98548

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Существенным фактором совершенствования международного права явились прогрессивные перемены произошедшие в гражданском обществе в межгосударственных взаимосвязях. повлекли становление новых принципов и норм международного права прежде всего таких начал как уважение суверенитета государств и признание их равноправия невмешательство в их...

Русский

2015-11-04

72.23 KB

0 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло сложный и противоречивый путь развития. Его история воплощает те же закономерности и проблемы, которые присущи истории государства и права, и сохраняет специфические черты, свойственные именно межгосударственному правовому регулированию.

Существенным фактором совершенствования международного права явились прогрессивные перемены, произошедшие в гражданском обществе, в межгосударственных взаимосвязях. Те коренные сдвиги в сфере внешней политики, которые породили Французская буржуазная революция в конце XVIII в. и Октябрьская социалистическая революция в первой половине XX в., повлекли становление новых принципов и норм международного права, прежде всего таких начал, как уважение суверенитета государств и признание их равноправия, невмешательство в их внутренние дела, а позднее -- отказ от войны как орудия национальной политики, неприменение силы или угрозы силой, самоопределение народов и наций, уважение прав и свобод человека и др.

Современное международное право функционирует в сложной среде, так как формирующие и реализующие это право государства имеют значительные различия в общественно-политическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Международное право призвано юридическими средствами «избавить грядущие поколения от бедствий войны», обеспечить поддержание международного мира и безопасности, «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе» (формулировки преамбулы Устава Организации Объединенных Наций), развивать дружественные отношения между государствами «независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития» (формулировка Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН).

Международное право постепенно преодолело былой дискриминационный характер, рассталось с концепцией «международного права цивилизованных народов», исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия как преступление против мира и безопасности человечества. Устав Организации Объединенных Наций, вступивший в силу 24 октября 1945 г., выразил решимость государств «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

Шестьдесят лет спустя, в сентябре 2005 г., собравшиеся на Всемирный саммит главы государств и правительств в Итоговом документе заявили, что «наши общие основные ценности, включая свободу, равенство, солидарность, терпимость, уважение всех прав человека, уважение к природе и общая ответственность имеют важнейшее значение для международных отношений», и подчеркнули «жизненно важное значение эффективной многосторонней системы в соответствии с международным правом для обеспечения более эффективного ответа на многогранные и взаимосвязанные вызовы и угрозы, с которыми сталкивается наш мир, и достижения прогресса в вопросах мира и безопасности, развития и прав человека, подчеркивая центральную роль организации Объединенных Наций, и обязуемся способствовать укреплению и повышению эффективности Организации путем осуществления принимаемых ею решений и резолюций».

Международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприемлемые процедуры решения межгосударственных споров мирными средствами.

Международное право имеет сложную нормативную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству, поскольку на основе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними каждое государство создает и свою международно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им локальных норм.

Отмеченное обстоятельство не дает повода для утверждения, будто каждое государство имеет «свое» международное право. Но у каждого государства как субъекта общего, универсального международного права есть и свои собственные международно-правовые компоненты.

В ходе исследования данной темы я попытался раскрыть историю возникновения международного права, дать его периодизацию начиная с периода древних веков включительно до состояния современного международного права.


1 ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА ОТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО МИРА ДО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

1.1 История международного публичного права от древнего мира до Первой мировой войны

Международное публичное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, существовавший в первобытнообщинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать межплеменным «правом». Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное публичное право.

Такое догосударственное межплеменное «право» первобытного строя было слабо развито, в нем не было стройной системы, хотя уже в то время роды и племена вели между собой войны, отправляли друг к другу своих представителей, осуществляли натуральный обмен, пытались заключать соглашения, а это прямо говорит о зарождении норм права войны и мира, посольского права, права договоров и др. Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: ТК Велби, Проспект, 2008.с. - 51.

С образованием государств возникают и отношения между ними. Появляется потребность урегулирования межгосударственных отношений. Здесь и рождаются первые нормы международного права, в основе которого лежат уже существовавшие межплеменные правила. Так, в Древнем Риме возникает «право народов» (jus gentium). Оно представляло собой совокупность правил, которые регулировали отношения по поводу ведения войн, основания царств, разделения имущества, установления границ полей, построения зданий, торговли, купли-продажи и др. «Право народов» регулировало как внутригосударственные, так и частично межгосударственные отношения, поскольку на начальном этапе становления межгосударственного права не было четкого различия между внутригосударственным и международным правом.

В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь, межгосударственные связи обусловливаются такими причинами, как международное разделение труда, объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера, демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты, время становления, формирования и развития государств, уровень знаний, степень развития коммуникационных связей, ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеологии, культуры, военного потенциала и т.д.

Ни одно государство, ни в какую эпоху не могло существовать длительное время абсолютно изолированным от других государств. Тысячами нитей (политическими, экономическими, военными, культурными, научными и т.д.) оно было связано с другими. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникационных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государственно разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким образом, международное публичное право является естественным продуктом исторического развития, существует объективно и реально, и, возникнув однажды на определенной стадии человеческого общества, оно будет развиваться и далее по законам диалектики.

История имеет свою периодизацию, которая в значительной мере условна. В качестве критериев, отделяющих один исторический период от другого, берутся конкретные даты, связанные с тем или иным событием или лицом. Уже в этом аспекте любая периодизация условна, поскольку несет на себе печать конкретной субъективной личности, определяющей ту или иную дату. Периодизация условна и в том, что любая дата не является «китайской стеной», напрочь отделяющей один исторический этап от другого. В недрах одного исторического этапа зарождаются характеристики последующего этапа, а тот еще долго несет в себе некоторые черты ушедшего периода.

История международного права неотъемлемая часть истории общества. Периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех периодов, которые неразрывно связаны с общественно-экономическими формациями и переходными этапами от одной формации к другой. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность. Также общественно-экономическая формация охватывает и соответствующую надстройку (государство, право, международное публичное право, мораль, сознание, правосознание, науку, тип семьи, быт и др.).

Исходя из этого, предлагается следующая периодизация истории международного права:

1. 4 тыс. до н. э. 476 г. н. э. международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации;

2. 4761648 гг. международное право Средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации;

3. 1648--1919 гг. классическое международное право. Этот период соответствует становлению капиталистического способа производства;

4. международное право XXI вв. Этот период включает промежуток времени с 1919 г. по начало XXI в.

