9858

Реформы политической системы в первой половине 19 века

Реферат

История и СИД

Реформы политической системы в первой половине 19 века. Ограничение самодержавия являлось важнейшим условием перехода России к индустриальному обществу. Эта проблема была осознана верховной властью и передовой общественностью уже в начале ХГХ века. ...

Русский

2013-03-17

38.19 KB

113 чел.

Реформы политической системы в первой половине 19 века.

Ограничение самодержавия являлось важнейшим условием перехода России к индустриальному обществу. Эта проблема была осознана верховной властью и передовой общественностью уже в начале ХГХ века. Главным направлением преобразований в тот период было усовершенствование системы государственного управления. 8 сентября 1802 г. последовало введение министерств вместо коллегий. Было образовано 8 министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. В 1810-11 гг. Александр I вновь обратился к реформе министерств. Кроме министерств были учреждены "главные управления" - путей сообщения, ревизии государственных счетов (государственный контроль) и главное Управление Духовных дел иных исповеданий. Введение министерств повысило степень мобильности управления отдельными отраслями в государстве. Министры назначались и сменялись только монархом, тем самым они несли персональную ответственность за вверенные им отрасли. Был создан комитет министров для обсуждения вопросов, касающихся нескольких министерств.

В том же 1802 г. было издано новое "учреждение Сената". Он наделялся су-«у дебными функциями, в компетенцию Сената также входил надзор за администрацией. Министры должны были предоставлять в Сенат годовые отчеты.^В 1810 г. , был образован Государственный совет - высший совещательный орган при царе. Он рассматривал важные государственные законопроекты, которые получали силу закона после утверждения царем. Госсовет был разделен на 4 департамента: законов, военных дел, дел гражданских и духовных, государственной экономии. Председательствовал в Госсовете или государь, или особое лицо, им назначенное.

Порой функции Госсовета и комитета министров в некоторых вопросах перекрещивались. Этому способствовало и то, что в первой половине ХГХ века должность председателя комитета министров и Государственного совета совмещались.

Первый период царствования Александра Павловича связан с именем М.М.Сперанского. М.М.Сперанский считал, что к отмене крепостного права не обходимо прийти в результате целой серии политических реформ: введения понятия политических и гражданских прав, обеспечения разделения властей, привлечения общества к управлению, признания судебной власти независимой, обеспечения выборности законодательной власти и подчинения исполнительной власти законодательной. По сути дела, проект реформ М.М.Сперанского означал переустройство государственной модели России, переход к конституционной монархии. К 1809 г. план реформ был выработан. В плане предусматривались три ряда параллельных учреждений. Высшим законодательным органом должна была быть Государственная дума, судебным - Сенат, а исполнительным - министерства, Предусматривались также низшие судебные, законодательные и исполнительные органы. Судебная система, по плану М.М.Сперанского, предусматривала обязательное существование присяжных. Состав "Сената избирался Государственной думой и утверждался императором пожизненно. Ни один закон не должен был издаваться без одобрения Государственной думы. Она имела право заслушивать отчеты министров, выбирать членов Сената, которые затем утверждались царем. Государственный Совет должен был стать высшим контрольным органом, состав которого определял император из высших сановников. Он имел контрольные и законосовещательные функции.

М.М.Сперанским была начата масштабная работа по кодификации российского законодательства. С его подачи началась финансовая реформа. Прекращался выпуск бумажных денег, ставилась под контроль финансовая деятельность министров. Вводился новый налог с дворян-землевладельцев. При подготовке реформ Сперанский опирался на некоторые нормы французских гражданских кодексов, так называемый Кодекс Наполеона, усматривая в них последнее слово юриспруденции. Реформы М.М.Сперанского были проведены в урезанном виде. Его профранцузские симпатии и приближение к царю "поповского сына" ускорили отставку Сперанского. Он был уволен со службы в 1812 г. и сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Власть, стремясь к реформированию страны, не спешила вводить радикальные преобразования в центре, экспериментируя на окраинах империи. Именно западные и северо-западные районы России впервые получили многие свободы, о которых население на исконных русских территориях и не мечтало. Речь идет о Финляндии и Царстве Польском. Первая была присоединена к России в ходе войны со Швецией в 1809-1810 гг. Княжество Финляндское получило широкую автономию. В XVIII столетии Речь Посполитая пережила три раздела, а после наполеоновских войск Царство Польское вошло в состав России. В 1815 г. ему была дарована конституция. Согласно этому документу царь должен был присягать конституции. В Польше появился новый орган - сейм, состоявший из двух палат. Вся власть в стране сосредотачивалась в руках шляхты, причем некоторые должности в судебных и административных учреждениях могли занимать только земельные собственники.

