98558

«Исповедь» Августина Аврелия

Реферат

Логика и философия

Мировоззрение Августина Аврелия носило теоцентрический характер. Он сделал Бога центром философского мышления. Бог вездесущ: «Ты присущ всему сущему и ничто не может быть чуждо Тебя». Все существует благодаря божественной воле. Бог сотворил этот мир, он сохраняет его и продолжает творить.

Русский

2015-11-04

51.5 KB

4 чел.

PAGE  9

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

«Исповедь»  Августина Аврелия

Реферат по дисциплине «Философия»

Проверил: проф.                                                             Разработал: ст. гр. У-212

Быстрова А.Н.                                                                 Нонка О.                                                                      

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Философские идеи Августина Аврелия……………………4

Глава 2. Три свойства человека………………………………………7

Заключение…………………………………………………………….8

Литература……………………………………………………………..9

ВВЕДЕНИЕ

Августин Аврелий (13 ноября 354 — 28 августа 430) – Гиппонский философ, проповедник, христианский богослов и политик. Через манихейство, неоплатонизм и скептицизм пришел к христианству, учение которого о грехопадаянии. В одной из своих книг под названием «Исповедь» Августин Аврелий описывает свою жизнь. Он рассказывает о том, что пришлось ему преодолеть, прежде чем он пришел к Богу, обрел истину  и стал жить блаженной жизнью.

Главная цель – ознакомиться с мировоззрением Аврелия. Для этого рассмотрим философские идеи и основные свойства человеческой жизни.

1 Философские идеи Августина Аврелия

Мировоззрение Августина Аврелия носило теоцентрический характер. Он сделал Бога центром философского мышления. Бог вездесущ : «Ты присущ всему сущему и ничто не может быть чуждо Тебя» [кн.1 гл.1. стр 4] Все существует благодаря божественной воле. Бог сотворил этот мир, он сохраняет его и продолжает творить. Господь неизменный, но изменяющий все, не обновляющийся, но обновляющий все, вечно творящий.

В «Исповеди» Аврелий рассказывает нам, волнующие его вопросы: «Вмещают ли Тебя небо и земля, если ты наполняешь их? Кто же ты, Господь мой? Что Ты для меня?»,чтобы найти на них ответ он примыкает к секте манихеев. Фавст – епископ манихеев, был «сведущим» не только в высоких учениях, но и в свободных науках, прельщавший своим красноречием, не смог предоставить Аврелию нужных сведений по интересующим его вопросам. Августин искал не красивых слов, а знаний.  Но годы, потраченные на «шелуху» манихейского учения, потрачены впустую. Бог - абсолютная истина.

Господь сотворил человека по своему образу и подобию и наделил душой. Душа стремится познать своего создателя, но ищет его вне себя, осуществляя поиск телесными чувствами, а не разумом. Бог в нас. Он не покидает своих созданий, оберегает их. С Аврелием Августином Бог говорит устами матери. Сердце матери явилось основанием Божьего храма. Она плакала и молилась Господу, чтобы он наставил ее сына на путь истинный. Молитвы Моники были услышаны. Однажды ей приснился сон «…стоит она на какой-то доске, и к ней, улыбаясь, подходит юноша…» (книга 3, гл 11, стр. 44) этот юноша – ее сын, принявший христианство. Прежде чем душа Аврелия обратилась к Богу, ей предстояло преодолеть много испытаний: страсть, тщеславие, воровство, богохульство. Искушениям подвергается прах земной, а не образ божий «…бренное тело мое, отягчавшее душу и подавляющее многозаботливый ум »(книга 7 гл 17 стр 112) стремилось к телесным наслаждениям. Мирское только отдаляет от Бога «…дружба с этим миром – измена Тебе..»(книга первая глава 13 стр 16). Господь сотворил человека, но не грех в нем. Все люди грешны с рождения «… я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя…»(книга 1 глава 7 стр 11). Нарушая божественные и мирские законы, Августин считал свой порок не средством, а целью получения наслаждения от греха. Идя на поводу мирских пороков – почести, власти, стремлении раба к свободе, люди переступают законы, данные Богом. Аврелий считал причинами порока стремление получить какое- либо низшее благо, а потом страх перед его потерей. «…Да несет всякая неустроенная душа наказание в себе самой» (книга 1, глава 12, стр 15) Но только Господь «неиссякающая полнота и преизобильность щедрот», только Бог высшая услада.

