98560

Понятия свободы в произведениях Платонова, Толстого и Ж.Санда

Реферат

Логика и философия

Свобода как одна из основных философских категорий характеризует сущность человека и его существование. Поэтому содержательное определение свободы - это определение свободы как чего-то такого в нас, что от нас не зависит, оно не имеет никогда никаких конкретных оснований, которые мы могли бы находить в какой-нибудь конкретной, окружающей индивида культуре.

Русский

2015-11-04

39.01 KB

1 чел.

17

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии»

Понятие свободы в произведениях Жорж Санд “Мопра”, Толстой ”Казаки”, Платонов “Котлован”

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                               Разработал

Кандидат философских наук                                     студент гр. Д-111

__________ Быстрова А.Н.                       ___________Обрезков С.С.

   (подпись)                                                            (подпись)

_______________                             12.12.2011

(дата проверки)                                                                   (дата сдачи на проверку)

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ 4

ГЛАВА II. СВОБОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПЛАТОНОВА, ТОЛСТОГО И ЖОРЖ САНД 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

БИБЛИОГРАФИЯ 18


ВВЕДЕНИЕ

Свобода как одна из основных философских категорий характеризует сущность человека и его существование. Поэтому содержательное определение свободы - это определение свободы как чего-то такого в нас, что от нас не зависит, оно не имеет никогда никаких конкретных оснований, которые мы могли бы находить в какой-нибудь конкретной, окружающей индивида культуре. Даль ставит рядом со словом «свобода» слово «слобода». Он пишет: «слобода» - вольное поселение. Свобода - «своя воля, простор, возможность действовать по-своему: отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле».

Только понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя.

Свобода - это наличие возможности выбора варианта несвободе. Свободный - выбирает, несвободный подчиняется позыву. Свобода - это состояние духа, это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Вне свободы человек не может реализовать богатство своего внутреннего мира и своих возможностей. Свобода начинается именно там, где человек сознательно ограничивает себя. Таким образом, очевидно, что данная тема достаточно актуальна в настоящее время. Откуда весь этот текст?

Целью работы является рассмотрение понятия свободы в произведениях Платонова, Толстого и Ж.Санда. Женские фамилии не склоняются

Данная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:

1. рассмотрение понятия свободы;

2. изучение свободы в произведениях Платонова, Толстого и Ж.Санда.

Теоретическую базу работы составили труды таких авторов, как Петровкого А.В., Немова Р.С. и др.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ

Хорошо известно, что со времен французской революции свобода рассматривается в качестве величайшей ценности культуры. Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие «свобода личности» все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен, зачастую предлагаются самые противоположные пути решения проблемы свободы человеческой личности. Но при этом сама категория свободы не подвергается достаточно серьезному анализу.

Свобода как одна из основных философских категорий характеризует сущность человека и его существование. Поэтому содержательное определение свободы - это определение свободы как чего-то такого в нас, что от нас не зависит, оно не имеет никогда никаких конкретных оснований, которые мы могли бы находить в какой-нибудь конкретной, окружающей индивида культуре. Даль ставит рядом со словом «свобода» слово «слобода». Он пишет: «слобода» - вольное поселение. Свобода - «своя воля, простор, возможность действовать по-своему: отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле».

Только понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя.

Свобода - это наличие возможности выбора варианта несвободе. Свободный - выбирает, несвободный подчиняется позыву.

Свобода - это состояние духа, это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Вне свободы человек не может реализовать богатство своего внутреннего мира и своих возможностей. Свобода начинается именно там, где человек сознательно ограничивает себя.

Н.А. Бердяев писал о значении данного понятия: «Свобода для меня первичнее бытия. Своеобразие моего философского типа, прежде всего, в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу». Как отмечают многие исследователи творчества Бердяева, идея свободы личности у него окрашена прямо противоположными настроениями: трагизмом и решимостью совершить «революцию духа», переживаниями одиночества и порывом к всепобеждающей соборности, чувством падшести бытия и истории и верой в преображающую и спасительную силу человеческой свободы [1, c. 59].

