98565

Монгольская философия

Реферат

Логика и философия

Монгольская народная философия – это история познания духовного богатства наших великих предков. Главными источниками, определяющими философское, созерцательное и познавательное состояния, являются 13-ти вековые монгольские исторические летописи.

Русский

2015-11-04

246.5 KB

5 чел.

Федеральное агенство железнодорожного транспорта

Сибирский государсвенный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и Культурология»

по дисциплине «Философия»

На тему «Монгольская философия»

Руководитель:         Разработал:

Профессор                            студенты гр. У-212

/Быстрова А.Н./                                            / Нямсамбуу Ч, Отгонбаяр С,  

                                                                                              Алтанхуяг П /

Новосибирск-2011


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МОНГОЛЬСКОЙ ФИЛОСОФИИ………..4

  1.  Мифологический тип мировоззрения………………………………5
    1.  Представления монголов о религии………………………………...6

ГЛАВА II. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА В МОНГОЛИИ………………..7

  1.  История развития буддизма в Монголии………………………….7
    1.  Монгольские знаменитые буддисты …………………………….....9
    2.  Основные идеи философских школ махаяны................................11

ГЛАВА III. ШАМАНИЗМ В МОНГОЛИИ……………………………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….16

ВВЕДЕНИЕ

Монгольская народная философия – это история познания духовного богатства наших великих предков. Главными источниками, определяющими философское, созерцательное и познавательное состояния, являются 13-ти вековые монгольские исторические летописи.

Например, один из основных источников исследования монгольской истории – это «Сокровенное сказание», написанное на основе биографии Чингисхана. Из «Сокровенного сказания» мы можем узнать какие религиозные и философские идеи господствовали у монголов.

В самом начале книги говорится о том, что род Чингисхана ведет свое начало от первопредка Бортэ-Чино, «рожденного по воле Небес». Мифологическая праматерь всех монголов Алан-гоа была чудесным образом оплодотворена небесным (солнечным) божеством и родила сына Бодончара, прямого предка клана Чингисхана. Легенды о предках Чингисхана были призваны внедрить в сознание покоренных монголами народов две важнейшие идеи относительно происхождения Монгольской нации: ее божественной природы и близости к Свету.

Изучение монгольской философии является актуальной работой, так как в Монголии философия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет своеобразный пласт мировой философии. Её рождение сопровождалось переходом от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретённое в интеллектуальном поиске.

  1.  ОСОБЕННОСТИ МОНГОЛЬСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Философская мысль Монголии находилась под сильным влиянием традиционного монгольского кочевого образа жизни. Особенности философской мысли монгольского народа проистекают из своеобразных особенностей формирования монгольской нации, вобравшей в себя элементы культуры завоеванных  монгольскими войсками стран и областей. 

  1.  

До образования Монгольского государства (1226 год) среди монгольских племен безраздельно господствовало шаманство, древняя религия монголов, оказавшая большое влияние на формирование философской мысли в Монголии. После образования монгольского государства шаманство стало вытесняться новой религией – тибетским буддизмом (желтой верой), для проповеди которого привлекались тибетские ламы. Это привело к распространению ламаизма, чему способствовало также и то, что он очень упростил обрядность для масс верующих и включил в свой пантеон местных богов. Вместе с ламаизмом в Монголию стали проникать философские трактаты буддийских монахов. Но несмотря на засилье буддизма с его проповедью смирения и непротивления, в монгольском народе всегда было стремление к свободе и независимости. Далее мы рассмотрим понятие мифологического типа мировоззрения.

  1.  Мифологический тип мировоззрения

Прежде всего определяем что такое мировоззрение и что такое мифология. Мировоззрение – система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности. А мифология – форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития. Если мы попытаемся сформулировать мифологический тип мировоззрения монголов, то нужно заметить, что у монголов есть богатое мифологическое мышление. Монголы выражали свои мысли о различных философских темах через мифы.

