98553

Неценовая конкуренция

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Основные методы ведения конкурентной борьбы на рынке – ценовая и неценовая конкуренция, имеющие одну общую цель: повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Для реализации этой цели используются разные средства.

Русский

2015-11-04

165 KB

7 чел.

24

PAGE   \* MERGEFORMAT 2

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный технологический университет»

Кафедра  менеджмента и предпринимательской деятельности

Специальность менеджмент организации

Группа 3191-11

РЕФЕРАТ

Тема: Неценовая конкуренция

Выполнил: студент гр. 3191-11

    Красов Антон

Проверил: Бунимович И.Д.

2010 г.


Содержание

стр.

[1] РЕФЕРАТ

[1.1]
Введение

[1.2]
1. Теоретические основы неценовой конкуренции

[1.3] 1.1. Понятие и сущность неценовой конкуренции

[1.4] 1.2. Особенности неценовой конкуренции

[1.5]
2. Анализ текущего состояния неценовой конкуренции на примере                фармацевтического рынка

[1.6] 2.1. Развитие неценовой конкуренции на фармацевтическом рынке

[1.7] 2.2. Применение методов неценовой конкуренции в практике организаций

[1.8]
заключениЕ

[1.9]
Список использованной литературы


Введение

Значение конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики огромно, о чем писали многие ученые-экономисты. Конкуренция рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как «невидимая рука» рынка (А. Смит), уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. Конкуренция совершенная экономическая категория рынка, форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизм регулирования осуществленного производства. Как общественная форма взаимодействия субъектов конкуренция выступает предпосылкой реализации индивидуальных экономических интересов каждого субъекта, вовлеченного в борьбу между двумя более или менее четко обозначенными соперниками по бизнесу. Конкуренция выступает также инструментом в устранении и предотвращении монополий.

Основные методы ведения конкурентной борьбы на рынке – ценовая и неценовая конкуренция, имеющие одну общую цель: повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Для реализации этой цели используются разные средства.

При ценовой конкуренции для привлечения потребителя производитель (продавец) устанавливает более низкие, чем конкуренты, цены. Таким образом производитель (продавец) стремится увеличить доход потребителя от покупки и снизить затраты на приобретение товара, что в конечном итоге повышает конкурентоспособность выпускаемой продукции или реализуемых товаров (услуг). Каждый участник конкурентной борьбы старается опередить друг друга. Однако нужно помнить о том, что цена не может опускаться ниже себестоимости, т. е. доходить до уровня демпинга. При использовании ценовой конкуренции, как правило, не бывает победителей и побежденных, происходит истощение ресурсов, что может привести к банкротству.

Использование неценовой конкуренции основывается на том, что усилия производителя (продавца) направлены не на снижение затрат потребителя, а на повышение потребительской ценности товара. Для этого повышают качество товаров, адаптируют товар к потребностям потребителя, создают принципиально новый вид продукции, улучшают сервис и послепродажное обслуживание, активно используют различные формы продвижения товаров (услуг) на рынке и др.

Объектом и предметом исследования является неценовая конкуренция.

Цель работы – исследовать и проанализировать сущность и современное развитие неценовой конкуренции.

Задачи, решаемые в ходе работы:

  •  определить понятие и сущность неценовой конкуренции;
  •  выявить особенности неценовой конкуренции, и её отличия от ценовой;
  •  рассмотреть развитие неценовой конкуренции на примере фармацевтического рынка.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Для написания работы использовалась специальная литература по экономической теории: учебники, учебные пособия, справочная информация, статьи.


1. Теоретические основы неценовой конкуренции

1.1. Понятие и сущность неценовой конкуренции

Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Конкуренция - в повседневном понимании - соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Конкуренция - в классической экономической теории - элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.

Конкуренция - в теории строения рынка - критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Посредством конкуренции происходит распределение не только  факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка. /1, с.89/

Конкуренция в любом обществе является естественной и необходимой формой взаимодействия предприятий, людей, сообществ. Она предопределена их различным положением на рынке или в обществе, различными целями и интересами. Являясь многоаспектным явлением современной экономики, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. Несмотря на кажущуюся бессистемность конкурентной борьбы, она основана на методологии, начало формирования которой относится еще к периоду докапиталистических формаций.

