98568

Материалистическое понимание истории К.Маркса

Реферат

Логика и философия

Выработанное Карлом Марксом материалистическое понимание истории было сделано в противоположность идеологическим взглядам немецкой философии. Материалистическое понимание истории сводит на нет весь тот материализм который был до этого.

Русский

2015-11-04

61 KB

0 чел.

PAGE  11

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

Материалистическое понимание истории К.Маркса

Реферат

По дисциплине «Философия»

Руководитель          Разработал

Профессор      студент гр. Д-212

______ Быстрова А.Н.    ______ Нагин К.С.

(подпись)        (подпись)

___________ ____________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

Новосибирск -   2012

Оглавление

Введение 3

Философия Гегеля 4

Сущность Фейербаха 5

Фейербах идеалист 7

Выводы Маркса 8

Библиография 11

Введение

Выработанное Карлом Марксом материалистическое понимание истории было сделано в противоположность идеологическим взглядам немецкой философии. В основном все строилось на критике гегелевских взглядов. Также большое внимание Маркс уделяет Фейербаху, так как он является средним звеном между философией Гегеля и теории Маркса.  Материалистическое понимание истории сводит на нет весь тот материализм, который был до этого.

Философия Гегеля

В 19 веке в Германии,  в отличие от других стран, философами являлись ученые, которые своей философией поддерживали действующее правление. Это было время перед революцией. Эта философия изживала себя по мере развития естественных наук. И все больше либерально настроенных людей было недовольно взглядами «неуклюжих» философов.

Одно из известных положений Гегеля: «Все действительное разумно; все разумное действительно»1; только подтверждает тот факт, что его философии прикрывала государство. Объясняло все его действия,   а не стремилась к тому, чтобы найти истину.  Действительность объясняется Гегелем как необходимость. И теперь получается, что действительным является только то, что в данный момент имеет необходимость существовать. Можно привести множество примеров из истории, когда один режим сменяет дугой, происходят революции. Следовательно, если происходят революции, значит они необходимы, это означает, что прежние необходимые порядки  утратили свою надобность. Отсюда следует, что в истории все действительные события, которые происходят,  необходимы на определенный промежуток времени и в ходе истории их заменят новые необходимые действительности. Выходит, что  все действительное с момента своего зарождения уже обречено на исчезновение.

Вот в этом и есть суть Гегелевской философии. Выходит, что ее целью больше не является поиск истины, выраженный в каких-либо правилах. Истиной является бесконечный процесс смены различного действительного характеризующегося своей необходимость в данное время. И эта постоянная схема происходит везде, в том числе и в истории. С ходом времени история идет по ступеням, которые сменяют друг друга по мере утраты своей необходимости. По причине этого становится невозможным, что через определенный промежуток времени человечество достигнет такой ступени, при которой будет существовать идеальное общество. Это бесконечный путь, не имеющий конца. Такая философия  считает любую действительность  изначально предназначенную для неминуемого исчезновения.

Но сам Гегель не приходил к таким резким выводам, эти выводы делает Маркс, в процессе изучения его взглядов. Причиной этого было то, что Гегель пытался построить систему, а система должна иметь абсолютную истину, а не бесконечный процесс. Энгельс пишет, что диалектический метод Гегеля противоречит и разрушает все догматическое.

Гегель пытается найти примеры доказывающие верность его теории в различных науках, и он их находит. Таким образом, чтобы найти абсолютную истину, философ должен преодолеть то, что  должно преодолеть все человечество, а это невозможно. Опираясь на это, Фридрих Энгельс пишет что, придя к такому выводу, мы ставим точку на старой, классической немецкой философии. В свое время философия Гегеля получила огромное распространение. Его последователи  ведут борьбу против религии и в ходе этой борьбы они приходят к материализму. Тут они вступают в конфликт со своей школой. Материализм рассматривает природу как единственно действительное, а гегелевская школа считает, что природа произошла из идеи.

