98527

Прибыль как основной показатель экономической эффективности деятельности предприятия. Направления исследования прибыли предприятия

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Направления исследования прибыли предприятия. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом банками и другими организациями. При этом на величину прибыли влияют различные факторы имеющие как непосредственное отношение к деятельности предприятия: объем производства и его структура ассортимент выпускаемой продукции качество...

Русский

2015-11-04

109 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 4

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

АЛТАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙТЕХНИКИ  ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГОГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Экономика организации»

НА ТЕМУ «Прибыль как основной показатель экономической эффективности деятельности предприятия. Направления исследования прибыли предприятия».

                                                                Выполнил  студент  гр. АЛ-ДЛЭ-301

                                                                Изаак Давид

                                                                     

                                                                     «_______»_____________2015 г.

                                                                     Проверил  преподаватель

                                                                      Ильиных Т.П.________________

                                                                      «_________»___________2015 г.

                                                                      Оценка______________________

СЛАВГОРОД  2015

Введение

В условиях рыночной экономики финансовые результаты играют важную роль в хозяйственной деятельности предприятия. Так как прибыль является основой экономического развития, она служит источником для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем удовлетворения потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями.

При этом на величину прибыли влияют различные факторы, имеющие как непосредственное отношение к деятельности предприятия: объем производства и его структура, ассортимент выпускаемой продукции, качество и конкурентоспособность продукции, ритмичность производства, уровень применяемых цен,  так и не зависящие от его деятельности: нарушение условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя  и т.д.   На основании этих факторов можно выделить  два основных показателя, составляющих основу для расчета величины прибыли: себестоимость  производства и реализации продукции (работ, услуг) и выручка от реализации произведенной продукции.

В условиях современного состояния экономической нестабильности инфляция приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, т.е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Ценовой фактор перестает играть свое решающее значение в образовании прибыли при развитии конкуренции и насыщение рынка товарами, т.к.  эти условия  ограничивают возможности производителей повышать цены и получать прибыль таким способом.

На первое место в этом случае  выходит фактор снижения себестоимости, который достигается как за счет повышения эффективности производства, так и за счет целесообразного отнесения ряда расходов на оплату  из прибыли,   остающейся в    распоряжении    предприятия. Исключение их     из     себестоимости    продукции    будет способствовать росту   конечных   результатов   деятельности предприятий, снижению   цен,   увеличению  доходов  бюджета, эффективному использованию  имеющихся  ресурсов,   повышению заинтересованности в получении прибыли.

Важность и значимость прибыли, и повышение рентабельности для коммерческой организации определили тему данной  работы, основной целью которой является  исследование теоретических аспектов формирования, распределения и использования прибыли. Основными задачами работы являются:

- исследование экономического содержания и значения прибыли;

- рассмотрение механизма формирования конечного финансового результата;

- обобщение особенностей распределения и использования прибыли;

- расчет производственной программы и основных покахзателей деятельности условного предприятия.

 Методологическую и теоретическую основу выпускной квалификационной  работы составляют нормативная и законодательная база, регулирующая процесс формирования финансовых результатов коммерческих организаций;  основные положения, содержащиеся в публикациях отечественных и зарубежных ученых-экономистов.

В рамках системного подхода применены методы анализа и синтеза, метод сравнения, научной абстракции; в практической части исследования использовались расчетно-аналитические методы: группировка, выборка, сравнение, относительных величин.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

1  Прибыль как основной показатель экономической эффективности деятельности предприятия. Направления использования прибыли предприятия

1.1 Экономическое содержание и  значение прибыли

Основа рыночного механизма выступают экономические показатели, используемые  для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности фирм, формирования  и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В рыночных условиях хозяйствования  главной задачей и целью любого предприятия  является получение  прибыли и ее максимизация.

