг на друга. Другими сло­вами, страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и, прежде всего, с ее эмоциональной сферой [48]. Ещё главная особенность проявления  страхов влияет и состав семьи .У детей младшего школьного возраста количество страхов  в неполных семьях   больше ,чем в полных семьях. Ведь дети 7 лет в это время хотят  идентифицировать себя с родителем того же пола, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на отца, а девочки – на свою мать, это придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола. Другая особенность если у мальчиков отсутствует отец и защиты с его стороны, как и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери, ведет к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит, скорее, от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью [11].

   Следующая причина  это когда , ребенок боится потерять мать из поля зрения и в прямом смысле слова держится за ее юбку. Он постоянно ожидает какого-либо страшного «события»: внимательно вглядывается в лица незнакомых людей, не подпускает к себе посторонних людей , прячется за мать, плачет при резких звуках, боится заводных игрушек. Страх могут вызвать игрушки прыгающие, хлопающие крыльями, с загорающимися глазами, маски, передающие характерные эмоциональные состояния (боль, страх, сарказм).

   В научно-методической литературе так же выделяются социально-культурные и психологические предпосылки развития страха [26]. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом,  а дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок, если не будут слушаться родителей. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно  логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия.[]

   Есть ещё один не учтённый факт ,что в разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте - страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет - страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов.

    Насколько будет выражен тот или иной страх ,конечно зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка [10].

Вывод по Главе 1

Страх  – это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.).

  Рассмотрим понятийный аппарат феномена , для этого нужно обратится к его родоначальнику З .Фрейду. По мнению Фрейда ,психоанализ рассматривает источником страха  акт рождения .Было выявлено те кто застревал в половых путях при рождении, выше вероятность проявления клаустрофобии .Однако его соотечественик К. Юнг , считал что все процессы человека взаимодействуют на границах сознательного и бессознательного. И все необходимые методы для борьбы со страхом , человеку нужно просто обратится к себе и можно найти в себе всё необходимое для борьбы с этим феноменом. 

   Уже в XX веке многие учёные обратили внимание  на такую особенность ,что с развитием цивилизации ,в большом потоке информации ,упавшая лавина на человека , повысился рост страхов у людей.  В современной психологии рассматривают страх ,как социальное явление.

   По мнению  Захарова А.И. страх может возникнуть на каждом этапе развития человека . Российский психолог Захаров отмечает , что страх развивается уже с самого рождения  :  от 1 до 3 лет проявления таких страхов как ночные страхи . От  3-5 лет для детей характерно страх одиночества , темноты  и замкнутого пространства.  От 5-7 лет ведущим становится страх  смерти .

    А вот американский психиатр , Гарри Стэк Салливан считал ,что все возникающие страхи на первом этапе жизни ребёнка сталкиваются между матерью и ребенком. Если ребенок растет боязливым, пугливым  то причиной всего этого является ,в его отношениях с матерью.

    А вот проявления страха происходит на интуитивном уровне у человека. Механизмы  проявления страха на уровне рефлекторном. Учёные изучающие психологию, отмечают различные причины страхов .

К. Изард подразделил причины страха на внешние и внутренние.

А. С. Зобов все опасности вызывающие страх разделил на три группы.

1. реальные, объективно угрожающие здоровью и благополучию личности;

2. мнимые, объективно не угрожающие личности, но воспринимаемые ею как угроза благополучию;

3. престижные угрожающие поколебать авторитет.

   У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом,  а дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок, если не будут слушаться родителей. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно  логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия

    Так же стоит обратить внимание на такой факт ,что в разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте - страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет - страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов.

    Насколько будет выражен тот или иной страх ,конечно зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка [10].

Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

2.1 Методы и методики эмпирического исследования

   Понимание как метод исследования присутствует в ходе любого психологического исследования. Но ряд исследователей выделяют понимающую, или гуманитарную, психологию в качестве особой сферы психологического познания, в которой главным методом является понимание. Естественно-научный подход ориентирует психологов на исследование внешне наблюдаемой активности человека и животных. Психологию относят к поведенческим наукам, а наблюдение, измерение и эксперимент в психологии называют методами исследования поведения (methods of behavioral research).

С.Л.Рубинштейн в "Основах общей психологии" в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Первое подразделялось на "внешнее" и "внутреннее" (самонаблюдение), эксперимент – на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод - физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже) и анкету. Естественно, время обусловило особенности этой классификации. Так, "родственно-идеологические"связи психологии с философией лишили ее теоретических методов, аналогичная близость с педагогикой и физиологией вознаградилась включением методов этих наук в психологический перечень.  Кроме наблюдения ,выделяют метод самонаблюдения или интроспекция.  Этот метод является важным предметом психологического исследования, но  не может являться самостоятельным и, тем более, основным методом познания сущности психических явлений.

Следующей формой является беседа (устная или письменная). Цель данного метода , выяснить определённый круг вопросов , который будет трудно доступный при наблюдении.

В последнее время все большую популярность приобретает выделившийся из лабораторного психологического эксперимента метод тестирования.

Наиболее распространенные варианты теста: тест-опросник, тест-задание, проективный тест.

  1.  Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
  2.  Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает.
  3.  Проективные тесты -  основа механизма проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Такие тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение.

В нашем исследовании мы использовали ряд психодиагностических методик, в частности методику выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»(Приложение 1),а так же опросник оценки уровня тревожности Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)(Приложения2).

В качестве респондентов были взяты школьники 1-4 классов средней школы № 191 и №197  г. Минска. Выборка состояла из 124 школьников

Респонденты были разделены на 4 возрастные группы для сравнения: от 7-10 лет . Разделяло каждую группу также по половому различию по разделению Захаровой А.И .

Ход проведения исследования:

Исследование проводимое в школе:  Согласно первоначальной договорённости, для проведения исследования было взято 4 класса .Каждый из предоставленных классов опрашивался отдельно.  Перед началом проведения исследования испытуемым была объяснена цель  исследования, так же каждый испытуемый был уведомлён, что проводимое исследование, является анонимным и полученные данные не будут разглашаться посторонним лицам.  С каждым исследуемым проводилась индивидуальная беседа . При беседе не только обращалось внимание на заполнение методики ,но и на поведение исследуемого при произнесении того или иного страха, и на эмоциональное реагирование на предоставляемые картинки. Для выполнения методики требовалось около 10-15 минут , однако большинство справлялись и раньше времени .

2.2 Анализ результатов исследования

   На заключительном этапе интерпретировались, оформлялись результаты исследования, проводился математический анализ, формулировались выводы.

   Методики авторов А.И. Захарова и М. Панфиловой позволили выявить детские страхи в группах младших школьников. По исследованию данной методике ,у первой возрастной группы исследуемых  ,возраст 7 лет выражены были такие страхи как :1) страх нападения бандитов у девочек в 100% случаев и у мальчиков в 90%; 2)страх смерти родителей у девочек – 100% и у мальчиков в 100%; 3)страх умереть у девочек в 100% и у мальчиков в 25%; 4)страх пожара у девочек в 100% а у мальчиков в 63%;5) страх чужих  людей  у девочек в 87% ответов и у мальчиков  75%;6) страх огня  у девочек в 75% и у мальчиков в 25%; 7)страх войны в 75% у девочек и 75% у мальчиков; 8) страх перед животными 65% у девочек , а для мальчиков 50% ; 9)страх боли 63%у девочек ,а у мальчиков в 37%; 10)страх страшных снов у девочек в 63% ответов и у мальчиков 25%;11)  страх чудовищ в 63% характерен для девочек и в 25% для мальчиков.