Философские взгляды Бердяева основаны на оригинальных концепциях личности и свободы и смысла исторического процесса. Бердяев сторонник ценностей индивидуализма. «Истинное решение проблемы реальности, проблемы свободы, проблемы личности - вот настоящее испытание для всякой философии», - считает он.

Бердяев убежден, что свобода трагична: если она составляет сущность человека, то, следовательно, она выступает как обязанность; человек порабощен своей свободой. Она является тяжким бременем, которое несет человек. Он ответственен за свои поступки и происходящее в мире: «Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри... не выбор между поставленным передо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла, - считает автор. - Само состояние выбора может давать человеку чувство угнетенности... даже несвободы. Освобождение наступает, когда выбор сделан и когда я иду творческим путем».

Бердяев воспринимает свободу «не как легкость, а как трудность». По мысли писателя, даже простая политическая свобода, свобода выбора убеждений и поступков - это тяжелая и ответственная обязанность. Он пишет: «В этом понимании свободы как долга, бремени, как источника трагизма мне особенно близок Достоевский. Именно отречение от свободы создает легкость. «Свобода порождает страдание, отказ же от свободы уменьшает страдание... И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя».

Итак, свобода выступает как общечеловеческая ценность. Люди стремятся к свободе, ибо только в ней и через нее можно реализовать созидательный человеческий потенциал.

1. Внутренняя свобода выбора человека между добром и злом (метафизическое понимание свободы). Эта свобода полностью принадлежит человеку и над ней никто не имеет власти ни люди, ни демоны, ни Сам Бог. Это ключевое понятие Православия, одна из истин нашей Церкви. Под свободой в космологическом (метафизическом) смысле, понимается способность произвольно начинать состояние. (Кант)

Метафизическая свобода – способность поступать по своему хотению независимо от внешних факторов.

2. Свобода действий человека (внешняя свобода) - определяется законами государства, в котором человек проживает (права человека).

3. Духовная свобода - власть человека над своими страстями. Господство ума над чувствами. В христианстве говорится о господстве личности над страстями и над первой из них - гордостью. Потеря духовной свободы - это рабство греховное, т.е. подчинение воли страстям.

Свобода - возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Воля по своей сущности всегда свободная воля.
Проблема свободы в истории философии усложнялась тем, что многие мыслители пытались вывести из сущности свободы долг человека, стремились или вообще не употреблять понятия свободы, или употреблять, ограничив его определенным образом. Но долг никогда не может вытекать из самой свободы, а только из этических соображений. Будучи не ограниченной по своей сущности, свобода как раз должна предполагать этику, чтобы сделать людей неограниченно ответственными за все то, что они делают и позволяют делать другим.

Доказательство реальности свободы как таковой проводится онтологией в учении о слоях, в психологии - анализом оскорбительной для нормального человека характеристики его как «невменяемого», т. е. как такого человека, который не может отвечать за последствия своих действий, т.к. он несвободен.
В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий. В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет, прежде всего, о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования. В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога.

В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности. Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права, сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В немецкой религии и философии ставится вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и ее развития.

Марксизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды, причем основную роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Согласно экзистенциализму Хайдеггера, основным состоянием бытия является страх - страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, т.о., позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого, т.е. выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование.

Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего. Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция.

Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от ее проявлений. Человек, т. к. он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания.