Конкуренция означает соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и получение на этой основе максимально возможной прибыли. Ее называют основным механизмом осуществления товарно-денежной формы взаимосвязи между производителями; основным механизмом рыночной экономики; важнейшим элементом хозяйственного механизма, свойством, чертой, атрибутом, стержнем рынка. Каждая из приведенных характеристик отражает те или иные стороны этого сложного явления./4, с.196/

В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую (конкуренцию на основе цены) и неценовую конкуренцию (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса.

Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов./8, с.98/

Рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.

Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.

Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока предприятие не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия и, как следствие, к разорениям. Поэтому предприятия избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме.

Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

- фирмами - аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;

- для проникновения на рынки с новыми товарами;

- для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта./7, с.105/

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (предприятия выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).

А.В. Викторова /5, с.84-87/ в работе предлагает свести все виды неценовой конкуренции к двум основным:

- функциональная конкуренция- удовлетворение одной и той же потребности принципиально разными видами продукции;

- предметная конкуренция – удовлетворение одной и той же потребности продуктами разного уровня качества;

В некоторых классификациях выделяется еще один вид неценовой конкуренции - видовая конкуренция, когда удовлетворение одной и той же потребности обеспечивается продуктами, отличающимися каким- то существенным параметром, функциональной возможностью. По существу здесь речь идет о разновидности предметной конкуренции.

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:

- промышленный шпионаж;

- привлечение к сотрудничеству специалистов фирм-конкурентов, владеющих производственными секретами;

- выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому значительно дешевле;

- закупка образцов с целью их копирования.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн)./3, с.120/

При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях своей продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим. Фирма, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.

Соотношение ценовой и неценовой конкуренции.

1) Ценовая и неценовая конкуренция являются взаимозаменяемыми. Я имею ввиду то, что возможна следующая ситуация: 2е конкурирующие фирмы - А и Б. Цена на продукцию у А ниже, чем у Б, но Б предлагает бесплатную доставку и предоставляет гарантию не на год, как А, а на два. Таким образом ситуация в ценах уравновешивается неценовыми факторами.

2) Неценовая конкуренция при более глубоком и полном рассмотрении является ценовой. Проще всего придти к этому заключению, изучив пути финансирования неценовых факторов (рекламы, послепродажного обслуживания и т.д.). Пример: фирма А предлагает определённый товар по определённой цене, фирма Б предлагает тот же товар по такой же цене, но предлагает бесплатно доставить его в пределах города. Все остальные показатели у фирм не отличаются. Следовательно, «чистая цена» у Б меньше. /9, с.77/

1.2. Особенности неценовой конкуренции

Как нами было выявлено, под неценовой конкуренцией обычно понимается совокупность действий, с помощью которых предпринимательские фирмы стремятся увеличить свои конкурентные преимущества, не прибегая к варьированию цен. Многими авторами принято считать, что неценовая конкуренция исторически возникла в более поздний период, чем ценовая конкуренция, так как неценовые методы конкуренции воспринимаются как атрибут насыщенного и открытого рынка. Действительно, рынки, не обладающие признаками открытости и насыщенности, демонстрируют и превалирование ценовой конкуренции над неценовой. Когда рынок за крыт или полузакрыт, потребители лишены свободы выбора товаров по причине отсутствия их разнообразия и, по сути, обладают лишь свободой выбора цен на одинаковые товары. Когда рынок ненасыщен, клиенты также вынуждены меньше внимания уделять неценовым характеристикам товаров и услуг.

Однако серьезных оснований для вышеприведенных выводов нет. И те, и другие методы конкурентных действий формировались одновременно. Иное дело, что степень насыщенности рынков идентичных и одноименных товаров постоянно меняется, что отражается на предпочтениях потребителей в области цен и неценовых характеристик товаров. Что же касается степени закрытости рынков, то данный параметр вообще сплошь и рядом зависит от причин, имеющих искусственное происхождение (интересы тех или иных лоббирующих групп субъектов бизнеса, уровень компетентности чиновников, принимающих ограничительные решения, др.).