Прибыль – это одна из центральных категорий товарного производства. Прибыль выступает, прежде всего, производственной категорией, которой  присущи отношения, складывающиеся в процессе общественного производства. Наряду с этим  прибыль является  одной из основных форм распределения национального дохода общества. В силу этого прибыль выражает отношения, складывающиеся в процессе первичного распределения национального дохода, его перераспределения и конечного использования.

В экономической литературе существуют разные концепции прибыли. Марксистская теория изучает  прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости, неоплаченный труд работников сферы материального производства.

Современная экономическая мысль определяет  прибыль как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли и капитала.

Прибыль коммерческих организаций  сферы материального производства является  частью  национального дохода, которая в результате его первичного распределения принимает форму чистого дохода предприятий.

Формирование прибыли  находится под влиянием объективных процессов, происходящих в обществе, в сфере производства и распределения общественного продукта, национального дохода.

Кроме того прибыль является итоговым  показателем, результатом  финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Поэтому прибыль отражает результаты и находится под влиянием многих факторов. Имеются особенности в формировании прибыли предприятий в зависимости от сферы деятельности, отрасли хозяйства, формы собственности, развития рыночных отношений.

В общем определении прибыль представляет собой превышение доходов коммерческих организаций над их расходами. Обратное положение называется убытком. Прибыль выражает приращение первоначально авансированной стоимости в производственно-хозяйственную деятельность организации для обеспечения ее деятельности. Она определяется соизмерением доходов и расходов организации [17, 61].

Если рассматривать прибыль с  экономической точки зрения – то она представляет собой  разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль — это разность между имущественным состоянием организации на конец и начало отчетного периода.

В рыночных условиях хозяйствования  прибыль предприятий играет весьма заметную роль, состоящую в следующем:

1. Основная  цель  хозяйственной деятельности предприятий - это получение прибыли. Причем, такая цель ставится  как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях. И если в первом случае цель получения прибыли является изначально первостепенной и реализуется через систему взаимодействия интересов собственников бизнеса и работников данной структуры, то во втором случае получение прибыли - хоть и не первостепенная цель, но является важной проблемой функционирования организации. Тот факт, что фирма  не является коммерческой, еще не свидетельствует о том, что она  не заинтересовано в прибыльном функционировании. Таким образом, можно сделать вывод, что прибыль создает экономическую заинтересованность и у предпринимателей, и у работников как в конечных результатах функционирования, так и в совершенствовании хозяйственной деятельности.

2. Прибыль   - это один  из  важнейших  внутренних источников формирования финансовых ресурсов организаций, так как величина получаемой прибыли во многом определяет пути и перспективы развития а также  потенциал роста объемов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Состояние и использование  оборотных активов организации, эффективность оборудования и производственных мощностей, необходимость привлечения заемных средств и их сумма и пр. — все это основывается на полученной прибыли.

3. Прибыль является важнейшим и пожалуй основным  источником возрастания рыночной стоимости фирмы. Такая возможность возрастания рыночной стоимости возникает за счет капитализации части прибыли, то есть прибыль направляется не на   потребление, а на развитие организации:  приобретения нового оборудования, технологических линий, строительства, реконструкции и т.д.. Чем больше  сумма и уровень капитализации получаемой прибыли, тем более существенна стоимость активов, сформированных за счет собственных средств, что ведет к возрастанию рыночной стоимости организации [11,4].

4. Показатель прибыли является главным при определении эффективности использования всех видов ресурсов фирмы, а также при оценке финансово-хозяйственной деятельности в целом.