Историки расходятся во мнениях о глубине политических преобразований Александра I. Несомненно, что после победы над Наполеоном Александр хотел сохранить имидж либерального политика-законника. Для этого предпринимаются конкретные шаги во внешнеполитической деятельности. В то же время император понимает опасность конкретных либеральных преобразований внутри страны. На протяжении всего царствования Александр Павлович действовал, постоянно оглядываясь на дворянство.

Историки называют 1818 г. последним годом «откровенного александровского либерализма». Именно в этом году А.А.Аракчеев и ЕФ.Канкрин подают либеральные проекты освобождения крестьян; в этом же году вышла статья А.П.Куни-цина «О конституции»; и в этот же год император совершил поездку в Польшу. В варшавской речи, которую Александр произнес по-французски, были следующие слова: «Таким образом, вы мне подали средство явить моему отечеству то, что я уже с давних лет приуготовляю, и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости». По сути, это не было годословным заявлением? Так, с санкции царя Н.Н.Новосильцевым была подготовлена "Государственная уставная Грамота Российской империи" (1818-1820). Многие положения «Уставной грамоты» совпадали с положениями польской конституции. В этом документе были сделаны некоторые уступки в пользу конституционной монархии. Документ предполагал следующее устройство: власть самодержца ограничивалась двухпалатным парламентом-сеймом; страна делилась на наместничества, в каждое входило несколько губерний; в каждом наместничестве I также предусматривалось наличие двухпалатных сеймов. Сейм был наделен законосовещательной функцией, а законодательная инициатива принадлежала императору, который, кроме того, имел право вето. Правом голоса обладали дворяне, городские жители, имевшие недвижимость, лица, получившие университетское образование, купцы 1 и 2 гильдий и цеховые мастера. Устанавливался и возрастной ценз - 25 лет. Кроме того, предусматривалось введение гражданских свобод - свобода печати, всех видов собственности, равенство всех граждан перед законом, /неприкосновенность личности, независимость судей. Православие провозглашалось официальной религией. Вопрос о крепостном праве здесь не рассматривался, а Россия оставалась самодержавным государством. По сути, «Уставная грамота» не была конституцией. В проекте не была предусмотрена постановка закона выше монарха. Источником власти был государь, а не народ. Исследователи сходятся во мнении, что этот проект был консервативным по своему характеру. И все же он не был опубликован. Причина была в том, что в стране существовала мощная консервативная оппозиция не только в высших кругах, но и среди провинциальных помещиков. В этом Александр I смог убедиться во время поездки по стране в 1818 г. Император не захотел идти на конфликт с дворянством.

Как считает Н.Я.Эйдельман, если бы Александр пошел на провозглашение данного документа, это было бы в Польше, потому что «в Петербурге могли убить». В начале 20-х годов политика Александра I становится по одним определениям «консервативной», по другим - «реакционной». В.О.Ключевский считал, что Александр испугался выступлений в чугуевских военных поселениях и Семеновском полку (1820), в которых увидел отблески революций в Италии и Испании. В.Я.Гросул обратил внимание и на внешнеполитическую причину этой трансформации. Фактический руководитель австрийского правительства Меттерних постоянно запугивал российское правительство опасностью революции, что, несомненно, подталкивало императора к консервации реформ.

Историками единодушно констатируется наличие оппозиции во всех слоях общества. Кроме указанной оппозиции со стороны помещиков-крепостников, купечество и церковь также были недовольны правительственной политикой. В 1818 г. состоялся первый конгресс Священного союза - организации стран-победительниц (Россия, Австрия, Пруссия, отчасти Англия, позже присоединилась Франция). Священный союз был создан для поддержания порядка в Европе, в случае какой либо угрозы страны обязывались «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь». Интеграция должна была стать не только политической, но и экономической. Ту же цель преследовала идея соединения трех ветвей христианской религии.

