98554

Проблема: Благородство

Реферат

Логика и философия

Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть понятие «благородство», как высокую степень самоуважения, сочетающуюся с такой же высокой степенью уважения других на основе литературных произведений. Отсюда вытекают следующие задачи: изучить термин «Благородство» во всех его аспектах и дать ему определение...

Русский

2015-11-04

95 KB

0 чел.

PAGE  14

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Факультет «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте»

Проблема: Благородство

Реферат по дисциплине «Культурология»

                  

Руководитель:                                                      Разработал:

                                                                                Студент гр. Д-111

_______ Быстрова А.Н.                                        _______Ниязова Анара                                                                                      

                        

2011 год

Содержание

[1] Содержание

[2]
Введение

[3] Библиография


Введение 

В известном смысле человек есть мера культуры В каком это смысле?. Какую бы сферу культуры мы ни рассматривали - научные открытия или технические изобретения, произведения литературы и искусства, нормы морали и права - их значение определяется в зависимости от того, какое влияние они оказывают на духовный мир личности: способствуют ли они развитию гуманности и благородства или распространяют человеконенавистничество и зло. Актуальность выбранной темы обусловлена духом времени, так как сегодня многие нравственные качества - долг, честь, порядочность, благородство – не часто появляются в обыденной повседневной жизни. К сожалению, в современном обществе преобладают совсем иные ценности и идеалы.

Обращение к наследию мировой и отечественной литературы является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем чувстве человеческого достоинства, достоинства себя и других – благородстве.

Цель. Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть понятие «благородство», как высокую степень самоуважения, сочетающуюся с такой же высокой степенью уважения других на основе литературных произведений

Задачи. Отсюда вытекают следующие задачи:

- изучить термин «Благородство» во всех ?! его аспектах и дать ему определение

- выявить характерные особенности прочтения темы в литературных произведениях Ч. Диккенса «Крошка Доррит», А. Куприна «Прапорщик Армейский», Р. Фраермана «Дикая собака Динго».


Благородство

Благородство – это великодушие к поверженным, сочувствие к слабым , униженным и оскорбленным, чистота помыслов, стремление творить добрые дела, не требуя ничего взамен, быть свободным от низменных страстей, желание жить честно, справедливо, духовно. Это моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.). Противоположность благородства – низость. Низкий человек способен на всякую гадость и подлость [1, с. 271]. Поскольку учебники не реферируются, то и выписки из них не принимаются.

Благородный человек – не просто порядочный, а высокопорядочный, высоконравственный человек, с развитым умом, совестью и честью. Он органически не способен совершать злые поступки, злорадствовать, быть циничным.

Синонимы: великодушие , достоинство, честность, величие души, нравственность, возвышенность, рыцарство, бескорыстность, нравственное величие, благородность  Выделяющийся особыми качествами; исключительный.  Преисполненный вкуса, изящества. Устаревшее определение слова знатность, дворянство. Откуда текст?

В разные исторические эпохи в понятие «Благородство» вкладывалось различное содержание.

Изначально благородство считалось чертой характера лиц знатного происхождения, которые с самого детства обучались знаниям и искусству, а также "впитывали" правила хорошего тона и прочие манеры, принятые в высшем обществе. Но, как показывает история, отнюдь не "голубая кровь" наделяет человека теми или иными личностными качествами. Поэтому с течением времени благородными стали называть порядочных и высоконравственных людей, независимо от того, какими титулами и материальными богатствами они обладают. . Откуда текст?

Моральное сознание эксплуататорского общества обычно придавало благородству сословный смысл, наделяя этим качеством преимущественно господствующие классы. Так, рабовладельческая мораль считала благородство достоянием лишь избранных, аристократии и связывала его с различными формами духовной и политической деятельности, противопоставляя низменным потребностям и образу мысли плебеев, рабов, занятых физическим трудом. . Откуда текст?

В феодальном обществе вследствие упрочения сословных барьеров благородство стало пониматься как прирожденное качество тех, кто имел знатное происхождение (первоначальное значение слова «благородство» в русском языке - благое рождение). Низменность мотивов приписывалась «черни» и тем представителям «третьего сословия», деятельность которых, так или иначе, подрывала господство феодальной аристократии. Буржуазное сознание начинает толковать благородство как индивидуальную особенность того или иного человека. Эта добродетель уже не имеет чисто сословного характера. Однако в иной форме подчеркивается все та же исключительность «благородной личности», которая возвышается над «толпой», якобы не способной подняться до благородных чувств и мыслей. . Откуда текст?