Менее выражены, такие фобии как: 1)страх перед тем ,что тебя накажут родители в 12% у девочек и 25% у мальчиков; 2) страх опоздать в школу 38% у девочек ,а у мальчиков тоже 38%;3) страх засыпать выявлен в 12% у девочек и в 25% у мальчиков; 4)страх машин ,поездов в 25% отмечали девочки и в 38% мальчики; 5)страх тесных помещений 25% как и у мальчиков, так и у девочек; 6) страх врачей у 12% девочек и 13% мальчиков; 7)страх перед уколами 38% у девочек и 40% 63%у мальчиков; 8)страх резких звуков 12% у девочек и у мальчиков 13%.

У второй группы исследуемых возраст который составил 8 лет ,были выявлены такие страхи : 1) Страх войны у девочек 100% ,а у мальчиков 100% ; 2) Нападению бандитов выражено у девочек 50% ,а у мальчиков 16% ; 3) страх перед смертью родителей у девочек выраженно в 50% ,у мальчиков 33% ; 4) страх перед чужими людьми у девочек 50% ,у мальчиков 0% ; 5) страх страшных снов у девочек 16% и у мальчиков 16% ; 6) страх перед огнём выраженно у мальчиков в 0% , а у девочек 33% ;7) страх пожара у девочек 33% , а у мальчиков 16%; 8)  страх уколов у девочек 16% , а у мальчиков 50% ; 9) страх боли у девочек 16% и у мальчиков 50%.

Для детей третей группы  возраст которых 9 лет ,характерны такие страхи, как: 1) страх перед нападением у девочек в 100% ,и у мальчиков в 100%; 2) страх умереть испытывают девочки в 16%, а мальчики в 33%; 3) страх смерти родителей 100% у девочек и 100% у мальчиков ответов ;4) страх заболеть у девочек  50% , и у мальчиков 50%; 5)страх опоздать в школу 67% девочек и у 80% мальчиков; 6) страшных снов  у 67% девочек и у 67% мальчиков; 7) страх животных  у 67% девочек и 80% мальчиков; 8) страх высоты 33% девочек и у 67% мальчиков; 8)страх пожара  у 33% девочек и у 46% мальчиков; 8)страх войны 67% девочек и 53% мальчиков; 9) страх неожиданных звуков у 73% девочек и у 67% мальчиков.

И у четвёртой группы исследуемых возраст которых составил 10 ,были выражены такие страхи как : 1) страх умереть испытывают девочки в 100%, а мальчики так же 100%; 2) страх смерти родителей 100% у девочек и  у мальчиков 100% ответов ;3)страх опоздать в школу 86% девочек и у 67% мальчиков; 4) землетрясений и наводнений у 86% девочек и у 93% мальчиков; 5)страх войны 87% девочек и 87% мальчиков; 9) страх перед неожиданными звуками у 80% девочек и у 80% мальчиков.

По итогам проведённых исследований ,была составлена таблица которая сравнивается с нормами страха по Захарову .А.И.

Таблица 1.1

Страхи

МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

Количество лет

Количество лет

7

  8

   9

   10

7

8

9

10

1.Остаться дома в одиночестве

2.Нападения

*

*

*

*

*

3.Заболеть,заразиться

*

*

*

4. Умереть

*

*

*

*

*

*

5.Смерти родителей

*

*

*

*

*

6.Чужих людей

*

7.Сделать что то плохое

*

8.Мамы или Папы

9.Наказания

10.Бабы-Яги ,Кощея Бесмертного …

11.Опоздать в школу

*

*

*

*

*

*

12.Перед тем как заснуть

13.Страшных снов

*

*

14.Темноты

15.Животных(волков ,собак и т.д)

*

*

*

16.Транспорта (любого)

17.Землетрясений

*

*

*

18.Высоты

19.Глубины

*

20.Темных ,маленьких помещений

21.Воды

22.Огня

*

*

*

*

*

23.Пожара

*

*

*

*

24.Войны

*

*

*

*

*

*

*

*

25.Больших помещений , улиц.

