98566

Проблема зря прожитой жизни в произведениях О. де Бальзака «Гобсек», Н. Некрасова «Мертвое озеро», Ю. Трифонова «Старик»

Реферат

Логика и философия

Главным аспектом практически каждого социального романа является концепция смысла жизни. Человек всегда задаётся вопросом о своем предназначении о цели и смысле своего существования своей жизни когда начинает осознавать что его жизнь заканчивается.

Русский

2015-11-04

78.5 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии»

Проблема зря прожитой жизни в произведениях О. де Бальзака «Гобсек», Н. Некрасова «Мертвое озеро», Ю. Трифонова «Старик»

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                               Разработал

Кандидат филосовских наук                                     студент гр. Д-112

__________ Быстрова А.Н.                       ___________Мухачев А.А.

   (подпись)                                                            (подпись)

_______________                             30.11.2011

(дата проверки)                                                                   (дата сдачи на проверку)

2011 год

Содержание

[1] Введение

[2]
1. О. де Бальзака «Гобсек»

[3]
2. Н. Некрасова «Мертвое озеро»

[4]
3. Ю. Трифонова «Старик»

[5]
4. Концепция зря прожитой жизни в произведениях О. де Бальзака «Гобсек», Н. Некрасова «Мертвое озеро», Ю. Трифонова «Старик»

[6]
Заключение

[7]
Список литературы

Введение

Главным аспектом практически каждого социального романа является концепция смысла жизни. Данная концепция выражена и в романах О. Бальзака, Н. Некрасова, Ю. Трифонова.

Человек всегда задаётся вопросом о своем предназначении, о цели и смысле своего существования, своей жизни, когда начинает осознавать что его жизнь заканчивается. И сегодня, точно так же, многие века назад, ответы на этот вопрос у каждого человека свои. Эти же вопросы задавали себе и герои романов «Гобсек», «Мертвое озеро», «Старик». Однако им так и не удалось достигнуть смысла жизни, променяв ее на нечто совершенно незначительное, отчего к концу произведения их постигает разочарование в ней, неудовлетворенность. Их жизнь прожита зря – и это основная идея всех трех романов.

Объектом изучения в данной работе является смысл жизни, как аспект литературной концепции.

Предметом изучения в данной работе является зря прожитая жизнь в произведениях О. де Бальзака, Н. Некрасова, Ю. Трифонова.

Целью в данной работе было поставлено рассмотреть и сопоставить проблему зря прожитой жизни в произведениях О. де Бальзака «Гобсек», Н. Некрасова «Мертвое озеро», Ю. Трифонова «Старик».

Задачи:

1. изучить специфику авторской позиции произведениях О. де Бальзака «Гобсек», Н. Некрасова «Мертвое озеро», Ю. Трифонова «Старик»;

2. сопоставить проблему зря прожитой жизни в данных произведениях.


1. О. де Бальзака «Гобсек»

Проблема зря прожитой жизни в произведении «Гобсек» просматривается очень ярко и четко.

Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье — одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье. Как-то раз зимой 1829/30 г. у неё засиделись два гостя: граф Эрнест де Ресто и Дервиль, которого принимают запросто лишь потому, что он помог хозяйке дома вернуть имущество, конфискованное во время Революции.

Когда Эрнест уходит, виконтесса выговаривает дочери Камилле: не следует столь откровенно выказывать расположение милому графу, так как ни одно порядочное семейство не согласится породниться с ним из-за его матери. В молодости она вызвала много пересудов. Вдобавок, она низкого происхождения — её отцом был хлеботорговец Горио. Граф Эрнест де Ресто беден, а потому не пара Камилле де Гранлье.

Дервиль вмешивается в разговор, желая объяснить виконтессе истинное положение дел. Начинает он издалека: в студенческие годы ему пришлось жить в дешёвом пансионе — там он и познакомился с Гобсеком. Уже тогда это был глубокий старик весьма примечательной внешности — с «лунным ликом», жёлтыми, как у хорька, глазами, острым длинным носом и тонкими губами1.

Из всех соседей он поддерживал отношения только с Дервилем, которому однажды раскрыл механизм своей власти над людьми — миром правит золото, а золотом владеет ростовщик. Окончив курс права, Дервиль получил должность старшего клерка в конторе стряпчего. Зимой 1818/19 г. тот был вынужден продать свой патент — и запросил за него сто пятьдесят тысяч франков. Гобсек ссудил молодого соседа деньгами, взяв с него «по дружбе» только тринадцать процентов — обычно он брал не меньше пятидесяти. Ценой упорной работы Дервилю удалось за пять лет расквитаться с долгом.

