98558

«Исповедь» Августина Аврелия

Реферат

Логика и философия

Мировоззрение Августина Аврелия носило теоцентрический характер. Он сделал Бога центром философского мышления. Бог вездесущ: «Ты присущ всему сущему и ничто не может быть чуждо Тебя». Все существует благодаря божественной воле. Бог сотворил этот мир, он сохраняет его и продолжает творить.

Русский

2015-11-04

51.5 KB

4 чел.

PAGE  9

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

«Исповедь»  Августина Аврелия

Реферат по дисциплине «Философия»

Проверил: проф.                                                             Разработал: ст. гр. У-212

Быстрова А.Н.                                                                 Нонка О.                                                                      

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Философские идеи Августина Аврелия……………………4

Глава 2. Три свойства человека………………………………………7

Заключение…………………………………………………………….8

Литература……………………………………………………………..9

ВВЕДЕНИЕ

Августин Аврелий (13 ноября 354 — 28 августа 430) – Гиппонский философ, проповедник, христианский богослов и политик. Через манихейство, неоплатонизм и скептицизм пришел к христианству, учение которого о грехопадаянии. В одной из своих книг под названием «Исповедь» Августин Аврелий описывает свою жизнь. Он рассказывает о том, что пришлось ему преодолеть, прежде чем он пришел к Богу, обрел истину  и стал жить блаженной жизнью.

Главная цель – ознакомиться с мировоззрением Аврелия. Для этого рассмотрим философские идеи и основные свойства человеческой жизни.

1 Философские идеи Августина Аврелия

Мировоззрение Августина Аврелия носило теоцентрический характер. Он сделал Бога центром философского мышления. Бог вездесущ : «Ты присущ всему сущему и ничто не может быть чуждо Тебя» [кн.1 гл.1. стр 4] Все существует благодаря божественной воле. Бог сотворил этот мир, он сохраняет его и продолжает творить. Господь неизменный, но изменяющий все, не обновляющийся, но обновляющий все, вечно творящий.

В «Исповеди» Аврелий рассказывает нам, волнующие его вопросы: «Вмещают ли Тебя небо и земля, если ты наполняешь их? Кто же ты, Господь мой? Что Ты для меня?»,чтобы найти на них ответ он примыкает к секте манихеев. Фавст – епископ манихеев, был «сведущим» не только в высоких учениях, но и в свободных науках, прельщавший своим красноречием, не смог предоставить Аврелию нужных сведений по интересующим его вопросам. Августин искал не красивых слов, а знаний.  Но годы, потраченные на «шелуху» манихейского учения, потрачены впустую. Бог - абсолютная истина.

Господь сотворил человека по своему образу и подобию и наделил душой. Душа стремится познать своего создателя, но ищет его вне себя, осуществляя поиск телесными чувствами, а не разумом. Бог в нас. Он не покидает своих созданий, оберегает их. С Аврелием Августином Бог говорит устами матери. Сердце матери явилось основанием Божьего храма. Она плакала и молилась Господу, чтобы он наставил ее сына на путь истинный. Молитвы Моники были услышаны. Однажды ей приснился сон «…стоит она на какой-то доске, и к ней, улыбаясь, подходит юноша…» (книга 3, гл 11, стр. 44) этот юноша – ее сын, принявший христианство. Прежде чем душа Аврелия обратилась к Богу, ей предстояло преодолеть много испытаний: страсть, тщеславие, воровство, богохульство. Искушениям подвергается прах земной, а не образ божий «…бренное тело мое, отягчавшее душу и подавляющее многозаботливый ум »(книга 7 гл 17 стр 112) стремилось к телесным наслаждениям. Мирское только отдаляет от Бога «…дружба с этим миром – измена Тебе..»(книга первая глава 13 стр 16). Господь сотворил человека, но не грех в нем. Все люди грешны с рождения «… я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя…»(книга 1 глава 7 стр 11). Нарушая божественные и мирские законы, Августин считал свой порок не средством, а целью получения наслаждения от греха. Идя на поводу мирских пороков – почести, власти, стремлении раба к свободе, люди переступают законы, данные Богом. Аврелий считал причинами порока стремление получить какое- либо низшее благо, а потом страх перед его потерей. «…Да несет всякая неустроенная душа наказание в себе самой» (книга 1, глава 12, стр 15) Но только Господь «неиссякающая полнота и преизобильность щедрот», только Бог высшая услада.

Душа познает окружающий мир с помощью телесных чувств. Благодаря способности рассуждать, возникают суждения о чувственно-воспринимаемом, и Аврелий приходит к выводу о том, что телесное изменчиво, а неизменяемое лучше  изменяемого. Значит душа подлиннее тела.

