98529

Российско-германское сотрудничество в сфере высшего образования

Курсовая

Международные отношения

Первая позиция объясняется довольно просто: привлечение иностранных студентов и профессоров является очень выгодной возможностью для университетов в получении средств финансирования для улучшения деятельности ВУЗа. Вторая позиция объясняется тем, что нашей стране международное сотрудничество в сфере высшего образования со странами Европы выгодно...

Русский

2015-11-04

68.86 KB

1 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет»

 

                                                                          

Факультет международных отношений.

Кафедра европейский исследований 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Российско-германское сотрудничество в сфере высшего образования »

 

 

                                                    Студент: Верещагина Мария Сергеевна

                 Группа: 2

                                                                                                                  

Научный руководитель: Ланко Дмитрий Александрович

 

Санкт-Петербург 2015

Содержание.

Введение................................................................................................................………..........  

1. Международное сотрудничество в сфере высшего образования с позиций Российской Федерации………………..................................................................................................

1.1 Возможности для иностранных студентов.................................…………......   

1.2 Возможности для российских студентов…………...….…………

2.Сотрудничество в сфере высшего образования между Россией и Германией

2.1 Немецкие организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ

2.2 Культурно-образовательная деятельность России и Германии

3.Пример сотрудничества ВУЗов РФ с высшими учебными заведениями Германии на примере СПбГУ ...................…………..................................................................................

Заключение.........................…...............................…………..................................................….  

Список использованной литературы …………………………………………………….…...  

Приложения.....................................………….........................................................................…  

Введение

Международное сотрудничество в сфере высшего образования между Российской Федерацией и зарубежными странами играет очень важную роль для нашей страны. Существует две позиции, отвечающие на вопрос «почему это так?». Первая позиция объясняется довольно просто: привлечение иностранных студентов и профессоров является очень выгодной возможностью для университетов в получении средств финансирования для улучшения деятельности ВУЗа. Вторая позиция объясняется тем, что нашей стране международное сотрудничество в сфере высшего образования со странами Европы выгодно, поскольку оно дает возможность приобрести источники «мягкой силы». Данный термин был введен в 1990 году Дж.Наем, автор дал ему такую характеристику:  «мягкая сила» – это «способность достигать результатов через убеждение и притягательность, а не через принуждение или плату».1 Российские деятели науки дают возможность зарубежным студентам и педагогам познакомиться ближе с особенностями научной деятельности, методами преподавания, погрузиться в языковую и культурную среду, посредствам вовлечения вышеупомянутых в образовательный процесс нашей страны.

Глава 1.

1.1 Возможности для иностранных студентов

Россия активно проводит образовательную политику для привлечения иностранцев в ВУЗы нашей страны. Согласно объявлениям на сайте Министерства образования Российской Федерации2 иностранные студенты имеют возможность обучаться на русском и английском языках за счет федерального бюджета (в пределах квоты и в зависимости от уровня образования3), а также получать академическую стипендию, вне зависимости от успеваемости в ВУЗах России. Если уровень знания русского языка студентов недостаточно высок для получения образования, РФ предлагает подготовку к освоению основных образовательных программ. 26 ноября 2014 года был издан приказ Министерства образования РФ №1521 4 об отборе организаций для обучения русскому языку иностранных абитуриентов. Это было необходимо, так как, по данным статистических исследований, интерес к русскому языку, культуре, образованию, после краха  «перестройки» начал стремительно падать «число владеющих русским за два десятилетия (1990-2010) сократилось более чем на 50 миллионов человек»5. (см. приложение 1).

Таким образом, и на сегодняшний день большое количество иностранных студентов приезжают получать образование в России, практически не зная русского языка. В связи с этим, министерством образования и науки Российской федерации были изданы нормативно правовые акты:

- Приказ №33009 от 25 апреля 2014 года «Об утверждении формы, порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному и техническим требованиям к нему»;

- Приказ №1156 от 29 августа 2014 года «Об утверждении формы, порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена»;

- Приказ №1533 от 2 декабря 2014 «Об утверждении перечня образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства России»;, в которых отражены возможности для иностранных студентов по прохождению курсов русского языка, сдачи тестирований по данному предмету, указаны площадки, где проходят эти тестирования, утверждены сертификаты, которые будут выданы студентам в соответствии с результатом.6

Содействие в привлечении иностранных студентов оказывает организация Россотрудничество. Данная организация является «основным государственным институтом, реализующим важнейшие внешнеполитические задачи, направленные на укрепление «мягкой силы» и международного престижа России, в целях продвижения и закрепления позиций русского языка за рубежом»7. Одним из направлений ее деятельности является «Продвижение достижений российских образования и науки за рубежом». В рамках этого направления данная организация проводит олимпиаду для иностранных студентов, которая называется «Время учиться в России!». Она дает им «право на получение государственной стипендии в рамках квот, выделяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных 
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», на обучение в одном из технических вузов России из числа организаторов Олимпиады в конкретной стране»
8.

