98572

Проблема добра и зла

Реферат

Логика и философия

«Добро – в широком смысле слова, как благо, означает, во-первых, ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо его отношении некоторому стандарту, во-вторых, сам этот стандарт». В житейском смысле это понятие ассоциируется, как любовь, радость, счастье и относиться ко всему что дает и получает от людей положительную оценку.

Русский

2015-11-04

60 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспортаСибирский государственный университет путей сообщения

Проблема добра и зла.

Реферат по дисциплине «Культурология»

 

Руководитель:                                                                      Быстрова А.Н                                                                                                                                                                     Разработал:                                                                           Насибов К.И

                                                                                                     Д - 212

2012 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Проблема добра и зла в произведении М.Серватеса «Дон-Кихот».………………………………………………………………………………………………..4

Глава 2. Проблема добра и зла в произведении В.Кожевникова «Март-апрель»...……………………………………………………………………………………………………..5

Глава 3. Проблема добра и зла в произведении А.Герцена «Скуки ради» ………………………………………………………………………………………………………………………..6

Журнал…………………………………………………………………………………………………………7

Заключение…………………………………….………………………………………………………………..8

Библиография………………………………………………………………………………………………….9

Введение

«Добро – в широком смысле слова, как благо, означает, во-первых, ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо его отношении некоторому стандарту, во-вторых, сам этот стандарт».1

В житейском смысле это понятие ассоциируется, как любовь, радость, счастье и относиться ко всему что дает и получает от людей положительную оценку.

«Зло – это противоположность добра и блага; универсалия культуры, основополагающая  для морали и этики. Она охватывает негативные состояния человека: старание, болезнь, смерть, нищету, униженность, - и силы вызывающие эти состояния: природные стихии, общественные условия, деятельность людей».2

В житейском смысле это понятие ассоциируется, как несчастье, смерть, разочарования и относиться ко всему что дает и получает от людей отрицательную оценку.

Таким образом проблему добра и зла мы рассмотрим в произведениях М.Сервантес «Дон-Кихот»,  В.Кожевников «Март-Апрель» и  В.Герцен «Скуки ради».

Глава 1. Проблема добра и зла в произведении М.Серватеса «Дон-Кихот».

В произведении Сервантеса «Дон-Кихот», проблема добра и зла рассматривается на примере его главного героя. Сервантес описывает своего героя в образе странствующего рыцаря, который потерялся во времени. Спасая преступников, считая, что они не в чем невиновные рыцари, нападая на мельницы, думая, что это великаны и другие его подвиги, не совпадали с реальностью.  Автор насмехается над своим героем и в то же время восхищается, над тем, что он не отступает и с гордостью принимает поражение и  дальше идет спасать мир. Конечно, все подвиги Дон-Кихота очень смелые и добродушные, но смотря со стороны общества, все его подвиги становятся злом для окружающих.

Таким образом, добром у Дон- Кихота являлось  само его намеренье, совершить подвиг, но в отражении на реальность, оно было злом, которое  никогда не могло стать добром. Отсюда появляется выражение «Донкихотство», это выражение означает то, что все те добрые намеренья, возникающие у индивида, становятся злом для окружающего его общества.

Сервантес в конце своего романа приводит своего героя к осознанию  «Я  был сумасшедшим, а теперь я здоров, я был Дон-Кихотом Ламанчским, а ныне, повторяю, я – Алонсо Кихано Добрый».3 

Глава 2. Проблема добра и зла в произведении В.Кожевникова «Март-апрель».

В произведение Вадима Кожевникова мы наблюдаем патриотизм его главных героев. В своем рассказе автор передает любовь к своей родине и своему народу через своих героев. Он описывает войну, которая была беспощадна и страшна, но таких героев как Михайлова и  Жаворонков это не останавливало. Не смотря на множество окружавших  повсюду немцев, которые так и хотели их убить, и также несмотря на неблагоприятные условия,  выжить в лесу, они шли вперед, для того чтобы закончить свою военную операцию и осуществить долг перед родиной.