Тут появляется Фейербах со своим сочинением «Сущность христианства», он разрушает все противоречия и провозглашает торжество материализма. Он пишет, что природа есть основа, без  которой мы бы не существовали, а все что считалось высшим,  он называет плодами воображения. Фейербах отбросил Гегеля в сторону, очень большое количество людей сразу стали фейербахианцами. И так же, как и на других, Фейербах оказал большое влияние на Маркса.

Сущность Фейербаха

Одним из главных вопросов философии был вопрос об отношении мышления к бытию. С давних времен, когда люди не имели должного развития науки и не знали строения своего тела, человечество задумалось, что их мышление не относится к деятельности их тела. Так приходит понятие души. Но тогда становится непонятно куда исчезает душа после смерти физического тела. И так как никто не мог это объяснить, возникает представление о бессмертии.

Аналогично появились и боги. Люди просто не могли объяснить явления природы, поэтому они олицетворяли их. Вопрос об отношении мышления к бытию приводит к вопросу о том, что же первично: дух или природа. Философы разделяются на два лагеря: идеалисты и материалисты.

Но вопрос об отношении мышления к бытию имеет ещё и другую сторону: возможно ли познать окружающий нас мир? И в этом случае также происходит разделение философов на два лагеря. Точка зрения о том, что окружающий мир можно познать, доказывается на примерах. Наука все больше получает данных о природе и ей удается объяснить многие явления, следовательно, все то, что люди до этого считали идеальным, на самом деле просто и понятно.  Получается теперь, что в дальнейшем  можно будет полностью уничтожить понятие о том, что мир непознаваем. Сама наука создавала толчок для философов.

Фейербах, конечно же, относится к тем философам, которые считали мир познаваемым. Он приходит к выводу, что существование «абсолютной истины» - это фантастический остаток веры в потустороннего творца. Он считает что мышления и сознание – это результат деятельности мозга, а материя первична и дух является лишь высшей формой материи. Вот что Фейербах говорит о материализме:

«Для меня материализм есть основа здания человеческой сущности и человеческого знания; но он для меня не то, чем он является для физиолога, для естествоиспытателя в тесном смысле, и  чем он не может быть для них сообразно их точке зрения и их специальности, то для меня не само здание. Идя назад, я целиком с материалистами; идя вперед, я не с ними»2

В этом высказывании Фейербах имеет в виду грубый материализм, в его простой форме, в которой  о нем говорили естествоиспытатели. Этот материализм был в основном механический, любое живое существо рассматривалось как своеобразный механизм. Ещё одна проблема заключалась в неспособности расценивать мир как исторический процесс, видеть природу, состоящую из материи, которая с течением времени изменяется. Такое состояние материализма определял уровень развития наук. Также на дальнейшее развитие материализма в большой мере влиял взгляд историков того времени. История была лишь сборником примеров для философов, времена средневековья вовсе считали пробелом, со средневековьем боролись, вместо того чтобы устанавливать историческую связь. Такое понятие материализма было очень ограниченным. Фейербах видел путь, по которому нужно было дальше двигаться философии. Суть этого пути была в том, что объединить науку об обществе (исторические и философские) с материалистическим основанием. Но Фейербах не мог сам этого сделать, так как в нем ещё жил идеализм, так же сыграло немало важную роль то, что философ жил вдали от городов в уединении.

Фейербах Идеалист

Идеалистическую сторону Фейербаха можно увидеть, касаясь вопроса о религии. Он не хочет избавляться от религии, он хочет ее создать сам. Основой его новой религии является любовь. В существующих религиях наивысшее проявление любви – это брак, в них совершенно не затрагивается половая любовь. Следовательно, выходит, что даже если религии исчезнут, то в любви и дружбе совершенно нечего не изменится. Фейербах не воспринимает такие чувства как любовь дружба сострадание в полной мере, он считает, что эти чувства будут полноценны тогда, когда они  станут религией. Он пытается составить религию, имеющую материалистическое основание, но это невозможно. Еще одним заблуждением Фейербаха является следующее высказывание:

«Периоды человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии»3

Это мнение можно считать верным, в случае если рассматривать три основные религии: буддизм, христианство, ислам. Что касается  различных племенных религий, то они исчезали сразу после того как племя захватывали.