Кроме того организация Россотрудничество осуществляет свою деятельность в соответствии с соглашением «О сотрудничестве между Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования» от 2014 года, на основании которого Россия и зарубежные страны будут реализовывать программы и мероприятия, способствующие дальнейшему сотрудничеству (Приложение 2). На 2015 год запланировано проведение рекламно-выставочных мероприятий в 49 странах, в том числе: Австрия, Великобритания, Германия, Израиль, Индия, Китай, Корея, Франция, Чехия. 9  

В соответствии с Концепцией продвижения российского образования на базе Россотрудничества за рубежом, подписанной С.В. Лавровым 27 марта 2014 года15, уже были предприняты определенные усилия для продвижения нашей страны в глобальное пространство высшего образования.

Одно из предпринятых действий – обеспечение в 2013 году 15 ведущим образовательным организациям России государственной поддержки для их развития и вхождения в рейтинг лучших учебных заведений мира, что оказало значительное влияние на конкурентоспособность России на мировом образовательном рынке.

Также был создан Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации, в чьи полномочия входит отбор ВУЗов России, которым будут предоставлены государственные субсидии (размер субсидий зависит от рейтинга ВУЗа и определяется Советом), контроль за деятельностью выбранных учебных заведений (ВУЗы обязаны предоставлять отчеты о своей деятельности Совету). Размер субсидий в 2013 году (по данным Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 211 г. Москва10 ) составил 9 млрд. руб. Поправка, внесенная в вышеупомянутое постановление  9 января 2014 года 11 , расширила действие данного нормативно-правового акта и установила курс на дельнейшее развитие государственной финансовой поддержки образовательных учреждений до 2016 года с постепенным увеличением размера субсидий.

В соответствии с «Мониторингом деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования», проведенным в 2012 году12, ВУЗы Москвы и Санкт-Петербурга должны иметь не менее 3% иностранных студентов, региональные – не менее 0,7% от общего контингента обучающихся, причем этот процент могут составлять только студенты бакалавриата, магистратуры или аспирантуры очной формы обучения. Так, например, студенты, приехавшие в Россию на период включенного обучения (включенное обучение – программа студенческого обмена, в соответствии с которой студент отправляется на семестр на обучение в другую страну (в ВУЗ-партнер образовательного учреждения) без потери своего места в университете) не будут входить в общее количество иностранных студентов ВУЗа. Данный мониторинг стимулирует ВУЗы к широкому участию в международном сотрудничестве, что благотворно влияет на общий имидж  нашей страны и системы образования, популяризацию российской культуры во всем мире. Для того чтобы набрать необходимое количество иностранных студентов, учреждения высшего профессионального образования прибегают к следующим мерам.

Один из простейших способов – реклама ВУЗа на просторах сети, более сложный и эффективный способ – сотрудничество с рекрутинговыми агентствами. Рекрутинг – это способ подбора персонала (в нашем случае - обучающихся) из общего числа претендентов, в зависимости от их индивидуальных качеств и способностей.  Рекрутинг иностранных студентов является необходимым для ВУЗов России на сегодняшний день, так как этот фактор влияет на рейтинг ВУЗа и является одним из показателей его эффективности.

Организация ICEF (International Conferences and Educational Fairs, www.icef.com) проводит выставки, которые помогают наладить сотрудничество между ВУЗами и рекрутинговыми агентствами. Eastern European University Association (далее EEUA) – это ассоциация университетов, которая способствует популяризации университетов России, Украины и Белоруссии. В то же время она дает иностранным гражданам возможность не только узнать больше об образовании в этих странах, но и отправиться туда с целью получения образования. Одним из проектов EEUA является проект по рекрутированию иностранных студентов для России и Белоруссии, проводится он  в ряде стран Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и Восточной Европы.  В рамках этого проекта проводятся различные мероприятия: «образовательные выставки, рекрутинговые семинары, отборочные конкурсы, встречи с агентами по набору, посещение престижных школ в странах набора, встречи с директорами школ и родителями потенциальных студентов и т.д.»13 , которые EEUA и ВУЗы-участники осуществляют совместно.

Еще одним источником иностранных кадров для Российской Федерации  могут являться выпускники некоторых образовательных организаций Европы, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 1694-р, в соответствии с которым утвержден «перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации.»14 Таким образом, получив образование в своей стране, иностранные студенты имеют возможность переехать в Россию и продолжить здесь обучение, либо устроится на работу.

Россия предлагает достаточно широкий спектр возможностей для иностранных студентов, желающих получить высшее образование в нашей стране. С каждым годом развитие данного направления набирает обороты, что не удивительно, ведь мир становится все более глобальным, и сотрудничество в сфере высшего образования играет не маловажную роль в формировании резерва «мягкой силы» Российской Федерации, а так же популяризации ее имиджа на мировой арене.