У древних монголов мировоззрение природа считается реально существующей и объективным представлением, которое возникло в результате человеческой деятельности, а природа принадлежит хозяйну земли. Особенностью мифологии монгольского народа является замещение вещей, разных по простванственному положению, времени и сущности. В то время, пока человек ещё не достиг познавального уровня, классифицирующего предметы и явления по их сущностям и причинам, мир представлялся на уровне чувств и жизненного опыта. Русский учёный М.Н. Хангалов писал, что у монголов представление о начале мира отражено в их мифах, в которых говорится, что люди, животные и растения возникли в результате творческой деятельности:

Например, в одном монгольском мифе начало мира описывается так: «Три Бога, Шибэгэн, Майдар и Эсэгэ, посыпали красной, чёрной почвой и песком на воду. В результате этого образовалась земля и на ней росли зелени, деревья. Затем боги создали человека, причём тело из красной земли, кости из камней, а кровь из воды. Они сотворили женщину и мужчину».

В монгольских мифах представления о творце были разные. В другом монольском мифе говорится, что боги послали на нашу планету птицу, которая способна жить в течение трёх тысяч лет. Птица прилетела и искала сушу, что положить свои яйца. Но в то время не было сухой земли и поэтому птица теребила свои перья, бросала их на воду и так она построила гнездо. На гнездо падал пыль и образовалась суша. Затем внутри яйца возникли растения, деревья и через несколько тысяч лет появились человек и животные. Мифы, легенды и сказки, содержащие разные идеи, отражены в монгольской литературе. Религиозно – мифологический тип мировоззрения преобладал в начале образования философского мышления. Известно, что история философии большинства стран начинается с мифологии.

  1.  Представления монголов о религии

Основые религиозные представления монголов можно сформулировать следующим образом:

  •  Вся живая природа принадлежит духам земли. Такое верование существовало очень долгое время.
  •  Шаманство идеалогия – Во время возникновения монгольской державы эта идеалогия господсвовала. В результате чего созникла религия Вечного синего неба.
  •  Вера во вторую жизнь была широко распространена в среди монгольского народа.

  1.  ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА В МОНГОЛИИ

  1.  История развития буддизма в Монголии

Как и философия, религия также имеет своим предметом первопричины бытия, однако философию интересует интеллектуальное постижение знания, а религию – отношение к этому знанию. Для религии характерна вера в знание, возведение знания в культ, в статус «священного», утверждение ритиалов. Таким образом религия представляет собой «священную» философию.

В 1578 году в Монголии был официально принят тибетский буддизм, получивший название ламаизм. До сих пор ламаизм, так называемая «жёлтая вера», считается своеобразной формой махаянистского направления, распространенного только в Тибете и в Монголии. Вместе с ламаизмом в Монголию стали проникать из Тибета философские трактаты буддийских монахов.

С этого времени начиналась деятельность наиболее крупных и известных монгольских философов, толкователей и комментаторов буддийских философских трактатов. После официального принятия монголами буддизма начался процесс постепенного включения монгольских культов в систему буддизма.

Тибетский буддизм с его синкретичной системой доктрин и практик создал общую для всех монголов – буддистов религиозную систему, соединив традиции монгольской этнической культуры с общебуддийской центральноазиатской, тибетская форма буддизма является важным компонентом этнокультурной традиции, которая во многом определила становление и развитие монгольского народа.

Однако, несмотря на некоторую трансформацию и адаптацию буддизма, буддизм сохранился почти неизменным в системе мировоззрения монголов. Еще в начале XX века буддизм в Монголии доминировал. Буддийские монастыри были единственными центрами просвещения, образования и медицины. Рассмотрим историю распростанения буддизма в Монголии:

  •  Первый по времени основания монастырь – Эрдэни-Дзу, основанный Абатай – ханом в 1586 году, на реке Орхон, в том месте, где стояла императорская столица Каракорум.
  •  К началу 20 века в Монголии было 747 монастырей и храмов, и около 100 тысяч монахов. В целом, лица, имевшие духовной звание и принявшие религиозные обеты составляли в дореволюционной Монголии почти треть всего населения.
  •  Самым большим монастырём являлся Гандан, расположенный в Улан-Баторе, в котором до разгрома 20-х годов находилось около 10 тысяч монахов, и на территории которого было три общебогословских факультета.
  •  В 1911 году, после падения династии Цин в Китае,  в Монголии существовала теократическая монархия, которая просуществовала до 1924 года.
  •  После установления в 1921 году начинается страшный период репрессий буддийской общины и уничтожение религиозных центров, и убийства монахов. К 1930 году на территории Внешней Монголии не осталось ни одного действующего монастыря, большинство храмов и монастырей было разрушено.
  •  Только лишь в 1949 году в столице Улан – Баторе был заново открыт монастырь Гандан. С 1970 года при нем начал действовать Буддийский университет, готовивший кадры для Монголии  и России, Далай – лама посетил Монголию в 1979 и 1982 г.
  •  За последние 15 лет буддийское общение благодаря при поддержке государства удалось восстановить более 160 храмов и монастырей, появились более 2000 лам.
  •  Сегодня ведущая роль буддизма в стране закреплена «Законом об отношениях государства и религиозных организаций» и «Концепцией национальной безопасности Монголии». Буддизм рассматривается правительством как идеологическая основа для сохранения национальной самобытности, культуры и традиций монголов.