У Фейербаха человек является абстракцией с набором  определенных чувств, в то время как человека надо изучать в действительности в исторических событиях. Перейти к этому шагу ему не удалось. Это смог сделать Карл Маркс.

Выводы Маркса

При разделении гегелевской школы возникло направление, которое связано с именем Маркса. За основу было взято материалистическое понимание мира. Природу и историю воспринимали такими, какими они даются каждому человеку. Было откинуто все идеалистическое. В итоге все сводилось к науке, которая могла объяснить движение внешнего мира, человеческое мышление. Наука могла дать законы, по которым история прокладывает свой путь. Гегелевская философия была преобразована, становится понятно, что  любое понятие относительно. Относительно какого-нибудь промежутка времени оно может быть истинным, но существует ошибочная сторона этого понятия, которое проступит наружу со временем. Так, например, было с мышлением, которое Гегель «метафизическим», в том время, когда оно было сформулировано, была необходимость в нем, так как наука была ещё плохо развита. А уже позднее, когда наука стала изучать не сами предметы, а связи процессов, совершающихся в природе, «метафизическое» мышление потеряло свою актуальность. Наука шагнула далеко вперед благодаря трем открытиям того времени: открытие клетки, открытие превращения энергии и появление теории Дарвина.

Так как природа теперь рассматривалась как исторический процесс, то же самое было и в других разделах истории, в том числе и в истории развития общества. Особенностью истории общества является то, что каждый человек действует сознательно, преследуя свои цели. Но несмотря на то что люди действуют сознательно, история общества все равно подчиняется своим законам, так как в большинстве своем люди никогда не достигают своих целей из-за того что сталкиваются с желаниями других людей, от недостатка средств на существование и т.д. Таким образом, история общества находится во власти случая, а случай в свою очередь подчиняется своим законам. Совершенно верно полагать, что и людские побуждения возникают по определенному закону. Такие аспекты не рассматривала старый скудный материализм. Стоит отметить, что в истории очень много примеров, когда отдельные личности могли привести в движение большие массы людей. Всех этих людей объединяет побуждение. Но в свою очередь эти побуждения возникаю вследствие действия определенных сил.

С того момента как началось введение крупной промышленности в Европе, произошло столкновение интересов двух классов: буржуазии, землевладельческой аристократии и пролетариата. В борьбе этих классов и заключалась движущая сила истории того времени. Эта сила заключалась в экономических потребностях этих классов. Политическая власть служила лишь инструментом для воплощения идей. Следовательно, государство и право определяется экономическими отношениями в обществе. Тоже самое происходит и с религией, новые появившиеся классы изменяют уже существующую религию под себя, заключая в ней свои экономические интересы, и управляя большими массами людей с ее помощью.

 

Заключение

Действительно материалистическое понимание истории Маркса имеет множество примеров из истории, способных доказать его точку зрения. Вот то, что говорит про это понятие  Фридрих Энгельс: «Понимание истории Маркса наносит философии смертельный удар в области истории точно так же, как диалектическое понимание природы делает ненужной и невозможной всякую натурфилософию. Теперь задача в той и в другой области заключается не в том, чтобы придумывать связи из головы, а в том, чтобы открывать их в самих фактах. За философией, изгнанной из природы и из истории, остается, таким образом, ещё только царство чистой мысли, поскольку она ещё остается: учение о законах самого процесса мышления, логика и диалектика»4

Библиография

Ф.Энгельс - «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»