Для естественной эволюции экономических отношений характерно постоянное сочетание ценовой и неценовой конкуренции как объективный фактор развития бизнеса. Оно образует своеобразный коридор возможностей предпринимательских фирм по созданию и поддержанию конкурентных преимуществ. /6, с.145/

К неценовым относятся следующие группы методов конкурентных действий субъектов предпринимательского бизнеса:

- методы обеспечения конкурентных преимуществ фирмы за счет изменения в лучшую сторону различных потребительских характеристик товаров и услуг и повышения ее потребительской ценности;

- методы поддержания своего места в уже сложившихся эффективных цепочках ценностей и вхождения в новые цепочки ценностей;

- методы влияния и давления на своих прямых и условно-прямых конкурентов, действительных и предполагаемых;

- методы поддержания и повышения своей общественной ценности.

Неценовая конкуренция связана с наличием реальной возможности совершенствования качества товаров и условий продажи. Улучшение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое − совершенствование технических характеристик товаров; второе − повышение степени соответствия товара конкретным нуждам потребителей. Данный вид неценовой конкуренции называется конкуренцией по продукту. Она предполагает стремление захватить и удержать какую-то часть рынка путем производства или продажи новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, то есть в процессе его эксплуатации.

Стратегическим фактором неценовой конкуренции является реклама.

При помощи рекламы фирма доводит до покупателей информацию о потребительных свойствах товаров, формирует доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, то есть создает собственный благоприятный образ фирмы, или бренд.

Главным фактором неценовой конкуренции является конкурентоспособность товаров и услуг. В свою очередь на конкурентоспособность главным образом влияют качество товаров и услуг и их цена./2, с.74-79/


2. Анализ текущего состояния неценовой конкуренции на примере                фармацевтического рынка

2.1. Развитие неценовой конкуренции на фармацевтическом рынке

На отечественном фармацевтическом рынке до августа 1998 г. использовалась лишь ценовая конкуренция и только позже начали применять неценовые методы. Одним из них стало интенсивное создание в последние годы во всех регионах РФ аптечных сетей частного сектора.

Переход к неценовой конкуренции на фармацевтическом рынке вызван рядом обстоятельств. Произошло значительное истощение ресурсов участников рынка для использования ценовой конкуренции. Кроме того, применение ценовой конкуренции в отрасли ограничено действующим законодательством.

На отечественном фармацевтическом рынке большое число действующих посредников между производителем и потребителем не подвергается контролю ни одним из органов государственного или фармацевтического надзора. Это способствует удорожанию лекарственных средств, реализуемых конечному потребителю, и снижению платежеспособного спроса. В результате длительное время мы наблюдаем процесс, противоречащий законам рынка: при росте цен увеличивается количество недоброкачественных товаров, что снижает конкурентоспособность производителей, дистрибьюторов и аптек.

В последние годы ценовые формы борьбы становятся невыгодными, т. к. активными участниками фармацевтического рынка стали крупные аптечные сети частного сектора. В своей структуре они имеют производителя, оптовика и розничные организации, обладают значительными финансовыми ресурсами и могут длительное время реализовывать товары по более низким ценам.

Нельзя забывать о том, что использование неценовой конкуренции требует определенных затрат: и высокое качество товаров, и хорошая реклама стоят денег, но при этом для маневра появляется значительно больше средств, чем при ценовой конкуренции. Кроме того, участники фармацевтического рынка уже хорошо усвоили следующую закономерность: значительная дифференциация цен на одноименную продукцию, как правило, является результатом низкого ее качества.

Несмотря на то, что неценовая конкуренция имеет много преимуществ прежде всего за счет активизации инновационной деятельности производителей, дистрибьюторов и аптек, на отечественном фармацевтическом рынке продолжает доминировать ценовая конкуренция из-за низкого уровня доходов потребителей. Кроме того, не все его субъекты еще освоили многие приемы неценовой конкуренции.

Платежеспособный спрос населения определяет структуру рынка. Покупательские потребности на рынке неоднородны и способствуют образованию самых разнообразных сегментов.