26.Врачей

27.Уколов

*

28.Боли

*

*

29.Разных громких звуков

*

*

*

Сумма страхов

11

6

8

7

10

3

9

6

 

Сравним с таблицой, нормов страхов  по Захарову А.И. (Приложение ). Различие видимо заметны , разберём каждый по-отдельности . Первые данные это возраст 7 лет ,сравнивания с таблицой по Захаровой А.И. ,результаты  превышают норму в 3 раза ,это можно объяснить тем ,что сейчас уже много современных технологий  , и дети стали сейчас более закрыты в себе , всё сидят в электронных гаджетах , и не общаются с реальным миром и у них  из –за этого возникают больше страхов . Так же причиной может , служить современное воспитание детей ,это тоже сказывается на ребёнке , в таком возрасте ребёнку нужно уделять много внимания ,а родители к сожалению не отдают должного внимания ,и занимают его компбтерными играми , и влияния компьютерных игр на ребёнка , сказываются на его действиях и чувствах.

Вторая группа это дети 8 лет , а в этой группе наблюдается не только отличительная особенность от таблицы нормы , но и разница между половыми различиями . Выявлено ,что у мальчиков в этом возрасте больше страхов , чем у девочек .  Это связано с тем ,что в возрасте 8 лет мальчик подражает папе всему , и ищет в нём поддержку , но не все отцы способны её дать , и поэтому мальчики больше переживают .  Социальное общество в котором находятся дети в этом возрасте , уже более влиятельнее чем более младшем возрасте .  Общество в котором находится ребёнок ,начинает на него давить , от него ждут большего чем он может , и поэтому он переживает и начинает этого боятся . Однако динамику с динамикой Захаровой А.И , значительна меньше ,у мальчиков в 2 раза , а у девочек в 8 раз . Я думаю это связано ,  с тем что наше общество пытается воспитать в детях бестрашное общество , готовое на всё , и этому способствует: телевиденье , журналы , книги . В них описывается , показывается , о том что у нас нечего боятся и что всё будет хорошо.

В третей группе скачков между таблицами не наблюдается . У детей 9 лет не наблюдаются половые различия ,  и норма не превышает .

И в четвёртой группе детей тоже как и у третей группы значительных расхождений не наблюдается. Это связано с тем что уже дети в таком возрасте ,пытаются быть как взрослые , а взрослые по их мнению ничего не бояться.

Вторая методика это представляет собой детский тест тревожности, разработанный  американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

И так почему именно этот тест , ведь именно этот тест связан с методикой Захаровой и Панфиловой . Он позволяет не только обратить внимание на то , если ребёнок проходя этот тест покажет высокий уровень тревожности , то и норма его страхов будет превышать. А точнее этот тест позволяет увидеть какая причина его страхов , с какой стороны она проявляется . Представлены картинки и ситуации , картинки связаны с семьёй ,его отношения к матери ,к отцу , к сёстрам или братьям , понять с какой он семьи не спрашивая его ,а так же взаимоотношения со сверстниками и с со старшими детьми.

Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу,который имеет две формы: количественную и качественную.

Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

ИТ = Количество эмоционально негативных выборов / 14 х 100%.

По индексу тревожности (ИТ) дети условно могут быть разделены на три группы:

1. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.

2. Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50%.

3. Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интервале от 0% до 20%.

В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. На основе такого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка. Особенно высоким проективным значением в этой связи обладают рис. 4 (одевание), 6 (укладывание в постель в одиночестве), 14 (еда в одиночестве). Дети, в этих ситуациях делающие отрицательные эмоциональные выборы, с высокой степенью вероятности будут обладат высоким ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы ситуациях, изображенных на рис. 2 (ребёнок и мать с младенцем), рис.7 (умывание), рис. 9 (игнорирование) и рис. 11 (собирание игрушек), с большой вероятностью получат высокий или средний индекс ИТ.

Перейдём к участникам заполнения методик и к интерпретации результатов. Проходили тест 3 группы , возраст от 7 до 10 лет . В исследовании участвовало 30 человек в каждой группе 15 мальчиков и 15 девочек . По предложенной формуле высчитали уровень тревожности у первой группы 7  лет .