Можно выделить две концепции свободы: классическую и неклассическую. Согласно классической концепции субъект действия несет ответственность за его последствия. Как носитель ответственности субъект должен быть самостоятельным и свободным; мы еще раз убеждаемся, что свобода и ответственность взаимосвязаны. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий, а это возможно лишь тогда, когда он действует самостоятельно, а не в качестве «винтика». Наконец, субъект действия должен отвечать перед кем-то: перед судом, начальником, Богом или своей собственной совестью. Отвечать приходится за содеянное, за последствия действий, которые ставят их субъекта в положение обвиняемого. Этика ответственности - это этика поступка; если поступок не состоялся, нет и ответственности. Там, где субъект выступает участником группы, где из-за разделения функций невозможно предусмотреть последствия своих действий, необходима новая, неклассическая концепция ответственности, ибо в описанной ситуации классическая концепция теряет свою применимость из-за того, что условия ее правомерности не выполняются. Субъект действия ответствен теперь изначально не за неудачи своих действий в рамках заданной организационной структуры, а за успех порученного дела [2, c. 88].


ГЛАВА II. СВОБОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПЛАТОНОВА, ТОЛСТОГО И ЖОРЖ САНД

При чтении рассказа Платонова читателю часто приходится задумываться над понятием «абсолютной свободы». Это понятие является жизненным идеалом для многих героев Платонова. Но в своем произведении писатель показывает, что «абсолютная свобода» недостижима: стремление к ней часто приводит героев к конфликту с обществом. Однако, считает Платонов, к этому идеалу можно немного приблизиться. Каким образом? Ответ на этот вопрос дается в рассказе «Котлован» - самом значительном, по моему мнению, раннем рассказе Платонова.

«Котлован» - это предельно сжатый рассказ о закладке здания в городе и о недельном пребывании героев в близлежащей деревне. Но рассказ этот вместил в себя важные для Платонова философские, социальные и нравственные проблемы. Так что же такое свобода и счастье для героев этого рассказа? Над планом общей жизни задумывается Вощев, главный персонаж «Котлована».

«… Я думал о плане общей жизни. Ну и что ж ты бы мог сделать? Я мог бы выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность. Ну и что ж ты бы мог сделать? На что ему категорически заявляют, что «счастье произойдет от материализма, а не от смысла».

Вощев участвует в строительстве общепролетарского дома. Дом этот строит горстка энтузиастов, мечтающих о всеобщем счастье. Эти люди живут в нечеловеческих условиях и все-таки верят, что свобода есть, что она возможно. Строители котлована работают не для одних себя, а для всех, «впрок».

Весь смысл строительства общечеловеческого дома для героев «Котлована» в преодолении собственного эгоизма. «…Скорей надо  рыть землю и ставить дом, а то умрешь и не поспеешь. Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок - для будущего неподвижного счастья и для детства».

Люди отрицают себя, свои интересы ради будущего, ради мечты о новом человеке, о смысле жизни, о счастье детей и ждут, что вот-вот оно наступит, это «будущее неподвижное счастье». И хотя мы понимаем, что строители действительно хотят сделать людей счастливыми, но что-то подсказывает нам, что это лишь мечты, которым не суждено сбыться. Эти люди строят утопический город счастья, но каждый их шаг разрушает надежды на чудо. Пренебрежение к собственной жизни, забвение себя порождает такое же отношение к другим людям. Строителям будущего просто неведома идея самоценности каждой человеческой жизни. «Ты кончился, Сафронов! Ну и что ж? Все равно я ведь остался, буду теперь как ты. Ты вполне можешь не существовать»

Землекоп Чиклин - самый противоречивый герой рассказа. Вместе с Вощевым и Прушевским он старательно вяжет плот, чтобы «кулацкий сектор ехал по речке в море и далее». На пару с медведем-кузнецом ходит по избам раскулачивать крестьян. Активист получает от Чиклина «ручной удар в грудь», а потом, «для прочности его гибели», Вощев «ударил активиста в лоб». Все оказываются вовлеченными в насилие.

На протяжении всей повести слово расходится с делом. Самые благие помыслы наталкиваются на неосуществимость. Чиклин заботится о девочке Насте, его любовь к ней, внимание, скорбь по умершим приходят в жестокое противоречие с тем делом, в которое он включился.

