9853

Россия в начале 21 века. Новые тенденции политической жизни

Реферат

История и СИД

Россия в начале 21 века. Новые тенденции политической жизни. Руководство страны проводит активную внешнюю политику за своё утверждение на международной арене. Россия, став правопреемницей СССР, отстаивает статус сильного государства, с которым должн...

Русский

2013-03-17

25.75 KB

550 чел.

Россия в начале 21 века. Новые тенденции политической жизни.

Руководство страны проводит активную внешнюю политику за своё утверждение на международной арене. Россия, став правопреемницей СССР, отстаивает статус сильного государства, с которым должны считаться остальные страны мира. Она вступила во многие международные организации.

Адаптация российской внешней политики к новым условиям была особенно болезненной. Переходное состояние российского общества, борьба за власть, экономический кризис серьёзно осложнили разработку концепции национальной безопасности и новой внешнеполитической доктрины.

В 1991-1993 гг. внешняя политика демократической России во многом являлась продолжением «перестроечной дипломатии» М.С.Горбачёва. Для неё было характерно стремление интегрироваться в западное сообщество и мировые экономические структуры. Проводником этой политики стал министр иностранных дел А.Козырев. Провозглашённая им внешнеполитическая концепция предполагала лояльность России по отношению к западным ценностям в обмен на помощь Запада в осуществлении либеральных реформ.

3 января 1993 г. президенты РФ и США подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Этот договор вызвал неоднозначную реакцию в российском обществе, поскольку Россия должна была уничтожить большее число боеголовок.

Вместе с тем российской внешней политике в эти годы явно не хватало стратегической глубины, инициативности. Эта дипломатия в целом не принесла значительных результатов. Попытки России заявить о своих внешнеполитических интересах всё чаще наталкивались на противодействие и непонимание Запада.

Крупные просчёты, допущенные в 1991-1992 гг. в российско-американских отношениях, в политике на Балканах, и особенно во взаимоотношениях со «планами ближнего зарубежья, заставили уже в 1993 г. существенно скорректировать внешнеполитический курс России.

С 1994 г. внешняя политика России постепенно меняется. В стране заметно усиливаются антизападные настроения. В начале 1996 г. смена ориентиров во внешней политике подкрепляется кадровыми перестановками: А.Козырева на посту министра иностранных дел сменил Е.Примаков, бывший руководитель Службы внешней разведки. Став министром, Примаков объявил приоритетом своей деятельности ближнее зарубежье, развитие двусторонних и многосторонних отношений со странами СНГ. Со сменой руководства МИДа во внешней политике России усиливается прагматизм, взвешенность. Её главным направлением и принципом становится стремление защитить российские интересы, не вступая в конфронтацию с другими странами. Новая внешнеполитическая стратегия исходит из понимания того факта, что главная угроза безопасности России лежит во внутриполитической, социальной, духовной и других сферах.

В 1996 г. Россия стала членом Совета Европы, была принята в Международный валютный фонд, а также присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира». Нормализация отношений с НАТО и последовавшее за этим заявление Президента РФ о пере нацеливании российских ракет способствовали росту международного авторитета страны. Конкретным выражением этого стало преобразование лётом 1997 г. «большой семёрки» в «восьмёрку». Для России полноправное членство в «восьмёрке» - важный внешнеполитический успех, так же как и последующее вступление в Парижский клуб стран-кредиторов.

Непросто складываются отношения России с так называемым ближним зарубежьем (так стали именоваться страны, которые ранее являлись республиками СССР, а после его распада стали самостоятельными государствами). Не раз возникали проблемы в отношениях с прибалтийскими странами, в которых русскоязычное население подвергается различным формам национальной дискриминации. Велись споры России с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Имелись проблемы в отношениях с Таджикистаном и Молдавией.

Распад СССР привёл к образованию Содружества независимых государств (СНГ). Строительство нового объединения было начато «сверху» в чрезвычайной обстановке кризиса, главным образом с целью предотвращения развития событий по «югославскому сценарию», установления контроля над процессом распада СССР. Весной 1992 г. в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности стран СНГ, на основе которого создан Совет коллективной безопасности и разработан механизм мирного урегулирования конфликтов внутри СНГ.