  1.  Монгольские знаменитые буддисты

Агван Дандар (1759-1830)

В детстве Агван Дандар был послушником в буддийской церкви, называемой «Буян арвитгагч», там он получил начальное философское и религиозное образование. Затем в тибетском городе Лхасе он глубоко исследовал буддийское учение. Ему предоставляли учёную степень «Лхарамба», которая говорит о высоком уровне знания буддизма. Когда Агван Дандар возвратился в Монголию, он начал преподавать религиозные и философские учения.

Его много произведений связано с буддийской логикой. Он наблюдал ежедневные природные явления и анализировал их связи. Агван Дандар наследовал наивную диалектическую идею и материалистическое направление прошлого поколения. Некоторые его идеи о противоречиях, связях и причинах говорили о свободе мышления.

Агван Хайдав (1779-1838)

Это один из значительных монгольской буддийской философии. Агван Хайдав с малых лет стал ламой в буддийской церкви. Там он изучал буддийское учение, иностранный язык и получил буддийское классическое образование. Он признавал, что вещи и явления реально существует и причины их возникновения зависят от природных условии поэтому они невечны, то есть любая вещь является пустотой. Агван Хайдав был против верования в человеческое тело, и утверждал, что верно служить религии – это самое важное. Его произведения учат нравственность и направляют человека к просвещению.

Агван Балдан (1797-1864)

Философ–буддист, автор 96 сочинений, главным образом комментариев к авторитетным текстам индийских и тибетских буддистов. Основное его сочинение – «Дубта шигий дэньни» («Разъяснение теории двух истин в учении четырёх сиддхант»). Разделяя концепцию об абсолютной реальности пустоты, Агван Балдан развивал вместе с тем натурфилософский взгляд на мир как состоящий из частиц, своеобразных «атомов», находящихся в вечном движении, источником которого является противоположность двух начал: положительного и отрицательного, мужского и женского. Все объекты познания делил на проявленные, то есть воспринимаемые органами чувств, и непроявленные – познаваемые путём логического вывода или в йогическом трансе. Познание даёт, по Агвану Балдану, абсолютнаую истину. Прочие виды познания он относит к сфере эмпирической истины. Агван Балдан оказал значительное влияние на развитие буддийской философии в Монголии.

  1.  Основные идеи философских школ махаяны

Школа махаяны считает, что абсолютная истина постижима только тем, кто практикует йогу. Считают, что материя – есть идея, а объекты – комбинация идей. Считали, что ничего не существует, всё есть результат и продукт мысли. Являются законченными идеалистами. На первое место они ставят ум, а не материю. Ум – первоисточник всех объектов. Ум имеет 2 качества – феноменальность (объекты чувственного созерцания) и ноуменальность (умственное созерцание). Цикл перерождения является заблуждением. Разум содержит потенции нашим прошлым поведением. Все последствия кармы – есть лишь внешние проявление нашего ума. Нирвану определяют, как очищение ума, восстановление его в первоначальной девственной чистоте. При этом сознание не способно ощущать своё существование. Ум, состоящий из потока различных идей,— вот единственная реальность. Нам только кажется, что вещи, тела и другие объекты существуют вне нашего ума,— это просто идеи ума. Так же как видимые нами во сне и при галлюцинациях вещи на самом деле не существуют, так и объекты, кажущиеся нам существующими, в действительности являются лишь идеями ума. Существование какого-либо внешнего объекта не может быть доказано, так как не может быть показано отличие объекта от осознания этого объекта. Взгляды махаянистов называются идеализмом, ибо они признают существование лишь одной разновидности реальности — нашего сознания, а объекты, кажущиеся нам материальными и внешними по отношению к сознанию, считаются нереальными, а лишь идеями, или состояниями сознания. Эта теория может быть точнее названа субъективным идеализмом, потому что, согласно ей, существование воспринимаемого объекта не отличается от субъекта, то есть от воспринимающего ума.