«Рабочий класс не царь, он бунтов не боится», - самодовольно говоритЧиклин. Однако скоро выясняется, что боится, и не только бунтов. Боятся всего. Вощев боится ночей и «сердечной озадаченности»; Прушевскому «дома грустно и страшно»; Козлов опасается, что его не примут в будущую жизнь, «если он представится туда жалобным нетрудовым элементом»; поп, которого Чиклин бьет в лицо, боится упасть, чтобы «не давать понятия о своем неподчинении».

«… И что же это за свобода, которую все хотят? Это единообразное для всех и неизменное счастье, остановленное и окончательное. Общепролетарский дом призван «организовать жизнь впрок для будущего неподвижного счастья», а Сафронов «свободу будущего представлял себе в виде синего лета, освещенного неподвижным солнцем». И Вощев, сидя на телеге и опираясь спиной на гробы, смотрит в небо и ждет оттуда «резолюции о прекращении вечности времени», ведь именно он «тосковал о будущем, когда все станет общеизвестным и помещенным в скупое чувство счастья».

Окончательно надежды на свободу, а соответственно и на счастье исчезают со смертью Насти. Произведения Платонова приобретают особую актуальность в наше время. [3, c. 26]. 

Тема свободы личности является одной из основных в творчестве Толстого. Его герои борются за свою свободу, ищут различные пути ее достижения. Их путь усеян болью и страданиями, им суждено совершить множество ошибок. Может показаться с первого взгляда, что Толстой жесток к своим героям, но на самом деле это не так. Он просто не хочет лишать их свободы.

Но если это так, то почему одни люди повелевают другими? Ведь природа сотворила всех равными?

Толстого очень волновал этот вопрос. Тема свободы проходит через все его произведения. Писатель признавал, что каждый человек рожден свободным, и вправе распоряжаться собственной жизнью. Но может ли он посягать на права другого человека? Безусловно, нет. Человек, ставящий себя выше других, совершает своеволие, и тем самым нарушает нравственные законы общества.

Большинство людей не могут вынести свободы. Гораздо проще жить, когда за тебя все решают, когда тебе не из чего выбирать. Человека можно осчастливить, лишив его свободы выбора. Надо лишь дать ему возможность тихо и спокойно существовать в достатке.

Герой  повести «Казаки» - Дмитрий Оленин, молодой аристократ, разочаровавшийся в пустой жизни светского общества. Порвав с привычной столичной средой, Оленин ищет себе  свободы  и счастья на Кавказе, в станице гребенских  казаков. В станице он знакомится с казаками-джигитами Лукашкой и дядей Ерошкой и влюбляется в красавицу казачку Марьяну.

Под обаянием величественной природы Кавказа и безыскусственной простоты здоровой жизни казаков Оленин приходит к убеждению, что счастье человека заключается не в удовлетворении эгоистических стремлений своего я, а в слиянии с жизнью природы. «Свобода вот что: счастье в том, чтобы жить для других»,- решает Оленин.

Под влиянием радостного сознания найденной жизненной правды Оленин не останавливается перед самопожертвованием. Подарив Лукашке, жениху Марьяны коня, он тем самым облегчает своему сопернику осуществление плана женитьбы на Марьяне.

Рассудочная теория жизни для счастья других вскоре оказывается несостоятельной. Сознав глубину своей любви к Марьяне, Оленин отказывается от этой теории. «Жить для других, делать добро! Зачем, когда в душе моей одна любовь к себе и одно желание - любить её и жить с нею, её жизнью. Не для других, не для Лукашки я теперь желаю счастья. Я не люблю теперь этих других». Таким образом, одна теория сменяется у Оленина другой, совершенно противоположной.

Планы Оленина жениться на Марьяне и зажить в станице здоровой, естественной жизнью  казака  терпят крушение: Марьяна отвергает его, и Оленин уезжает из станицы.

Сюжет  повести  позволяет Толстому развернуть во всей силе его художественное дарование. Мы видим в произведении превосходно очерченные образы простых, цельных, непосредственных «детей природы»; дяди Ерошки, Лукашки, Марьяны.