_______________________________________________

  1.  Аналитические доклады ИМИ МГИМО(У) МИД России. Вып. 1(63). Март 2013 г.
  2. минобрнауки.рф/документы/3883; минобрнауки.рф/документы/4017 
  3.  Приказ министерства образования Российской Федерации №844 от 28 июля 2014г. «Об утверждении порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
  4. Приказ министерства образования и науки №1521 от 26.11.2014 «О проведении отбора федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях, подготовительных факультетах которых иностранные граждане и лица без гражданства, поступающие на обучение в пределах квоты на образование иностранных граждан и лице без гражданства на территории Российской Федерации, установленной Правительством Российской Федерации, имеют право на обучение по дополнительным общеобразовательным программам , обеспечивающих подготовку к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.»
  5.  Александр Леонардович Арефьев, Франц Эдмундович Шереги «Иностранные студенты в России: Статистический и социологический анализ» Издатель: Центр социологических исследований 127106, Москва, ул. Гостиничная, 9, д. 4  стр 19

  1.  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №33009 от 24 апреля 2014 г. «Об утверждении формы порядка выдачи сертификата по русскому языку как иностранному языку и технических требований к нему»

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1533 от 2 декабря 2014 г. «Об утверждении перечня образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ»

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1156 от 29 августа 2014 г. «Об утверждении формы, порядка проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи устного экзамена»

  1.   Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом. 27 марта 2014 года

http://rs.gov.ru/project/2739

  1.  http://rs.gov.ru/project/2739
  2.  http://rs.gov.ru/sites/default/files/vystavki.pdf
  3.  http://www.rg.ru/2013/03/25/univery-site-dok.html
  4.  http://www.rg.ru/2014/01/09/univer-site-dok.html

  1. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, Москва, 2012. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/2775/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1265/12.10.31-%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3_%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B.pdf

  1.  http://eeua.ru/articles/article_layout/id/97

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 1694-р http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3650/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/2467/13.09.19-%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_1694%D1%80.pdf

  1.  http://rs.gov.ru/sites/default/files/koncepciya_prodvizheniya_rossiyskogo_obrazovaniya.pdf

1.2 Возможности для российских студентов

Россия не только успешно устанавливает международное сотрудничество с другими странами, но и развивает собственный потенциал «мягкой силы», оказывая поддержку юным ученым, преуспевающим студентам и преподавателям.

Первое, о чем нельзя не упомянуть в этой части курсовой работы, это положение России в мировом образовательном пространстве. С 2003 года наша страна является участницей Болонского процесса – процесса взаимодействия образовательных учреждений европейских стран для сотрудничества и создания общего пространства для обучающихся и деятелей науки стран-участниц. Болонская система сложилась в 1999 году, когда в Болонье министры образования 29 европейских стран подписали «Декларацию о Европейском пространстве для высшего образования» (Болонскую декларацию). Болонский процесс нельзя назвать однозначным, так как степень его развития заметно отличается в разных странах, но, тем не менее, можно сказать о том, что он довольно эффективен и полезен для каждой страны-участницы.

В России Болонская система вводилась постепенно, так как было необходимо создать правовую базу для наиболее полной интеграции нашей страны в общеевропейское образовательное пространство. В 2005 году были определены списки ВУЗов и организаций, которые будут реализовывать основные цели развития системы высшего профессионального образования, в соответствии с Болонской декларацией. На сегодняшний день Россия разделяет цели повышения доступности и качества высшего профессионального образования, усиления процесса интернационализации, совершенствования системы выявления наилучших способов взаимодействия и сотрудничества.

Студентам нашей страны предоставлен широкий спектр возможностей для обучения за границей за счет государственного бюджета.

Во-первых, каждый учебный год Президент РФ предоставляет наиболее успешным и перспективно развивающимся в своей области студентам стипендию на обучение за рубежом. На 2013/2014 учебный год стипендию получили 63 студента ВУЗов со всей России в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №585 «О стипендиатах президента, направляемых на обучение за рубеж в 2013/14 году». Для получения такого рода вознаграждения необходимо предоставить список документов (рекомендательное письмо от ВУЗа, табель успеваемости, документы, подтверждающие научные или творческие достижения, личное заявление на обучение и обоснование своего желания получить образование за рубежом, сведения о знании иностранного языка)2.

Во-вторых, 10 мая 2005 года утверждена ««Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты»3  президентом РФ В.В.Путиным и представителями ЕС. Данный документ позволяет студентам и молодым ученым из России участвовать в Европейских проектах, например, «Горизонт 2020» («программа нацелена на развитие инноваций через совместную деятельность исследователей, новаторов и промышленности».); программа «Erasmus +»; (Программа направлена на создание общеевропейского образовательного пространства, посредствам повышения академической мобильности, она оказывает широкую поддержку активной и целеустремленной молодежи7).4

В-третьих, согласно постановлению Правительства Российской Федерации 2013 года «Об утверждении порядка получения международными организациями права на предоставление грантов на территории Российской Федерации на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ» молодые ученые и студенты имеют возможность получать гранты для развития проектов и исследований не только от властей нашей страны, но так же от различных международных организаций, содействующих развитию науки на территории России.

В-четвертых, в рамках программы Правительства Российской Федерации, «Глобальное образование», действующей с 2014-2016 год, россияне имеют возможность получить гранты правительства на обучение зарубежом, при условии, что они самостоятельно поступили в ВУЗ другой страны на программы обучения в магистратуру, аспирантуру или ординатуру. Данная возможность представляется студентам различных направлений подготовки. Для того, чтобы получить данную награду, выпускник должен зарегистрироваться на сайте программы. Он автоматически будет поставлен в электронную очередь, а когда придет его черед, ему необходимо предоставить документы, которые подтвердят окончание Российского ВУЗа и поступление в зарубежное образовательное учреждение.(по данным сайта министерства образования Российской Федерации, на сегодняшний день зарегистрировано 86 участников5, организаторы программы планируют направить на обучение не менее 1500 граждан Российской Федерации по приоритетным для российской экономики специальностям ) Правительство покроет не только расходы на обучение, но и на все, что связано с учебой: перелет, проживание. Также Организаторы программы гарантируют студентам трудоустройство на территории Российской Федерации.6

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Россия считает приоритетным развитие сотрудничества в сфере высшего образования, оказывая финансовую поддержку студентам и одобряя участие иностранных организаций в развитии потенциала молодых ученых и одаренных учащихся.