Наиболее значительные даты в истории общества отмечены и в периодизации истории международного права. Так, период с 4 тыс. до н. э. по 476 г. н. э. время распада родоплеменных отношений и образования ранних рабовладельческих государств, где и зарождаются первые нормы международного права.

476 год н. э. является годом падения Западной Римской империи, с которого отмечено бурное развитие феодальных отношений. Этот новый этап (4761648 гг.) в истории общества приводит к развитию и норм феодального международного права.

Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с 4 тыс. до н. Э. по 476 г. н. э. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Древнего мира.

Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н. э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного «права». Родиной международного права явился Ближний Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там, в 4 тыс. до н. э. образовались древнейшие государства. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы.

Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:

1) пришедшие из догосударственного межплеменного «права» правила, закрепленные в обычаях и договорах;

2) религиозность;

3) регионализм;

4) обычай как главный источник международного права.

В то время отсутствовали международные отношения в современном понимании. В сферу мирового рынка и глобальных связей не были включены целые континенты (Америка, Австралия, большая часть Африки), неизвестные европейцам, население которых жило еще при родовом строе. В различных географических районах имели место свои центры международной жизни (Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.). Они включали сравнительно небольшие группы государств, поддерживающих между собой более или менее устойчивые связи.

Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 г. до н. э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По договору споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам.

К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало ХIII в. до н. э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.

В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов международного права. Следствием этого явился институт признания, и государство, получившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних делах. В Древней Греции (VI-IV вв. до н. э.) субъектом международного права был каждый полис, что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.

Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. В Египте во время войны господствовал юридически не ограниченный произвол. Побежденные и их имущество как добыча переходили в собственность победителя. В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление в «Законах Ману» и «Артхашастра». Но если война и считалась правомерным действием, то рассматривалась она как нежелательное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен. Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. В то время уже существовали нормы, ограничивающие применение оружия. Небезынтересен и тот факт, что именно в Индии возникли первые юридические правила о ведении войны на море. В Китае (11-1 тыс. до н. э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип «цаныпи», означавший «поедание земель соседей», получил здесь наибольшее значение.

Что касается Греции, то она понимала войну как борьбу всех граждан одного полиса со всеми гражданами другого. Количество норм, ограничивающих применение определенного оружия, было не столь велико. Интересно также, что при взятии какого-либо вражеского города убийство мирных жителей считалось вполне правомерным. У греков не существовало режима пленных. Так, побежденные могли быть подвергнуты пыткам и убиты, а имущество их уничтожено. Наравне с этим в Греции уже знали состояние нейтралитета и невмешательства. Нейтралитет был возможен только во время войны, а невмешательство - и в мирное время.

А вот в Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были связаны какими-либо юридическими ограничениями. Отсюда и жестокость римской армии, не щадившей никого. Даже святыни народов – храмы подвергались опустошению.

Не только в процедуре объявления войны и ее ведения была налицо религиозность, ее можно проследить и в дипломатии. В Китае вопросы церемониального характера отражали обычаи того времени. Так, сложившиеся ритуальные нормы о приеме послов и заключении договоров сопровождались обрядами и жертвоприношениями.

Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства, и чаще всего посольства носили единовременный характер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официальный статус и уполномочивающие на право ведения переговоров. Документ был в виде сдвоенных навощенных дощечек и именовался дипломом (отсюда и возникновение слова «дипломатия»). Неприкосновенность послов была общепризнанной, нарушение ее могло привести к войне. По существовавшему в Риме убеждению послы находились под охраной богов и были также неприкосновенны. От послов требовалось великое искусство вести переговоры, заключать договоры о мире, союзе и взаимной помощи.

Позднее встречаются договоры о торговле и правах иностранцев, бесправное положение которых являлось серьезным препятствием в развитии торговых отношений. Наиболее ярким примером здесь была Греция. У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Затем постепенно этот институт приобретает государственные черты. Проксен являлся защитником иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана должность претора перегринуса - должностного лица, определявшего принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из указанных институтов сформировалось консульское право.

В этот же период в Индии и Китае были известны различные формы посредничества и арбитражных судов. Так, в 546 г. до н. э. был созван общекитайский конгресс. Результатом его явилось подписание договора о ненападении, предусматривавшего мирное разрешение споров путем обращения спорящих сторон к арбитражу.

Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской империи в 476 г. н. э. К этому времени Рим вобрал в себя все «новорожденные» институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась полным покорением, заключался мирный договор. С III в. до н. э. был договор о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились союзниками Рима. От мирных договоров отличался договор перемирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя условно вступал в силу немедленно, подлежал ратификации.

Период зарождения международного права плавно переходит в следующий этап, неразрывно связанный с возникновением феодальных отношений.

Центральным событием XVII в. стала Английская буржуазная революция (1642--1649 гг.). Она дала простор установлению буржуазных отношений. В историю международного права 1648 г. вошел как год подписания Вестфальского мира после Тридцатилетней войны (1618--1648 гг.) и начала нового периода (с 1648 по 1919 г.) международного права. XVIII век дал миру Декларацию независимости США (1776 г.) и Декларацию прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), заложившие основы права наций и народов на самоопределение, вплоть до образования нового самостоятельного государства, а также основы прав и свобод человека Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: ТК Велби, Проспект, 2008. с. - 53..

Конец XIX начало XX в. ознаменовались существенными достижениями в области международно-правового регулирования. Важными вехами в этом направлении явились Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., созванные по инициативе России. Принятые на них документы кодифицировали правила ведения войны и мирного разрешения споров, явились значительной вехой в формировании международного гуманитарного права.


1.2 Международное публичное право в предверии Второй мировой войны

Усердие и старанием десятков учёных, покинувших Россию после Октябрьской революции 1917 года, за границей была создана международно-правовая наука русского зарубежья. Она просуществовала недолго – лишь в межвоенный период –  и к началу II Мировой войны утратила свой самостоятельный характер, растворяясь в науке конкретных стран проживания ученых. Результаты Первой мировой войны повлияли на развитие международного публичного права, выявили проблемы и несовершенство устройства международных отношений. Это привело к созданию Лиги Наций.