Каждый хозяйствующий субъект рынка имеет фундаментальную и реализованную нишу. Для более эффективного использования механизма конкуренции руководители фармацевтических организаций должны хорошо знать, какие сегменты их составляют. Фундаментальную нишу образуют рыночные сегменты, потребительские запросы которых могут быть удовлетворены товарами данного производителя или услугами данной организации. Состав входящих сегментов и ее размеры определяются отраслью деятельности организации, используемой стратегией («выход на рынок», «метод снятия сливок» и т. д.), ассортиментом и качеством выпускаемой продукции.

Как правило, фундаментальная ниша состоит из самых разнообразных сегментов, имеющих разнообразные потребности. Фундаментальные ниши нескольких участников (производителей, дистрибьюторов, аптек) рынка могут полностью или частично совпадать, что и создает конкуренцию.

Положение фармацевтической организации на рынке зависит от того, какому товару или услуге отдает предпочтение потребитель. Предпочтения потребителей направлены на удовлетворение потребностей и получение собственной выгоды (в виде низкой цены, высокого качества, доступности товара и т. д.). В связи с этим каждый продавец имеет на рынке не только фундаментальную, но и реализованную нишу. Она представляет собой часть фундаментальной ниши, т. е. включает в себя те рыночные сегменты, которые приобретают товары данного производителя или предоставляемые данной организацией (дистрибьютором или аптекой) услуги и которые им удалось удержать в конкурентной борьбе. Положение продавца на рынке полностью зависит от того, какая часть фундаментальной ниши входит в состав реализованной.

Таким образом, конкуренция возникает в том случае, если полностью или частично совпадают фундаментальные ниши фармацевтических организаций. Как правило, в практической работе у производителей, дистрибьюторов и аптек противоборство начинается только тогда, когда их интересы сталкиваются на реализованной нише, т. е. решается вопрос, кому из них будет принадлежать конкретный сегмент рынка.

2.2. Применение методов неценовой конкуренции в практике организаций 

На кафедре управления и экономики фармации ФППОП ММА им. И.М. Сеченова ежегодно проводится мониторинг знаний слушателей по основным аспектам практической деятельности, в т. ч. и по вопросам неценовой конкуренции. Установлено, что их отношение к этому явлению прошло следующие этапы:

1) в первые годы формирования рыночных отношений, когда фармацевтические организации частного сектора отсутствовали, наблюдалось полное отрицание конкуренции как объективного явления нового хозяйственного механизма;

2) в период создания и роста количества фармацевтических организаций частного сектора руководители примирились с конкуренцией на рынке и ее проявлениями как с неизбежностью (тенденция существовала до августа 1998 г.);

3) после августа 1998 г. по настоящее время в сознании руководителей формируется понимание того, что необходимо активно включаться в конкурентную борьбу и осваивать имеющиеся в рыночной экономике средства и методы.

В опросе, проводимом нами в первые годы формирования рыночных отношений, участвовали руководители государственных и муниципальных организаций, имеющие стаж работы от 8 до 40 лет. На вопрос: «Какие мероприятия вы считаете наиболее рациональными для победы в конкурентной борьбе?» 80% респондентов ответили, что необходимо использовать любые средства для того, чтобы конкурент перестал работать на рынке. В качестве таких мер назывались: жалобы на деятельность конкурента в санэпидстанцию, пожарную охрану, отдел лицензирования фармацевтической деятельности и т. д. Как правило, руководители не могли точно указать названия и число организаций-конкурентов, а также объем рынка, который они занимают. Респонденты не рассматривали другие организации общественного сектора экономики в качестве конкурентов и не располагали достаточной информацией об их деятельности. Было установлено, что большинство специалистов не рассматривали конкуренцию как обязательный инструмент новых экономических отношений в обществе.