________________________________________

  1.  http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m585.pdf
  2.  http://gradstudyabroad.ru/education-russia/president-scholarships
  3.  http://www.russianmission.eu/userfiles/file/road_map_on_the_common_space_of_research_and_education_2005_russian.pdf
  4.  http://www.increast.eu/ru/127.php
  5.  Минобрнауки.рф/проекты/глобальное-образование
  6.  Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2014 г. N 568 г. Москва "О мерах по социальной поддержке граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и по обеспечению их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией"
  7.  http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/index_en.htm

Глава 2.

Сотрудничество в сфере высшего образования между Россией и Германией.

2.1 Немецкие организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ

Германия является одним из наиболее значимых на сегодняшний день государств-партнеров для России, как в торгово-экономической, так и в культурной области.

В России функционируют различные образовательные организации, направленные на знакомство россиян с культурой Германии, изучение немецкого языка. Например, Институт Гете – институт, представляющий культуру Федеративной Республики Германия. Он является посредником и представителем Германии, знакомящим граждан разных стран мира с образом своей страны: на базе данного института существует школа немецкого языка высокой квалификации, проводятся культурные мероприятия (показы фильмов на немецком языке, лекции о Германии, интерактивные выставки, авторские чтения и встречи с немецкими писателями). Институт Гете содействует международному сотрудничеству в сфере культуры. «В России Гёте-Институт представлен тремя культурными центрами, которые активно занимаются реализацией значимых внешнеполитических задач в сфере культуры и образования: в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.»1 Каждый из этих центров популяризирует культуру Германии и способствует укреплению российско-германских культурных связей.

Существенную роль в образовательном сотрудничестве между РФ и ФРГ играет DAAD – германская служба академических обменов, она является самой крупной немецкой организацией. Основные направления ее деятельности это: стипендии для иностранных студентов, стипендии для немцев, интернационализация вузов, популяризация немецкого языка и культуры, сотрудничество в области образования с развивающимися странами. Представительство DAAD в России ежегодно проводит образовательные выставки для ознакомления граждан с немецкими вузами, принимает участие в общеевропейской дискуссии по Болонскому процессу, занимается разработкой и финансированием двухсторонних программ. DAAD совместно с Россией реализует такие проекты как: «Михаил Ломоносов» (с 2003 года; «для работающих в области технических и естественных наук аспирантов, молодых ученых из вузов МОН РФ»), «Иммануил Кант» ( с 2005 года; «для работающих в области гуманитарных, социальных, экономических и правовых наук аспирантов, молодых ученых из вузов МОН РФ»), «Николай Лобачевский» (с 2008 года; совместная с республикой Татарстан программа последипломного обучения), «Владимир Вернадский» совместно с МГУ, «Дмитрий Менделеев» совместно с СПбГУ.2 

На территории РФ также осуществляют свою деятельность немецкие Фонды, такие как фонд Конрада Аденауэра и Фонд Фридриха Эберта.3

Представительство Фонда им. Конрада Аденауэра4, ведущее свою деятельность на территории России с 1990 года, способствует росту доверия и взаимопонимания в российско – германских отношениях, а также оказывает партнерскую поддержку развитию трансформационных процессов, происходящих в России. Основные направления деятельности Фонда им. Конрада Аденауэра на территории нашей страны: проведение конференций и семинаров, учебных и информационных программ в Германии для Российских коллег в различных областях, издание публикаций, распределение стипендий для одаренных студентов и аспирантов. 4 апреля 2012 года в Немецко-русском доме состоялась конференция на тему «Наука и образование – проблемы и перспективы модернизации. Экспертный состав был представлен профессором Свободного университета Берлина Клаусом Зегберсом, профессором МГИМО Андреем Загорским и Екатериной Романовой – германистом Европейского института Академии наук РФ. В ходе конференции большое внимание было уделено планам и концепциям модернизации образования, как в Российскими, так и в германскими экспертами был отмечен недостаток финансирования образовательной и исследовательской деятельности.

Фонд Фридриха Эберта5 – старейший политический фонд Германии, поддерживающий и укрепляющий идеалы социал-демократии посредством: Политико-просветительской работы (в целях укрепления гражданского общества), создания центров стратегических исследований ( по основным вопросам экономической, социальной и образовательной политики), оказания поддержки одаренной молодежи путем предоставления стипендий.

2.2 Культурно-образовательная деятельность между Россией и Германией

Ежегодно МОН РФ сотрудничает с образовательными учреждениями и министерством образования ФРГ, проводя ряд мероприятий и принимая участия в них.