Ряд иерархов русской православной церкви выступили против объединения православия, католичества и протестантизма. Исходя из идей интеграции, Александр I снизил пошлины на ввозимые товары. В Россию хлынули дешевые и качественные английские товары, что сильно ударило по стабильности русских купцов и фабрикантов. Кроме того, в Англии и Германии понизились цены на ввозимый России хлеб, поэтому размеры русского экспорта снизились с 1817 пс 1824 гг. в 12 раз. Это была настоящая экономическая катастрофа. Финансовая война, направленная против России, привела к глубокому кризису, а экономическое оживление началось лишь в начале 30-х годов.

В исторической науке сложился четкий стереотип: Александр I был либерально настроенным императором, а Николай I, его брат и преемник, - реакционер, стремившийся законсервировать политическое развитие страны.

После событий 14 декабря 1825 г. разрыв между властью и обществом усилился. Учитывая тот факт, что именно дворяне восстали против власти, сама власть более не могла рассчитывать на одно сословие. Поэтому опорой политики Николая Павловича стало не конкретное сословие, а люди, официально состоявшие на службе у государства, - чиновники.

Их деятельность регламентировалась, с одной стороны, законом, с другой -множеством инструкций и рекомендаций. Ограничение свободы и инициативы русской бюрократии привело к тому, что в русском чиновнике как социальном типе развились такие отрицательные черты, как взяточничество, подхалимство, а порой, и доносительство. Предметом страстных устремлений стал чин, который давал возможность повысить свой социальный статус.

В отличие от своего старшего брата Николай Павлович четко понимал, какой он хочет видеть Россию. Он признавал лишь две формы правления, в которых, по его мнению, не было фальши и лжи - это республика и неограниченная монархия. Все изменения в государственном управлении, предпринятые им в годы царствования, были направлены на укрепление существующего порядка. Если Александр Павлович считал, что только реформы по западному образцу могут решить проблемы, то его брат придерживался иной точки зрения. В то же время политика Николая I отчасти была продолжением политики Александра I второго периода царствования.

Государственный строй, по мнению Николая I, должен был основываться на едином законодательстве. Государь строго соблюдал закон, даже когда он не согласовывался с его взглядами. Николай I в 1829 г. принял корону царства Польского и поклялся строго блюсти конституцию, хотя конституционное правление, как выше было отмечено, не соответствовало личным политическим взглядам императора. Но того же соблюдения закона он требовал и от своих подданных, поэтому разразившееся в Польше Восстание он расценил как нарушение законности. Именно поэтому Николай Павлович не только не приостановил работу над законодательством, но и позволил М.М.Сперанскому ее закончить.

В исторической литературе не существует единого мнения по вопросу о характере российской политической системы при Николае I. Н.К.Шильдер считал политику Николая I полностью соответствовавшей национальным интересам. И.А.Ильин считал, что "освобождение трона от давления дворянства, как революционного, так и реакционного" было наибольшим благом для России. К.Леонгьев назвал Николая Павловича первейшим законником, его деятельность приостановила всеобщее разложение. А.ЕПресняков охарактеризовал период его царствования как «апогей самодержавия». В советской историографии долгое время преобладала единственная трактовка царствования императора Николая I. Его считали ограниченным человеком, солдафоном, душителем свободолюбивой русской интеллигенции, виновником смерти А.С.Пушкина. На сегодняшний момент историки не склонны оценивать курс политики Николая Павловича как реакционный, направленный на свертывание реформ предыдущего царствования, тормозивший развитие России, fПолитика Николая I носила консервативно-охранительный характер, в духе идей традиционализма. Последняя точка зрения представляется наиболее верной.

В царствование Николая I существовало множество комитетов, которые имели функции высших государственных учреждений. Они были наделены как исполнительными, так и законосовещательными функциями. Это вносило путаницу в функционирование государственной машины.

Николай I не стремился изменить суть политической системы. Все преобразования в государственном аппарате империи были направлены на его централизацию, более четкое обозначение функций ведомств. В своих реформах он опирался на разросшийся государственный аппарат и лично преданных императору людей.

В этот период Сенат практически теряет свое значение. Обсуждались вопросы более четкого разделения полномочий между Сенатом, Государственным Советом и Комитетом министров. Синод с 30-х годов превращается в подобие гражданского министерства. С 1835 г. обер-прокурор по делам Синода должен был присутствовать на заседаниях Госсовета и комитета министров.

