98558

«Исповедь» Августина Аврелия

Реферат

Логика и философия

Мировоззрение Августина Аврелия носило теоцентрический характер. Он сделал Бога центром философского мышления. Бог вездесущ: «Ты присущ всему сущему и ничто не может быть чуждо Тебя». Все существует благодаря божественной воле. Бог сотворил этот мир, он сохраняет его и продолжает творить.

Русский

2015-11-04

51.5 KB

4 чел.

PAGE  9

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

«Исповедь»  Августина Аврелия

Реферат по дисциплине «Философия»

Проверил: проф.                                                             Разработал: ст. гр. У-212

Быстрова А.Н.                                                                 Нонка О.                                                                      

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Философские идеи Августина Аврелия……………………4

Глава 2. Три свойства человека………………………………………7

Заключение…………………………………………………………….8

Литература……………………………………………………………..9

ВВЕДЕНИЕ

Августин Аврелий (13 ноября 354 — 28 августа 430) – Гиппонский философ, проповедник, христианский богослов и политик. Через манихейство, неоплатонизм и скептицизм пришел к христианству, учение которого о грехопадаянии. В одной из своих книг под названием «Исповедь» Августин Аврелий описывает свою жизнь. Он рассказывает о том, что пришлось ему преодолеть, прежде чем он пришел к Богу, обрел истину  и стал жить блаженной жизнью.

Главная цель – ознакомиться с мировоззрением Аврелия. Для этого рассмотрим философские идеи и основные свойства человеческой жизни.

1 Философские идеи Августина Аврелия

Мировоззрение Августина Аврелия носило теоцентрический характер. Он сделал Бога центром философского мышления. Бог вездесущ : «Ты присущ всему сущему и ничто не может быть чуждо Тебя» [кн.1 гл.1. стр 4] Все существует благодаря божественной воле. Бог сотворил этот мир, он сохраняет его и продолжает творить. Господь неизменный, но изменяющий все, не обновляющийся, но обновляющий все, вечно творящий.

В «Исповеди» Аврелий рассказывает нам, волнующие его вопросы: «Вмещают ли Тебя небо и земля, если ты наполняешь их? Кто же ты, Господь мой? Что Ты для меня?»,чтобы найти на них ответ он примыкает к секте манихеев. Фавст – епископ манихеев, был «сведущим» не только в высоких учениях, но и в свободных науках, прельщавший своим красноречием, не смог предоставить Аврелию нужных сведений по интересующим его вопросам. Августин искал не красивых слов, а знаний.  Но годы, потраченные на «шелуху» манихейского учения, потрачены впустую. Бог - абсолютная истина.

Господь сотворил человека по своему образу и подобию и наделил душой. Душа стремится познать своего создателя, но ищет его вне себя, осуществляя поиск телесными чувствами, а не разумом. Бог в нас. Он не покидает своих созданий, оберегает их. С Аврелием Августином Бог говорит устами матери. Сердце матери явилось основанием Божьего храма. Она плакала и молилась Господу, чтобы он наставил ее сына на путь истинный. Молитвы Моники были услышаны. Однажды ей приснился сон «…стоит она на какой-то доске, и к ней, улыбаясь, подходит юноша…» (книга 3, гл 11, стр. 44) этот юноша – ее сын, принявший христианство. Прежде чем душа Аврелия обратилась к Богу, ей предстояло преодолеть много испытаний: страсть, тщеславие, воровство, богохульство. Искушениям подвергается прах земной, а не образ божий «…бренное тело мое, отягчавшее душу и подавляющее многозаботливый ум »(книга 7 гл 17 стр 112) стремилось к телесным наслаждениям. Мирское только отдаляет от Бога «…дружба с этим миром – измена Тебе..»(книга первая глава 13 стр 16). Господь сотворил человека, но не грех в нем. Все люди грешны с рождения «… я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя…»(книга 1 глава 7 стр 11). Нарушая божественные и мирские законы, Августин считал свой порок не средством, а целью получения наслаждения от греха. Идя на поводу мирских пороков – почести, власти, стремлении раба к свободе, люди переступают законы, данные Богом. Аврелий считал причинами порока стремление получить какое- либо низшее благо, а потом страх перед его потерей. «…Да несет всякая неустроенная душа наказание в себе самой» (книга 1, глава 12, стр 15) Но только Господь «неиссякающая полнота и преизобильность щедрот», только Бог высшая услада.

Душа познает окружающий мир с помощью телесных чувств. Благодаря способности рассуждать, возникают суждения о чувственно-воспринимаемом, и Аврелий приходит к выводу о том, что телесное изменчиво, а неизменяемое лучше  изменяемого. Значит душа подлиннее тела.