Были проведены годы России в Германии и Германии в России в 2012-2013 годах. В рамках этого проекта основное внимание было оказано таким направлениям, как культура, охрана окружающей среды, социально-общественные связи, экономика, образование и наука, политика и общая история. Были проведены такие знаковые мероприятия как:

«III Международный студенческий форум, организованный Россотрудничеством при поддержке Минобрнауки России.» (Берлин, 3-6 октября 2012 года)  Участниками форума были студенты, преподаватели, аспиранты из более 60 ведущих вузов России и Германии, а также деятели культуры и науки,  представители молодежных сообществ, официальные и деловые лица двух стран. В рамках данного форума была проведена «Ассамблея ректоров российских и германских высших учебных заведений», чья работа была направлена на укрепление международного сотрудничества в сфере высшего образования между Россией и Германией, посредством введения программ двойного бакалавриата и магистратуры, проведения научных стажировок и обменов студентами, финансирования сферы образования и увеличения количества стипендий.

Параллельно с ассамблей состоялось открытие выставки в Берлине
«Русские немцы – 1000 лет искусства, истории, культуры», где присутствовал Президент ФРГ Йоахим Гаук. 

Представители Минобрнауки России приняли участие в ряде мероприятий германской стороны, например, в презентации 9 октября 2012 года новой программы стажировок «Россия на практике» Германской службы академических обменов ДААД.

С 1 по 4 ноября 2012г. Россия представила свою экспозицию на 64-ой Международной выставке «Идеи, изобретения, инновации» - ИЕНА 2012 в Нюрнберге. Представленные Россией экспонаты привлекли внимание значительного числа международных специалистов. За время проведения выставки было установлено более 50 деловых контактов, подписано 14 протоколов и соглашений о намерениях продолжении сотрудничества и разработке конкретных предложений о покупке российской наукоемкой продукции.

9 ноября 2012 года в комплексе «гостиный двор» состоялось уникальное мероприятие: телемост «Германия – Россия в научном диалоге», участие в мероприятии приняли более 100 человек. На обсуждение были подняты вопросы интернационализации образования и научно-технического сотрудничества между Россией и Германией, большое внимание было уделено организации ERICS, которая с 2005 года сотрудничает с НИУ Высшей школой экономики, компания SAP рассказала о своей программе «Университетский альянс», включающей в себя более 50 российских вузов. Второй телемост с Берлином, в рамках года Германии в России и года России в Германии состоялся 1 марта 2013 года, тема его была «Россия-Германия: менеджмент знаний для повышения инновационной активности». Большое внимание было уделено 20-летию деятельности Германской службы академических обменов ДААД на территории нашей страны, которая, несмотря на огромный конкурс, открывает широкие возможности для студентов. Однако ДААД не единственная организация, работающая в данном направлении, например, Российско-немецкая высшая школа управления (РНВШУ) при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации уже 20 лет готовит специалистов. Такой же период времени действует Свободный российско-германский институт публицистики (СвРГИП). Институт IPERF, проинформировал зрителей о начале реализации партнерской программы с Высшей школой менеджмента СПбГУ, которая будет направлена на передачу опыта и навыков по трансферу технологий и инновационному менеджменту.

В период с 5 по 9 марта 2013 г. Министерство образования и науки Российской Федерации приняло участие в крупнейшей выставке в области информационных технологий и телекоммуникаций CeBIT  в Ганновере.

С 3 по 4 мая 2013 года Российским центром науки и культуры была проведена VIII Международная выставка профессионального образования и академических обменов StudyWorld - 2013 в Берлине.  Россия представила комплексную экспозицию «Российские университеты. Образование, наука и инновации». Основными целями данной экспозиции были популяризация российских вузов, демонстрация их инновационных и научно-технических разработок, расширение сотрудничества в сфере высшего образования между Германией и Россией. «Основные вузы, принявшие участие в экспозиции: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский политехнический университет, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Распределение по городам: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Калининград, Саратов, Ростов-на-Дону, Воронеж.»

Церемония закрытия Года России в Германии и Года Германии в России состоялась 1 июля 2013 года в Берлине. Подводя итоги, стороны отметили значительную продуктивность работы:  были активизированы связи между молодыми учеными России и Германии, система студенческих обменов вышла на новый уровень, увеличилось число участников научно-образовательного сотрудничества.6


      Следом за Годом России в Германии и Годом Германии в России, 2014 - 2015 год был объявлен «Перекрестным годом языков и литературы России и Германии.»  Значительную поддержку в проведении мероприятий оказывают представительство Института Гете в России и служба академических обменов DAAD, Посольство Федеративной Республики Германия в Москве. Несмотря на то, что перекрестный год языков и литературы уже подходит к концу (по плану он должен длиться до апреля 2015 года), до сих пор проводятся различные конкурсы (II Всероссийская студенческая олимпиада по немецкому языку, конкурс проектов «Междисциплинарное преподавание немецкого языка», поэтическая битва – «Немецкий, Германия и я!»), а также интересные проекты, такие как: Сетевой проект «Litera@tour.de», дающий возможность объединиться творческой интеллигенции из числа российских немцев; «Мобильные форумы учителей и преподавателей немецкого языка», направленные на повышение квалификации и обмена знаниями в области преподавания; Дни немецкой лирики в Москве; авторские чтения и литературные встречи с немецкими писателями (в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге) и другие мероприятия на территории нашей страны.