В развитии общества наступает период социалистических преобразований, начало которому дала Октябрьская революция 1917 г., а 1919 г. вошел в историю международного права как год подписания Версальского договора, юридически оформившего результаты Первой мировой войны. Система исторически изменяющихся межгосударственных юридических принципов и норм, постепенно сложившаяся после 1919 г., именуется международным правом XX-XXI вв.

Отсчет нового международного права XX в. следует вести от Версальского договора 1919 г. и создания Лиги Наций в 1919 г. Важной вехой в его развитии стал Парижский мирный договор 1928 г., запретивший войну как орудие национальной политики. Победа стран антигитлеровской коалиции во второй мировой войне, юридические решения Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской и других международных конференций, Устав ООН (1945 г.) и Приговор Международного военного трибунала в Нюрнберге (1946 г.) завершили процесс создания основ нового исторического типа международного права.

Отличительными характеристиками данного типа международного права являются:

1) антивоенная направленность;

2) антиколониальная сущность;

3) значительный количественный рост договорных норм, "второе рождение" старых отраслей международного права (субъекты международного права, международно-правовая ответственность, морское, право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);

4) возникновение обусловленных научно-технической революцией новых отраслей (право международной безопасности, космическое, экономическое, экологическое право, право международных организаций, права человека и т.д.);

5) резкое расширение пространственной сферы действия международного права (весь земной шар, его суша и недра, Мировой океан, дно и недра, а также воздушные, космические пространства и небесные тела).

Важное значение для становления принципов и норм международного права имели внешнеполитические предложения и опыт Советской России и СССР. Например, основные положения Декрета о мире - первого акта Советского государства. В нем Советская Россия предлагала "всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом и демократическом мире". Демократический мир определялся как мир ненасильственный, без агрессивных войн, аннексий и контрибуций. Согласно декрету под аннексией разумелось "всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности, независимо от того, когда это насильственное присоединение совершено, независимо также от того, насколько развитой или отсталой является насильственно присоединенная или насильственно удерживаемая в границах данного государства нация. Независимо, наконец, от того, в Европе или в далеких заокеанских странах эта нация живет". Агрессивные военные действия объявлялись международным преступлением. Продолжать войну "из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, правительство считает величайшим преступлением против человечества".

Интересна позиция Советской России по отношению к старому международному праву. В заключительном слове В. И. Ленина по докладу о мире на II Всероссийском съезде Советов 8 ноября 1917 г. указывалось: "Мы отвергаем все пункты о грабежах и насилиях, но все пункты, где заключены условия добрососедские и соглашения экономические, мы разумно примем, мы их не можем отвергать". Таким образом, не основополагающие позиции в старом международном праве отвергались. Принципы и нормы, прогрессивные с точки зрения правосознания победившего пролетариата, объявлялись законом международных отношений. Одновременно ставки ставились на добрососедские отношения, провозглашалась идея мирного сосуществования всех государств независимо от их экономических, политических и социальных систем.

Положения Декрета о мире и практика молодого государства оказали значительное влияние на последующие международно-правовые документы. Так, Статут Лиги Нации 1919 г. обязывал всех членов Лиги "уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги". И далее, в ст. 16: "если член Лиги прибегает к войне, в противность обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он... рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги". Как мы здесь видим, Статут Лиги Наций ограничивал право государств-членов прибегать к войне. Однако юридически оформленного запрещения агрессивной войны не было.

Событием поистине эпохального значения явилось подписание пятнадцатью государствами 27 августа 1928 г. Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики. В ст. 1 договора осуждалось ведение военных действий как инструмент урегулирования международных споров и указывалось, что его участники "отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики". В ст. 2 говорилось, что "урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов... должно всегда изыскиваться только в мирных средствах".

Таким образом, война была юридически запрещена. Идея противоправности агрессивной войны, провозглашенная в Декрете о мире, получила закрепление в международном праве.

Положения Парижского договора получили свое подтверждение в Приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге. В нем, в частности, отмечалось, что "война для разрешения международных противоречий, предпринятая в качестве инструмента национальной политики, с очевидностью включает агрессивную войну". И далее: "... такая война является беззаконной в соответствии с международным правом". Отношение международного права к войне получило свое законченное оформление в Декларации о принципах международного права 1970 г. В ней провозглашалось: "Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву".

Постепенно международное право вобрало в себя идею права народов и наций на самоопределение. Первоначально эта идея была оформлена в мирных договорах Советской России с прибалтийскими государствами и странами Востока. В частности, ст. 14 Договора между Россией и Турцией 1921 г. гласила, что "обе договаривающиеся стороны ... признают ... за народами права на свободу и независимость, а равным образом их право на избрание формы правления, согласно их желаниям".

Одним из важных шагов к юридическому оформлению данного принципа стало подписание Декларации об освобожденной Европе 1945 года. В ней указывалось на "право народов свободно устанавливать по их собственному усмотрению общественный строй и форму правления в своих странах". На принцип равноправия и самоопределения народов ссылается ст. 1 Устава ООН. Данному принципу посвящена Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г., одобренная XV сессией Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе СССР. В ней было определено, что "все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие". Право всех народов на самоопределение закреплено в ст. 1 обоих Пактов о правах человека 1966 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., в ст. 8 Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и ряде других документов.

Однако следует отметить, что влияние событий 1917 г. в России не стоит рассматривать строго в положительном аспекте. Помимо значительных «оздоравливающих» результатов Октябрьская революция повлекла за собой раскол мира на антагонистические общественно-экономические системы с неизбежной борьбой и столкновениями между ними. Международно-правовая практика СССР также не была во всем последовательно прогрессивна. Это подтверждает, к примеру, советско-германский Пакт о ненападении от 23 августа 1939 г. (Пакт Молотова - Риббентропа) и особенно секретные материалы к нему. Действия СССР на международной арене также не всегда содействовали прогрессивному развитию международного права.


