98558

«Исповедь» Августина Аврелия

Реферат

Логика и философия

Мировоззрение Августина Аврелия носило теоцентрический характер. Он сделал Бога центром философского мышления. Бог вездесущ: «Ты присущ всему сущему и ничто не может быть чуждо Тебя». Все существует благодаря божественной воле. Бог сотворил этот мир, он сохраняет его и продолжает творить.

Русский

2015-11-04

51.5 KB

4 чел.

PAGE  9

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

«Исповедь»  Августина Аврелия

Реферат по дисциплине «Философия»

Проверил: проф.                                                             Разработал: ст. гр. У-212

Быстрова А.Н.                                                                 Нонка О.                                                                      

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Философские идеи Августина Аврелия……………………4

Глава 2. Три свойства человека………………………………………7

Заключение…………………………………………………………….8

Литература……………………………………………………………..9

ВВЕДЕНИЕ

Августин Аврелий (13 ноября 354 — 28 августа 430) – Гиппонский философ, проповедник, христианский богослов и политик. Через манихейство, неоплатонизм и скептицизм пришел к христианству, учение которого о грехопадаянии. В одной из своих книг под названием «Исповедь» Августин Аврелий описывает свою жизнь. Он рассказывает о том, что пришлось ему преодолеть, прежде чем он пришел к Богу, обрел истину  и стал жить блаженной жизнью.

Главная цель – ознакомиться с мировоззрением Аврелия. Для этого рассмотрим философские идеи и основные свойства человеческой жизни.

1 Философские идеи Августина Аврелия

Мировоззрение Августина Аврелия носило теоцентрический характер. Он сделал Бога центром философского мышления. Бог вездесущ : «Ты присущ всему сущему и ничто не может быть чуждо Тебя» [кн.1 гл.1. стр 4] Все существует благодаря божественной воле. Бог сотворил этот мир, он сохраняет его и продолжает творить. Господь неизменный, но изменяющий все, не обновляющийся, но обновляющий все, вечно творящий.

В «Исповеди» Аврелий рассказывает нам, волнующие его вопросы: «Вмещают ли Тебя небо и земля, если ты наполняешь их? Кто же ты, Господь мой? Что Ты для меня?»,чтобы найти на них ответ он примыкает к секте манихеев. Фавст – епископ манихеев, был «сведущим» не только в высоких учениях, но и в свободных науках, прельщавший своим красноречием, не смог предоставить Аврелию нужных сведений по интересующим его вопросам. Августин искал не красивых слов, а знаний.  Но годы, потраченные на «шелуху» манихейского учения, потрачены впустую. Бог - абсолютная истина.

Господь сотворил человека по своему образу и подобию и наделил душой. Душа стремится познать своего создателя, но ищет его вне себя, осуществляя поиск телесными чувствами, а не разумом. Бог в нас. Он не покидает своих созданий, оберегает их. С Аврелием Августином Бог говорит устами матери. Сердце матери явилось основанием Божьего храма. Она плакала и молилась Господу, чтобы он наставил ее сына на путь истинный. Молитвы Моники были услышаны. Однажды ей приснился сон «…стоит она на какой-то доске, и к ней, улыбаясь, подходит юноша…» (книга 3, гл 11, стр. 44) этот юноша – ее сын, принявший христианство. Прежде чем душа Аврелия обратилась к Богу, ей предстояло преодолеть много испытаний: страсть, тщеславие, воровство, богохульство. Искушениям подвергается прах земной, а не образ божий «…бренное тело мое, отягчавшее душу и подавляющее многозаботливый ум »(книга 7 гл 17 стр 112) стремилось к телесным наслаждениям. Мирское только отдаляет от Бога «…дружба с этим миром – измена Тебе..»(книга первая глава 13 стр 16). Господь сотворил человека, но не грех в нем. Все люди грешны с рождения «… я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя…»(книга 1 глава 7 стр 11). Нарушая божественные и мирские законы, Августин считал свой порок не средством, а целью получения наслаждения от греха. Идя на поводу мирских пороков – почести, власти, стремлении раба к свободе, люди переступают законы, данные Богом. Аврелий считал причинами порока стремление получить какое- либо низшее благо, а потом страх перед его потерей. «…Да несет всякая неустроенная душа наказание в себе самой» (книга 1, глава 12, стр 15) Но только Господь «неиссякающая полнота и преизобильность щедрот», только Бог высшая услада.