«Желудком» души является память. В ней мы храним душевные волнения; знания, полученные посредством различных наук; образы предметов. «Пища» души – радость и печаль. Переваривая их в памяти, они теряют «вкус». «Воспоминания о былой радости, - говорит Августин, - уже не радуют его так, как радовали тогда; воспоминания о грусти не заставляют грустить, а прежние страхи, приходя на ум, уже так не страшат». Душа передает знания памяти, задача которой удержать их.

Мысли же не возможно воспринять ни одним из органов чувств и нигде нельзя увидеть, кроме как в уме. В памяти хранятся не образы мыслей, а сами мысли. «Но откуда они вошли в меня?» - вопрошает Августин (книга 10 глава 10, стр 162). Господь наделил человека разумом, и мысли тоже от Господа.

Бог – благо всего. Все доброе от Господа. Бог проникает во все сотворенное. Откуда берется зло? – спрашивает Аврелий. И понимает, что доброе  может становиться хуже. «Ухудшение наносит вред, ибо умаляет доброе в добром; если бы оно не умаляло доброго, то не было и вреда»(книга 7 глава 12 стр 109). Если доброе совсем лишится добра, то оно исчезнет. Если дальше добро не сможет ухудшаться, то оно может улучшиться или остаться в прежнем состоянии. «Выходит, то зло, которое я я искал, не есть субстанция, ибо всякая субстанция - добро» -приходит к выводу Аврелий (книга 7 глава 12стр 110). Господь сотворил все добрым, и нет ни одной субстанции, которая была бы не сотворена Богом.

Господь – творец времени и веков. «Всякое время - от Тебя, Ты же – до всяких времен; не было времени, Ты же - был» (книга 11 глава 13 стр 200). Время не проходит напрасно и бесследно для наших чувств, оставляет след в душе. В ней существуют три времени:  «настоящее прошедшего – это память; просто настоящее – это созерцание; настоящее будущего - ожидание » (книга 11, глава 19 стр 204).Мы можем измерять время, когда оно идет, чувствовать его.  Но прошлого нет, будущего еще нет, а настоящее всего лишь миг, и если бы оно не уходило в прошлое, то это была бы вечность, а не время. «Время существует лишь потому, что стремится исчезнуть » (книга 11 глава 14 стр 200).

2 Три свойства человека

Люди обладают тремя свойствами, суть которых «быть, знать, хотеть» (книга 13 глава 11 стр 247). Эти свойства составляют единство – жизнь. Каждое из них нечто особенное и единственное, но они нераздельны и различны.

Бог – начало всего, причина нашего бытия и жизни. Прекрасное рождается и умирает. Родившись, оно растет, цветет, стареет и умирает. Чем скорее родившееся растет, проявляя этим свое бытие, тем скорее оно стремится к небытию. «Такова судьба всего преходящего, ибо оно – только часть целого, но не целое…» (книга 4 глава 10 стр 54). Мир идет к небытию, он постоянно ускользает,  и угнаться за ним, удержать его невозможно «…всему обозначен предел…» (книга 4 глава 10 стр 54). Душа человека бессмертна. Если бы люди обладали и телесным бессмертием, то жили бы в бесконечных наслаждениях и не опасались бы «грядущих кар». «…Именно в этом заключалось величайшее для меня бедствие – в неспособности воспринять свет честной добродетели и красоты, к которой следует стремиться бескорыстно и которую можно увидеть только внутреннем взором» - пишет Аврелий (книга 6 глава 16 стр 96).

Слово Господне бессмертно и вечно. Оно «путеводная звезда», учащая истине и возвращающая от заблуждений. Сам Господь абсолютная истина.

Желания – причина человеческих страданий. Каждый человек хочет быть счастливым. Но это счастье заключается для каждого в разном: один был бы счастлив, если бы не пошел в армию, другой – если бы его угостили вином, а третий видит свое счастье в познании Бога. «…Уязвляемые желаниями, мы влачим за собою груз своих несчастий, умножая их собственными усилиями… и желаем при этом одного: достичь покоя и блаженства» (книга 6 глава 6 стр 84) , но путь достижения блаженной жизни у каждого свой.

Заключение

Бог - творец всего, человек - ничтожная частица его творения. Люди обязаны жить по законам Господа. Он всегда с нами, в нашем сердце, но не каждое сердце с ним. Люди, отдаленные от Бога мирским пороками, могут вернуться к нему путем смиренного благочестия и обрести утешение в его доме.

Каждая душа, стремящаяся познать своего Создателя, не должна его искать вне себя, опираясь на плотские чувства. Найдя истину, человек находит Бога, потому что Бог – абсолютная истина.