По-украински благородство – это шляхетство – очевидное польское заимствование. С точки зрения  украинца, благородный – это шляхтич, происходящий из богатого и знатного сословия, и не более. А по-русски благородство – это состояние души; так можно сказать только о человеке, происходящем из благого, то есть доброго, благочестивого рода, чем определяется красота внутреннего мира благородного человека. Украинец, знающий, что помимо польского шляхетства есть еще русское благородство, духовно выше своих самостийных сородичей, ибо среди человеческих достоинств признает не только знатность происхождения, но и благочестие семьи и рода [4]. Неплохо бы и страницы указать и вообще – не переписывать, а пересказывать, поясняя, кто это сказал и где.

В противоположность сословному пониманию благородства люди труда и передовые мыслители прошлого вкладывали в него общечеловеческое содержание-гуманность, честность, неподкупность и т. д. Именно эту традицию наследует коммунистическая нравственность, согласно которой под благородством, прежде всего, понимается сознательное, ставшее привычкой и склонностью служение людям. . Откуда текст?


Ч. Диккенс «Крошка Доррит»

В произведениях Диккенса благородство сострадательное, говорящее о сердечной щедрости, сочувствии человеку, о необходимости протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается. Читая одно из поздних произведений писателя «Крошка Доррит», читатель проникается ее жизнью, ее хлопотами, ее характером, черпает от нее ее мужество и благородство. Несмотря на все жизненные перипетии, которые ей преподносит судьба, она проносит через все произведение такие прекрасные качества, которые присущи только для благородного сердца и чистой, умиротворенной души - скромность, верность, доброжелательность. Будь то богатство или бедность, эти качества в ней неизменны, она верна самой себе. . Откуда текст?

Эми , некогда подумать о себе в вечных тревогах за легкомысленных брата и сестру, инфантильную мать, живущего в своем иллюзорном мире отца. Ее великодушию нет предела. Она не задумываясь провожает нищего старичка в свой дом, в то время, как семья воспринимает этот благородный поступок по-своему «Для вас нет большего удовольствия, чем унизить свою семью… А второе ваше удовольствие – якшаться с подонками общества. Но если вы не считаетесь с приличиями, то я пока еще с ними считаюсь. Так что позвольте мне перейти на другую сторону улицы и продолжать путь отдельно от вас» - такова реакция сестры на происходящее. «… Я всегда ласково встречаю своего старого протеже и всегда рад его видеть – кхм – как своего старого протеже… Все это так, ты совершенно права, дорогое дитя мое. Но при всем том, … я неизменно сохраняю чувство достоинства, собственного достоинства. Так вот, видишь ли, есть вещи, которые несовместимы с этим чувством и ранят (он всхлипнул), да, болезненно ранят его. Не то огорчает меня, что моя добрая Эми внимательна и – кхм – снисходительна к моему старому протеже.  Но я не могу видеть – буду говорить прямо , чтобы скорее покончить с этим тягостным разговором, – как мое дитя, моя дочь, моя родная дочь входит в это заведение с людной улицы – улыбаясь! улыбаясь! под руку с – о Боже, Боже! – с человеком в ливрее!» - продолжает реакцию сестры отец. Для семьи крошки Доррит важны совершенно иные ценности, нежели богатство духовного мира человека, а она полностью поглощена заботами других, в ущерб себе. В своих помыслах и внутреннем мире Крошка Доррит Сирота при живых родителях, пленница обостренного сознания долга, она добровольно принимает на себя бремя (и крест)  ответственности за всех, кто ее окружает. . Откуда текст? И вообще, зачем кусками переписывать Диккенса? Для чего этот пустой труд, только время отнимающий. Нужно не списывать, а анализировать, а для этого нужно идеи определять.