5. Получение прибыли и ее максимизация выступает одной из основных причин  принятия управленческих решений на предприятии. Такие важные решения, как направленность и интенсивность инвестиций, основные проблемы формирования ассортиментной политики, уровень  образуемых материальных и  товарных запасов и др., принимаются в зависимости от прогнозируемой величины прибыли. Решения владельцев  бизнеса  в большинстве случаев ориентированы на максимизацию прибыли  в ближайшем или отдаленном будущем. Исключение могут составить лишь действия, направленные на формирование и совершенствование имиджа, оптимизацию  деловых связей организаций и пр. Роль и значение прибыли, как значимой категории рыночной экономики, выступают  следствием выполняемых ею функций. Исходя из значимости и роли прибыли, можно определить ее основные функции, которые она выполняет в рыночной экономике, а именно:

- во-первых, прибыль – это показатель  эффективности деятельности предприятия, ибо сам факт прибыльности уже свидетельствует об его эффективной деятельности. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

- во-вторых, прибыль выполняет  стимулирующую  функцию. В условиях рыночных отношений собственники капитала и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития. Стимулирующая  функция  реализуется по трем главным направлениям [18,20]:

• прибыль  является целью хозяйственной деятельности подавляющего большинства организаций;

• прибыль –это  главный источник  прироста собственного капитала;

• прибыль – это также  источник  и основой проводимой социальной политики в конкретной торговой организации.

В-третьих, прибыль является источником формирования бюджетов всех уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета.

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

Чем больше прибыли у предприятий отрасли, тем больше отчислений из этой прибыли на налоги, на формирование национального дохода, бюджетов разного уровня. А это создаст экономические предпосылки для роста заработной платы бюджетным работникам, пенсий, стипендий и других социальных выплат. Из большей прибыли и больше возможностей для расширенного воспроизводства, внедрение мероприятий по улучшению качества продукции и, наконец, удешевления продукции. Все это, в конечном счете, способствует улучшению жизни людей, укреплению экономического могущества страны, повышению конкурентоспособности самого предприятия. Поэтому в росте прибыли заинтересованы все: персонал, предприятия, отрасли и государства в целом.

И, наконец, в-четвертых, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов, а также других первоочередных отчислений, осуществляются важные социальные мероприятия, а именно:  осуществление материального поощрения, предоставление  социальных  льгот работникам, содержание  объектов социальной сферы (детских садов, домов отдыха, профилакториев и т…д.).

Получение прибыли, и ее наращивание является экономическим условием успешного функционирования предприятий промышленности. Только так можно своевременно обновлять основные фонды, расширять масштабы производства, создать предпосылки для роста эффективности производства, повышения конкурентоспособности.

Работа коммерческих организаций в условиях рыночных отношений  непосредственно связана с ростом  стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов.

Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда [21,35].

Таким образом, конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности организации является величина полученной ею прибыли. Но прибыль характеризует не только экономическую эффективность функционирования, но вместе с тем является главным внутренним финансовым источником, обеспечивающим самостоятельное развитие коммерческих организаций.  Прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.

1.2 Механизм формирования конечного финансового результата  

Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности  обеспечивает потребности самой организации и государства в целом. Поэтому важно определить механизм формирования прибыли в организации, ее величину в натуральном выражении, рассмотреть различные виды прибыли и сферу их применения.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Однако  при планировании и оценке финансово-хозяйственной  деятельности фирмы, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли [15,32]

В процессе формирования финансовых результатов рассчитывают:

- валовую прибыль;

- прибыль (убыток) от продаж;

- прибыль (убыток) до налогообложения;

- чистую прибыль (убыток) отчетного периода.

Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. Валовая прибыль рассчитывается  как разница между выручкой от продажи товаров (работ, услуг) и полной производственной себестоимостью реализованной продукции.

Прежде всего, валовая прибыль включает прибыль от продаж товарной продукции, работ и услуг, которая является основной частью балансовой прибыли. В связи с тем, что подавляющую часть прибыли (95-97%) организации получают от реализации товаров и продукции, этой части прибыли должно быть уделено главное внимание  при анализе финансового состояния предприятия.

Во-вторых, в механизм формирования прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия, а также входит прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.

Наконец, в механизме формирования прибыли отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций.