Нет зла для Господа и для его творений. Вспомним мать Аврелия Монику. Ей овладел порок пьянства. Услышав от служанки, что она пьяница, Моника осознала свою слабость и не притрагивалась больше к вину. Служанка сделала это замечание матери Аврелия оттого, что боялась подозрений на себя, а не от доброты душевной. Зато Монике это послужило уроком.

Господь сотворил и время. Все прошедшее было будущим, будущее зависит от прошедшего, а все прошлое и будущее творится из настоящего. Лишь Бог вечен и неизменен.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Августин Аврелий Исповедь М: АСТ, 2006.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30606. Бердяев о творческом поведении («Самопознание») 43.5 KB
  БердяевВариант сокращенный обобщенный для шпор короче: В чем отличие этики творчества от этики закона и искупления Не уничтожение зла а творческое преображением злого в доброе. Для творчества возможен прорыв к другим мирам оно преодолевает кошмар конечного кошмар порядка жизни. Этика творчества есть прежде всего этика ценности а не спасения. Этика творчества исходит из личности и направлена на мир в то время как этика закона исходит от мира от общества и направлена на личность.
30607. Понятие творчества в работах Бахтина 28 KB
  Он утверждал что слово является непосредственным фактом жизнедеятельности то есть слово поступок. По сути это переход от формулы слово и дело к формуле и слово есть дело . Для журналиста это принципиально важно ведь для нас господа слово действительно дело. Бахтин изучал даже не столько само слово сколько границы звучащего слова.
30608. Характеристика творчества в работах Пришвина 38.5 KB
  Всякое живое существо говорит о себе не только словами но и формой своего поведения в жизни никто не безмолвствует. Для каждого своего блина артист должен готовить новую сковороду. Человеком по мнению таких людей можно назвать только того кто смотрит на проходящие волны из глубины своего дня. А живым остается в своей наивной простоте доказывать перед современностью наличие жизненности своего существа.
30609. Бытие, самопознание, творчество 26.81 KB
  категория обозначающая реальность существующую объективно вне и независимо от сознания человека. Эта трансформация выражавшая новый тип отношения человека к природе обусловленного развитием науки техники и материального производства подготовила концепции Б. u которых природа рассматривается вне отношения к ней человека как некоторый механизм действующий сам но себе. созданное деятельностью человека.
30610. Категории творчества в философии Ницше 29.5 KB
  Категории творчества в философии Ницше. Ницше РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИПРЕДИСЛОВИЕ К РИХАРДУ ВАГНЕРУ. Творчество по Ницше имеет в основе двойственность аполлонического и дионисического начал также как рождение стоит в зависимости от двойственности полов при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении. В творчестве и творческой личности считает Ницше могут присутствовать либо то либо другое начала либо сочетаться в одном человеке одновременно.
30611. Шопенгауэр о творчестве 29.5 KB
  Интеллект слуга воли. Царство платоновских идей представляет собой высшую объективацию воли. Искусства иерархичны разные степени объективации воли: архитектура тяжесть садоводство и ландшафтный дизайн растительный мир скульптура животные живопись и поэзия чел. Но круче всех музыка она мистическое воплощение самой воли.
30612. Иосиф Бродский о творчестве (воспоминания) 19.1 KB
  Творчество вообще Для Бродского творчество это прежде всего процесс а не результат потому что последний невозможен без первого это он высказывает и в интервью и в речи нобелевского лауреата и в своих эссе например Кошачье мяу. Поэтическое творчество Язык это уникальный инструмент познания. Творчество учит частности человеческого существования. Поэзия не столько форма искусства сколько искусство форма к которой часто прибегает поэзия Творчество Бродского Всё что не относится к творческому процессу семья и...
30613. А. П. Чехов о журналистском творчетсве 28.87 KB
  Чехов о журналистском творчетсве.Первые опыты литературного творчества Чехова в юмористическом духе относятся к гимназическим годам. Чехов в воспоминаниях комунибудь подражая или когонибудь представляя.Так еще в гимназические годы проявляется у Чехова тяга к юмору и желание установить связь с юмористическими журналами.
30614. Сергей Довлатов: ремесло и творчество 44 KB
  Произведения Довлатовапрозаика не издавались в СССР. В Америке проза Довлатова получила широкое признание публиковалась в известнейших американских газетах и журналах. Через пять дней после смерти Довлатова в России была сдана в набор его книга Заповедник ставшая первым значительным произведения писателя изданным на родине.Основные произведения Довлатова: Зона 19641982 Невидимая книга 1978 Соло на ундервуде: Записные книжки 1980 Компромисс 1981 Заповедник 1983 Наши 1983 Марш одиноких 1985 Ремесло 1985 Чемодан...