В 1997 г. Содружество вступило в новый, переломный этап своего существования. Отсутствие реального взаимовыгодного экономического сотрудничества и множество нерешённых политических проблем поставило под "вопрос само существование СНГ. На встрече в Кишинёве в конце 1997 г. лидеры СНГ впервые очень жёстко сформулировали своё недовольство положением дел в Содружестве, критиковали его неэффективность.

Наиболее благоприятно складываются отношения России с Белоруссией.

Впервые вопрос о создании с ней союза возник весной 1993 г., когда начались конфиденциальные переговоры. Однако в то время идею сближения двух государств реализовать не удалось. Весной 1995-го между ними были сняты таможенные барьеры, препятствовавшие развитию экономических связей, а в декабре 1999 г. подписан договор о создании союзного государства России с Белоруссией.

В современных условиях на территории бывшего СССР уже чётко обозначилась многоярусная структура взаимодействия новых государств:

Россия, Белоруссия - форма наиболее глубокого сотрудничества с общими национальными, в том числе политическими структурами управления;

Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия - углубленная, прежде всего экономическая интеграция, базирующаяся на Таможенном и Платёжном союзах;

страны - участницы СНГ, сложившиеся после распада СССР - межгосударственное объединение 12 бывших республик;

СНГ и государства Балтии - территория бывшего Советского Союза. Несмотря на существующие по ряду вопросов противоречия внутри СНГ, в последнее время чётко прослеживается положительная тенденция к углублению прошений между основными союзниками на постсоветском пространстве. Об этом свидетельствуют постоянные встречи глав государств СНГ в 2000-2003 гг.

Поиски нового места на международной арене в условиях перехода к многополярному миру потребовали от России обновления восточной политики. В результате целенаправленных усилий по активизации российской восточной политики в 1991-1997 гг. отношения с большинством стран азиатского региона вышли на новые рубежи. Последовательно развивались традиционно масштабные связи с Индией, возобновилось сотрудничество с Вьетнамом, Монголией.

Новые подходы к решению проблем, оставшихся в наследство от СССР, позволили России совершить прорыв в российско-китайских отношениях, подвести черту под эпохой военного противостояния.

Важнейшим практическим шагом к сотрудничеству двух стран стало подписание в апреле 1996 г. руководителями России, Казахстана, Киргизии и Китая соглашения о создании вдоль общей границы полосы доверия и взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. С 1992 по 1997 гг. происходила демаркация российско-китайской границы, впервые в истории отношений между двумя странами граница была чётко обозначена на месте.

В 1993-1997 гг. активизировался и российско-японский диалог. Многие десятилетия развитию экономических и культурных связей между двумя соседними странами мешал территориальный вопрос.

Возможность прорыва в отношениях между Токио и Москвой появилась лишь в 1993 г. после подписания Токийской декларации, в которой проблему «северных территорий» предполагалось решать на основе законности и справедливости, без деления на победителей и побеждённых. Одна из важных причин смягчения японской стороны - нестабильная ситуация в Восточной Азии, усиление Китая и, следовательно, необходимость сохранения баланса сил в регионе.

В свою очередь, российская сторона в ноябре 1996 г. предложила Японии, не прекращая диалога по вопросу о Южных Курилах, позаботиться о создании благоприятной атмосферы в отношениях с Россией и с этой целью подумать об организации «совместной хозяйственной деятельности на спорных островах».