2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

2.1 Нарушения международного публичного права в период Второй мировой войны

Без сомнения, Вторая мировая война, стала наиболее масштабным и кровавым конфликтом из всех, которые когда-либо гремели на нашей планете в течение всей истории человечества. К тому же, именно это первая война, в ходе которой было впервые использовано ядерное оружие. Всего в этой войне приняло участия 61 стран на всех континентах, что и позволило назвать эту войну мировой, а даты ее начала и конца считаются наиболее знаковыми для истории всего человечества. В течение Второй мировой войны имело место множество фактов военных преступлений, которые были совершены как со стороны агрессора, так и со стороны стран-участниц антигитлеровской коалиции:

  1.  Военные преступления Вермахта:
  2.  Блокада Ленинграда – военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня;
  3.  Массовые расстрелы в Кралеве и Крагуеваце  –  совершённые во время оккупации Югославии в октябре 1941. При этих массовых казнях, были расстреляны свыше 7000 заложников, взятых из мирного населения.
  4.  Миноискатель 42 – кодовое наименование применявшегося Вермахтом способа разведки и обезвреживания мин, при котором на потенциально опасные участки принудительно направлялись лица из числа военнопленных РККА или местных жителей оккупированных территорий Советского Союза;
  5.  Бойня дивизии Акви – массовый расстрел немцами военнопленных итальянской 33-й пехотной дивизии «Акви» на острове Кефалиния, Греция, в сентябре 1943 года, после перемирия. Было убито около 5000 итальянских солдат. Это был один из крупнейших массовых расстрелов военнопленных войны, наряду с Катынским расстрелом, и одно из самых масштабных военных преступлений Вермахта, в частности совершенных 1-ой горнострелковой дивизией.
  6.  Бойня у Мальмеди –  военное преступление, совершённое Waffen-SS 17 декабря 1944 года в пригороде Мальмеди Баугнеце (Baugnez) в бельгийской провинции Льеж в ходе Арденнского наступления. у немецкого отряда оказалось 113 пленных американцев — 90 человек из батальона наблюдателей, 10 человек из проезжавших в этом районе санитарных машин, 1 военный полицейский, стоявший на перекрёстке, 1 военный инженер и ещё 11 человек, взятых в плен до столкновения с колонной. После боя немецкие солдаты организовали расстрел военнопленных, было убито 86 безоружных американских солдат, какому-то числу удалось спастись, сбежав или притворившись мёртвыми.
  7.  Военные преступления СС:
  8.  Хатынь;
  9.  Военные преступления Службы безопасности рейхсфюрера;
  10.  Военные преступления штурмовых отрядов;
  11.  Военные преступления Гестапо;
  12.  Военные преступления японских ВС:
  13.  Нанкинская резня и множество других подобных расправ
  14.  Применение химического и бактериологического оружия против мирного населения;
  15.  Батаанский марш смерти. Ужасные условия содержания в японских лагерях для военнопленных бесчеловечные опыты над военнопленными и мирным населением при создании бактериологического оружия (Отряд 731);
  16.  Ритуальный каннибализм японских военнослужащих.
  17.  Военные преступления Союзников:
  18.  Катынский расстрел — массовые казни польских граждан весной 1940 года сотрудниками НКВД;
  19.  Бойня у деревни Шенонь — убийство войсками США пленных немецких военнослужащих;
  20.  Бискарская резня — убийство войсками США пленных итальянских военнослужащих;
  21.  Бойня в Дахау (1945) и многие другие.

Приведённый список не является исчерпывающим, т.к. во время войны имели место военные преступления, повлёкшие меньшее количество жертв, но это не означает, что они перестают быть преступлениями против человечности, нарушающими нормы международного публичного права.

 


2.2 Изменения в международном праве после Второй мировой войны

В ходе Второй мировой войны руководители стран антигитлеровской коалиции пришли к выводу, что после победы, в целях поддержания международного мира и безопасности, а также предотвращения военных преступлений, будет необходимо создать новый международный механизм, лишённый недостатков Лиги Наций. В результате Московской, Тегеранской и Крымской мирных конференций были сформулированы идеи о том, что таким механизмом может стать новая международная организация, которая бы стала преемником идей и принципов Лиги, однако обладала бы большими полномочиями и инструментами для поддержания всеобщего мира. Все эти принципы и идеи были закреплены в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года и были воплощены в жизнь на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, в ходе которой был подписан Устав ООН. ООН стала новой международной организацией, основной ареной международного взаимодействия и сотрудничества. Устав ООН стал новой вехой развития международного права, закрепив его основополагающие принципы:

  1.  Суверенное равенство всех членов ООН;
  2.  разрешение международных споров исключительно мирными средствами;
  3.  Отказ в международных отношениях от угрозы силой или её применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН;
  4.  Невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;
  5.  Равноправие и самоопределение народов;
  6.  Территориальная целостность государств;
  7.  Уважение прав человека и основных свобод;
  8.  Добросовестное выполнение международных обязательств;
  9.  Сотрудничество государств.

Также, По итогам Второй мировой войны состоялись Нюрнбергский и Токийский процессы, имевшие целью наказать военных преступников только нацистской Германии и милитаристской Японии.

Нюрнбергский процесс был организован державами-победительницами: СССР, США, Великобританией и Францией. В ходе процесса были рассмотрены следующие обвинения:

  1.  Планы нацистской партии:
  2.  Использование нацистского контроля для агрессии против иностранных государств;
  3.  Агрессивные действия против Австрии и Чехословакии;
  4.  Нападение на Польшу;
  5.  Агрессивная война против всего мира (1939—1945);
  6.  Вторжение Германии на территорию СССР в нарушение пакта о ненападении от 23 августа 1939 года;
  7.  Сотрудничество с Италией и Японией и агрессивная война против США (ноябрь 1936 года — декабрь 1941 года);
  8.  Преступления против мира: «Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств»;
  9.  Военные преступления:
  10.  Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях и в открытом море;
  11.  Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей;
  12.  Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а также с лицами, находившимися в плавании в открытом море;
  13.  Бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью.
  14.  Германизация оккупированных территорий.
  15.  Преступления против человечности:
  16.  Обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления противников нацистского правительства.
  17.  Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.