Внешне уравновешенная, тихая и деликатная Крошка Доррит – это концентрация душевного благородства. Она «несвободна» не только в силу обстоятельств, но, так сказать, по призванию. Героиня и не ждет от жизни радости, естественно принимая свою судьбу как бесконечное служение. И все же не случайно, что именно Крошка Доррит и идеализированные герои ее типа, а не эксцентрические персонажи с их яркостью, комизмом, агрессивностью и обаянием являются подлинными героями Диккенса. Крошка Доррит стала символом авторской мечты о прочности и надежности в человеческих отношениях. Но концентрация на чужих судьбах неизбежно означает минимизацию собственного «я». В романе происходит слияние ужасного, абсурдного и просто фарсового начала, достигающее патетических высот, неведомых другим произведениям писателя и вообще редких в искусстве. В детстве он возмущался, что его отец вынужден сидеть в тюрьме, теперь эти чувства владеют Крошкой Доррит, и, право, они единственное пятнышко, оставленное тюрьмой, на ее благородном характере: «А что он терпит нужду, бедненький, так разве он в этом виноват? Четверть века прожив в тюрьме, трудно разбогатеть». Но как ни преданна Крошка Доррит своему отцу, она понимает, что неправа: «Да, я знаю, не следует так рассуждать. Не думайте обо мне дурно, это выросло со мной здесь». . Откуда текст?

В «Крошке Доррит» Диккенс направил свой гнев против тех, кого цинизм, отчаяние  и упоение благородной бедностью и неудачами в жизни делают молчаливыми, отчужденными, ожесточившимися, а то и приятно увлеченными соучастниками творимой в мире несправедливости. Все персонажи романа составляют вместе неповторимую симфонию - симфонию соучастия в делах мира, который, как им представляется, оттолкнул их, отверг [3, c. 248]. Зачем переписан этот абзац?


А. Куприн «Прапорщик Армейский»

Повесть «Прапорщик армейский» строится как своеобразная исповедь центральных ее персонажей пехотного прапорщика Лапшина и светской барышни Кэт. Первый изливает свои чувства в дневнике, вторая в письмах к подруге. И Лапшин и Кэт описывают одни и те же события первую встречу, знакомство, последующие свидания; в дневнике и в письмах отражается весь их непродолжительный роман. . Откуда текст?

Лапшин вырисовывается как простой, скромный, духовно здоровый, верящий в возможность большой и настоящей любви, юноша. В своих помыслах он чист и искренен. Лапшин благородный человек, - это ясно уже с первых строк дневника. Поэтому его задевает неправильное отношение к этому слову. «Очень мне не нравится в моем ротном его преувеличенная ненависть ко всему "благородному – пишет Лапшин в своем дневнике. - В его уме со словом "благородство" связано понятие о нелепом франтовстве, манерничанье, полной неспособности к службе, трусости, танцах и гвардии. Даже самое слово "благородный" он произносит не иначе, как с оттенком ядовитейшей насмешки и притом отчаянно фатовским тоном, так что у него выходит нечто вроде "бэгэрэдный". . Откуда текст?

Не зря Куприн выбирает характеризующий каждого героя способ излияния чувств на бумагу. Лапшин, как порядочный и честный человек, хранит свою любовь в дневнике и лишь возлюбленной он может открыть эти заветные страницы. Кэт же, в противовес чистому и светлому юноше предстает нам в образе развращенной светской девицы, давно изверившейся в любви и мечтающей лишь о «еще более дерзких и еще более томительных ласках», она не способна полюбить, поэтому чувствами делится посредством письма. Презрительно-равнодушная к людям эгоистичная героиня из высшего света резко и решительно противопоставляется простому и скромному юноше, с которым сталкивает ее судьба.

Влюбленный в нее мечтатель относится к ней с самозабвенным обожанием. «Кэт, дорогая моя Кэт! Если бы твое и мое положение в обществе были одинаковы... Положим, говорят, что любовь выше всяких сословных и иных предрассудков... Но нет, нет! Я останусь твердым и самоотверженным». Но бездушная героиня не может разглядеть в молодом человеке благородные порывы, да и, в общем-то, ей это ни к чему. Ее заботят совершенно другие чувства: «Он очень чувствительный молодой человек и вдобавок совершенно не умеет владеть своей мимикой. Я думаю, он был бы способен расплакаться на вокзале», - что ничуть не трогает ее холодное сердце, а лишь забавляет. «Это - человек не нашего круга, не наших манер и привычек и даже говорит не одним с нами языком. В то же время у него слишком большие требования. Ах, если бы в нем было хоть немножко той смелости, изобретательности и... и испорченности, которую я раньше с отвращением чувствовала во многих моих петербургских знакомых!». Осознавая высоту своего положения в обществе, она не понимает насколько низка ее человеческая суть. Лапшин – всего лишь «маленький человек». . Откуда текст?