В опросе, проводимом на втором этапе развития рыночных отношений, приняли участие 80% руководителей государственных и муниципальных организаций и 20% – руководителей организаций частного сектора (ООО, ОАО), имеющие стаж работы от 5 до 44 лет, а в данной должности – от 3 до 35 лет. Респонденты (65% руководителей государственных и муниципальных аптек), оценивая конкуренцию как новое явление для отрасли, высказали следующее мнение: организации частного сектора экономики не смогут конкурировать с организациями общественного сектора, т. к. не выполняют социальные функции, декларированные государством. Руководители организаций частного сектора высказали предположение, что их количество будет увеличиваться, и они станут равноправными конкурентами общественного сектора, что мы и наблюдаем в настоящее время. Участники опроса, работающие в организации частного сектора (35%), отметили, что стратегию и тактику развития их организаций разрабатывают только собственники, из которых 95% не имеют профессионального образования в области фармации, а мнение специалистов – наемных работников не учитывают.

В то время 95% всех участников опроса отмечали, что цены являются основным средством конкурентной борьбы. Для их снижения руководители используют следующие мероприятия: закупки лекарственных средств и парафармацевтической продукции у дистрибьюторов, реализующих товары по более низким ценам, или непосредственно у производителей.

В тот период для руководителей детальное изучение конкуренции не имело приоритетного значения: 90% респондентов – работников как общественного, так и частного секторов – не могли назвать те направления работы, от которых зависит выживаемость организаций. Из числа респондентов 93% не знали ни количества, ни названий организаций-конкурентов.

Руководители государственных и муниципальных организаций, принявшие участие в опросе, основным направлением своей деятельности считают выполнение социальных функций, а руководители организаций частного сектора экономики – коммерческую деятельность. Все участники опроса отмечали, что для успешного ведения конкурентной борьбы необходимо располагать достаточным объемом финансовых ресурсов и уметь их рационально использовать, что развитию нормальных конкурентных отношений в отрасли препятствует то, что организации частного сектора, как правило, не выполняют социальные функции, декларированные государством и финансируемые им не в полном объеме, т. е. не осуществляют бесплатный и льготный отпуск лекарств. В результате на фармацевтическом рынке формируются разные экономические условия для развития общественного и частного секторов: происходит отвлечение финансовых средств государственных и муниципальных организаций для выполнения социальных функций, а инвестиции для их развития отсутствуют. В связи с этим создается благоприятный климат для развития частного сектора.

В анкетировании, проведенном в третьем периоде, приняли участие 74,9% специалистов, возглавляющих муниципальные и унитарные предприятия, 16,7% – государственные предприятия, 8,4% – акционерные общества открытого и закрытого типа; имеющие стаж работы от 10 до 42 лет, а в данной должности – от 3,5 до 42 лет. Из них 83,3% отметили интенсивный характер конкуренции, т. к. их организации имеют от 3 до 10 конкурентов, которые занимают от 20 до 80% фундаментальной ниши. Участники опроса (66,7%) отметили, что организации, которые они возглавляют, работают в условиях расширения деловой активности. Тем не менее 33,3% респондентов не знали ни количества конкурентов, ни их долю рынка, т. е. не все руководители уделяют внимание изучению данного процесса.

Обращает на себя внимание и тот факт, что 56,5% респондентов конкурентами называют организации, входящие в аптечные сети негосударственной формы собственности: ЗАО “Время”, сеть аптек “36,6”, ЗАО “СИА Интернейшнл”, ОАО “Фармимэкс”, ЗАО “ICN” и др.

По-прежнему основным средством конкурентной борьбы называлась “цена” (41,3%). При этом 38% участников опроса отметили, что применение гибкой системы ценообразования становится проще при работе в структуре аптечных сетей. Кроме того, в качестве средства недобросовестной конкуренции 13,3% респондентов указали на нарушение организациями частного сектора законодательных актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность, а также на отсутствие жесткого государственного контроля лицензионных требований и условий.

По мнению руководителей, в условиях конкуренции эффективность работы организаций и их выживаемость в новых экономических условиях обеспечивают следующие направления деятельности:

- маркетинг;

- финансы;

- работа с персоналом;

- производственный процесс;

- имидж и организационная культура.

Руководители организаций общественного сектора выделяют приоритетными направлениями своей работы: финансовую деятельность (93%) и маркетинг (87%), а руководители организаций частного сектора – работу с персоналом (75%) и имидж и организационную культуру (62%).