В Токийском процессе, кроме вышеперечисленных, принимали участие также Австралия, Канада, Китай, Индия, Нидерланды, Новая Зеландия и Филиппины. В обвинительном акте было сформулировано 55 пунктов, содержащих общие обвинения всех подсудимых и виновность каждого в отдельности. В заключении приводилось большое количество военных преступлений, таких как Нанкинская резня, Батаанский марш смерти и др. Как и на Нюрнбергском процессе, все пункты обвинения были разделены на три категории: А, В и С. Категория А включала в себя обвинения в Преступлениях против мира, планировании и ведении агрессивной войны, нарушении международного законодательства и применялась только против высшего руководства Японии. Категория В включала обвинения в массовых убийствах. Категория С — обвинения в преступлениях против обычаев войны и преступления против человечности, применялись к японцам любого ранга.


3 ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

3.1 Изменения в международном уголовном и международном гуманитарном праве

Основой международного гуманитарного права являются Женевские конвенции, принятые 12 августа 1949 года на Дипломатической конференции и вступившие в силу 21 октября 1950 года. Данный документ предотвратить нарушения норм международного права. Так, Женевские конвенции содержат следующие положения:

  1.  Женевские конвенции требуют от сторон, участвующих в конфликте, проводить различие между гражданским населением и непосредственными участниками военных действий (комбатантами) с целью обеспечения защиты гражданского населения и гражданских объектов. Запрещены нападения как на гражданское население в целом, так и на отдельных мирных граждан;
  2.  Нападения должны быть направлены только против военных объектов. Лица, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях (включая военнопленных), имеют право на уважение их жизни, а также физической и психической неприкосновенности. Таким людям должна быть обеспечена защита и гуманное обращение при всех обстоятельствах без какой бы то ни было дискриминации;
  3.  Запрещено убивать или наносить ранения противнику, который сдался в плен или не может более принимать участия в боевых действиях;
  4.  Запрещено также применять оружие или методы ведения боевых действий, способные вызвать ненужные потери или излишние страдания;
  5.  Раненым и больным необходимо оказать медицинскую помощь, независимо от того, к какой стороне в конфликте они принадлежат. Необходимо обеспечить защиту медицинского персонала и медицинских учреждений, а также их транспорта и оборудования.
  6.  Эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне является знаком этой защиты. Лица и объекты, использующие эмблемы красного креста и красного полумесяца, не могут подвергаться нападению. В то же время, нельзя использовать эмблему неправомерно. (ст. 19 Конвенции I)
  7.  Взятые в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на сохранение жизни, уважение их достоинства, личных прав и убеждений (политических, религиозных и иных). Они должны быть защищены от любых насильственных действий и репрессалий. Они имеют право на переписку со своими семьями и на получение помощи. Каждому человеку должны быть предоставлены основные судебные гарантии.

На основе анализа положений Женевских конвенций 1949 г., Дополнительных протоколов к ним 1977 г. и других международно-правовых документов рассмотрим более подробно содержание и эффективность таких средств обеспечения реализации международного гуманитарного права на международном уровне. К ним можно отнести:

  1.  расследования в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г.;
  2.  установление фактов в соответствии со статьей 90 Дополнительного протокола I;
  3.  принятие государствами мер совместно или индивидуально, в сотрудничестве с ООН и в соответствии с Уставом ООН;
  4.  назначение Державы-покровительницы;
  5.  назначение субинститутов Державы-покровительницы.

От содержания этих средств (их еще иногда называют контрольными механизмами) во многом зависят и возможности по обеспечению реализации международного гуманитарного права или возобновления применения этого права сторонами в конфликте в случае его нарушения.

Механизмы расследования не являются чем-то новым для международного гуманитарного права. Существующие в настоящее время механизмы расследования впервые были заложены еще в статье 30 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1929 г., которая предоставляла возможность в случае нарушения конвенции проводить расследование. Истоки же формирования данного механизма восходят к классической системе, введенной Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 гг. о мирном разрешении споров. Речь идет о механизме двустороннего расследования, к которому можно прибегнуть по просьбе одной из сторон в случае "любого имеющего место нарушения конвенции".

Женевские конвенции 1949 г. во многом восприняли механизм, содержащийся в Конвенции 1929 г. В соответствии с общими, совпадающими по содержанию статьями 52, 53, 132, 145 соответственно всех четырех Женевских конвенций 1949 г. каждое государство — участник этого договора, вовлеченное в вооруженный конфликт, может потребовать расследования нарушений Конвенции, совершенных другим участником. Как и в Женевской конвенции 1929 г., процедурные вопросы разрешаются с согласия сторон.

Единственным новшеством, внесенным в Женевские конвенции 1949 г., был механизм, предназначенный для выхода из тупика в случае, если участники не смогут достигнуть согласия по поводу применяемой процедуры: последняя определяется арбитром, совместно назначенным заинтересованными сторонами. Однако использование этого арбитражного механизма имеет небольшое практическое значение. Любая сторона в конфликте, особенно та, в отношении которой предпринимается расследование, может предотвратить его, просто создавая тупик по процедурным вопросам и отказываясь разрешить его путем согласия на приглашение арбитра. Очевидно, что именно в силу этих причин ни одно расследование ни разу не проводилось в соответствии с положениями Женевских конвенций 1949 г.

Этот недостаток механизма расследования, предусматриваемого Женевскими конвенциями 1949 г., был учтен при принятии Дополнительного протокола I 1977 г., в котором государства-участники сделали попытку создания такой системы контроля, которая не позволяла бы избегать нарушителям соответствующих проверок.

Статья 90 Дополнительного протокола I предусматривает учреждение Международной комиссии по установлению фактов, которая компетентна расследовать любые факты, которые, как предполагается, представляют собой серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительного протокола I или иные грубые нарушения этих документов. Данная Комиссия также должна содействовать, путем оказания добрых услуг, восстановлению уважительного отношения к международному гуманитарному праву.

Основным дополнением стало то, что Комиссия должна расследовать все заявления о серьезном нарушении или о других грубых нарушениях Конвенций или Протокола I, даже без согласия стороны, обвиненной в таком нарушении.

После того, как в ноябре 1990 г. было сделано двадцатое заявление государству-депозитарию о готовности признать ipso facto и без специального соглашения компетенцию Комиссии в отношении любой другой договаривающейся стороны, принимающей на себя такое же обязательство, была созвана специальная конференция для избрания 15 членов Комиссии. Конференция по выборам состоялась 25 июня 1991 г. в г. Берне (Швейцария). Пятнадцать членов Комиссии выступают не как представители своих стран, а в личном качестве. Следовательно, при выборах учитывались их высокие моральные качества и признанная беспристрастность. Они избираются на пять лет, но число переизбраний при этом не ограничивается.