Почти не изменилась система высших центральных органов управления - министерств и главных управлений. По инициативе фабрикантов и купцов в министерстве финансов в 1828 г. создан Мануфактурный совет, а в 1829 - Коммерческий совет. Были объединены должности начальника Генштаба и военного министра. В 1830 создана Военная академия, а военные поселения были признаны недееспособными.

Особое значение в этот период приобретает Собственная Его Императорского Величества Канцелярия (СЕИВК). Она была образована в конце XVIII века, а при императоре Николае I разрослась до небывалых размеров. Преобразование СЕИВК началось в 1826 г. В ее состав входили следующие отделения:

I отделение - по высочайшим прошениям (личный состав чиновников).

II отделение - Кодификация законодательства (создание единого системного законодательного акта - кодекса законов Российской империи; М.М.Сперанским к 1830 г. было закончено первое издание Полного собрания законов от 1649 г. До царствования Николая I). К 1833 г. составлен и напечатан Свод Законов Российской империи в 15 томах, которые действовали в то время.

III отделение - Высшая полиция. Исполнительный орган III отделения - корпус жандармов; образован в 1827 г., в 1836 г. переименован в Отдельный корпус жандармов. Страна делилась на отдельные округа. Начальником III отделения и корпуса жандармов был А.Х.Бенкендорф. Окончательно слияние этих должностей произошло в 1839 г. Функции этого органа были разнообразны - слежка и принятие мер для предотвращения социально-политических катаклизмов. Помимо политического сыска III отделение занималось должностными и уголовными преступлениями, делами раскольников и сектантов, иностранных поданных. В 1842 г. была образована 5 экспедиция, которая ведала цензурой и периодикой. Еще раньше при III отделении была введена должность цензора, отвечавшего за театральную цензуру.

IV отделение - Управление учреждений императрицы Марии. Это отделение занималось благотворительностью и женскими учебными заведениями.

V отделение - временное управление государственной деревней (1827-1837). Чиновники этого отделения занимались проведением реформы государственной деревни.

VI отделение - ведало подготовкой проекта Кавказского наместничества.

По сути дела, Канцелярия дублировала функции министерств, в то же время являясь контрольным органом над ними. Увеличение количества отделений приводил к разрастанию чиновничьего аппарата и к дальнейшей бюрократизации государственного управления.

В области местного управления произошел ряд изменений. Согласно губернской реформе 1775 г. несколько губерний могли соединяться в одно генерал-губернаторство. При Николае I генерал-губернаторство стало вводиться в экстраординарных случаях. Как правило, это были национальные и приграничные рай-» оны. Генерал-губернаторы имели право непосредственного доклада царю. Была предпринята попытка реформирования городского самоуправления. Был введен имущественный ценз, поэтому число выборщиков сократилось на 1,2% Но городским головой на практике продолжали избирать представителей купечества.

Николай I на первое место ставил принцип служения государству, для него важно было создать в государстве Слой послушных исполнителей. Поэтому инициатива, исходившая из низших слоев чиновничества, не приветствовалась. Однако не стоит думать, что в николаевское царствование отсутствовали действительно образованные инициативные чиновники. Император стремился окружить престол умными и знающими специалистами, особенно это касается периода 30-х годов, Среди них следует назвать П.Д.Киселева, С.С.Уварова, Н.М.Милютина, М.М.Сперанского, на дипломатической службе - Нессельроде и Тютчева. В то же время увеличение чиновничьего аппарата шло двумя путями: разрастание органов центрального и местного государственного управления, переплетение чиновничье его аппарата и дворянства. По выражению Ключевского, при Николае завершено было здание русской бюрократии.

Отмена крепостного права вызвала к жизни ряд политических преобразований в различных областях. 60-70-е гг. вошли в историю как эпоха «великих ре--форм». Цель реформирования заключалась в том, чтобы приспособить самодержавный политический строй к потребностям капиталистического развития.

После отмены крепостного права крестьяне стали полноправными гражданами, поэтому необходимо было изменить судебную систему.1Судебная реформа (1864) была самой продуманной и последовательной из всех. Краеугольным камнем судебной системы стало равенство всех перед законом. В основу судебной реформы были положены следующие принципы: разделение судебной и административной власти; несменяемость судей; независимая организация адвокатуры; гласность; создание суда присяжных; состязательность судебного процесса. Дела разделялись на важные и менее важные. Первые разбирались судом присяжных, вторые -судьями без присяжных, незначительные правонарушения рассматривали уездными мировыми судьями. Были образованы окружные гражданские и уголовные палаты, введен институт судебных следователей.