Однажды блестящий денди граф Максим де Трай упросил Дервиля свести его с Гобсеком. Граф де Трай пришёл с красивой дамой — по описанию Дервиль сразу узнал в ней ту графиню, что выдала вексель четыре года назад. На сей раз она отдала в заклад великолепные бриллианты. Дервиль пытался воспрепятствовать сделке, однако стоило Максиму намекнуть, что он собирается свести счеты с жизнью, как несчастная женщина согласилась.

После ухода любовников к Гобсеку ворвался муж графини с требованием вернуть заклад — его жена не имела права распоряжаться фамильными драгоценностями. Дервилю удалось уладить дело миром, и благодарный ростовщик дал графу совет: передать надежному другу всё свое имущество путем фиктивной продажной сделки — это единственный способ спасти от разорения хотя бы детей. Дервиль, так и не получив встречной расписки о фиктивности сделки, узнает, что граф де Ресто тяжело болен. Графиня, чувствуя подвох, делает все, чтобы не допустить стряпчего к мужу.

Развязка наступает в декабре 1824 г. К этому моменту графиня уже убедилась в подлости Максима де Трай и порвала с ним. Она так ухаживает за умирающим мужем, что невозможно догадаться,что это просто её хитрый план. Граф, не в силах добиться встречи с Дервилем, хочет передать документы старшему сыну — но жена не позволяет сделать этого, пытаясь лаской воздействовать на мальчика.

Графиня молит о прощении, но граф остается непреклонен. В ту же ночь он умирает, а на следующий день в дом являются Гобсек и Дервиль. Они видят как поисках завещания графиня учинила настоящий разгром в кабинете, не стыдясь даже мертвого. Заслышав шаги чужих людей, она бросает в огонь бумаги, адресованные Дервилю, — имущество графа тем самым безраздельно переходит во владение Гобсека.

Ростовщик сдал внаймы особняк, а лето стал проводить по-барски — в своих новых поместьях. На все мольбы Дервиля сжалиться над раскаявшейся графиней и её детьми он отвечал, что несчастье — лучший учитель. Находясь при смерти, все свое богатство старый скряга завещал правнучке сестры — публичной девке по прозвищу «Огонек». К концу жизни скупость Гобсека обратилась в манию — он ничего не продавал, боясь продешевить.

В заключение Дервиль сообщает, что Эрнест де Ресто в скором времени обретет утраченное состояние.

Жизнь прожита зря в романе «Гобсек» сразу у нескольких персонажей, самыми яркими из которых стали графиня и сам Гобсек.

Графиня выбрала неверный путь, потеряла все, что имела, включая и доброе имя и даже наследство собственных детей.  Ее жизнь оказалась бессмысленной и пустой, запятнанной позором мимолетного увлечения.

Но еще более отвратителен оказался ростовщик Гобсек, променявший истинную жизнь на скупость и жадность.Он хил в постоянном опасении продешевить. Бесполезный хлам, гниющий кофе – вот смысл жизни его последних лет. Бесчестный старик прожил жизнь в духовной пустоте и не обрел ее при смерти. Сомнения, подозрения, озлобленность на мир – вот те ценности, которым жил Гобсек. Жизнь его прошла впустую, он так и не ставил после себя ни чего действительно стоящего и светлого.


2. Н. Некрасова «Мертвое озеро»

Некрасов - автор, который обращался к проблеме жизненных ценностей наиболее часто.

Роман «Мертвое озеро» дает широкую картину жизни русского общества середины XIX века. В центре повествования - волнующая судьба и несчастная любовь молодой женщины.

Центральное место в романе занимает озеро, которое является неким злом, развращающим и губящим человеческие души.

Описание озера в романе соответствует его зловещему назначению. Мертвенное спокойствие и мрачная торжественность присутствуют в нем: «Кругом озера, с трех сторон, как бы служа оградой, были горы; покрытые редким еловым кустарником и деревьями, они придавали этому месту вид крепости, в которой была заключена вечно гладкая, как зеркало, поверхность воды. Огромные деревья, склоняясь к воде, бросали на нее страшные тени, а рукава озера, бесконечно извиваясь, вдали блистали кое-где между густым лесом. Какое-то уныние разливалось кругом озера, которое даже в бурю было спокойно. Ветер, бушующий на горах, завывая, как бы страшился нарушить спокойствие озера; одни только верхушки дерев медленно покачивались и наполняли воздух странным гулом. Мрачный и раскидистый ельник стоял неподвижно, простирая свои длинные сучья к озеру, как бы стараясь защитить его от солнца. Осока, страшной высоты тростник окаймляли озеро, а изумрудный мох в виде травы предательски укрывался между кустарниками ельника»2.