Душа познает окружающий мир с помощью телесных чувств. Благодаря способности рассуждать, возникают суждения о чувственно-воспринимаемом, и Аврелий приходит к выводу о том, что телесное изменчиво, а неизменяемое лучше  изменяемого. Значит душа подлиннее тела.

«Желудком» души является память. В ней мы храним душевные волнения; знания, полученные посредством различных наук; образы предметов. «Пища» души – радость и печаль. Переваривая их в памяти, они теряют «вкус». «Воспоминания о былой радости, - говорит Августин, - уже не радуют его так, как радовали тогда; воспоминания о грусти не заставляют грустить, а прежние страхи, приходя на ум, уже так не страшат». Душа передает знания памяти, задача которой удержать их.

Мысли же не возможно воспринять ни одним из органов чувств и нигде нельзя увидеть, кроме как в уме. В памяти хранятся не образы мыслей, а сами мысли. «Но откуда они вошли в меня?» - вопрошает Августин (книга 10 глава 10, стр 162). Господь наделил человека разумом, и мысли тоже от Господа.

Бог – благо всего. Все доброе от Господа. Бог проникает во все сотворенное. Откуда берется зло? – спрашивает Аврелий. И понимает, что доброе  может становиться хуже. «Ухудшение наносит вред, ибо умаляет доброе в добром; если бы оно не умаляло доброго, то не было и вреда»(книга 7 глава 12 стр 109). Если доброе совсем лишится добра, то оно исчезнет. Если дальше добро не сможет ухудшаться, то оно может улучшиться или остаться в прежнем состоянии. «Выходит, то зло, которое я я искал, не есть субстанция, ибо всякая субстанция - добро» -приходит к выводу Аврелий (книга 7 глава 12стр 110). Господь сотворил все добрым, и нет ни одной субстанции, которая была бы не сотворена Богом.

Господь – творец времени и веков. «Всякое время - от Тебя, Ты же – до всяких времен; не было времени, Ты же - был» (книга 11 глава 13 стр 200). Время не проходит напрасно и бесследно для наших чувств, оставляет след в душе. В ней существуют три времени:  «настоящее прошедшего – это память; просто настоящее – это созерцание; настоящее будущего - ожидание » (книга 11, глава 19 стр 204).Мы можем измерять время, когда оно идет, чувствовать его.  Но прошлого нет, будущего еще нет, а настоящее всего лишь миг, и если бы оно не уходило в прошлое, то это была бы вечность, а не время. «Время существует лишь потому, что стремится исчезнуть » (книга 11 глава 14 стр 200).

2 Три свойства человека

Люди обладают тремя свойствами, суть которых «быть, знать, хотеть» (книга 13 глава 11 стр 247). Эти свойства составляют единство – жизнь. Каждое из них нечто особенное и единственное, но они нераздельны и различны.

Бог – начало всего, причина нашего бытия и жизни. Прекрасное рождается и умирает. Родившись, оно растет, цветет, стареет и умирает. Чем скорее родившееся растет, проявляя этим свое бытие, тем скорее оно стремится к небытию. «Такова судьба всего преходящего, ибо оно – только часть целого, но не целое…» (книга 4 глава 10 стр 54). Мир идет к небытию, он постоянно ускользает,  и угнаться за ним, удержать его невозможно «…всему обозначен предел…» (книга 4 глава 10 стр 54). Душа человека бессмертна. Если бы люди обладали и телесным бессмертием, то жили бы в бесконечных наслаждениях и не опасались бы «грядущих кар». «…Именно в этом заключалось величайшее для меня бедствие – в неспособности воспринять свет честной добродетели и красоты, к которой следует стремиться бескорыстно и которую можно увидеть только внутреннем взором» - пишет Аврелий (книга 6 глава 16 стр 96).