Судебная реформа отчасти была шагом к ограничению самодержавной монархии, судебная власть становилась независимой от исполнительной и законодательной.

Важной являлась и реформа местного самоуправления. Идея самоуправления , была весьма популярна в русском обществе. За нее ратовали представители различных общественных течений. Правительство не пошло на внедрение центрального народного представительства и ограничилось введением земств на местах. По «Положению о губернских и уездных земских учреждениях», утвержденному Александром II 1 января 1864 г., все избиратели делились на три курии. В первую курию - уездных землевладельцев - входили владельцы не менее 200 десятин земли, другой недвижимой собственности не менее 15 тыс. рублей, а также уполномоченные от духовенства. Во второй курии - городской - участвовали купцы 1 и 2 гильдий, а также владельцы городской недвижимости от 500 до 3000 рублей. В третьей курии выборы были трехступенчатыми. На волостных сходах крестьяне избирали выборщиков, которые на специальных съездах избирали гласных. Таким образом, в структуру органов местного всесословного самоуправления оказались «вмонтированы» созданные реформой 1861 г. органы крестьянского самоуправления.

Земские собрания избирали на три года исполнительные органы - управы. Уездные и губернские предводители дворянства председательствовали в земских собраниях. Это была своеобразная компенсация дворянству за потерянную вотчинную власть. 'В компетенцию земств ходили следующие вопросы: назначение денежных сборов на местные нужды; заведование земскими имуществами и капиталами; забота о местных путях сообщения; здравоохранение и ветеринария; народное образование; статистика; развитие местной торговли и промыслов и тому подобное. Таким образом, сфера деятельности земств ограничивалась хозяйственно-культурными делами. Земство имело право ходатайствовать перед правительством по вопросам, касающимся местных хозяйственных нужд. Отсутствие права законодательной инициативы превращало эти органы в «здание без фундамента и крыши». Губернатор имел право приостановить исполнение всякого постановления земских учреждений. И без того немногочисленные права земств указами 1868-1874 гг. еще более сузились. Земства были поставлены в полную зависимость от власти губернатора. Ограничениям подверглись гласность и публичность их заседаний, земства оттеснялись от заведования школьным образованием.

Земства были созданы только в 34 губерниях из 43-х. В регионах, где отсутствовало помещичье землевладение, а также на национальных окраинах земская реформа не была осуществлена. И все же земства стали школой парламентаризма в России. Именно здесь зародилось земское движение, представителями которого были либералы начала XX века.

В 1870 г. была осуществлена реформа городского самоуправления. В 509 городах были введены новые всесословные органы - городские думы, выборы в которые осуществлялись также с учетом имущественного ценза. Гласные городской думы избирали городского главу и членов городской управы Поражение в Крымской войне (1853-1856) привело к осознанию необходимости кардинальной перестройки вооруженных сил страны.1 Военную реформу возглавил Дмитрий Мидюд^ин. Она продолжалась почти 10 лет. Центральным моментом стало введение манифеста о всеобщей воинской повинности (1 января 1874 г.). Главная цель реформы - сократить численность армии в мирное время и увеличить ее мобильность в военное. Все лица мужского пола 20 лет от роду были обязаны явиться на призывной пункт. После медицинского осмотра «по жребию» набиралось нужное число новобранцев, требующихся в текущем году, а остальные записывались в «ополчение». Срок срочной службы составлял 6 лет, на флоте - 7, соответственно, срок запаса 9 и 3 года. Новым законом предусматривались льготы по семейному положению, уровню полученного образования и занятий (священники, врачи, ветеринары). В армии новобранцы обучались не только военному делу, но и грамоте. Реформировались как регулярные, так и нерегулярные войска, например казачьи. Произошло перевооружение армии: гладкоствольное оружие было заменено нарезным, появились стальные орудия, введены винтовки Бердана для пехоты. Положительные результаты реформы проявились в русско-турецкой войне! 877-1878 гг.

В 1881 г. министр внутренних дел М.Т.Лорис-Меликов предложил план дальнейших преобразований, который получил название «Конституция Лорис-Меликова». Для усовершенствования административной системы он предложил составить ряд комиссий с привлечением в них представителей из земств. Утром 1 марта царь назначил заседание Совета министров по этому вопросу на 4 марта, а через несколько часов был убит.