  1.  ШАМАНИЗМ В МОНГОЛИИ

Шаманизм является особой формой видения и познания мира, рассматривающей человека как часть Космоса. Он взаимосвязи на непосредственное восприятея мира, постижение взаимосвязи природы и человека. Шамазм формировался в рамках древнего дуалистического мировоззрения, разделяющего мир на обыденный. В основе его концепции лежит анимистическая картина мира: вера в духов и божеств природы, душу людей, духов и божеств природы, духов-помощников шамана. Шаманизм – наиболее древняя религия монголов. Самое общее в шаманизме как форме религии – вера в то, что особые люди, шаманы, обладают сверхъестественной способностью вступать в прямое общение с духами, приводя себя в состояние исступления. По шаманским представлениям на небе обитали могущественные Тэнгри – высшие божества. Божества-Создатель (Мунхэ Хухэ Тэнгри) – Вечно Синее Небо – «духовное начало». Это реальность, у которой нет начала и нет конца. Вечно Синее Небо считалось мужским началом, дарующем жизнь и охраняющим человеческий род. Тэнгри, высшие божества, олицетворяют различные природные явления. По древним представлениям шаманистов, на небе обитает 55 западных, добрых тэнгриев и 44 восточных, злых.

Шаманисты не имели специально построенных храмов. По шаманским традициям, обожествляя природу, люди стремились поддерживать баланс в природе и своими действиями не навредить ей. Природа было единым Божественным Храмом, к которому относились бережно. Места, где боги и духи проявили себя или где они действуют, выделяли особо как святое пространство. Этот обычай сохранился с глубокой древности. В таких местах – «контактной зоне» между мирами, сооружали примитивные алтари из дерева, камней и глины для жертвоприношений и молитв, устанавливали столбы-сэргэ и привязывали на ветки деревьев ленты – залаа.

Место объявляли священным и сюда приезжали специально для проведения обрядов. Подношение хозяевам местности широко практиковался в Монголии. Раз в год, обычно летом, проводится обряд «овоо тахилга». На этот обряд съезжается все местное население, принося с собой угощение духу – хозяину местности. По обычаю, который особенно соблюадает местное население, нельзя пройти мимо такого места, не почтив духа-эжина-хозяина этого места, иначе не будет удачи.

Общей характерной чертой, объединяющей все эти места, является природная красота, которая выделяет эти природные объекты из окружающего ландшафта. Считается, что в этих местах наиболее продуктивна медитация для получения просветления, энергии и бодрости. Уединение в таком пустынном месте является существенной частью мистического обучения. Основная цель уединения – отвлечь внимание от предметов внешнего мира и направить его к духовному началу.

Все обитатели Северной Монголии населяют духами окружающий человека мир природы. Каждая долина, каждая гора имеют своего духа или хозяина, который по – монгольски называется «сабдык». Хозяйн горы или долины и есть сама гора или долина. Каждая местность – живое тело. Имена духов, особо почитаемых священных гор и мест хранятся в тайне, не произносятся вслух без надобности.

С XVI века позиции шаманизма у монголов были серьезно ослаблены: буддийские ламы и монгольские князья использовали различные методы воздействия на шаманов, начиная подкупом и заканчивая гонениями. Кроме того, буддийские ламы взяли на себя часть шаманических функций. В социалистический период об открытой шаманской практике не могло быть речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе анализа истории монгольской философии были сделаны следуюущие выводы.

Монголия – это уникальная страна, которая до сих пор сохранила свои историю, культуру, философию и своеобразие мировоззрения.

На просторах «Великой евразийской степи», никогда не бывшей в полной изоляции, встречались самые разнообразные религиозные учения и школы, одни государства исчезали, появлялись другие, сменяли друг друга народы, идеи и власть.

Народная философия появилась также, как и в других восточных и западных государствах. Монголия не была непосредственно связана с другими странами, в которых сильно развита философская мысль.