1 ) Высокий уровень ИТ ,было выявлено у 11 человек составил он от 50% и выше . Наблюдалась закономерность ,что у детей которых высокий уровень тревожности , было выявлено превышающую норму страхов.

2) Средний уровень тревожности ,по результатам теста было у 12 человек норма от 20% до 50%

3) Низкий уровень тревожности у 7 человек ,от 0-20%

Результаты этой группы у большинство исследуемых ,уровень тревожности либо высокий , либо рядом с отметкой высокой уровнем тревожности. Здесь наблюдается ещё одна особенность что дети с высоким уровнем тревожности и со средним обращали внимание на картинки рис. 4 (одевание), 6 (укладывание в постель в одиночестве), 14 (еда в одиночестве). Это проявления , показывает ,что страхи вызваны с нехваткой внимания со стороны взрослых. Однако проявились и гендерные различия , мальчиков волновала ситуация приведённой с папой , а девочек с мамой.

У  второй группы исследуемых возраст 8-9 лет наблюдалась совершенно другая динамика , по сравнению с другой группой :

1 ) Высокий уровень ИТ ,было выявлено у 5 человек составил он от 50

2) Средний уровень тревожности ,по результатам теста было у 10 человек норма от 20% до 50%

3) Низкий уровень тревожности у 15 человек ,от 0-20%

Тут результаты показали , совершенно другие показатели по сравнению с первой  группой , у большинство исследуемых был низкий уровень тревожности , однако это и свидетельствует таблица по Захаровой ,наименьшее число страхов

И в заключении у исследуемых 3 группы возраст 10 лет наблюдалась такая динамика ИТ.

  1.  Высокий уровень ИТ ,было выявлено у 2 человек составил он от 50

2) Средний уровень тревожности ,по результатам теста было у 5 человек норма от 20% до 50%

3) Низкий уровень тревожности у 23 человек ,от 0-20%

В результатах полученных в третей группы наблюдается ,закономерность что , у большинство исследуемых низкий уровень тревожности . Это связано с возрастной категорией . Ведь дети по младше у них ещё происходит дезадаптация в школе и они более чувствительны ко всему ,чем более старшие дети.

Первая часть гипотезы подтвердилась, да существует зависимость количество страхов от уровня тревожности . Вторая часть гипотезы ,свои предположения не оправдались дети в современном мире стали меньше бояться и  количество страхов меньше по таблице норме страха .

Анализ исследования позволил составить портрет младшего школьника испытывающего множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет недоверчивость. Но однако такому анализу подходят дети от 7-8 , а дети постарше ,их социальный портрет не так заметен , они уже скрывают свои эмоции и выдают ложные эмоции и представления свои чужим людям.

Заключение

   На каждом этапе развития личности  наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы. При благоприятном обстоятельствах у ребёнка во время взросления эти страхи становятся не существенные и они забываются , и вскоре исчезают . Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, при этом мешают личностному развитию ребенка и создают для него, невротические и многие другие проблемы в жизни ребёнка.

   Для ребенка главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги становится неодобрение его поведения взрослым. В результате вырастает психопатический асоциальный человек, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.

   Влиянию всему этому способствуют многочисленные социальные проблемы, неправильное воспитания детей в семье и детском саду и многие другие факторы которые способствуют формированию у современных младших школьников невротических отклонений. Что бы с этим справится прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка. В школах проводят различные игры ,тренинги , на уменьшения тревожности , беспокойств , но этого мало , нужно работать с ребёнком индивидуально и тщательно его диагностировать и проводить с ним коррекционные работы если это необходимо .

   В ходе написания курсовой работы, была достигнута цель –выявить динамику детских страхов в младшем школьном возрасте  так же были , а так  же решены все поставленные задачи исследования.