Как уже отмечалось выше, обязательный характер статьи 90 Дополнительного протокола I заключается в том, что как только участник Женевских конвенций и Протокола I сделал заявление о признании компетенции Комиссии, он не может юридически помешать ей проводить расследование в соответствии с правилами процедуры. Это означает существенное достижение по сравнению с механизмом расследования по Конвенциям 1949 г., позволяющим участнику предотвращать расследование под предлогом процедурного спора. Если просьба о расследовании поступила от государства или против государства, которое не сделало заявления в соответствии со статьей 90, Комиссия не может действовать без согласия государства, которое, как предполагается, нарушило Женевские конвенции или Протокол I.

Как правило, расследование серьезных нарушений проводится Палатой в составе пяти членов Комиссии, назначаемых председателем Комиссии и не являющихся гражданами ни одной из сторон, находящихся в конфликте, и двух специальных членов, назначенных сторонами конфликта из числа неграждан конфликтующих государств. Палата собирает любые доказательства, которые она сочтет необходимыми, получая их от сторон в конфликте или путем проведения собственных инспекций. Все доказательства полностью доводятся до сведения заинтересованных сторон, которые имеют право представлять Комиссии замечания в отношении этих доказательств. Стороны также имеют право оспаривать все эти доказательства.

Вместе с тем Комиссия не является судебным органом и, следовательно, не выносит решения, а лишь сообщает о результатах расследования вместе со своими рекомендациями заинтересованным сторонам. Более того, Комиссия не сообщает публично о своих заключениях, пока все стороны в конфликте не попросят сделать это.

Представляется, что диапазон мер, которые позволяют государствам обеспечить соблюдение международного гуманитарного права, достаточно разнообразен. Главной целью таких мер является обеспечение возобновления соблюдения международного гуманитарного права как государствами, так и физическими лицами, которые его нарушают. К таким мерам относятся меры, принимаемые государствами индивидуально или совместно, либо акции, которые предпринимаются в сотрудничестве с международными организациями.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих мер, направленные на соблюдение международного гуманитарного права и пресечение его серьезных нарушений как государствами, так и физическими лицами.

С точки зрения пресечения серьезных нарушений международного гуманитарного права индивидами представляется, что такой мерой по определенному кругу ситуаций являются ныне действующие международные трибуналы ad hoc, а также призван стать постоянный международный уголовный суд как международный механизм, который должен обеспечить привлечение к ответственности в случаях, когда отсутствуют национальные судебные органы или они не могут выполнить свои функции.

Идея создания международного уголовного суда не нова. Она долго обсуждалась в среде юристов-международников, несколько раз она была близка к реализации (после Первой мировой войны в момент создания Постоянной палаты международного правосудия, перед Второй мировой войной в связи с актами терроризма и после Второй мировой войны в рамках ООН), однако до последнего времени существовал лишь один прецедент создания международного уголовного суда — международные военные трибуналы в Нюрнберге и Токио, в которых отправлялось правосудие над главными военными преступниками.

Несмотря на обнадеживающие результаты и широкое признание правовых принципов, на которых строилась их деятельность, они не смогли достигнуть той степени универсальности, всеобщности осуждения, которой требует совершение международных преступлений, в том числе серьезных нарушений международного гуманитарного права. Поэтому последнее десятилетие ХХ в. можно считать поистине революционным в области преследования за международные преступления. В первой половине 90-х гг. в рамках универсальной международной организации — ООН — были созданы два специальных международных трибунала в отношении бывшей Югославии и Руанды, а летом 1998 г. в Риме произошло историческое событие — был принят устав постоянного международного уголовного суда.

Дипломатическое давление на нарушителя международного гуманитарного права может осуществляться путем неоднократного заявления решительного протеста дипломатическими представителями либо открытого осуждения государством, рядом государств или обладающей значительным влиянием международной организацией нарушения международного гуманитарного права. Так, например, 20 декабря 1990 г. США в Совете Безопасности ООН сделали заявление относительно депортации палестинцев с оккупированных территорий: "Мы полагаем, что подобные депортации являются нарушением IV Женевской конвенции... Мы настаиваем на том, чтобы правительство Израиля немедленно и окончательно прекратило депортацию и полностью соблюдало положения IV Женевской конвенции на всех территориях, которые оно оккупировало после 5 июня 1967 г."

К этим же мерам можно отнести оказание дипломатического давления на правонарушителя через посредников, а также обращение государства в Международную комиссию по установлению фактов в отношении другого государства при условии, что компетенция Комиссии признана этими странами.

Говоря о мерах принуждения, необходимо сразу оговориться, что это могут быть только допустимые с точки зрения международного права меры, которые могут предпринять государства в отношении нарушителя международного гуманитарного права. Иначе говоря, это могут быть только законные меры, отвечающие следующим требованиям:

• они должны быть направлены против государства, которое само несет ответственность за совершение незаконного действия;

• такие меры должны предваряться предупреждением, направляемым этому государству с требованием прекратить указанное действие или действия;

• эти меры должны быть соразмерными. Любые меры, несоразмерные с вызвавшим их действием, являются чрезмерными и, следовательно, незаконными;

• они должны согласовываться с основными гуманитарными принципами;

• быть временными и прекращаться как только соответствующее государство прекратит нарушать международное право16.

Также к мерам принуждения можно отнести отвечающие требованиям правомерности реторсии и не связанные с использованием вооруженных сил репрессалии. Под реторсией в международном праве понимаются правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства. Репрессалии — правомерные принудительные действия государства, направленные на восстановление прав, нарушенных другим государством, при помощи действий, иных чем применение силы или угроза ее применения.

К возможным мерам реторсии могут относиться высылка дипломатов, разрыв дипломатических отношений, прекращение переговоров или отказ выразить согласие на обязательность уже подписанного международного договора (например, отказ от ратификации), непродление международных договоров, преференций в торговле, сокращение или приостановка помощи соответствующему государству и т. п.