Новый царь Александр III пошел по пути отказа от любых реформ. Следует признать, что многие из консервативных мероприятий, проводившихся его правительством, были вызваны общественной обстановкой. Не только власть, но и общество отказывалось от диалога, что усугубляло ситуацию. Конгрреформы правительства Александра III начинаются в 1883 г. В первую очередь они коснулись области просвещения, потому как печать и образование - кратчайший путь воздействия на общественное мнение. Контрреформы ограничили свободу печати, самостоятельность местного самоуправления и его демократичность. Закрываются все радикальные и многие либеральные периодические издания, фактически ликвидируется университетская автономия, высшие женские курсы. Введением в 1889 г. института земских начальников правительство отчасти восстанавливало помещичью власть над крестьянами, утраченную в 1861 г., поскольку этот институт фактически был поставлен над всеми крестьянскими организациями самоуправления. Произошли изменения в судебной системе, приняты законодательные акты ограничительного свойства. Был уничтожен мировой суд, введены телесные наказания и штрафы, назначавшиеся земствами.

Земская контрреформа 1890 г. имела своей целью обеспечить абсолютное преобладание в органах местного самоуправления поместного дворянства. Представительство и права недворянских элементов в земстве были еще более ограничены. Крестьяне потеряли право выбирать гласных, поскольку их теперь назначал сам губернатор из среды крестьянских выборщиков. Вышедшее в 1892 г. Городовое положение также было направлено на сокращение численности избирателей из непривилегированных сословий. Избирательного права лишались приказчики, мелкие торговцы, а власть городского головы усиливалась. Вся система органов местного самоуправления была поставлена под контроль властей.

После смерти Александра III в 1894 г. на престол вступил его сын Николай II (1894-1917). В 1895 г. на встрече с представителями дворянства, земств и казачеств он заявил, что готов «охранять начала самодержавия также твердо и неуклонно», как охранял его отец. В эти годы увеличилось число высших государственных чиновников из императорской фамилии. Это свидетельствовало, с одной •стороны, о том, что царская фамилия желала сосредоточить контроль над важнейшими отраслями в своих руках, а с другой - что налицо разрыв между властью и обществом.

Политическая история России ХГХ века связана, в первую очередь, с проблемой реформ и контрреформ. Перед правительствами всех императоров, правящих в названном столетии, стояли две глобальные задачи: отмена крепостного права и повышение мобильности политической системы.

Правительство, неуверенное в реакции общества на нововведения, старалось экспериментировать на окраинах империи, в остзейских губерниях или Польше. Изменения в положении крестьян разных категорий происходили постепенно, и этот опыт в дальнейшем помог довольно безболезненно провести отмену крепостного права.

Модернизация политической системы могла быть проведена двумя способами: введением конституции и парламента или проведением систематических изменений в аппарате управления страной. В XIX веке предпринимались попытки I введения конституции, более того, на территории Царства Польского она даже была принята. Однако реакция дворянского большинства - главной опоры престола - не позволила власти пойти дальше разработки ее проекта.

Более того, власть столкнулась с беспрецедентной ситуацией: из среды того же дворянства выросла реальная оппозиция, которая стремилась к ликвидации монархии. После выступления на Сенатской площади правительство Николая Павловича сделало ставку на разветвленную систему административных органов и чиновничьего аппарата.

Однако после отмены крепостного права созданная бюрократическая система не могла полноценно функционировать. Потребовались реформы, затронувшие все основные отрасли государственной жизни. Наиболее прогрессивной из них стала судебная реформа, внесшая элемент разделения властей.