Герои романа живут вокруг озера, любят, размышляют, стремятся. Но они не могут понять, в чем же их истинный смысл жизни, в чем их предназначение, как будет лучше для них? Сомнения, терзания и поиски лучшей доли приводят их к совершению преступления.

Преступление их состоит в том, что они идут против светлой, чистой части своей души. Кто-то захотел богатства, кто-то склонить в свою сторону сердце строптивой красавицы. Получив награду герои вдруг понимают, что смысл их жизни совершенно не в этом. Что-то сделали не так. А жизнь уходит, дни бегут, а счастья все нет. Есть только терзания и сомнения. Ведь по сути жизнь прожита зря, если так и не смог понять и узнать, что есть для тебя истинная ценность, исходя из которой человек не пожалеет о прожитых годах и умрет в полном удовлетворении.

Однако, у героев «Метрового озера» удовлетворения ни в жизни, ни в смерти нет. Страдая и мучаясь они живут возле озера, которое своим злым началом притягивает грешников к себе.

Героям так и не удается осознать смысл жизни, который для них ставит автор. Жизнь их по сути прожита зря и бесполезна. Они променяли ее на мимолетные увлечения, на бессмысленные и бесцельные страдания не заметив самого главного для себя – того, что было совсем рядом.


3. Ю. Трифонова «Старик»

Весьма ярко вопрос о зря прожитой жизни встает в романе Трифонова «Старик».

В романе реально существует только сегодняшняя жизнь. Только революционное прошлое Старика оказывается настоящей жизнью, осмысленным подвигом.

В романе главный герой, хотя и поставлен в центре романа и его глазами мы видим все события, не является образцом для подражания, а, скорее, наоборот – писатель изобразил слабого человека, не способного противостоять внешним событиям. Потому-то он и на войне ведет себя как-то «неконкретно»: с самого начала он пошел за красными, и это, как кажется, всего лишь воля случая, так как, сложись обстоятельства иначе, он бы мог с той же легкостью стать их врагом. Вероятно, он не раз задумывался: а что бы было, если бы тогда он проявил решительность, а не малодушно доверился воле случая?

На примере Летунова писатель показывает тяжесть осознания прожитой жизни в конце жизненного пути. Память – это все, что остается человеку в старости, и это-то единственное и тяготит. Вроде бы сиди да вспоминай свое прошлое, да в прошлом есть моменты, за которые только теперь начинаешь расплачиваться угрызениями совести и чувством стыда. Писатель изобразил множество героев, каждого со своей идеей, самобытным мировоззрением, но финал романа утверждает: жизнь прекрасна сама по себе, безотносительно ко всем теориям и идеям.

Трифонов выражает мироощущение детей старых большевиков, по большей части репрессированных в 30-е годы. Для них сталинизм – это личный, родовой враг, надругавшийся не только над любимыми «отцами», но и над собственными молодыми жизнями.

В их памяти сталинизм и мещанство стало одним враждебным целым. Когда-то отцы победили в революции мещан, но потом сталинисты сломали отцов, отдав их детей на унижение мещанам. И потому в своих мечтах дети, подобно отцам, снова должны возвыситься и победить мещан, но вместе с тем – не поддаться новым сталинистам.

Старик пытается выяснить правду и оказывается, что истинным революционером (настоящим коммунистом) является не какой-то член компартии – а сам Мигулин, бывший народный социалист или труженик, бывший казачий подполковник.

Революционный идеализм Трифонова поднимается до религиозных высот. По-видимому, революционный идеализм отождествляется здесь с верой, теплом, светом, а диктатура лжекоммунистов – с неверием, холодом, мраком. Истина и ее достижение определяется как основа жизни, к которой стремится лишь умирающий старик, осознающий, что все, что он долгие годы считал  истиной на самом деле ущербно и не состоятельно. Все то, ради чего он предавал, воевал, голодал вдруг вылилось в какой-то убогий мещанский мирок. Все то о чем он мечтал оказалось бессмысленно для его же потомков, ради которых он все эти годы жил. Его убеждения оказались не менее бессмысленны и на закате жизни старик вдруг осознает, что жизнь его прожита зря.


4. Концепция зря прожитой жизни в произведениях О. де Бальзака «Гобсек», Н. Некрасова «Мертвое озеро», Ю. Трифонова «Старик»

Герои всех трех произведений на протяжении повествования не однократно меняют свои воззрения и пересматривают значимость своих ценностных категорий в зависимости от того, какие цели и задачи ставят для себя. Однако их основная цель – найти смысл жизни, быть счастливыми.