Характеризуя возможные репрессалии, не связанные с военными действиями, следует прежде всего отметить меры оказания экономического давления. Целью таких мер является создание затруднений для нормальных экономических и финансовых отношений с тем, чтобы побудить правонарушителя возобновить соблюдение международного гуманитарного права. К таким репрессалиям относятся: ограничение или запрещение торговли вооружением или боевой техникой, сотрудничества в области военной науки и технологий; ограничение осуществления экспорта или импорта товаров либо полное прекращение торговых отношений; наложение запрета на совершение инвестиционной деятельности; замораживание капитала; приостановка транспортных сообщений и т. д.

Одним из важнейших инструментов, имеющихся у государств для выполнения положений международного гуманитарного права, являются международные организации и прежде всего Организация Объединенных Наций. Более того, любые попытки какого-либо государства обеспечить соблюдение международного гуманитарного права, особенно в случае серьезных нарушений, были бы затруднены, если вообще возможны, без политической поддержки сообщества государств, а ООН — одно из наиболее широко используемых средств такой поддержки в современном мире18. Это косвенно признается и в статье 89 Дополнительного протокола I.

Также следует отметить, что в качестве контрольных механизмов выполнения положений международного права является институт Державы-покровительницы. Первые сведения о возникновении института Державы-покровительницы относятся к XVI в. В течение XIX в. — начале XX в. данный институт, основанный на международном обычае, стал главным контрольным механизмом, признаваемым государствами в той или иной мере. Под Державой-покровительницей понимается государство, которому другое государство (держава происхождения) поручает охранять его интересы и интересы его граждан перед третьим государством (государством пребывания)23 в отношении гражданских лиц или удерживающим государством в отношении военнопленных.


3.2 Влияние изменений в международном уголовном и международном гуманитарном праве на дальнейшее развитие международного публичного права

Во время Второй мировой войны СССР, Великобритания, США и другие государства активно сотрудничали в рамках антигитлеровской коалиции, несмотря на политические и идеологические разногласия. В 1945-1948 гг коалиция фактически распалась, а вчерашние союзники начали непримиримую борьбу за влияние в послевоенном мире. Между СССР и западными странами возникла "холодная война". Развитие международных отношений в годы "холодной войны" определялся главным острым соперничеством сверхдержав - США и СССР. их соперничество носило военно-политический характер, но при этом как одна, так и другая сторона пытались избежать развернутого военного конфликта, не будучи уверенными в положительном результате. Обе сверхдержавы пытались увеличить влияния за счет других стран.

Освобождая страны Центральной и Юго-Восточной Европы от нацистской оккупации, Советский Союз вводил здесь "советскую модель" общественного устройства. В результате этих действий в Чехословакии, Польше, Румынии, Венгрии, Болгарии, Югославии, Албании, в советской оккупационной зоне Германии было установлено тоталитарные коммунистические режимы. Кроме того СССР, участвуя в войне против Японии, пытался увеличить свое влияние на Дальнем Востоке, особенно в Китае, Северной Корее, а затем во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже.

Соединенные Штаты, в свою очередь, считая себя форпостом западного мира, оплотом демократии и права, начали объединять вокруг себя страны Западной Европы и других регионов. Противостояние между США и СССР и теми странами, которые стояли за ними, продолжалось почти четыре десятилетия негативно отражалось на решении всех международных проблем.

В середине 80-х годов международные отношения достигли критической черты, в мире снова возродилась атмосфера "холодной войны". В сложном положении оказался СССР: продолжалась афганская война, начинался н новый тур гонки вооружений, которую истощена экономика страны уже выдержать не могла Техническое отставание в основных отраслях экономики, низкая производительность труда, прекращение экономического роста - все это стало свидетельством глубокого кризиса коммунистической системы. При таких условиях состоялась очередная смена политического руководства СССР. В марте 1985 г Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев, с именем которого связаны принципиальные сдвиги во внешней политике.

Основные направления новой политики Москвы заключались в смягчении отношений с Западом и содействии урегулированию региональных конфликтов. Провозгласив курс на реализацию нового политического мышления в Международный ним отношениях-признание приоритета общечеловеческих интересов над классовыми, а также того, что ядерная война не может быть средством достижения политических, идеологических и иных целей, советское керивницт во пошло на открытый диалог с Западом. Состоялась серия встреч между М. Горбачевым и Р. Рейганом В ноябре 1985 г на первой встрече в Женеве два лидера обсудили актуальные проблемы международных отношений и пришли к выводу, что ядерная война не должна быть развязана, ибо в этой войне победителей не будет. В следующих встречах (Рейкьявик, 1986 г,; Вашингтон, 1987 г.; Москва, 1988 1988 р.; Нью-Йорк, 1988) были заложены основы для взаимопонимания между СССР и США с достижением конкретных решений, направленных на свертывание гонки вооружений. Особенно важным результатом этого стало подписание 8 декабря 1987 г. договора об отстранении от европейской территории новейших ядерных ракет средней и меньшей дальности (500-5000 км). Предполагалось полное уничтожение двух классов ракет со стороны СССР и США В первое за послевоенный период СССР согласился на контроль над ликвидацией вооружения 1987 г начались советско-американские переговоры об ограничении и прекращении ядерных испытаний.

В апреле 1988 г. в Женеве была заключена соглашение об урегулировании конфликта в Афганистане СССР и США подписали Декларацию о международных гарантиях и меморандум взаимопонимания Поэтапно - до 15 февраля 1989 г. - советские войска были выведены из Афганистана Закончилась позорная война Советского Союза, в которой он потерял более 13 тыс. убитым.

Американо-советский мирный диалог продолжался и при президентстве Джорджа Буша (1989-1993), в частности шли переговоры о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Важным шагом в направлении стал первый визит М.С. Горбачева как президента СССР в Вашингтон 1990 г. и его переговоры с Дж. Бушем. Здесь было согласованы основные положения договора о СНВ, а также заключено соглашение о ликвидацию подавляющего большинства химического оружия и отказ от ее производства. В документах отмечалось, что период конфронтации между Западом и Востоком уступает место партнерству и сотрудничеству. Переговорный процесс захватил широкий спектр вооружений 1989 г. в Вене начались многосторонние переговоры о сокращении вооруженных сил и обычных вооружений в Европе. На встрече 22 стран - участниц Совещаний ди по безопасности и сотрудничеству (ОБСЕ) в ноябре 1990 г. в Париже был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе, который определял радикальное сокращение обычных сил НАТО и ОВ ОВД.