«Желудком» души является память. В ней мы храним душевные волнения; знания, полученные посредством различных наук; образы предметов. «Пища» души – радость и печаль. Переваривая их в памяти, они теряют «вкус». «Воспоминания о былой радости, - говорит Августин, - уже не радуют его так, как радовали тогда; воспоминания о грусти не заставляют грустить, а прежние страхи, приходя на ум, уже так не страшат». Душа передает знания памяти, задача которой удержать их.

Мысли же не возможно воспринять ни одним из органов чувств и нигде нельзя увидеть, кроме как в уме. В памяти хранятся не образы мыслей, а сами мысли. «Но откуда они вошли в меня?» - вопрошает Августин (книга 10 глава 10, стр 162). Господь наделил человека разумом, и мысли тоже от Господа.

Бог – благо всего. Все доброе от Господа. Бог проникает во все сотворенное. Откуда берется зло? – спрашивает Аврелий. И понимает, что доброе  может становиться хуже. «Ухудшение наносит вред, ибо умаляет доброе в добром; если бы оно не умаляло доброго, то не было и вреда»(книга 7 глава 12 стр 109). Если доброе совсем лишится добра, то оно исчезнет. Если дальше добро не сможет ухудшаться, то оно может улучшиться или остаться в прежнем состоянии. «Выходит, то зло, которое я я искал, не есть субстанция, ибо всякая субстанция - добро» -приходит к выводу Аврелий (книга 7 глава 12стр 110). Господь сотворил все добрым, и нет ни одной субстанции, которая была бы не сотворена Богом.

Господь – творец времени и веков. «Всякое время - от Тебя, Ты же – до всяких времен; не было времени, Ты же - был» (книга 11 глава 13 стр 200). Время не проходит напрасно и бесследно для наших чувств, оставляет след в душе. В ней существуют три времени:  «настоящее прошедшего – это память; просто настоящее – это созерцание; настоящее будущего - ожидание » (книга 11, глава 19 стр 204).Мы можем измерять время, когда оно идет, чувствовать его.  Но прошлого нет, будущего еще нет, а настоящее всего лишь миг, и если бы оно не уходило в прошлое, то это была бы вечность, а не время. «Время существует лишь потому, что стремится исчезнуть » (книга 11 глава 14 стр 200).

2 Три свойства человека

Люди обладают тремя свойствами, суть которых «быть, знать, хотеть» (книга 13 глава 11 стр 247). Эти свойства составляют единство – жизнь. Каждое из них нечто особенное и единственное, но они нераздельны и различны.

Бог – начало всего, причина нашего бытия и жизни. Прекрасное рождается и умирает. Родившись, оно растет, цветет, стареет и умирает. Чем скорее родившееся растет, проявляя этим свое бытие, тем скорее оно стремится к небытию. «Такова судьба всего преходящего, ибо оно – только часть целого, но не целое…» (книга 4 глава 10 стр 54). Мир идет к небытию, он постоянно ускользает,  и угнаться за ним, удержать его невозможно «…всему обозначен предел…» (книга 4 глава 10 стр 54). Душа человека бессмертна. Если бы люди обладали и телесным бессмертием, то жили бы в бесконечных наслаждениях и не опасались бы «грядущих кар». «…Именно в этом заключалось величайшее для меня бедствие – в неспособности воспринять свет честной добродетели и красоты, к которой следует стремиться бескорыстно и которую можно увидеть только внутреннем взором» - пишет Аврелий (книга 6 глава 16 стр 96).

Слово Господне бессмертно и вечно. Оно «путеводная звезда», учащая истине и возвращающая от заблуждений. Сам Господь абсолютная истина.

Желания – причина человеческих страданий. Каждый человек хочет быть счастливым. Но это счастье заключается для каждого в разном: один был бы счастлив, если бы не пошел в армию, другой – если бы его угостили вином, а третий видит свое счастье в познании Бога. «…Уязвляемые желаниями, мы влачим за собою груз своих несчастий, умножая их собственными усилиями… и желаем при этом одного: достичь покоя и блаженства» (книга 6 глава 6 стр 84) , но путь достижения блаженной жизни у каждого свой.

Заключение

Бог - творец всего, человек - ничтожная частица его творения. Люди обязаны жить по законам Господа. Он всегда с нами, в нашем сердце, но не каждое сердце с ним. Люди, отдаленные от Бога мирским пороками, могут вернуться к нему путем смиренного благочестия и обрести утешение в его доме.