Недостаточное внимание руководителей государственных и муниципальных организаций к проблемам персонала приводит к значительному оттоку специалистов в частный сектор.

Установлено, что специалисты отечественного фармацевтического рынка при анализе конкуренции рассматривают ее как соперничество между продавцами, т. е. применяют поведенческий подход, а структурный – пока представляется для них трудным. Отмечая интенсивность конкуренции на рынке, 90% респондентов не считают обязательным проведение комплексного анализа деятельности конкурентов. В связи с этим 44,7% участников исследования не располагают информацией о проблемах конкурентов, а 70,92% не анализируют положительные аспекты их деятельности.

Лишь 10% руководителей детально изучают деятельность конкурентов на рынке, используя при этом (в %):

- наблюдение – 83,3;

- индивидуальные беседы с персоналом организаций-конкурентов – 83,3;

- экспертизу сервиса – 25;

- экспертизу условий продажи – 16,7;

- индивидуальные беседы с клиентами – 8,3.

В результате проведения комплексной диагностики деятельности конкурентов участники опроса отметили их преимущества работы (в %):

- в области маркетинга – 68,4;

- управлении производственным процессом – 33,3;

- имидже и организационной культуре – 25;

- финансовой деятельности – 16,7;

- управлении персоналом – 8,3.

Конкурентная борьба предусматривает регулярную диагностику не только деятельности конкурентов, но и положения собственных организаций на рынке. Проведение такого анализа позволяет оценить положительные и негативные стороны деятельности и разработать мероприятия для совершенствования конкурентной борьбы на рынке.

Нами установлено, что подобный анализ проводят только 39,7% руководителей. Они отметили преимущества организаций, которыми руководят, в области маркетинга (44,4%), в финансовой деятельности (78,6%), в управлении персоналом (66,7%), в управлении производственным процессом и в имидже и организационной культуре (по 58,3%). Анализ слабых сторон деятельности собственных организаций вызвал у руководителей затруднения: 84,62% не смогли ответить на поставленный вопрос. Из числа респондентов, осуществляющих такой анализ, никто не отметил недостатков в производственной деятельности. Некоторые руководители (33,3%) считают необходимым уделять больше внимания работе с персоналом, т. к. конкуренты, особенно частного сектора, считают данное направление работы приоритетным.

Однако за последние годы в мышлении руководителей фармацевтических организаций общественного сектора экономики произошли серьезные изменения: они стали рассматривать конкуренцию как неотъемлемый и важнейший инструмент рыночного механизма.

Таким образом, на отечественном фармацевтическом рынке для трактовки понятия «неценовая конкуренция» руководители используют поведенческий и структурный подходы, а функциональный – еще не нашел должного применения. Однако доминирующим является поведенческий подход, что связано с недостаточной теоретической подготовкой специалистов.

Для конкуренции на отечественном фармацевтическом рынке характерны следующие особенности:

- взаимодействие продавцов и покупателей происходит на конкретном территориальном рынке;

- борьба идет за ограниченный объем платежеспособного покупательского спроса, что в современных условиях приводит к ужесточению конкурентной борьбы;

- проявление не только на реализованных, но и на фундаментальных нишах;

- переход на другие территориальные рынки или сегменты для устранения от конкурентной борьбы.

Проведенные исследования показали, что на начальном этапе формирования фармацевтического рынка конкуренция носила менее агрессивный характер. К ее проявлению большинство руководителей было не готово ни психологически, ни профессионально.

В последние годы конкурентная борьба приобрела более агрессивный характер, что сформировало у фармацевтических работников побудительный мотив для изучения данного явления и разработки мероприятий для работы в новых экономических условиях.

К новым реалиям фармацевтического рынка быстрее адаптировались руководители фармацевтических организаций, имеющих статус самостоятельного юридического лица (особенно те из них, которые представляют частный сектор). Одним из подтверждающих аргументов является то, что именно они в последнее время используют более рискованные мероприятия для проведения конкурентной борьбы: создание собственных аптечных сетей, в которые на различных условиях объединяются производители, дистрибьюторы, аптеки; расширение оптового или розничного бизнеса (в одном или нескольких регионах).