В этом рассказе война - это не только зло, но и добро. Злом является то, что война это негативное действие в обществе, выражающаяся вооруженным столкновением двух или более государств. Добром является то, что люди стремятся защитить свой народ, свою землю, и право жить на этой земле.

В конце своего произведения Кожевников обращает наше внимание на сильный характер Михайловой «Она поднялась. Ни боли, ничего. Изо всех сил она стучала по ключу, словно не сигналы, а крик: «Бейте, бейте!» - высекла из ключа»4 

Глава 3. Проблема добра и зла в произведении А.Герцена «Скуки ради».

Проблема добра и зла в рассказе Герцена можно заметить в ситуации когда,  доктор рассказывал мужчине историю из своей жизни , про солдата который любил рассказывать свои похождения. История была о том, как солдат и его группа совершила набег на урабскую деревушку, чтоб отогнать баранов и тем самым развлечься. «Урабы – это народ коварный лукавый; силой не взяли а внутри хранили злобу»5. Через недели две, урабы подстерегли одного из солдат, который отгонял баранов, и повесили его за шею. После чего полковник сбесился и отправил этого самого солдата и еще двоих вместе с ним для того чтоб найти ураба, который совершил это убийство. Но они специально приводят не того ураба, из-за ленивости долго искать  и говорят полковнику, что это тот самый ураб, который убил одного и их солдат, и полковник приговорил его к расстрелу. Так,  не в чем не виноватого ураба, убили. Добро в том, что они за своих людей стоят горой  и некого не дадут в обиду «Полковник рассвирепел, кричит на него «Зачем ты собака убил фузильера?»»6. Злом, как со стороны солдат, так и со стороны урабов является убийство человека. Я считаю, что убить человека это грех на всю свою жизнь и жить с таким грехом невозможно.

Журнал

«Кант отличает прирожденность человеку добрых и злых начал, особую, никем и ничем не отменимую онтологическую их в его антропологическое естество».7 

«Поскольку благо есть во всем, сто создано единым, поскольку возникает вопрос: если жизнь – благо, то присуще ли оно любому живущему? С точки зрения Плотина это не соответствует действительности. Благая жизнь – это жизнь согласно природе души, которая обращена к уму и добру. Но если наша жизнь есть благо, тогда смерть следует признать злом? Нет, отвечает Плотин. Смерть разрушает тело, но не душу. Существование души после смерти тела является благом в той степени, в какой без тела душа более способна осуществлять активную направленность к Богу. Если же душа человека, рассуждает Плотин, становится частью всеобщей души, то там никакое зло не может с нею случиться. Как для богов есть только благо, а зла нет никакого, так нет и зла для души, которая сохраняет свою чистоту и силою добра преодолевает зло».8

Заключение

В произведениях М.Сервантес «Дон-Кихот»,  В.Кожевников «Март-Апрель» и  В.Герцен «Скуки ради», проблема добра и зла проявляется в разных ситуациях, но в одном смысле, то есть, герои этих произведений думали, что они делают добро, но на деле оказывалось злом для общества и для каждого человека в нем. Таким образом добро не может быть без зла, зло не может быть без добра. Эти два противоположных понятия очень сильно взаимосвязаны между собой.

Добро и зло это категории этики и идеи морали которое выражает в себе нравственную ценность(добро) и нравственную антиценность(зло).

Библиография

1. М.Сервантес. «Дон-Кихот» государственное издательство художественной литературы, часть 1-2.

2. В.Кожевников «Март-Апрель». Рассказы, издательство  «Современник». М., - 1975г.в.

3. В.Герцен «Скуки ради». Повести и рассказы, издательство  «художественной литературы». М., - 1967г.в.

4. В.А. Васильев, Д.В. Лобов – Плотин о добре, зле. Журнал - Социально гуманитарные знания 2008 г.в.

5. Журнал человек «наука» 2009 г.в.

6.Этика энциклопедический словарь/ под редакцией Р.Г. Апресьяна и А.А. Гусейнова – Э 90 М.,- 2001 г.в.

