98575

Альтернативные подходы к определению характера и роли экономического регулирования. Кейнсианство и монетаризм

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Экономическое регулирование: необходимость, сущность. Если мы примем базисную теорему об эффективности конкурентной экономики как основную точку отсчета, становится важным выделить основные причины необходимости государственного вмешательства в экономику: распределение; отсутствие совершенной конкуренции...

Русский

2015-11-04

87.5 KB

3 чел.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Котласский филиал

Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

(Котласский филиал ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»)

Кафедра  Гуманитарных и социально-экономических  дисциплин

080100.62 «Экономика. Управление предприятием»

Реферат

по дисциплине:  «Макроэкономика»

Тема: «Альтернативные подходы к определению характера и роли экономического регулирования. Кейнсианство и монетаризм»

Выполнила:

Невара К. И.   студентка гр. 12-ЭУ

«________»_____________ 20____ г     _______________

(подпись)

Проверил:

Альхимович И.Н.

«________»_____________ 20____ г      _______________

(подпись)

Котлас 2013 г.

Оглавление

[1] Оглавление

[2] Экономическое регулирование: необходимость, сущность.

[3]  Кейнсианство

[4]  Монетаризм.

[5] Различия монетаризма и кейсианства.


  1.  Экономическое регулирование: необходимость, сущность.

Если мы примем базисную теорему об эффективности конкурентной экономики как основную точку отсчета, становится важным выделить основные причины необходимости государственного вмешательства в экономику:

  1.  Распределение;
  2.  Отсутствие совершенной конкуренции;
  3.  Отсутствие фьючерсных и страховых рынков;
  4.  Неспособность экономики достичь полного равновесия;
  5.  Внешние факторы;
  6.  Общественные блага;
  7.  Достойные потребности.

Государственное регулирование – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью приспособления существующей экономической системы к изменившимся условиям хозяйствования.
Государственное регулирование – координирующий целенаправленный процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних внешних рынков посредством макро- и микрорегуляторов в целях обеспечения равновесного роста экономики.

Цели государственного регулирования:

  •  Генеральные;
  •  Конкретные.

Генеральные цели делятся на:

  1.  Достижение экономической и социальной стабильности;
    1.  Обеспечение национальных конкурентных преимуществ;
    2.  Экономическая безопасность;
    3.  Адаптация рыночных механизмов к различным ситуациям.

Конкретные цели делятся по субъектам и объектам государственного регулирования. Служат для увязки государственных и частных интересов.

Объектами государственного регулирования являются:

  •  Наднациональный уровень межгосударственных союзов;
  •  Национальная экономика;
  •  Области, отдельные сектора и регионы, где возникают проблемы, которые не разрешить посредством рынка.

Субъекты государственного регулирования:

  •  Центральные (федеральные) органы управления;
  •  Региональные органы управления;
  •  Муниципальные органы управления.

Типы государственного регулирования:

  •  Полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Был характерен для бывшего СССР.
  •  Различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов (смешанная экономика).
  •  Крайний либерализм.

В целом выделяются 2 главных модели государственного регулирования через определенные органы государства:

  •  Реактивная (адаптационная) – США, она позволяет быстро реагировать на изменения и осечки рынка. Это обеспечивается варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования как на макро-, так и на микроуровнях; сочетанием различных форм собственности; а также совместной деятельности государства и частного бизнеса.
  •  Проактивная – Япония, предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем дозирования объемов государственного вмешательства в экономику. Используется прогнозирование, координационные и корректировочные меры по предупреждению переговоров государства и предпринимателей.

Сущность государственного регулирования выражается в его функциях:

  1.  Разработка, организация и принятие хозяйственного законодательства – правовая.
    1.  Стабилизирующая – стабилизация экономики предполагает контроль за уровнем занятости, цен, стимулирование экономического роста.
    2.  Социальная – социально-ориентированное распределение имеющихся ресурсов в стране. Создание необходимых условий для развития малорентабельных и нерентабельных отраслей рыночного хозяйства (с/х, транспорт, космос, здравоохранение).

Методы государственного регулирования:

  •  Правовые;
    •  Административные;
      •  Прямые;
      •  Косвенные.
        1.  Государством устанавливаются правила для экономической деятельности фирм, предприятий и потребителей.
        2.  Меры по регулированию, лицензированию, квотированию и т.д. В настоящее время сфера деятельности административного регулирования в ряде стран организованно рамками защиты окружающей среды и социальной защиты населения.
        3.  Базируется на властно-распорядительных отношениях и сводится к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов.