1 «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=140616

2 «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=140616

3 «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=140616

4 «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=140616


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41032. Поняття та особливості сучасного міжнародного права 88.5 KB
  Проблема визначення міжнародного права. Характерні риси міжнародноправової системи в порівнянні з внутрішньодержавною системою права. Функції міжнародного права.
41033. Суб’єкти міжнародного права 80.5 KB
  Держава як основний суб’єкт міжнародного права. Україна як суб’єкт міжнародного права. Правосуб’єктність вторинних суб’єктів міжнародного права: а націй і народів що борються за свою незалежність; б міжнародних організацій; в державоподібних утворень; г фізичних осіб; д транснаціональних компаній.
41034. Теоретичні основи дослідження національної культури 149.5 KB
  Теоретичні основи дослідження національної культури Поняття культури та її структури Культурологія як наукова дисципліна Становлення української культурологічної думки. З точки зору історії культури якій власне і присвячено цей посібник поняття культура†використовують при характеристиці історичних епох середньовічна культура чи пам'яток археологічна культура характеристиці суспільств та регіонів європейська культура характеристиці народів кожен з яких створює неповторний культурний простір українська культура....
41035. Надзвичайні ситуації мирного й воєнного часів, їхній вплив на життєдіяльність населення України 34.5 KB
  Запобігання надзвичайним ситуаціям природного і техногенного характеру ліквідація їх наслідків максимальне зниження масштабів втрат та збитків перетворилося на загальнодержавну проблему і одне з найважливіших завдань органів виконавчої влади і управління всіх рівнів.1 Класифікація надзвичайних ситуацій Відповідно до характеру походження подій що можуть зумовити виникнення НС на території України розподіляються: надзвичайна ситуація НС порушення нормальних умов життя і діяльності людей на об’єкті або території спричинене аварією...
41036. Структура національної культури. Українська культура як цілісна система 71 KB
  Структура національної культури. Українська культура як цілісна система Структура національної культури Українська культура як цілісна система Характерні риси сучасної світової культури 1. Проблема систематизації культури і розкриття її структури є досить складною. На цій підставі в культурі правомірно виділяти світову і національну культури.
41037. Джерела української культури 62.5 KB
  Протослов'янське населення території давньої України 2. Територія заселена трипільцями пролягала від Словаччини та Румунії до Слобідської України від Чернігова до Чорного моря. Тут жили зокрема пращури слов'ян – місцеві землеробські племена. Питання походження східних слов'ян і на сьогодні є недостатньо вивченим.
41038. Культура Київської Русі: християнське підґрунтя української культури 66 KB
  Культура Київської Русі: християнське підґрунтя української культури План: 1. Християнізація Русі як чинник нових культурних зрушень 2. Мистецтво Київської Русі як утілення світогляду релігійної та естетичної свідомості. Культура Київської Русі – видатне явище світової середньовічної культури.
41039. Духовна культура українського народу ХІV – першої половини XVІІ століття 62 KB
  Розєднаність українських земель відсутність єдиного політичного центру спустошливі турецькотатарські набіги іноземний гніт спричинили складні процеси в розвитку української культури XIV– XVI ст. Довгий час православна церква залишалася для українського населення єдиним осередком національної самобутності духовності й культури. Складна соціальнополітична ситуація що склалася в польськолитовську добу в Україні істотно позначилася на розвитку української культури. Вказані особливості притаманні усім сферам української культури періоду...
41040. Українська культура козацької доби 60 KB
  Українська культура козацької доби Нові процеси у духовному житті Наука і освіта козацької доби Специфіка національного варіанту бароко Еволюція образотворчого мистецтва Барокова архітектура Саме козацькі часи в історії України називають добою Бароко маючи на увазі не лише мистецький стиль а значно ширше духовне поняття: світовідчуття. Українське Бароко виявилося співзвучним історичному часові що переживав народ і тому так повно виразило і його філософію і психологію й естетику. Більш того національний варіант бароко в...