Куприн горячо сочувствует герою своего произведения хотя и видит свойственные ему слабости, которые порой изображает в тонах мягкой, дружеской иронии. Автор противопоставляет Самоотверженное благородство «маленького человека» - низости и тщедушности.


Р. Фраерман «Дикая собака Динго»

Значительная по своему философскому и нравственному содержанию повесть Р. Фраермана «Дикая собака Динго» привлекает наше внимание тем, что благородство характеров, составляет существенную основу юношеской книги.

В этой повести о первой любви любовь проявляется не только в ощущениях, но и в поступках, самоотверженных и смелых. Так ведет себя в трудную минуту Таня, так ведет себя ее верный друг - нанаец Филька. . Откуда текст?

Фраерман создал обаятельный образ девочки-подростка во всей сложности переходного возраста и драматичности первого чувства. Мир детской души с её необъяснимыми порывами, мечтами, восхищением жизнью, ненавистью, радостями и горестями открывает перед нами писатель. . Откуда текст?

Филька, Таня Сабанеева, Коля, их одноклассники и родители, живущие в небольшом дальневосточном городке, – вот герои произведения Фраермана. Обычные люди. Да и сюжет повести прост: девочке предстоит встреча с отцом, который когда-то оставил семью, её ждут нелёгкие отношения с новой семьёй отца, которого она любит и ненавидит одновременно…Реакция Тани на приезд отца показывает какие противоречивые чувства она испытывает в один момент «Таня горько заплакала. А поплакав, ощутила успокоение, и радость пришла к ней сама, как приходит голод и жажда. Ведь это же отец приезжает! Таня вскочила на кровать, расшвыряла подушки на пол. Потом легла ничком и так лежала долго, смеясь потихоньку и плача, пока не вспомнила вдруг, что вовсе не любит отца. Куда же исчезла ее гордость? Не этот ли мальчик Коля отнял у нее отцовскую любовь?

- А все-таки я ненавижу их, - сказала она. И снова, то отливая, то приливая, овладевала ее сердцем обида. Таня вскочила на колени и с силой стукнула кулаком по раме». Не смотря ни на что, в одну минуту она его и прощала и ненавидела. Но первые ее чувства, это радость и счаcтье в ее сердце. Это самая настоящая всепрощающая искренняя любовь, которая свойственна только благородному сердцу.

Обида, ненависть заполняют её мысли, а сердце тянется к родному человеку. Стена отчуждения, выросшая между ними за долгие годы разлуки, не может быть так быстро разрушена. Но, в то же время, всё привлекало её тут. Даже племянник Надежды Петровны Коля, о котором Таня думает чаще, чем ей хотелось бы, и который становится объектом её злорадства, агрессии, гнева. Их противостояние (а на конфликт идёт только Таня) тяжким грузом давит на сердце Фильки, этого верного Санчо Панса, готового сделать для своего друга всё, что в его силах. Единственное, чего не может Филька, – это понять Таню и помочь ей справиться со своими переживаниями, тревогами, эмоциями [7].

Автор не делает ни одного из героев отрицательным, плохим. Человек свободен всегда. Душевное благородство, душевная сила героев помогли им по-доброму проститься с детством и вступить в юность.

Будучи мастером создания психологически верных человеческих характеров, "глубокого поэтического проникновения в духовный мир своих героев", автор почти никогда не описывает душевное состояние персонажей, не комментирует их переживания. Р. Фраерман предпочитает оставаться “за кадром”, стремится оставить нас, читателей, наедине со своими выводами, особое внимание уделяя точному описанию внешних проявлений душевного состояния героев - позе, движению, жесту, мимике, блеску глаз, всему, за чем можно разглядеть очень сложную и скрытую от внешнего взора борьбу чувств, бурную смену переживаний, напряженную работу мысли.


Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что теме «благородство» всегда и во все времена придавалось особое значение. Мы видим подтверждение этому и в литературных произведениях, встречаем этот термин и в историческом контексте. Литература открывает нам разные стороны этого термина, через поступки и мировоззрение героев и характеризует его как высокую степень самоуважения, сочетающегося с такой же высокой степенью уважения к другим. Благородство выступает:

  •  Как черту характера лиц знатного происхождения
  •  Как моральное качество
  •  Носит сословный смысл
  •  Как прирожденное качество тех, кто имел знатное происхождение
  •  Как индивидуальную особенность того или иного человека
  •  Как состояние души
  •  Как общечеловеческое содержание – гуманность, честность, неподкупность
  •  Как сознательное, ставшее привычкой и склонностью служения людям.