К обычным видам деятельности относится деятельность, связанная:

  •  с изготовлением и реализацией готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства;
  •  с выполнением и реализацией работ и услуг промышленного и непромышленного характера;
  •  с реализацией покупных изделий (приобретенных для комплектации);
  •  с выполнением и реализацией строительных, монтажных, проектно-изыскательских, геологоразведочных, научно-исследовательских и т.п. работ;
  •  с приобретением и реализацией товаров;
  •  с оказанием услуг по перевозке грузов и пассажиров;
  •  с выполнением (оказанием) транспортно-экспедиционных и погрузочно-разгрузочных работ (услуг);
  •  с оказанием услуг связи;
  •  с предоставлением за плату во временное пользование своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);
  •  с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);
  •  с участием в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.

Наряду с показателями прибыли в настоящее время большое внимание уделяется понятию «доходы предприятия (организации)», которые являются исходной базой для исчисления показателей прибыли [12,78].

Доходами организации согласно п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации» признается увеличение экономических выгод  в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящего к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления (доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности). К прочим поступлениям относятся: операционные доходы; внереализационные доходы; чрезвычайные доходы.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции, работ и услуг. К операционным доходам организации в соответствии с пунктом 7 ПБУ 9/99 относятся: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, если это не является предметом деятельности организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, если это не является предметом деятельности организации; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

К внереализационным  доходам организации,  в соответствии с пунктом 8 ПБУ 9/99, относятся: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; суммы дооценки активов (за исключением внеоборотных активов); прочие внереализационные доходы.

К чрезвычайным доходам в соответствии с пунктом 9 ПБУ 9/99 относятся поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение; стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Важнейшим условием признания расходов для отражения в отчете о финансовых результатах  является условие соответствия доходов и расходов, согласно которому расходе признаются в данном отчете, при наличии прямой связи между произведенными затратами и поступлениями по соответствующей статье [3,27].

Прибыль (убыток) от продаж  - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Прибыль от обычных видов деятельности исчисляется путем вычитания из прибыли до налогообложения текущего налога на прибыль.

Итак, финансовый результат хозяйственной деятельности формируется из двух его слагаемых, основным из которых является реализационный результат, полученный от продажи продукции, товаров, работ, услуг, а также от хозяйственных операций, составляющих предмет деятельности организации, таких, как сдача в платную аренду основных средств, передача в платное пользование объектов интеллектуальной собственности и вложение средств в уставные капиталы других организаций.

Вторая часть в виде доходов и расходов, непосредственно не связанных с формированием основного финансового результата, образует прочий финансовый результат, включающий операционные и внереализационные доходы и расходы. Если за отчетный период организация от продажи продукции, товаров, работ и услуг получила прибыль, то весь финансовый результат будет равен прибыли от продаж плюс прочие доходы минус прочие расходы.

Если организация получила  убыток от продаж, то общий финансовый результат будет равен сумме убытка от продаж плюс прочие расходы минус прочие доходы. Полученный таким образом общий финансовый результат корректируется на сумму потерь, расходов и доходов в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности организации.

Реализационный финансовый результат от продаж определяется в конце каждого отчетного периода.

Прибыль или убытки, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты отчетного года. Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете и отчетности отдельной статьей как доходы будущих периодов. Эти доходы подлежат отнесению на финансовые результаты при наступлении отчетного периода, к которому они относятся [1,89].

Таким образом, финансовый результат организации— это итог многих видов доходов и расходов, относящихся как к основной деятельности, так и к другим видам деятельности. Основными ее формирующими величинами являются:  прибыль от реализации, операционные доходы; внереализационные доходы.

1.3 Особенности распределения и использования прибыли. Пути максимизации прибыли

Распределение и использование чистой прибыли предприятия должно быть основано на следующих основных принципах:

1) распределение и использование прибыли должно быть экономически обосновано в соответствии с выбранной предприятием стратегией деятельности на рынке;

2) чистая прибыль должна в первую очередь обеспечивать дальнейшее развитие предприятия и направляться не на потребление, а на капитализацию прибыли;

3) распределение прибыли должно обеспечивать материальное стимулирование труда работников предприятия и повышение их заинтересованности в конечных результатах деятельности.