Одним из важнейших мероприятий «Перекрестного года языков и литературы России и Германии» был Форум по славистике для вузов России и Германии с преподаванием русского языка и кафедрой славистики,  который состоялся 29 сентября – 1 октября 2014 года в Берлине. На торжественной церемонии открытия выступили: член президиума Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Ренате Беленчиков, представитель посольства РФ в Германии А.Г. Авраменко, директор Российского дома науки и культуры в Берлине О.Ю. Ксенофонтова и президент Санкт-Петербургского государственного университета, академик РАН Людмила Вербицкая. В пленарном заседании Форума «Русский язык в коммуникативном пространстве современного мира» приняли участие представители 14 российских и 6 немецких вузов. Одной из главных тем Форума стала тема «Сотрудничества в сфере использования дистанционных технологий при изучении русского языка, литературы и культуры России, а также российских игровых и образовательных электронных ресурсов.» 7

Из всего вышесказанного следует, что Россия заинтересована в поддержании российско-германских культурных и образовательных связей, развитии дальнейшего сотрудничества между молодыми учеными и деятелями науки, стимулировании и расширении системы академической мобильности, сохранении позитивного имиджа своей страны на территории ФРГ, а также распространении немецкой культуры в пределах Российской Федерации.

_____________________________________________

  1.  http://www.goethe.de/ins/ru/mos/uun/ru960565.htm
  2.  http://www.daad.ru/daad_2014.pdf
  3.  В соответствии с «Пояснительной запиской
    к проекту федерального закона N 97803710-2 "О фондах"
    »
  4.  http://www.kas.de/ru-moskau/ru/
  5.  http://www.fesmos.ru/Stipendiaten/
  6.  минобрнауки.рф/пресс-центр/3829
  7.  http://deutsch2014-2015.ru/main/

Глава 3.

Сотрудничество вузов РФ с высшими учебными заведениями Германии на примере СПбГУ

Санкт – Петербургский Государственный Университет является не только одним из ведущих вузов Российской Федерации, но и занимает престижные позиции в рейтинге мировых университетов. В 2015 году он впервые вошел в список 100 лучших, заняв место в восьмой десятке1. Данная позиция подтверждает высокий уровень научной и преподавательской деятельности нашего вуза и говорит о признании его мировыми экспертами. В рейтинге стран БРИКС СПбГУ была отведена 64 позиция2.

Наш университет уделяет большое внимание международному аспекту развития. Членство в международных ассоциациях, таких как: Всемирная лига университетов, Международная ассоциация президентов университетов, Евразийская ассоциация университетов, Конференция ректоров университетов стран Балтийского региона и др. (приведены примеры наиболее глобальных сообществ, в которых состоит СПбГУ, из существующих 443). СПбГУ широко развивает данное направление деятельности, ежегодно на базе университета проводятся международные научные конференции, форумы, встречи с ведущими деятелями науки, что дает возможность делиться опытом и получать его от зарубежных коллег.

В университете обучаются более 2000 иностранных студентов, что говорит о его престиже и высоком уровне образования, признанном во всем мире. Активную деятельность проводят международные отделы факультетов, которые сотрудничают с интернациональными университетами-партнерами по различным направлениям подготовки и программам (бакалавриат, магистратура, аспирантура), что способствует повышению уровня академической мобильности.

Рассмотрим сотрудничество в сфере высшего образования между Россией и Германией на конкретном примере – Санкт-Петербургском государственном университете.

Санкт-Петербургский государственный университет заключил более 100 документов о сотрудничестве с немецкими вузами, на основании которых, студенты нашего образовательного учреждения имеют возможность обучаться семестр в Германии.

Так, например, с Берлинским техническим университетом было заключено Генеральное соглашение, а также письмо-соглашение, в которых отражены основные принципы сотрудничества университетов по всем направлениям подготовки.

С Бременским университетом, в свою очередь, была заключено два протокола (о студенческом и академическом обмене) и написано письмо о взаимопомощи и договор о сотрудничестве. Все эти документы содержат необходимую информацию о правах и обязанностях студентов за рубежом, а так же об их финансовых затратах.

Девять соглашений СПбГУ заключил с Гамбургским университетом, который сотрудничает с нашим вузом уже на протяжении 40 лет. Первый договор о сотрудничестве (от 22.05.1975 г.) содержал в себе базовые положения о международном обмене студентами и преподавателями, межуниверситетской взаимопомощи по всем направлениям подготовки. Следующий документ был подписан с целью совершенствования системы академической мобильности, более перспективного развития международного сотрудничества. (от 24.11.1988г.) В течение полседующих 24 лет, заключались договоры уже по конкретным направлениям подготовки: юриспруденции (от 26.05.2003; 05.10.2004; 08.12.2010), филологии и искусству (от 10.07.2012), географии и геоэкологии(от 05.07.2011) , журналистике(от 30.06.2010).

С Гейдельбергским университетом им. Рупрехта и Карла помимо основного договора о сотрудничестве от 01.06.1992 года, заключено очень интересное «Соглашение о создании Центра изучения германоязычной философии и культуры» от 07.06.2006, в соответствии с которым было создано единое образовательное пространство для реализации совместных российско-немецких программ, направленных на углубленное изучение германской и западноевропейской культуры и философии, по трем направлениям: бакалавриат по культурологии («Культура Германии»), бакалавриат по прикладной этике и магистратура по философии.

27 января 1999 года Санкт-Петербургский государственный университет заключил договор о сотрудничестве с Берлинским университетом имени Гумбольдта в области юриспруденции.