Все остальные реформы были половинчатыми. В то же время реформы 60-70-х гг. ХГХ века не привели к социальному и политическому взрыву и революционным выступлениям, как это было, к примеру, в США. Эпоха «великих реформ» стала школой для общества в деле управления империей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52266. Австралія. Географічне положення, історія відкриття і дослідження 46.5 KB
  Географічне положення історія відкриття і дослідження. Географічне положення історія відкриття і дослідження. Мета: формувати знання про своєрідність географічного положення Австралії етапи відкриття і дослідження вдосконалювати практичні вміння та навички; пояснювати особливості географічного положення материків; формувати вміння порівнювати географічне положення Австралії та Африки; розвивати пізнавальний інтерес до вивчення теми. Який материк ви вивчали Що вам відомо про Африку Чому вивчення будьякої території починають з...
52267. Музична подорож до Австрії 117.5 KB
  Liebe Freunde Ich freue mich euch zu sehen. In der heutigen Stunde sprechen wirber die Musik und Mozrt. Heute erfhren wir mehrber ds Schffen und Leben dessterreichischen Komponisten. Республіка Австрія існує з 1918 Es besteht us neun Bundeslndern.
52268. Розвиток автентичної особистості як основна мета сучасної освіти 114.5 KB
  Якщо до серця все найкраще лине Ти особистість. На моїх очах відбувається справжнє диво: з невмілого не впевненого у собі малюка виростає особистість яка мислить багато знає вміє оцінює себе й інших людей. Тому під час планування навчального процесу намагаюсь організувати його так: щоб бачити зону найближчого розвитку кожної дитини; щоб особистість розвивалась в якісній зміні її діяльності; щоб були задіяні у навчальному процесі інтелектуальна активність та пізнавальні інтереси кожного учня. Сьогодні у світі існують дві...
52269. Методи та прийоми пошуку розв’язання текстових задач з математики 174 KB
  Навчальна програма факультативного курсу Тема Методи та прийоми пошуку розв’язання текстових задач з математики для учнів 6 класу загальноосвітніх шкіл 2010 рік Автор чи укладач __Сторожук Валентина Миколаївна вчитель математики загальноосвітньої школи ІІІ ступенів №12 м. Науковометодична експертиза обласного центру практичної психології : тільки для програм з психології _________________________________________________________________________...
52270. Правила дорожнього руху 204 KB
  ТЕМА УРОКУ: Заборонні знаки. Які у вас існують асоціації спочатку діти висловлюють найстійкіші асоціації Закон України Про дорожній рух Учасники дорожнього руху правила дорожнього руху дорожні знаки а потім – другорядні попереджувальні пріоритету забороні. Яку тему ми розпочали вивчати на минулому уроці Прогнозована відповідь: Забороні дорожні знаки. Кожен з вас обирає цифру під якою ховається запитання з теми Забороні дорожні знаки і надає усну відповідь.
52271. Азбука юного гражданина. Своя игра 45 KB
  Оборудование: иллюстративный материал видеофильм Народні свята Гимн Украины выставка книг по теме таблица экран флажки разных стран. Едины мы в своем стремленьи: Пусть это будет на века Трезубец в гербе Украины – Страны любимой нашей лик. Беседа Что мы называем домом для народа Как называется наше государство Назовите столицу Украины. Можно включить фонограмму 50 Когда была принята Конституция Украины 28 июня 1996г.
52272. Азбука міста 75.5 KB
  Ведучий Дорогі діти сьогодні ви побуваєте на веселому святі де будемо вивчати дорожні знаки та правила вуличного руху. Діти Устає над містом сонце Будить все довкола Зазирає у віконце Кличе нас до школи. У зал заходить Баба Яга Баба Яга Фу фу фу Нас учили в школі Потягується ліниво Не спішіть ніко о о о ли Діти діти айайай Добрий день вам зазвичай Та чому смієтесь ви Не впізнали ви Яги Я колись була весела А тепер ось не до сміху Бо не можу вже вільно літати Знаки на моїй дорозі стали пропадати. Нову...
52273. Профессиональная азбука духовности 81 KB
  Установочномотивационный этап 5 мин Осмысление поставленных задач формирование установки на сотрудничество. Ситуация для группы Мир Труд не позорит человека: к несчастью иногда попадают люди позорящие работу. Вспомните и запишите поговорки пословицы о труде и изобразите их в виде рисунка. Бенчли Великая радость – работа В полях за станком за столом Работай до жаркого пота Работай без лишнего счета Все счастье земли – за трудом В.
52274. Азбуку міста вивчай до ладу, щоб не потрапити раптом в біду 285.5 KB
  Приспів: На дорозі не спіши Щоб не трапилось біди. Світлофор не спить і не дріма До порядку на дорозі всіх нас кличе. На дорозі зупинись Вліво вправо подивись Чемним будь ти у автобусі й трамваї. Я друзі гарно прогулявся Там де машини так награвся Я немаленький вже на зріст До того ж маю гарний хвіст Нікого слухать не збираюсь Бо я дорослий і на дорозі часто граюсь.