1 Цит. по:  Этика энциклопедический словарь/ под редакцией Р.Г. Апресьяна и А.А. Гусейнова – Э 90 М.,- 2001., С.113

2 Цит. по:  Этика энциклопедический словарь/ под редакцией Р.Г. Апресьяна и А.А. Гусейнова – Э 90 М.,- 2001., С.154

3 Цит. по: М.Сервантес. «Дон-Кихот» государственное издательство художественной литературы; М.- 1959, С.599 часть 2

4 Цит. по: В.Кожевников «Март-Апрель». Рассказы, издательство  «Современник». М., - 1975, С.85

5 Цит. по: В.Герцен «Скуки ради». Повести и рассказы, издательство  «художественной литературы». М., - 1967, С.447

6 Цит. по: В.Герцен «Скуки ради». Повести и рассказы, издательство  «художественной литературы». М., - 1967, С.448

7 Цит. по:  Журнал человек «наука» 2009., С.7

8 Цит. по:  В.А. Васильев, Д.В. Лобов – Плотин о добре, зле. Журнал - Социально гуманитарные знания 2008., С.234

9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8950. Критический рационализм. Принцип фальсификации 25 KB
  Критический рационализм. Принцип фальсификации. Наиболее известные фигуры критического рационализма - Пеппер (1902-1988), Кун(1922), Лакатос (1922- 1974), Фейерабенд (1924). Критические рационалисты считают, что научное знание является целостны...
8951. Методология научного познания 343.5 KB
  Методология научного познания Научное познание - исторически меняющаяся деятельность, которая детерминирована, с одной стороны характером исследуемых объектов, с другой социальными условиями, свойственными каждому исторически определенному этапу раз...
8952. Значение общенаучных средств познания в сближении научных дисциплин разных типов 25 KB
  Значение общенаучных средств познания в сближении научных дисциплин разных типов Одним из самых очевидных и, вместе с тем. Значимым проявлением интеграции науки выступает неуклонное возрастание сближения различных научных дисциплин. По характеру пре...
8953. Философия техники как наука. Техника как философская проблема (И. Кант). 26.5 KB
  Философия техники как наука. Техника как философская проблема (И. Кант). Философия техники - совокупность различных течений, школ и концепций, рассматриваемых мировоззренческие проблемы развития техники и научно-технического прогресса. Техника больш...
8954. Техноэволюция и окружающий мир. Закон прогрессивной эволюции, скачкообразного развития техники, соответствия между функцией и структурой 26.5 KB
  Техноэволюция и окружающий мир. Закон прогрессивной эволюции, скачкообразного развития техники, соответствия между функцией и структурой. Развитие техники не останавливалось и не шло вспять. Это развитие могло идти незаметно, когда люди постепенно н...
8955. Связь законов диалектики с законами развития техники 26.5 KB
  Связь законов диалектики с законами развития техники. Существует три основных закона развития техники: 1. Закон прогрессивной эволюции техники: действие этого закона аналогично действию закона естественного отбора в живой природе. 2. Закон скачкообр...
8956. Эрнст Капп и концепция техники как проекции органов человека 28 KB
  Эрнст Капп и концепция техники как проекции органов человека В середине XIX в. обществе вырастает потребность философского осознания феномена техники. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и...
8957. Фридрих Дессауер. (1881-1963). Концепция техники как сопричастности божественному творению 28 KB
  Фридрих Дессауер. (1881-1963). Концепция техники как сопричастности божественному творению. Наиболее выдающейся фигурой по проблемам философии техники, как до второй мировой войны, так и непосредственно после нее, был Фридрих Дессауер. В своих работ...
8958. Льюис Мэмфорд: миф машины 28.5 KB
  Льюис Мэмфорд: миф машины. Мэмфорд в молодости увлекался электроникой. Несмотря на то, что он прошел четыре курса колледжа, диплома на степень бакалавра он не защитил, стал заниматься философией как неспециалист, Мэмфорд избрал гуманитарные науки и ...