Душа познает окружающий мир с помощью телесных чувств. Благодаря способности рассуждать, возникают суждения о чувственно-воспринимаемом, и Аврелий приходит к выводу о том, что телесное изменчиво, а неизменяемое лучше  изменяемого. Значит душа подлиннее тела.

«Желудком» души является память. В ней мы храним душевные волнения; знания, полученные посредством различных наук; образы предметов. «Пища» души – радость и печаль. Переваривая их в памяти, они теряют «вкус». «Воспоминания о былой радости, - говорит Августин, - уже не радуют его так, как радовали тогда; воспоминания о грусти не заставляют грустить, а прежние страхи, приходя на ум, уже так не страшат». Душа передает знания памяти, задача которой удержать их.

Мысли же не возможно воспринять ни одним из органов чувств и нигде нельзя увидеть, кроме как в уме. В памяти хранятся не образы мыслей, а сами мысли. «Но откуда они вошли в меня?» - вопрошает Августин (книга 10 глава 10, стр 162). Господь наделил человека разумом, и мысли тоже от Господа.

Бог – благо всего. Все доброе от Господа. Бог проникает во все сотворенное. Откуда берется зло? – спрашивает Аврелий. И понимает, что доброе  может становиться хуже. «Ухудшение наносит вред, ибо умаляет доброе в добром; если бы оно не умаляло доброго, то не было и вреда»(книга 7 глава 12 стр 109). Если доброе совсем лишится добра, то оно исчезнет. Если дальше добро не сможет ухудшаться, то оно может улучшиться или остаться в прежнем состоянии. «Выходит, то зло, которое я я искал, не есть субстанция, ибо всякая субстанция - добро» -приходит к выводу Аврелий (книга 7 глава 12стр 110). Господь сотворил все добрым, и нет ни одной субстанции, которая была бы не сотворена Богом.

Господь – творец времени и веков. «Всякое время - от Тебя, Ты же – до всяких времен; не было времени, Ты же - был» (книга 11 глава 13 стр 200). Время не проходит напрасно и бесследно для наших чувств, оставляет след в душе. В ней существуют три времени:  «настоящее прошедшего – это память; просто настоящее – это созерцание; настоящее будущего - ожидание » (книга 11, глава 19 стр 204).Мы можем измерять время, когда оно идет, чувствовать его.  Но прошлого нет, будущего еще нет, а настоящее всего лишь миг, и если бы оно не уходило в прошлое, то это была бы вечность, а не время. «Время существует лишь потому, что стремится исчезнуть » (книга 11 глава 14 стр 200).

2 Три свойства человека

Люди обладают тремя свойствами, суть которых «быть, знать, хотеть» (книга 13 глава 11 стр 247). Эти свойства составляют единство – жизнь. Каждое из них нечто особенное и единственное, но они нераздельны и различны.

Бог – начало всего, причина нашего бытия и жизни. Прекрасное рождается и умирает. Родившись, оно растет, цветет, стареет и умирает. Чем скорее родившееся растет, проявляя этим свое бытие, тем скорее оно стремится к небытию. «Такова судьба всего преходящего, ибо оно – только часть целого, но не целое…» (книга 4 глава 10 стр 54). Мир идет к небытию, он постоянно ускользает,  и угнаться за ним, удержать его невозможно «…всему обозначен предел…» (книга 4 глава 10 стр 54). Душа человека бессмертна. Если бы люди обладали и телесным бессмертием, то жили бы в бесконечных наслаждениях и не опасались бы «грядущих кар». «…Именно в этом заключалось величайшее для меня бедствие – в неспособности воспринять свет честной добродетели и красоты, к которой следует стремиться бескорыстно и которую можно увидеть только внутреннем взором» - пишет Аврелий (книга 6 глава 16 стр 96).

Слово Господне бессмертно и вечно. Оно «путеводная звезда», учащая истине и возвращающая от заблуждений. Сам Господь абсолютная истина.