Менее приспособленными к конкурентной борьбе оказываются аптеки, входящие в общественный сектор, у которых в работе по-прежнему доминирует тенденция, присущая первому этапу формирования рыночных отношений: конкуренция – это борьба против всех, что ведет к разобщенности и проигрышу во взаимодействии с другими участниками рынка. Такое явление объясняется прежде всего тем, что государственные и муниципальные аптеки продолжают позиционировать себя на рынке как социальные структуры, а не как структуры предпринимательской деятельности.

В связи с этим в современных условиях возрастает роль последипломной профессиональной подготовки, которая позволяет практическим работникам приобрести теоретические знания и практические навыки в тех областях деятельности, которые необходимы для работы в условиях рыночной экономики.

Важным фактором повышения эффективности последипломного образования является учет психологических особенностей специалистов. Специфика их поведения такова, что они упорно сопротивляются восприятию новой информации, пока не осознают ее необходимости для практической деятельности. Обучение становится эффективным лишь при наличии внутренней мотивации для усвоения новой информации. Желание учиться навязать невозможно, его можно лишь стимулировать за счет внешнего воздействия. Таким стимулом стало обострение конкуренции на фармацевтическом рынке как между общественным и частным секторами, так и внутри них.

В новых условиях руководителям стало ясно, что могут выжить лишь те фармацевтические организации, которые умеют вести конкурентную борьбу, а для этого необходимо располагать теоретическими знаниями и достаточным объемом практических навыков.


заключениЕ

Неценовая конкуренция характеризуется тем, что основными факторами в конкурентной борьбе становятся не цена товара, а его качество, сервисное обслуживание, репутация фирмы-изготовителя. Одновременно под видом неценовой может идти и скрытая ценовая конкуренция, если повышение качества и улучшение потребительских свойств новых товаров происходит быстрее, чем растет их цена. Немаловажное значение имеет конкуренция различных регионов, также выступающих в роли производителей товаров, имевших различие в силу определенных географических, государственных и административных границ.

Неценовая конкуренция - конкуренция, основанная на каком-то факторе, отличном от цены, например, на дифференциации продуктов, их упаковке, умелой организации рекламной работы, более удобных для потребителя форм и методов продажи, объеме оказываемых услуг и т. п.

Через ценовую конкуренцию продавцы влияют на спрос главным образом посредством изменения в цене. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары посредством особых условий продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов. Чем уникальнее товарное предложение, с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен более высоких, чем у конкурирующих фирм.

Особенность современного этапа развития отечественной экономики состоит в том, что в распоряжении российских ученых находится теоретический и огромный практический опыт мировой конкуренции. Есть возможность усвоить уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы избежать дорогостоящих ошибок. Это не означает необходимости слепого копирования имеющегося опыта, тем более что его прямое использование на российском рынке часто затруднено из-за отсутствия универсальных схем конкурентного поведения.

В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее ценное в теории и практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного бизнеса, с другой – сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.

Неценовая конкуренция имеет широкое распространение там, где решающую роль играют качество продукции, ее новизна, дизайн, упаковка, фирменный стиль, последующий сервис, внерыночные методы воздействия на потребителя, т. е. факторы, косвенно связанные или вовсе не зависящие от цены. За первые неполные девять лет ХХI века на ведущее место в перечне неценовых факторов выдвинулись:

- реклама и другие виды маркетинговых коммуникаций;

- высокий уровень гарантийного и послегарантийного обслуживания;

- уровень сопутствующих услуг;

- квалификация персонала.

Обычно наличие мощной неценовой конкуренции связывают с высоким уровнем развития рыночных отношений. На большинстве стабильных рынков экономически развитых стран неценовая конкуренция является наиболее распространенной формой конкурентной борьбы. Напротив, российский рынок чаще характеризуются преимущественным развитием ценовой конкуренции. Низкая платежеспособность потребителей дает возможность эффективно конкурировать за счет более низких цен.