Сам Толстой был коренным образом не согласен со своими героями. Опровержению этих теорий посвящены его произведения. Он хотел показать читателем, что людей, таких разных и непохожих друг на друга, объединяет одно - право свободно распоряжаться своей жизнью. Героев, покушавшихся на свободу других, почти всегда ждет крах. Их мечтам о всесилии не суждено будет сбыться [5, c. 30].

В своей книге «Мопра» Ж. де Санд ставит знак равенства между понятиями жизнь и свобода. Он твердо убежден, что стремление человека к свободе заложено самой природой и потому неистребимо, что любые ухищрения тоталитарного государства обречены на провал.

Действие романа "Мопра" происходит в последние десятилетия XVIII века. Немногими, но яркими штрихами набрасывает писательница картину жизни предреволюционной Франции.

В центре романа история жизни Бернара Мопра, от лица которого ведется повествование. Он вырос в логове замка Рош-Мопра в среде людей, не признававших никаких обязанностей перед обществом. Жестокий эгоист, грубый, невежественный и дикий человек, Бернар Мопра никого не любит и не уважает; презирает народ, признает лишь право сильного.

В романе «Мопра» прозвучало осуждение романтического бунтарства.

Ремеслом Бернара де Мопра до встречи с главной героиней романа был и разбой, хотя и невольный, а руководившие его по ведением инстинкты сам герой называет волчьими.

Бернар, росший среди закоренелых феодалов и прямых насильников, в которых превратились его дяди из старшей ветви рода Мопра, попросту не видит в слабой женщине равного себе существа и к тому же не имеет ни малейшего представления о возможности духовной симпатии к ней.

«Инстинкт, – говорит Бернар, уже живя в доме Эдме, – повелевает мне отдаться на произвол страстей, а громче всех говорил во мне инстинкт». «Страсть, – сообщает он в другом месте, – до такой степени владела мною, что я усвоил привычку писать ей (Эдме) по ночам...».

Поворотными моментами на долгом пути превращения Бернара из феодала-разбойника, видящего в женщине лишь свою собственность и предмет обладания, в супруга и человека-христианина стали в «Мопра» проникновенный разговор Эдме с Бернаром у часовни, в которой Эдме молилась за просветление его души, затем подслушанная героем беседа девушки с аббатом Обером о ее чувствах к «кузену», семилетнее пребывание в Америке, где Бернар сражается за ее независимость и где его друг, молодой английский ученый, растолковывает ему подлинный смысл чувств к нему Эдме, новая встреча с девушкой и, наконец, признание самой героини в любви к нему в сцене суда над Бернаром. Уже после эпизода у часовни героем «впервые в жизни» «минутами... овладевало желание молитвенно преклонить колена, обращаясь к Богу» . Вскоре Бернар в первый же раз ощутил, как в его «душе... словно преображенной, росла любовь и заполняла все его существование». «Эдме, — добавляет он, – предстала мне в новом свете. Она уже не была для меня юной красавицей... она представлялась мне юношей, прекрасным, словно серафим...».

Начинается смирение феодальной, а заодно, как полагал герой, и мужской гордыни Бернара, открывшее ему в Эдме сестру, т.е. равного ему человека в его духовно-нравственной сущности, вызывающей чувство преклонения. Если перед своим отъездом в Америку Бернар лишь из неверия в любовь девушки к нему освобождает ее от клятвы принадлежать только ему, то, вернувшись с Франции, герой в ожидании встречи с Эдме.

Жорж Санд приходит к пониманию, буржуазное общество знает только одну свободу - свободу обогащения, и именно к ней свелись на практике все громкие фразы о свободе, которыми буржуазные политики обманывали народ, сражавшийся на июльских баррикадах 1830 года. Орас как раз из тех людей, у которых за благородными фразами о высоких идеалах скрываются мелкий эгоизм. Разыгрывая из себя выдающегося человека, Орас на поверку оказывается безнадёжным. Одна из наиболее отталкивающих его черт - стремление выдать свои эгоистические побуждения за проявления высоких чувств. Он не просто не платит долгов, а, став в позу благородного негодования, упрекает в мелочности своего кредитора; за сентиментальными речами прячет равнодушие к своим родителям; охладев к Марте, мучает ее упреками, обвиняя ее в том, что она будто бы не понимает исключительности его натуры, посягает на его духовную независимость.