В этой же области был заключен «Договор о намерениях» от 10.12.2009г. с Боннским (Рейнским) университетом им.Фридриха Вильгельма, который содержит в себе положения о проведении семинаров и лекций немецких и российских профессоров, издании совместных научных публикаций и обмене информацией о структуре учебного процесса между странами.

Программы академической мобильности в области юриспруденции действуют совместно с такими вузами как:

- Свободный университет Берлина ( Протокол о студенческом обмене от 17.02.2012г.);

- Университет Пассау ( Протокол о студенческом обмене от 06.04.2012г.);

- Университет им. Христиана Альбрехта г. Киль (Соглашение от 04.07.2002г.);

- Университет права и бизнеса (EBS University of Business and Law) ( Протокол об академическом обмене от 10.10.2012 г.)

По направлению «Филология и искусства» немецкими партнерами СПбГУ являются (помимо вышеупомянутого Гамбургского университета):

- Якобс Университет в рамках Договора о сотрудничестве от 25.05.2011 г. ;

- Вюрцбургский университет прикладных наук, факультет дизайна (University of Applied Sciences Würzburg - Schweinfurt) в соответствии с Договором о сотрудничестве от 26.05.2008 г.

ТУ Дрезден (Договор о сотрудничестве от 22.04.2004г.), Гамбургский университет вооруженных сил ФРГ им. Г.Шмидта (Протокол о студенческом обмене от 22.04.2004г.), Йенский университет им. Фридриха Шиллера (Меморандум о взаимопонимании от 22.04.2004г.) сотрудничают с СПбГУ в области «Международных отношений», предоставляя иностранных студентов по обмену и принимая наших обучающихся на территории Федеративной Республики Германии.

По курсу «Журналистика» СПбГУ осуществляет академические обмены с такими вузами как:

- вышеупомянутый Гамбургский Университет (Соглашение о сотрудничестве от 30.06.2010);

- ТУ Дортмунд (Протокол о студенческом и академическом обмене от 22.04.2011).

Со Свободным Университетом Берлина от 19.12.2013 г. СПбГУ имеет Соглашение о двойном дипломе (после магистерской программы).

В области математики и механики Санкт-Петербургский Государственный университет заключил два соглашения о сотрудничестве:

- с Саарландским университетом, факультетом математики и информатики  ( от 29.05.2009 г.);

- с Университеомт Билефельда, Математическим факультетом  (от 16.12.2008г.);

- 25.06.2014 г. была составлена совместная рабочая программа с Дрезденским техническим университетом, включающая в себя академические обмены, участие в международных конференциях и семинарах и их проведение, сотрудничество в области исследований.

По направлению «Прикладная математика и процессы управления» СПбГУ сотрудничает с Технологическим институтом Карлсруэ на основании двух протоколов:

- Протокол о студенческом обмене от 19.07.2013

- Протокол об академическом и научном обмене от 19.07.2013

С тремя немецкими университетами сотрудничает факультет Высшая школа менеджмента:

- Европейская бизнес-школа, Международный университет Шлосс-Райхартсхаузена («Меморандум о взаимопонимании» от 03.03.2008)

- Кёльнский университет, Факультет менеджмента, экономики и социальных наук (Соглашение от 26.09.2006)

- Университет права и бизнеса («Договор о сотрудничестве в области послевузовского профессионального образования» от 28.09.2011, в соответствии с которым СПбГУ предоставляет аспирантов по данному направлению).

Наибольшее количество документов о сотрудничестве между вузами Россией и Германией заключено по направлению «Экономика»:

- Соглашение о двойном дипломе от 18.11.2011 с Европейским Университетом Виадрина

- Протокол о студенческом обмене от 27.06.2012 с Международная школа бизнеса г. Липпштадт 

-  Рамочное соглашение о сотрудничестве от 05.11.2014 со Свободным университетом Берлина

- Договор о сотрудничестве от 01.12.2010 и Дополнительное соглашение к данному документу от 28.02.2012 с ТУ Ильменау

- Протоколы о студенческом и академическом обмене, оба от 10.10.2012, с Университетом права и бизнеса

- Протокол о студенческом обмене от 10.05.2013 с Университетом прикладных наук г.Хофа

Направления, по которым СПбГУ сотрудничает только с одним немецким образовательным учреждением, являются:

- Физика (Институт физики микроструктур им. Макса Планка; Соглашение о научном сотрудничестве от 12.11.2012)

-Медицина (Клиника Университета им. Фридриха Шиллера, Йена ; соглашение от 07.02.2003)

-Социология (Университет заочного обучения, Хаген, Институт социологии ; Соглашение о сотрудничестве от 08.05.2002)

На основании рассмотренной информации можно сделать вывод о том, что Санкт-Петербургский Государственный Университет на сегодняшний день осуществляет сотрудничество с высшими учебными заведениями Германии по таким направлениям, как: юриспруденция, экономика, журналистика, философия и политология, филология и искусства, физика, химия, география и геоэкология,  международные отношения, высшая школа менеджмента, социология, прикладная математика и процессы управления, математика и механика; и не осуществляет по таким, как: история, свободные искусства и науки, геология, востоковедение, психология и химия.