Прямое воздействие государства осуществляется по двум направлениям:

  •  Развитие госпредпринимательства, которое осуществляется в капиталоёмких отраслях или малорентабельных (ж/д, транспорт и т.п.);
    •  Субсидирование предприятий негосударственного сектора, осуществляющееся путем предоставления индивидуальным фирмам товаров по низким ценам или прямое субсидирование.

Государство оказывает прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от пошлин на ввоз сырья, и осуществляет льготное кредитование экспорта.

  1.  Осуществляется путем изменения налоговых ставок по различным видам доходов, а также снижение налогооблагаемого минимума. Косвенным методом является и политика ускоренной амортизации. Ускоренная амортизация – освобождение предпринимателей от уплаты налогов и части прибыли, перераспределяемые в амортизационный фонд в целях ускорения обновления основного капитала.

Недостатки государственного регулирования:

  •  Государственные органы не застрахованы от того, можно выбирать наименее дорогой наименее эффективный путь решения проблемы.
    •  Выполняя свои функции, государство выбирает разнообразные методы воздействия на экономику. Либо исключается любое действие, которое налаживает связи в рыночном механизме; либо государственное регулирование осуществляется только косвенными методами, чтобы не подорвать рыночные стимулы


  1.   Кейнсианство

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. Кейнса. Идеи, совершившие переворот в классических воззрениях на рыночную экономику, изложены были в кн. "Общая теория занятости, процента и денег" — (1936 г.). Это означает появление нового направления во взглядах на ГРЭ кейнсианства. Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. Экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что именно она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Кейнсианская теория, опираясь на действительные факты первой половины XX в., исходила из того, что цены, процентные ставки, а в основном — заработная плата не являются на рынке довольно гибкими и изменяются в краткосрочном периоде медленно, а не быстро — как в классическом варианте. Поэтому они движутся к точке равновесия совокупного спроса и предложения в замедленном режиме.

Кейнс считал, что классическая теория не могла объяснить, какими путями уменьшить безработицу, которая, становясь массовой, требует больше и больше государственных средств и создает неблагоприятную социальную ситуацию. Он объяснил, что сущность макроэкономического регулирования заключается в управлении расходами при изменении доходов, которые меняются гораздо быстрее, чем негибкие цены и зарплата.

В отличие от классической теории, Кейнс полагал, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос. Совокупный спрос — это реальный объем национального производства товаров, которые потребители, предприятия и правительство готовы купить при данном уровне цен. Именно в недостатке "эффективного" спроса кейнсианская теория видела главную причину кризисных явлений в рыночной экономике.

В чисто рыночной экономике нет таких рычагов, считал Кейнс, которые бы автоматически способствовали росту ВНП. Поэтому"...нашей конечной целью, — писал он, — может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем". Кейнсианцы считали, что экономическая политика государства может способствовать росту ВНП и повышению занятости. Так, рост государственных расходов будет способствовать увеличению ВНП и тем самым повышению занятости. Кроме того, государство должно стимулировать в этих целях рост инвестиций посредством увеличения денежного обращения и снижения нормы процента.

К инструментам регулирования инвестиций Кейнс относил также: повышение государственных капиталовложений и их эффективности, расширение государственных расходов и закупок товаров. В итоге расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, возрастет занятость.

Рассматривая экономические инструменты регулирования совокупного спроса — денежно-кредитный и бюджетный, предпочтение отдавалось бюджетному.


  1.   Монетаризм. 

Монетаризм (англ. money — деньги; monetari — денежный). Со второй половины 70-х — начала 80-х гг. шел интенсивный поиск новых подходов к ГРЭ. Если при разработке кейнсианской теории центральным вопросом была занятость, то затем ситуация изменилась. Главной стала проблема инфляции при одновременном спаде производства (стагфляция). Кейнсианские рекомендации увеличивать бюджетные расходы и тем самым проводить политику дефицитного финансирования в изменившихся условиях оказывались непригодными. Бюджетные вливания в экономику могли только лишь усилить инфляцию, что и происходило в действительности.

Как школа в экономической науке монетаризм в основу рыночных отношений ставит денежно-кредитные отношения. В послевоенный период роль монетаризма возродил известный американский ученый, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен (чикагская школа) "Контрреволюция в монетарной теории" — 1970 г., "Деньги и экономический рост" — 1973 г.