Осенью 1997 г. в результате встречи в Красноярске территориальный спор в значительной мере утратил свою остроту. Стороны договорились к 200ft, подготовить к подписанию текст мирного договора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35467. Основные параметры микропроцессоров. Типы микропроцессоров 130.5 KB
  Дополнительные инструкции в небольших количествах вводились во многих МП 286 486 Pentium Pro и т. Но существенное изменение состава инструкций произошло в МП 386 этот состав далее принят за базовый Pentium MMX Pentium III Pentium 4. отличающиеся от базовой модели разрядностью шин тактовой частотой надежностью работы габаритами потреблением энергии амплитудой напряжения и другими параметрами; микропроцессоры Pentium Pentium II Pentium III имеют много различных модификаций некоторые из них будут названы ниже; число...
35468. Разновидности системных плат 247 KB
  Системные платы Системная или материнская motherboard MB плата это важнейшая часть компьютера содержащая основные электронные компоненты машины. С помощью материнской платы осуществляется взаимодействие между большинством устройств машины. Существует две основные разновидности конструкции системной платы СП: на плате жестко закреплены все необходимые для работы микросхемы сейчас такие платы используются лишь в простейших домашних компьютерах называемых одноплатными; непосредственно на системной плате размещается лишь...
35469. Системы телеобработки данных 51 KB
  Под техническими средствами телеобработки понимается совокупность технических средств системы обеспечивающих ввод данных в систему передачу данных по каналам связи сопряжение каналов связи с компьютером обработку данных и выдачу результатных данных абоненту. Наряду с техническими средствами для осуществления режима телеобработки у компьютера должно иметься и достаточно сложное программное обеспечение выполняющее такие функции как: обеспечение работы компьютера в различных режимах телеобработки; управление сетью телеобработки данных;...
35470. Классификация и архитектура информационно-вычислительных сетей 30 KB
  Основное назначение информационновычислительных сетей ИВС обеспечение эффективного предоставления различных информационновычислительных услуг пользователям сети путем организации удобного и надежного доступа к ресурсам распределенным в этой сети. Эффективность решения указанных задач обеспечивается: распределенными в сети аппаратными программными и информационными ресурсами; дистанционным доступом пользователя к любым видам этих ресурсов; возможным наличием централизованной базы данных наряду с распределенными базами данных; ...
35471. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ (ТВС) 199.5 KB
  Абонентская система AC это совокупность ЭВМ программного обеспечения периферийного оборудования средств связи с коммуникационной подсетью вычислительной сети выполняющих прикладные процессы. Для ТВС принципиальное значение имеют следующие обстоятельства: ЭВМ находящиеся в составе разных абонентских систем одной и той же сети или различных взаимодействующих сетей связываются между собой автоматически в этом заключается основная сущность протекающих в сети процессов; каждая ЭВМ сети должна быть приспособлена как для работы в...
35472. Модель взаимодействия открытых систем 113 KB
  Указанные задачи решаются с помощью системы протоколов и стандартов регламентирующих нормализованные процедуры взаимодействия элементов сети при установлении связи и передаче данных. Протокол это набор правил и методов взаимодействия объектов вычислительной сети охватывающий основные процедуры алгоритмы и форматы взаимодействия обеспечивающие корректность согласования преобразования и передачи данных в сети. Говоря на разных языках люди могут не понимать друг друга также и сети использующие разные протоколы.
35473. Техническое обеспечение информационно-вычислительных сетей 78 KB
  Последние выполняют эффективную обработку данных и дистанционно обеспечивают пользователей сети всевозможными информационновычислительными ресурсами. Рабочая станция work station подключенный к сети компьютер через который пользователь получает доступ к ее ресурсам. Часто рабочую станцию равнокак и пользователя сети и даже прикладную задачу выполняемую в сети называют клиентом сети.
35474. Безопасность информации в сетях 79.5 KB
  К основным умышленным угрозам безопасности относятся: раскрытие конфиденциальной информации главным образом путем несанкционированного доступа к базам данных или прослушивания каналов связи; компрометация информации реализуется как правило посредством внесения несанкционированных изменений в базы данных внесения и использования компьютерных вирусов; несанкционированное использование ресурсов сети является средством раскрытия или компрометации информации но имеет и самостоятельное значение; несанкционированный обмен...
35475. Способы повышения производительности ЛВС 29.5 KB
  Интенсивность обмена данными между пользователями сети не является однородной. Часто в сети можно выделить группы пользователей информационно более интенсивно связанных друг с другом рабочие группы выполняющие решение однородных задач. В этом случае можно увеличить производительность сети разместив разные рабочие группы в отдельных сегментах сети.