__________________________________

  1.  http://tvkultura.ru/article/show/article_id/129982
  2.  http://paperpaper.ru/papernews/2014/12/04/uni/
  3.  http://ifea.spbu.ru/%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%91%D1%80%D1%8B/%D1%81%D0%BF%D0%B1%D0%B3%D1%83-%D0%B2-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%D1%85-%D0%B8-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%D1%85


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33165. Вечер знакомств 79 KB
  Набор команды: Садко набирает дружину Царь с царицей подданных в свое царство Капитан Врунгель команду. Творческая ромашка: детей делят на две или три команды Желтые лепестки цирк клоуны гимнасты дрессировщики жонглеры Красные лепесткитеатр инсценировать сказки ситуации . Далее все делятся на две команды. Способы деления на команды: 1 Первому игроку на ухо говорится цвет например красный.
33166. ВОЖАТОМУ НА ЗАМЕТКУ 71.5 KB
  ЛЕНИВЫЙ ВОЖАТЫЙ Ведя детей то в одно место то в другое исходя из запланированного в дне по дороге указывает рукой в разные направления и говорит: А это дети вон чо. Ведь надо отвечать на вопросы НОРМАЛЬНЫЙ ВОЖАТЫЙ В первые дни устроит игру по станциям в рамках Хозяйственного или Организационного сборов. ВОЖАТЫЙ С ФАНТАЗИЕЙ Заранее до начала смены выстроит экскурсионную программу по лагерю на всю смену продумав что показывать в первую очередь что в середине смены о чем говорить в конце. Договорится с вожатыми соседних отрядов...
33167. Возрастные особенности детей 32.5 KB
  Дети 79летнего возраста имеют следующие возрастные характеристики : высокий уровень активности; процессы возбуждения преобладают над процессами торможения; эмоциональная непосредственность; повышенная работоспособность но в то же время высокая утомляемость в следствии чего необходим отдых в течении дня ; Высокая потребность в игре движении во внешних впечатлениях; Предпочтение к шумным коллективным играм; Высокая чувствительность к критике со стороны взрослых; Сознание различий пола; Становление независимости; Развитие...
33168. Как не скучно ехать в автобусе 34.5 KB
  И если всё это время просто так сидеть и наблюдать в окно весёлой она точно не покажется. Чем же можно занять это время Вопервых уже по дороге в лагерь вожатый должен начинать формировать отряд. А самое главное на время дороги нужно придумать какоенибудь развлечение.Так как север это очень красивое но в то же время и очень опасное место вы все должны уметь четко и быстро выполнять наши команды что бы не погибнуть Кольцовка что нужно взять в экспедицию на Северный полюс А теперь проверим все ли вы взяли ничего не забыли а...
33169. КОНЦЕРТ ВОЖАТЫХ 28.5 KB
  если их нет изначально то скорее всего и не будет Основной этап: когда всю смену все говорят что нужен вожатник но кто его будет делать не понятно все кто действительно его будут делать об этом попрежнему не знают Внимание Время когда надо думать как быть с вожатником приходит нежданнонегадано как полный абзац Группа добровольцев сбивается в каком нибудь лагерном помещении и начинает судорожно перебирать все мыслимые и немыслимые варианты подготовки проведения и темы вожатника Внимание Водка и все заранее подготовленные...
33170. Чем развлекать детей 23 KB
  Например такие: Эстафеты разнообразные состязания в ловкости быстроте и силе Викторины интеллектуальные конкурсы КТД коллективное творческое дело постановки спектаклей концертов и представлений конкурсы красоты талантов разное рукоделие изготовление поделок и т. Тема: Море тогда или конкурсы могут быть связаны с морскими предметами или они могут быть объединены единой сюжетной линией морское путешествие. Тут все конкурсы так или иначе привязаны к этому предмету. Сами конкурсы 1.
33171. Центральный банк, основы его деятельности. Функции центральных банков. Активные и пассивные операции центральных банков 55.5 KB
  Функции центральных банков. Активные и пассивные операции центральных банков. Деятельность любых центральных банков как следует из анализа их исторического развития и современного положения в рыночной системе подчинена следующим основным целям: обеспечению стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы ликвидности банковской системы созданию эффективного и бесперебойного ведения расчетов включая расчеты наличными деньгами. Центральный банк хранит кассовые резервы коммерческих банков...
33172. Коммерческие банки, их виды. Роль коммерческих банков в рыночной экономике 57.5 KB
  Коммерческие банки их виды. Банки это огромное достижение цивилизации. Поскольку банки проводят в основном денежные операции и предметом их деятельности является денежный капитал то и содержание и масштабы последней зависят от степени развития товарноденежных отношений в стране уровня торговли темпов промышленного производства. Неэмиссионные банки подразделяются по направлению работы на коммерческие универсальные сберегательные инвестиционные ипотечные.
33173. Финансовые рынки. Финансовые институты 59 KB
  Формируется финансовый рынок. Современный финансовый рынок это сложный экономический механизм перераспределения денежных средств между странами регионами и отраслями. Свободные денежные средства сбережения всех экономических агентов поступают на финансовый рынок посредством сделок на котором происходит их инвестирование в различные финансовые активы. Финансовый рынок служит своего рода механизмом обеспечивающим перемещение потоков денежных сбережений от домашних хозяйств к предприятиям инвестирующим капиталы на свое развитие.