Желания – причина человеческих страданий. Каждый человек хочет быть счастливым. Но это счастье заключается для каждого в разном: один был бы счастлив, если бы не пошел в армию, другой – если бы его угостили вином, а третий видит свое счастье в познании Бога. «…Уязвляемые желаниями, мы влачим за собою груз своих несчастий, умножая их собственными усилиями… и желаем при этом одного: достичь покоя и блаженства» (книга 6 глава 6 стр 84) , но путь достижения блаженной жизни у каждого свой.

Заключение

Бог - творец всего, человек - ничтожная частица его творения. Люди обязаны жить по законам Господа. Он всегда с нами, в нашем сердце, но не каждое сердце с ним. Люди, отдаленные от Бога мирским пороками, могут вернуться к нему путем смиренного благочестия и обрести утешение в его доме.

Каждая душа, стремящаяся познать своего Создателя, не должна его искать вне себя, опираясь на плотские чувства. Найдя истину, человек находит Бога, потому что Бог – абсолютная истина.

Нет зла для Господа и для его творений. Вспомним мать Аврелия Монику. Ей овладел порок пьянства. Услышав от служанки, что она пьяница, Моника осознала свою слабость и не притрагивалась больше к вину. Служанка сделала это замечание матери Аврелия оттого, что боялась подозрений на себя, а не от доброты душевной. Зато Монике это послужило уроком.

Господь сотворил и время. Все прошедшее было будущим, будущее зависит от прошедшего, а все прошлое и будущее творится из настоящего. Лишь Бог вечен и неизменен.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Августин Аврелий Исповедь М: АСТ, 2006.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58005. Квадратична функція у=ах2+вх.+с, (а≠0), її графік і властивості 60.5 KB
  Мета: систематизувати та узагальнювати матеріал, опрацьований на попередніх уроках, повторити, уточнити нові поняття; систематизувати та узагальнювати знання, отримані учнями в процесі вивчення теми. Розвивальні: розвивати увагу, мислення, память, культуру математичного мовлення...
58006. Функція у = х2 її властивості, графік 64.5 KB
  Функція у = х2 її властивості графік Мета: домогтися засвоєння учнями властивостей функції у = х2 і властивостей її графіка та способу застосування графіка функції у = х2 для графічного розвязання рівнянь виду х2 = а; формувати вміння відтворювати зміст вивчених понять відпрацювати навички роботи з графіком функції...
58007. Від атома до Галактики 158 KB
  Мета уроку: Узагальнити і систематизувати знання учнів по темі „Степінь з цілим показником”. Формувати в учнів вміння встановлювити головне. Самостійно застосовувати набуті знання в стандартних і не стандартних ситуаціях, а також вміння аналізувати певні математичні твердження, робити висновки.
58008. Чотирикутники. Подібність трикутників. Теорема Піфагора. Площі многокутників Розв’язування прямокутних трикутників 175.5 KB
  Мета уроку: Вдосконалення компентентності учнів з теми: Подібність трикутників, теореми Піфагора; площі многокутників; розв’язування прямокутних трикутників. Формувати вміння застосовувати їх під час розв’язування практичних (прикладних) задач; активізувати пізнавальну діяльність учнів;
58009. Геометрические преобразования 144 KB
  Цель урока: Показать исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира в человеческом творчестве и научить различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире. Задачи: дать представление о симметрии в геометрии; научить распознавать виды симметрии...
58010. Географічні відкриття на уроках математики 141 KB
  Мета: освітня: підвищення мотивації до вивчення предметів шкільного курсу; повторення тем з математики: пропорції відсотки масштаб; розвинути в учнів уміння реалізовувати практичні звязки курсу математики і географії з майбутньою професією...
58011. Герб и его символика 49 KB
  Художественно-литературное название урока: Рисунок является источником и душой всех видов изобразительного искусства и корнем любой науки итальянский художник Микеланджело Тема урока: Герб и его символика Каждое искусство имеет как бы два...
58012. ES HERBSTET SCHON 365.5 KB
  Цілі уроку: Практична: опрацювати нову лексику по темі «Пори року», активізувати лексичний матеріал в усному і писемному мовленні, навчити учнів говорити про погоду восени, описувати осінній ліс, розвивати навички читання і аудіювання. Освітня: розширити знання учнів про природу рідного краю.
58013. Гидросфера. Обобщающий урок 80.5 KB
  Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.