Герою Трифонова было так тяжело переступить через друга, но жить так хотелось! Жестокая конкуренция среди себе подобных вызывала у героев острую необходимость укрепления собственной значимости и интересов. Гобсек не постыдился потерять звание порядочного человека, ради удовлетворения своих желаний, как не постыдились и герои «Мертвого озера».

Конечно в романах есть и такие герои, которые раскрывают и развивают свои способности, обогащают окружающий мир и в процессе самоутверждения и привнесении определенной пользы миру.

Однако, нет сомнения в том, что невозможно полностью свести жизнь людей лишь к служению обществу, но существование такой цели есть одно из основных требований для обретения смысла жизни. Жизнь героев, вращающаяся в узких рамках личностных интересов, без включения в общественные дела, рано или поздно окажется бесплодной, бессмысленной. Только «эгоистическое» самоутверждение не может быть смыслом жизни человека.

Действительно, если бы люди на протяжении веков лишь удовлетворялись малым, повторяя жизненный путь предыдущих поколений, то уровень их развития недалеко отошел бы от уровня животного. Человек, являясь венцом творения природы, не может жить лишь первичными потребностями, а обязан действовать ради своего блага, блага окружающих людей и общества, о чем и пытаются сказать в своих романах Бальзак, Некрасов и Трифонов.

Однако, их главные герои придерживаются иных позиций. Их жизненные ориентиры направлены на получение личной выгоды. Мнение, сводящее смысложизненные ориентиры героев  к поискам личного счастья, заслуживает особого рассмотрения. Человек всегда стремится к счастью, вкладывая в него свое понимание. Но что же на самом деле счастье: состояние осуществленной мечты, безмерную радость или удовлетворенность жизнью?  Герои, обратившись к поиску личного счастья так и не находят ответа на этот вопрос.

Счастье нельзя рассматривать только как отдельное проявление человеческой жизни: оно всегда процесс. Такой подход к пониманию счастья побуждает героев к активным действиям, дает возможность самому быть творцом своей судьбы, осуществлять счастье самому, а не ждать его. Но, поскольку человек — часть общества, свои действия он должен строить, соблюдая интересы и остальных людей. Достижение собственного счастья не должно осуществляться за счет несчастья других. Герои так и не приходят к тому, чтобы ощутить личное счастье в полной мере делая прожитую жизнь бессмысленной и бесполезной.

Счастье, если его понимать в романах как чувство удовлетворения от добродетельной жизни, не существует отдельно от несчастья. Полного счастья «на всю оставшуюся жизнь» не существует. Есть лишь моменты счастья, которые герои выделяют в своей собственной личной жизни. Но моменты эти мимолетны и совершенно не значимы и несопоставимы с тем, что жизнь их прожита зря, бессмысленная.


Заключение
 

Таким образом, проблема зря прожитой жизни является одной из основополагающих во всех трех романах.

Бессмысленность жизни ростовщика Гобсека выразилась в столь же бесполезном хламе, который он копил в последние годы жизни. Он так и не увидел что-то иное, кроме отвратительной стороны мира. Жизнь его прошла впустую, он так и не ставил после себя ни чего действительно стоящего и светлого.

У героев «Метрового озера» удовлетворения ни в жизни, ни в смерти нет. Страдая, они живут возле озера, которое своим злым началом притягивает грешников в свои глубины. Героям так и не удается осознать смысл жизни, который для них ставит автор. Жизнь их прожита зря и бесполезна. Они променяли ее на мимолетные увлечения, на бессмысленные и бесцельные страдания.

Бессмысленной оказалась и жизнь главного героя в романе «Старик». Все то, ради чего он предавал, воевал, голодал вылилось в низменную борьбу за жизненное пространство без высоких идеалов. Все то о чем он мечтал оказалось бессмысленно для его же потомков, ради которых он все эти годы жил. Его убеждения оказались не менее бессмысленны и на закате жизни старик вдруг осознает, что жизнь его прожита зря.

В романах действуют герои пустоты и бессодержательности, фальшивых слов и пустых неискренних чувств. Авторы как бы вымучивают им свое сочувствие, заставляет себя не уважать их – нет, а хотя бы маскировать свое презрение вежливостью и нейтральной доброжелательностью, ведь к пустой бессмысленной жизни нельзя испытывать искреннего уважения.