Орас любит в духе времени произносить красивые слова о свободе и равенстве, хотя на самом деле презирает народ. Он клянется республиканскими идеями, но его больше всего влечет в светские салоны, к аристократам. (Эти подлинные симпатии Ораса убедительно раскрыты в прекрасно написанном эпизоде увлечения его виконтессой де Шайи.) Орас только играет в революционность. Он становится членом тайной республиканской организации Жана Ларавиньера, но, рассуждая о революции, ни минуты не думает о народе; он думает только о себе, о собственной карьере и популярности. При этом он сам начинает верить в свои разглагольствования и актерствует даже наедине с собой. «Продолжая в принципе отвергать революцию, которая дала бы права народу, он в то же время поверил в нее, захотел принять в ней участие, надеясь обрести в революции славу». Когда же началось восстание и уже нельзя было ограничиться зажигательными речами, а надо было идти на баррикады и рисковать жизнью, Орас струсил и подло бросил товарищей, сославшись на выдуманную болезнь матери. Романтические идеалы, революционные фразы юного Ораса с годами превращаются в пустую и высокопарную декламацию преуспевающего буржуа. Не без иронии рассказывает Жорж Санд о дальнейшей судьбе Ораса, который становится модным адвокатом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Свобода как одна из основных философских категорий характеризует сущность человека и его существование.

Поэтому содержательное определение свободы - это определение свободы как чего-то такого в нас, что от нас не зависит, оно не имеет никогда никаких конкретных оснований, которые мы могли бы находить в какой-нибудь конкретной, окружающей индивида культуре.

Свобода - «своя воля, простор, возможность действовать по-своему: отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле».

Только понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя.

Свобода - это наличие возможности выбора варианта несвободе. Свободный - выбирает, несвободный подчиняется позыву.

Свобода - это состояние духа, это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Вне свободы человек не может реализовать богатство своего внутреннего мира и своих возможностей.

Свобода начинается именно там, где человек сознательно ограничивает себя.

Итак, свобода выступает как общечеловеческая ценность. Люди стремятся к свободе, ибо только в ней и через нее можно реализовать созидательный человеческий потенциал.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 688 с.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Академия, 2009. - 512 с.

3. Платонов А.П. Котлован. - М.: Прогресс, 2008. - 231 с.

4. Санд Ж. Мопра. – М.: Просвет, 2008. - 166 с.