И так можно сделать выводы:

   1.Страх в жизни ребёнка занимает немалую важную роль , рассматривая с двух сторон можно посмотреть , он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой  стороны устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка,  способствуют формированию тревожной и не способствующей к социализации личности.

   2.  Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.  

   3.  Страхи взаимосвязаны с тревожностью ,а эта взаимосвязь помогает обратить внимание на психическое состояние ребёнка ,на его поведение , и предпринять необходимые меры .

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Изард И.

«Эмоции человека»

М., 1980. С. 52-71.

  1.  Арефьева, Т.А. Преодоление страхов у детей. Тренинг/ Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина.- М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2009.- 298 с.
  2.  Астапов В.М. Тревожность у детей .2-е изд / Астапов В.М.-СПб.: Питер,2004.
  3.  Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Божович Л.И. – М.: Просвещение ,1968.
  4.  Дьяченко О.М. Психолог в дошкольном учреждении .-М.: Гном и Д,2002.
  5.  Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие: пособие для педагогов дошкольных учреждений: в 2 частях/ Н.С. Ежкова. - Москва: Владос, 2010. - Ч. 1. - 2010. - 127 с.
  6.  Захаров А.И. Ночные и дневные страхи у детей / Захаров А.И. – М.: “Издательство Союз”, Санкт- Петербург ,2000.-338 с.
  7.  Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / Захаров А.И.- М.,1993.
  8.  Изард К.Э Психология эмоций. / Изард К.Э. Перевод с англ.-СПб : Издательство “Питер”, 2000.-с.218.
  9.  Изард К.Э Эмоции человека . / Изард К.Э. –М.,1980.
  10.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Кряжева Н.Л.-Ярославль :Академия развития ,1996.
  11.  Луговская А. » Ребенок без проблем! Решебник для родителей »
  12.  Смирнова, Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических вузов и училищ/ Е.О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 2010. - 383 с.
  13.  Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика/ А.М. Прихожан. - М. Издательство НПО “МОДЭК”, 2000. - 304 с.
  14.  Луговская А.  Ребенок без проблем! Решебник для родителей / Луговская А. Издательство “Питер”, 2000,11-68 с.
  15.  Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребѐнка от рождения до 17 лет/ И.Ю. Кулагина. - М.: РОУ, 2006. - 186 с.
  16.  Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности  её снижения у детей ,начинающих посещать детский сад / Макшанцева Л.В. Психологическая наука.-1998
  17.  Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. Вузов/ В.С. Мухина. - 6-е изд. - М.: «Академия», 2000. – 456 c.
  18.  Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р.X. и Гарбера Е.И. - М.: Изд-во Эксмо, 2011. - 560 с.
  19.  Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - 197 с.
  20.  Прихожан А.М . Причины ,профилактика и преодоление тревожности / Прихожан А.М. Психологическая наука и образование .-1998
  21.  Прихожан А.М . Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая тревога и возрастная динамика  / ПрихожанА.М.-М.: 1998.
  22.  Прихожан А.М .  Психология тревожности :дошкольный и школьный возраст / Прихожан. Питер , .-СПб : Издательство “Питер”, 2009.
  23.  Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду :Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. / Чиркова Т.И.-М.: Педагогическое общество России .-1998.
  24.  Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология)/ И.В. Шаповаленко. - М.:Гардарики. 2009. - 349 с.

Приложение 1

Методика выявления детских страхов "Страхи вьдомиках"

Авторы методики: А.И. Захаров и М.Панфилова

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты,

одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно

спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа"да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь".

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.

Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам"

Ты боишься:

  1.  когда остаешься один; 2) нападения бандитов; 3) заболеть, заразиться;      4) умереть; 5) того, что умрут твои родители; 6) каких-то людей; 7) потерять маму или папу; 8) того, что они тебя накажут; 9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ ;10) опоздать в детский сад, школу; 11) перед тем как заснуть; 12) страшных снов; 13) темноты; 14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных); 15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта); 16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии); 17) когда очень высоко (страх высоты); 18) когда очень глубоко (страх глубины); 19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства); 20) воды; 21) огня; 22) пожара; 23) войны; 24) больших площадей; 25) врачей (кроме зубных); 26) крови; 27) уколов; 28) боли; 29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15116. Сейфуллин, Сәкен (Садуақас, 1894-1938) 134 KB
  Сейфуллин Сәкен Садуақас 18941938 қазақтың көрнекті жазушысы қазақ әдебиетін қалыптастырушылардың бірі мемлекет және қоғам қайраткері. Туып өскен жері Қарағанды облысының Шет ауданына бұрынғы Жаңаарқа ауданына қарасты Ортау кеңшарының Қарашілік қыстағы. Саяси реп...
15117. ЖАМБЫЛ ЖАБАЕВ 83.5 KB
  ЖАМБЫЛ ЖАБАЕВ 1846 1945 АҚЫН ӨМІРІ Шу өзенінің бойымен жүре берсеңіз Хан және Жамбыл деген екі тауға кез боласыз. Менің әкем Жабай бір кезде осы тауларда көшіпқонып жүрген. Жамбыл тауының етегінде қақаған қатты боранды күні мен туыппын Маған сол көне Жамбыл тауының е
15118. А.Байтұрсынов - қазақ әдебиеттану ғылымының атасы 73 KB
  Ахмет Байтұрсынов әдебиеттанушы Ахмет Байтұрсыновтың ғалымтеоретик эстетиксыншы тұлғасын айқындап беретін күрделі толымды жаңашыл туындысы Ташкентте 1926 жылы €œӘдебиет танытқыш€ €œТеория словестности€ деген атпен басылған. Араға екіүш жыл салып авторы ұст...
15119. Абайтанушы ғалым Қайым Мұхаметханұлы 53.5 KB
  Абайтанушы Әркімнің пешенесіне жазылған мөлшерлі ғұмыры бар. Пенделік пайымдау бойынша бұл әліптік ақиқат. Осы негізден шығарсақ Қайым Мұхаметханұлының ғұмыры сексен сегіз жылды қамтыды. Осы орайда Абай сөзіне ден қойсақ: Ақыл мен жан – мен өзім тән менікі ...
15120. Абыл Тілеуұлы 30.5 KB
  АБЫЛ ТІЛЕУЛЫ 1777-1864 18 ғасырдың екінші жартснда өмір сүрген бұрнғ ақнжраулардң дәстүрін жалғастырушылардың бірісуырыпсалма ақынАбыл Тілеуұлы.Ол Маңғыстауда туыпөсіпбүкіл Атырау айм
15122. Ақтамберді жырау 35 KB
  Сарыұлы Ақтамберді 1675 1768 Сарыұлы Ақтамберді 1675 1768 атақты жырау қолбасшы батыр қоғам қайраткері. Ұлы жүздің Ошақты руынан. Әкесі Сары мен шешесі Сырбикеден жалғыз туған. Жыраудың атадан жалғыз туғанның жүрегінің бастары сары да жалқын су болар деуінде өз өмірін...
15123. Аралбай Оңғарбекұлы 26 KB
  Аралбай Оңғарбекұлы 1854-1914 Аралбай Оңғарбекұлы Маңғыстаудың Қарақұм аумағында туып өскен.Кедейліктің кесірінен жасынан ауруға шалдығыпкедейлік тірлігімен қатар денсаулықтың кемдігі де оны өмірге...
15124. Асан қайғы - дала данышпаны 47.5 KB
  АСАН ҚАЙҒЫ ДАЛА ДАНЫШПАНЫ Г.Б. Әбдіқадрова № 47 М.В. Ломоносов атындағы қазақ орта мектебі Шиелі ауданы Қызылорда облысы Табиғат – бүкіл әлем.Адам табиғатта өмір сүреді онымен тұрақты қатынаста болады. Адам оның денесі мен рухани өмірі табиғатпен тікелей байл...