Общая прибыль предприятия синтезирует в себе все многообразные результаты его хозяйственно-финансовой деятельности.

Полученная предприятием прибыль делится на две части: направляемую в государственный бюджет и остающуюся в распоряжении предприятия.

Получив прибыль, предприятие в первоочередном порядке обязано перечислить из нее в государственный бюджет предусмотренные законом налоговые платежи, в состав которых входят: налог на прибыль, прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли.

В определенных ситуациях помимо общеустановленных законом платежей из прибыли предприятия обязаны за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, уплачивать в государственный бюджет налоги; покрывать сверхнормативное расходование средств на оплату энергоресурсов на производство продукции (работ, услуг); оплачивать превышение установленных трудовым законодательством норм командировочных расходов.

Чистая прибыль предприятия – это та ее часть, которая остается после уплаты налоговых платежей и отчислений [4,85].

Ее распределение и использование регулируется уставом предприятия, решением собрания акционеров и другими документами внутреннего пользования.

При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования необходимо учитывать  состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п

Чистая прибыль предприятия подразделяется на две части: прибыль, используемую на увеличение имущества (накопление); прибыль, выплачиваемую работникам и собственникам (потребление).

Прибыль, направляемая на увеличение имущества (накопление), не уходит из хозяйственного оборота, а наоборот, приумножает богатство предприятия и используется:

  •  на капитальные вложения в расширение, обновление, модернизацию основных средств;
  •  погашение кредитов банков, полученных и использованных на капитальные вложения и уплату процентов по ним;
  •  пополнение оборотных средств;
  •  инвестиции в ценные бумаги, совместную деятельность;
  •  приобретение новых технологий и другие инновации и т.п.

Потребляемая прибыль полностью уходит из хозяйственного оборота, но может также приносить финансовую выгоду при обоснованном и рациональном использовании. Она направляется:

  •  на выплату работникам вознаграждений по итогам работы за год, оказание материальной помощи;
  •  выдачу ссуд работникам, в том числе на строительство жилья;
  •  финансирование объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятия;
  •  выплату дивидендов акционерам предприятия и др.

Рассматривая распределение прибыли в акционерном обществе необходимо отметить, что фонды, создаваемые акционерным обществом, можно разделить по разным критериям.

По правовому признаку: фонды, предусмотренные законодательством (резервный фонд и фонд акционирования работников); фонды, создаваемые обществом по собственной инициативе, — их перечень регламентируется учредительными документами и/или иными внутренними локальными актами (все остальные фонды).

По экономическому назначению: фонды, ориентированные на планирование и контроль расходов, которые приносят материальную выгоду (целевые фонды производственного назначения); фонды, ориентированные на планирование и контроль расходов, которые не приносят материальной выгоды (целевые фонды непроизводственного назначения) [6,15].

С точки зрения наилучшей практики корпоративного поведения перечень целевых фондов должен содержаться в уставе общества. К сожалению, российское законодательство этого не требует, что, очевидно, снижает эффективность фондирования прибыли.

В обществе следует иметь утвержденные советом директоров положения о фондах, в которых определяются направления и порядок их расходования.

К фондам, предусмотренным законодательством для акционерных компаний, относится резервный фонд. Его размер определяется в уставе, но не должен быть менее 5% номинального размера уставного капитала. Там же фиксируются ежегодные отчисления в этот фонд (не менее 5% чистой прибыли до достижения предусмотренного размера).

Для большинства юридических лиц, в том числе обществ с ограниченной ответственностью, порядок использования средств этого фонда законодательно не установлен. Однако для акционерных обществ он определен в ст. 35 ФЗ «Об АО».