В отличие от кейнсианцев, которые отводят деньгам второстепенную роль в определении экономической активности, монетаристы считают, что денежное предложение является единственным важнейшим фактором, воздействующим на уровень производства, занятость и цены. Кейнсианцы выступают за широкое вмешательство государства в интересах стабилизации экономики, а монетаристы являются сторонниками свободного рынка с ограниченным государственным регулированием.

Сторонники монетаристского направления акцентируют внимание на "стабильном спросе на деньги", т.е. на постоянстве темпов роста денежной массы. При достижении взаимной связи между количеством денег, находящихся в обращении, и совокупным спросом постоянный рост денежной массы позволяет совокупному спросу синхронно реагировать на рост естественного уровня реального объема производства. В этом случае в долгосрочном плане будут достигнуты полная занятость и стабильность цен. Монетаристы отводят при этом важную роль Центральному банку в поддержании устойчивых и предсказуемых темпов роста банковских резервов и предложения денег.

Следует иметь в виду, что конкретная денежно-кредитная политика той или иной страны не основывается в чистом виде на положениях одной экономической школы. Но в то же время в ней может отдаваться больший приоритет на данном этапе развития одной определенной концепции. Так, в США, несмотря на преобладающее воздействие монетаризма в денежно-кредитной политике, в ней присутствуют и инструменты, пропагандируемые кейнсианцами — принудительное регулирование ставкой процента и инвестиционными расходами.

Приоритетная роль монетаризма в разработке и проведении денежно-кредитной политики за последние десятилетия в странах Запада привела к сокращению вмешательства государства в банковско-кредитную сферу. Почти во всех странах Запада главную ответственность заденежно-кредитную политику несет Центральный банк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы более гибкими (косвенными) методами:

- регулирование количества денег в обращении;

- регулирование банковских резервов;

- регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам;

- регулирование ставкой процента и т.д.

Суть монетаризма можно свести к двум основополагающим тезисам:

1. Деньги играют основную роль в макроэкономике.

2. ЦБ может воздействовать на денежное предложение, т.е. на количество обращающихся денег (рост не более 3—5% в год).

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Идейные корни монетаризма уходят в классическую экономическую теорию. Монетаристы, как и представители классической школы, являются ярыми сторонниками свободного рынка.

Рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству, считают они, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Государственное управление считается бюрократическим, неэффективным и даже вредным для индивидуальной инициативы; оно подавляет свободу человека. Государственный сектор, по их мнению, должен быть как можно меньше.


  1.  Различия монетаризма и кейсианства.

Рассмотрение двух альтернативных вариантов механизма денежно-кредитной политики монетаристами и кейнсианцами показывает:

1) монетаристы считают, что изменение денежного предложения, т.е. денежной массы, непосредственно воздействует на совокупный спрос и затем — на объем производства в стране;

2) кейнсианцы в своем механизме проведения денежно-кредитной политики особую роль отводят процентным ставкам и инвестиционным расходам в воздействии на объем производства в стране.

Принципиальные расхождения во взглядах кейнсианцев и монетаристов на государственное регулирование.

Кейнсианцы

Монетаристы

  •  Принцип эффективного спроса
  •  Принцип эффективного предложения
  •  Рост огосударствления экономики
  •  Приватизация собственности
  •  Расширение государственного регулирования
  •  Укрепление рыночного механизма саморегулирования
  •  Дефицитное финансирование
  •  Стабильное регулирование денежного обращения
  •  Расширение государственных социальных программ
  •  Сокращение государственных социальных программ

Кейнсианский подход – гласит, что главной задачей государства является обеспечение необходимого объема эффективного спроса, а также создание централизованного контроля в вопросах, которые представлены частной инициативой. Государство должно осуществлять свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответствующей системы налогов, фиксации нормы банковского процента и др. методы.
Государству рекомендуется расширять инвестиции за счет:

  •  Усиления государственных закупок;
  •  Поощрения частных инвестиций;
  •  Влияния на норму банковского процента;
  •  Регулирования ставки, но с целью повышения и снижения потребительского и инвестиционного спроса.

Монетаристский подход – гласит, что экономика – стабильно саморазвивающаяся система. Монетаристы отстаивают идею свободного предпринимательства и считают, что рыночному механизму нет альтернативы. Между принятием решения и эффектом от принятия решения существует значительный разрыв во времени (от 6 до 18 месяцев), поэтому государство должно планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу.