Тема благородства в литературных произведениях заставляет нас задуматься о низости и высокой нравственной культуре, сословном чванстве одних и чистоте души других дает возможность и увидеть насколько эта тема важна сегодня.


Библиография

  1.  Балашов Л. Е. Практическая философия или софология – 2-е изд, с изменением, расширенное. – 2008. - 574 с.
  2.  Чарльз Диккенс «Крошка Доррит» - Транзиткнига АСТ, 2004
  3.  Энгус Уилсон «Мир Чарльза Диккенса» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//www.alexpro@enten.com
  4.  Миронова Т. Русский крепок на трех сваях – «авось», «небось» и «как-нибудь» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//www.christian-spirit.ru/76/76(10).htm
  5.  Куприн А. И. Прапорщик армейский // Электронная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.modernlib.ru
  6.  Фраерман Р. Дикая собака Динго или повесть о первой любви [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.ru
  7.  Железняк Н. Д. «Дикая собака Динго…», - книга написанная по велению сердца // [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://festival.1september.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24083. Реакция трансаминирования 36.5 KB
  R R1 R R1 HCNH2 C=O C=O HCNH2 COOH COOH COOH COOH Реакция трансаминирования обратима она катализируется ферментами – аминотрансферазами. Наиболее часто акцептором NH2групп служит 2оксоглутарат кетоглутарат реакция приводит к образованию глутаминовой кислоты: СН3 COOH CH3 COOH АЛТ НСNH2 CH2 C=O CH22 COOH CH2 COOH CHNH2 ...
24084. Декарбоксилирование аминокислот 57 KB
  Серотонин обладает сосудосуживающим действием участвует в регуляции артериального давления t тела дыхания медиатор нервных процессов. Он образуется в области воспаления участвует в развитии аллергических реакций.
24085. Пути обезвреживания аммиака 64 KB
  Уровень аммиака в норме в крови не превышает 60 мкМоль литр. Для кроликов концентрация аммиака 3 мМоль литр является летальной. В организме существует 4 пути обезвреживания аммиака.
24086. Биосинтез мочевины 108.5 KB
  Биосинтез мочевины. С мочой за сутки выводится 2530 г мочевины. Синтез мочевины идет в печени. Цикл мочевины открыли Ганс Кребс и Курт Хенселайт 1932г.
24087. Обмен глицина и серина 203 KB
  Глутатион Сер Тканевые белки Глюкоза Муравьиная кислота Гли Липиды Гиппуровая кислота Гем Креатин Тре Пурины ДНК РНК Желчные кислоты Глицин участвует в образовании гема: СООН СН2NH2 HSKoA COOH B6 СН2 COOH CH2 CO2 аминолевули СН2 натсинтаза CH2 COSKoA C=O CH2NH2 аминолевулиновая кислота В качестве кофермента аминолевулинансинтаза содержит витамин В6. В почках образуются гуанидинуксусная кислота: NH2...
24088. Обмен цистеина и метионина 173.5 KB
  Обмен цистеина и метионина. В молекулах белка обнаружены 3 серосодержащие аминокислоты: метионин цистеин цистин. Цистеин в организме синтезируется из метионина. Функции цистеина: Цистеин участвует в образовании цистина: При образовании цистина возникает дисульфидная связь SS между двумя полипептидными цепями что способствует стабилизации третичной структуры белка.
24089. Обмен фенилаланина и тирозина 80 KB
  Обмен фенилаланина и тирозина. Тирозин может синтезироваться из фенилаланина.
24090. Синтез катехоламинов (адреналина, норадреналина) 59.5 KB
  Синтез катехоламинов адреналина норадреналина Синтез тироксина .
24091. Обмен дикарбоновых аминокислот 164 KB
  Глутаминовая кислота – моноаминодикарбоновая заменимая глюкогенная. Аргинин – диаминомонокарбоновая кислота заменимая гликогенная. Аспарагиновая кислота – моноаминодикарбоновая кислота заменимая гликогенная. Триптофан – незаменимая кислота.