Резервный фонд предназначен:

для покрытия убытков общества. Размер полученных обществом в определенном отчетном или налоговом периоде убытков уменьшается на сумму средств резервного фонда. Только после этого убытки могут быть погашены за счет доходов общества. Это направлено на недопущение занижения размера чистой прибыли, которая рассматривается как источник выплаты дивидендов; для погашения облигаций общества; для выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств [6,18].

Резервный фонд не может быть использован для иных целей.

Для расходования средств резервного фонда на любую из названных целей необходимо решение совета директоров

Таким образом, прибыль, Распределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом. Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием.

 

                            Список используемой литературы

Абушенкова  М.       О продаже продукции, финансовых результатах и выкупе собственных акций / Марина Абушенкова // Главбух/ - 2013. - № 20. - С. 88-94.

Байдыбекова  С. К.       Система анализа финансовых результатов предприятия / Байдыбекова С. К. // Финансовый менеджмент/ - 2013. - № 3. - С. 9-14.

Балабанова  Т. В.       Управленческий анализ прибылеобразующих показателей / Т. В. Балабанова // Управленческий учет. - 2012. - № 5. - С. 26-33.

Букина  Л. А.       Факторы, влияющие на формирование финансовых результатов в экономическом механизме / Букина Л. А. // Управленческий учет/ - 2009. - N 7. - С. 82-85.

Васильева  М. В.  Анализ эффективности управления финансовым результатом деятельности организаций в целях налогового планирования / М. В. Васильева // Управленческий учет. -
2009. - N 11. - С. 51-61.

Глушецкий А. А.       Распределение прибыли - правовой, экономический и финансовый аспекты / Глушецкий А. А. // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. - 2013. - № 5. - С. 14-21.

Дзюба  С. А.       Статическая модель оптимизации финансового результата фирмы / С. А. Дзюба // Экономический анализ: теория и практика/ - 2013. - № 1. - С. 52-57.

Дмитриева  И.М. Бухгалтерский учет и аудит. Учебное пособие для бакалавров / И.М.Дмитриева. –М.: Юрайт, 2012. – 305 с.

Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли: Учебное пособие / Ю.К. Баженов, Г.Г. Иванов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 96 с.

Жминько  А.Е. Сущность и экономическое содержание прибыли / А.Е. Жминько// Экономический анализ: теория и практика. – 2008. - № 7(12). – С.12-16.

Заров  К. Г. Обобщенный анализ возможностей повышения прибыли коммерческого предприятия / Заров К. Г. // Финансовый менеджмент. -
2008. - N 1. - С. 3-8.

Ивашкина  Е. Ю.       Методика бухгалтерского учета доходов, расходов и финансовых результатов коммерческих организаций в Российской Федерации / Е. Ю. Ивашкина // Управленческий учет/ - 2009. - N 11. - С. 76-86.

Караева  Ф. Е. Максимизация прибыли как один из факторов конкурентной борьбы хозяйствующего субъекта / Ф. Е. Караева, А. Х. Жанатаева // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - N 22. - С. 48-50.

Климова  Н. В. Методические подходы к формированию резервов роста прибыли с позиции экономического анализа и бухгалтерского учета [Текст] / Н. В. Климова, С. А. Касьянова // Все для бухгалтера, - 2010. -  N 9. - С. 33-36.

Кычанов Б. И.       Оптимизация финансовых результатов с учетом соотношения переменных и условно-постоянных расходов / Кычанов, Б. И. // Финансовый менеджмент/ - 2009. - N 3. - С. 30-35.

Мануйленко  В. В.  Методические подходы к оценке прибыли хозяйствующего субъекта: теоретический аспект / В. В. Мануйленко, Т. А. Садовская // Финансовый бизнес. -2013. - № 3. - С. 50-58.

Подчищаева  О. В.       Максимизация прибыли организации при рыночном изменении цен на ее продукцию / О. В. Подчищаева, М. С. Бурова // Экономический анализ: теория и практика. -
2013. - № 21. - С. 61-64.