Каждая душа, стремящаяся познать своего Создателя, не должна его искать вне себя, опираясь на плотские чувства. Найдя истину, человек находит Бога, потому что Бог – абсолютная истина.

Нет зла для Господа и для его творений. Вспомним мать Аврелия Монику. Ей овладел порок пьянства. Услышав от служанки, что она пьяница, Моника осознала свою слабость и не притрагивалась больше к вину. Служанка сделала это замечание матери Аврелия оттого, что боялась подозрений на себя, а не от доброты душевной. Зато Монике это послужило уроком.

Господь сотворил и время. Все прошедшее было будущим, будущее зависит от прошедшего, а все прошлое и будущее творится из настоящего. Лишь Бог вечен и неизменен.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Августин Аврелий Исповедь М: АСТ, 2006.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28085. Классификация источников экологического права 10.52 KB
  По юридической силе все источники подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты принимаемые представительным и законодательным органом РФ Федеральным Собранием состоящим из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют собой документы правового характера принимаемые Правительством РФ правительствами республик РФ органами исполнительной...
28086. Конституционные основы охраны окружающей среды 4.7 KB
  Законы и иные НПА не должны противоречить конституции РФ. Наиболее важные положения по вопросам использования и охраны окружающей природной среды предусмотрены в нормах Конституции РФ. Провозглашение осуществление и защита предусмотренных в Конституции экологических прав физических и юридических лиц по поводу окружающей среды является одним из направлений развития конституционного права России. Нормы Конституции РФ можно разбить на две группы: первая непосредственно посвященная...
28087. Международное экологическое право 3.31 KB
  Международное экологическое право МЭП или международное право окружающей среды – составная часть отрасль системы международного права представляющая собой совокупность норм и принципов международного права регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников а также по рациональному использованию природных ресурсов. Объектом МЭП являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего и будущих...
28088. Общественные экологические организации и их роль в обеспечении экологической безопасности 2.77 KB
  Важно чтобы научнотехнический потенциал общественных объединений нашел достойное применение и поддержку в решении многих проблем по оздоровлению окружающей среды улучшению здоровья населения рациональному использованию природных ресурсов. Общественные и иные некоммерческие объединения осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды имеют право: разрабатывать пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды защищать права и законные интересы граждан в области охраны...
28089. Органы муниципального управления в области ПП и охраны ОС. Их функции. На примере Омской области 9.19 KB
  10 Федерального закона Об охране окружающей среды управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной...
28090. Сформулюйте вимоги для приведеної в завданні функції інформаційної системи 132.55 KB
  Запустити сервер Відключити сервер під ними розташовуються інтерфейсні елементи для управління параметрами компоненту на формі серверу. Провести тестування роботи серверу під управлінням контролера. Умова завдання: Компонент на формі серверу Функції контролера автоматизації – управління компонентом на формі серверу TListBox При натисненні: 1ї кнопки – в список TListBox на сервері додається рядок з поля редагування TEdit; 2ї кнопки – із списку видаляється поточний рядок; 3ї кнопки – список очищуеться.
28091. Виконайте декомпозицію інформаційної системи по її опису 148.64 KB
  У телефонній компанії ведеться оперативний облік міжміських розмов з реквізитів: номер телефону прізвище ім’я побатькові абонента ідентифікаційний код стать дата народження вік адреса час початку та закінчення розмови її тривалість населений пункт та номер телефону з яким велась розмова тариф в залежності від пункту усередині чи поза однієї області і періоду доби день чи ніч вартість розмови відомості про сплату послуг з зазначенням дат та сум. Розробити БД та підготувати звіт про стан оплати розмов за вибраний квартал за...
28092. Сформулюйте вимоги для наведеної в завданні функції інформаційної системи 148.33 KB
  Функція «Обробка звітів». Податкова інспекція приймає звіти по прибутковому податку щомісяця. Звіти від підприємств приходять в електронному виді. Для безпеки використовується шифрування за допомогою відкритого ключа. Підприємство шифрує звіт відкритим ключем податкової, податкова шифрує звіт відкритим ключем підприємства
28093. Виконайте декомпозицію інформаційної системи по її опису 32.5 KB
  Основні завдання, які вирішує підрозділ: облік продажів комп’ютерів й їх комплектуючих. Покупець може вибрати або готову конфігурацію комп’ютера, або сформувати свою конфігурацію разом з менеджером, або придбати комплектуючі окремо. Для підвищення ефективності роботи менеджера існує можливість підбора аналогічних комплектуючих