Таким образом, взгляды кейнсианцев и монетаристов на роль государства в экономике, на частный и государственный секторы почти диаметрально противоположны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30435. Особенности конституционного права Бразилии 15.69 KB
  Конституция 1988 г. Композиционно Конституция 1988 г. Помимо упомянутых в общем ставших традиционными в акте встречаются совершенно исключительные права и свободы не получившие еще отражения в конституциях стран Европы. Конституция 1988 г.
30436. Форма правления и государственный режим в Бразилии, формирование и взаимодействие высших государственных органов 15.22 KB
  Акты Президента требуют одобрения обеих палат; если проект не принимается одной из палат то он считается отвергнутым. Если пост Президента становится вакантным или возникают препятствия в исполнении им своих обязанностей то их исполняет вицепрезидент а если названные обстоятельства возникают и в отношении президента и вицепрезидента одновременно то пост главы государства замещается в следующей последовательности председатель Палаты депутатов председатель Федерального сената и председатель Федерального верховного суда. Президента...
30437. Бразильский федерализм и местное самоуправление 15.64 KB
  территориальная структура была несколько реорганизована в частности федеральные территории Рорайма и Амапа обрели статус штатов. 23 установила совместную сферу компетенции Союза штатов и муниципалитетов и федерального округа распределение которой а точнее сотрудничество в которой опятьтаки передано в ведение дополняющего закона. Наконец третья сфера компетенции установленная основным законом конкурирующая компетенция Союза штатов и федерального округа к которой в частности отнесено трудовое исправительное экономическое и...
30438. Конституционное развитие Казахстана 16.32 KB
  Принципиально новыми положениями Конституционного закона стали провозглашение Казахстана независимым демократическим правовым государством а также преобразование Казахской ССР в Республику Казахстан. Закон предусмотрел такой государственный орган как Комитет конституционного надзора призванный обеспечить верховенство Конституции. Начальный этап конституционного развития Республики Казахстан завершился принятием 28 января 1993 г. Практическое применение показало что отдельные вопросы требующие конституционного...
30439. Форма правления и государственный режим в Казахстане, формирование и взаимодействие высших государственных органов 16.15 KB
  2 Конституции республика является государством с президентской формой правления. Однако анализ содержания Конституции в частности системы государственных органов показывает что с точки зрения принятой классификации форм правления Казахстан представляет собой не президентскую а смешанную республику функционирующую по президентскому тину. В Конституции же Казахстана мы находим и возможность хотя и усеченную выражения Парламентом вотума недоверия правительству п. 3 Конституции система сдержек и противовесов последовательного применения не...
30440. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Казахстане 18.2 KB
  и местных исполнительных органов устанавливая что компетенция маслихатов порядок их организации и деятельности правовое положение их депутатов равно как и компетенция и порядок деятельности местных исполнительных органов устанавливаются законом. Такой закон сегодня Закон О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан от 10 декабря 1993 г. 87 определяет правовые основы организации и деятельности местных органов исполнительной власти. Взаимоотношения местных представительных и исполнительных органов...
30441. Юридическая и социально-политическая сущность конституции 15.07 KB
  Юридическая и социальнополитическая сущность конституции В науке конституционного права понятие “конституция†применяется в двух смыслах. В формальном смысле это юридическая конституция т. Юридическая конституция представляет собой документ предписывающий то что должно быть. Серьезные расхождения между юридической и фактической конституциями иногда порождают фиктивность части положений основного закона.
30442. Основные тенденции развития конституционного права 14.29 KB
  Социализация это тенденция означающая что конституционноправовые нормы все шире регулируют основы устройства не только государства как это делали первые конституции но и общества в целом включая его экономическую политическую1 социальную и культурную системы. Данная тенденция проявляется в пополнении перечня конституционных прав свобод и обязанностей правами и обязанностями социальноэкономическими и культурными в регулировании отношений между трудом и капиталом в установлении социального предназначения собственности и т....
30443. Права, свободы и обязанности человека и гражданина, соотношение между ними 14.85 KB
  Права свободы и обязанности человека и гражданина соотношение между ними Подчеркивая две составные части в формуле права человека и права гражданина конституционноправовая теория исходит из того что первые проистекают из естественного права а вторые из позитивного хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными они присущи всем людям от рождения независимо от того являются они гражданами государства в котором живут или нет а права гражданина включают в себя те права которые закрепляются...