Список литературы

  1.  Бальзак О. Избранные произведения. – М.: Детская литература, 1987.
  2.  Некрасов Н. Мертвое озеро. – Спб: Азбука – классики, 2010.
  3.  Трифонов Ю. Старик. – М.: Амфора, 2009

1 Бальзак О. Избранные произведения. – М.: Детская литература, 1987. с. 41.

2 Некрасов Н. Мертвое озеро. – Спб: Азбука – классики, 2010. с. 26.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52515. Тексти для диктантів в 5 – 9 класах. Найбільше багатство – здоров’я 127 KB
  Боріться за здорове життя Тому головним девізом у кожного з нас повинен бути: постійний контроль і аналіз власних вчинків Пояснювальний диктант Пояснити правопис слів з подвоєними приголосними звуками Дбай про фізичну культуру. Диктант по памяті Визначити іменники та дієслова Біг сприяє розвитку легенів укріплює серцевий мяз сприяє обміну речовин позитивно впливає на нервовий стан. Коментований диктант Написання слів з подвоєними приголосними звуками правопис ь ьо апострофа Плавання покращує діяльність серцево ...
52516. Збірник диктантів з української мови 5 клас За матеріалами підручника Р. Мовчан «Українська література» 103.5 KB
  Окрім того можна доповнити диктанти іншими видами діяльності. Пояснювальні диктанти. Творчі диктанти Утворіть словосполучення з поданими словами. Пояснювальні диктанти
52517. Літературні диктанти 169.5 KB
  Учень відразу ж записує у зошит відповіді на запитання вчителя. Лінійні диктанти полегшують діяльність учнів тим що остання літера кожного слова відповіді є першою літерою наступного слова. Зразки літературних диктантів 5 клас Народна казка âМудра дівчинаâ Акродиктант Якщо ви правильно дасте відповіді на всі питання то з других літер сліввідповідей складете словощо вкаже різновид казки âМудра дівчинаâ. Що в світі прудкіш над усе Скільки ліктів полотна...
52518. Типи і приклади літературних диктантів 594.5 KB
  Літературними диктантами називаються такі види роботи які дають змогу швидко і різнобічно перевірити знання учнів з теми що вивчається. Літературні диктанти подібні до тестових завдань. Літературні диктанти як правило можуть проводитись на початку уроку перевірка домашнього завдання актуалізація опорних знань чи в його кінці підсумок узагальнення виконуються в зошитах чи на окремих аркушах можливе їх...
52519. Усі уроки географії у 6 класі 3.11 MB
  Посібник містить розробки усіх уроків географії у 6 класі за Програмою 12-річної школи із використанням сучасних методів та прийомів навчання. Особливу увагу автор приділив рекомендаціям щодо проведення етапу мотивації, а також варіативності завдань для актуалізації та закріплення. Пропонуються також додаткові матеріали, завдання творчого рівня.
52520. Усі уроки географії. 7 клас 1.61 MB
  Посібник підготовлено відповідно до нової програми Міністерства освіти і науки України. Він представляє собою детальні розробки уроків відповідно до авторського календарного планування, причому кілька тем уроків представлені двома альтернативними варіантами. Для кожного уроку зазначено: мету, як навчальну з предмета, так і виховну, розвивальну; тип; найдоступніше обладнання; опорні та базові поняття; об’єкти географічної номенклатури.
52521. Усі уроки географії. 8 клас 1.16 MB
  Завершальним етапом роботи учнів на уроці є підсумок уроку. Здебільшого пропонуються прийоми, які дозволяють учням зробити його самостійно. Розробку уроку завершують різні види домашнього завдання. Представлені уроки тематичного оцінювання, завдання яких складені подібно до завдань, які використовувались під час ЗНО, відповідають програмним вимогам щодо знань і вмінь.
52522. Ділення раціональних чисел 153.5 KB
  Обладнання: фізична карта світу макет козацької чайки піратського корабля сигнальні картки карткизавдання; підручник для 6го класу: Математика Мерзляк А. Щоб зорієнтуватися в просторі нам треба розвязати завдання за правильними відповідями відшукати слово яке вкаже на курс нашої подорожі. ІІІ етап Поповнення запасів їжі і питної води Робота з сигнальними картками: Тестові завдання учні підіймають картку з правильною на їх думку відповіддю...
52523. Найбільший спільний дільник кількох чисел ( НСД) 34 KB
  Мета: сформулювати поняття спільного дільника кількох чисел найбільшого спільного дільника взаємно простих чисел; домогтися засвоєння алгоритму знаходження НСД кількох чисел. Коротко це можна записати так: НСД45, 30 = 15. Для довільних чисел і b пишуть так НСД; b.