Список использованной литературы

  1.  Авдашев, С. Б. Конкуренция и антимонопольное регулировании: учебное пособие /С. Б. Авдашев, В. А. Аронин, И. К. Ахлопов. – М.: Логос, 2009. – 368 с.
  2.  Арапов М.В. Неценовая конкуренция: бум или кризис? // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - №11. - С. 74 – 79.
  3.  Базиков, А.А. Экономическая теория: курс лекций. - М.:ИНФРА-М, 2008.–286 с.
  4.  Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник /Е.Ф. Борисов.– М.: Проспект, 2007.–571 с.
  5.  Викторова А.В. Особенности развития конкуренции в переходный и рыночный периоды // Экономика. – 2008. - №7. – С.84 – 87.
  6.  Гальперин, В.М.Микроэкономика: в 2 т./ В.М. Гальперин, С.М Игнатьев., В.И. Моргунов; под общ. ред. В.М. Гальперина.– СПб.: Экономическая школа.2010. – 326 с.
  7.  Иванов И.Д. Современные монополии и конкуренция: формы и методы монопольной практики. – М.: Мысль, 2010. – 240 с.
  8.  Камаев В.Д. Экономическая теория: учебник для студентов высш. учеб. заведений.– М.: ВЛАДОС, 2010.– 640 с.
  9.  Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб. пособие /А.Ю. Юданов.–3-е изд., испр. и доп.–М.: Гном и Д., 2010.–304 с.
  10.  Ярушкин А.К. Неценовые методы борьбы // Российский экономический журнал. – 2008. - №8. – С.62 – 66.
  11.  Официальный информационный портал  «market-pages» (учебные материалы по микро- и макроэкономике): http://market-pages.ru 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46286. Интуитивное (дооператорное) мышление по Пиаже 12.16 KB
  Интуитивное дооператорное мышление по Пиаже. Дооператорное мышление стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 78 лет. Как и допонятийное символическое мышление из которого оно непосредственно вырастает интуитивное мышление продолжает развитие в направлении намеченном сенсомоторным интеллектом. Интуиция следовательно выступает и как образное мышление.
46287. Pronouns 12.14 KB
  The generlizing substitutionl function of pronouns mkes them into syntctic representtive of ll the notionl clsses of words. Even personl pronouns of the first nd second persons ply the representtive role which is exposed by the ddresses nd ppositions – I Sm Brown ws born in 1975. But seven personl pronouns hve n objective cse Ime. Unlike nouns pronouns do not dmit determiners rticles they hve person nd gender distinctions singulr nd plurl forms re often not morphologiclly relted Iwe.
46288. Общая характеристика кризисов развития. Значение кризисов в психическом развитии ребенка 11.94 KB
  Общая характеристика кризисов развития. Значение кризисов в психическом развитии ребенка. Кризис – переломный этап онтогенетического развития. Кризис случается на стыке двух возрастов.
46289. Сравнение объектного и вариантного обобщений 11.93 KB
  Кроме этого изменения связанные с добавлением сведений о новой специализаций могут затронуть различные единицы компиляции без изменения располагаемых в них программных объектов что тоже ведет к дополнительным затратам. При этом все добавления связанные с новой фигурой могут осуществляться во вновь создаваемых единицах компиляции. Процесс добавления новой фигуры полностью аналогичен разработке уже созданных и не требует специальных комментариев. В рассматриваемом случае необходимо только изменить процедуру обеспечивающую ввод новой...
46290. Проблема расширения функциональности в объектно-ориентированном подходе 11.85 KB
  Проблема расширения функциональности в объектноориентированном подходе. Использование объектноориентированного подхода Объектноориентированный подход не позволяет в данном случае получить элегантное решение.
46291. Вектор в c++ 11.81 KB
  Кроме массивов в c++ существуют еще контейнеры, которые позволяют вам немного по другому хранить данные и, вдобавок, применять к ним различные функции (поиск, сортировка и т.д.) . Сегодня вы узнаете об одном из контейнеров - векторе (vector)
46293. Общеисторическая природа сознания. Роль труда в возникновении и развитии сознания. Единство языка и мышления 11.29 KB
  Роль труда в возникновении и развитии сознания. Энгельс считал что решающую роль в возникновении сознания сыграл труд. Роль труда складывается из нескольких факторов. Труд сыграл роль в становлении мозга.