На рубеже 80-90-х годов СССР проводит активную международную политику Москва способствовала урегулированию ряда региональных конфликтов с привлечением ООН, впервые за свою историю стала играть роль гаранта в поддержании мира. После визита М. Горбачева в Пекин 1989 г начинается нормализация советско-китайских отношений. Но еще большие изменения произошли в европейской политике протяжении 1988-1989 гг в европейсь ких государствах Варшавского договора резко обострилась экономический кризис. Почти везде наблюдался застой производства и снижение уровня реальных доходов населения Росли бюджетные дефициты. 

Население стран ин Восточной Европы решительно поднималось на борьбу против тоталитарных коммунистических режимов. Правящие круги Польши и Венгрии, пытаясь переложить ответственность за кризис на оппозицию, согласились поделиться властью с демократическими движениями, провести свободные выборы. Однако выборы в июне 1989 г в Польше и в марте 1 1990 г в Венгрии привели к мирному устранения коммунистов от власти В октябре 1989 г началась революция в ГДР, символом которой стали отставка Б Хонеккера, развал СЕПГ и падения Берлинской стены. В ноябре 1989 г началась "бархатная революция" в Чехословакии, где оппозиционные силы мирным способом постепенно оттеснили коммунистов от власти; 1993 г. Чехословакия распалась на два независимых государств и - Чешской и Словацкой Республики. В течение 1988-1990 гг. пал коммунистический режим в Болгарии. После кровопролитных боев в декабре 1989 г народная революция победила в Румынии. Революционный процесс охватил не только страны ОВД, но и Албанию и Югославию конце 1990 г. под натиском студенческих выступлений правящая марксистская Албанский партия труда приняла решение о введении в стране многопартийной системы.

Важным элементом международных отношений стало ускорение западноевропейской и общеевропейской интеграции 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) странами - членами Европейского Экономического Спивт общества был подписан новый договор о Европейском Союзе, на основе которого в 1999 г было завершиться создания экономического и валютного союза. Тем не менее, международная ситуация в посткоммунистическую эпоху не стала более предсказуемой и стабильной В преодолении локальных и региональных конфликтов и борьбе с международным терроризмом все более важную роль играет Организация Объединенных Наций, которой в отводится роль главного гаранта международной безопасности. Также ООН проводит работу, направленную на облегчение положения беженцев, вынужденных искать спасения и помощи за рубежом.

Важную роль в межцивилизационном диалоге как представитель исламского мира играет созданная еще в 1945 г Лига арабских государств, к которой входят 22 арабские страны. Эта организация является важным фактором влияния на международно-политическую ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке. Несмотря на значительные различия в арабском мире, с 2005 г начал работу общеарабскую парламент, в дальнейшем способствовать е большей консолидации арабского мира, в том числе по ключевым международным проблемам.

Важным системным фактором стабильности и развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе можно назвать Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), политико-экономическую организацию, образованную в 1967 г.

Одним из ключевых моментов, связанных с развитием международных отношений и норм международного публичного права является использование системы регулирования локально-региональных и других конфликтов на основе концепции «операций невоенного типа», согласно которой при разрешении конфликтов проводятся следующие невоенные операции:

  1.  Операции по оказанию гуманитарной помощи в кризисных зонах (гуманитарные операции):

а) помощь при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях (например, техногенных катастрофах);

б) помощь беженцам и внутренне перемещенным лицам; [41]

в) обеспечение безопасности гуманитарной деятельности (облегчение доступа сотрудников международных гуманитарных организаций и служб к пострадавшему населению, защита гуманитарного персонала, охрана колонн беженцев и мест их временного размещения, конвоев и складов с гуманитарной помощью, а также морских портов и аэропортов, используемых для ее доставки);

г) техническую поддержку, например, в области «гуманитарного разминирования» (не связанного с непосредственной военной необходимостью).

  1.  Операции по поддержанию мира:

а) миротворческие операции, предполагающие согласие конфликтующих сторон на присутствие миротворческих контингентов, их беспристрастность, а также желательное неприменение силы, даже в целях самообороны — например, операции ООН на Кипре (с 1964 г.) и в Камбодже (1991–1992 и 1992–1993 гг.);

б) операции по силовому умиротворению, или насильственному принуждению к миру, не связанные этими ограничениями, например, операции НАТО в Боснии (с 1995 г.). и в Косово (с 1999 г.).

  1.  Антипартизанские действия и оказание поддержки в области национально-государственного строительства (помощь в создании местных (национальных) органов безопасности — обучение, вооружение, техническое и информационное обеспечение; гуманитарная и другая помощь, не носящая экстренного характера, то есть осуществляемая в некризисных условиях, и т. п.).
  2.  Поддержка повстанческих (партизанских) движений в других странах.

  1.  Операции по эвакуации граждан из зон конфликтов или стихийных бедствий (например, операция «Восточный выход» по эвакуации граждан США и других стран из Сомали в 1991 г., операция «Быстрый подъем» в 1991 г. в Заире и др.).
  2.  Операции по контролю над соблюдением режима санкций (например, операция «Поддержка демократии» вдоль побережья Гаити с 1993 г.) и «запретных зон» (например, операции по контролю над зонами, закрытыми для полетов авиации, в Ираке («Южный часовой», с 1992 г.) и в Боснии («Запрет полетов», с 1993 г.)).
  3.  Операции по демонстрации силы.

Операции невоенного типа являются частью общих усилий по политическому урегулированию конфликта, но могут проходить как в рамках этого процесса, так и параллельно ему. Если широкомасштабные операции по поддержанию мира, как правило, осуществляются после достижения сторонами конфликта — самостоятельно или при международном посредничестве — мирного соглашения, то, например, гуманитарные операции предпринимаются на гораздо более ранней стадии конфликта, иногда задолго до начала процесса политического урегулирования, не говоря о заключении перемирия и тем более о полноценном мирном соглашении. Современные кризисы и конфликты, как правило, носят комплексный характер — поэтому в одной и той же конфликтной зоне могут иметь место несколько видов операций невоенного типа, которые часто взаимосвязаны друг с другом (например, гуманитарные операции и операции по поддержанию мира).