Савицкая  Г. В.       Сущность и методика расчета валовой и маржинальной прибыли / Г. В. Савицкая // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 18. - С. 19-24.

Селезнева  Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами. //Н.Н.Селезнева, А.Ф. Ионова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 650 с.

Терешина В.В. Анализ эффективности производства и продаж // Российское предпринимательство. — 2012. — № 4 (202). — С. 90-94.

Толпегина  О. А.       Анализ прибыли: теория и практика исследования / О. А. Толпегина // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - N 2. - С. 35-44.

Шогенов  Б. А.       Анализ финансовых результатов предприятия : на примере ООО "Консервпрод" / Б. А. Шогенов, Ф. Е. Караева // Экономический анализ: теория и практика/ -2010. - N 6. - С. 2-7.

Экономическая теория: Учебник./  Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.- 592 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17639. Методы принятия управленческих решений в контроллинге 184 KB
  Тема 4. Методы принятия управленческих решений в контроллинге. Классификация подходов к принятию управленческих решений в контроллинге. Требования к критериям принятия управленческих решений. Критерии принятия управленческих решений. Вопросы для са
17640. Организационная структура и функции управления 161 KB
  Тема 5. Организационная структура и функции управления 1. Выбор организационной структуры управления. 2. Функции управления. 3. Роль контроллинга в процессе управления. Вопросы для самоконтроля. Выбор организационной структуры управления Современ
17641. Организационные аспекты создания службы контроллинга 117 KB
  Тема 3. Организационные аспекты создания службы контроллинга 1. Принципы создания службы контроллинга. 2. Структура и персонал службы контроллинга. 3. Функции и задача службы контроллинга. 4. Информационные потоки на предприятии в системе контроллинга. 5.Возможны
17642. Амплітудні та фазові голограми 17.99 KB
  Амплітудні та фазові голограми. В залежності від того яким чином голограма модулює падаючий на неї світловий потік розрізняють: амплітудні голограми які модулюють світловий потік за рахунок зміни коефіцієнта пропускання середовища фазові голограми які модулюють лиш...
17643. Аналіз поляризованого світла 42.56 KB
  Аналіз поляризованого світла. Используя поляризатор можно определить направление поляризации линейно поляризованной световой волны. Для этого вращают поляризатор относительно оси светового пучка и наблюдают за изменениями интенсивности прошедшего света. Если при...
17644. Багатопроменева інтерференція еталон Фабрі-Перо 961.05 KB
  Багатопроменева інтерференція : еталон ФабріПеро. Дифракційна гратка – приклад багатопроменевої Інтерференції. Еталон ФабріПеро – 2 дзеркала розділені проміжком Пучок багато разів проходить через нього. форлиЕйрі: різниця фаз між 2ома сусідніми пучками: δ=2n ...
17645. Вектор Джонса для типових станів поляризації 83.63 KB
  Вектор Джонса для типових станів поляризації. Загальний вигляд для де tg=Ax/Ay Из конспекта Всё напечатанное далее взято из энциклопедии: При аналитич. описании пооляризации обычно не рассматриваються временные и пространственные изменений эл. магн. волны. Наиб. пр
17646. Властивості фотонів 30.19 KB
  Властивості фотонів. Поняття фотон вперше вивів Л’юіс 1929 р. Фотон – квант електромагн. поля. Властивості фотона: 1. Енергія і імпульс: стала Планка момент імпульсу фотона. / / коментар Для фотона: . Фотон завжди релятивіська частинка. 2. А точніше:...
17647. Голограма Лейта і Упатнієкса (позаосьова) 19 KB
  Голограма Лейта і Упатнієкса позаосьова. Голографія – метод запису та відновлення світлових хвиль що заснований на явищах інтерференції та дифракції когерентних пучків світла тобто безлінзове отримання оптичних зображень шляхом відновлення хвильового фронту. Іде