5. Толстой Л.Н.  Казаки. – М.: Просвет, 2009. - 182 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76761. Полость носа 181.99 KB
  Полость носа обладает верхней нижней и парными боковыми стенками. Верхняя стенка состоит из: носовой части лобной кости продырявленной пластинки решетчатой кости и тела клиновидной которые составляют верхнезаднюю часть стенки; парных носовых костей: право и левой образующих передневерхнюю часть стенки. Нижняя стенка включает: небные отростки верхних челюстей и горизонтальные пластинки небных костей – костное небо; носовой гребень который проходит по середине стенки в продольном направлении. Латеральные стенки правая и левая...
76762. Внутреннее основание черепа 184.16 KB
  Внутренняя граница между сводом и основанием выделяется не во всех учебниках: слепое отверстие лобной кости и основание ее глазничных отростков; соединение малых и больших крыльев клиновидной кости латеральная оконечность верхней глазничной щели стык теменноклиновидного и лобнотеменного швов; основание пирамиды височной кости и сосцевиднотеменной шов; борозда поперечного синуса крестообразное возвышение и внутренний выступ затылочной кости. Передняя черепная яма образована: по бокам глазничными частями лобной кости; в центре ...
76763. Наружное основание черепа 183.43 KB
  Наружная граница между сводом и основанием проходит по носолобному шву надглазничным краям скуловым отросткам лобной кости подвисочному гребню клиновидной по основанию скуловых отростков височных костей над наружным слуховым отверстием по верхнему краю через основание сосцевидных отростков; заканчивается по верхней выйной линии и наружному затылочному выступу. В своде по наружной поверхности выделяют передний отдел лоб лобная область с рельефом: чешуя лобной кости на ней лобные бугры правый и левый; надбровные дуги у границы с...
76764. Классификация соединений костей 181.35 KB
  Среди соединений костей различают по анатомической классификации: непрерывные когда между концами костей имеется сплошная соединительная или хрящевая а в последующем и костная ткань; прерывные соединения или суставы главными признаками которых является наличие щели полости между суставными концами костей и синовиальной оболочки в капсуле; полупрерывные соединения или симфизы когда в прослойке между костями хряща или фиброзной ткани появляется щель. В основу биомеханической классификации положены оси проводимые через соединения костей...
76765. Строение и классификация суставов 184.21 KB
  Дополнительные вспомогательные структуры суставов включают: прослойки из хряща: диски мениски суставные губы; укрепляющие устройства из соединительной ткани: связки мембраны окружающие зоны мышечные сухожилия; скопления жировой клетчатки под синовиальной оболочкой; синовиальные складки сумки влагалища завороты синусы. Фиброзный наружный слой образуется из плотной волокнистой соединительной ткани с обилием продольных волокон; укрепляется связками: капсульными внутрикапсульными и внекапсульными. Синовиальный слой мембрана...
76766. Соединения костей черепа 186.79 KB
  В костном небе различают: срединный небный шов – между небными и отростками правой и левой верхней челюсти и горизонтальными пластинками небных костей; поперечный небный шов перпендикулярный срединному шву и соединяющий верхние челюсти с небными костями. Межнижнечелюстной симфиз соединяет правую и левую половины тела нижней челюсти в области подбородка в плодном периоде и грудном возрасте. Основными частями височнонижнечелюстного сустава являются: правая и левая головки нижней челюсти; правая и левая нижнечелюстные ямки височной кости;...
76767. Развитие и строение скелета верхней конечности 185.58 KB
  Вначале кости обращены сгибательной поверхностью к туловищу потом поворачиваются на 90 градусов кнаружи. Все кости кроме ключицы развиваются как вторичные то есть проходят через перепончатую хрящевую и костную стадии. Лопатка плечевая кость кости предплечья трубчатые кости кисти развиваются эндо и перихондральным окостенением кости запястья – энхондральным. Трубчатые кости растут в длину за счет метаэпифизарных хрящей: длинные – верхнего и нижнего ростковая активность каждого зависит от возраста и меняется поочередно короткие –...
76768. Кости и соединения плечевого пояса 181.88 KB
  Строение лопатки – плоской кости треугольной формы: реберная передняя поверхность с лопаточной ямой для одноименной мышцы; задняя дорсальная поверхность с лопаточной остью над и подостной ямами для одноименных мышц; три угла: латеральный угол с суставной впадиной над и подсуставным бугорками шейкой лопатки; верхний угол для прикрепления поднимателя лопатки нижний угол на уровне УIII го межреберного промежутка –ориентир при определении границ легких; два крупных отростка: клювовидный акромиальный с суставной поверхностью для...
76769. Плечевой сустав 180 KB
  У основания клювовидного отростка располагается подсухожильная синовиальная сумка подлопаточной мышцы сообщающаяся с полостью сустава. Мышцы выполняющие движения в плечевом суставе Сгибание – дельтовидная передние пучки большая грудная двуглавая клювоплечевая мышцы. Разгибание – дельтовидная задние пучки длинная головка трехглавой широчайшая мышца спины большая круглая и подостная мышцы. Отведение до горизонтального уровня – дельтовидная и надостная а выше отводят трапециевидная мышца ромбовидные подниматель лопатки приведение...