Монгольская философия обновлялась благодаря развитию монгольского общества. В Монголии жили такие же известные философы, как, например, Аристотель в Греции. Они считали, что философский мир возникает из мифов, религии и познания мира. Монгольские философы, также как и философы Древней Греции и Рима искали ответы на основные философские вопросы. Отвечая на эти вопросы, они создавали оригинальные произведения. Надо отметить, что религия и мифология оказали глубокое влияние на искусство, литературу и философию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Алексей Николаевич Кочетов. Буддизм, - М.: издательство «Наука», 1983
  2.  Большая советская энциклопедия. Изд. 3 – е, испр. И доп. М.: «Политиздат», 1976
  3.  Корнев В.И. Буддизм – религия Востока. М., 1990.
  4.  Mongolica: К 750- летию «Сокровенного сказания»,  - М., 1993.
  5.  Современные проблемы буддизма, шаманизма и православия. Улан-Удэ Бурятский филиал СО АН СССР 1980.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15852. Язык-это баланс, а фильм-сюрприз 51.5 KB
  Дэвид Кроненберг Язык это баланс а фильм сюрприз1 Журнал Стюдио Studio Франция ведет рубрику Урок кино предназначенную для массового читателя и начинающих кинематографистов. В ней выступают многие крупные режиссеры излагающие свои вз
15853. Режиссер - это хозяин 135 KB
  Дэвид Линч РЕЖИССЕР ЭТО ХОЗЯИН1 В юности я хотел стать художником. Но во время занятий живописью я снял маленький мультфильм для того чтобы показывать его без перерыва нонстоп то есть в виде кольца на объемном так называемом скульптурном эк...
15854. Титаник. Спецэффекты в фильме 627.5 KB
  Титаник. Спецэффекты в фильме Автор: Дмитрий Мороз Титаник корабльлегенда изза своего катастрофического крушения навеки оставшийся в памяти простых смертных. Титаник фильм снятый за умопомрачительные 200 млн. долларов и ставший в итоге самой кассовой картин...
15855. ПАВЕЛ ПЕЧЕНКИН: ВРЕМЯ В ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО 57.5 KB
  ПАВЕЛ ПЕЧЕНКИН: ВРЕМЯ В ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО Интересно поговорить на тему которая объявлена немного провокационно в названии нашего фестиваля новое документальное кино. Мы должны всетаки решить есть оно или нет. Поэтому у меня в программе был заявлен доклад Акс
15856. Капитализация локальных ресурсов регионов России – ключевая стратегия модернизации их экономик 212 KB
  Капитализация локальных ресурсов регионов России – ключевая стратегия модернизации их экономик К постановке проблемы Проблема капитализации территорий – как систематической деятельности по превращению всех без исключения ее ресурсов фондов и активов в работ
15857. МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК ОСОБЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СКАЧКА 115.76 KB
  3 МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК ОСОБЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СКАЧКА Необходимость модернизации экономики политики и идеологии современного российского общества ОЧЕВИДНА И очевидна настолько что в стране практически нет ни одного политика или ученого который ...
15858. Свет и тени концепций долгосрочного социально-экономического развития России 1.61 MB
  Свет и тени концепций долгосрочного социальноэкономического развития России Финансовый кризис отчасти продлил наметившиеся до кризиса тенденции отчасти усилил их. В ходе современного финансового кризиса произошло резкое изменение глобальной структуры промышлен
15859. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО В РАБОТАХ Х. АРЕНДТ «VITA ACTIVA, ИЛИ О ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ», Ю. ХАБЕРМАСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 84 KB
  ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО В РАБОТАХ Х. АРЕНДТ VITA ACTIVA ИЛИ О ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ Ю. ХАБЕРМАСА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В процессе истории изменяется представление о пространстве политического. Для каждой эпохи характерно определенное видение политического. В
15860. Проблема смысла жизни как фактор духовного образования личности 63.5 KB
  Духовность на магистрали развития человека (общества, группы, индивида) обладает исторически высшим содержанием и способно к неограниченному развитию. Побочные (тупиковые) линии развития выражают неполную, ограниченную, неточную духовность или даже бездуховность, тогда как ошибочные, ложные типы мировоззрения связаны с духовными заблуждениями