Слово Господне бессмертно и вечно. Оно «путеводная звезда», учащая истине и возвращающая от заблуждений. Сам Господь абсолютная истина.

Желания – причина человеческих страданий. Каждый человек хочет быть счастливым. Но это счастье заключается для каждого в разном: один был бы счастлив, если бы не пошел в армию, другой – если бы его угостили вином, а третий видит свое счастье в познании Бога. «…Уязвляемые желаниями, мы влачим за собою груз своих несчастий, умножая их собственными усилиями… и желаем при этом одного: достичь покоя и блаженства» (книга 6 глава 6 стр 84) , но путь достижения блаженной жизни у каждого свой.

Заключение

Бог - творец всего, человек - ничтожная частица его творения. Люди обязаны жить по законам Господа. Он всегда с нами, в нашем сердце, но не каждое сердце с ним. Люди, отдаленные от Бога мирским пороками, могут вернуться к нему путем смиренного благочестия и обрести утешение в его доме.

Каждая душа, стремящаяся познать своего Создателя, не должна его искать вне себя, опираясь на плотские чувства. Найдя истину, человек находит Бога, потому что Бог – абсолютная истина.

Нет зла для Господа и для его творений. Вспомним мать Аврелия Монику. Ей овладел порок пьянства. Услышав от служанки, что она пьяница, Моника осознала свою слабость и не притрагивалась больше к вину. Служанка сделала это замечание матери Аврелия оттого, что боялась подозрений на себя, а не от доброты душевной. Зато Монике это послужило уроком.

Господь сотворил и время. Все прошедшее было будущим, будущее зависит от прошедшего, а все прошлое и будущее творится из настоящего. Лишь Бог вечен и неизменен.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Августин Аврелий Исповедь М: АСТ, 2006.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84747. Управление маркетинговой деятельности турфирмы и выявление путей повышения эффективности 7.13 MB
  Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и количестве нужном потребителю. Теоретические основы управления маркетинговой деятельности на предприятии Понятие маркетинговой деятельности предприятия
84749. Аспекти стратегії розвитку підприємства 252.84 KB
  В даній курсовій роботі мною розглянуті теоретичні аспекти стратегії розвитку підприємства (фірми), а також представлена практична частина.У першій главі роботи, дано визначення такого поняття, як стратегічне планування. Знайдені відповіді на питання, як слід формулювати стратегію. Представлено зміст, структура та особливості стратегічного управління, а так же типи стратегій розвитку бізнесу
84750. Основные классы красителей для ткани 98.3 KB
  Во время обучения в школе Уильям увлекся химией. Особенно ему нравились опыты, когда на глазах у изумленных учеников преподаватель получал из одного вещества другое. Конечно, это увлечение не нравилось отцу, но сын был очень настойчив, и в 15-летнем возрасте, окончив школу...
84752. Разработка и эксплуатация нефтегазовых месторождений 695 KB
  В большей степени технологические показатели зависят от геолого-физической характеристики нефтяной залежи причем определяющим является размер форма нефтяной залежи ее неоднородность а также коллекторские и физико-химические свойства нефти.
84753. КУЛЬТУРА РЕЧИ 508.5 KB
  Современная речевая ситуация значительно обусловлена технологизацией всех сфер жизни, ускорением темпов общественного сознания. В традиционных формах публичной речи (выступление, сообщение, беседа, лекция, консультация и др.) фактор устности приобретает новые черты, когда появляется возможность...
84754. Землеведение: курс лекций 789.5 KB
  У биологии это органическая жизнь у геохимии химические состав Земли у геологии её недра у геофизики физические свойства планеты а у географии земная поверхность как неразрывный комплекс естественного и социального происхождения.
84755. Характерные особенности и топологии ЛВС 954.68 KB
  Сравнительно небольшие затраты на построение сети. Перечисленные особенности обусловливают основные достоинства ЛВС заключающиеся в простоте сетевого оборудования и организации кабельной системы и как следствие в простоте эксплуатации сети.